урок окружающего мира во 2 классе "Мы-граждане России" УМК "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Шишкина Татьяна Сергеевна

Открытый урок ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_vo_2_klasse_po_programme.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира во 2 классе по программе «Начальная школа 21 века»

По теме: «Мы – граждане России»

Цели: 

Предметные: 

  • Познакомить с понятиями – гражданин, Конституция:
  • Дать краткую информацию о правах и обязанностях гражданина;

Личностные: 

  • Формирование ученической компетентности;
  • Формировать  умение устанавливать взаимосвязь между людьми в обществе;
  • Развивать речь, умение анализировать, обобщать;

Метапредметные:

Регулятивные:

  • развивать умение работать в паре, умение помогать друг другу;
  • умение провести самооценку

Коммуникативные:

  • формировать умения обобщать, делать выводы, находить закономерности

Познавательные: 

  • развивать память, логическое мышление и речь на языке предмета, развивать познавательный интерес, умение переносить знания в новые.

Задачи урока:

Воспитательные:

  • Воспитывать гуманную, творческую личность, бережно относящуюся ближнему;
  • Воспитывать способность к сопереживанию;
  • Воспитывать уважение и любовь к родному краю;

Здоровьесберегающие:

  • Следить за утомляемостью детей и вовремя проводить физ. минутки;
  • Частая смена видов деятельности учащихся;

Оборудование:

  • Карточки для работы в парах;
  • Презентация к уроку, видеоролик;
  • Книги «Конституция Российской Федерации»;

Тип урока: нестандартный; урок усвоения новых знаний;

Вид урока: урок – деловая игра;

Приёмы: разъяснение, вывод правил;

Формы: общеклассная (фронтальная), самостоятельная, работа в парах.

Учебник: «Окружающий мир» 2 класс, автор В.Ф. Виноградова (2010)

Ход урока

На доске

1. Орг. момент 

Учитель.   

- Здравствуйте, ребята.

Урок окружающего мира проведу у вас я.

Меня зовут Татьяна Сергеевна.

На нашем уроке присутствуют гости.

Сегодня мы с вами узнаем что-то новое, обобщим полученные знания, сделаем выводы. И вы мне в этом поможете.

2. Актуализация знаний.

Ребята, посмотрите слайд-шоу и ответьте на вопрос

Над какой темой мы сегодня будем работать?

Что значит “Родина моя”? –

 Ты спросишь, я отвечу:

 - Сначала тропочкой земля

 Бежит тебе навстречу.

 Потом тебя поманит сад

 Душистой веткой каждой.

 Потом увидишь стройный ряд

 Домов многоэтажных.

 Потом пшеничные поля

 От края и до края,

 Всё это – Родина твоя,

 Земля твоя родная.

 Чем старше станешь и сильней,

 Тем больше пред тобою

 Она заманчивых путей

 Доверчиво раскроет.

- Выслушиваются ответы детей

- Ребята, вы знаете, что такое Родина?

Как по-другому можно сказать Родина

Молодцы!

3. Введение в тему урока.

- Ребята, у каждого на столе лежит чистый лист, возьмите фломастеры и нарисуйте круг и прямую линию.

- Теперь покажите друг другу свои рисунки.

- Посмотрите, рисунки получились разные, и люди тоже все разные, непохожие друг на друга. Но нас объединяет одно, - то, что живем мы в одной стране.

- Ребята! Как вы думаете, кем мы с вами являемся? (Детьми, учениками, людьми, гражданами.)

4. Сообщение темы и цели урока

- На уроке мы с вами поговорим о том, кто такой “гражданин”, что значит для каждого человека Отечество, Родина, Россия, какие качества личности отличают настоящего гражданина своего Отечества.

5. Работа над новым материалом

1) - Ребята, как называется наша страна? (Россия) Правильно. Молодцы!  

Россия – это государство.

- Как называется главный город Российской Федерации? (Москва)

-  Чем является Москва для нашей страны? (столица Москва)

- У каждого человека есть своя малая Родина.

- Как вы понимаете, что такое малая Родина? (там, где человек родился)

- Как называется наша малая Родина? (поселок Татищево)

Действительно, Родину называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит нас своими водами, защищает как мать, от опасности. И народ сложил много пословиц о Родине

2) РАБОТА ПО КАРТОЧКАМ.

Ребята, на столе у вас лежат карточки. Возьмите карточку №3 и выполните задание. Соедини линией начало и конец пословицы

Давайте проверим (слайд) поменяйтесь тетрадями и проверьте у товарища.

- Мы жители своей страны. Кем мы с вами являемся в нашем государстве?

3) - На листочке под цифрой 1 вы найдете ответ на вопрос “как называют человека, который живет в той или иной стране?” (1 ученик читает вслух)

- А вы являетесь гражданами нашей страны? (гражданин)

- Как это можно доказать? (Свидетельство о рождении, паспорт). (показать)

- Иметь просто документ, удостоверяющий наше гражданство мало, надо стать настоящим гражданином.

Выберите 5 наиболее значимые качества человека, которые относятся к гражданину по вашему мнению.  

4) Игра ромашка ( на доске карточки – лепестки со словами)

(справедливость,  жестокость, хитрость, честность, трудолюбие, смелость, ответственность)

6. Физ. минутка

Потрудились – отдохнем, (ходьба на месте)

Встанем, глубоко вздохнем (потягивания)

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот,

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять,

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

7. Продолжение работы по теме

Послушайте легенду про одну страну….

