Урок окружающего мира, 2 класс по теме "О дружбе"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: « О дружбе».
Цель урока:
- Формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу.
- Формирование умения аргументировать свою точку зрения.
- Развитие умения учащихся вести рассуждение.
Оборудование:
Учебник «Окружающий мир» 2 класс Н. Ф. Виноградова,
Рабочая тетрадь «Учимся думать и фантазировать» 2 класс,
Караоке-диск с песнями о дружбе.
Литература:
Н. И. Дереклеева « Справочник классного руководителя», Москва 2004.
Л. И. Маленкова «Человековедение», Москва 1993,
Н. Ф. Виноградова «Окружающий мир» (методические рекомендации).
Ход урока:
1. Организация начала урока.
(Класс разбит на группы).
Урок начинается под музыку песни «Когда мои друзья со мной» композитора В. Шаинского.
2.Объяснение нового материала.
Вступительная беседа.
- Обратите внимание на слова: «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!».
Как вы понимаете это выражение?
- Трудно жить человеку, если у него нет друзей: не с кем поделиться радостью, провести время, некому помочь в беде. Даже посоветоваться не с кем.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о дружбе, выясним, умеете ли вы дружить, составим основные правила дружбы.
На доске написано предложение «Друг – это тот, кто …».
(Ребята говорят о том, кто называется другом и кого они называют своими друзьями).
Анализ стихотворения А. Барто «Требуется друг».
Все живут, не тужат, а со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной».
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной – стану знаменита.
Все пятёрки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: «Дружи со мной! Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать».
А девчонка на дыбы! Говорит: «Молчала бы!»
Не вставать же на колени уговаривать подруг.
Напишу я объявление: «Срочно требуется друг».
-Почему никто не хотел дружить с этой девочкой?
На доске слова «друг», «приятель», «товарищ». Ребята анализируют, чем отличаются эти слова друг от друга.
Работа в группах.
-Какими качествами должен обладать настоящий друг?
Каждая группа получает цветок – ромашку и на каждом лепестке пишут по одному самому главному на их взгляд качеству, без которого дружба не может состояться.
Затем лидер группы зачитывает качества и поясняет их.
- Ребята, а могут ли обидеть жесты и мимика? Каким образом?
Работа с учебником.
Страница 48 «Могут ли обидеть жесты и мимика» (Чтение текста и работа с рисунками).
- Что вы можете сказать о мимике разных лиц?
- Какое выражение лица у детей на рисунке вам нравится больше всего? Почему?
- Какие жесты не способствуют дружбе?
Физкультминутка.
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клён.
Ребятам в парах предлагается создать правила дружбы и записать их на листок.
Потом эти правила зачитываются и анализируются.
Работа по учебнику. Страница 47 «Правила дружбы».
- Прочитайте самостоятельно текст и выберите правила, которые у вас отсутствуют.
(По ходу урока оформляется газета о дружбе, в которую войдут цветы-ромашки и правила дружбы).
3. Закрепление.
Работа в группах. Решают проблемные ситуации, которые запечатаны в конвертах.
Нравственные ситуации:
- Твой друг не сделал домашнее задание и просит тетрадку, чтобы списать.
- Твой друг совершает плохой поступок и об этом узнают все, в том числе и ты.
- Твой друг получает плохие отметки и тебе запрещают с ним дружить.
4.Итог урока:
- Почему распадается дружба? По каким причинам чаще всего?
Чтение и анализ стихотворения Р. Гамзатова «Берегите друзей».
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай,
Провинился друг – и повинился –
Ты ему греха не поминай.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
- О чем просит Р. Гамзатов в своём стихотворении?
Учащиеся все вместе под караоке поют песню «Если с другом вышел в путь».
5.Домашнее задание.
Рабочая тетрадь. Страница 36 № 4.
Нарисовать портрет своего друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...
Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".
Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....
Урок окружающего мира 2 класс "О дружбе"
Урок окружающего мира для 2 класса по УМК "Начальная школа 21 века"...
урок окружающего мира во 2 классе по теме "О дружбе" программа Н.Ф.Виноградовой
Урок-практикум способствует пробуждению потребности в познании окружающего мира, усвоению общепринятых норм нравственности в отношении к природе и людям. Особое место на этом уроке занимают исследован...
План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»
План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...
Урок окружающего мира на тему "О дружбе. Идем в гости". 1 класс.
Урок окружающего мира. 1 класс. Начальная школа 21 век....
Урок Окружающего мира в 1 классе Тема урока: "О дружбе"
Урок по окружающему миру в 1 классе. Тема урока: "О дружбе". На данном уроке формируются нравственные качества учащихся (умение дружить, доброта...) Ученики, работая в группах, выполняют общ...