урок окружающего мира "Органы чувств" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
представлен урок окружающего мира по теме "Органы чувств" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по теме "Органы чувств" | 28.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира с использованием исследовательской технологии.
Тема: Органы чувств
Цель: создать условия для реализации исследования по теме «Органы чувств» и возможности представлять результаты своих исследований.
Задачи: 1. Познакомить учащихся с органами чувств.
2. Учить работать со словарем в Интернете и дополнительной литературой
3. Развивать и обогащать словарный запас учащихся; развивать умение защищать и представлять аудитории свое исследование
4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью; умение работать в группах.
Ход урока
Краткое описание этапов урока открытия нового знания в ТДМ | Конспект урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | ||||
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности, предполагающие осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработке внутренней готовности к их реализации (субъектный и личностный уровни). | -Решите кроссворд, отгадав загадки: 1.Брат с братом через дорогу живут, А один другого не видит (глаза). 2. У одной головы два братца По разные стороны сидят, А ничего не видят и не говорят (Уши). 3. Вот гора, а у горы Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит, То заходит, то выходит (нос). 4. Всегда во рту, А не проглотишь (язык). 5. Тело сверху прикрываю, Защищаю и дышу (кожа). - Прочитайте слово, которое получилось в выделенной строке. | Читает загадки, вписывает отгадки в кроссворд | Отгадывают загадки. Читают получившееся слово (органы) | П: отгадывание загадок |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | ||||
На данном этапе организуется подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает: 1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление; 4) фиксированиеучащимися индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия. | - Что же это такое «Органы»? - Давайте заглянем в Большой энциклопедический словарь в Интернете. Орган (от греческого – орудие, инструмент)
- О каких же органах мы будем говорить? (об органах организма человека: глаза, уши, нос, язык, кожа) - А что мы уже знаем об этих органах? (предположения детей: есть у каждого человека, назначение органов, внешний вид и др) | Задает вопросы и организует работу с БЭС в Интернете; | Дети высказывают свои предположения; находят значение слова «органы» в большом энциклопедическом словаре | |
3. Постановка проблемы исследования, темы. | ||||
На данном этапе учащиеся выявляют место и причину затруднения. Для этого они должны: 1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще. | - Как вы думаете, то, что вы перечислили, достаточно для того, чтобы сказать: «Мы знаем об этих органах чувств все»? (нет). - На какие вопросы вы бы хотели еще сегодня ответить? (как работает каждый орган, как устроен, гигиена органов чувств, возможности органов чувств) - А можете ли вы ответить на эти вопросы прямо сейчас? Почему нет? (не хватает знаний и опыта) - Давайте сформулируем проблему, над которой мы сегодня должны поработать: Расширить знания об органах чувств. - А что же будет темой нашего исследования? Органы чувств. | Задает вопросы, помогает сформулировать исследовательскую проблему и тему. | Отвечают на вопросы учителя, задают вопросы; под руководством учителя пробуют сформулировать проблему и тему исследования | Р: формулировка проблемы и темы исследования |
4. Формулирование цели исследования, выдвижение гипотезы | ||||
- А зачем нам надо проводить это исследование? Мы знаем об органах чувств уже достаточно много. - Какова цель исследования? Узнать как можно больше об органах чувств. - Что будет гипотезой? Действительно ли органы чувств необходимы человеку? | Помогает учащимся сформулировать цель и гипотезу исследования | Под руководством учителя пытаются сформулировать цель и гипотезу исследования | Р: постановка цели и выдвижение гипотезы | |
4. Построение проекта проверки гипотезы. | ||||
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов. | - Итак, цель нашего исследования: узнать как можно больше об органах чувств. - Что нам необходимо сделать, чтобы исследование наше достигло цели? (построить план) План: 1. Познакомиться с материалами в учебнике. 2. Прочитать дополнительную литературу, предложенную учителем 3. Обобщить предложенные знания 4.. Выполнить задание № 1 в рабочей тетради на с.73 5. Проверить гипотезу - Если каждый из вас самостоятельно займется исследование каждого органа чувств, достаточно ли будет времени на уроке? (нет) - Что делать, как ускорить работу, чтобы все успеть? (разбиться на группы) - Пожалуйста, разбейтесь на группы. Вам помогут часть открытки, которые вы получили при входе в класс. Когда вы соедините подходящие части, на открытке появится название органа чувств, над которым будет работать ваша группа. | Помогает построить план проверки гипотезы; организует работу в группах | Под руководством учителя строят план проверки гипотезы; разбиваются на группы | Р: постановка цели и построение плана достижения цели К: деление на группы |
