Рабочая программа по окружающему миру 2 класс УМК Занков
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему
РП и КТП по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okr.miru_2kl_zankov.docx | 93.98 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г.Котовска Тамбовской области
Утверждаю
директор школы Н.В.Аверин
приказ №381от 29.08.14
Рассмотрено и рекомендована
Методическим советом школы
(протокол №1 от 28.08.14)
Рабочая программа
по окружающему миру
для 2 классов
УМК «Развивающее обучение по системе Л.В.Занкова»
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Окружающий мир
2 класс
УМК «Развивающее обучение по системе Л.В.Занкова»
1. Роль и место дисциплины | Изучение окружающего мира имеет особое значение в развитии младшего школьника. Значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем. Приобретенные им знания необходимы для применения в жизни. |
2. Адресат | Программа адресована обучающимся вторых классов общеобразовательных школ. |
3. Соответствие Государственному образовательному стандарту | Рабочая программа составлена на основе примерной программы по окружающему миру, Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. |
4. Цели и задачи | Изучение окружающего мира направлено на достижение цели – формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру. Задачи курса:
|
5. Специфика программы | Образовательные и воспитательные задачи обучения окружающего мира решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения, использование технических средств. Содержание программы по окружающему миру позволяет шире использовать дифференцированный подход к учащимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в развитии познавательных процессов. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. В процессе работы над проектом активизируется познавательная деятельность обучающихся, развиваются творческие способности и практические навыки. В процессе выполнения проектов обучающиеся учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учёбе и улучшает результаты обучения. |
6. Основные содержательные линии курса |
|
7. Структура программы | Общий взгляд на Землю Что такое история. Зависимость жизни человека от природы и её состояния. Земля – планета. Материки, их названия, расположение на карте. Материки, их названия, расположение на карте. Океаны, их названия, расположение на карте Как изучают окружающий мир Система органов чувств. Гигиена органов чувств. Способы познания окружающего мира: наблюдения, рассуждения, выводы. Источник информации об окружающем мире – энциклопедия, справочник. Температура воздуха. Измерение температуры тела человека. Источники информации об окружающем мире: книги, энциклопедии. Разнообразие веществ в окружающем мире: твёрдые, жидкие, газообразные. Примеры веществ. .Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения в природе (на конкретных примерах) Космос и Земля Значение Солнца для живой природы. Общие сведения о планетах, звездах и созвездиях. Общее представление о Луне. Наблюдения за Луной. Земля – планета. Общее представление. Формы земной поверхности. Равнины, горы, холмы, овраги (общее представление). Формы земной поверхности. Равнины, горы, холмы, овраги (общее представление). Определение сторон горизонта. Определение сторон горизонта. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Глобус – модель Земли. Географическая карта. Формы земной поверхности: равнины, горы. Взаимодействие сил природы Смена времён года. Рассуждения о воздействии, Солнца на сушу. Вода. Легко определяемые свойства воды: цвет, вкус, прозрачность, текучесть. Три состояния воды. Воздух – смесь газообразных веществ. Легко определяемые свойства воздуха: не виден, не имеет запаха, летуч, легко сжимается. Три состояния воды. Охрана природных богатств, воды. Живая природа Царства живой природы. Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Части растений. Части растений. Дикорастущие и культурные растения, их различие. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных. Размножение разных животных. Особенности питания разных животных. Разнообразие животных. Дикие и домашние животные. Бережное отношение человека к животным. Личная гигиена. Правила и безопасность дорожного движения. Пешеходы и пассажиры транспортных средств. |
8. Требования к результатам | Личностные результаты: иметь представление о связи между движением Земли, сменой дня и ночи, сменой времён года, о природных явлениях и стихийных бедствиях на Земле и в своей местности, о том, как изучают окружающий мир,о царствах живой природы: растениях, животных, грибах, бактериях; устанавливать связи между растениями и животными, деятельностью человека и природой; иметь положительное отношение и интерес к изучению природы, человека; способность к самооценке; знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение; понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения; чувство прекрасного на основе знакомства с природой; соблюдение правил безопасного поведения; соблюдение правил безопасности дорожного движения (пешеходы и пассажиры транспортных средств); Метапредметные результаты: осуществлять группировку объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании количества групп); подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (природа живая и неживая, классы животных, группы растений); пользоваться источниками информации об окружающем мире (наблюдать, проводить измерения и опыты); доказывать (устно) высказываемые утверждения; описывать (устно) объекты (явления) природы; пользоваться учебной и дополнительной литературой; сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку; учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала; Предметные результаты: Учащиеся научатся:
|
9. Формы организации учебного процесса | Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра, урок-экскурсия, урок защиты проектов. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа). |
10. Итоговый контроль | Для контроля знаний и умений используются: фронтальный опрос; индивидуальный опрос (рассказ-описание, рассказ-рассуждение); письменная проверка знаний; работа с приборами, моделями. Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью комплексной работы, итогового теста или контрольной работы, которые включают в себя вопросы (задания) по основным проблемам курса. Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела, проводится в форме проверочной работы. Тематический контроль проводится в форме защиты проектов. |
11. Объем и сроки изучения | На изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего - 68 часов: I четверть – 18ч. IIчетверть – 14ч. IIIчетверть –18ч. IVчетверть –18ч. |
Тематическое планирование
Окружающий мир
2 класс
УМК «Развивающее обучение по системе Л.В.Занкова»
Cодержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Общий взгляд на Землю (5 часов) | ||
Что такое история. Зависимость жизни человека от природы и её состояния. Земля – планета. Материки, их названия, расположение на карте. Материки, их названия, расположение на карте. Океаны, их названия, расположение на карте ППД Введение Внимание, улица! | Связь прошлого с настоящим. | Осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях; пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; строить сообщения в устной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление цело го из частей; устанавливать аналогии; устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений; |
Как изучают окружающий мир (8 часов) | ||
