Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Н.Я. Дмитриева СРО Л.В. Занков
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс)
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс Н.Я. Дмитриева СРО Л.В. Занков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sro_okruzhayushchiy_mir._n._ya._dmitrieva_1_klass.docx | 63.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Планирование составлено на основе авторской программы, разработанной Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казаковым, по окружающему миру для четырехлетней начальной школы, система Л. В. Занкова (Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2020, ФГОС) и обеспечена учебником (Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. Мы и окружающий мир: Учебник для 1 класса, в двух частях – Самара: Корпорация «Федоров, 2020, ФГОС и рабочей тетрадью (Н. Я. Дмитриева, Н. А. Казаков. Рабочая тетрадь для 1 класса - Самара: Корпорация «Федоров, 2020, ФГОС.)
Количество часов: на год – 66, в неделю - 2
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.
Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.
От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.
В 1 классе эти взаимозависимости даны в самом общем виде, перед ребенком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Она дается в самом общем виде в форме рисунков. Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.
Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной ниже программой.
Важнейшие задачи образования в начальной школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции) реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.
Предмет «Окружающий мир» – это основы естественных и социальных наук.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Цели по ФГОС
1.Формирование целостной картины мира.
2. Осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Личностные, метопредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
1-й класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метопредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть основные особенности каждого времени года.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Содержание учебного предмета
1-й класс. (66 ч)
Авторы: Н.Я.Дмитриева .А.Н.Казаков.
Окружающий мир: природа, общество, труд.
- Родной город, страна – Россия, столица – Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками в школе. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе,правила поведения на дороге.
- Природа осенью. Природа – источник познания.
- Экскурсии.
Природа.
- Космос. Звёзды, планеты. Солнце – звезда. Земля как планета. Луна – спутник Земли. Свет, тепло, вода, воздух – условия, необходимые для жизни на Земле.
- Разнообразие природы Земли, её изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Представление о признаках живой природы (дыхание, питание, рост, размножение).Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных.
- Природа и человек. Красота природы, народные праздники.
- Практические работы и экскурсии.
Планета Земля.
- Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.
Становление человека.
- Общее представление об истории людей. Древнейшие люди – собиратели растений. Человек - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных.
- Экскурсии.
Кто такие «Мы»
- Современное человечество. Его разнообразие по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Родословная. Происхождение имён и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах.
- Страна, где мы живём. Местоположение на глобусе и карте. Москва – столица России.
- Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, в театре, в транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила пользования транспортом и дорожного движения.
- Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор.
- Экскурсии.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Начальное образование существенно отличается от всех последующих этапов образования, в ходе которого изучаются систематические курсы. В связи с этим и оснащение учебного процесса на этой образовательной ступени имеет свои особенности, определяемые как спецификой обучения и воспитания младших школьников в целом, так и спецификой курса «Окружающий мир» в частности.
В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:
- натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
- гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
- изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
- географические и исторические карты;
- предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.) и средств фиксации окружающего мира (фото- и видеокамера).
Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах – их размерах, форме, цвете; о значении явлений и событий историко-культурной жизни страны и мира и т.д.
Наряду с принципом наглядности в изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе важную роль играет принцип предметности, в соответствии с которым учащиеся осуществляют разнообразные действия с изучаемыми объектами. В ходе подобной деятельности у школьников формируются практические умения и навыки, обеспечивается осознанное усвоение изучаемого материала.
Курс «Окружающий мир» предусматривает проведение значительного числа лабораторных и практических работ, моделирующих явления природного и социального мира. Исходя из этого, второе важное требование к оснащённости образовательного процесса в начальной школе при изучении окружающего мира состоит в том, что среди средств обучения в обязательном порядке должны быть представлены приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.
Раздаточный материал для практических и лабораторных работ должен включать гербарии, семена и плоды растений, коллекции минералов и полезных ископаемых, кости, чешую рыб, перья птиц, многообразные артефакты мира культуры и т.д.
