Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №1 г. Липецк
СОГЛАСОВАНО Председатель научно-методического совета ______________ О.И. Мязина Протокол №1 от 26.08.2014г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ гимназии №1 г.Липецка _________________________ В.М.Цопа Приказ № 95 -3-о от 27.08.14г. |
Рабочая программа по окружающему миру
2класс
Учитель: Андриянова Е.В.
2014-2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе авторской программы Н.Я. Дмитриевой и А.Н.Казакова в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (система Л.В.Занкова.- Самара: Издательства «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2011г.)
Основной идеей программы является раскрытие логики исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении.
Общие цели и задачи начального общего образования: Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Нормативно – правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа
1. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373».
3. Приказ Минобрнауки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
4. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…».
5. Основная образовательная программа начального общего образования гимназии МБОУ гимназии №1.
6. Примерная рабочая программа учебного предмета, курса (или авторская).
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова: « Программа по окружающему миру», 2012
Общая характеристика учебного предмета
В системе начального образования учебный предмет «Окружающий мир» занимает особое место. Предметом исследования учащихся является единство неживой и живой природы, роль развития человеческого общества, открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и его вмешательство в природу.
Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.
В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, создаются условия для формирования умения работать с текстами, и информацией.
Широкая содержательная область учебника дает возможность каждому ученику найти сферу своих интересов, создает условия для формирования УУД.
Цели обучения:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В процессе реализации программы по окружающему миру применяются следующие технологии обучения:
- технология формирования учебной самооценки;
- технология продуктивного чтения;
- технология формирования критического мышления;
- технология проблемного обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- проектная технология;
- технологии личностно-ориентированного обучения
Основными формами организации образовательного процесса по окружающему миру являются:
- традиционный урок
- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок-театр)
- защита проектов
- экскурсия
Виды и формы контроля, применяемые на уроках окружающего мира:
- текущий контроль ( устный опрос, письменная самостоятельная работа, тестовые задания, проекты, практические работы)
- промежуточная аттестация (интегрированный зачет)
Описание места учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа по окружающему миру составлена на 70 часов в соответствии с учебным планом МБОУ гимназии №1 и календарным учебным графиком.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы – основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природы.
Ценность человека – как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума.
Ценность семьи – как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды.
Ценность труда – как естественного условия жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы – как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но ограниченной нормами, правилами, законами общества.
Ценность социальной солидарности – как признание прав и свобод человека.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
- положительное отношение к школе и учебной деятельности;
- интерес к учебному материалу;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;
- знание основных моральных норм поведения.
Регулятивные универсальные учебные действия
- принимать и сохранять учебную задачу на данном этапе обучения;
- понимать выделенные учителем ориентиры действия;
- проговаривать вслух последовательность своих действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
- умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме, в уме.
Познавательные универсальные учебные действия
- осуществлять поиск информации в учебнике, пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы;
- понимать вопрос учителя, строить ответ в устной форме;
- проводить анализ объектов окружающего мира;
- проводить сравнение, классификацию объектов по признакам;
- устанавливать причинно – следственные связи явлений;
- выделять объекты по заданному признаку.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- принимать участие в работе парами и группами;
- договариваться, приходить к общему решению;
- использовать в общении правила вежливости;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач
Предметные результаты
Иметь представление об изменениях в природе и человеческом обществе.
Знать расположение материков и океанов, их названия.
Знать об органах чувств человека. Знать разные источники познания окружающего мира
Познакомиться с наукой астрономией. Расширять знания о космических телах.
Иметь представление о строении земли. Уметь ориентироваться на местности. Уметь читать карту и глобус.
Иметь представления о тепловых поясах Земли. Выявлять свойства воды, воздуха. Уметь самостоятельно использовать дополнительные источники знаний.
Иметь представление о многообразии живой природы и условиях жизни. Выявлять взаимосвязи растительного и животного мира. Расширять кругозор. Иметь представление о бактериях. Уметь соблюдать правила личной гигиены.
Содержание учебного предмета
2 класс (70 часов)
Общий взгляд на землю - 6 часов
Россия - родина космонавтики. Материки и части света. Мировой океан.
Как изучают окружающий мир – 12 часов
Органы чувств. Инструменты и приборы. Наблюдения, рассуждения, выводы. Язык науки. Экология.
Космос – 6часов
Солнце. Планеты. Звезды и созвездия. Луна – спутник Земли.
Планета Земля – 10 часов
Строение Земли. Горизонт. Открытие шарообразности Земли. Ориентирование. Глобус и карта. Рельеф Земли. Ландшафт.
Взаимодействие сил природы – 17 часов
Тепловые пояса Земли. Смена времен года. Вода на Земле. Атмосфера Земли.
Живая природа – 19 часов
Что изучает биология. Среда обитания. Растения. Животные. Гигиена.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
№ | Тематическое планирование | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 | Общий взгляд на Землю | 6 | Иметь представление об изменениях в природе и человеческом обществе. Знать расположение материков и океанов, их названия. Уметь работать с картой |
2 | Как изучают окружающий мир | 12 | Знать об органах чувств человека. Знать разные источники познания окружающего мира |
3 | Космос | 6 | Познакомиться с наукой астрономией. Расширять знания о космических телах. |
4 | Планета - земля | 10 | Иметь представление о строении земли. Уметь ориентироваться на местности. Уметь читать карту и глобус. |
5 | Взаимодействие сил природы | 17 | Иметь представления о тепловых поясах Земли. Выявлять свойства воды, воздуха. Уметь самостоятельно использовать дополнительные источники знаний |
6 | Живая природа | 19 | Иметь представление о многообразии живой природы и условиях жизни. Выявлять взаимосвязи растительного и животного мира. Расширять кругозор. Иметь представление о бактериях. Уметь соблюдать правила личной гигиены. |
70часов |
Описание материально – технического обеспечения образовательного
процесса
- Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков «Окружающий мир», учебник для 2 класса, изд. «Учебная литература: Издательский дом «Федоров», 2013 г.
