Рабочая программа по окружающему миру УМК Занков
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа и тематическое планирование для работы в 3 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по окружающему миру УМК Занков | 59.84 КБ |
Предварительный просмотр:
2.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Информация о количестве часов, на которое рассчитана рабочая программа: программа курса по учебному плану рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю), по факту 68часов.
Уровень программы: базовый
Классификация программы: типовая.
Цели:
-Развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать;
-Освоение знаний об окружающем мире, о человеке и его месте в природе и обществе;
- Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи обучения окружающему миру:
- Формировать целостную картину мира с опорой на современные научные достижения.
- Познакомить с взаимосвязями между природой, обществом и человеком.
- Развивать логичность и самостоятельность мышления, историческое мышление.
- Формировать экологическую культуру.
- Формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, делать обобщение и выводы, развивать устную и письменную речь.
- Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к родине, гордость за свой край.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
1. Закон РФ «Об образовании»
2. Областной закон «Об образовании в Ростовской области»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009
№373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования»;
3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М.: Просвещение,2010;
4.Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений российской Федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования (проект): Просвещение,2010;
5.Приказ Министерства образования Ростовской области от 02.03.2010 №123 «Об обеспечении порядка введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Ростовской области
6. «О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ» (Концепция модернизации образования)
7. Программа развивающего обучения по системе Л.В.Занкова
Сведения о программе: Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Примерной программы начального общего образования в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования второго поколения» (2009 г.) с учётом межпредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Примерной программы по окружающему миру.
Авторской программы начального общего образования по окружающему миру Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казаковой,2011 приведённой в соответствие с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, Корпорация «Федоров», 2009
Данная рабочая программа составлена с опорой на « Сборник программ для четырёхлетней начальной школы»
Обоснование выбора программы: рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Сведения о программе: На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по окружающему миру и с учетом системы обучения класса реализуется программа базисного уровня.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса разработана на основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2009) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2009).
- Обоснованием выбора примерной программы: Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование активных форм познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог, нетрадиционные формы уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметные интегрированные уроки. Для естественнонаучного образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов – в плане это является основой для целеполагания. На ступени начальной школы задачи учебных занятий (в схеме – планируемый результат) определены как формирование умений анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.
- Информация о внесенных изменениях: логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.
Формы организации образовательного процесса: фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные. Чаще всего сочетаются фронтальная и индивидуальная работа с групповой работой.
Применяются такие виды контроля, как: вводный, тематический, промежуточный и итоговый. Активно используются такие формы контроля – зачёт, контрольная работа, тестирование и др.
Формы и средства контроля: текущие формы- устные ответы на уроках, практические работы; итоговые-копмлексная работа на межпредметной основе
.Информация об УМК:
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе «Окружающий мир», авторы Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков.
Тематический план ориентирован на использование учебно-методического комплекта:
для учащихся:
– Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Окружающий мир. 3 класс (две части). – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
– Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
для учителя:
– Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир». 3-4 классы. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.
- Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютер
3.Учебно- тематический план по окружающему миру
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | |
1 | Природные условия | 12 | |
2 | Человек в далёком прошлом | 9 | |
3 | Земли восточных славян | 15 | |
4 | Образование Древнерусского государства | 7 | |
5 | Объединение русских земель вокруг Москвы | 12 | |
6 | Какая она, Азия | 5 | |
Россия в XVII веке | 8 | ||
4. Содержание тем учебного курса
Природные условия Земли (12 часов)
Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения).
Ознакомление с масштабом карт.
Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков.
Народные приметы погоды. Представление о климате.
Почва. Состав почвы. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв.
Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.
Практические работы. Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов; чтение масштаба разных карт; фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России.
Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.
Человек в далеком прошлом (9 часов)
Природные условия, в которых появился человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира.
Лента времени (год, век, тысячелетие).
Практические работы. Ориентирование на физической карте и карте природных зон; соотнесение: год-век, век-год.
Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы...) в жизни человека.