В ходе изучения курса «Окружающий мир» младшие школьники на доступном для них уровне овладевают методами познания природы и общества, включая наблюдение, измерение, эксперимент. Для этого образовательный процесс должен быть оснащен необходимыми измерительными приборами: весами, термометрами, сантиметровыми линейками, мензурками.
Осуществлять деятельностный подход в обучении помогает использование различных энциклопедий для младших школьников, позволяющий организовать поиск интересующей детей информации. Кроме того, важная роль принадлежит экскурсиям, предусмотренным программой курса «Окружающий мир», поэтому оснащение образовательного процесса по возможности должно включать экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки и т.д. Для проведения экскурсий в классе полезно иметь набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений, животных и т.п.). Для посещения краеведческих, художественных, этнографических, мемориальных музеев важно иметь специальные путеводители, рассчитанные на интерактивные экскурсии по той или иной экспозиции.
Тематическое планирование по окружающему миру
1 класс
2 часа в неделю, 33 недели, 66 часов
Учебник: Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков. «Мы и окружающий мир» 2020, ФГОС
Рабочая тетрадь для 1 класса - Самара: Корпорация «Федоров, 2020, ФГОС
№ урока | Тема урока | Дата | Тип урока | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Система оценки. | Корректировка программы | |||
предметные | метапредметные | личностные | ||||||||
обучаемый научится | обучаемый получит возможность научиться | |||||||||
Окружающий мир: природа, общество, труд. | ||||||||||
1 | Что такое окружающий мир. Где мы живем. | Урок – экскурсия | Знать понятия «окружающий мир», «объекты природы», «объекты, сделанные человеком». Описывать на основе предложенного плана изученные объекты. | Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе. | Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. | Характеризовать признаки времен года, описывать сезонные изменения в природе; Проводить групповые наблюдения во время экскурсии. | Составить рассказ по своим наблюдениям за окружающим миром. (наблюдения по дороге домой) | ||
2 | Природа и её изменчивость. Родной город, страна-Россия, столица-Москва. | Урок – экскурсия | Называть основные особенности каждого времени года. Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений . | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Наблюдать за окружающим миром. Называть окружающие предметы и их признаки. Описывать свою местность.Сравнивать, анализировать. | Описать наш город летом-1 в.; зимой-2в.. | |||
3 | Природа – источник познания. | Урок – экскурсия | Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы. | Слушать и понимать речь других. Учиться совместно с учителем и другими учениками дать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. | Проявление познавательных мотивов. | Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений. | Р. Т. Стр. 7 № 3 | |||
4 | Я изучаю природу. Деревья нашего двора. | Проводить несложные наблюдения; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений. Различать основные виды деревьев. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать. | Проявление познавательных мотивов. | Различать предметы живой и неживой природы; группировать объекты природы по признакам. | Р.т.стр.9 №6 Написать, с каких деревьев упали листья.. | ||||
5 | Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками, учителями и работниками школы. | Проводить несложные наблюдения; следовать инструкциям и правилам техники безопасности | Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать | Наблюдать за окружающим миром. Называть окружающие предметы и их признаки. Описывать свою местность.Сравнивать, анализировать | |||||
6 | Маршрут от дома к школе, правила поведения во дворе | Проводить несложные наблюдения; следовать инструкциям и правилам техники безопасности | Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | Проявление познавательных мотивов | Наблюдать за окружающим миром. Называть окружающие предметы и их признаки. Описывать свою местность.Сравнивать, анализировать | |||||
7 | Занятия родителей | Проявление познавательных мотивов | Рассказать о профессии родителей | |||||||
8 | Вселенная, или космос. | Урок – путешествие | Знать понятие Вселенной, космоса. Различать (узнавать) изученные объекты; понимать значение Солнца для жизни на Земле. | Знать названия всех планет, их расположение вокруг Солнца. Дополнительные сведения о Солнце. | Проводить сравнение, классификацию по заданным критериям. Принимать и сохранять учебную задачу. | В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи. | Группировать природные объекты. Характеризо-вать космические тела | Р. Т. Стр. 19, № 9 Дорисовать планету, которую забыл нарисовать художник, звезду раскрасить желтым цветом. | ||
