Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Дмитриева Н.Я СРО Л.В. Занков
рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Дмитриева Н.Я СРО Л.В. Занков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_2_klass_sro_okruzhayushchiy_mir_dmitrievoy_n.ya_.doc | 272.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа составлена к учебнику для 2 класса по системе Л.В.Занкова авторов Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н.
В рабочей программе представлена пояснительная записка, тематическое планирование, материально-техническое обеспечение предмета.
Данная программа составлена на основе авторской программы «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» для четырёхлетней начальной школы Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, которая в свою очередь составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
- Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета « Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ МОиН РФ от 06.2009 года №373), примерной программы начального общего образования и авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова по окружающему миру (система развивающего обучения Л.В.Занкова).
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира.
Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.
Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека - гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровье сберегающего поведения в социальной среде;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Общая характеристика учебного предмета
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития.
Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество), как это и предполагают ФГОС нового поколения. Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс.
Понять, почему в результате исторического развития мир стал таким, каков он есть сейчас, невозможно не только без естественнонаучных и исторических знаний, но и без получения опыта непосредственного общения с природой, с людьми как представителями общества. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.
Организация активной учебной деятельности школьников является главным условием освоения предлагаемой ниже программы курса «Окружающий мир» в системе развивающего обучения Л.В. Занкова. Только собственная деятельность может вызвать эмоционально-ценностное отношение к изучаемым событиям, фактам, явлениям, тем самым реализуя и воспитательные возможности курса.
От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа- это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли.
Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.
Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.
Этот подход к развитию содержания сохраняется и во 2 классе, в котором на первый план выступает неживая и живая природа. Она является той основой, на которой базируются рассматриваемые в учебнике связи: природа - жизнь человека – развитие общества. Ознакомление со строением Земли и ее оболочек способствует осознанию взаимозависимостей между компонентами неживой природы, пониманию процесса образования на Земле условий, в которых оказалось возможным возникновение и развитие живых организмов, то есть биосферы.
Столь же значимой является связь истории России с историей малой родины. Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания.
Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми.
В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.
Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания». В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей.
Таким образом, с 1 класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку. Предметами осмысления учеников становятся вечное движение, изменчивость самого мира и представлений о нем человека, долгий и трудный процесс познания законов и явлений природы, методы исследования и формы выражения этих представлений.
В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Все естественные науки выросли из человеческой практики. Чтобы выжить, человек вынужден был приспосабливаться к местным условиям. При этом у него возникало много вопросов: почему сменяются день и ночь, почему идет снег и дождь, почему бывает холодно и тепло, почему разнообразен растительный и животный мир Земли, почему так отличается в других странах жизнь людей и их культура и т.д. Постепенно человек накапливал достаточно знаний, чтобы отвечать на возникающие вопросы.
Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества;3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.
Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребёнку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.
Отбор и структурирование содержания курса «Окружающий мир», организация процесса освоения этого содержания как самостоятельной поисковой деятельности обучающихся при использовании разных форм (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной) позволит к концу начального обучения достичь тех результатов в формировании универсальных и предметных учебных действий, которые предусмотрены представленной ниже программой.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю.
Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
- интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- понимание причин успеха в учебе;
- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
- представление о своей этнической принадлежности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- интереса к познанию окружающего мира;
- ориентации на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
- самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
чувства сопричастности и гордости за свою Родину и паров;
- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
- понимания чувств одноклассников, учителей;
- представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
- выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане.
Обучающийся получит возможность научиться:
- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным материалом.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщения в устной форме;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- смысловому восприятию познавательного текста;
- анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа сделанное человеком; природа живая - неживая; группы растений, группы животных);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем;
- строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
- осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
- понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
- обобщать (самостоятельно выделять класс объектов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить монологическое высказывание;
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- учитывать другое мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (при работе, в группе, в паре);
- контролировать действия партнера: оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
- навыкам взаимоконтроля.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе: сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;
- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;
- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
- различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;
- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;
- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
- различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;
- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
- правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями;
- строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;
- показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;
- различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;
- различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
Человек и общество
Обучающийся научится:
- понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;
- соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
- оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.