- гербарии, муляжи;
- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
- таблицы;
- карты и глобус;
- приспособления для хранения, размещения материалов и инструментов (папки, файлы, коробки, подставки);
- интерактивная доска
- сканер;
- фотокамера; компьютер
Календарно - тематическое планирование
№ | Наименование темы | Количество часов по плану фактич. | Календарные сроки по плану фактич. | Примечание |
I. Общий взгляд на Землю (6 часов) | ||||
1. | Первичный инструктаж по ОТ на рабочем месте. Связь прошлого с настоящим | 1 | ||
2. | Россия-родина космонавтики | 1 | ||
3. | Материки | 1 | ||
4. | Материки и части света | 1 | ||
5. | Мировой океан | 1 | ||
6. | Обобщение по разделу «Общий взгляд на Землю» | 1 | ||
II. Как изучают окружающий мир (12 часов) | ||||
7. | Сто наук. Органы чувств | 1 | ||
8. | Зрение | 1 | ||
9. | Слух | 1 | ||
10. | Обоняние и вкус | 1 | ||
11. | Осязание | 1 | ||
12. | Язык науки | 1 | ||
13. | Наблюдения, рассуждения, выводы | 1 | ||
14. | Инструменты и приборы | 1 | ||
15. | Книги и другие средства информации | 1 | ||
16. | Тела и вещества | 1 | ||
17. | Что такое экология. Экскурсия в природу | 1 | ||
18. | Обобщение изученного. Урок-игра | 1 | ||
III. Космос (6 часов) | ||||
19. | Главные особенности космоса | 1 | ||
20. | Солнце-звезда | 1 | ||
21. | Планеты | 1 | ||
22. | Звезды и созвездия | 1 | ||
23. | Луна – спутник Земли | 1 | ||
24. | Обобщающий урок –викторина | 1 | ||
IV. Планета Земля (10 часов) | ||||
25. | Повторный инструктаж по ОТ. Наш общий дом. Строение Земли | 1 | ||
26. | Географическая оболочка Земли | 1 | ||
27. | Горизонт | 1 | ||
28. | Открытие шарообразности Земли | 1 | ||
29. | Ориентирование | 1 | ||
30. | Компас | 1 | ||
31. | Глобус и карта | 1 | ||
32. | Рельеф Земли | 1 | ||
33. | Ландшафт | 1 | ||
34. | Обобщающий урок – мудрости | 1 | ||
V. Взаимодействие сил природы (17 часов) | ||||
35. | Тепловые пояса Земли | 1 | ||
36. | Смена времен года | 1 | ||
37. | Суша под Солнцем | 1 | ||
38. | Внутренние силы Земли | 1 | ||
39. | Вода на земле | 1 | ||
40. | Три состояния воды | 1 | ||
41. | Что такое снег | 1 | ||
42. | Почему лед плавает | 1 | ||
43. | Вода- растворитель | 1 | ||
44. | Подземные воды | 1 | ||
45. | Как и зачем люди изучают атмосферу | 1 | ||
46. | Состав воздуха и его свойства | 1 | ||
47. | Ветры. | 1 | ||
48. | Грозные ветры | 1 | ||
49. | Круговорот воды в природе | 1 | ||
50. | Тестовая работа «Взаимодействие сил природы» | 1 | ||
VI. Живая природа (19 часов) | ||||
51. | Жизнь-особенность нашей планеты | 1 | ||
52. | Что изучает биология | 1 | ||
53. | Группы растений | 1 | ||
54. | Хвойные и цветковые растения | 1 | ||
55. | Дикорастущие и культурные растения | 1 | ||
56. | Растения, которые мы едим | 1 | ||
57. | Растения – путешественники | 1 | ||
58. | Грибы | 1 | ||
59. | Животные: моллюски, насекомые, паукообразные | 1 | ||
60. | Рыбы | 1 | ||
61. | Земноводные и пресмыкающиеся | 1 | ||
62. | Птицы и млекопитающие | 1 | ||
63. | Среда обитания | 1 | ||
64. | Дикие животные | 1 | ||
65. | Домашние животные | 1 | ||
66. | Бактерии | 1 | ||
67. | Гигиена | 1 | ||
68. | Закрепление изученного. Урок - игра | 1 | ||
69. | Урок-экскурсия | 1 | ||
70. | Обобщающий урок-викторина | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок окружающего мира по теме "В космосе"
Цель: познакомить с космическими понятиями и терминами; расширять словарный запас учащихся; развивать воображение, речь, мышление младших школьников; воспитывать чувство гордости за нашу страну – роди...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок окружающего мира "О глазах"
Цель данного занятия: учить заботиться о глазах, понимая, что учащимся нужны не поучения, а примеры; формировать бережное отношение к зрению; развивать личностные УУД, осознавая необходимость научить ...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса на основе авторской программы О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса на основе авторской программы О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Рабочая программа по математике для 2 класса на основе авторской И.И.Аргинская
Рабочая программа по математике для 2 класса на основе авторской И.И.Аргинская...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Рабочая программа по русскому языку для 2 класса на основе авторской А.В.Полякова
Рабочая программа по русскому языку для 2 класса на основе авторской А.В.Полякова...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Рабочая программа по технологии для 2 класса на основе авторской программы О.А.Куревина, Е.А.Лутцева
Рабочая программа по технологии для 2 класса на основе авторской программы О.А.Куревина, Е.А.Лутцева...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Рабочая программа по литературному чтению 2 класс на основе авторской программы В.Ю. Свиридова
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе авторской: В.Ю. Свиридова...