Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему

Рабочая программа составлена на основе программы по окружающему миру для общеобразовательных учреждений под руководством Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова, 2010 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_okr._miru.docx49.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                                     «Согласовано»

на заседании МС                                  Зам.директора по

МОУ «Брусничная СОШ»                   УВР

Протокол №1  от_________                _______________

Председатель МС ________                        Л.А.Довженко

        

                                                               __________2013 г.

        

Рабочая программа

по окружающему миру

для 2 класса

уровень: общеобразовательный

Учитель Белореченская Виктория Владимировна,

II квалификационная категория

Рабочая программа составлена на основе программы по окружающему миру для общеобразовательных учреждений под руководством Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова, 2010 г.

2013/2014 учебный год


Пояснительная записка

        Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе следующих нормативно- правовых документов:

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
  3. Учебный план МОУ «Брусничная СОШ» на 2013/2014 учебный год.
  4. Примерная (авторская) программа (основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по окружающему миру
  1. Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
  1. Развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  2. Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
  3. Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств, потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента образовательного стандарта начального общего образования (2004 г.), программы по окружающему миру для второго класса Н. Я. Дмитриевой и А. Н. Казакова (система Л. В. Занкова) из расчета 2 часа в неделю (68 часов в год).

Курс «Окружающий мир» разработан в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на достижение оптимального общего развития школьников. Это интегрированный курс, который предусматривает обучение детей в четырехлетней начальной школе.

Учебный курс «Мы и окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

• на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком;

• в ходе решения первой задачи развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность; обучить безопасному поведению в природе и обществе;

• формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, самостоятельно проводить предусмотренные программой опыты, наблюдения, практические работы, делать обобщения и выводы;

• воздействовать на развитие эмоционально-волевых, морально-нравственных качеств личности.

Представление целостной широкой картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания является ключевым требованием системы общего развития школьников. Этому требованию в наибольшей мере может соответствовать именно интегрированный курс, содержание которого составляют материалы курсов «Естествознание» и «Обществознание», то есть знания о природе и человеке в их единстве и взаимопроникновении. Это как раз та область познания, которая на данном этапе развития школьника и формирует его представление об окружающем мире. Единство неживой и живой природы, роль развития человека и общества на разных этапах истории и посте пенное высвобождение человека из-под власти природы, наконец, вмешательство человека в природу - такие взаимозависимости прослеживаются от первого к четвертому классу. В первом классе она дана в самом общем виде, курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.

Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В. Занков. Обучение и развитие. С. 101). В соответствии с этим принципом от бор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет рас крыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

Таким образом, с первого класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем чело века, долгий и трудный процесс познания законов и явлений при роды, методы исследования и формы выражения этих представлений.

В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы ответить на возникающие вопросы.

Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.

Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Мы и окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов. Учитель может ограничиться предусмотренным органами образования минимумом содержания или его расширить с учетом возможностей класса и отдельных учеников.

Богатое содержание - не единственное условие общего развития школьников. Важно, чтобы это содержание добывалось ими в процессе самостоятельной деятельности либо индивидуально, либо в группе. В программе курса выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями.

Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что про исходит в нашем общем доме.

Таким образом, всеми своими средствами курс создает условия для общего развития школьников.

  1. СОДЕРЖАНИЯ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Общий взгляд на Землю (5 часов).

 Материки и океаны Земли.

Россия - самое большое государство мира. Москва - столица.

Россия - родина космонавтики.

   Практическая работа. Работа с контурной картой полушарий Земли.

Как изучают окружающий мир (9 часов)

Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, что бы сохранить органы чувств здоровыми.

Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.

Правила организации учебного труда дома и в школе.

Тела и вещества, явления природы. Три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства.

Экология - наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.

 Практuческuе работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их  свойств. Определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии. Знакомство с лупой, термометром. Измерение темпера туры тела, воздуха, воды, снега.

Космос и Земля (14 часов)

Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Луна - спутник Земли.

Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки.

Область жизни на Земле.

Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас.

Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов России.

Практuческuе работы. Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изготовление примитивного компаса.

Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня; за погодой, фиксация признаков погоды при помощи условных знаков, наблюдения за фазами Луны.

Взаимодействие сил природы (22 часа)

Влияние Солнца на сушу.