9 | Земля - планета. Луна – спутник Земли. | Комбинированный | Различать (узнавать) изученные объекты; Сравнивать природные условия на Земле и на Луне. | Понимать чередование дня и ночи, смены времён года на Земле. Причины жизни на Земле. | Строить речевое высказывание в устной и письменной форме. Развитие умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Формирование наличия мотивации к творческому труду, работе на результат. | Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. | Исследовать причины смены дня и ночи, времен года. Проведение опытов. | Р. Т. Стр. 10, № 8 Нарисуйте искуственный и естественный спутники Земли. | ||
10-11 | Свет, тепло, вода, воздух – условия необходимые для жизни на Земле. | Комбинированный | Осознавать значение воды на Земле, необходимость её охраны от загрязнения и экономного расходования. Общее представление о воздухе как о газообразном веществе. | Устанавливать связь между деятельностью человека и состоянием природы. | Проговаривать последовательность действий на уроке. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. | Проявление познавательных мотивов. | Наблюдать, сравнивать. Исследовать необходимость значения воды, воздуха на Земле. | Тетрадь стр.12 №11; стр.13 №12. | ||
12 | Разнообразие природы Земли, её изменчивость. | Комбинированный | Причины разнообразия природы нашей страны, области. Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы. | Понятие о тепловых поясах. | Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике. | Проявление познавательных мотивов. | Сравнивать, наблюдать. Характеризовать природу своего края. | Нарисовать уголок природы родного края. | ||
13 | Неживая, живая природа. Признаки объектов(цвет, форма, размер и т.д.) | Комбинированный | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой; выделять признаки, присущие объектам живой и неживой природы; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы и объекты, созданные человеком. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать | Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» | Группировать предметы живой и неживой природы. | Тетрадь стр.19 №17. | ||
14 | Царства живой природы | Узнавать компоненты окружающего мира, дифференцировать понятия «растения» и «животные». | Классифицировать объекты живой природы. | Понимание и принятие цели, сформулированной педагогом. Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию. | Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» | Исследовать разные группы животных; классифицировать объекты живой природы. | Учебник стр.21., загадки. | |||
15 | Растения, части растения. | Урок – исследования. | Знать научное понятие «растение». Определять основные части растений и их существенные признаки. | Знать редкие виды растений. | Строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя. Классифицировать объекты по заданным учителем основаниям | Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» | Исследовать части растений; выделять их существенные признаки. | Описать растение огорода. | ||
16 | зависимость растений от природных условий | комбинированный | Знать научное понятие «растение». Определять основные части растений и их существенные признаки. | Знать редкие виды растений | Строить речевое высказывание в устной форме с помощью учителя. | Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик» | Исследовать части растений; выделять их существенные признаки | Описать растение огорода. | ||
17 | Деревья, кустарники, травы. | Урок – творчества | Знать существенные признаки деревьев, кустарников, трав. Проводить простейшую классификацию изученных объектов природы. | Редкие виды растений. | Называть существенные признаки предметов. Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию. | Осознание своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший ученик». | Исследовать разнообразие растений; классифицировать растения на группы. | Тетрадь стр.17 №16. | ||
17 | Растения и человек. | Урок - игра | Узнавать объекты живой природы, знать о ее разнообразии, изменчивости, о зависимости от неживой природы. Уметь приводить примеры представителей животного и растительного мира. | Называть по описаниям, рисункам, фотографиям, гербариям, коллекциям и т. п. изученные природные объекты. | Формулировать проблемы с помощью учителя. Строить понятные для партнера высказывания. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Проявление познавательных мотивов. | Различать представителей животного и растительного мира. Описывать растения и животное. | Тетрадь стр.20 №18. | ||
18 | Животные | Комбинированный | Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. | Осознавать ценность природы; выполнять правила безопасного поведения в природе. Формировать поведение и разумное использование природных богатств. | Понимание и принятие цели, сформулированной педагогом. Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения. | Группировать предметы живой и неживой природы; | Нарисовать и рассказать о растении, животном занесённых в Красную книгу Омской области. | ||