Содержание учебного предмета
Общий взгляд на Землю (6 часов)
Человек и природа
Материки и океаны Земли.
Россия - самое большое государство мира. Москва - столица. Россия - родина космонавтики.
Практическая работа. Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий.
Как изучают окружающий мир (10 часов)
Человек и общество
Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Правила организации учебного труда дома и в школе.
Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет. Исследовательская работа. Труди творчество старших и сверстников. Учеба как вид творческой деятельности. Классный, школьный коллектив. Роль учителя.
Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.
Человек и природа
Вещества. Три состояния вещества в природе - твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства. Экология –наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.
Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств; определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии; знакомство с лупой, термометром; измерение температуры тела, воздуха, воды, снега.
Космос и Земля (14 часов)
Человек и природа
Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Луна - спутник Земли. Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки. Причина смены дня и ночи.
Область жизни на Земле. Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас.
Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края.
Практические работы. Ориентирование на местности относительно собственного
тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изготовление примитивного компаса.
Экскурсия в планетарий.
Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны; за погодой.
Взаимодействие сил природы (22 часа)
Человек и природа
Влияние Солнца на сушу.
Тепловые пояса Земли и смена времен года. Причина смены времен года.
Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Правила безопасного пользования источниками воды. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды. Вода - растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода - одно из условий жизни на Земле. Вода в быту.
Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Воздух как условие горения. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека.
Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза; смена времени суток, смена времен года.
Круговорот воды в природе. Представление о стихийных бедствиях на Земле. Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека.
Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами.
Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование; определение направления ветра с помощью флюгера.
Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности.
Живая природа (16 часов)
Человек и природа
Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные. Признаки живых
организмов: дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями живой природы.
Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека. Бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения(корень, стебель, лист, цветок, плод, семя).
Условия, необходимые для жизни растений(свет, тепло, воздух, вода). Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух,
вода, тепло, пища). Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (или насекомые, рыбы, птицы, звери);разнообразие животных. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Правила поведения с домашними животными.
Сохранение редких растений, животных. Красная книга.
Грибы - съедобные и ядовитые, их разнообразие. Правила сбора грибов.
Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища.
Красота и разнообразие природы России.
Практические работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; изучение особенностей внешнего строения различных групп животных и растений с помощью коллекций и гербариев; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; различение
ядовитых грибов.
Экскурсия в природу, в зоопарк, в ботанический сад.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
К концу второго класса учащиеся научатся:
Человек и природа
- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе: сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
- проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;
- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
- различать твердые, жидкие н газообразные вещества;
- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
- различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;
- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;
- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
- различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;
- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
- правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями;
- строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.
Обучающийся получит возможность научиться:
- определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года;
- показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы;
- различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения;
- различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие).
Человек и общество
Обучающийся научится:
- понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;
- соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать на практике основные правила познания окружающего мира;
- понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет;
- оценивать характер взаимоотношений людей в классном, школьном коллективах.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру.
2 класс (2 часа внеделю, за год - 68 часов)
По учебнику «Окружающий мир» Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2020.
Автор: Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2 класса к учебнику «Окружающий мир».. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2020.