Тепловые пояса Земли и смена времен года.

Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Правила безопасного поведения на водоемах. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды. Вода растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода  одно из условий жизни на Земле. Вода в быту человека.

Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и чело века.

Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Явления природы. Круговорот воды в природе. Представление о стихийных бедствиях на Земле. Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.

Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.

Практическuе работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование. Определение направления ветра с помощью флюгера.

Живая природа (18 часов)

Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии.

Признаки живых организмов: дыхание, питание, рост, движение, размножение. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями живой природы.

Многообразие растений и их роль в жизни человека. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. Условия, необходимые для жизни растений. Ядовитые растения.

Животные. Представление о классах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; разнообразие животных. Дикие и домашние животные. Правила по ведения с домашними животными.

Грибы - съедобные и ядовитые, их разнообразие.

Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища.

Сохранение редких растений, животных, грибов. Красная книга. Красота и разнообразие природы России.

Практическuе работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; ра боты с коллекциями животных и гербарными экземплярами растений; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; различение ядовитых растений и грибов.

Экскурсuя к водоёму. Обсуждение правил поведения у водоема. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел, тема

Часы

Общий взгляд на Землю

5

Как изучают окружающий мир

 9

Космос и планета Земля

14

Взаимодействие сил природы

22

Живая природа

18

68

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Обучающиеся должны

• иметь представление:

- о связи между движением Земли, сменой дня и ночи, сменой времен года;

- о природных явлениях и стихийных бедствиях на Земле и в своей местности;

- о том, как изучают окружающий мир;

- о царствах живой природы: растениях, животных, грибах, бактериях;

• устанавливать связи:

- между растениями и животными;

- между деятельностью человека и природой;

• владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

- осуществлять группировку объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании количества групп);

- подводить объект (явление) под понятия разного уровня об общения (природа, живая - неживая, классы животных, группы растений);

- пользоваться источниками информации об окружающем ми ре (наблюдать, проводить измерения и опыты);

доказывать (устно) высказываемые утверждения; - описывать (устно) объекты (явления) природы;

- пользоваться учебной и дополнительной литературой;

• знать:

что Земля - планета, Солнце - звезда, Луна - спутник Земли; названия материков и океанов;

что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта; устройство компаса и правила пользования им;

три состояния воды, основные свойства воды и воздуха, при чины круговорота воды в природе;

- условия, необходимые для жизни растений и животных;

- особенности рельефа, погоды, растительного и животного

мира своей местности;

- правила поведения в природе и меры ее охраны;

• уметь:

ориентироваться на местности относительно своего тела;

- определять стороны горизонта по компасу, по природным приметам;

- показывать на карте и глобусе основные формы поверхности и водоемы;

различать вещества и тела;

- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;

- различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы; диких и домашних животных; животных разных групп;

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;

- ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц зимой;

- выполнять правила личной гигиены.

                                         Уровень требований стандарта

В результате изучения окружающего мира ученик должен

Знать \ понимать:

  1. название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города;
  2. государственную символику России;
  3. государственные праздники;
  4. основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
  5. общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  6. правила сохранения и укрепления здоровья;
  7. основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
  8. правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

Уметь:

  1. определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  2. различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
  3. различать части растений, отображать их на рисунке (схеме);
  4. приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  5. показывать на карте, глобусе материки и океаны;
  6. соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  2. ориентирования на местности с помощью компаса;
  3. определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  4. ухода за растениями и животными;
  5. установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  6. ухода за растениями (животными);
  7. выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  8. оценки воздействия человека на природу; выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  9. удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.


6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Программа по окружающему миру Н. Я. Дмитриевой и А. Н. Казакова. Сборник программ к системе Л. В. Занкова, изд-во «Учебная литература»2010.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир : Учебник для 2 класса.   Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
  3. Дмитриева  Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2 класса к учебнику «Окружающий мир».   Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров».
  4. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир». 2 класс.   Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров».
  5. Галяшина П.А., Плотникова А.Ю. Поурочное планирование к учебникам Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова «Окружающий мир». 1-2 класс. Самара : Издательство «Учебная литература» : Издательский дом «Федоров».
  1. Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир».   Самара : Корпорация «Федоров».
  2. Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир».   Самара : Корпорация «Федоров».

