Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса (система Л.В.Занкова)
рабочая программа (окружающий мир, 3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой 2011 года с учётом требований ФГОС (система Л.В.Занкова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okruzh._mir_3.doc | 220.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей начальных классов __________/ Широких И. Г./ Протокол № 1 «30»августа 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________/Асташкина С.Г./ «02» сентября 2013 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «Медико-биологический лицей» г.Саратова _____________/Сыромолотова Т.Я./ Приказ № 166 «02» сентября 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Широких Ирины Геннадиевны
высшей квалификационной категории
по курсу «Окружающий мир»
3 класс
2013 – 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» разработана на основе программы Н.Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир», - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011, в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта для начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения (Л.В. Занкова).
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.
МЕСТО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На предмет «Окружающий мир» в 3 классе базисным учебным планом начального общего образования отводится 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
«Окружающий мир» - это мировоззренческий курс, который формирует основы мировоззрения ребёнка, способствует осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, воспитанию экологической культуры, безопасного поведения, этических норм поведения, предоставляет возможность каждому ребёнку найти сферу своих интересов.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.
Основные задачи учебного предмета:
- На основе предметных знаний и умений подвести учащихся к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и изменчивости окружающего мира, его противоречивости;
- Развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность;
- Формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь, делать обобщения и выводы; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы.
- Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; на ознакомительном уровне представит науки, помогающие познавать окружающий мир.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА В 3 КЛАССЕ
В 3 классе на первый план выходит знание о человеке и человеческом обществе. Содержание курса 2 класса, в том числе сведения о солнечной тепловой энергии, о наличии воды на разных территориях Земли и т.д., подводит учеников 3 класса к пониманию причин формирования разных природных зон. Сначала они получают представление о природных зонах Земли, о появлении человека и его расселении на Земле. Затем вместе с нашими предками путешествуют по территории Древнерусского государства, открывают новые земли, знакомятся с природными зонами России и ее историей при постоянном сравнении с историей развития других стран мира.
В историческом плане в 3 классе прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природных сил и усиливалось его обратное влияние на природу. Особое место в этих классах отводится истории России. Нашей задачей является ознакомление младших школьников с основными событиями истории родной страны в связи с общим развитием человечества – познанием им природы, открытием мира, трудным и долгим путем становления современного человечества, так как многие современные социальные явления не могут быть поняты без сравнения с жизнью людей в других странах, в другие эпохи.
Столь же значимой является связь истории России с историей малой родины. Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания.
Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми.
В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий,
проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией. Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания»
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 3 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Товпинец И.П. Уроки здоровья. Книга для чтения в 3-4 классах. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».
Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».
Чутко Н.Я. Я - гражданин России: Учебное пособие для 3, 4 классов. - Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература».
Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.
2. Специфическое сопровождение (оборудование)
Наглядные пособия:
■натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего;
■изобразительные:
- муляжи плодов, животных и отдельных органов человека;
- таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;
- физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;
- атлас для начальных классов;
- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;
- рисунки, слайды, диафильмы;
■самодельные наглядные пособия;
■компьютер;
■интерактивная доска;
■мультимедийный проектор.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела программы Тема урока | Элементы содержания урока | Планируемые результаты обучения | Измерители, виды и формы контроля | Домаш- нее задание | Сроки проведения | ||
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия | план | факт | |||||
I четверть (15 ч.) | ||||||||
1 | 1.Природные условия (10 часов) Приглашение к путешествию. Особенности планеты Земля. | Знакомство с новым учебником. | Иметь представление о при-родных условиях Земли | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; – интерес к познанию окружающего мира; – ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи; – предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев. Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению,понимания необходимости учения,выраженных учебно-познавательных мотивов; – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи. Регулятивные УУД Обучающийся научится: – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками. Обучающийся получит возможность научиться: – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях. Познавательные УУД Обучающийся научится: – осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем; – осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире; – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме. Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов; – записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ. | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 3 -5 | сентябрь | |