« Давным-давно было два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно всё было разрешено. В государстве Нельзя жители жили совсем иначе . Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло войско государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя. Что тут началось!

В городах и сёлах бывшего государства Нельзя стали воровать, безнаказанно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно попросили помощи у государства Нельзя. Долго они совещались и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установили порядок, а все жители стали счастливы и довольны.»

Жители стали жить по законам.

Как называется главный закон нашей страны? (Конституция)

-Что вы знаете о Конституции?  

-Ребята, День Конституции в нашей стране отмечают 12 декабря!

 В конституции прописаны права и свободы каждого гражданина.

- Ребята, послушайте стихи

Стихи  детей про права ребенка

Только ты на свет родился,

Право первое твоё:

Получи, чтоб им гордиться

Имя личное своё.

Очень трудно самому,

Жить на свете одному.

Правом с Мамой жить и с Папой

Пользуйтесь везде, ребята.

Я росточком не доволен

И пока не так силён,

Но не смей мне делать больно

Есть у нас такой закон.

Если жар всё тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать врача на помощь

Тоже право детворы.

Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки

- Это право есть у нас.

В конституции прописаны также и обязанности каждого гражданина. (учиться, охранять природу, заботиться о младших, помогать старшим)

8. Закрепление.

- Ребята, подумайте, а как можно воспитать в себе качества настоящего гражданина?

( Уважать законы. Быть честным, трудолюбивым, смелым, целеустремленным Уважать права других людей, быть добрым, нести ответственность за свои поступки и т.д.)

Игра “Дополни текст”  Работа в парах карточки с заданиями.

Молодцы ребята!

9. Итог.

- Давайте повторим, какие новые слова  вы узнали? (они отмечены зеленым цветом)

- Граждане

- Конституция

- Права

- Обязанности

Стихи заранее подготовленных детей

Ученик:

Я - гражданином стать хочу!

Я сердце – доброму учу,

Чтобы друзья мною гордились

Бесстрашью у меня учились.

Ученик:

Чтобы полезным людям быть

И долг, и честь не позабыть.

Чтоб в школе хорошо учиться

Мне это в жизни пригодится!

Ученица:

Друзей, подружек уважать

И никого не обижать.

Уметь плечо подставить в срок

И честно выучить урок.

Ученица:

Подмогой маме, папе быть

И бабушек не позабыть,

Все силы отдавать добру

Учиться мудрости, уму.

Ученик:

И мир откроется чудесный,

Все будет в мире интересно.

И расцветет моя страна,

Хочу быть гражданином я!

- Молодцы.

- Оцените свою работу символом.

- Встаньте те, у кого больше 3 красных кружочка.

Вывод: 

- Быть гражданином России – это большое счастье, высокая честь. Где бы ни был Российский человек на своей земле или за её пределами, он гордится принадлежностью к великой России. Её гражданам присущи любовь к Родине, забота о её процветании, ответственность за её судьбу.

 

- Спасибо, дорогие ребята за то, что у вас есть добрая струна отзывчивости, ответственности. И я уверенна, что вы станете настоящими гражданами России.

Вы сегодня на уроке хорошо потрудились,  и я хочу вручить вам небольшие сувениры.

- Урок окончен!

- Спасибо всем!

Желаю вам всего доброго!

Слайд – шоу

Слова - карточки

Отчизна, Русь, Отечество

Слова - карточки

Россия

Слова - карточки

столица Москва

Текст на листочке (1)

Гражданин – житель страны, который признаёт её законы (правила поведения). Гражданин любит свою страну, гордится ею, старается сделать её сильной и богатой.
Гражданин вместе со своей страной переживает горе и радость. Званием гражданина России следует гордиться.

 

Слова - карточки

Гражданин

Образцы картинки

Свидетельство о рождении, паспорт

Слова - карточки

Конституция

Слова - карточки

Права

Слова - карточки

Обязанности

Текст на листочке (2)

Все люди имеют одинаковые… (права), независимо от того:

- ребенок это или … (взрослый)

- мальчик или….(девочка)

- говорит на русском языке или …(на любом другом)

- живет на севере или…(юге)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира 3 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Разработка урока окружающего мира.Тема: Древнерусская культура....

"Наша страна - Россия". Конспект урока окружающего мира в 1 классе ("Начальная школа XXI века")

Конспект урока со слайдами презентации, карточками для фронтальной и парной работы и ссылками на задания в пространстве учителя....

Нестандартный урок окружающего мира. 1 класс. УМК "Начальная школа 21 века"

Урок-экскурсия в музей хлеба: Окружающий мир.Учебник:  Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир».Класс: Первый.Тема: Как из зерна получилась булка.Цель: Сформировать представления о процессе выращив...

Урок окружающего мира 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока окружающего мира на тему: "Что такое семья". ...

Урок окружающего мира в 1 классе. УМК "Школа 21 века"

Цели деятельности педагога:создать условия для ознакомления с весенними работами на полях; способствовать развитию связной речи.Предметные результаты:научатся наблюдать за весенними  работа...

Урок окружающего мира 4 класс по программе "Школа XXI века" - Орган зрения - глаз

Цель: образовательные: расширять знания учащихся о зрении, о его  значении в жизни человека;Задачи:- объяснить значение органов чувств для жизнедеятельности человека:- сформировать представл...