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по окружающему миру

 

Класс  2

Учитель  Белореченская Виктория Владимировна

Количество часов

Всего 68 час; в неделю 2 час.

Плановых контрольных уроков -  3 ч.

Планирование составлено на основе программы по окружающему миру для общеобразовательных учреждений под руководством

Н.Я. Дмитриевой, А.Н. Казакова.

            Учебник

название, автор, издательство, год издания:   Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков «Окружающий мир» в 2 частях, 2011 год, Издательство «Учебная литература»

Дополнительная литература:  рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир»

№ п/п

Дата проведения

Тема раздела,

 Урока

Кол-во отводимых часов

Цели к разделу, теме: обучающие, развивающие, воспитательные

Понятия, терминология, номенклатура

Виды уроков по теме

Оборудование, необходимая литература

1

2

3

4

5

6

7

8

Общий взгляд на Землю

5

1

Наша Родина

1

Выявить знания детей о нашей Родине, государственных символах.

Гимн, герб, флаг, столица

комбинированный

Учебник, тетрадь, государственные символы России

2

Связь прошлого с настоящим.

1

Расширить знания учащихся о жизни на Земле, связи прошлого с настоящим.

комбинированный

Учебник, тетрадь

3

Россия – родина космонавтики.

1

Расширить знания учащихся о космонавтах, исследованиях космоса.

Космонавт, спутник, ракета

комбинированный

Учебник, тетрадь, портреты космонавтов

4

Материки.

1

Сформировать представления учащихся о материках, частях света.

материки

комбинированный

Учебник, тетрадь, географическая карта

5

Мировой океан.

Расширить знания учащихся о водных пространствах нашей планеты.

океан

комбинированный

Учебник, тетрадь, карта полушарий

Как изучают окружающий мир

9

6

Органы чувств человека.

1

Расширить знания учащихся о науках, изучающих окружающий мир, сформировать представление об органах чувств.

Органы чувств

комбинированный

Учебник, тетрадь

7

Зрение и слух.

1

Ознакомить учащихся с органами зрения и слуха; расширять знания о бережном отношении к глазам и ушам, о сохранении и улучшении зрения и слуха.

Зрение, слух

комбинированный

Учебник, тетрадь, кроссворд

8

Обоняние и вкус. Осязание.

1

Расширять знания учащихся об органах чувств человека – носе, языке и коже, о бережном отношении к ним.

Обоняние, осязание, вкус

комбинированный

Учебник, тетрадь, загадки

9

Язык науки.

1

Расширить знания учащихся о географических понятиях.

Географические понятия

комбинированный

Учебник, тетрадь

10

Наблюдения рассуждения и выводы.

1

Учить наблюдать, рассуждать, делать выводы.

Опыт, наблюдение

комбинированный

Учебник, тетрадь

11

Инструменты и приборы.

1

Сформировать представления учащихся о приборах и инструментах, необходимых для проведения опытов.

Инструменты, оборудование, приборы

комбинированный

Учебник, тетрадь, термометр, телескоп, микроскоп

12

Книги и другие средства информации.

1

Расширить знания учащихся о книгах и других средствах информации.

Средства информации

комбинированный

Учебник, тетрадь, книги

13

Тела и вещества. Свойства веществ.

1

Дать представление о телах и веществах; развивать наблюдательность и внимательность.

Тело, вещества

комбинированный

Учебник, тетрадь, оборудование для опытов

14

Что такое экология.

1

Сформировать представления учащихся об экологии как науке.

экология

комбинированный

Учебник, тетрадь, фотографии с изображением природы

Космос и Земля

14

15

Главные особенности космоса.

1

Ознакомить учащихся со звездным небом, наукой астрономией.

астрономия

комбинированный

Учебник, тетрадь, рисунки звездного неба

16

Звезда по имени Солнце.

1

Расширить знания учащихся о Солнце, о вращении Земли вокруг Солнца, о его пользе и вредных воздействиях на человека.

звезда

комбинированный

Учебник, тетрадь теллурий

17

Планеты.

1

Расширить знания учащихся о планетах Солнечной системы.

Названия планет

комбинированный

Учебник, тетрадь плакат «Планеты Солнечной системы»

18

Звёзды и созвездия.

1

Расширить знания учащихся о звездах и созвездиях; формировать умение находить созвездия на звездном небе.