Экскурсии в зоопарк, в ботанический сад, в краеведческий музей.
Земли восточных славян (22 часа)
Природная зона степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира.
Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части
России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.
Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах.
Расселение восточных славян. Путь «из варяг в греки».
Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Князь Владимир. Ярослав Мудрый. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище.
Практические работы. Ориентирование на карте природных зон России; работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов; составление цепей питания; подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа; коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов.
Исследовательская работа. Образ жизни, повадки лесных
животных. Занятия и быт современных людей в лесной зоне (в зоне степей).
Духовная и материальная культура древних русичей.
История одного из древних городов.
Экскурсии в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник.
Московское государство (12 часов)
Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоем, их значение. Ядовитые растения леса и луга.
Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоемах.
Объединение вокруг Москвы русских земель. Дмитрий Донской и Куликовская битва. Освобождение от ордынского ига.
Культура Московской Руси. Исторические достопримечательности. Золотое кольцо России.
Иван IV Грозный.
Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга.
Практические работы. Ориентирование на физической карте
России и мира, на исторических картах; составление цепей питания; узнавание ядовитых растений и грибов; моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствия; применение правил поведения в лесу и у водоемов.
Экскурсии в лес, к озеру, реке или к болоту.
Путь от Руси к России (13 часов)
Расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика.
Коренное население Сибири. Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии. Поход Семена Дежнева. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин. Дмитрий Пожарский.
Краеведение (в течение года).
Изучение рельефа, почв, природных сообществ родного края, запоминание наиболее охраняемых растений, животных, грибов, усвоение правил поведения в природе, ориентирование на местности.
Родной край в изучаемый исторический период: территориальная принадлежность, коренное население, особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры.
Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в
настоящее время.
Экскурсии в краеведческий музей, в художественную галерею, в музей прикладного искусства.
5.Требования к уровню подготовки учащихся к концу 3-го года обучения
Должны:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие. называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
объяснять, как люди помогают друг другу жить;
называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
называть основные особенности каждого времени года.
оценивать правильность поведения людей в природе;
оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движении
6. Учебно-методическое обеспечение
Основная литература
- Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Окружающий мир: учебник для 3 класса, в двух частях. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011.
2. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» 3 класс. – Самара: Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2011.
3. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» 3 класс. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. – Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2009.
4. Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 3 класс. – Самара: Издательский дом «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2009. - Дополнительная литература
1.Окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова. В 2 ч. / авт.-сост. И. Г. Смирнова. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2010.
2. Трофимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира.- Самара: Корпорация «Федоров», 2000.
3. Электронное пособие «Окружающий мир. Поурочные планы 3 класс». – «Учитель», 2009.
4. Савенкова А.И. Учебные исследования детей / Исследовательская работа школьников. – 2007 г.
5.Гайденко Е. А В науку – с игрой. Москва 2007 г.
6. Что такое? Кто такой?: Энциклопедия для младших школьников.- М.1989г.
7. Минскин Е. М. От игры к знаниям. Развивающие и познавательные игры младших школьников: Пособие для учителей.- М. 2000г.
8. Грэм И., Стер П. Всё обо всём: Большая энциклопедия. – М. 2000г
7.Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение
наглядные пособия:
- натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
- гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
- изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
- географические и исторические карты;
- предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).
