Конспект урока по окружающему миру «Насекомые и растения луга»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okruzhayushchemu_mir2.docx | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Насекомые и растения луга»
Цель: выявить и обогатить представления детей о значении насекомых и растений луга в жизни человека
Задачи:
- формировать представления о насекомых и растениях луга как ценностных объектах природы, акцентировать внимание на их эстетической привлекательности, экологической значимости в природных сообществах;
- обучать умению выделять взаимосвязь растений и животных со средой обитания (луг);
- формировать у учащихся убеждения о пользе насекомых и растениях луга;
- развивать у учащихся интерес к окружающему миру.
Методы: метод ценностного анализа, метод идентификации, метод эмпатии.
ТСО: пейзаж луга, загадки и картинки о растениях и насекомых луга, птиц, картинки с изображением животных луга.
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Вступительное слово
- Дети, а вы бывали когда-нибудь на цветущем лугу? - А кто-нибудь слышал голоса цветов? Послушайте стихотворение.
Я иду по зеленому лугу, высыхает на листьях роса,
Ветер травы качает упруго, и я слышу цветов голоса.
Они шепчут: "Не рви нас, не надо, наши гибкие стебли не мни.
Мы для глаз и для сердца отрада. Украшенье родимой земли.
- Как хорошо на зеленом лугу! Среди буйных, свежих трав пестреют яркие, душистые цветы.
- Кто посеял на лугу столько много цветов?
- Может быть, семена принес сюда ветер?
- Может быть, семена оказались здесь с потоком воды?
- А может быть, какой-нибудь зверек занес их сюда?
Вот так загадка природы, только весной каждый год случается чудо: из семян вырастают ростки с крошечными листьями и маленькими корешками. Благодаря солнцу и дождю, ростки становятся все больше и больше и превращаются в прекрасные цветы,
III. Изучение нового материала.
1. Рассматривание карточек цветущих растений.
а) Кипрей /иван-чай/.
На лугу расцвел кипрей. Вот семья богатырей
Крепки, статны и румяны, встали «братья- великаны»
Славный выбрали наряд - куртки пламенем горят. /Е. Серова/
Все лето цветет, его длинные цветочные метелки торчат вверх и начинают распускаться снизу его веселых зарослях в солнечный день порхают бабочки и работают пчелы, нежный и душистый мед получается из цветков - нектара иван-чая. Нектара так много, что его даже можно увидеть. Отцветет иван-чай, и на месте цветков появятся пушинки - длинные серебристые волоски. Это семена – парашютики. Часто иван-чая служил людям добрую службу: из его корней (сухих) делали муку и пекли хлеб, а из поджаренных корней варили кофе. Из стеблей и свежих листьев получался замечательный суп, а из сухих листьев - чай. Не случайно и имя у него такое Иван - чай: накормит и напоит человека.
б) Фиалка
Фиалка на лугу одна
Росла безвестна и скромна,
То был цветочек кроткий /Гете/
Летом на стебельке фиалки появляется коробочка, внутри зреют семена - плоды. Приходит время коробочка трескается и из нее вылетают, будто от выстрела, крошечные круглые семена» А вот какую сказку придумал А. Стрижев об этом цветке. Жила прекрасная девушка Анюта. Однажды она повстречала и полюбила юношу. Но случилось так, что юноша уехал, обещая вернуться. Долго она смотрела на дорогу, в ее доверчивых глазах была надежда и печаль, не вынесла разлуки Анюта и умерла. А на том месте выросли красивые трехцветные фиалки с лепестками белого, желтого и фиолетового цвета, похожие на лучистые глаза Анюты.
в) Гвоздика: "Гвоздики весело алеют, цветут на травах луговых..."Это невысокое стройное растение.
г) Одуванчик:
- Я шариком пушистым белею в чистом поле,
А дунет ветерок - остался стебелек.
Над лугом парашютики качаются на прутике.
Одуванчик - очень любопытный цветок. Он так полюбил солнышко и не сводит с него глаз, поворачивает свою голову и следит за движением солнца на небе. Семена - парашютики.
д) Ромашка:
- Шел я лугом, по тропинке, видел солнце на травинке.
Но совсем не горячи солнца жгучие лучи.
Порадует букетом, утешит в беде, поднимет больного. Аптечную ромашку легко узнать по запаху, она пахнет яблоком. Если в лесу, у костра вас начнут одолевать комары - бросьте пучок ромашки в огонь и они вмиг исчезнут.
е) Клевер:
- На лугу синеют колокольчики.
Рядом с колокольчиком, с ромашкою
Клевер весело цветет,
И его "шмелиной кашкою"
Называет наш народ.
А почему именно "шмелиной кашкою" называют клевер? Да потому, что это ценнейшее кормовое растение - клевер – опыляют преимущественно шмели.
ж) Колокольчик:
Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой;
Колокольчики- цветы
Очень вежливы,... а ты? Е.Серова
Существует много видов растений: мятлик луговой, пырей ползучий, овсюг тимофеевка луговая, осот, крапива двудомная, подорожник: все они растут на полях и лугах, в огородах мы называем их сорняки.
2. Рассматривание картинок «Насекомые»
а) Пчелы и шмели: Пчелы не достают нектар из глубоких венчиков. Гнезда шмели устраивают прямо на земле, используя покинутые мышиные норки или просто небольшие углубления. Их восковые соты беспорядочно расположены в один слой на дне гнезда. Шмели, как и пчелы, питаются нектаром и пыльцой разных цветов. Они медлительны и миролюбивы. Шмели очень полезны. Их гнезда нужно охранять.