№ урока по п/п | Дата | Тема урока | Страницы учебника | Планируемые результаты обучения | Корректировка программы | |||||
Предметные результаты | УУД | |||||||||
Общий взгляд на Землю (5 часов). | ||||||||||
1. | Наша Родина. Семья и труд. | Часть 1 С.3-7 Т. 1-2 | -работать с физической картой полушарий и глобусом. -определять связь прошлого с настоящим | Познавательные: – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; Коммуникативные: – выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; Личностные: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе; Регулятивные: – принимать и сохранять учебную задачу. | ||||||
2. | Связь прошлого с настоящим. | С.8-11 Т.3 | -определять связь прошлого с настоящим | Познавательные: – строить сообщения в устной форме; Коммуникативные: – воспринимать другое мнение и позицию; Личностные: – ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей; Регулятивные: – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; | ||||||
3. | Россия – родина космонавтики. | С.12-14 Т. 4 | - работать с научно-познавательным текстом. - выделять главное знание в тексте (проводится в течение года) | Познавательные: – находить в тексте ответ на заданный вопрос; Коммуникативные: – формулировать собственное мнение и позицию; Личностные: – представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России; – понимание причин успеха в учебе; Регулятивные: – принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; | ||||||
4. | Материки и части света. Практическая работа: работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий. | С.14-17 Т.5 | - работать с контурной картой – описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы; | Познавательные: – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами Коммуникативные: – уметь договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); Личностные: – оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; – контролировать и оценивать свои действия при работе с картой | ||||||
5. | Мировой океан. Обобщение по разделу «Общий взгляд на Землю» | С.17-24 Т. 6-9 | - работать с контурной картой | Познавательные: - смысловое восприятие познавательного текста; Коммуникативные: – строить понятные для партнера высказывания; Регулятивные: – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне; | ||||||
Как изучают окружающий мир (8 часов). | ||||||||||
6. | Органы чувств человека. Зрение и слух.
| С.25-29 Т.10-11 | - работать с вопросами и рисунками в учебнике – понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира; | Познавательные: – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные: – задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения. Личностные: – формирование интереса к познанию окружающего мира; Регулятивные: – вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил; | ||||||
7. | Органы чувств человека: обоняние и вкус, осязание. Практическая работа: определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств. | С.29-33 Т.12-13 | - исследовать органы чувств и информацию, которую они сообщают - использовать язык науки – понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет; | Познавательные: – строить сообщения в устной форме; Коммуникативные: – строить монологическое высказывание; Личностные: – интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике Регулятивные: – адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; | ||||||
8. | Язык науки. Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги. | С.33-35 Т.14 | – понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет; | Познавательные: – находить в тексте ответ на заданный вопрос Коммуникативные: – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; Личностные: – ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; Регулятивные: – принимать роль в учебном сотрудничестве; | ||||||
9. | Наблюдения, рассуждения, выводы Экскурсия в школьные мастерские. | С.35-39 Т.17 | – понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, | Познавательные: – осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; Коммуникативные: - правильно реагировать на ошибку Регулятивные: - уметь организовывать себя на работу (произвольность) | ||||||
10. | Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра. Практическая работа: знакомство с лупой, температурой, измерение температуры тела, воздуха, воды, снега. | С.40-44 Т. 18-20 | – проводить несложные наблюдения в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; - соблюдать технику безопасности; – измерять температуру воды, воздуха и своего тела; | Познавательные: – выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей; Коммуникативные: – учитывать другое мнение и позицию; Личностные: – самооценки на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; Регулятивные: – выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане. | ||||||
11. | Что изучают в окружающем мире. Тела и вещества, явления природы. | С.45-49
| - различать молекулы и и атомы. Схема состава веществ | Познавательные: – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные: – учитывать другое мнение и позицию; Регулятивные: – в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; | ||||||