8.Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
№ п/п | Тема раздела, урока. | Дата проведения | Тип урока. | Вид контроля, измерителя. | Элементы содержания урока. | Характеристика основных видов учебной деятельности | Дом. задание | |
1 | Природные условия Земли (12часов) Приглашение к путешествию. | 3.09 | Вводный. |
| Знакомство с учебником, рабочей тетрадью (беседа, работа с книгой). | Умение вести наблюдения в природе под руководством учителя. | Географическая карта «Природные зоны», таблицы, СD – «энциклопедия природы» |
С. 3-5, РТ № 1-5 |
2 | Путешествие по карте. Масштаб. | 4.09 | Формирование новых знаний. | Устный опрос. | Масштаб и его использование (работа с книгой, практикум) | Умение сравнивать, работать с глобусом и картой | Географическая карта, глобус, атлас |
С. 5-7 , РТ 6-8,13 |
3 | Лента времени | 10.09 | Формирование новых знаний. | Устный опрос. | Единицы времени. | Умение работать самостоятельно в заданном темпе. | Таблица | С. 7-9, РТ № 9-12 |
4 | Что такое погода. Экскурсия на пришкольный участок. | 11.09 | Комбинированный. | Текущий. | Наблюдение за погодой. Сравнение погоды разных дней. Выделение признаков погоды. | Умение делиться личным опытом | Термометр, барометр | С 9-12 |
5 | Народные приметы погоды. | 17.09 | Исследование. | Текущий. | Изменчивость погоды. Метеорология-наука о погоде. Наблюдения в природе. | Умение приводить приметы погоды из собственных наблюдений | Презентация |
С.13-15, РТ 16 |
6 | Климат. Климатические пояса. . | 18.09 | Формирование новых знаний. | Тематический | Представление о климате. Показатели климата. Климатические пояса. Выявление причин, влияющих на разнообразие климата. | Умение описывать объекты, сравнивать их | Карта тепловых поясов | С. 16-20, РТ № 15,18, 19 |
7 | Почва. Состав почвы. | 24.09 | Практическая работа. | Текущий. | Почва, её состав, плодородие почвы. | Умение выполнять последовательно опыты, записывать наблюдения | Алгоритм выполнения опытов. Образцы почв, стакан, бумажные салфетки, металлические пластины, спиртовка, фильтр, блюдце |
С. 20-22, РТ № 20-22 |
8 | Образование почв. Плодородие. | 25.09 | Наблюдение. | Проблемные задания. | История образования почв. Почва и растения. Разнообразие почв. Перегной. | . Умение работать с дополнительной литературой | Грунт, перегной, схема «Состав почв» |
С. 22-25, РТ № 26,27 |
9 | Охрана почв. Тест по теме: «Почвы» | 1.10 | Формирование новых знаний. | Тестирование. | Важность почвы для жизни человека и опасность её загрязнения. | Умение классифицировать, обобщать | Презентация | С. 24-27, РТ № 23-25 |
10 | Проект «Комнатные растения» | 2.10 | Урок-исследование. |
| Виды комнатных растений, исследование условий жизни, правила ухода. | Умение работать в группах |
| РТ № 26-27 |
11 | Природные зоны суши Земли. | 8.10 | Формирование новых знаний. | Тематический. | Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой. | Умение работать со справочной литературой | Карта | С. 27-30, РТ № 28-30 |
12 | Обобщение по разделу: Природные зоны Земли. | 9.10 | Обобщение. | Самостоятельная работа. | Тест «Проверь себя». | Умение анализировать и делать выводы. | Презентация |
|
13-14 | Человек в далеком прошлом (9часов) Особенности Африки. | 15.10 16.10 | Формирование новых знаний. | Текущий. | Географическое положение Африки. Климат. Природные зоны Африки. | . Умение наблюдать, рассуждать | Повесть | С. 31-39, РТ № 31; С. 39-46, РТ № 32,33 |
15 | Родина человечества.