Система органов чувств. Гигиена органов чувств. Способы познания окружающего мира: наблюдения, рассуждения, выводы. Источник информации об окружающем мире – энциклопедия, справочник. Температура воздуха. Измерение температуры тела человека. Источники информации об окружающем мире: книги, энциклопедии. Разнообразие веществ в окружающем мире: твёрдые, жидкие, газообразные. Примеры веществ. Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения в природе (на конкретных примерах) ПДД Дорожные знаки, дорожная разметка на проезжей части, а также в местах остановки общественного транспорта | Органы чувств человека: зрение и слух. Наблюдения, рассуждения, выводы. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра. Что такое экология. Книги и другие средства информации. | Классифицировать органы чувств человека. Самостоятельно находить информацию в справочнике. Применять метод рассуждения: от частного к общему, от общего к частному. Работать со справочной литературой. Классифицировать различные информационные источники (например, летописи, сказки, повести, статьи, изображения и т.д.) по признаку их достоверности/недостоверности. Собирать информацию в процессе исследовательской деятельности (по А.И. Савенкову): самостоятельный сбор необходимой информации по заданной учителем теме. Посещать с экскурсией школьной библиотеки. Осуществлять поиск необходимой книги с помощью алфавитного каталога .Пользоваться сетью «Интернет». Сотрудничать при выполнении заданий в паре. |
Космос и Земля (14 часов) | ||
Значение Солнца для живой природы. Общие сведения о планетах, звездах и созвездиях. Общее представление о Луне. Наблюдения за Луной. Земля – планета. Общее представление. Формы земной поверхности. Равнины, горы, холмы, овраги (общее представление). Формы земной поверхности. Равнины, горы, холмы, овраги (общее представление). Определение сторон горизонта. Определение сторон горизонта. Определение сторон горизонта при помощи компаса. Глобус – модель Земли. Географическая карта. Формы земной поверхности: равнины, горы. ПДД Перекрёстки. Виды перекрёстков. | Солнце – источник жизни на Земле Планеты. Звёзды и созвездия. Луна – спутник Земли. Фазы Луны. Планета Земля – наш общий дом. Строение Земли. Географические оболочки Земли. Горизонт. Форма Земли. Ориентирование. Стороны света. Промежуточные географические направления. Глобус и географическая карта Рельеф Земли. Ландшафт Смена времён года. | Применять метод рассуждения: от частного к общему, от общего к частному. Работать со справочной литературой. Рассказывать о первом полёте спутника и человека в космос Объяснять значения понятий солнечная система. Перечислять планеты Солнечной системы. Звезды и созвездия. Находить в тексте учебника объяснение термина полярная звезда |
Взаимодействие сил природы (22 часа) | ||
Смена времён года. Рассуждения о воздействии, Солнца на сушу. Вода. Легко определяемые свойства воды: цвет, вкус, прозрачность, текучесть. Три состояния воды. Воздух – смесь газообразных веществ. Легко определяемые свойства воздуха: не виден, не имеет запаха, летуч, легко сжимается. Три состояния воды. Охрана природных богатств, воды. ППД Дорожные знаки, дорожная разметка на проезжей части, а также в местах остановки общественного транспорта | Влияние Солнца на сушу Внутренние силы Земли. Вода и её свойства. Снег и лёд. Воздух. Состав воздуха. Свойства воздуха. Движение воздуха. Ветры. Круговорот воды в природе. «Круговорот» отравленной воды. Жизнь – особенность нашей планеты. | Классифицировать различные информационные источники (например, летописи, сказки, повести, статьи, изображения и т.д.) по признаку их достоверности/недостоверности. Собирать информацию в процессе исследовательской деятельности (по А.И. Савенкову): самостоятельный сбор необходимой информации по заданной учителем теме. Осуществлять поиск необходимой книги с помощью алфавитного каталога Пользоваться сетью «Интернет». Сотрудничать при выполнении заданий в паре. Классифицировать тепловые пояса Земли. Приводить примеры дней весеннего и осеннего равноденствия, дня зимнего солнцестояния. |
Живая природа (19 часов) | ||
Царства живой природы. Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Части растений. Части растений. Дикорастущие и культурные растения, их различие. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных. Размножение разных животных. Особенности питания разных животных. Разнообразие животных. Дикие и домашние животные. Бережное отношение человека к животным. Личная гигиена. ППД Дорожные знаки, дорожная разметка Анализ причин, способствующих возникновению дорожнотранспортных происшествий с участием пешехода | Жизнь – особенность нашей планеты. Водоросли, лишайники, мхи, папоротники. Условия, необходимые для развития растений. Растения, которые мы едим. Растения-путешествен- ники. Грибы. Животные. Связь растительного и животного мира Классы животных. Особенности размножения разных групп животных. Животные и среда их обитания. Питание животных. Дикие и домашние животные. Гигиена. Бактерии. ПДД Безопасный маршрут из дома до школы и обратно. Условия, обеспечивающие безопасность на дороге , в общественном транспорте. Название, назначение дорожных знаков, сигналы светофора, регулировщика Правила безопасного перехода улиц и дорог. | Устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Владеть рядом приемов решения задач: выполнять практические действия на основе инструкции, определять порядок действий в процессе выполнения простейших опытов или наблюдений. Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. |
Требования к уровню подготовки обучающихся
2 класс
Окружающий мир
УМК «Развивающее обучение по системе Л.В.Занкова»
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- иметь представление о связи между движением Земли, сменой дня и ночи, сменой времён года, о природных явлениях и стихийных бедствиях на Земле и в своей местности, о том, как изучают окружающий мир, о царствах живой природы: растениях, животных, грибах, бактериях;
- устанавливать связи между растениями и животными, деятельностью человека и природой;
- иметь положительное отношение и интерес к изучению природы, человека;
- иметь способность к самооценке;
- знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
- понимание необходимости здорового образа жизни,
- соблюдение правил безопасного поведения; чувство прекрасного на основе знакомства с природой.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
- осуществлять группировку объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании количества групп);
- подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (природа живая и неживая, классы животных, группы растений);
- пользоваться источниками информации об окружающем мире (наблюдать, проводить измерения и опыты);
- доказывать (устно) высказываемые утверждения;
- описывать (устно) объекты (явления) природы;
- пользоваться учебной и дополнительной литературой;
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку;
- учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
ПРЕДМЕТНЫЕ:
Учащиеся научатся:
- ориентироваться на местности относительно своего тела;
- определять стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
- показывать на карте и глобусе основные формы поверхности и водоемы;
- различать вещества и тела;
- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
- различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы; диких и домашних животных; животных разных групп;
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
- ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц зимой;
- выполнять правила личной гигиены.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (68ч.)
к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова.
Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании:
1. урок изучения и первичного закрепления знаний – УИПЗЗ
2. урок закрепления знаний и выработка умений – УЗЗВУ
3. урок обобщения и систематизации знаний – УОСЗ
4. урок комплексного использования знаний – УКИЗ
5. урок проверки, оценки и контроля знаний – УПОКЗ
6. комбинированный урок – КУ
7. урок практической работы – УПР
8. урок экскурсия – УЭ
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип | Элементы | Требования к уровню | Вид | УУД | Дата проведения | |
план | факт | ||||||||
1 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Общий взгляд на Землю (5 часов) | |||||||||
1 | Наша Родина – Россия. С. 3–7 | 1 | УИПЗЗ | Россия самое большое государство мира. Москва столица. | Уметь: Узнавать государственные символы России (флаг, герб, гимн), знать название столицы. ³Понимать чувства других людей и сопереживать им. Принимать ценность семейной жизни. Называть адреса своего проживания, свою этническую принадлежность, членов своей семьи и ближайших родственников. Характеризовать Россию как самое большое и многонациональное государство, обязанности каждого члена своей семьи. Оценивать взаимоотношения людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос) с позиции развития этических чувств, доброжелательности, толерантности, эмоционально-нравственной отзывчивости. | Фронтальный Текущий устный | осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, учебных пособиях; – пользоваться знаками, символами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе; – строить сообщения в устной форме; – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление цело го из частей; – устанавливать аналогии; – устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений; | 3.09 | |
2 | Связь прошлого с настоящим. | 1 | УИПЗЗ | Что такое история. Зависимость жизни человека от природы и её состояния | Иметь представления детей об изменениях в природе и человеческом обществе в настоящее время, каким закономерностям они подчиняются | Фронтальный Текущий устный | Рассуждать о появлении жизни на Земле, становлении человека | 4.09 | |
3 | Россия – родина космонавтики. | 1 | УИПЗЗ | Земля – планета | Знать значение космонавтики для изучения Земли. Познакомить детей с правилами ведения тетради и работы с текстом. | Фронтальный Текущий устный | Рассказывать о первом полёте спутника и человека в космос | 10.09 | |
4 | Материки и океаны. С. 14–20 | 1 | УИПЗЗ | Материки, их названия, расположение на карте Океаны, их названия, расположение на карте | Знать своеобразии расположения суши и Мирового океана; понятия материк и части света, их отличие и сходство | Фронтальный Текущий устный | Классифицировать части света, континенты. Работать со справочной литературой. Различать пояса Земли: холодный, умеренный, жаркий | 11.09 | |
5 | Северный Ледовитый океан. С. 20–24 | 1 | УКИЗ | Северный Ледовитый Океан, расположение на карте | Иметь первичное представление о взаимодействии суши и океана, его влиянии на жизнь человека; активизировать представление детей о том, что такое погода | Фронтальный Текущий устный | Перечислять океаны. Определять роль мирового океана в зарождении жизни на Земле | 17.09 | |
2. Как изучают окружающий мир (9 часов) | |||||||||
6(1). | Органы чувств: зрение и слух. С. 25–29 | 1 | КУ | Система органов чувств. Гигиена органов чувств | Знать об органах чувств человека, как средства познания окружающего мира Узнавать и называть органы зрения и слуха. Соблюдать правила, позволяющие сохранить хорошее зрение и слух. Характеризовать (на основе звукозаписей, видеоряда или картин) получаемую органами чувств информацию, чувства и образы, которые воспринимает человек при прослушивании музыкальных произведений и созерцании произведений изобразительного искусства. | Фронтальный Текущий устный | Классифицировать органы чувств человека. Самостоятельно находить информацию в справочнике. | 18.09 | |
7 (2). | Органы чувств: обоняние, вкус, осязание (урок обобщение). С. 29–33 | 1 | УЗЗВУ | Сотрудничать при выполнении заданий в паре. | 24.09 | ||||
8 (3). | Наблюдения рассуждения, выводы. С. 33–39. № 15, 16 | 1 | УКИЗ | Способы познания окружающего мира: наблюдения, рассуждения, выводы. Источник информации об окружающем мире – энциклопедия, справочник | Осваивать способы получения информации об окружающем мире (наблюдать и проводить опыт). Знать номера телефонов экстренных служб помощи. Понимать различия между источниками информации об окружающем мире. Работать над этапами проведения исследования: определять цели (для чего?); предполагать (какие действия окажут какие изменения?); проверять предположения (проведение опыта); делать выводы (соответствует ли цель результатам?) | Фронтальный Текущий устный | Применять метод рассуждения: от частного к общему, от общего к частному. Работать со справочной литературой. | 25.09 | |
9 (4). | Инструменты и приборы. С. 40–43 | 1 | УПР | Температура воздуха. Измерение температуры тела человека | Знакомиться с основными измерительными приборами (термометр, весы, сантиметровая лента). Изучать правила измерения температуры тела человека. Проводить несложные измерения, опыты с использованием простейших измерительных приборов. Соблюдать технику безопасности. Узнавать и показывать на рисунках основные приборы и инструменты, которыми человек пользуется в быту и для изучения окружающего мира. Определять на шкале термометра различные значения температуры. Характеризовать назначение использования приборов и инструментов; ртутного термометра как прибора повышенной опасности для жизни человека. | Практическая работа. Тематический | Различать понятия инструменты и приборы. Находить в тексте учебника объяснение термина флюгер, термометр | 1.10 | |
10 (5). | Книги и другие источники информации. С. 43–47 | 1 | УКИЗ | Источники информации об окружающем мире: книги, энциклопедии | Различать виды информации (зрительная, звуковая, обонятельная, вкусовая, осязательная, или тактильная), источники информации (объекты живой и неживой природы). Распознавать предметы, созданные человеком для хранения информации, – носители информации (книги, картины, световое табло, рекламный щит, расписание поездов, кассеты и диски и т.д.). Определять и сравнивать достоверные факты и вымысел в различных информационных источниках. Использовать в практической деятельности источники информации. | Фронтальный Текущий устный | Классифицировать различные информационные источники (например, летописи, сказки, повести, статьи, изображения и т.д.) по признаку их достоверности/недостоверности. Собирать информацию в процессе исследовательской деятельности (по А.И. Савенкову): самостоятельный сбор необходимой информации по заданной учителем теме. Посещение с экскурсией школьной библиотеки. Осуществление поиска необходимой книги с помощью алфавитного каталога .Пользоваться сетью «Интернет». Сотрудничать при выполнении заданий в паре. | 2.10 | |
11 (6). | Тела и вещества. С. 47–49. № 20, 22 | 1 | УИПЗЗ | Разнообразие веществ в окружающем мире: твёрдые, жидкие, газообразные. Примеры веществ | Различать твердые, жидкие и газообразные (1–2 примера) вещества. Классифицировать природные тела по величине, форме, окраске, веществам, из которых они образованы Уметь выделять тела в окружающем мире и определять вещества, из которых они состоят. | Фронтальный Текущий устный | Различать понятия: тела и вещества. Самостоятельно находить информацию в справочнике. | 8.10 | |
12 (7). | Свойства газообразных веществ. С. 49–52 | 1 | УПР | Разнообразие веществ в окружающем мире: твёрдые, жидкие, газообразные. Примеры веществ | Называть газообразные вещества. Определять на рисунках расположение частиц в газообразном веществе. Анализировать поведение частиц вещества при его нагревании. Устанавливать связь между нагреванием (охлаждением) и свойством вещества увеличиваться (уменьшаться) в объеме | Практическая работа. Тематический | – устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; – владеть рядом приемов решения задач: выполнять практические действия на основе инструкции, определять порядок действий в процессе выполнения простейших опытов или наблюдений; – проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям | 9.10 | |
