УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА "Органы чувств"
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме

Рысенкова Светлана Николаевна

презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organy_chuvstv_konspekt_uroka.doc45.5 КБ
Файл organy_chuvstv.pptx1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира 3 класс

Тема: Органы чувств.

Цель: познакомить учащихся с органами чувств.

Образовательная задача: формировать представление об органах чувств, как необходимых звеньях связи организма с внешней средой, познакомить с гигиеническими нормами ухода за органами чувств; познакомить со строением и функциями органов чувств.

Развивающая задача: развивать логическое и абстрактное мышление, наблюдательность, внимание, память, любознательность, развивать навыки гигиены.

Воспитывающая задача: воспитывать ответственность за свой организм, культуру гигиены, интерес к предмету.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

1.Проверка Д\З ( по вопросам на слайде)

Кроссворд (по вертикали)

1.Повреждене ткани тела ударом (ушиб)

2.Основная функция кожи (Защита 6б.)

3.Средство оказания первой мед.помощи.(йод)

4.Средство гигиены ухода за кожей (полотенце 9б.)

5.Повреждение ткани тела огнём, чем-то горящим или едким, жгучим (ожог)

(по горизонтали)

  5.Повреждение морозом плохо защищённых частей и поверхностей тела.(обморожение 11б.)

6.Бесцветная жидкость, выделяемая подкожными железами (пот)

7. Мельчайшие отверстия на поверхности кожи (поры)

2. Работа по теме урока:

Блиц-опрос:

При помощи какого органа мы различаем цвета?  Слышим звуки?    

При помощи чего различаем запахи? Вкус пищи?  Чем чувствуем тепло, холод?

-Все эти органы называются органами чувств. У человека 5 органов чувств.

С их помощью мы познаём окружающий мир, различаем предметы по запахам, окраске, форме, звукам. А управляет работой органов чувств МОЗГ. (на слайде разными цветами показано какая часть мозга за какую работу отвечает)

ЦЕЛИ: Сегодня мы узнаем о строении и работе органов чувств, поговорим о бережном отношении к своим органам чувств и о правилах личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств.

Представьте себе, что вы специалисты, изучающие ОЧ.

Ваша группа  изучает орган зрения – глаз, ваша – орган слуха и равновесия – ухо, вы нам расскажете об органе вкуса - языке, вам необходимо изучить орган обоняния –нос, вашей группе узнать больше об органе осязания – коже.

Работать будем так: вы изучаете материал учебника, энциклопедий, рассматриваете рис. и рассказываете об органе чувств по плану (он на слайде)

Предлагаю завершить работу в группах и дать нам отчет. А кто первый  отчитается узнаем, отгадав  загадку: Видят целый свет, а друг друга нет. Что это? (глаза)

1.Что можно увидеть глазами? О каких свойствах и признаках предметов окружающего мира они могут нас информировать?

(90% информации человек получает зрительно Вес глаза 7-8 г, диаметр глазного яблока 2,5 см. Благодаря зрению мы различаем окружающие нас предметы: по форме, цвету, размеру. Вовремя замечаем опасность. Для человека зрение приобретает особое значение. Человечество накапливает опыт, развивается наука, искусство. Весь этот опыт передаётся через книги, через письменную речь, которая воспринимается при помощи зрения.)

 2.Почему у нас 2 глаза?(это помогает видеть мир объёмным, а не плоским)

3.Расскажите о строении глаз. (цвет радужки зависит от содержащихся в ней пигментов и передаётся по наследству от родителей к детям)

4.А сейчас узнаем о том, как формируется образ (диск)

Вы услышали незнакомое слово – генерировать это значит возбуждать. Теперь вы знаете, как формируется образ.

Проведём небольшой эксперимент  и узнаем может ли зрение нас обмануть?( иногда головной мозг не может точно разобраться в сигналах и не понимает, что именно видит человек. Так возникают зрительные иллюзии: одинаковую ли длину имеют линии? Обман в стрелках, а точнее в их направлении) Значит, зрение иногда может нас обманывать.

  • Это интересно  

 Человек с нормальным зрением способен четко видеть предметы на расстоянии 60 м.