| 22.10 | Формирование новых знаний. | Устный опрос. | Особенности природы Юго-Восточной Африки. Гипотезы появления человека. Расселение людей. | Умение работать с учебной книгой. Умение рассуждать, доказывать. | Физическая карта и карта природных зон | С. 47-49, РТ № 34,35 |
16 | Как появился человек. Особенности жизни древних людей. | 23.10 | Формирование новых знаний. | Устный опрос. | Этапы становления человека. Одомашнивание животных. Орудия труда. | Умение работать самостоятельно в заданном темпе. |
| С. 50-53, РТ № 36, 37 |
17 | Самые древние государства. | 5.11 | Формирование новых знаний. | Текущий. | Государства Средиземноморья. Лента времени. Развитие наук. | Умение рассуждать, делать выводы |
| С. 53-57, РТ № 38 |
18 | Античность. | 6.11 | Формирование новых знаний. | Текущий. | Древняя Греция, Спарта и Афины. Древний Рим. | Умение работать со справочной литературой |
| С. 57-62, РТ № 40 |
19 | Расширение знаний о Европе. | 12.11 | Формирование новых знаний. | Текущий. | Плавание Питея. | . Умение работать со справочной литературой | Физическая карта, карта полушарий | С.63-64, РТ № 39 |
20 | Расширение знаний об Азии. | 13.11 | Формирование новых знаний. | Текущий. | Александр Македонский идет на Восток. Китайские путешественники в Средней Азии. | Умение наблюдать, рассуждать | Историческая карта | С. 65-68 |
21 | Наследие Древнего мира. | 19.11 | Заочная экскурсия. | Текущий. | Аристотель, Архимед. Культура и искусство древнего мира. Язычество. | Умение работать в парах |
| С. 69-78, РТ № 41 |
22 | Земли восточных славян (15 часов) Восточно-Европейская равнина.
| 20.11 | Формирование новых знаний. | Устный опрос. | Географическое положение. Рельеф. Климат. Первые люди на нашей Земле. | Умение ориентироваться на карте природных зон России | СD «География»; карта природных зон мира, физическая карта, контурная карта | С. 79-83, РТ № 42 |
23 | Природная зона степи. Растительность. | 26. 11 | Формирование новых знаний. | Устный опрос. | Работа с физической картой климатических поясов и природных зон России. Географическое положение. Растительность степей весной и летом. | Умение вести наблюдения в природе под руководством учителя. |
| С. 83-86, РТ № 43,44 |
24 | Природная зона степи. Животный мир | 27.11 | Формирование новых знаний. | Устный опрос. | Особенности внешнего строения и образа жизни животных степей. Цепи питания в степях. | Умение работать со справочной литературой |
| С. 87-93, РТ № 45,46 |
25 | Сезонные изменения в степях. | 3.12 | Формирование новых знаний. | Устный опрос. | Сезонные изменения в неживой природе и связанные с ними изменения в живой природе. Сравнение степей Евроазиатского и Африканского материков. | Умение устанавливать причинно-следственные связи между климатом, географическим положением, природными условиями. | Видеофильм, гербарий, под-бор загадок, пословиц и по-говорок о при-роде, дружбе и труде человека, рисунок-схема | С. 87-93, РТ № 47,48 |
26 | Население степей. Земледельцы и кочевники. | 4.12 | Формирование новых знаний. | Проблемные задания. | Ознакомление с особенностями быта, занятий людей в степях. Экологические проблемы. | Умение работать в группе | С. 93-97, РТ № 49, 50 | |
27 | Лесостепь. Лесная зона | 10.12 | Формирование новых знаний. | Устный опрос. | Географическое положение. Климат, почвы. Особенности растительности. Работа с картами. Значение леса. | Умение работать с учебной книгой. Умение рассуждать, доказывать. |
С. 98-103, РТ № 51 ОБЖ: Правила поведения в лесу. | |
28 | Смешанные леса. Растительность и животный мир. | 11.12 | Формирование новых знаний. | Устный опрос | Растительность. Животные. Ярусность. Работа с коллекциями и гербарными материалами. | Умение работать с планом | К.Паустовс-кий о значении леса | С. 104-112, РТ № 52,53 |