13 (8). | Свойства жидких и твердых веществ (урок обобщение). С. 49–52 | 1 | УПР | Разнообразие веществ в окружающем мире: твёрдые, жидкие, газообразные. Примеры веществ | Называть и приводить примеры твердых и жидких веществ. Определять на рисунках расположение частиц в твердом и жидком веществе. Анализировать по ведение частиц вещества при его нагревании. Устанавливать связь между нагреванием (охлаждением) и свойством вещества увеличиваться (уменьшаться) в объеме | Фронтальный Текущий устный | Проводить демонстрационные опыты. Исследовать изменения свойств твердых, жидких и газообразных веществ при нагревании. Фиксирование данных в виде таблицы («Сравнение свойств твердых, жидких и газообразных веществ») | 15.10 | |
14 (9). | Наука экология. С. 52–54 ПДД | 1 | УОСЗ | Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения в природе (на конкретных примерах) | Знать правила поведения человека в природе. Выяснить, что такое экология. Знать правила безопасности дорожного движения. Уметь соблюдать правила безопасности дорожного движения. | Фронтальный Текущий устный | Находить в тексте учебника объяснение термина экология. Сотрудничать при выполнении заданий в паре. Соблюдать правила безопасности дорожного движения. | 16.10 | |
3. Космос и Земля (14 часов) | |||||||||
15 | 15 (1).Звезда – Солнце. С. 55–60 | 1 | УИПЗЗ | Значение Солнца для живой природы | Различать время суток; сезоны года. Определять расположение Земли в Солнечной системе (орбита Земли). Характеризовать Солнце как звезду (космическое тело), как источник тепла и света для Земли. Понимать, что энергия является источником движения. Проводить несложные наблюдения в природе. Фиксировать результаты наблюдений. | Фронтальный Текущий устный | Объяснять значения понятий солнечная система. Работать со справочной литературой. | 22.10 | |
16 | 16 (2). Планеты Солнечной системы. С. 60–61. № 25 | 1 | УИПЗЗ | Общие сведения о планетах, звездах и созвездиях Проектная деятельность | Характеризовать планету Земля и другие планеты Солнечной системы. Представлять строение Солнечной системы, планеты, входящие в нее. Объяснять «свечение» планет на ночном небе свойством отражения солнечного света от их поверхности. | Фронтальный Текущий устный | Перечислять планеты Солнечной системы. Звезды и созвездия. Находить в тексте учебника объяснение термина полярная звезда | 23.10 | |
17 | 17 (3). Звезды и созвездия. С. 62–64. № 26, 27 | 1 | УИПЗЗ | Общие сведения о планетах, звездах и созвездиях | Различать звезды и созвездия. Характеризовать звезды как огромные раскаленные газовые шары, находящиеся на очень далеком расстоянии от Земли. Находить на карте звездного неба созвездия Большой и Малой Медведицы, Полярную звезду, являющуюся ориентиром для путешественников. | Фронтальный Текущий устный | Звезды и созвездия. Находить в тексте учебника объяснение термина полярная звезда Находить на карте звездного неба изученные космические тела Различать звезды и созвездия. | 29.10 | |
18 | 18 (4). Луна – спутник Земли. С. 64–67 | 1 | УИПЗЗ | Общее представление о Луне. Наблюдения за Луной | Различать (на рисунках и ночном небе) естественный и искусственные спутники Земли. Приводить примеры искусственных спутников Земли. Различать фазы Луны. Характеризовать Луну как естественный спутник Земли. Сравнивать по величине Солнце, Землю и Луну. Объяснять «свечение» Луны способностью отражать ее поверхностью свет Солнца. Знать временные отрезки месяца, недели. | Фронтальный Текущий устный | Рассуждать о луне, как спутнике Земли, Перечислять фазы Луны. Находить в тексте учебника объяснение терминов полнолуние, новолуние, солнечное затмение, лунное затмение | 30.10 | |
19 | Наблюдение за космическими телами (урок-обобщение). С. 67–68 | 1 | УОСЗ | Общие сведения о планетах, звездах и созвездиях | Называть космические тела. Характеризовать понятия «год», «сутки», «месяц» временем обращения Земли вокруг Солнца, Земли вокруг своей оси, Луны вокруг Земли. Различать объекты неживой природы, находящиеся в космосе. Характеризовать приборы для изучения космических объектов (телескоп). Иметь представление о планетарии, обсерватории. | Фронтальный Текущий устный | Перечислять планеты Солнечной системы. Звезды и созвездия. | ||
20 | 20 (6). Наука о Земле. С. 69–70 | 1 | УЗЗВУ | Земля – планета. Общее представление | Уметь выбирать форму своего участия в проектной деятельности Иметь общее представление о строении Земли и географической оболочке как области жизни, в которой взаимодействуют живая и неживая природа, человек и человеческое общество, о рельефе местности, климате на основе наблюдений | Защита проекта | Находить источник информации, планировать работу над проектом, сотрудничать друг с другом Представлять строение Земли. Объяснять термины литосфера, гидросфера, атмосфера – географические оболочки Земли | ||
21 | 21 (7). Горизонт. С. 71–74. № 31 | 1 | УИПЗЗ | Общее представление о горизонте | Находить и указывать (на учебных рисунках, на открытой местности) горизонт и линию горизонта. Сопоставлять научный факт и зрительное восприятие людьми. Объяснять расширение линии горизонта при подъеме | Фронтальный Текущий устный | Слушание и извлечение главной мысли из текста и обсуждение полученных сведений (отрывок из сказки Л.И. Лагина «Старик Хоттабыч»). Коллективное обсуждение фотовыставки «Природа с высоты птичьего полета». Объяснение причины расширения линии горизонта при подъеме | ||
22 | 22 (8). Строение Земли. С. 74–77 | 1 | УИПЗЗ | Земля – планета. Общее представление | Иметь общее представление о строении Земли и географической оболочке как области жизни, в которой взаимодействуют живая и неживая природа, человек и человеческое общество, о рельефе местности, климате на основе наблюдений | Фронтальный Текущий устный | Находить источник информации, планировать работу над проектом, сотрудничать друг с другом Представлять строение Земли. Объяснять термины литосфера, гидросфера, атмосфера – географические оболочки Земли | ||
23 | 23 (9). Стороны горизонта. С. 77–80 | 1 | УИПЗЗ | Стороны горизонта. | Ориентироваться на местности относительно своего тела (вперед, назад, вправо, влево). Определять основные стороны горизонта: юг, север, запад, восток по Солнцу и Полярной звезде. Различать и показывать на картах основные и промежуточные направления сторон горизонта. Знакомиться с астрономическими ориентирами сторон горизонта. Определять по схемам и картам перемещение учебного объекта по отношению к выбранным ориентирам. | Фронтальный Текущий устный | Ориентироваться на местности по отношению к собственному телу; по Солнцу и Полярной звезде. Обозначать (на схемах и картах) при помощи общепринятых знаков основных и промежуточных направлений стороны горизонта. Обсуждать плана рассказа «Стороны горизонта». Определять расположения различных объектов относительно сторон горизонта. | ||
24 | 24 (10). Ориентирование по компасу. ПДД С. 80–82 | 1 | УИПЗЗ | Основные стороны горизонта (промежуточные направления). Определение направления с помощью устных команд. | Различать основные стороны горизонта (промежуточные направления). Определять направление с помощью устных команд. Знакомиться с правилами пользования компасом. Определять основные стороны горизонта по компасу. Ориентироваться на местности с помощью команд (вперед, назад, вправо, влево) или называния сторон горизонта. | Фронтальный Текущий устный | Ориентироваться на местности с помощью устных команд и компаса. Изготавливать примитивный компас. Соблюдать правил пользования компасом. | ||
25 | 25 (11). Проект Определение сторон горизонта по народным приметам. С. 82–83 | 1 | УЗЗВУ | Основные стороны горизонта (промежуточные направления). Определение направления с помощью устных команд | Иметь представление об основных народных приметах определения сторон горизонта в лесу и на открытом пространстве. Ориентироваться на местности по народным приметам. Проверять достоверность разных информационных источников. | Защита проекта | Ориентироваться на местности по народным приметам. Моделировать ситуации по ориентированию в лесу. Анализ главного правила похода в лес – присутствие взрослого человека. | ||
26 | 26 (12). Глобус и географическая карта. С. 84–86. № 36 | 1 | УПР | Глобус – модель Земли. Географическая карта | Расширить и систематизировать знания детей о глобусе и карте | Практическая работа | Рассуждать о понятиях полюсы, экватор, тропики, полярные круги. Самостоятельно находить информацию в справочнике. | ||
27 | 27 (13). Рельеф Земли. С. 87–89 | 1 | УИПЗЗ | Формы земной поверхности: равнины, горы | Знать понятие «рельеф». | Фронтальный Текущий устный | Находить ответы на вопросы в тексте учебника. | ||
28 | 28 (14). Ландшафт Земли. С. 90–91 | 1 | УЗЗВУ | Формы земной поверхности: равнины, горы | Знать понятие «ландшафт». | Итоговый тематический контроль | Находить в тексте учебника объяснение термина ландшафт. Работать со справочной литературой.