2 | Промежуточные географические направления. Карты. | Промежуточные географические направления. Виды карт. | Иметь представление географических направлениях | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 6 - 7 | сентябрь | ||
3 | Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки | Понятие «погода», факторы, влияющие на погоду. | Уметь называть характерные признаки сезонов года родного края | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 8 - 11 | сентябрь | ||
4 | Народные приметы погоды | Познакомить с разнообразием народных примет. | Знать распространенные народные приметы о погоде | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 11 - 13 | сентябрь | ||
5 | Представление о климате | Понятие «климат», дифференцировать понятия «погода и климат». | Знать основные климатические пояса | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 13 - 17 | сентябрь | ||
6 | Практическая работа «Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов, фиксация показателей погоды» | Ориентирование по физической карте. | Знать материки. Уметь видеть и показывать материки на географической карте | Практическая работа с картой. | Рабочая тетрадь Стр. 6 -7 | сентябрь | ||
7 | Почва. Состав почвы (практическая работа) | Почва. Охрана природных богатств | Знать имя выдающегося ученого-почвоведа Уметь выполнять последовательно опыты, записывать наблюдения | Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - строить сообщение в соответствии с учебной задачей; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию; – умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре). Обучающийся получит возможность научиться: – строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Практическая работа. | Стр. 18 - 20 | сентябрь | |
8 | Образование почв | Виды почв, их состав. | Знать состав почв и их образование | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 20 - 24 | сентябрь | ||
9 | Природная зона Тестовая работа по теме: «Природные условия Земли» | Понятие «природные зоны», причины их образования. | Иметь представление | Коллективное чтение, беседа. Проверочная работа. | Стр. 25 - 28 | октябрь | ||
1 | 2.Человек в далёком прошлом (7 часов) Природные условия, в которых появился человек | Версии происхождения человека. | Иметь представление Знать, что общего и чем от-личаются люди и животные | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: – осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; – ориентация в поведении на принятые моральные нормы. Обучающийся получит возможность для формирования: – учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; – способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – реализации основ гражданской идентичности в поступках. Регулятивные УУД Обучающийся научится: – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Обучающийся получит возможность научиться: – на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов. Познавательные УУД Обучающийся научится: – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. Обучающийся получит возможность научиться: – создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; – строить сообщения в устной и письменной форме; – находить разнообразные способы решения учебной задачи. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: – умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); – контролировать действия партнера. Обучающийся получит возможность научиться: – стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; – использовать речь для регуляции своего действия. | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 29 – 31 Стр. 31 - 45 | октябрь октябрь октябрь октябрь | |
2 | Особенности жизни древних людей. Климат и природные зоны. | Познакомить с жизнью древних людей. | ||||||
3–4 | Наследие Древнего мира | Понятие «государство», первые рабовладельческие государства. | Иметь представление Знать о наследии Древнего мира – письменности, технике, искусстве | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 46 – 53 Стр. 54-63 | |||
5 | Расширение знаний о мире. | Понятие «материк», «континент» | Знать материки и части света. Уметь ориентироваться | Практическая работа с картой. Проверочная работа. | Стр. 64-74 | октябрь | ||
6-7 | Первые шаги в изучении природы. Духовная жизнь древнего человека. Тестовая работа по теме: «Человек в далёком прошлом» | Беседа. | Стр. 74-77 Стр. 78-86 | октябрь октябрь | ||||
II четверть (15 ч.) | ||||||||
1 | 3. Земли восточных славян (18 часов) Первые люди на нашей планете | История Древнего мира. | Знать об истории человека, гипотезы о происхождении восточных славян | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: - ориентация на принятие образца «хорошего ученика»; – интерес к познанию окружающего мира; – понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц; – ориентация в поведении на принятые моральные нормы; – понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. Обучающийся получит возможность для формирования: – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – реализации основ гражданской идентичности в поступках; – следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – установки на здоровый образ жизни; – эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им. Регулятивные УУД Обучающийся научится: – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; – вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Обучающийся получит возможность научиться: – самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно- образным и словесно-логическим материалом; – на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов. | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 89 - 90 | ноябрь | |
2 | Восточно-Европейская равнина | Гипотезы происхождения восточных славян. Природные условия Восточно – Европейской равнины. | Уметь ориентироваться | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 91 - 92 | ноябрь | ||
3 | Степи. Растительность | Местонахождение зоны степей, особенности, растительность. | Иметь представление | Коллективное чтение, беседа. Коллективное чтение, беседа. Коллективное чтение, беседа. Проверочная работа. | Стр. 92 – 95 Стр. 96 – 102 Стр. 102 – 107 Рабочая тетрадь Стр. 27 №49, 50 | ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь | ||
