Урок окружающего мира 2 класс УМК "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Конспект урока окружающего мира на тему: "Что такое семья".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_gladysheva_e.a.doc | 156.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия №131» города Барнаула
Конспект урока окружающего мира
на тему:
"Что такое семья"
2 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
Выполнила: учитель начальных классов
МБОУ «Гимназии №131»
Гладышева Елена Анатольевна
2013 г.
Предмет: окружающий мир
Класс: 2
Тип урока: изучение нового материала
Методы: словесный, проблемный, практический, наглядный.
Технологическая карта урока
Тема урока | Вместе дружная семья | |
Цель урока Задачи | Для учителя | Для учащихся |
- обогащать представления детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи. Образовательные: формировать представление детей о семье, совершенствовать умение правильно называть членов семьи. Развивающие: способствовать развитию устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления, навыкам создания презентаций учащихся по теме урока, творческие способности учащихся, навыки работы в паре, умение ставить вопросы, находить нужную информацию. Воспитательные: пробуждать интерес к предмету через пословицы; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах, внимательное и заботливое отношение к близким людям. | - определяют проблему урока, по данной теме и своей системе знаний, обобщают и систематизируют накопленные знания, узнают новое. Образовательные: знакомятся с понятием «семья» в Интернете, правильно называют всех членов семьи, опираясь на свой жизненный опыт. Развивающие: задают вопросы и отвечают на них, составляют рассказ, используя связанную устную речь; проявляют познавательные интересы, творческие способности; учатся рассуждать и доказывать, представлять информацию в виде презентаций. Воспитательные: проявляют интерес к предмету через пословицыв соблюдают культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах (учатся планировать работу, совместно оценивать результат работы); следуют чувствам любви и уважения к близким людям. | |
УУД | Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
| |
Технологии | Здоровье сберегающие, проблемного и игрового обучения | |
Основные термины и понятия | Семья, члены семьи, дом, «поколение», «домочадцы» | |
Планируемый результат | Предметные умения | УУД |
| Личностные: осознают понятие «семья», чувства любви и уважения к членам семьи, забота о близких. Регулятивные: формулируют цель на уроке с помощью учителя; определяют проблему урока; проговаривают последовательность действий на уроке; оценивают правильность выполнения действия; планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносят необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывают своё предположение. Коммуникативные: учатся оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; находить необходимую информацию из источника. Познавательные: ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | |
Оборудование: | - учебник “Окружающий мир. 2 класс” (под ред. Н.Ф. Виноградовой), - ноутбук (для учителя); - проектор; - презентация Microsoft Power Point. | |
Межпредметные связи | Окружающий мир + Литературное чтение + Русский язык + Математика +ИЗО | |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, в парах. |
Характеристика этапов урока
Технология проведения | Деятельность учеников и учителя, которая приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты УУД (Сокращения: ЛУУД – личностные; РУУД – регулятивные; КУУД - коммуникативные; ПУУД – познавательные) | |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учеников | ||
1.Мотивация к учебной деятельности Цели: - актуализирует требования к ученику со стороны учебной деятельности; - создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Слайд 1. 2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: 1.Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности. 2.Мотивировать предстоящей деятельности на уроке. Слайд 2. 3. Постановка учебной задачи Цель: 1.Определить тему и цель урока. 2.Добиться понимания и принятия учебной задачи урока. Слайд 3. Слайд 4. Слайд 5. | - Мы урок наш начинаем, На столе мы проверяем: Всё ль в порядке? Всё ль на месте? И урок начнём мы вместе. (Звучит песня в исполнении Ю. Антонова “Под крышей дома твоего») - Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно, закройте глазки. У вас отличное настроение, дыхание ровное, спокойное. Вы можете выполнять любое задание. Я считаю до «5», когда скажу «5», откройте глазки, пожелайте удачи в получении знаний. – Ребята, сегодня на уроке мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека. Как вы понимаете пословицу «И стены в доме помогают». Родной дом – это исток, начало начал. У каждого он свой. Родной дом -это и детство в нем, и сказки, и домовой, что незримо охраняет очаг. –Кто будет жить в нем, вы узнаете, отгадав ребус. На доске появляется 7Я – Кто догадался, о чём сегодня будем говорить на уроке? - Произнесите слово «семья». Какие слова в нём спрятаны? - Кто знает, почему именно 7, а не 5или 6? - Какие знаете выражения, где используется цифра 7? - Как вы считаете, только у людей бывают семьи? - Из кого состоит их семья? - В чём сходство и различие семей людей и животных? - Мы начинаем изучать раздел «Кто живет рядом с тобой» и поговорим сегодня о семье. О чем бы вы хотели узнать сегодня на уроке? - Итак, что же такое семья? Какие мысли вас посетили? - Из какого источника можно узнать значение слова «семья»? - Кто желает поработать с ноутбуком и найти значение слова? - Какое значение слова «семья» подходит для нас и почему? – А как же появилось слово семья? Об этом нам расскажет стихотворение. – А как вы думаете, всегда ли люди жили семьями? | Проверяют наличие школьных принадлежностей и порядок на партах. Приветствуют друг друга, настраиваются на работу. Просматривают слайд, сравнивают слова и делают вывод: Чтобы всем в доме было тепло, для этого необходимо, чтобы в доме была доброта и уют. Тема урока – «Семья». 7 и Я Потому что самые близкие люди – мама, папа, 2 бабушки, 2 дедушки и Я. Вот и получается число 7. 7 чудес света. На 7-ом небе… Нет, ещё и у животных. Из самца, самки и детёнышей. Высказывают свои мысли.
