Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Оргмомент
| Проверка готовности к уроку
|
|
II.Актуализация знаний и постановка учебной проблемы (ВЫЗОВ)
| - Загадывает загадку:
Под сосною у тропинки кто стоит среди травы? Ножка есть, но нет ботинка. Шляпка есть – нет головы?
| - Отгадывают загадку.
- Гриб
|
- – Давайте составим «Синквейн» со словом «ГРИБЫ» (учитель записывает на доске)
| - Составляют «Синквейн» (коллективно)
Грибы Съедобные, ядовитые Растут, гниют, распространяются Грибы – это дары леса. Еда
|
- Направляет
– Давайте прослушаем диалог Лены и Миши
| - Инсценировка. Лена и Миша собирают грибы.
Лена: Миша, смотри какой гриб я нашла. Миша: Правда! Он такой крепкий и красивый. Лена: Интересно, грибы — это растения или животные? Миша (уверенно): Грибы живут как животные: у них ведь нет хлорофилла. Лена: Но ведь они не бегают, как животные, значит это растения. |
4. Задаёт вопрос: -Какой возник вопрос? - Определите тему урока Озвучивает тему урока: Прирождённые разрушители. | 4. Отвечают на вопросы: -Грибы – это растения или животные? - Грибы.
|
5. – Составим план урока (учитель записывает на доске)
| 5.Составляют примерный план: 1. К чему относятся грибы? 2. Где растут? 3. Строение гриба. 4. Какую пользу или вред приносят?
|
III.Совместное открытие знаний (ОСМЫСЛЕНИЕ)
| 1.Направляет - Сейчас заполните таблицу «Верные и неверные утверждения». Зачитывает верные и неверные утверждения: - Гриб – это растение.
- Плесень - это гриб.
- Нет грибов – нет хлеба.
- Гриб может разрушить дом.
- Грибами можно лечить.
- Не все грибы ядовиты.
| 1. Заполняют таблицу: Отмечают у себя в таблице: «+» - верное, «-» - неверное
|
2. Направляет – Прочитайте информацию в учебнике на с.120 | 2.Читают текст в учебнике на с. 120
|
3. Направляет - Сравните первое утверждение, сделайте вывод.
| 3.Сравнивают, делают вывод: - Грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Они представители царства грибов. - Грибы растут в лесу на поверхности почвы. Они разрушители - перерабатывают органические вещества. |
4.Направляет - Из каких частей состоит гриб?
(приводит пример: яблоня с яблоками; яблоки собрали, а яблоня осталась) | 4.Рассказ о строении гриба по таблице (у доски) - Гриб состоит из грибницы и плодового тела. На плодовых телах созревают споры. Плодовое тело отомрёт, споры разлетятся, грибница продолжает существовать.
|
IV.Физминутка
|
| Проводят сами дети |
V.Совместное открытие знаний (продолжение) (ОСМЫСЛЕНИЕ)
| 5.Даёт задание для работы в группах. Напоминает о правилах работы в группе.
| 5.Самостоятельно добывают новые знания.
|
1 группа: Плесень (стр. 121 в учебнике)
| 1 группа: (плесень на хлебе) Дополнительная информация из энциклопедии: Рассмотрите плесень. Она моментально прорастает на остатках пищи, потому что грибы прирожденные разрушители, но её споры могут быть ядовитыми для человека, нельзя в квартире допускать её размножения, также нельзя кормить птиц плесневелым хлебом, они могут отравиться. Очень важны для человека ПЛЕСНЕВЫЕ грибы. Из них получают лекарства – антибиотики, для борьбы с тяжёлыми заболеваниями. |
2 группа: Спорынья (иллюстрация на с.121)
| 2 группа: Дополнительная информация из энциклопедии: Спорынья – гриб, паразитирующий на ржи и на других дикорастущих злаках. Спорынья распространена во всех областях России, где растут хлебные злаки. Наиболее благоприятен для нее климат с повышенной влажностью (70% и выше). В медицине спорынья издавна применяется при лечении мигрени, базедовой болезни, гипертонии, психических заболеваний. Препараты:порошок спорыньи, экстракт жидкий, экстракт густой, корнусол (в ампулах); |
3 группа: Эмпуза (иллюстрация в учебнике на с. 121)
| 3 группа: (из Большой советской энциклопедии) Эмпуза (Empusa) - род грибов. Паразиты насекомых. Споры (конидии) гриба, попадая на поверхность тела, прорастают, образуя мицелий, который проникает в тело насекомого и разрастается. Под влиянием токсинов, выделяемых грибом, все внутренние органы насекомого разрушаются. Около 20 видов. Наиболее широко распространены виды: вызывающая массовую гибель сосновой совки, златогузки, кольчатого шелкопряда — опасных вредителей лесных культур, и паразитирующая на саранчовых. |
4 группа: Трутовик (иллюстрация в учебнике на с. 121)
| 4 группа: (выдержка из статьи «Зачем природе трутовик?») Зачем природе трутовик?