| ||
4.Взаимодействие сил природы (22 часа) | |||||||||
29 | 29 (1). Тепловые пояса Земли. С. 92–94 | 1 | УИПЗЗ | Смена времён года | Уяснить зависимость наличия тепловых поясов от формы Земли, то есть различия в её нагревании; | Практичес- | Классифицировать тепловые пояса Земли | ||
30 | 30 (2). Смена времен года. ПДД С. 94–98. № 47 | 1 | УКИЗ | Смена времён года | систематизировать знания детей о смене времен года. Знать правила безопасности дорожного движения. Уметь соблюдать правила безопасности дорожного движения. | Фронтальный Текущий устный | Приводить примеры дней весеннего и осеннего равноденствия, дня зимнего солнцестояния | ||
31 | 31 (3). Солнце – властелин времен года. С. 94–98. № 49 | 1 | УКИЗ | Смена времён года | систематизировать знания детей о смене времен года. Знать правила безопасности дорожного движения. Уметь соблюдать правила безопасности дорожного движения. | Фронтальный Текущий устный | Приводить примеры дней весеннего и осеннего равноденствия, дня зимнего солнцестояния | ||
32 | 32 (4). Особенности Земли как планеты (урок обобщение). С. 98–99. № 48 | 1 | УКИЗ | Условия жизни на планете | Называть условия жизни на планете Земля: наличие воды, воздуха, света, тепла и живой природы; место планеты Земля в Солнечной системе. Определять стороны горизонта по Солнцу и Полярной звезде. Ориентироваться в понятиях «год», «месяц», «сутки», «времена года». Объяснять причины смены дня и ночи, времен (сезонов) года. Сравнивать, опираясь на свой жизненный опыт, различные материалы по их способности нагреваться (камень, вода, трава). | Фронтальный Текущий устный | Описывать особенностей Земли как космического тела. Составлять рассказ о необходимых условиях для возникновения различных живых организмов на Земле. | ||
33 | 33 (5). Энергия (тепло) Солнца. С. 99–101 | 1 | УИПЗЗ | Солнце как звезда, основной источник энергии на Земле | Характеризовать Солнце как звезду, основной источник энергии на Земле. Сравнивать различные материалы по их способности нагреваться и охлаждаться (камень, вода). Делать на основе наблюдений выводы. Определять причины разрушения гор. Объяснять, почему Солнце неравномерно прогревает различные участки поверхности Земли; как рельеф Земли меняется под воздействием Солнца, воды и ветра; как человек может использовать солнечную энергию. | Фронтальный Текущий устный | Изучать влияния различных температур на разрушение камня. Объяснять причины этого разрушения. Формулировать общего вывода. Изучать энергию солнечных лучей, собранную с помощью увеличительного стекла. Обсуждать значения изобретения устройств, в которых используется энергия солнечного света. | ||
34 | 34 (6). Внутренняя сила Земли. Проектная деятельность С. 102–104 | 1 | УЗЗВУ |
Рассуждения о воздействии, Солнца на сушу | Знать о воздействие Солнца на сушу. Знать, что такое вулканы и землетрясения, от чего они происходят | Практическая работа | Находить в тексте учебника объяснение терминов вулканы, землетрясения Самостоятельно работать в группах | ||
35 | 35 (7). Значение и свойства воды. С. 3–7 (2-й части учебника) № 51 | 1 | УПР | Вода. Легко определяемые свойства воды: цвет, вкус, прозрачность, текучесть Вода. Три состояния воды | Сравнивать и различать источники воды на Земле; природные и искусственные водоемы. Характеризовать основные свойства воды (без цвета, вкуса и запаха, прозрачность, текучесть, не имеет формы, способность удерживать большое количество тепла: медленно нагреваться и медленно отдавать тепло). Проводить простейшие опыты по определению свойств воды. Соблюдать правила техники безопасности. Определять количественное соотношение воды и суши на Земле. | Практическая ра | Определять свойства воды как жидкости. Объяснять результаты опытов. Формулировать общие выводы. Фиксировать результаты наблюдений в таблице (рабочая тетрадь, № 51). Измерять температуру воды. Формировать измерительные навыки работы со спиртовым термометром. | ||
36 | 36 (8). Три состояния воды. ПДД С. 7–10. № 51 | 1 | УПР | Вода. Три состояния воды | Определять три состояния воды. Различать и сравнивать их особенности. Понимать последовательность и причины перехода воды из одного состояния в другое: воды в пар (испарение), воды в лед (замерзание), льда в воду (плавление, таяние), пара в воду (конденсация). Анализировать природные явления, при которых происходит переход одного состояния воды в другое. Сравнивать температуры замерзания и закипания воды. Характеризовать последовательность перехода одного состояния воды в другое и воздействие на данные процессы температуры. | Практическая ра | Проведить опыты по изучению перехода воды из одного состояния в другое. Изучать явления испарения воды; перехода водяного пара в жидкость; замерзания воды. Анализ результатов опытов.. Фиксировать результаты наблюдений в таблице (рабочая тетрадь, № 51, 3-й столбец). | ||
37 | 37 (9). Снег и лед. С. 10–15. б) № 51 | 1 | УПР | Вода. Три состояния воды | Проводить простейшие опыты по определению различных свойств воды. Приводить примеры твердого состояния воды в природе (снег, лед). Соотносить природные явления и виды осадков. Обсуждать зимние виды спорта. Наблюдать в природе и на иллюстрациях формы снежинок. Составлять рассказы о народных традициях, связанных с зимой и зимними праздниками. Объяснять опасность плавающих айсбергов для моряков; причины скрипа снега под ногами. | Фронтальный Текущий устный | Описывать айсберги, свойства льда и снега. Совместно проводить опыты в группах, распределять работу. | ||
38 | 38 (10). Жизнь животных и растений зимой. С. 12–18 | 1 | УЭ | состояния природы в зимнее время года. | Определять температуру замерзания воды и таяния снега. Характеризовать способности льда и снега удерживать под своей толщей тепло. Описывать на основе предложенного плана особенности состояния природы в зимнее время года. Обсуждать условия зимовки различных животных. Знакомиться со способами защиты от мороза различных животных. Выявлять причины необходимости лунки во льду для жизни водных обитателей зимой. | Фронтальный Текущий устный | Наблюдать во время экскурсии за состоянием природы зимой. Фиксировать информацию, полученную в ходе наблюдений в вербальной (составление рассказа, ведение таблицы) и графической форме (составление схемы, рисунков). Обсуждать мероприятия по оказанию помощи птицам и зверям в морозные зимние дни. | ||
39 | 39 (11). Вода – растворитель. С. 18–20. № 58, 59. | 1 | УПОКЗ | Свойства воды | Уметь выявлять свойства воды; делать выводы Проводить несложные опыты по растворению веществ в воде и фильтрованию воды. Формулировать на основе наблюдений выводы. Фиксировать результаты опытов. Различать и сравнивать растворимые и нерастворимые в воде вещества. Приводить примеры использования процесса фильтрования в хозяйственной деятельности человека. Характеризовать воду как природный растворитель, почву как природный фильтр, очищающий воду от загрязнений. | Практическая работа. | Доказывать на опытах, что вода – растворитель. Владеть умением фильтровать воду. Рассуждать о подземных водах, гейзерах | ||