12. | Три состояния вещества в природе – твёрдое, жидкое, газообразное, их основные свойства. Практическая работа: определение свойств веществ, находящихся в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. | С.49-51 Т.24-26 | – различать твердые, жидкие и газообразные вещества; | Познавательные: – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; Коммуникативные: – уметь договариваться, приходить к общему решению(при работе в группе, в паре); Регулятивные: – на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; | ||||||
13. | История и историки. Экология – наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой. | С.52-54 Т.27 | - ознакомить с наукой экологией. -понимать роль экологии в защите окружающей природы | Познавательные: – строить сообщения в устной форме; Коммуникативные: – контролировать действия партнера: Личностные: - понимание нравственного содержания поступков окружающих людей; – ориентация в поведении на принятые моральные нормы; Регулятивные: – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия | ||||||
14. | Экскурсия в природу. Осенние изменения в природе. Обобщение по разделу «Как изучают окружающий мир» | - наблюдать осенние изменения в природе | Познавательные: – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; Личностные: – представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. Регулятивные: - уметь адекватно себя оценивать | |||||||
Космос и Земля (14 часов). | ||||||||||
15. | Главные особенности космоса Зачем изучают небо. Солнце – источник жизни на Земле. | С.55-60 Т.28, 21-22 | -характеризовать особенности космоса – характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли; -наблюдать за Солнцем. - применять на практике полученные человеком знания о Солнце. - ориентироваться по Солнцу в пространстве и времени (солнечные часы) | Познавательные: – находить в тексте ответ на заданный вопрос Коммуникативные: - взаимодействовать при поиске информации - оценивать качество, последовательность действий, выполняемых партнером, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»; Регулятивные: - контролировать и оценивать свою деятельность | ||||||
16. | Планеты . | С.60-61 | -знать планеты и их расположение | Познавательные: – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные: – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; | ||||||
17. | Звёзды и созвездия. Полярная звезда. | С.62-64 Т.29-31 | - уметь ориентироваться по Полярной звезде
| Познавательные: – осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; Коммуникативные: – овладеть навыками взаимоконтроля. | ||||||
18. | Луна – спутник Земли. Фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. | С.64-66 Т.23 | - наблюдать за Луной в течение месяца. - зарисовывать фаз Луны. Месяц, неделя - знать строение Земли | Познавательные: – выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей; Коммуникативные: -уметь вступать в диалог Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно | ||||||
19. | Обобщение по разделу «Космос» | С.67-68 Т.32-33 | Познавательные: – осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; Коммуникативные: - правильно реагировать на ошибку Регулятивные: - уметь организовывать себя на работу (произвольность) | |||||||
20. | Планета Земля – наш общий дом. Строение Земли. Географические оболочки Земли. | С.69-70, 74-76 Т.34 | -Знать строение Земли -называть географические оболочки Земли | Познавательные: – строить сообщения в устной форме; - смысловое восприятие познавательного текста; Коммуникативные: -понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос. -формировать умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные: - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. -развивать волевую саморегуляцию как способность к волевому усилию | ||||||
21. | Горизонт. Общее понятие. Форма Земли. Открытие шарообразности Земли. | С.71-74 Т.35-37 | - знать с понятие «горизонт» -работать с глобусом. Доказательство шарообразности Земли. | Познавательные: – осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; Коммуникативные: -уметь договариваться, находить общее решение Регулятивные: -уметь адекватно принимать оценку учителя. | ||||||
22. | Ориентирование. Стороны горизонта. Промежуточные географические направления. Практическая работа: ориентирование на местности относи-тельно собственного тела, по Солнцу. | С.77-80 Т.38 | – ориентироваться на местности относительно своего тела; | Познавательные: – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; Коммуникативные: - формировать умение формулировать собственное мнение и позицию | ||||||
23. | Компас, его назначение и устройство. Народные приметы ориентирования. Практическая работа: ориентирование на местности по компасу и местным признакам. Изготовление примитивного компаса. | С.80-83 Т.39 | -знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам; | Познавательные: -уметь искать и выделять нужную информацию Коммуникативные: - уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно | ||||||
24. | Экскурсия в природу. Ориентирование на местности по компасу. Наблюдение за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течении светового дня, за фазами Луны.