Помню, мне, наверное, тогда лет шесть было, пошли мы с отцом в лес за грибами. Ходили, искали, и грибов-то вокруг много – собирай не хочу, но мое внимание почему-то привлек странный серый нарост на березе. - Что это? - спросила я у папы. - Это, дочка, гриб-трутовик. - Трутовик? – удивилась я. – А почему он на дереве растет. - А он дерево кушает…
В большинстве трутовики селятся на мертвой древесине, некоторые предпочитают живые деревья и могут жить только пока живо дерево. Бывает и так: гриб поселяется на живом дереве, растет, питается за счет него, ведет себя как паразит. А когда дерево погибает, он продолжает жить, все так же разлагая древесину. Трутовики чаще селятся на старых, отживших свое или ослабленных деревьях . Питаются древесиной, причем в основном мертвой . Встретить трутовики можно практически везде. Чаще, конечно, они встречаются в лесах, особенно ослабленных вырубкой или пожаром. Селятся они и в городских парках и даже на хозяйственных постройках. Есть даже определенная группа, получившая название домовых грибов. Эти грибы очень любят разные постройки, погреба. |
5 группа: Дрожжи (пакетик с сухими дрожжами, текст учебника на с. 121)
| 5 группа: Дополнительная информация из инциклопедии: Дрожжи – это грибы в виде раздельных одиночных клеток. Тело дрожжей сильно отличается от тела большинства грибов, поскольку оно состоит всего-навсего из одной клетки. Впервые их под микроскопом рассмотрел голландский учёный Левенгук. Однако его современники не поняли значения этого открытия и понадобилось около 150 лет, чтобы учёные разобрались в существе этих микроорганизмов и причисли их к грибам. Между тем человечество с давних пор использовало дрожжи для приготовления алкогольных напитков и в хлебопечении. В природе известны около 500 видов дрожжей. Со многими из них мы сталкиваемся в быту. Дрожжи делятся на пекарские, пивные и винные. В хлебопечении, например когда мы выпекаем пирожки. Применяем дрожжи для того, чтобы тесто поднялось. Используют дрожжи в виноделии, где необходим процесс брожения. Большое значение имеет применение дрожжей в пивоварении. Дрожжи всегда были неизменными спутниками и друзьями человека. |
6 группа: Шляпочные грибы (текст и иллюстрации учебника на с 121-122)
| 6 группа: (муляжи грибов, иллюстрации) Полезно знать, что среди трубчатых грибов нет особо опасных, а вот с пластинчатыми грибами нужно быть поосторожней. Ядовитые и незнакомые грибы лучше не трогать руками. |
6.Даёт возможность выступить каждой группе, оценить работу группы.
| 6.Выступление представителя от каждой группы, оценивают работу группы |
7.Направляет - Сравните свои утверждения в таблице «Верные и неверные утверждения», сделайте выводы.
| 7.Сравнивают свои утверждения, делают выводы: грибы это особое царство; для изготовления хлеба используют дрожжи, а это тоже грибы; грибы разрушают древесину и есть домовой гриб; из плесени делают лекарство пенициллин, плесень – тоже гриб; не все грибы ядовиты.
|
8.Проводит игру «Возьму в лукошко» Показывается иллюстрация гриба или муляж, если это съедобный и известный детям гриб, то хлопают в ладоши, если неизвестен или ядовитый, то топают.
| 8.Участвуют в игре.
|
VI.Подведение итога (РЕФЛЕКСИЯ )
| 1.Задаёт вопросы: - Что объединяет эти слова? дрожжи, грибы, трутовик, плесень, спорынья, эмпуза - Что же такое грибы? - Какую роль они играют в природе? - Мы ответили на все вопросы нашего плана.
| 1.Отвечают на вопросы - Это всё грибы.
- Отдельная группа организмов. - Роль разрушителей.
|
2.- Давайте снова составим «Синквейн», имея новые знания по данной теме. Записывает на доске рядом с тем, который был составлен в начале урока.
| 2.Составляют «Синквейн» Грибы Полезные, съедобные Разрушают, помогают, лечат Грибы – прирождённые разрушители. Помощники
|
VII.Домашнее задание.
| - Чтобы нам быть тоже помощниками природы и подготовиться к следующему уроку «как нам жить в дружбе с природой» необходимо составить памятку грибника, выполнить 2 задания (на выбор) в рабочей тетради на с. 60, а для любознательных познакомиться с материалом в учебнике на с. 123. | Записывают в дневник |
VIII.Оценивание | - Спасибо за работу на уроке. - У каждого из вас на парте лежит гриб, выберите тот который соответствует вашей работе на уроке, и положите в корзину на доске красный– было интересно и узнали на уроке что-то новое; жёлтый – было интересно, но нового ничего не узнали; коричневый– было неинтересно.
| Дети оценивают свою работу на уроке. |