Но острота человеческого зрения в 500 раз ниже, чем у сов, способных различать свою добычу с расстояния 2 м при почти полной темноте. Приведем другие поразительные примеры: беркут может заметить зайца с высоты 3,2 км, а сокол - голубя более чем за 8 км. Зрение медведя очень острое: в ясный день медведь может разглядеть лежащего на льду тюленя за 2-3 км.

Наши глаза настолько драгоценны, что мы просто обязаны их беречь. Несмотря на то, что глаза защищены костями черепа, веками и ресницами, существует немало опасностей для них. Каких? (травмы, инфекции) А какие правила надо выполнять, чтобы уберечь глаза нам расскажут ребята.

А сейчас сделаем зарядку для глаз

Загадка : Ты думаешь у тебя их только два, а их на самом деле 6. (уши)                                                                                            

Разведчик слуха – уши.

1.Почему в загадке говорится, что ушей 6? Подсказкой может служить строение уха.

2.Расскажите о строении уха.

3.А сейчас узнаем, как работает слух? (диск)

Практическое задание:  

Закройте глаза и положите голову на парту. Отгадайте предметы по звукам, которые они издают (открывание двери, портфеля,  скрип мела по доске, скрип стула, листать тетрадь)

4.Почему уши –это орган не только слуха, но и равновесия?

Проведём ещё один эксперимент. Встаньте и покружитесь. А теперь остановитесь. Ощущение движения у вас сохранилось? Может ребята из 2 группы и ответят нам, почему? (Основным органом равновесия являются полукружные канальцы внутреннего уха. Они заполнены жидкостью, приходящей в движение  при любом повороте головы или туловища. У каждого канальца есть расширение – ампула, на её стенках расположены чувствительные рецепторы. Они реагируют на колебания жидкости и передают сигналы в головной мозг, который определяет, нужно ли предпринимать меры для восстановления равновесия. Когда вы кружились, жидкость в полукольцах двигалась вместе с вами? А когда вы остановились, жидкость могла остановиться мгновенно? Она продолжала колебаться, устанавливая равновесие. Поэтому ощущение движения некоторое время еще оставалось)

Потеря слуха для человека не менее опасна, чем потеря зрения. Чего нельзя делать, чтобы не нанести вреда органу слуха?

Загадка: Всегда он в работе,

                Когда говорим,

                А отдыхает,

               Когда мы молчим. (язык)

3 группа расскажите нам о своих исследованиях. (Язык покрыт маленькими бугорочками, именно они придают ему бархатистый вид. Всё многообразие ощущений возникает благодаря этим чувствительным сосочкам. Язык пробует пищу разными участками: кончиком – сладкое и солёное, боками – кислое, корнем – горькое.  Язык так же ощущает и температуру пищи и боль.)

  • Это интересно  

У человека примерно 3 тыс. вкусовых сосочков, у коровы - 35 тыс., у антилопы – 50 тыс., а у кита мало или нет вовсе.

Загадка: Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь. На самом деле он и фильтр, и печка, и сторожевой пост. (нос)

4 группа

Как человек определяет запахи?(диск)

У человека обоняние намного слабее, чем у животных. Особенность собачьего обоняния в том, что собака различает до ста тысяч запахов, а человек - только три тысячи.

Учитель даёт понюхать свежеразрезанный лимон нескольким детям. Какие ощущения? (во рту кисло) Какой вывод можно сделать?

Чувство вкуса и обоняние тесно взаимосвязаны. Обоняние доминирует над вкусом: когда нос заложен и не воспринимает запахи, пища кажется безвкусной.

Загадка Тело сверху прикрываю, защищаю и дышу.

               Пот наружу выделяю, температурой тела руковожу (кожа)

Мы уже знаем, что кожа – это орган выделения, защиты нашего организма, а сегодня познакомимся с ней как с органом осязания. Дадим слово 5 группе.

Разные участки кожи по-разному чувствительны к боли. Укол пальца мы сразу почувствуем, а щёку можно проколоть иглой и боли не чувствовать. При заболевании нервной системы люди совсем перестают воспринимать боль. Можно колоть, резать их кожу и они не будут чувствовать боли.