5. Реализация построенного проекта. | ||||
На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. | Учащиеся работают в группах по плану. Пользуются статьями в учебнике с. 126 – 129, а также дополнительной информацией, которую предлагает учитель План работы представлен в презентации. По окончании работы в группе выбираются выступающие, которые докладывают о результатах работы. | Предлагает распечатанные статьи и Детскую энциклопедию «Я познаю мир» (медицина) | Работают в группах с предложенными источниками информации; отбирают необходимую информацию для выступления; выбирают выступающих для презентации исследования | К: работа в группах, выбор выступающих в группе П: работа с источниками информации: поиск, анализ, отбор информации |
| ||||
На этом этапе учащиеся докладывают о результатах своей работы | Представители каждой группы докладывают о своих исследованиях, демонстрируют работу в рабочих тетрадях | Учитель слушает и направляет выступления обучающихся, поправляет, дополняет | Выступают с презентацией результатов исследования. Заслушивают выступления товарищей, задают вопросы по выступлению. Выполняют задание в рабочей тетради. | Л: выступление перед классом с результатами исследований; Р: умение задавать вопросы |
| ||||
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. | - Какова была цель исследования? Узнать как можно больше об органах чувств. - Что мы сделали, чтобы достичь этой цели? (Возвращаемся к плану работы) План: 1. Познакомились с материалами в учебнике. 2. Прочитали дополнительную литературу, предложенную учителем 3. Обобщили предложенные знания 4. Выполнить задание № 1 в рабочей тетради на с.73 - Какую гипотезу мы выдвигали? Действительно ли органы чувств необходимы человеку? - Какие ваши предположения? (да, все органы чувств необходимы человеку для полноценной жизни) | Помогает провести рефлексию полученных знаний и хода проведенной работы; помогает подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу. | Вспоминают цель исследования, план проведения исследования; подтверждают выдвинутую гипотезу (все органы чувств необходимы человеку для полноценной жизни) | Р: рефлексия своей деятельности; Л: умение соотносить полученную информацию с жизненным опытом |
| ||||
Самостоятельная работа рабочая тетрадь с. 74 з.2, 3. Взаимопроверка в парах | Предлагает задания для самостоятельной работы; организует взаимопроверку в парах | Выполняют самостоятельную работу, взаимопроверку самостоятельной работы | П: выполнение самостоятельной работы | |
| ||||
Оценивается коллективная работа группы. Идет обсуждение по критериям:
| Организует работу по оцениванию | Анализируют свою работу на уроке; оценивают уровень работы каждого в группе в соответствии с критериями | Р: оценивание результатов работы в группе и индивидуальной работы каждого обучающегося | |
| ||||
1.С.126 – 129 в учебнике читать 2*. Найти материал в Интернете или художественной, научной литературе, как живут люди, которые лишились того или иного органа чувств. | Предлагает домашнее задание обязательное для всех и дополнительное для желающих | Выбирают домашнее задание | П: выбор задания, требующего дополнительного поиска Л: оценка своего желания заниматься дополнительным исследованием |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 1 по 3 урок
уроки + презентации по окружающему миру для 3 класса по УМК Школа 2100...
уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 с 4 по 5 урок
уроки окружающего мира для 3 класса по программе 2100 с презентациями...
уроки окружающего мира 3 класс Школа 2100 6 урок
урок + презентация по окружающему миру 3 класс...
Урок окружающего мира 1 класс (УМК "Планета знаний") Тема урока: Жизнь животных
Цели: 1. Систематизировать и расширить представление детей о жизни животных. 2. Учить находить признаки живого у животных, назвать условия, необходимые для их жизни. 3. Развивать мышление и речь у ...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"
Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...
План-конспект урока окружающего мира 2 класс УМК «Перспектива». Учебник «Окружающий мир» Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Тема: «Старинная женская работа»
Тема урока: «Старинная женская работа» ...