40 | 40 (12). Подземные воды Земли. С. 21–23 | 1 | УИПЗЗ | природные источники подземной воды (родник, минеральный источник). | Различать природные источники подземной воды (родник, минеральный источник). Осознавать правила охраны и безопасного поведения у родников, колодцев и источников. Объяснять причины существования на Земле горячих (гейзер) и минеральных источников. Определять на карте их местонахождение. Устанавливать связи между живой и неживой природой. Обсуждать значение подземных источников для живых организмов. Знакомиться с полезными свойствами минеральной воды. Анализировать деятельность человека, приводящую к загрязнению подводных вод. | Фронтальный Текущий устный | Исследование свойств минеральной воды: извлечение необходимой информации о лечебных свойствах минеральной воды из дополнительных источников (справочники, энциклопедии, Интернет, этикетки). Составление рекомендаций для использования минеральной воды в различных целях. Поиск и фиксирование на карте России мест выхода на поверхность горячих источников. | ||
41 | 41 (13). Источники воды в нашей местности Проект (изучение краеведческого материала) | 1 | УЗЗВУ | природные источники подземной воды (родник, минеральный источник). | Называть природные источники воды в своей местности. Знать наиболее известные и крупные водоемы. Знакомиться с охраняемыми и целебными источниками. Различать два или несколько водоемов между собой по разным признакам. Распознавать виды местных животных, обитающих в водоемах. Описывать внешний вид животных и растений водоема. Объяснять на основе изученного материала необходимость охранять местные водоемы и их обитателей. Обсуждать использование воды человеком в хозяйственной деятельности. | Защита проектов | Сообщения о местных подземных источниках. Поиск и обозначение на карте района (области, республики или края) места нахождения подземных вод. Подготовка презентации «Животные, обитающие в водоемах нашей (нашего)…» (в группе) | ||
42 | 42 (14). Атмосфера Земли: состав и значение воздуха. ПДД С. 24–26 | 1 | УИПЗЗ | Воздух – смесь газообразных веществ Сигналы транспортных средств .Как правильно реагировать на сигналы, подаваемые водителями транспортных средств | Иметь представление об основных газах, входящих в состав воздуха (азот, кислород, углекислый газ). Анализировать диаграмму состава воздуха. Выявлять значение кислорода в живой и неживой природе (дыхание организмов, горение веществ); для живых организмов Земли (сохранение тепла, предохранение от вредных космических лучей). Объяснять причины подъема воздушного шара. Определять понятие «атмосфера». | Фронтальный Текущий устный | Различать понятия азот, кислород, углекислый газ | ||
43 | 43 (15). Свойства воздуха. С. 26–30. б) № 64 | 1 | УПР | свойства воздуха (прозрачен, не имеет запаха, не имеет постоянной формы, сжимается, проводит звук, переносит запахи). | Определять свойства воздуха (прозрачен, не имеет запаха, не имеет постоянной формы, сжимается, проводит звук, переносит запахи). Измерять температуру воздуха. Определять, в каких предметах человек использует сжатый воздух. Характеризовать устройство для сжатия воздуха (насос). Объяснять, каким образом мы можем узнать, что вокруг нас находится воздух; почему перья и шерсть защищают животных от мороза; почему появляются туман, радуга или мираж. | Фронтальный Текущий устный | Извлекать необходимую информацию из текста учебника. Определять свойства воздуха (сжимаемость и упругость): объяснение результатов опыта, формулирование общих выводов, фиксация результатов наблюдений в таблице. Измерять температуру воздуха. Формирование измерительных навыков при работе со спиртовым термометром. Чтение показателей температуры со шкалы деления термометра. | ||
44 | 44 (16). Движение воздуха. С. 30–33 | 1 | УИПЗЗ | Воздух – смесь газообразных веществ Легко определяемые свойства воздуха: не виден, не имеет запаха, летуч, легко сжимается | Определять основные стороны горизонта. Определять с помощью флюгера направление ветра. Характеризовать причины возникновения ветра. Знать устройства, работающие за счет силы (энергии) ветра. Анализировать значение ветра для живой природы, использование энергии ветра человеком. | Фронтальный Текущий устный | Определять направления ветра с помощью флюгера. Изготавливать простейший флюгер. Обсуждать возникновения и направления ночного и дневного ветра на побережье. Объяснять значения ветра в жизни растений и животных. | ||
45 | 45 (17). Грозные ветры. С. 33–35 | 1 | УИПЗЗ | природные явления под понятие «стихийные бедствия». | Иметь представление об образовании ветров, об их созидательной и разрушительной силе; о влиянии на формирование земной поверхности. Различать разновидности разрушительных ветров. Осваивать правила поведения человека во время стихийных бедствий. Характеризовать проявления урагана и смерча. Обсуждать значение ветра в природе. | Фронтальный Текущий устный | Классифицировать понятия ветер, ураган, смерч, пассаты, муссоны, бриз. Работать со справочной литературой. Моделировать ситуации выживания человека во время различных стихийных бедствий. Выявлять факторы опасности для жизни и здоровья. Осваивать основных правил выживания в экстремальных условиях. | ||
46 | 46 (18).Сила воды, ветра и Солнца на Земле (урок-обобщение) | 1 | УОСЗ | значение воды, ветра и Солнца в природе и для человека. | Характеризовать значение воды, ветра и Солнца в природе и для человека. Знакомиться с природными источниками энергии, которые может использовать человек (энергия воды, ветра и Солнца); установками, преобразующими энергию воды (гидроэлектростанция), ветра (ветродвигатели), Солнца (солнечная батарея) в электричество. Объяснять основные правила безопасного использования электроприборов. | Фронтальный Текущий устный | Составлять правила экономного использования воды и электроэнергии в доме. Участвовать в инсценировке возможного диалога, который могли бы вести вода, ветер и Солнце, если бы могли с по мощью слов доказывать свое огромное значение в природе. Поиск (с помощью библиотек, Интернета и др. ) сказок, в которых вода, ветер и Солнце становились полноценными персонажами. | ||
47 | 47 (19). Круговорот воды в природе. С. 35–38 | 1 | УИПЗЗ | Три состояния воды Охрана природных богатств, воды | Устанавливать причины испарения воды в водоемах и возникновения осадков (дождя и снега). Составлять простейшую схему круговорота воды и характеризовать в устной форме. Применять эту схему к объектам природы своей местности. Определять значение круговорота воды для живой и неживой природы Земли. | практическая работа | Представлять и изображать схематично круговорот воды Находить в тексте учебника объяснение термина экология | ||
48 | 48 (20). Загрязнение вод человеком. С. 38–39 | 1 | УЭ | Три состояния воды Охрана природных богатств, воды | Иметь представление о веществах, загрязняющих водоемы планеты: удобрения, продукты бытовой химии, бензин, ядовитые металлы (например, ртуть). Составлять простейшую схему круговорота воды в природе при условии попадания в воду опасных веществ. Уметь приспосабливать эту схему к условиям своей местности. Объяснять способы и причины попадания ядовитых веществ в водоемы. | Фронтальный Текущий устный | Анализировать в ходе экскурсии экологического состояния своей местности: выявлять источники загрязнения водоемов. Моделировать ситуации, касающейся попадания промышленных и бытовых отходов в водоемы. | ||
