Нестандартный урок окружающего мира. 1 класс. УМК "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока (окружающий мир, 1 класс) по теме

Рудакова Ирина Александровна

 

Урок-экскурсия в музей хлеба: Окружающий мир.

Учебник:  Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир».

Класс: Первый.

Тема: Как из зерна получилась булка.

Цель: Сформировать представления о процессе выращивания и производства хлеба, о профессиях участвующих в получении хлеба.

Формы: игра - «Экскурсия в музей хлеба», работа в парах, тренинг «Я - пекарь».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr_mira.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-экскурсия в музей хлеба: Окружающий мир.

Учебник:  Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир».

Класс: Первый.

Тема: Как из зерна получилась булка.

Цель: Сформировать представления о процессе выращивания и производства хлеба, о профессиях участвующих в получении хлеба.

Формы: игра - «Экскурсия в музей хлеба», работа в парах, тренинг «Я - пекарь».

Оборудование:  

  1. Учебник «Окружающий мир» 1 класс Н.Ф.Виноградова;
  2. иллюстрации репродукций картин А.Г Венецианова «На пашне. Весна», Г.Г.Мясоедова «Сеятель» «Страдная пора», И.Е.Репина «Толстой на пашне», Ю.П.Юнгханс «На пашне», В.В.Прошкина «Весенние будни» и «Уборка урожая», А.Г.Венецианова «Гумно»;
  3. иллюстрация фотографии «Элеватор»;
  4. картинки с изображением орудий труда хлебороба;
  5. коллекция колосьев зерновых культур;
  6. карточки с ребусами;
  7. наклейки.

Ход урока:

І. Организационный момент.

ІІ. Мотивация:

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Представьте, что вы находитесь в музее. Я – ваш гид, а вы – посетители. Экспонаты уже готовы рассказать вам много интересного и нового. А в каком музее мы находимся, и о чём будем говорить – догадайтесь сами, ответив на вопрос загадки:

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Он с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел,

В нем здоровье наше, сила,

В нем – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Сохраняло, берегло!  

Что это? (хлеб)

ІІІ. Формулировка темы урока:

В какой музей мы попали, кто догадался?  (В музей млеба)

Кто слушал загадку внимательно, тот точнее скажет, о чём вам поведают сегодня экспонаты нашего музея?

Верно, мы узнаем, какой путь проходит зернышко, чтобы прийти в виде мягкого, ароматного хлеба к нам на стол, люди каких профессий участвуют в создании хлеба.   В конце нашего занятия составим словарь профессий.

Тема нашего урока: Как из зерна получилась булка.

 Ведь не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Есть пословица в народе –

«Хлеб – на стол, и стол расцвел».

Ну, а все же, как приходит

Этот хлеб к тебе на стол?

ІV. Актуализация и пополнение знаний учащихся.

Рассматривание репродукций картин русских художников и беседа по ним с включением новых понятий и сведений.

  1. Кто знает, с чего начинается путь зёрнышка хлеба?

Как называют людей, выращивающих хлеб?

Ещё их называют хлеборобы.

(Слово «хлеборобы» вносится в словарь профессий на доске).

Если вы внимательно посмотрите на это слово, то увидите, что внутри него спрятались два других маленьких слова – «хлеб» и «роб», то есть «работать». Поэтому значение слова хлебороб можно растолковать так:

На доске: Хлебороб – тот, кто работает, трудится на земле, выращивает хлеб.

                   Кто знает, как ещё называют хлебороба?

                   Хлебороб – земледелец, крестьянин, пахарь.

( Названия профессий вносятся в словарь на доске).

Мы с вами в картинном зале. Здесь много полотен русских художников, которые расскажут нам о труде хлебороба.

На доске (на слайдах): репродукции картин А.Г Венецианова «На пашне. Весна», Г.Г.Мясоедова «Сеятель» и « «Страдная пора», И.Е.Репина «Толстой на пашне», Ю.П.Юнгханс «На пашне».