19 | Разнообразие растений и животных | Комбинированный | Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. | Осознавать ценность природы; выполнять правила безопасного поведения в природе. | Понимание и принятие цели, сформулированной педагогом. Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения. | Различать представителей животного и растительного мира. Описывать растения и животное. | Учебник стр.30. Проверь себя. | ||
20 | Бережное отношение к природе | Комбинированный | Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. | Осознавать ценность природы; | Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию. | Проявление познавательных мотивов. | Характеризовать деятельность человека по его профессии. | |||
21 | Земная поверхность. | Комбинированный | Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты | Называть по описаниям, рисункам, фотографиям | Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию. | Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию. | Характеризовать деятельность человека по его профессии. | |||
22 | Труд человека | Комбинированный | Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. | Называть по описаниям, рисункам, фотографиям | Понимание и принятие цели, сформулированной педагогом. | Проявление познавательных мотивов. | Характеризовать деятельность человека по его профессии | |||
Планета - Земля | ||||||||||
23 | Общие представления об этапах развития планеты Земля. | Комбинированный | Познакомиться с понятиями «почва», «полезные ископаемые» Понимать значение земной твёрдой оболочки, почвы для животных, растений и человека. | Разные виды полезных ископаемых. | Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Исследовать значение земной твёрдой оболочки, почвы для животных, растений и человека. | Учебник стр.27. задания | ||
24 | Модели и изображения Земли. Глобус и карта | Комбинированный | Познакомиться с глобусом – моделью Земли, картой. Использовать готовые модели (глобус) для нахождения полюсов, экватора, материков, океанов. | Знать названия материков, океанов. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. | Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. | Различать и называть объекты по цветовой окраске на глобусе и карте. | Учебник стр.33. | ||
25 | Азбука географии | Комбинированный | Познакомиться с глобусом – моделью Земли, картой. Использовать готовые модели (глобус) для нахождения полюсов, экватора, материков, океанов. | Читать географические знаки и обозначения, различать географические объекты по цветовой окраске карты. | Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Различать и называть объекты по цветовой окраске на глобусе и карте. | Учебник с. 36 | ||
26 | Тепловые пояса | Урок – путешествие | Знать материки и океаны, показывать их на карте. Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов; читать географические знаки и обозначения, различать географические объекты по цветовой окраске карты. | Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов. | Формулировать проблемы с помощью учителя. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Проявление познавательных мотивов. | Различать и называть объекты по цветовой окраске на карте | Тетрадь стр.25 №22. | ||
27 | Облик Земли постоянно меняется | Проявление познавательных мотивов. | Учебник стр. | |||||||
28 | Экватор, Северное и Южное, Западное и Восточное полушария, полюсы. | Комбинированный | Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов; читать географические знаки и обозначения, различать географические объекты по цветовой окраске карты. | Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов. | Формулировать проблемы с помощью учителя. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Проявление познавательных мотивов. | Различать и называть объекты по цветовой окраске на карте. | Р. Т. Стр. 26-27 | ||
29 | Ориентирование в пространстве и времени | Комбинированный | Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов; читать географические знаки и обозначения, различать географические объекты по цветовой окраске карты. | Использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов. | Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. | Исследовать этапы возникновения и развития жизни на Земле. | Рабочая тетрадь стр. | |||
30 | Как открывали новые земли | Комбинированный | Прослеживать этапы возникновения и развития жизни на Земле. | Находить условия, необходимые для жизни на Земле. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. | Исследовать условия, необходимые для жизни на Земле. | Учебник стр. | ||
31 | История одного города | Экскурсия в музей | Накопить географические знания о родном городе и области. | Находить условия, необходимые для жизни на Земле. | Формулировать проблемы с помощью учителя. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Проявление познавательных мотивов. | Получить дополнительную информацию о достопримечательностях родного края; находить на карте свой регион и его главный город. | Нарисовать любимый уголок родного края. | ||