49 | 49 (21). Вода, ветер и рельеф ПДД (урок-обобщение). С. 39–40 | 1 | УОСЗ | причины разрушения рельефа местности. Виды общественного транспорта Права и обязанности пассажира | Определять причины разрушения рельефа местности. Приводить примеры изменения рельефа местности в течение времени. Характеризовать различные природные явления Земли; известные стихийные бедствия. Знать телефоны экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях. Классифицировать различные природные явления. | Фронтальный Текущий устный | Извлекать из учебника необходимую информацию об особенностях разрушения рельефа. Анализировать процессы разрушения рельефа. Обсуждать правила поведения при стихийных бедствиях. Моделировать ситуации: что бы было, если… (на Земле исчезли ветер, вода, атмосфера) | ||
50 | 50 (22). Человек и неживая природа. Проект С. 40–41 | 1 | УЗЗВУ | природные явления, протекающие на Земле, на основании заданных или самостоятельно выявленных критериев. | Классифицировать природные явления, протекающие на Земле, на основании заданных или самостоятельно выявленных критериев. Характеризовать использование человеком различных природных объектов. Устанавливать связи между живой и неживой природой, между природой и человеком. Объяснять зависимость безопасности жизни и благополучия человека от разумного использования им природных ресурсов. Знать правила безопасного поведения в природе. | Защита проекта | Классифицировать различные природные явления по предложенным или самостоятельно выявленным основаниям. Составление кроссворда «Земля – наш общий дом». | ||
5.Живая природа (18 часов) | |||||||||
51 | 51 (1). Жизнь – уникальная особенность Земли. С. 42–44 | 1 | УИПЗЗ | Царства живой природы | Иметь представление Определять особенности нашей планеты, способствовавшие возникновению на ней жизни. Устанавливать аналогии между живой и неживой природой, между растениями и животными. Подводить объекты природы под понятие «растение». | Фронтальный Текущий устный | Находить в тексте учебника объяснение термина биология | ||
52 | 52 (2). Водоросли, мхи, папоротники – древние группы растений. Лишайники. С. 45–52 | 1 | УИПЗЗ | Растения, их разнообразие | Классифицировать на основе выделенных критериев основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Описывать разные формы растений. Определять части растений. Различать водоросли, мхи, папоротники. Сравнивать их признаки. Анализировать типичные группы растений и лишайники. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников. | Фронтальный Текущий устный | Рассказывать об особенностях размножения и развития водорослей, лишайников, мхов, папоротников | ||
53 | 53 (3). Хвойные и цветковые растения. С. 52–57 | 1 | УИПЗЗ | Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Части растений | Классифицировать основные группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые) по заданным учителем или самостоятельно выбранным критериям. Сравнивать, характеризовать и приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности). Узнавать растения, описывать их внешний вид с использованием гербарного материала. | Фронтальный Текущий устный | Классифицировать хвойные и цветковые растения | ||
54 | 54 (4). Дикорастущие и культурные растения. С. 57–60 | 1 | КУ | Дикорастущие и культурные растения, их различие | Различать культурные и дикорастущие растения. Приводить примеры культурных и дикорастущих растений (в природе родного края). Характеризовать растения, выращиваемые в саду, поле, огороде (в местных условиях). Выделять существенные признаки культурных и дикорастущих растений одного и того же вида. Классифицировать растения по самостоятельно выделенным основаниям. | Фронтальный Текущий устный | Находить ответы на вопросы в тексте учебника. | ||
55 | 55 (5). Условия для прорастания и роста растений. С. 60–62. № 76, 77, 78 | 1 | УЗЗВУ | Части растений. Дикорастущие и культурные растения, их различие | Научить детей правильно определять съедобные части растений, классифицировать фрукты и овощи | Различать корнеплоды, зерновые культуры | |||
56 | 56 (6). Что мы едим. С. 62–66 | 1 | УПР | Части растений. Дикорастущие и культурные растения, их различие | Определять условия, необходимые для прорастания семян (вода, тепло, воздух) и роста растений (вода, тепло, воздух, свет). Проводить простейшие опыты и наблюдения. Фиксировать результаты в таблице. Объяснять правила ухода за растениями. Осваивать основные действия по уходу за растениями (полив, прополка, рыхление, уничтожение вредных насекомых). | Практическая работа. | Наблюдать за развитием растений в различных условиях. Обсуждать в классе условия проведения эксперимента. | ||
57 | 57 (7). Растения-путешественники. Проект С. 67–69 | 1 | УЗЗВУ | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | Характеризовать культурные и комнатные растения своей местности. Приводить 3–4 примера названий комнатных растений. Осваивать правила ухода за комнатными растениями. Определять связи условий выращивания комнатных растений с природными условиями их родины. Использовать полученные знания в уходе за комнатными растениями. Приводить примеры 1–2 местных растений, занесенных в Красную книгу. Различать (на рисунках, в природе) редкие и охраняемые местные растения. | Защита проекта | Наблюдать за комнатными растениями. Коллективное составление выставки «Растения–путешественники»: определение названий комнатных растений, произрастающих в классе и коридорах школы, по школьному определителю растений и с помощью учителя; изготовление бирок с названиями растений и мест, откуда они родом. | ||
58 | 58 (8). Грибы: съедобные и ядовитые. С. 70–73 № 82 | 1 | УЗЗВУ | Грибы Многообразие грибов, съедобные, ядовитые Название, назначение дорожных знаков, сигналы светофора, регулировщика Правила безопасного перехода улиц и дорог | Различать съедобные и несъедобные грибы. Приводить 2–3 примера грибов, растущих в данной местности. Сравнивать общие признаки съедобных и ядовитых грибов. Характеризовать грибы как особое царство живых организмов. Определять значение грибов в природе. Выявлять особенности внешнего строения шляпочного гриба. Проводить простейшие опыты. Объяснять причины появления плесени на продуктах действием плесневых грибов. | Фронтальный Текущий устный | Классифицировать съедобные и несъедобные грибы. Знать грибы своей местности, правила сбора грибов Определять, где не следует учащимся переходить проезжую часть дороги Обращаться за помощью взрослым | ||
59 | 59 (9). Значение растений и животных на Земле ПДД (урок- обобщение). С. 73–74. № 81 | 1 | УЗЗВУ | Грибы Многообразие грибов, съедобные, ядовитые Название, назначение дорожных знаков, сигналы светофора, регулировщика Правила безопасного перехода улиц и дорог | Характеризовать признаки растений и животных. Определять условия, необходимые для жизни растений и животных. Устанавливать взаимоотношения растений и животных в природе. Обсуждать мероприятия, направленные на охрану живой природы. Распознавать на рисунках, в природе основные группы растений и животных, грибов и растений. Выявлять значение растений и животных в природе; воздействие человека на мир растений и животных. Объяснять необходимость охраны объектов живой и неживой природы. | Фронтальный Текущий устный | Классифицировать съедобные и несъедобные грибы. Знать грибы своей местности, правила сбора грибов Определять, где не следует учащимся переходить проезжую часть дороги Обращаться за помощью взрослым | ||
