Урок окружающего мира " Органы чувств"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Лемешко Людмила Викторовна

Урок окружающего мира Плешаков 4 класс " Органы чувств"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_prirodovedeniyu.docx21.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по природоведению.

 Тема урока: « Органы чувств».

 

                                                                    Учитель Лемешко Л. В.  

                                                                         2009 год.

Тема урока: Органы чувств.

Цели урока: ознакомить детей с органами чувств и их значением для человека; учить беречь органы чувств.

Оборудование: 1. Плакат «Человек».

                              2. Рисунки с изображением органов чувств.

                              3. Предметы: ручка, пенал, резиновый мяч, подставка для книг., платок, зеркало.

                             Ход урока

  1. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

-А сейчас отгадайте кроссворд «Органы»

  1. С помощью  какого органа ты узнаешь о том, что прозвенел будильник?
  2. С помощью какого органа  ты видишь, что написано в книге?
  3. Какой орган позволяет узнать, колючие или мягкие хвоинки у ели?
  4. Какой орган позволяет почувствовать запах цветка?
  5. С помощью чего ты отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую - от солённой?

Ответы 1. Ухо. 2. Глаз.3. Кожа. 4. Нос. 5. Язык.

-Какие это органы?

-Правильно, «Органы чувств»- это тема нашего урока. Сегодня мы познакомимся с органами чувств и их значением.

-Человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств. К ним относятся уши, глаза, кожа, нос, язык.

2. Проверка домашнего задания.

-Какие органы человека знаете?

-Какую работу они выполняют?

-Что такое система органов? Приведи примеры.

-Какая система управляет деятельностью организма?

-Что изучает анатомия, физиология, гигиена?

-Какие пословицы вы подобрали и записали?

Чистота – залог здоровья.

Вода не любит грязных людей.

В зимний холод всякий молод.

Не умывши лица, за стол не садятся.

Здоровье - всему голова.

Здоровому    всё здорово.

Береги платье снова, а здоровье смолоду.

Здоровье не купишь.

И мыло не мило, коли здоровья нет.

Не всякая водица для питья годится.

Смолоду закалиться, на весь век пригодиться.

Здоровью цены нет.

3.Работа по теме

1. Глаза - орган зрения.

-Я загадаю вам загадку, ответив на неё, вы узнаете, с какого органа чувств мы начнём разговор:

Брат с братом

Через дорогу живут,

А один другого не видит.(глаза)

  Глаза- самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том , что твориться вокруг, и в то же время именно глаза больше говорят о человеке.

  В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на плёнку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.

Один из заранее подготовленных учеников сообщает:

Зрение- способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.

 Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передается в определенный участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определенных предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.

Берегите зрение! Дефекты зрения - это близорукость и дальнозоркость.

Видимость предметов меняется с возрастом человека: десятилетний ребёнок хорошо видит на расстоянии 3 см, в 45 -33 см, а в 70 лет необходимы очки для рассматривания близких предметов. У человека развивается дальнозоркость.

Близорукость чаще развивается от длительного напряжения зрения при плохой освещенности помещения.

     Правила:

  1. Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.
  2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. Для этого поставь руку локтём на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.
  3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.
  4. Не читай лёжа.
  5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, они устают быстро.
  6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20-30 минут давать глазам отдохнуть: смотри в окно, в даль, пока не посчитаешь до 20.
  7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизор не ближе, чем 2-3 метра.
  8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.
  9. Пользуйся чистым носовым платком.
  10. Не стесняйся носить очки.
  1. О каком органе чувств эта загадка?

                  У зверушки-

                 На макушке.

                А у нас-

               Ниже глаз. (уши)

 С помощью ушей  мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т.д. Второй по важности орган чувств у человека-ухо.

  Ухо разделяется на наружное, среднее и внутреннее.

  То что мы называем «ушами» - это только так называемые наружные уши, или ушные раковины.

   Сами они ничего не слышат, а только улавливают звук, который по своей природе является просто колебаниями воздуха. Посредине каждой раковины есть маленькое отверстие, с него начинается идущий внутрь головы ушной проход. Он заканчивается тоненькой пластиночкой – барабанной перепонкой. Эти колебания передаются в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в среднее ухо, которое лежит по другую сторону барабанной перепонки, а затем в третье ухо-внутреннее ухо, и далее в мозг. Ухо - очень тонкий и сложный орган чувств.

   Если закрыть глаза, ты все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул влево или вправо. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – орган слуха и равновесия.

   Один из учеников делает сообщение:

  Слух- способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определенный участок мозга, и перерабатывается там таким образом: мы слышим и понимаем слова. Слух связан с речью. Ребенок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.

  Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов.

   Береги уши:

  1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.
  2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавками и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.
  3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай на лугу, в лесу, у реки, среди тишины.
  4. Если почувствовал боль в ухе или туда попадет соринка , обратись к врачу.
  1. Физкультминутка проводится для глаз:

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить  1-2 раза.

  1. Работа по теме.

 

А сейчас следующая загадка:

Между двух светил

В середине я один. (нос)

Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.

Сообщение ученика:

С запахами у человека связаны многие ассоциации.

 Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в тёплую и влажную погоду. На свету  обоняние острее, чем в темноте.

Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус .

Как сохранить обоняние?

  1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.
  2. Не курить.
  1. А теперь следующая загадка.

Всегда во рту,

А не проглотишь. (язык)

  Снаружи язык покрыт множеством сосочков. В них заложены окончания нервов, умеющих ощущать .что попало в рот. Сладкое и солёное язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.

  1. Кожа – орган осязания.

Кожа может рассказать человеку о том, что его окружает.

  Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся.

  Кожей мы ощущаем холод или тепло, ветер или жар, жжение или удар, решить, что для нас хорошо и что для нас плохо. Это свойство коже придает прилегающие в ней нервные окончания.

  Но кожа не только предупреждает об опасности, но и противостоит этой угрозе. Кожа сочетает такие качества, как прочность и упругость, то есть растяжимость.

  Старайся не ранить кожу, не допускать, ожогов, обморожений.

  1. Органы чувств и мозг.

С помощью чувств мы воспринимаем всю информацию не только из окружающего мира , но и из организма. Получив такие сигналы – сообщения, мы подключаем разум, чтобы он мог их осознать и принять нужное решение.

Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга.

  Всеми органами чувств руководит головной мозг. Все сведения, которые получают органы чувств, они посылают в головной мозг.

  Головной мозг анализирует информацию и отдаёт приказ на исполнение.

  1. Итог урока

-Какие органы вы знаете?

-Какую роль они играют?

- Что вредно для глаз?

-Назови правила гигиены для ушей и кожи?

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств", 2 класс.

Презентация к уроку окружающего мира по системе Л. В. Занкова, 2 класс....

Конспект урока окружающего мира "Органы чувств" 3 класс

Урок разработан с требованиями ФГОС....

Конспект открытого урока окружающего мира "Органы чувств" с использованием Macbook для 3 класса

Класс: 3  класс Предмет: окружающий мир Тема: « Органы чувств». Цель (предметные результаты): создать условия для уточнения представлении об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств ...

Урок окружающего мира "Органы чувств" 3 класс

Тема: Органы чувствЦель: создание условий для знакомства детей с органами чувств.Задачи:развивающие:воспитывающие:Обучающие:Технология :критического мышленияФормы работы: групповая...

урок окружающего мира "Органы чувств" 3 класс

представлен урок окружающего мира по теме "Органы чувств" 3 класс...