29 | Сезонные изменения в лесу. Осень. | 17.12 | Формирование новых знаний. | Текущий. | Приспособленность животных организмов к сезонным изменениям в неживой природе. Распространение семян. | Умение объяснять причины сезонных изменений в лесу. | Презентация | С. 112-114, РТ № 55 |
30 | Проверочная работа за 1 полугодие. | 18.12 | Контроль знаний. | Проверка иконтроль знаний, умение применять на практике |
|
| ||
31 | Ядовитые растения леса. ОБЖ: знание ядовитых растений и грибов. | 24.12 | Формирование новых знаний. | Тестирование. | Ядовитые растения и грибы. | Умение работать со справочной литературой | Таблицы-рисунки «Разные типы растений» |
С. 115-117, РТ № 56,59 |
32 | Сезонные изменения в лесу (продолжение) | 25.12 | Формирование новых знаний. | Устный опрос. | Животные лесов. Перелетные и зимующие птицы. Кто как зиму проводит. Весна и лето. Меры по сохранению леса. | Умение объяснять причины сезонных изменений в лесу | Картинки, иллюстрации учебника | С.117-125, РТ № 54,57, 58 |
33 | Как жили наши далекие предки. Экскурсия в краеведческий музей. | 14.01 | Практическая работа. |
| Строительство жилища в степной и лесной зонах. Макеты домов и поселений. | Умение слушать учителя, экскурсовода и ответы товарищей, делать выводы | Иллюстрации учебника | С. 126-127 |
34 | Расселение славян | 15.01 | Формирование новых знаний. | Проблемные задания. | Быт, занятия, защита поселка. | . Умение делиться личным опытом. Умение работать в группах. | Репродукции учебника |
С. 128-131, РТ № 60 |
35 | Торговые связи с соседями. | 21.01 | Формирование новых знаний. | Работа с физической и исторической картами России. | Путь из «варяг в греки». Торговля, общение, ремесла, рост поселков. | Умение ориентироваться по карте, объяснять происхождение исторических названий | Историческая карта: путь «из варяг в греки» |
С. 131-134 |
36 | Обожествление природы. | 22.01 | Формирование новых знаний. |
| Язычество Человек и природа. Защита своих земель. | Понимание связи между язычеством и природными условиями, в которых жил человек | СD «Вокруг света» | С. 134-137, РТ № 61 |
37 | Образование Древнерусского государства (7 часов) Первые русские князья. | 28.01 | Формирование новых знаний. | Работа с исторической картой. | Понятие «государство». Князья. Лента времени. Образование Древнерусского государства. | Понимание роли и значения первых русских князей в становлении и развитии Отечества. | Карточки, таблицы |
С.3 – 8, РТ № 62 |
38 | Принятие Русью христианства. | 29.01 | Формирование новых знаний. | Текущий. | Связи с Византией. Князь Владимир. Значение принятия христианства для Руси. | Знание имен выдающихся русских государственных деятелей, существенные признаки Древнерусского государства. | Презентация | С. 8-14, РТ № 63 |
39 | Древнерусская культура
| 4.02 | Формирование новых знаний | Устный опрос. | Деревянное и каменное строительство на Руси. Памятники архитектуры. Прикладное искусство. | Знание основных понятий культуры: зодчество, прикладное искусство, первые каменные соборы.
| Презентация |
С. 14-17 |
40 | Устное народное творчество | 5.02 | Систематизация знаний. | Устный опрос. | Сборники вечной мудрости. Былины. Летописи. «Слово о полку Игореве». | Иметь представление об устном народном творчестве Древней Руси. | Презентация | С. 17-20, РТ № 64 |
41 | Как учили школьников . | 11.02 | Формирование новых знаний. | Практическая работа. | Урок в Древней Руси. | Умение работать со справочной литературой. | Презентация | Руси. С. 21-23, РТ № 65 Проект «История культуры России». |
42 | Ослабление Древнерусского государства. Ордынское нашествие. | 12.02 | Формирование новых знаний. | Тематический | Ослабление Руси. Раздробленность на отдельные княжества. Нашествие монголов. | . Умение составлять план рассказа. | Презентация | С. 24-49 |
