Конспект урока по окружающему миру на тему "Живая и неживая природа"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Конспект для урока во 2 классе. Программа "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_na_temu_zhivaya_i_nezhivaya_priroda_2_klass.docx | 22.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
Тема урока: Живая и неживая природа
Тип урока: урок открытия новых знаний
УМК: «Школа России»
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: различают объекты живой и неживой природы; сравнивают эти объекты на основе внешних признаков, умеют объяснить связь между живой и неживой природой.
Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение её природы, выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
- регулятивные: умение сохранять заданную цель, контроль, самооценка;
- познавательные: постановка и формулирование проблемы с помощью учителя, выдвижение гипотез, развитие логического мышления, речи, внимания, познавательного интереса;
- коммуникативные: умение взаимодействовать в паре, в группе;
Решаемые учебные проблемы: формирование понятий «неживая природа», «живая природа», раскрытие связи между неживой и живой природой правильно использовать эти знания в своей жизни.
Основные понятия, изучаемые на уроке: «неживая природа», «живая природа»
Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, экран, презентация, учебник «Окружающий мир» 2 класс А.А. Плешаков, УМК «Школа России», карточки с тестами.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
- Какой по счёту сейчас урок?
Добрым утром начат день.
Мы прогнали с вами лень.
На уроке не скучать,
Всем работать, отвечать.
Улыбнитесь друг другу. Подарите мне и гостям свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение
Я надеюсь, что это хорошее настроение останется у вас до конца урока.
А ещё сегодня на уроке понадобится ваше внимание, помощь и поддержка.
II. Повторение изученного материала
1). На прошлом уроке мы говорили о нашем отношении к окружающему миру. Давайте немного поиграем и вспомним, как человек может относиться к себе, к людям и их делам, к природе.
Игра «Поиграем в отношение»
Первый ряд подберет слова, выражающее отношение человека к себе, второй ряд – отношение к людям и к тому, что они делают, а третий – к природе. Не забываем, что отношение может быть не только хорошим, но и плохим.
– Ребята, как вы думаете, какое отношение мы должны воспитывать в себе к окружающему? (Доброжелательное, бережное)
– Как нужно относиться к природе? (Охранять, беречь, не загрязнять.)
2). Я предлагаю вам решить экологическую задачу.
Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё-таки первый мальчик очистил ручеёк: очистил дно от ила, убрал упавшие в него ветки, привёл в порядок бережок. А потом сказал: «Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.»
- У кого появилось желание оказаться сейчас около этого ручейка?
- Чем можно объяснить возникшее у первого мальчика желание привести в порядок ручеёк?
- Какие чувства вызывает у вас второй мальчик?
- Кого бы вы взяли себе в друзья и почему?
- Как бы вы поступили в такой ситуации?
3). Проверка усвоения изученного
Работа в паре.
Давайте поработаем фотокорреспондентами. Из предложенных рисунков вам надо выбрать то, что бы вы сфотографировали и на тему «Рукотворный мир вокруг нас»
Проверка.
Дети объясняют, почему сделали такой выбор (фронтальная работа).
III. Сообщение темы урока
Посмотри мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо, светло-голубое,
Солнце светит золотое
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и леса,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это все вокруг Клик мышкой…( природа).
– Ребята, мы часто с вами произносим такую фразу: «Какая природа, какая красота» или «Я был на природе».
– А что такое природа?
-А что ещё вы бы хотели узнать о природе?
Вам предстоит узнать ещё многое об окружающем мире, о природе. Вот и сегодня, я уверена, вы сделаете новые открытия для себя.
IV. Работа по теме урока.
– Посмотрите на экран.
Всё ли здесь правильно? (Различные картинки).
–Что здесь лишнее? (холодильник)
-Почему?
Убираем картинку. (Клик мышкой)
- Что осталось? ( объекты природы)
– Ребята, на какие еще две группы можно разделить все оставшиеся картинки? (На живое и неживое)
На экране получаем:
Живая природа: Неживая природа:
дерево река
лиса солнце
птица
крапива
- Что ещё можно отнести к живой природе, а что к неживой?
- Сделайте вывод, что относится к живой природе, а что к неживой.
V. Физкультминутка
Игра «Живая и неживая природа».
Я называю объекты природы. Если это объект живой природы, то вы показываете, как этот объект двигается, а если объект неживой природы – стоите на месте.
Воробей, снег, дождь, заяц, гора, берёза, молния, солнце, медведь, звезда, обезьяна, облако, планета, пингвин, бабочка, лягушка.
Молодцы! Вы справились с заданием и отдохнули.
VI. Беседа по теме урока
- Итак, что же относится к неживой природе, а что к живой?
Сейчас мы выясним, как они связаны между собой? Или не связаны?
–Сначала подумаем и вспомним, чем отличается живая природа от неживой? (Живое может дышать)
– Правильно, все живое дышит. Даже растения.
– Что еще отличает живое от неживого? (Живое растёт)
– Я с вами согласна. Любой живой организм способен к росту и развитию. Из отростка вырастает дерево, из семени – растение, из ребенка – взрослый человек.