ИТОГ    ОЦЕНКИ

Д/З придумать и нарисовать запрещающие знаки для действий, которые могут принести вред органам чувств


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Органы чувств Презентацию подготовида учитель начальных классов Рысенкова С.Н. МБОУ СОШ №36 г.Шахты Ростовской области

Слайд 2

Почему кровь нуждается в отчистке? Какие органы помогают очищать кровь? Где расположены в организме почки? Какова их роль? Какие функции выполняет кожа? Как ухаживать за кожей? Проверка домашнего задания

Слайд 4

2 7 3 4 1 5 6 Е О Б М О Р О Ж Е Н И У Ш И Ж О Г Т П Д Й П Е Ц Н Е Т О Л Ы Р П А Т З А Щ М О Л О Д Ц Ы ! К Р О С С В О Р Д

Слайд 5

ГЛАЗА УШИ НОС ЯЗЫК КОЖА ОРГАНЫ ЧУВСТВ

Слайд 6

МОЗГ

Слайд 7

План ответа Название органа чувств . Что воспринимает. Как устроен.

Слайд 8

Вес глаза 7 - 8 г, диаметр 2,5 см 90 % информации человек получает через глаза. Знаете ли вы, что морковь помогает лучше видеть в темноте? При глазных болезнях полезно также есть капусту и другие зелёные овощи. ОРГАН ЗРЕНИЯ- ГЛАЗА

Слайд 9

ЭТО ИНТЕРЕСНО Острота человеческого зрения в 500 раз ниже, чем у сов, способных различать свою добычу с расстояния 2 м при почти полной темноте. Беркут может заметить зайца с высоты более чем 3 км, а сокол – голубя более чем за 8 км. Медведь может разглядеть лежащего на льду тюленя за 2 – 3 км.

Слайд 10

Берегите зрение!

Слайд 11

Орган слуха и равновесия - уши

Слайд 12

В пышном оперении совиной головы скрыта пара огромных ушей, расположенных на разной высоте. Эта асимметрия помогает сове точно определять местонахождение источника звука. Также совы имеют отличное зрение. У летучих мышей повышенная чувствительность к звуку. Они слышат даже такой звук, который не доступен человеческим ушам.

Слайд 13

ОРГАН ВКУСА- ЯЗЫК

Слайд 14

У человека 3000 вкусовых органов, расположенных на языке. У коровы – 35 000, у антилопы – 50000, а у кита мало или нет вовсе.

Слайд 15

Орган обоняния - нос Разведчик запахов - твой нос. Внутри его сидят маленькие клеточки с чувствительными волосками, которые обнаруживают разные запахи. От них идут нервы в головной мозг.

Слайд 16

Человек поставил себе на службу острое собачье чутье В полумраке морских глубин белая акула находит добычу по запаху

Слайд 17

Осязание – ещё одно из наших чувств. Прикоснувшись к какому – нибудь предмету, мы сразу чувствуем, какой он. Орган осязания - кожа

Слайд 18

Обычный тюлень отыскивает пищу на ощупь. В этом ему помогает не только нежная и чувствительная кожа на морде, но и «усы». У африканского слона на кончике хобота имеются два похожих на пальцы выроста с высокой чувствительностью

Слайд 19

Орган зрения – глаза Орган кровообращения – сердце Орган слуха – язык Орган осязания – кожа Орган обоняния – ухо Орган вкуса - нос Найди ошибки в парах

Слайд 20

Уч . с. 42 – 49 Придумать и нарисовать запрещающие знаки для действий, которые могут принести вред органам чувств Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Урок окружающего мира " Органы чувств"

Урок окружающего мира Плешаков 4 класс " Органы чувств"...

Презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств", 2 класс.

Презентация к уроку окружающего мира по системе Л. В. Занкова, 2 класс....

Конспект урока окружающего мира "Органы чувств" 3 класс

Урок разработан с требованиями ФГОС....

Конспект открытого урока окружающего мира "Органы чувств" с использованием Macbook для 3 класса

Класс: 3  класс Предмет: окружающий мир Тема: « Органы чувств». Цель (предметные результаты): создать условия для уточнения представлении об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств ...

Урок окружающего мира "Органы чувств" 3 класс

Тема: Органы чувствЦель: создание условий для знакомства детей с органами чувств.Задачи:развивающие:воспитывающие:Обучающие:Технология :критического мышленияФормы работы: групповая...

урок окружающего мира "Органы чувств" 3 класс

представлен урок окружающего мира по теме "Органы чувств" 3 класс...