| Т.40-43 | -уметь определять свое положение на местности. | Познавательные: – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; Личностные: – представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром Регулятивные: – на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; -моделировать различные ситуации поведения на природе. Различение допустимых и недопустимых форм поведения | ||||||
25. | Представление о глобусе и географической карте. Практическая работа: нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. | С.84-86 Т.44-45 | – показывать на карте и глобусе основные формы земной поверхности и водоемы; | Познавательные: – пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами Коммуникативные: - уметь работать в группе Регулятивные: – контролировать и оценивать свои действия при работе с картой | ||||||
26. | Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. | С.87-89 Т.46 | - знать «понятие» рельеф -знать формы рельефа: горы, равнины, овраги, холмы | Коммуникативные: -формировать способность учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Регулятивные: -уметь определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата | ||||||
27. | Ландшафт Земли. Красота и разнообразие ландшафтов России. | С.90-91 Т.47 | -моделировать ландшафт и рельеф Земли. Азбука географии. | Познавательные: – осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; Личностные: -формировать устойчивую учебно-познавательную мотивацию деятельности. Регулятивные: -уметь осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия | ||||||
28. | Экскурсия в планетарий Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Обобщение по разделу «Планета Земля» | Т.48 | -знать формы рельефа: горы, равнины, овраги, холмы | Познавательные: - смысловое восприятие познаватель-ного текста; Коммуникативные: -уметь осуществлять взаимный конт-роль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Регулятивные: -уметь адекватно принимать оценку учителя и однокл-в | ||||||
Взаимодействие сил природы (22 часа). | ||||||||||
29. | Тепловые пояса Земли. | С.92-94 Т.49 | -работать с контурной и физической картами полушарий. | Познавательные: – выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей; Коммуникативные: -уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения Регулятивные: -развивать волевую саморегуляцию как способность к волевому усилию | ||||||
30. | Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Смена времён года. | С.94-99 Т.50-52 | – определять причины смены на Земле дня и ночи, смены времен года; | Познавательные: – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно | ||||||
31. | Влияние Солнца, ветра и воды на сушу. Практическая работа: разрушение гранита при изменении температуры окружающей среды. | С.99-101 Т.53 | -наблюдать изменение поверхности Земли (рельефа) под воздействием Солнца. | Коммуникативные: -формировать умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Регулятивные: -уметь корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом | ||||||
32. | Внутренние силы Земли. | С.102-104 Т.54-55 | -познакомиться с землетрясениями и вулканами, с изменением рельефа Земли под их воздействием. Тихий океан и его вулканы. -работать с физической и контурной картами | Познавательные: – находить в тексте ответ на заданный вопрос Коммуникативные: -уметь аргументировать своё предложение, убеждать и уступать. Регулятивные: -формировать умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи | ||||||
33. | Вода на Земле. Водоёмы естественные и искусственные. Вода и её свойства. Практическая работа: определение свойств воды. | Часть 2 С.3-5 Т.56-57 | -определять и сравнивать время, в течение которого нагревается и остывает вода и металлическая пластина (камень). -работать с физической и контурной картами – различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; | Познавательные: – выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей; Коммуникативные: -уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь - принимать точки зрения одноклассников Регулятивные: – на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; Регулятивные: -уметь рефлектировать свою деятельность | ||||||
34. | Свойства жидкой воды. | С. 6-7 | – различать три состояния воды; определять основные свойства воды, ее значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; | Познавательные: – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные: – формулировать собственное мнение и позицию; Регулятивные: – осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; | ||||||
35. | Теплоёмкость воды. Течение Гольфстрим. Вода и суша. Три состояния воды. Практическая работа: что происходит с жидкой водой при изменении температуры окружающей среды. | С.7-10 Т.58, 60 | объяснять причины круговорота воды в природе; | Познавательные: - смысловое восприятие познавательного текста; Коммуникативные: - уметь точно выражать свои мысли Регулятивные: -уметь слушать и отвечать на задан ный вопрос, ориен тироваться в учеб нике. | ||||||
36. | Вода в твёрдом состоянии. Что такое снег. Практическая работа: почему снег рыхлый. | С.10-13 Т.62, 65 | – различать три состояния воды; -изучить свойства воды в твёрдом состоянии (снег) | Познавательные: - выдвигать гипотезы Коммуникативные: - участвовать в диалоге Регулятивные: – на основе результатов решения практических задач делать теоретические выводы о свойствах изучаемых природных объектов в сотрудничестве с учителем и одноклассниками; | ||||||