43 | Угроза с Запада. Ледовое побоище. | 18.02 | Формирование новых знаний. | Практическая работа с исторической картой. | Стремление соседей с Запада (шведов, немцев) захватить славянские Земли. | Умение работать с учебной книгой. | Карта «Ледовое побоище», иллюстрация П. Корил «А. Невский» | С. 29-33, РТ № 66 |
44 | Объединение русских земель вокруг Москвы (12 часов) Залесская земля. | 19.02 | Формирование новых знаний. | Текущий. | Жизнь на Руси в период монгольского ига. | Умение рассуждать, доказывать | Иллюстрации в учебнике, рабочая тетрадь, таблицы. Картинки «Детская энциклопедия» | С. 34-36 |
45 | Природное сообщество. Законы лесной жизни. | 25.02 | Формирование новых знаний. | Работа с физической картой России. | Природные сообщества лесной зоны. Природное равновесие в лесу. Разнообразие природных сообществ. Цепи питания. | Умение: понимать причины Умение- прогнозировать возможные последствия экологической катастрофы. | Гербарии лу-говых трав, плакаты с изо- бражением различных лугов |
С. 36-41, РТ № 67 |
46 | Экологические проблемы леса. | 26.02 | Урок-исследование. |
| Ориентирование в лесу. Лес - наше богатство. Моделирование вариантов нарушения экологических связей в лесу. | Презентация |
С. 42-45, РТ № 68 | |
47 | Луг – природное сообщество. | 4.03 | Формирование новых знаний. | Текущий. | Растительный и животный мир луга. Экологическое равновесие. Значение лугов для сельскохозяйственной деятельности человека. | Умение моделировать варианты нарушения экологических связей луга. | Презентация | С. 45-45, РТ № 69, 70 |
48 | Озеро – природное сообщество. Правила поведения на воде. | 5.03 | Формирование новых знаний |
| Знакомство с природным сообшеством река, озеро. Растительность, животный мир, связи внутри сообщества. | Знание правил спасения на воде. | Иллюстрации: животные обитателей озер | С. 49-55, РТ № 71 |
49 | Природное сообщество – поле. | 11.03 | Формирование новых знаний. | Текущий. | Сообщество поле создано человеком. Роль деятельности человека в поддержании этого сообщества. | Умение моделировать связи внутри данного сообщества. | Иллюстрации: животные и растения поля, гербарий | С. 56-59, РТ № 74 |
50 | Проектная работа по моделированию вариантов вмешательства человека в природные сообщества. | 12.03 | Проект. | Защита проекта. | Природные сообщества и человек. | Умение использовать приобретенные умения и знания для оценки воздействия человека на природу. | Презентация | РТ № 72, 73 |
51 | Возвышение Москвы
| 18.03 | Формирование новых знаний. | Тематический. | Географическое положение. Природные условия. | Умение пересказывать изучаемый материал, работать с историческими документами | Иллюстрация М. Авилова «Поединок на Куликовском поле» | С. 60-63, РТ № 75 |
52 | Освобождение Руси от монгольского ига. Куликовская битва. | 19.03 | Формирование новых знаний. | Работа с исторической картой. | Дмитрий Донской. Куликовская битва. Стояние на реке Угре. Лента времени. | Умение находить материал по теме из дополнительных источников | Карта, иллюстрации в учеб-нике | С. 63-68, РТ № 76, 77 |
53 | Создание Московского государства. | 1.04 | Формирование новых знаний. | Работа с исторической картой. | Иван III, Иван IVГрозный (венчание на царство) | Знание исторических событий, связанных с правлением русских царей. | Презентация | С.68-71 |
54-55 | Развитие русской культуры. | 2.04 8.04 | Формирование новых знаний. | Тематический. | Зодчество. Золотое кольцо России. Книжная мудрость. Искусство. Народные промыслы. Первый книгопечатник Иван Федоров. | . Умение ориентироваться | СЭ «Россия», карта с маршрутами первопроходцев, карта похода | С. 71-75, РТ №78 С. 76-79, РТ № 79 |
56 | Какая она, Азия (5 часов) Русские первопроходцы. Географическое положение Азии.