60 | 60 (10). Группы животных: моллюски, насекомые, паукообразные. С. 75–78., № 85, 86 | Различать группы животных: моллюски, насекомые, паукообразные. Приводить примеры (по 3–4 названия) местных животных, относящихся к этим группам (на выбор ученика). Распознавать по рисункам, в природе представителей моллюсков, насекомых и паукообразных. Сравнивать по внешнему строению насекомых и паукообразных. Характеризовать особенности внешнего строения моллюсков, насекомых, паукообразных. Обсуждать значение насекомых в природе. | |||||||
61 | 61 (11). Группы животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. С. 78–81 | 1 | УЗЗВУ | Животные, их разнообразие | Различать представителей рыб, земноводных, пресмыкающихся. Приводить примеры этих животных местной фауны. Распознавать на рисунках, в природе различных представителей рыб, земноводных, пресмыкающихся; ядовитых змей. Описывать и сравнивать их внешнее строение. Определять значение рыб, земноводных и пресмыкающихся в природе. Осваивать правила ухода за рыбами в аквариуме. | Фронтальный Текущий устный | Устанавливать взаимосвязь животного и растительного мира | ||
62 | 62 (12). Группы животных: птицы и млекопитающие. С. 81–83. № 89 | 1 | УЗЗВУ | Животные, их разнообразие | Различать группы млекопитающих (зверей) и птиц. Приводить соответствующие примеры. Называть представителей охраняемых птиц и зверей местной фауны (1–2 вида). Сравнивать внешнее строение и размножение птиц и млекопитающих. Характеризовать значение птиц и млекопитающих в жизни человека, в природе. Знакомиться с правилами ухода за птицами и животными дома и в живом уголке. Классифицировать млекопитающих и птиц по выделенным самостоятельно или заданным учителем основаниям. | Фронтальный Текущий устный | Различать классы, или группы, животных | ||
63 | 63 (13). Особенности размножения разных животных. С. 84–86 | 1 | УИПЗЗ | Условия, необходимые для жизни животных. Размножение разных животных Особенности питания разных животных | Различать стадии развития и взросления животных основных групп (насекомых, рыб, земноводных, птиц, зверей). Указывать (на рисунках, в природе) взрослых особей, детенышей (или личинок). Объяснять значение разного количества детенышей у животных в природе. | Фронтальный Текущий устный | Рассуждать о среде обитания различных животных Составлять цепи питания | ||
64 | 64 (14). Животные и среда их обитания (урок-обобщение). С. 86–89 | 1 | КУ | Условия, необходимые для жизни животных. Размножение разных животных Особенности питания разных животных | Различать основные среды обитания животных. Устанавливать связь между внешним обликом животного и средой его обитания. Описывать любое животное по плану. Выделять его существенные признаки, связанные со средой обитания. Объяснять значение смены окраски у некоторых животных. Определять зависимость внешнего строения животного от необходимости приспосабливаться к жизни в определенных условиях среды. | Фронтальный Текущий устный | Рассуждать о среде обитания различных животных Составлять цепи питания | ||
65 | 65 (15). Питание животных. С. 89–91. № 91, 96 | 1 | УКИЗ | Особенности питания разных животных Условия , обеспечивающие безопасность на дороге , в общественном транспорте | Приводить примеры (по 2–3 вида) растительноядных, насекомоядных, хищных и всеядных животных. Иметь представление о принципе построения пищевой цепи. Составлять простейшие цепи питания (обитателей водоема, леса, степи). Выявлять (на рисунках, схемах) пропущенные звенья (организмы) в цепи питания. Классифицировать группы животных по характеру питания. | Фронтальный Текущий устный | Составлять цепи питания | ||
66 | 66 (16). Дикие и домашние животные. С. 92–95. № 94 | 1 | КУ | Разнообразие животных. Дикие и домашние животные. Бережное отношение человека к животным | Уметь выбирать форму своего участия в проектной деятельности Систематизировать полученные знания о диких | Фронтальный Текущий устный | Находить источник информации, планировать работу над проектом, сотрудничать друг с другом Находить ответы на вопросы в тексте учебника. | ||
67 | 67 (17). Бактерии: невидимые организмы. С. 96–97 Комплексная работа | 1 | УИПЗЗ | Царство бактерий как мельчайших организмов. Значение бактерий для человека. | Характеризовать царства бактерий как мельчайшие организмы. Определять значение бактерий для человека. Понимать, что кисломолочные продукты (кефир, творог, йогурт и др.) производятся при участии полезных молочных бактерий. Понимать назначение микроскопа. Объяснять причины порчи пищевых продуктов, возникновения кишечных заболеваний. | Фронтальный Текущий Устный. Итоговый. | Находить в тексте учебника объяснение термина бактерии . Различать вредные и полезные бактерии | ||
68 | 68 (18). Гигиена – наука о чистоте и здоровье. ПДД С. 98–100. а) № 2 с. 100 | 1 | УПР | Личная гигиена Условия , обеспечивающие безопасность на дороге , в общественном транспорте | Уметь соблюдать правила личной гигиены. Знать и выполнять правила . обеспечивающие безопасность на дороге, в общественном транспорте | Фронтальный Текущий устный | Совместно проводить опыты в группах, распределять работу. Анализировать и оценивать правильность и безопасность поведения на улице и дороге пешеходов и водителей транспортных средств |
Список литературы
(методическая, пособия для учащихся, учебники)
Окружающий мир
2 класс
УМК «Развивающее обучение по системе Л.В.Занкова»
- Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Мы и окружающий мир: учебник. 2 класс. – Самара: корпорация «Федоров», 2013.
- Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. др. Рабочая тетрадь «Мы и окружающий мир». 2 класс. – Самара: корпорация «Федоров», 2013.
- Трофимова, Г. В. Тайны далекие и близкие: кн. для чтения. – Самара: корпорация «Федоров», 2011.
Методические пособия для учителя.
- Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир». 1–2 классы. – Самара: корпорация «Федоров», 2012.
- Журнал «Начальная школа».
- Газета «Первое сентября», «Начальная школа».
- Наглядные пособия. Плакаты.
- Мультимедийные пособия.
- «Игровые технологии обучения в начальной школе», Е.В.Калмыкова.
- «Нестандартные уроки и творческие задания», Н.Б.Троицкий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Программа "Занков"
В рабочей программе календарно - тематическое планирование предмета и пояснительная записка, составленные по ФГОС....
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (Занков)
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (Занков)....
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс занков
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ФГОС по программе Занкова...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс Н.Я. Дмитриева СРО Л.В. Занков
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 1 класс Н.Я. Дмитриева СРО Л.В. Занков...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Дмитриева Н.Я СРО Л.В. Занков
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Дмитриева Н.Я СРО Л.В. Занков...