Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Андриянова Елена Викторовна

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса  на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

гимназия №1  г. Липецк

СОГЛАСОВАНО

Председатель научно-методического совета ______________ О.И. Мязина

Протокол №1 от 26.08.2014г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ гимназии №1 г.Липецка

_________________________ В.М.Цопа

Приказ № 95 -3-о от 27.08.14г.

Рабочая программа по окружающему миру

2класс

Учитель: Андриянова Е.В.

        2014-2015 учебный год        

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе авторской программы Н.Я. Дмитриевой и А.Н.Казакова в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования (система Л.В.Занкова.- Самара: Издательства «Учебная литература», Издательский дом «Федоров», 2011г.)

      Основной идеей программы является раскрытие логики исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении.

     Общие цели и задачи начального общего образования: Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

Нормативно – правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

1. Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

2. Приказ Минобрнауки РФ от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373».

3. Приказ Минобрнауки от 22 сентября 2011 г. № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

4. Постановление Главного государственного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10…».

5. Основная образовательная программа начального общего образования гимназии МБОУ гимназии №1.

6. Примерная рабочая программа учебного предмета, курса (или авторская).

  Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова: « Программа по окружающему миру», 2012

Общая характеристика учебного предмета

     В системе начального образования учебный предмет «Окружающий мир» занимает особое место. Предметом исследования учащихся является единство неживой и живой природы, роль развития человеческого общества, открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под  власти природы и его вмешательство в природу.

   Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.  

  В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, создаются условия для формирования умения работать с текстами, и информацией.

  Широкая содержательная область учебника дает возможность каждому ученику найти сферу своих интересов, создает условия для формирования УУД.

   Цели обучения:

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

В процессе реализации программы по окружающему миру применяются следующие технологии обучения:

- технология формирования учебной самооценки;

- технология продуктивного чтения;

- технология формирования критического мышления;

- технология проблемного обучения;

- информационно-коммуникационные технологии;

- проектная технология;

- технологии личностно-ориентированного обучения

Основными формами организации образовательного процесса по окружающему миру являются:

- традиционный урок

- урок в нетрадиционной форме (урок-игра, урок-исследование, урок-театр)

- защита проектов

- экскурсия

Виды и формы контроля, применяемые на уроках окружающего мира:

- текущий контроль ( устный опрос, письменная самостоятельная работа, тестовые задания, проекты, практические работы)

- промежуточная аттестация (интегрированный зачет)

Описание места учебного предмета в учебном плане

 Рабочая программа по окружающему миру составлена на 70 часов в соответствии с учебным планом МБОУ гимназии №1 и календарным учебным графиком.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

   Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

   Ценность природы – основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природы.

   Ценность человека – как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию.

   Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление любви.

   Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума.

   Ценность семьи – как первой и самой значимой для развития ребенка социальной и образовательной среды.

   Ценность труда – как естественного условия жизни, состояния нормального человеческого существования.

   Ценность свободы – как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но ограниченной нормами, правилами, законами общества.

   Ценность социальной солидарности – как признание прав и свобод человека.

   Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

   Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости  человека.

   Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

   Личностные универсальные учебные действия

  • положительное отношение к школе и учебной деятельности;
  • интерес к учебному материалу;
  • этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;
  • знание основных моральных норм поведения.

  Регулятивные универсальные учебные действия

  • принимать и сохранять учебную задачу на данном этапе обучения;
  • понимать выделенные учителем ориентиры действия;
  • проговаривать вслух последовательность своих действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
  • умение выполнять учебные действия в устной и письменной форме, в уме.

Познавательные универсальные учебные действия

  • осуществлять поиск информации в учебнике, пособиях;
  • понимать знаки, символы, модели, схемы;
  • понимать вопрос учителя, строить ответ в устной форме;
  • проводить анализ объектов окружающего мира;
  • проводить сравнение, классификацию объектов по признакам;
  • устанавливать причинно – следственные связи явлений;
  • выделять объекты по заданному признаку.

        

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • принимать участие в работе парами и группами;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • использовать в общении правила вежливости;
  • задавать вопросы;
  • адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач

Предметные результаты

  Иметь представление об изменениях в природе и человеческом обществе.

Знать расположение материков и океанов, их названия.

  Знать об органах чувств человека. Знать разные источники познания окружающего мира

  Познакомиться с наукой астрономией. Расширять знания о космических телах.

  Иметь представление о строении земли. Уметь ориентироваться на местности. Уметь читать карту и глобус.

  Иметь представления о тепловых поясах Земли. Выявлять свойства воды, воздуха. Уметь самостоятельно использовать дополнительные источники знаний.

  Иметь представление о многообразии живой природы и условиях жизни. Выявлять взаимосвязи растительного и животного мира. Расширять кругозор. Иметь представление о бактериях. Уметь соблюдать правила личной гигиены.

Содержание учебного предмета

2 класс  (70 часов)

  Общий взгляд на землю - 6 часов

Россия - родина космонавтики. Материки и части света. Мировой океан.

  Как изучают окружающий мир – 12 часов

Органы чувств. Инструменты и приборы. Наблюдения, рассуждения, выводы. Язык науки. Экология.

  Космос – 6часов

Солнце. Планеты. Звезды и созвездия. Луна – спутник Земли.

  Планета Земля – 10 часов

Строение Земли. Горизонт. Открытие шарообразности Земли. Ориентирование. Глобус и карта. Рельеф Земли. Ландшафт.