32 | Древние и современные растения и животные | Комбинированный | Прослеживать этапы возникновения и развития жизни на Земле. | Находить условия, необходимые для жизни на Земле. | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. | Исследовать значение земной твёрдой оболочки, почвы для животных, растений и человека. | Дополнительная информация о древних животных. | |||
Становление человека | ||||||||||
33-34 | Растительноядные и хищные животные. | Урок - игра | Различать растительноядных и хищных животных по способу питания, внешним признакам, указывающим на способы питания | Сравнивать растительноядных и хищных животных по способу питания, внешним признакам, указывающим на способы питания | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. | Найти различия и сходства между растительноядными и хищными животными по способу питания, внешним признакам, указывающим на способы питания. | Учебник стр. | ||
35 | Становление человека | Экскурсия. | Различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений . | Выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях. | Исследовать причины сезонных изменений; проводить групповые наблюдения во время экскурсии. | Сделать кормушку. | ||||
36 | Предки человека | Комбинированный. | Различать прошлое, настоящее, будущее; использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни древнейших людей. | Видеть причины изменений, произошедших с человеком. | Проанализировать изменения человека, его образ жизни, способ питания. | Нарисовать пищу первых людей. | ||||
37 | Человек становится охотником. | Комбинированный | Различать прошлое, настоящее, будущее; использовать дополнительные источники информации; выяснять способы охоты, виды деятельности древнейшего человека. | Анализировать причины расселения человека на новые земли и условия изобретения простейших орудий и оружия. | Получить дополнительную информацию о видах деятельности древнего человека. | Учебник стр. | ||||
38 | Человек прямоходящий. | Комбинированный | Использовать дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни развития человека на разных этапах. | Сравнивать предков человека на разных этапах его развития. | Пронаблюдать изменения предков человека на разных этапах его развития. | Учебник стр. | ||||
39 | Орудия труда. | Комбинированный | Различать прошлое, настоящее, будущее; приводить примеры орудий труда древнего человека. | Сравнивать орудия труда древнего человека с современными. | Формирование уважительного отношения к иному мнению. | Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | Сравнить орудия труда древнего человека с современными. | Тетрадь стр. № | ||
40 | Родовой строй. | Комбинированный | Различать прошлое, настоящее, будущее; понятия «родовой строй», жизнь родовым строем, общиной. | Наблюдать этапы развития человека. | Пронаблюдать изменения предков человека на разных этапах его развития. | Сравнение текстов. | ||||
41 | Окультуривание растений и одомашнивание животных. Начало оседлой жизни. | Комбинированный | Использовать дополнительные источники информации; приводить примеры, различать диких и домашних животных. | Понимать происхождение домашних животных | Исследовать происхождение домашних животных. | Составить рассказ о домашнем животном. | ||||
Мы – часть окружающего мира | ||||||||||
42 | Кто такие «МЫ»? | Комбинированный | Рассуждать о месте, назначении человека на Земле; выяснять , какие причины влияют на эволюцию жизни общества. | Находить причины влияющие на эволюцию жизни общества. | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. | Исследовать причины, влияющие на эволюцию жизни общества. | Учебник стр.. | |||
43 | Мы разные по возрасту и внешнему виду | Находить причины, влияющие на образ жизни людей в разных природных условиях. | Представлять жизнь людей разного возраста и внешности | Ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии. | ||||||
44 | Мы живем в разных природных условиях | Комбинированный | Находить причины, влияющие на образ жизни людей в разных природных условиях. | Представлять жизнь людей в разных природных условиях. | Исследовать жизнь людей в разных природных условиях. | Тетрадь. | ||||
45 | Мы живем в разных странах | Комбинированный | Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (раса, семья, общество сверстников и т. д.). | Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. | Основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие. | Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной. | Различать людей по возрасту, по национальностям | Тетрадь стр.. | ||
46-47 | Обычаи разных народов | Комбинированный | Понимать разнообразие профессий; необходимость здорового образа жизни; соблюдения правил безопасного поведения. | Осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами. | Получить дополнительную информацию о разнообразии профессий. | Составить описательный рассказ о профессии своих родителей. | ||||