Рассмотрите внимательно, не торопясь репродукции картин русских художников.

(Для рассматривания картин необходимо дать больше времени, чтобы дети смогли рассмотреть детали).

Кого вы увидели на картинах?

Чем заняты земледельцы?

Как вы думаете, когда люди так выращивали хлеб?

Что об этом говорит?

Верно, так крестьяне трудились очень давно, в прошлом. Обрабатывать землю и выращивать на ней хлеб им помогали лошади и самые простые орудия труда: мотыга, соха, плуг, борона, серп.

(Название орудий труда вносится в словарь на доске)

На доске (на слайдах): иллюстрации с изображением мотыги, плуга, сохи, бороны, серпа.

Первым орудием труда земледельца была деревянная мотыга. Это приспособление появилось очень давно, в каменном веке. При помощи мотыги древние люди раскапывали и разрыхляли почву перед  тем, как засеять её зерном. Позже появилась соха,  которую тоже делали из дерева. Она облегчила труд людей, так как с её помощью можно было вскопать больше земли и это требовало меньше усилий. Затем появился плуг. Первый плуг был сначала тоже деревянным, и только спустя много тысячелетий люди стали изготавливать железный плуг. Кто увидел, чем отличается плуг от сохи?

Верно у сохи для вскапывания земли зубчики, а у плуга – широкие ножи. Каким орудием легче и быстрее вскапывать землю, плугом или сохой?

Ещё одним необходимым инструментом земледельца был серп.

Кто видел это орудие?

Для чего оно необходимо?

Верно, серпом пользовались, когда собирали выращенный урожай. При помощи серпа срезали колосья.

Какие чувства вы испытываете, глядя на эти картины?

Почему, объясните.

Каким был труд крестьянина в старину?

  1. Рассмотрим теперь иллюстрации к картинам В.В.Прошкина «Весенние будни» и «Уборка урожая».

Труд современных хлеборобов тоже тяжёл. Но сейчас у них много помощников.

Какие машины помогают хлеборобам?

(Название машин вносится в словарь на доске)

Как помогает земледельцам трактор, комбайн, грузовик.

Для того, чтобы уметь управлять этими машинами, появились профессии: механизатор-тракторист, комбайнер, агроном (названия профессий записаны в словаре).

( Названия профессий вносятся в словарь на доске).

Кто знает, чем занимаются люди этих профессий?

  1. Рассмотрим иллюстрации фотографии «Элеватор» и картины А.Г.Венецианова «Гумно».

На картине Венецианова изображено гумно. Так в старину называли место, где складывали и хранили урожай хлеба. А сейчас для этого используют огромное современное строение элеватор – зернохранилище. На нём трудятся люди разных профессий:

-это учёные - агротехники, которые знают, как сохранить урожай зерна;

-это операторы, которые управляют специальными машинами, помогающими сохранить зерно;

-электрики – следят за тем, чтобы все машины работали, не ломались.

( Названия профессий вносятся в словарь на доске).

V. Составление рассказа «Как из зерна получилась булка» с опорой на картинный план.

В учебнике найдите картинный план на тему «Как зёрнышко стало булкой».

Рассмотрите его.  

1.Постановка задачи.

Для того, чтобы получился рассказ, продолжим нашу «экскурсию» в зале творчества.

Весь ли путь зёрнышка до булки мы проследили?

Найдите в плане место, где мы с вами остановились.

Продолжите рассказ самостоятельно в парах, опираясь на картинный план.

В вашем рассказе должны встречаться названия профессий, которые участвуют в производстве хлеба.

  1. Самостоятельная работа детей.
  2.  Прослушивание готовых рассказов и пополнение словаря названиями новых профессий.

VІ.  Тренинг.

Мы переходим в зал для тренинга.

В своих рассказах вы говорили о том, что в создании хлеба принимает участие пекарь.

Выполним несколько упражнений, которые помогут пекарю стать настоящим профессионалом.