  Взаимодействие сил природы – 17 часов

Тепловые пояса Земли. Смена времен года. Вода на Земле.  Атмосфера Земли.

  Живая природа – 19 часов

Что изучает биология. Среда обитания. Растения. Животные. Гигиена.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Тематическое планирование

Кол-во

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Общий взгляд на Землю

6

Иметь представление об изменениях в природе и человеческом обществе.

Знать расположение материков и океанов, их названия.

Уметь работать с картой

2

Как изучают окружающий мир

12

Знать об органах чувств человека. Знать разные источники познания окружающего мира

3

Космос

6

Познакомиться с наукой астрономией. Расширять знания о космических телах.

4

Планета - земля

10

Иметь представление о строении земли. Уметь ориентироваться на местности. Уметь читать карту и глобус.

5

Взаимодействие сил природы

17

Иметь представления о тепловых поясах Земли. Выявлять свойства воды, воздуха. Уметь самостоятельно использовать дополнительные источники знаний

6

Живая природа

19

Иметь представление о многообразии живой природы и условиях жизни. Выявлять взаимосвязи растительного и животного мира. Расширять кругозор. Иметь представление о бактериях. Уметь соблюдать правила личной гигиены.

70часов

Описание материально – технического обеспечения образовательного

процесса

  - Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков «Окружающий мир», учебник для 2 класса, изд. «Учебная литература: Издательский дом «Федоров», 2013 г.

-  гербарии, муляжи;

- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;

- таблицы;

- карты и глобус;

 - приспособления для хранения, размещения материалов и инструментов (папки, файлы, коробки, подставки);

 - интерактивная доска

 - сканер;

 - фотокамера; компьютер

Календарно - тематическое планирование

        

Наименование

темы

Количество часов

по плану    фактич.

Календарные сроки

по плану      фактич.

Примечание

I. Общий взгляд на Землю

(6 часов)

1.

Первичный инструктаж по ОТ на рабочем месте. Связь прошлого с настоящим

1

2.

Россия-родина космонавтики

1

3.

Материки

1

4.

Материки и части света

1

5.

Мировой океан

1

6.

Обобщение по разделу «Общий взгляд на Землю»

1

II. Как изучают окружающий мир      (12 часов)

7.

Сто наук. Органы чувств

1

8.

Зрение

1

9.

Слух

1

10.

Обоняние и вкус

1

11.

Осязание

1

12.

Язык науки

1

13.

Наблюдения, рассуждения, выводы

1

14.

Инструменты и приборы

1

15.

Книги и другие средства информации

1

16.

Тела и вещества

1

17.

Что такое экология. Экскурсия в природу

1

18.

Обобщение изученного.  Урок-игра

1

III. Космос (6 часов)

19.

Главные особенности космоса

1

20.

Солнце-звезда

1

21.

Планеты

1

22.

Звезды и созвездия

1

23.

Луна – спутник Земли

1

24.

Обобщающий урок –викторина

1

IV. Планета Земля

(10 часов)

25.

Повторный инструктаж по ОТ. Наш общий дом. Строение Земли

1

26.

Географическая оболочка Земли

1

27.

Горизонт

1

28.

Открытие шарообразности Земли

1

29.

Ориентирование

1

30.

Компас

1

31.

Глобус и карта

1

32.

Рельеф Земли

1

33.

Ландшафт

1

34.

Обобщающий урок – мудрости

1

V. Взаимодействие сил природы             (17 часов)

35.

Тепловые пояса Земли

1

36.

Смена времен года

1

37.

Суша под Солнцем

1

38.

Внутренние силы Земли

1

39.

Вода на земле

1

40.

 Три состояния воды

1

41.

Что такое снег

1

42.

Почему лед плавает

1

43.

Вода- растворитель

1

44.

Подземные воды

1

45.

Как и зачем люди изучают атмосферу

1

46.

Состав воздуха и его свойства

1

47.

Ветры.

1

48.

Грозные ветры

1

49.

Круговорот воды в природе

1

50.

Тестовая работа «Взаимодействие сил природы»

1

VI. Живая природа

(19 часов)

51.

Жизнь-особенность нашей планеты

1

52.

Что изучает биология

1

53.

Группы растений

1

54.

Хвойные и цветковые растения

1

55.

Дикорастущие и культурные растения

1

56.

Растения, которые мы едим

1

57.

Растения – путешественники

1

58.

Грибы

1

59.

Животные: моллюски, насекомые, паукообразные

1

60.

Рыбы

1

61.

Земноводные и пресмыкающиеся

1

62.

Птицы и млекопитающие

1

63.

Среда обитания

1

64.

Дикие животные

1

65.

Домашние животные

1

66.

Бактерии

1

67.

Гигиена

1

68.

Закрепление изученного. Урок - игра

1

69.

Урок-экскурсия

1

70.

Обобщающий урок-викторина

1

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок окружающего мира по теме "В космосе"

Цель: познакомить с космическими понятиями и терминами; расширять словарный запас учащихся; развивать воображение, речь, мышление младших школьников; воспитывать чувство гордости за нашу страну – роди...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок окружающего мира "О глазах"

Цель данного занятия: учить заботиться о глазах, понимая, что учащимся нужны не поучения, а примеры; формировать бережное отношение к зрению; развивать личностные УУД, осознавая необходимость научить ...

Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Рабочая программа по литературному чтению 2 класс на основе авторской программы В.Ю. Свиридова

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом на основе авторской: В.Ю. Свиридова...