Дети высказывают свои мысли. Рассуждают. Из толкового словаря, из сети Интернет… Желающий ученик выполняет задание, читает значение слова из словаря Ожегова. Семья - объединение людей, сплоченных общими интересами. Семья -группа животных, птиц, состоящая из самца, самки и детенышей. Семья -группа живущих вместе близких родственников. Из словаря Ушакова: Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе. Ученики выбирают значения слова и доказывают. Ученик читает стихотворение. Когда появилось слово семья? Выслушиваются ответы детей. | ЛУУД: эмоционально устойчив к стрессовым ситуациям. РУУД: умеет контролировать свою готовность к уроку; осознаёт себя как ученика. КУУД: оформляет свои мысли в устной форме; учится слушать и понимать речь других. ПУУД: ориентируется в своей системе знаний: отличает новое от уже известного с помощью учителя. |
4. Решение учебной задачи Цель: 1.Активизировать знания, умения и навыки по теме урока. Слайд 6. | - Каких членов семьи вы знаете? - Кто является вашими родителями? - Кто из вас знает, почему маму и папу называют именно так, а не по имени, например? Считается, что слово МАМА относится к той группе слов, которые появились еще до возникновения у людей членораздельной речи. -Из скольких слогов состоит слово мама? Дайте характеристику этому слову. Слог "ма" - самый простой из того, что может выговорить младенец. И слово МАМА произошло, как предполагают, из повторения этого слога. Ведь мама была главным человеком в жизни малыша в первобытные времена, он проводил с ней всё время, пока папа охотился и защищал семью от врагов. - Что же означает слово папа? Я предлагаю вам пообщаться дома со своими родителями и на следующем уроке высказать ваши мнения. - Кто ещё есть в вашей семье, помимо мамы и папы? – А теперь давайте подумаем, что же объединяет всех членов семьи? Для этого я вам предлагаю выполнить следующее задание: прочитайте предложения. Найдите смысловые ошибки. Подумайте, может ли то, что написано в предложении, быть признаком хорошей дружной семьи? – Что их еще может объединять? | Дети перечисляют. Мама и папа. Выслушиваются ответы детей. Слово состоит из двух слогов, т. к. в нем 2 гласные. Первый слог состоит из слияния двух звуков: твёрдого, непарного согласного [м] с гласной [а], а второй слог повторяет первый. Ударение падает на первый слог, на гласную а. Определяют проблему – необходимо узнать значение слова для достижения цели. Бабуши и дедушки, брат или сестра. Рассуждают, отвечая на поставленные вопросы. (У каждого лежит карточка с текстом и дети по очереди читают и исправляют) Члены семьи каждый день ссорятся, обижают друг друга. Для каждого члена семьи – своя отдельная квартира. У каждого свой кошелек. Каждый член семьи отдыхает отдельно. У каждого члена семьи своё хозяйство. Ответственность друг за друга, чувство взаимопомощи, нежность, взаимопонимание. | ПУУД: строит свои высказывания, формулирует вывод на основе анализа. КУУД: учится слышать, уважать чужую точку зрения, участвуют в обсуждении. РУУД: учится ставить проблему. ЛУУД: проявляет познавательную инициативу; формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, знакомится с позитивными способами взаимодействия в семье. |
5. Физминутка | - давайте немного отдохнём и проведём физкультминутку «Медведица с медвежатами» | Дети выполняют движения. | ЛУУД: формирует ЗОЖ |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой. Слайд 7. | - Как называют членов семьи? (поиск слов на страницах учебника с 64) Кого назовём домочадцами? В одной семье могут быть люди разного возраста, т.е. люди разных поколений. Как вы понимаете значение слова «поколение»? – Какая семья называется многодетной? – Почти у каждого человека есть и другие родственники. Кто это? - Каждая семья строит свою жизнь по своим правилам, традициям, но каждая семья хочет быть счастливой. - Что нужно для хорошей дружной семьи? - Когда семья будет жить счастливо? А сейчас для того, чтобы узнать о ваших родственниках поближе поиграем в игру “Встаньте все те, кто…”
| Дети высказывают своё мнение. В старину членов семьи называли «домочадцами». 1 ученик зачитывает. Поколение – люди одного возраста, живущие в одно время. Все ученики нашего класса – это одно поколение – младшее, ваши дедушки, бабушки – это люди другого поколения, старшего поколения. В которой 3 и больше детей. Это родные дяди и тёти, двоюродные братья и сёстры. Дети высказывают своё мнение. Дети внимательно слушают учителя и встают. (игра на внимание) | ПУУД: отвечает на вопросы, рассуждает, опирается на собственные наблюдения и приобретённые знания. |