Красота цветущего луга обусловлена главным назначением цветов - привлекать насекомых их здесь много: жужжат труженицы-пчелы, порхают бабочки, перелетают с цветка на цветок мухи - жужжалки. Много здесь и таких насекомых, которые питаются растениями и придают лугам своим стрекотом неповторимый колорит. Это сверчки, кузнечики, кобылки. То тут, то там мелькают они в воздухе, высоко подпрыгивая вверх, то увидеть и рассмотреть их вблизи довольно трудно: узкие зеленые тела сливаются с травой. Вот какой случай на лугу описала поэтесса. Бородицкая «Разговор с пчелой»:
Меня ужалила пчела,
я закричал:"как ты могла?!"
Пчела в ответ:
"А как ты мог сорвать любимый мой цветок?
Ведь он мне был уж-жасно нуж-жен:
я берегла его на уж-жин!"
- Оказывается, на лугу нужно быть очень осторожными, иначе можно оставить без ужина насекомых!
Но насекомые питаются не только нектаром из цветов. В благодарность за вкусное угощение насекомые делают цветам очень доброе дело. Оказывается, когда пчелы собирают капельки нектара, на брюшко и на лапки, и спинку попадают мельчайшие частицы пыльцы. Пыльца нужна растениям для опыления, чтобы появились семена и плоды. Если бы не было пчел, шмелей и мух и других насекомых-опылителей, то не росли бы тогда такие замечательные луговые цветы. Цветы без насекомых просто не могут существовать. Поэтому растения привлекают насекомых яркими цветами, как будто развешивают объявления.
Дорогие шмели! Вы найдете вкусный и свежий нектар, кушайте на здоровье. А по дороге прихватите пыльцы для других растений! |
- Цветы привлекают насекомых не только своей окраской, но и запахом. Различая огромное количество ароматов, насекомые легко читают волшебную книгу запахов.
3. Дидактическая игра: «Что растет на лугу, кто живет на лугу?»
Дети выбирают из большого разнообразия представленных карточек, только те, которые предназначены для луга.
- Вот и получается, что цветы "подзывают и кормят бабочек, пчел, шмелей, мотыльков вкусной пыльцой и сладким нектаром, а насекомые опыляют их"
б) Паучки: на брюшке у паучка есть несколько маленьких бугорков - железок. Из них выделяется жидкость, которая застывает в воздухе в виде нитки. Если паучьи сети предназначены для ловли добычи, паук добавляет в сети клей, и несчастная жертва накрепко приклеивается к паутине.
- Итак, насекомые - это очень вкусное лакомство для летучих мышей и птиц. Значит и птицы тоже - жители луга? как вы думаете, какие птицы живут на лугу? Почему?
в) Жаворонок полевой! Нет певца чудесней! В чистом поле - домик твой, в ясном небе (песня В. Берестова)
Едва появятся весной первые проталины, как в небе зазвучит красивая и радостная песня жаворонка. Чем выше поднимается жаворонок, тем звонче его голос. Жаворонок - маленькая птичка, чуть крупнее воробья. Оперенье его неяркое - коричневое с темными крапинками. Это помогает ему прятаться от врагов, когда он садится на землю.
Полевые жаворонки не любят леса и не садятся на деревья. Они живут на земле. В поле или на лугу, как только вырастет трава, жаворонки вьют гнездо и выводят птенцов. Пищу - жучков, личинок, семена трав - они находят тоже на земле.
На земле жаворонки не поют своих песен. А во второй половине лета, когда появляются птенцы, стихают песни жаворонка, и его самого уже не увидишь в небе. Как вы думаете, почему он перестает петь?
Это чья там: песня льется
Над просторами полей?
Это песня жаворонка
О родной земле своей,
4. Проблемная ситуация «Что случится, если на лугу исчезнут насекомые?»
Кто пострадает первым? /насекомоядные животные/.
- Затем без пищи останутся те, кто питается насекомоядными. Через год будет наблюдаться убыль трав и ягод, так как не образовались семена у растений, опыляемых насекомыми. Останутся только ветроопыляемые растения. И что же будет в итоге? /вывод: без насекомых биоценоз сильно изменится/
IV. Подведение итогов урока
- Давайте тоже будем вежливы и попрощаемся с колокольчиком, бабочками, пчелами, - всеми, кто образует это гармоничное сообщество – луг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Какие бывают растения" 2 класс
Доступное содержание материала...
Конспект урока по окружающему миру "Насекомые, птицы, рыбы, звери" (1 класс "Планета знаний")
Тема: «Насекомые, птицы, рыбы, звери. » (УМК «Планета знаний»)Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель: формирование ценностного отношения к животным, посредством выделения существенн...
Конспект урока по окружающему миру "Насекомые" 2 класс
Конспект урока. Окружающий мир 2 класс "Насекомые"...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему "Растения луга" (2 класс)
В технологической карте урока по окружающему миру русписаны УУД. Показаны формы и методы работы на уроке....
Конспект урока по окружающему миру "Насекомые", 2 класс УМК ‘Перспективная начальная школа’
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУТема урока: «Насекомые»Цель деятельности учителя: формирование представления о растительноядных, хищных и всеядных насекомых; повторение отличительных при...
Конспект урока по окружающему миру "Насекомые"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме "Насекомые" с использованием цифровых образовательных технологий....
Конспект урока по окружающему миру "Насекомые"
Конспект урока окр. мира...