37. | Свойства льда. Значение снега и льда в природе. Айсберги. Правила безопасного поведения на водоёмах. | С.13-17 Т.61 | - изучить свойства льда. - определить значение льда и снега в природе | Познавательные: – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные: - самостоятельно организовывать групповую работу Регулятивные: - планировать деятельность и работать по плану | ||||||
38. | Экскурсия в природу. Зимние изменения в природе. Измерение толщины снежного покрова. Наблюдения за состоянием водоёма в разное время года. Обсуждение правил поведение у водоёма. | Т.59, 63, 64 | -наблюдать зимние изменения в природе | Познавательные: – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; Личностные: – представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром Регулятивные: -моделировать различные ситуации поведения на природе. Различение допустимых и недопустимых форм поведения | ||||||
39. | Вода – растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Практическая работа: растворение в воде разных веществ. Практическая работа: Значение очистки воды. Вода в быту человека. | С.18-20 Т.66,67,68, 69 | -исследовать свойства воды растворять жидкие и твердые вещества - определить способы очистки воды от примесей | Познавательные: - понимание взаимосвязи человеческой деятельности и природного мира. Коммуникативные: - обращение к учителю за помощью и принятие её Регулятивные: - определять и понимать учебную задачу | ||||||
40. | Вода под землёй. Гейзеры. Образование пещер. | С.21-23 | -определять виды подземных вод: Грунтовые воды, родники. Минеральные источники. Гейзеры. | Познавательные: – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; Коммуникативные: - слушать и слышать других Регулятивные: - контролировать свои эмоциональные проявления | ||||||
41. | Воздух. Как и зачем люди изучают атмосферу Земли. | С.24-25 Т.70 | – определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека; | Познавательные: – выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей; | ||||||
42. | Представление о составе воздуха. Свойства воздуха. Практическая работа: определение свойств воздуха, измерение температуры воздуха. | С.25-30 Т.71 | – определять основные свойства воздуха, | Познавательные: - смысловое восприятие познавательного текста; Коммуникативные: - сотрудничать с одноклассниками Регулятивные: - определять и понимать учебную задачу | ||||||
43. | Движение воздуха. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека. Ветры Индийского океана. Муссоны. Практическая работа: определение направления ветра с помощью флюгера. | С.30-33 Т. 72 | -рассмотреть способ образования ветра. - изучить ветры Индийского океана | Познавательные: – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; Регулятивные: – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; | ||||||
44. | Разрушительная и созидательная работа ветра. Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях. | С.33-35 Т. 73,74 | - рассмотреть вопросы безопасности в ЧС | Познавательные: – строить сообщения в устной форме; Коммуникативные: – использовать речь для регуляции своего действия; Регулятивные: – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия | ||||||
45. | Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Круговорот воды в природе. | С.35-38 Т. 75 | - выявить взаимодействие компонентов неживой природы, осуществляющих круговорот (Солнце, вода, воздух). - определить участие живых организмов в круговороте воды | Познавательные: – осуществлять синтез как составление целого из частей; Коммуникативные: – адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. Регулятивные: - осуществлять взаимопроверку | ||||||
46. | Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека. Круговорот отравленной воды | С.38-39 Т. 76 | - определить роль Солнца в изменении рельефа. - рассмотреть изменение рельефа Земли под влиянием воды и ветра | Познавательные: – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; Коммуникативные: – учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; | ||||||
47. | Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами. Ознакомление с экологическим состоянием нашей местности. Обобщение по теме «Взаимодействие сил природы» | С.40-41 Т. 77, 78 | - выявить экологические проблемы родного края | Познавательные: – находить в тексте ответ на заданный вопрос Коммуникативные: - владеть диалогической формой коммуникации Личностные: - понимать значение охраны родной природы | ||||||
Живая природа (19 часов). | ||||||||||
48. | Жизнь – особенность нашей планеты. Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. | С.42-44 Т. 79 | – определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям. | Познавательные: – строить сообщения в устной форме; – обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); Коммуникативные: – учитывать другое мнение и позицию; Регулятивные: - распределять время на определённое задание | ||||||
49. | Многообразие растений и их роль в жизни человека. Классы (группы) растений.. | С.45-47 Т. 80 | – различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые растения; | Познавательные: – осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; Коммуникативные: – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; Регулятивные: - мобилизовать свои силы для преодоления трудностей | ||||||
