План - конспект по окружающему миру " Как связана живая и неживая природа"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Табанова Юлия Геннадьевна

Цель: научить детей устанавливать связи неживой природы и живой. Задачи: обсудить с учащимися связи неживой и живой природы, способствовать развитию умений сравнивать объекты живой и неживой природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaz_mezhdu_zhivoy_i_nezhivoy_prirodoy.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе на тему: «Как связана неживая и живая природа?»

Цель: научить детей устанавливать связи неживой природы и живой.

Задачи: обсудить с учащимися связи неживой и живой природы, способствовать развитию умений сравнивать объекты живой и неживой природы.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Начинаем наш урок. Я желаю вам, ребята, подняться сегодня на ступеньку выше в своих знаниях.

II.        Актуализация знаний.

Слайд 1. Стихотворение о природе.

Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это всё вокруг…  (природа)

Слайд 2. (Чёрный экран)

- А можно ли отнести к природе то, что сделано руками человека? (Нет.) Что же такое природа? (Ответы детей).

- Более точный ответ на этот вопрос подготовил к сегодняшнему уроку Никита, найдя определение этого понятия в словаре  С.И. Ожегова.

Никита: 1. Природа - все существующее во Вселенной.

2. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства).

Слайд 3.

Слайд 4. (Чёрный экран).

- На какие две группы делят объекты природы? (Неживая и живая природа).

- Приведите примеры объектов неживой природы. (Ответы детей).

- Дополнить эту группу я предлагаю вам, полистав предыдущую главу «Планеты и звёзды». Полистайте. (Учащиеся могут назвать известные им звёзды, планеты. Если учащиеся назовут созвездие, то следует объяснить, что созвездие – это группа звёзд, объединённых в рисунок человеком.)

Слайд 5.

- Приведите примеры объектов живой природы. (Ответы детей).

Слайд 6.

- Скажите, а чем отличается живая природа от неживой? (Ответы детей).

Слайд 7.

Все объекты живой природы:

  • дышат
  • питаются
  • растут
  • размножаются
  • умирают

Слайд 8. (Чёрный экран).

  1. Постановка цели урока.
  • Как вы думаете, связаны ли между собой объекты живой и неживой природы?
  • Давайте сформулируем тему нашего урока. («Как связана неживая и живая природа?») Откройте учебник на стр. 35 и убедитесь, что мы правильно назвали тему.

Слайд 9.

Слайд 10. (Чёрный экран)

  1. Первичное усвоение новых знаний.

- Что происходит в результате вращения Земли вокруг Солнца? (Солнце является источником тепла и света для всего живого. Его лучи по-разному освещают поверхность Земли во время её движения вокруг Солнца. Это вызывает смену времён года.)

Слайд 11.

- Как неживая природа влияет на живую в зависимости от времени года?  Затрудняетесь ответить? Эту проблему мы сегодня и попробуем вместе решить.

Слайд 12.

Слайд 13. (Чёрный экран).

- Откройте стр. 36 и найдите второй абзац. Читает Андрей.

- Итак, солнце поднимается в небе не так высоко, как летом. А зимой солнце опускается совсем низко к земле. Какие изменения в природе происходят зимой из-за низкого положения солнца?  (Продолжительность дня уменьшается, холодает и т.д.)

V.  Первичная проверка понимания.

- Какое условное обозначение вы видите после прочитанного текста на стр. 36? (Работа в парах).

Прочитайте про себя задание. Как вы поняли, какое задание будете выполнять сообща?

- Договоритесь друг с другом, кто будет рассказывать о жизни осеннего леса, а кто зимнего.

- Давайте сделаем вывод: что изменилось в жизни растений и животных леса с наступлением зимы? (Осенью лиственные деревья сбросили листву и теперь стоят с голыми ветками. Ель и сосна свои листья-иголки не сбросили и зимой. На ветках всех деревьев лежит снег. Снег укрыл травянистые растения. Зимой в лесу не растут грибы, не летают бабочки. Кабанам приходится раскапывать снег, чтобы найти пищу.) С чем связаны эти изменения? (С изменением количества солнечного тепла и света, поступающего на Землю в разное время года.)

Физминутка.

Игра «Живая и неживая природа». 

Я называю объекты природы. Если это объект живой природы, то вы показываете, как этот объект двигается, а если объект неживой природы – стоите на месте.

Ворона, снег, дождь, заяц, гора, берёза, гром, солнце, медведь, звезда, обезьяна, облако, планета, цапля, бабочка, лягушка.    

Молодцы! Вы справились с заданием и отдохнули.

VI. Первичное закрепление.

- Живая и неживая природа тесно связаны между собой. На стр. 37 учебника прочитайте примеры, которые обсуждали на уроке одноклассники Маши.

- Неживая природа вносит большие изменения не только в жизнь животных и растений, но может привести к большим разрушениям.

Вот какое письмо написали Маша и Миша экологам. Чтение письма на стр. 39 учебника.

В ходе чтения встречаем незнакомое слово почва и осуществляем поиск его значения в словарике в конце учебника.

Слайд 14.

Слайд 15 (черный экран).

Рассматривая вместе с детьми рисунки на стр. 39-41, обращаем внимание на разрушения, которые принесла разлившаяся река, и на виды работ, которые выполняют взрослые и дети, укрепляя высокий берег и восстанавливая низкий берег после разлива реки.

VII.     Рефлексия (подведение итогов занятия).

-Что ж, давайте вернёмся к проблеме нашего урока.

Слайд 16.

  • Поднимите руку ребята, которые считают, что мы справились с решением проблемы, то есть выявили влияние неживой природы на живую в зависимости от смены времён года.

Слайд 17.

VIII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Слайд 18.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока окружающего мира 2 класс "Живая и неживая природа"

Предмет: «Окружающий мир». Тема: Живая и неживая природа. Тип урока: урок изучения новых знаний.          Преподавание окружающего мира ведется по учебнику ...

Проверочная работа по окружающему миру 2 класс_Живая и неживая природа ПНШ

Проверочная работа по теме "Живая и неживая природа" 2 класс...

Урок окружающего мира по теме: «Живая и неживая природа» " УМК Перспектива

Урок направлен на создание условий для открытия новых знаний учащимися о группах предметов окружающего мира, развиватие  мыслительных процессов, воспитания интереса к изучению окружающего мира....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Живая и неживая природа Земли".

Цель урока:  познакомить с целями и задачами нового раздела, формировать знания о живой и неживой природе, на конкретных примерах раскрыть связи между живой и неживой природой.Планируемые результ...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Живая и неживая природа" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование понятия "живая природа", "неживая природа; выделение признаков, присущие объектам живой природы, отличающие от объектов неживой природы. Пла...

Конспект урока окружающего мира на тему "Живая и неживая природа" (1 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему "Живая и неживая природа" для 1 класса. Программа "Школа России"...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Живая и неживая природа"

Конспект для урока во 2 классе. Программа "Школа России"...