48 | Мы живем в разное время суток природе | Экскурсия | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе. | Соблюдать правила экологического поведения; выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях. | Исследовать причины сезонных изменений; проводить групповые наблюдения во время экскурсии; использовать средства дополнительной информации. | Составить описательный рассказ о птицах родного края. | ||||
49-50 | Мы занимаемся разным делом | Комбинированный | Понимать существование часовых поясов на Земле. | Представлять изменение времени суток на Земле в одно и то же время. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. | Пронаблюдать за изменением времени суток на Земле в одно и то же время. | Тетрадь стр. № | ||
51 | Мы должны охранять окружающую среду | Урок – путешествие | Понимать многообразие и разнообразие государств; сравнивать их природу с природой России. | Различать государства, которые есть на Земле | Исследовать многообразие и разнообразие государств; сравнивать их природу с природой России. | Тетрадь стр. № . | ||||
52 | Россия-любимая наша срана | Комбинированный | Понимать многообразие и разнообразие государств; представлять разнообразие национальных характеров, обычаев, праздников. | Различать государства, которые есть на Земле их праздники и обычаи.
| Получить дополнительную информацию о разнообразии национальных характеров, обычаев, праздников. | Тетрадь стр. № | ||||
53 | Транспорт и связь | Комбинированный | Использовать простейшие взаимосвязи для объяснения необходимости бережного отношения к природе. | Осознавать ценность и уникальность природы России и необходимость нести ответственность за ее сохранение. | Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. | Исследовать объекты природы по карте России. | Учебник стр. . | ||
54 | Что мы знаем о своей стране | Комбинированный | Различать прошлое, настоящее, будущее; представлять быт древних славян, их одежду, жильё, трудовую деятельность. | Различать прошлое, настоящее, будущее; представлять быт древних славян, их одежду, жильё, трудовую деятельность | Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Исследовать быт древних славян, их одежду, жильё, трудовую деятельность. | Тетрадь стр. № | |||
55 | Как жили наших предки? | Комбинированный | Соблюдать законы современной жизни, нравственные законы, правила личной безопасности и безопасности окружающих; оценивать характер взаимоотношений людей. | Ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы. | Применять правила поведения в общественных местах, на улице, в школе. | Учебник стр. . | ||||
56-57 | Жизнь современного человека | Урок – путешествие | Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах. | свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами. | Обобщать, сравнивать, анализировать пройденный материал | Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. | Проанализировать конкретную ситуацию по сюжетной картинке. | |||
58-60 61 -66 резерв, экскурсии | Законы современной жизни | Урок – путешествие | Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы. | Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика». | Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. | Анализировать взаимоотношения людей в различных социальных группах. | Проанализировать конкретную ситуацию по сюжетной картинке. |
ИТОГО : 66 часов.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 4 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 1-2 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 3 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 4 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Товпинец И.П. Уроки здоровья. Книга для чтения в 3-4 классах. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».
Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».
Чутко Н.Я. Я - гражданин России: Учебное пособие для 3, 4 классов. - Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по окружающему миру 4 класс по учебнику Н.Я.Дмитриевой , А.Н.Казакова
рабочая программа по окружающему миру 4 класс учебник ДмитриевойН.Я.,Казакова А.Н....
рабочая программа по окружающему миру 1 класс, И.Я.Дмитриева, А.Н.Казаков
Рабочая программа предназначена для правильной и грамотной организации учебного процесса...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой и А.Н.Казакова...
Рабочая программа по окружающему миру1 класс "Школа России"ФГОС
Материал включает пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.Состален в соответствии с Положением о рабочей программе и авторской программы "Школа России"....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Дмитриева Н.Я СРО Л.В. Занков
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Дмитриева Н.Я СРО Л.В. Занков...
Рабочая программа по окружающему миру1 класс
Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 1 класс УМК "Школа России"...