50. | Классы растений. Водоросли, лишайники Мхи, папоротники. | С.47-52 Т. 81 | - различать классы растений | Познавательные: – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; Регулятивные: - адекватная самооценка | ||||||
51. | Хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. | С.52-57 Т. 83
| -различать хвойные и цветковые растения -определять основные признаки деревьев, кустарников, трав | Познавательные: -структурировать информацию Коммуникативные: - взаимодействовать в парах Регулятивные: - анализировать сотрудничество в парах | ||||||
52. | Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа: изучение особенностей внешнего строения различных групп растений (работа с гербарными экземп-лярами растений.) | С.57-60 Т.82 | – правила ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями; | Познавательные: - создавать алгоритм деятельности Коммуникативные: - взаимодействовать при поиске информации | ||||||
53. | Условия, необходимые для жизни растений. Практическая работа: проращивание семян. | С.60-62 Т. 84 | – определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода); – использовать на практике основные правила познания окружающего мира; -уметь оформлять наблюдения, делать выводы | Познавательные: – выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч.текстов) в соответствии с учебной задачей; Коммуникативные: - точно выражать свои мысли Регулятивные: - адекватно оценивать себя | ||||||
54. | Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. Практическая работа: рассматривание и классификация плодов и семян, рассматривание корня и корнеплода. Практическая работа: условия необходимые для роста и развития растения | С.62-66 Т. 85, 86 | - определять плоды и корнеплоды | Познавательные: – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; Регулятивные: - контролировать свою деятельность | ||||||
55. | Растения -путешественники. Практическая работа: наблюдение и уход за комнатными растениями. | С.67-69 Т. 87, 88 | – различать хвой-ные, цветковые; ди-корастущие и куль-турные растения; – приводить приме-ры представителей разных групп растений | Познавательные: – строить сообщения в устной форме; Регулятивные: - формулировать учебную задачу | ||||||
56. | Особое царство живой природы - грибы. Съедобные и ядовитые грибы, их разнообразие. Практическая работа: выращивание плесени, различение ядовитых грибов. | С.70-73 Т. 89, 90 | -различать съедобные и ядовитые грибы; | Познавательные: – находить в тексте ответ на заданный вопрос – обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); Регулятивные: - формулировать учебную задачу | ||||||
57. | Связь растительного и животного мира. Представление о классах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; разнообразие животных. | С.73-74 Т. 91 | – различать животных разных групп (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). | Познавательные: – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; | ||||||
58. | Особенности размножения разных групп животных. | С.75-80, 84-85 Т. 92, 93 | - выделять существенные признаки каждой группы | Познавательные: – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; Регулятивные: - выполнять свой план работы | ||||||
59. | Рыбы. Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности размножения. | С.80-81, 84-85 Т. 94,95, 96 | – различать животных разных групп (земноводные, пресмыкающиеся) | Познавательные: – строить сообщения в устной форме; – обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); Коммуникативные: – учитывать другое мнение и позицию; Регулятивные: - распределять время на определённое задание | ||||||
60. | Птицы и млекопитающие. Особенности их размножения. | С.81-83, 84-85 Т. 97, 98 | – различать животных разных групп (птицы, млекопитающие). | Познавательные: – строить сообщения в устной форме; – обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно); Коммуникативные: – учитывать другое мнение и позицию; Регулятивные: - распределять время на определённое задание | ||||||
61. | Животные и среда их обитания. | С.86-89 Т. 99 | -выявить приспособленность животных к среде обитания. Внешнее строение: форма тела, ноги, клюв, хвост, глаза, уши. Хищники, травоядные, зерноядные, насекомоядные, всеядные животные. Цепи питания | Познавательные: – осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; | ||||||
62. | Экскурсия в природу. Весенние изменения в природе. | - наблюдать и анализировать весенние изменения в природе | Познавательные: – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; Коммуникативные: - точно выражать свои мысли Личностные: – представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром Регулятивные: -моделировать различные ситуации поведения на природе. Различение допустимых и недопустимых форм поведения | |||||||
63. | Условия, необходимые для жизни животных. Питание животных. | С.89-91 Т. 101 | – определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища); – строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой. | Познавательные: – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; Коммуникативные: - обращаться за помощью к учителю и одноклассникам | ||||||