созвездия

комбинированный

Учебник, тетрадь

Плакат «Звездное небо»

19

Луна – спутник Земли.

1

Расширить знания учащихся о Луне.

спутник

комбинированный

Учебник, тетрадь

20

Земля – наш общий дом.

1

Расширить знания учащихся о Земле как планете.

Гидросфера, атмосфера, литосфера, ядро

комбинированный

Учебник, тетрадь

глобус

21

Горизонт.

1

Ввести понятие «горизонт»

горизонт

комбинированный

Учебник, тетрадь

22

Строение Земли.

1

Сформировать представления учащихся о строении Земли.

Гидросфера, атмосфера, литосфера, ядро

комбинированный

Учебник, тетрадь

глобус

23

Ориентирование.

1

Ознакомить учащихся со сторонами горизонта, промежуточными географическими направлениями; развивать умение ориентироваться по сторонам горизонта.

Стороны горизонта

комбинированный

Учебник, тетрадь

24

Компас.

1

Ознакомить с устройством компаса, принципом его работы, научить ориентироваться по компасу и местным предметам.

компас

комбинированный

Учебник, тетрадь

компас

25

Глобус и географическая карта.

1

Расширить представления учащихся о глобусе и географической карте.

Глобус и географическая карта.

комбинированный

Учебник, тетрадь

Глобус и географическая карта.

26

Рельеф Земли.

1

Познакомить с понятием «рельеф Земли», его главными формами; учить определять высоту и глубину географических объектов по цвету на карте.

рельеф

комбинированный

Учебник, тетрадь

карта

27

Ландшафт Земли.

1

Ознакомить с термином «ландшафт»; расширить знания о пользе и вреде человека на Земле.

Ландшафт

комбинированный

Учебник, тетрадь

28

Проверочная работа по теме «Космос и Земля»

1

Проверить знания учащихся по пройденным темам.

контрольный

тесты

Взаимодействие сил природы

22

29

Тепловые пояса Земли.

1

Сформировать представления учащихся о тепловых поясах, о влиянии тепла на Землю.

Тепловые пояса

комбинированный

Учебник, тетрадь

карта

30

Смена времён года.

1

Расширить знания учащихся о смене времен года, об изменениях, происходящих на планете.

Времена года

комбинированный

Учебник, тетрадь

теллурий

31

Особенности Земли как планеты.

1

Выявить особенности Земли как планеты.

комбинированный

Учебник, тетрадь

32

Суша под солнцем.

1

Расширить представления учащихся об изменениях, происходящих на суше под воздействием Солнца.

температура

комбинированный

Учебник, тетрадь

33

Внутренние силы Земли.

1

Сформировать представления учащихся об образовании вулканов, землетрясений.

Вулкан, землетрясение

комбинированный

Учебник, тетрадь

34

Воды Земли. Свойства воды.

1

Формировать понятие «свойства воды»; дать представление о применении свойств воды в жизни человека; развивать наблюдательность, внимание.

Свойства воды

комбинированный

Учебник, тетрадь

35

Экскурсия к водоему.

1

Наблюдать за изменениями водоема в разное время года.

экскурсия

36

Тепло и вода.

1

Выявить взаимодействие тепла и воды.

комбинированный

Учебник, тетрадь

37

Три состояния воды.

1

Расширить представления детей о переходе воды в различные состояния.

комбинированный

Учебник, тетрадь

38

Что такое снег.

1

Расширить знания учащихся о свойствах снега; развивать наблюдательность.

комбинированный

Учебник, тетрадь

39

Почему лёд плавает.

1

Расширить знания учащихся о свойствах воды.

комбинированный

Учебник, тетрадь

40

Что такое айсберг.

1

Сформировать представления об айсбергах.

айсберг

комбинированный

Учебник, тетрадь

41

Вода – растворитель.

1

Расширить знания детей о возможностях воды.

растворитель

комбинированный

Учебник, тетрадь, стакан с водой, песок, фильтр, краска

42

Подземные воды.

1

Расширить знания детей о возможностях воды.

Родник, водопад

комбинированный

Учебник, тетрадь

43

Воздух. Как и зачем люди изучают атмосферу

1

Сформировать представления об атмосфере; ее изучении.

атмосфера

комбинированный

Учебник, тетрадь

44

Состав воздуха.