– А что нужно обязательно живому организму для роста и развития? (Питание )
– Питаются и растения, и животные, и человек. Третий признак жизни – питание.
– А что будет, если лишить все живое питания? (Оно погибнет)
– Некоторые растения погибают при наступлении зимы. Со временем умирают не только растения, но и животные, и люди растут, взрослеют, старятся и умирают.
– Ребята, а почему, если живые организмы погибают, до сих пор существует жизнь на Земле? (Растения, животные и люди рождаются вновь)
– На Земле постоянно появляются и рождаются новые живые существа.
– Поэтому пятый признак жизни – размножение.
– Ребята, посмотрите на экран. Какие самые главные признаки живой природы мы с вами выделили? (Дыхание, рост, питание, смерть, размножение).
– Давайте проверим, обладают ли всеми этими признаками предметы нашей живой природы: дерево, лиса, птица, крапива. (Учащиеся проверяют. Например: дерево – растет, питается, обладает движением (листочки сворачиваются, распускаются), размножается, умирает. Следовательно, оно относится к живой природе и т.д.)
VII. Работа по учебнику
Откройте учебник на стр.27
– Что мы видим на схеме слева? Какая это природа? (Неживая)
– А что видим справа? Какая это природа? (Живая)
– Как вы думаете, что обозначают стрелки на схеме? (Связь между живой и неживой природой.)
– В чем состоит эта связь?
– Делаем вывод: неживая природа необходима для жизни живых существ.
- Как же связаны между собой живая и неживая природа?
VIII. Закрепление изученного.
Учащиеся выполняют карточки-тесты.
Тест
1. К живой природе относится:
А) солнце;
Б) лягушка;
В) камни.
2. К неживой природе относится:
А) звезды;
Б) грибы;
В) растения.
3. Исправь ошибки (зачеркни лишнее слово): растения, грибы, животные, воздух, человек – это живая природа.
4. Исправь ошибки (зачеркни лишнее слово): солнце, растения, звезды, вода, камни – это неживая природа.
IX. Подведение итогов урока
– Что нового для себя вы сегодня узнали сегодня на уроке?
– О чём сможете рассказать дома родителям?
– Назовите, что относится к живой природе.
– Назовите, что относится к неживой природе.
Оцените свою работу на уроке. На ваших столах лежат красные квадратики - это оценка «5», желтые треугольники - это отметка «4», ну, а синие кружочки - это знаки, что эта тема вызвала у Вас затруднения.
- Как нужно относится к природе?
И опять мы возвращаемся к отношению человека к природе. Земля, вода, камни также, как растения и животные, ценят доброе к себе отношение и отвечают на добро добром. В природе всё взаимосвязано. В народе говорят: «Как аукнется, так и откликнется». Люди – часть природы. Они отличаются от другого в природе только тем, что способны осознавать себя, познавать законы природы, творить по намеченному плану. Человек – это маленькая Вселенная, в которой он живёт по законам природы, дающей ему здоровье и долгую счастливую жизнь, и мы не имеем права плохо относиться ко всему, что нас окружает.
Щади зверей и птиц,
Деревья и кусты.
Ведь это все слова,
Что царь природы ты.
Ты только часть ее,
Зависимая часть.
Что без нее и мощь твоя
И власть?!
X. Домашнее задание.
В учебнике читаете на стр. 24-27
В тетради для тренировки и самопроверки выполнить задания на с. 10.
Каждый из вас может побыть исследователем и ответить на вопрос:
- Что относится к живой и неживой природе?
XI. Рефлексия
- У вас на партах лежат звездочки. Изобразите на них своё настроение. А теперь каждую звездочку прикрепим на наше небо, которое висит на доске. Вот с каким настроением мы заканчиваем наш урок. Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогут человеку.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
– Спасибо всем за работу! Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме: "Природа в опасности!"
Данный материал предназначается для урока в з классе, по программе окружающий мир. УМК "Школа России"...
Конспект урока по Окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" 3 класс УМК "Перспектива"
Конспект урока по Окружающему миру "Невидимые нити в живой природе" 3 класс УМК "Перспектива"...
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Богатства природы России»
Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Богатства природы России»...
План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России»
План-конспект урока по окружающему миру в 4 классе: «Разнообразие природы нашей Родины. Обобщение знаний о природных зонах России»...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Перспектива "Охрана природы зимой"
Конспект урока по окружающему миру по теме "Охрана природы зимой" + презентация...
Конспект урока по окружающему миру (2 класс). Тема: "Охрана природы зимой" )УМК "Перспектива")
Цели деятельности учителя: ознакомление детей с правилами охраны зимой в парке, сквере, лесу, со способами подкормки зверей и птиц.Планируемые результатыПредметные:знать правила охраны природы во врем...
Конспект урока по окружающему миру с презентацией по теме: "Природа. Разнообразие природы".
Ознакомить учащихся с разнообразием природы и её классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека. Развивать мыслительную деятельность учащихся и углубить знания по те...