64. | Дикие и домашние животные. Правила поведения с домашними животными. | С. 92-95 Т. 100, 102, 103 | – различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери); – приводить примеры представителей разных групп животных; | Познавательные: – осуществлять поиск нужного иллюстративного материала в дополнительных источниках литературы или медиаресурсах, рекомендуемых учителем; Регулятивные: - правильно реагировать на ошибку | ||||||
65. | Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. | С.96-99 Т. 104 | -познакомиться с царством бактерий, микроорганизмов -определить их роль в жизни живой природы и человека | Познавательные: – находить в тексте ответ на заданный вопрос Регулятивные: - работать по плану | ||||||
66. | Человек и его здоровье. Гигиена тела и жилища. | С.89-91 Т. 105 | – выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде; | Познавательные: – строить сообщения в устной форме; – осуществлять синтез как составление целого из частей; Коммуникативные: -уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь Личностные: – представление о своей этнической принадлежности. - установка на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках. | ||||||
67. | Биология и будущее. Путь от копья до компьютера. Обобщение изученного во 2-м классе. | – соблюдать пра-вила экологического поведения в школе, в быту(экономия воды и электро-энергии, раздельный сбор мусора) и природной среде; | Познавательные: – осуществлять синтез как составление целого из частей; Коммуникативные: - участвовать в диалоге | |||||||
68. | Резервный урок Итого: 68 часов |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Класс | Учебники (автор, год издания, издательство) | Методические материалы | Материалы для контроля | Интернет ресурсы |
2 класс | Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 2 класса: В 2 частях-7-е изд., перераб. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011. | 1.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 1-2 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2020г 2.Планируемые результаты начального общего образования /Л.Л. Алексеева и др./ под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение,.- (Стандарты второго поколения). 3.Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч 1. под ред. Г.С. Ковалевой. – 2-е изд. – М.: Просвещение,2020 (Стандарты второго поколения). 4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под ред. А.Г. Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2019(Стандарты второго поколения). | Контрольные работы по системе Л.В. Занкова. 1-е и 2 –е полугодие / Сост. С.Г. Яковлева. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2019. | |
2 класс | Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 2 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом -«Федоров». 2012г | Сборник программ для четырехлетней начальной школы «Система Л.В. Занкова» Федеральный научно-методический центр им.Занкова Л.В.Составители сборника Е.О.Яременко, Н.В.Нечаева Издательство «Учебная литература» Корпорация «Федоров» 2020 год |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Средства | Перечень средств |
1 | учебная и справочная литература (автор, год издания, издательство) | 1.Трофимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».2011г 2. Трофимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».2018г |
2 | методические материалы, демонстрационный и раздаточный дидактический материал | 1.Сборник программ для четырехлетней начальной школы «Система Л.В. Занкова» Федеральный научно-методический центр им.Занкова Л.В. Составители сборника Е.О.Яременко, Н.В.Нечаева Издательство «Учебная литература» Корпорация «Федоров» 2019 год 2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 1-2 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2019г |
3 | учебно-лабораторное оборудование и приборы | -учебное пособие для обучающихся с инструкциями по выполнению лабораторных работ с использованием модульной системы экспериментов; - цифровой микроскоп с кейсом; |
4 | технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся | -автоматизированное место учителя; -интерактивная доска SMART; -проектор короткофокусный с креплением; -экран проекционный; -лазерный копир/принтер/сканер; -колонки акустические; -ноутбук для учащихся (8шт.); -документ-камера (1шт.); -наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями (по всем предметам) диски -телевизор «Самсунг»; -классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц; -магнитная доска; - видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса; Наглядные пособия: - натуральные: гербарии, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего; - муляжи плодов, животных; - таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых; - физический глобус Земли, компас, теллурий; - настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира». |
5 | цифровые образовательные ресурсы | программы для индивидуального контроля «Окружающий мир 2 класс» издательства «Кирилл и Мефодий». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....
Презентация по окружающему миру на тему "Можжевельник сибирский."Л.В. Занков. 2 класс.
В презентации говорится о можжевельнике сибирском....
Рабочая программа окружающему миру
1 класс...
Рабочая программа окружающему миру 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс...
рабочая программа окружающего мира для 3 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС НОО для 3 класса УМК "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...