  1. Распознавание по внешнему виду зёрна хлебных злаков.

а) Пекарь выпекает разные сорта хлеба.

Кто назовёт, каким бывает хлеб?

Правильно хлеб бывает ржаной, пшеничный, овсяный, ячменный и даже гречневый.

Почему хлеб бывает разных сортов. От чего зависит сорт хлеба?

Верно, пшеничный хлеб получают из пшеницы, и т.д.

Пекарь должен уметь хорошо различать одни зёрна от других.

б) Рассмотрите экспонаты нашего музея – коллекцию колосьев зерновых культур.

Прочитайте их название.

Рассмотрите, чем отличаются одни зёрна от других?

Попробуйте по описанию найти зерновую культуру, дайте ей название:

  1. Колос  толстый, зёрна круглые, усики короткие.
  2. Колос более тонкий, зёрна длинные. Усики длинные.

  1. Восстановление рецепта сдобного хлеба.

Рассмотрите план, по которому составляются рецепты (на доске):

План рецепта.

  1. Состав: продукты, их количество.
  2. Способ приготовления.

Перед вами рецепт сдобного хлеба (на доске):

Рецепт сдобного хлеба.

Все продукты выложить в глубокую миску. Замесить тесто.

Выложить в форму и поставить в духовку. Выпекать при температуре 230 градусов до появления румяной корочки.

Внимательно прочитайте рецепт.

Сравните рецепт с его планом.

Всё ли в рецепте есть?

Чего в рецепте не хватает?

Разгадав ребусы, вы узнаете, какие продукты нужны для этого хлеба. Количество продукта указано на обратной стороне ребуса.

Работаем в парах.

  1. Работа в парах.
  2. Проверка выполнения задания.

Рецепт сдобного хлеба.

2 яйца, 100 гр.масла, 1ч.л. соли, 4 ст.ложки сахара, 75мл. молока, 450 гр. муки, 2,5 ч.л. сухих дрожжей, 80гр.изюма

             Все продукты выложить в глубокую миску. Замесить тесто.

Выложить в форму и поставить в духовку. Выпекать при температуре 230 градусов до появления румяной корочки

VІІ. Подведение итогов.

Вот и заканчивается наша «экскурсия» в музей хлеба.

Мы заходим в последний зал - зал лозунгов.

Прочитайте предложение: Хлеб – главное богатство и его нужно беречь!

Кто согласен с этим призывом.

Кто сможет объяснить, почему?

VІІІ. Домашняя работа.

Составить кроссворд на тему «Как из зерна получилась булка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" (УМК "Школа России"). 4-й класс

Урок окружающего мира по теме"Средние века: время рыцарей и замков"(УМК "Школа России").4-й классс презентацией...

Конспект урока окружающего мира «Страницы истории 19 века» (УМК «Школа России», 4 класс)

Цели деятельности учителя:формирование представления о жизни в XIX в., о технических изобретениях того времени.Планируемые результаты Предметные: знать важные события XIX века;уметь использовать получ...

Конспект урока окружающего мира «Страницы истории XIX века» (УМК «Школа России», 4 класс).

Цели деятельности учителя: формирование представлений о важнейших событиях жизни страны в XIX веке: восстании декабристов, отмене крепостного права, создании новых технических изобретений того времени...

Презентация к уроку окружающего мира "Солнечная система", Школа 21 века, 3 класс

Данный урок второй по счёту. Можно подобрать множество иллюстративного материала...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урокаФИО учителя: Шевченко Анна НиколаевнаКласс: 4     УМК «Школа России»Предмет: Окружающий мирТема: «Средние века: время рыцарей и замков...

Урок окружающего мира в малокомплектной школе 1,3 класс "Начальная школа 21 века"

Материал включает конспект урока по окружающему миру для 1,3 классов . Тема урока 1 класса «Звери- млекопитающие», тема урока в 3 классе «Разнообразие животных»...