7. Физминутка Пальчиковая гимнастика | Этот пальчик – дедушка, | Выполняют движения пальчиками. | ЛУУД: формирует ЗОЖ |
8. Формирование практических умений и навыков Цели: - организует выполнение самостоятельной работы на закрепление знаний Слайд 8. Слайд 9. Слайд 10. Слайд 11. | – У каждого человека есть имя, отчество, фамилия. – Имена детям выбирают родители. Вы должны были расспросить родителей, почему вас так назвали, и попробовать выяснить, что означает ваше имя. – Ребята, вы знаете, что отчество присваивается человеку по имени отца, а фамилия передаётся от родителей детям. – А может ли человек жить один и называть себя семьей? В семье каждый из нас имеет множество воплощений. Я – жена, мать, сестра, дочь, тетя, племянница… А теперь мы посмотрим, знаете ли вы своих родственников, и кто кому кем приходится. Игра « Кто кому кто?» – Алина, ты кто для мамы? – Теперь послушайте одну легенду. В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово. - Умение ладить с собой и с людьми – это самое ценное качество в человеке. Семья – наш общий дом. Когда дом наполнен улыбками, взаимопониманием, в нём тепло и уютно всем. Все чувствуют себя хорошо и комфортно. – А теперь заглянем в будущее. Представьте себя в роли папы (мамы), бабушки (дедушки). Какими вы себя видите? Как бы вы хотели, чтобы к вам относились ваши близкие? О семье составлено много пословиц и поговорок. Давайте вспомним их. Сейчас вам надо закончить пословицу. Семья – это то, что мы делим на всех, – Видите как здорово, когда есть семья. А можно наш класс назвать семьей? А для этого давайте прочитаем правила на листочках, которые лежат у вас на партах, и будем по ним жить. | Ученик читает стихотворение: Что имя? Звук, оброненный случайно, Дети рассказывают о значении своих имён. - Дочь - Папа - Внук - Бабушка - Тётя - Двоюродные братья и сёстры. На листе было написано слово «понимание». Высказывания детей. Дети высказывают своё мнение.
Мы будем: (Слайд 12)
Мы не будем: (Слайд 13)
Говорить друзьям обидные слова. | ПУУД: осмысление понятий, связанных с темой «семья», осознание своей роли в семье. КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. РУУД: формулирует вывод |
9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цели: - вспоминает содержание основных этапов урока; - оценивает собственную учебную деятельность. | - За что вы можете сегодня похвалить себя? В чем вы были успешны? Что получилось? Что не получилось? Чем интересен был урок? Звучит песня в исполнении Л.Лещенко “Родительский дом”. | Отвечают на вопросы. Оценивают работу за весь урок. Определяют цель следующего урока. | РУУД: оценивает правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. ЛУУД: формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. КУУД: учится оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" (УМК "Школа России"). 4-й класс
Урок окружающего мира по теме"Средние века: время рыцарей и замков"(УМК "Школа России").4-й классс презентацией...
Урок окружающего мира по теме : "Средние века: время рыцарей и замков".
Урок окружающего мира по теме : "Средние века: время рыцарей и замков".(Система Л.В Занкова). 4-й классСегодня на уроке речь пойдёт об эпохе, которая продолжалась с конца V века до конца XV века и наз...
Конспект урока окружающего мира «Страницы истории 19 века» (УМК «Школа России», 4 класс)
Цели деятельности учителя:формирование представления о жизни в XIX в., о технических изобретениях того времени.Планируемые результаты Предметные: знать важные события XIX века;уметь использовать получ...
урок окружающего мира по программе " Школа 21 века" 1 класс
урок №16 .город Котлас...
Конспект урока окружающего мира «Страницы истории XIX века» (УМК «Школа России», 4 класс).
Цели деятельности учителя: формирование представлений о важнейших событиях жизни страны в XIX веке: восстании декабристов, отмене крепостного права, создании новых технических изобретений того времени...
Презентация к уроку окружающего мира "Солнечная система", Школа 21 века, 3 класс
Данный урок второй по счёту. Можно подобрать множество иллюстративного материала...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Средние века: время рыцарей и замков" 4 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урокаФИО учителя: Шевченко Анна НиколаевнаКласс: 4 УМК «Школа России»Предмет: Окружающий мирТема: «Средние века: время рыцарей и замков...