1

Познакомить с составом воздуха и его значением для человека.

Тропосфера, газ, кислород, азот

комбинированный

Учебник, тетрадь

45

Свойства воздуха.

1

Сформировать представления о свойствах воздуха.

газ, кислород, азот

комбинированный

Учебник, тетрадь

46

Движение воздуха. Ветры.

1

Познакомить учащихся с образованием ветра и его разновидностями.

Ветер, смерч, ураган, торнадо, циклон

комбинированный

Учебник, тетрадь

47

Круговорот воды в природе.

1

Выявить представления детей о круговороте воды в природе.

круговорот

комбинированный

Учебник, тетрадь

48

Вода, ветер и рельеф.

1

Сформировать представления о влиянии воды и ветра на рельеф планеты.

Вода, ветер и рельеф.

комбинированный

Учебник, тетрадь

49

Человек и неживая природа.

1

Выявить знания детей о взаимодействии и влиянии человека и неживой природы.

комбинированный

Учебник, тетрадь

50

Проверочная работа по теме «Взаимодействие сил природы»

1

Проверить знания учащихся по пройденным темам.

контрольный

тесты

Живая природа

18

51

Жизнь – особенность нашей планеты.

1

Закрепить знания учащихся об особенностях нашей планеты.

комбинированный

Учебник, тетрадь

52

Растения. Группы растений.

1

Познакомить с наукой биологией; выявить знания о растениях и группах растений.

биология

комбинированный

Учебник, тетрадь

53

Водоросли, лишайники, мхи, папоротники

1

Расширить знания детей о группах растений.

Водоросли, лишайники, мхи, папоротники

комбинированный

Учебник, тетрадь

Карточки с растениями

54

Хвойные и цветковые растения.

1

Расширить знания детей о группах растений.

Хвойные и цветковые растения.

комбинированный

Учебник, тетрадь

Карточки с растениями

55

Дикорастущие и культурные растения.

1

Расширить знания детей о группах растений.

Дикорастущие и культурные растения.

комбинированный

Учебник, тетрадь

Карточки с растениями

56

Растения, которые мы едим.

1

Расширить знания детей о группах растений.

комбинированный

Учебник, тетрадь

Карточки с растениями

57

Растения-путешественники.

1

Расширить знания детей о группах растений.

комбинированный

Учебник, тетрадь

Карточки с растениями

58

Грибы.

1

Выявить и расширить знания детей о грибах.

Названия грибов

комбинированный

Учебник, тетрадь

Муляжи грибов

59

Животные. Группы животных.

1

Повторить и расширить знания детей о животных и группах животных.

зоология

комбинированный

Учебник, тетрадь

Карточки с животными

60

Насекомые, паукообразные, моллюски.

1

Повторить и расширить знания детей о животных и группах животных.

Насекомые, паукообразные, моллюски.

комбинированный

Учебник, тетрадь Карточки с животными

61

Рыбы.

1

Повторить и расширить знания детей о животных и группах животных.

Названия рыб

комбинированный

Учебник, тетрадь

Карточки с животными

62

Земноводные и пресмыкающиеся.

1

Повторить и расширить знания детей о животных и группах животных.

Земноводные и пресмыкающиеся

комбинированный

Учебник, тетрадь

Карточки с животными

63

Птицы и млекопитающие.

1

Повторить и расширить знания детей о животных и группах животных.

Птицы и млекопитающие.

комбинированный

Учебник, тетрадь

Карточки с животными

64

Животные и среды их обитания.

1

Познакомить учащихся со средой обитания животных, размножением.

Среда обитания, размножение

комбинированный

Учебник, тетрадь

65

Питание животных.

1

Познакомить с классификацией животных по типу питания.

Травоядные, хищники

комбинированный

Учебник, тетрадь

66

Дикие и домашние животные.

1

Выявить и расширить знания учащихся о диких и домашних животных.

комбинированный

Учебник, тетрадь

67

Бактерии. Гигиена.

1

Ввести понятие «бактерии», «гигиена»; формировать знания о вреде бактерий на организм человека; прививать навыки ЗОЖ.

Бактерии. Гигиена.

комбинированный

Учебник, тетрадь

68

Контрольная работа по темам, изученным за год.

1

Проверить знания учащихся по пройденным темам.

контрольный

тесты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...