| 9.04 | Формирование новых знаний. | Работа с физической и контурной картами России. | Первые путешественники – купцы. Новгородцы, открывшие северные Земли. Поход казаков под руководством Ермака в Сибирь. |
Умениеориентироваться пересказывать изученный материал. | Физическая карта России, карты природных зон, климатических поясов, иллюстрации, таблицы, образцы торфа, глины; лупа, спиртовка, рассказы М. Пришвина, В. Бианки |
С. 80-86, РТ № 80, 81 |
57 | Природные условия Сибири. | 15.04 | Формирование новых знаний. | Работа с физической и контурной картами России. | Рельеф. Реки Сибири. Природные условия Сибири. | Презентация | С. 86-87, РТ № 82,83 | |
58 | Тайга. Экологические проблемы тайги.
| 16.04 | Формирование новых знаний. | Проблемные задания. | Растительность и животный мир. Природные связи. Причины лесных пожаров. Браконьерство. | Презентация | С.88-92, РТ №84-86 | |
59 | Болото – природное сообществ | 22.04 | Формирование новых знаний. | Текущий. | Растительный и животный мир. Экологические связи внутри сообщества. ОБЖ. Значение болот в природе. | Знать о природном сообществе «Болото», о животном | Презентация | С. 93-98, РТ № 87-90 |
60 | «Хождение за три моря». Природа Индии. | 23.04 | Формирование новых знаний. | Текущий. | Географическое положение. Открытие европейцами. А. Никитин. | Знать растительный и животный мир джунглей. | Иллюстрация | С. 98-103, РТ № 91,92 |
61 | Россия в XVII веке (8 часов) Смутное время. Спасители Земли Русской.
| 29.04 | Формирование новых знаний. | Устный опрос. | Нашествие врагов с Запада. Правление Бориса Годунова. К. Минин и Д. Пожарский. | Уметь понимать последовательность происходящих событий, по теме приводить свои примеры. | Презентация | С. 104-108 РТ № 93, 94 |
62 | Сквозь сибирские дебри | 30.04 | Формирование новых знаний. | Работа с физической и контурной картами. | Поход С. Дежнева на Север. Рельеф. Климат. | Знать об открытиях русских путешественников. |
| С. 109-111, РТ № 95 |
63 | Природа тундры. Люди в тундре. | 6.05 | Формирование новых знаний | Текущий | Растительность и животный мир. Взаимосвязь неживой и живой природы. Сезонные изменения. Жизнь и занятия населения. Охрана природы тундры | Знать растительный и животный мир тундры. | Презентация | С. 111-121, РТ № 96-99 |
64 | Арктическая пустыня | 7.05 | Формирование новых знаний | Тематический | Природа ледяной зоны. Природное явление – северное сияние. | Знать растительный и животный мир Арктики, связи между неживой и живой природой. | Презентация | С.122-126, РТ № 100 |
65 | Проверочная работа за год. | 13.05 | Контроль знаний. | Итоговый | Проверка знаний за год | Знать пройденный материал и уметь применить на практике |
|
|
66 | Народы Сибири. Рудознатцы. Послы. | 14.05 | Формирование новых знаний. | Текущий. | Численность сибирских народов. Промышленность Урала. Русские дипломаты. | Уметь понимать последовательность происходящих событий, по теме приводить свои примеры. |
| С. 127-133 |
67 68 | Россия накануне реформ. | 20.05 21.05 | Обобщение и систематизация знаний. | Самостоятельная работа с картой. | Расширение Российского государства. Просвещение. Народная медицина. | Уметь использовать приобретенные умения и знания в практической деятельности для обогащения жизненного опыта. | Презентация Карта Руси конца | С.133-135, РТ № 101-105 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Программа "Занков"
В рабочей программе календарно - тематическое планирование предмета и пояснительная записка, составленные по ФГОС....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК Занков
РП и КТП по окружающему миру...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (Занков)
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (Занков)....
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс занков
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ФГОС по программе Занкова...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Н.Я. Дмитриева СРО Л.В. Занков
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс Н.Я. Дмитриева СРО Л.В. Занков...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Дмитриева Н.Я СРО Л.В. Занков
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Дмитриева Н.Я СРО Л.В. Занков...