4 | Животный мир | Особенности животного мира степей. | ||||||
5 | Люди в степи | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | ||||||
6 | Обобщающий урок по теме «Степи» Проверочная работа. | |||||||
7 | Лесная зона. Основы безопасности жизнедеятельности. Правила поведения и безопасности в лесу | Местонахождение зоны лесов, особенности, растительный и животный мир. | Знать об особенностях лесной зоны | Познавательные УУД Обучающийся научится: – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи; – умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: – создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; – строить сообщения в устной и письменной форме; – находить разнообразные способы решения учебной задачи; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям); – строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении). | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 109 - 114 | ноябрь | |
8 | Смешанные леса | Понятие «ярусность», природа зоны лесов. | Уметь ориентироваться | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 114 - 117 | декабрь | ||
9 | Животный мир леса. ОБЖ: поведение людей при экологической катастрофе | Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения. Взаимосвязь растений и животных | Знать животных лесной зоны | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 118 - 124 | декабрь | ||
10 | Сезонные изменения в лесу. Осень | Осенние изменения в природе. | Знать о взаимосвязях смены времен года и изменениях в природе | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 124 - 126 | декабрь | ||
11 | Ядовитые растения леса. ОБЖ. Знание ядовитых растений | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям | Знать ядовитые растения, опасные для человека | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 127 - 130 | декабрь | ||
12 | Сезонные изменения в лесу. Зима. ОБЖ. Действие человека при обморожении | Зимние изменения в природе. | Знать о взаимосвязях смены времен года и изменениях в природе | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 130– 134 Стр. 135 - 138 | декабрь декабрь | ||
13 | Весна. Лето | Жизнь леса и его обитателей весной и летом. | ||||||
14 | Обобщающий урок по теме «Лес» Проверочная работа. | Уметь обобщать, находить дополнительную информацию | Коммуникативные УУД Обучающийся научится: – умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре); – контролировать действия партнера; – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Обучающийся получит возможность научиться: – стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; – понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению; – оказывать в сотрудничестве необходимую помощь; – использовать речь для планирования своей деятельности. | Проверочная работа. | Рабочая тетрадь Стр.31 № 56 - 58 | декабрь | ||
III четверть (19 ч.) | ||||||||
15 | Как жили наши далекие предки | Формирование представления о жизни восточных славян. | Уметь использовать знания для объяснения образа жизни предков | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 139- 144 | январь | ||
16 | Путь «из варяг | Развитие торговых путей, возникновение городов и их названий. | Уметь ориентироваться | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 145 – 147 Стр. 148 - 150 | январь | ||
17 | Обожествление природы | Верования древних славян. | Знать причины обожествления природы предками | Коллективное чтение, беседа. | январь | |||
18 | Составление схемы «Значение леса» Тестовая работа по теме: «Земли восточных славян» | Знать и понимать причины исчезновения лесов, как охранять лес | Проверочная работа. | Вопросы на стр. 150 | январь | |||
1 | 4. Образование древнерусского государства (9 часов) Первые русские князья и русские витязи | Киевская Русь, первые русские князья и витязи. | Знать имена первых русских князей | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: – интерес к познанию окружающего мира; – осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; Обучающийся получит возможность для формирования: - внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению,понимания необходимости учения,выраженных учебно-познавательных мотивов. – установки на здоровый образ жизни. Регулятивные УУД Обучающийся научится: – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Обучающийся получит возможность научиться: – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях. Познавательные УУД Обучающийся научится: – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: - осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - строить сообщение в соответствии с учебной задачей; – адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач. Обучающийся получит возможность научиться: – строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения. | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 3 - 8 | январь | |
2 | Принятие Русью христианства | Знать имена выдающихся русских государственных деятелей: князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван Грозный, князь Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин; исторические события в России. Уметь рассказывать о первых русских князьях | Коллективное чтение, беседа. Коллективное чтение, беседа. Коллективное чтение, беседа. | Стр. 8– 14 Стр. 14 – 16 Стр. 17 – 18 Стр. 19 – 24 Стр.24-25 | февраль февраль февраль февраль февраль | |||
3–5 | Древнерусская культура: 1. Строительство. 2. Устное народное творчество. 3. Сборники вечной мудрости | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, традиций людей в разные исторические времена. Древняя Русь | ||||||
6 | Ослабление Киевской Руси | |||||||
7 | Ордынское нашествие | Знать о мужестве русских людей в борьбе с монголо-татарами | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 26 - 29 | февраль | |||
8–9 | Ледовое побоище. Проверочная работа по теме: «Образование Древнерусского государства» | Знать об эпизодах защиты Родины от иноземных захватчиков, о полковод-ческом таланте князя Александра Невского | Коллективное чтение, беседа. Проверочная работа. | Стр. 29– 33 Вопросы на стр. 33 | февраль февраль | |||
1 | 5. Объединение русских земель вокруг Москвы (12 часов) Залесская земля | Жизнь славян под игом Орды. | Знать: – названия основных сообществ (лес, луг); – наиболее типичных представителей растений и животных природных, сообществ России; – правила поведения и безопасности в лесу и на водоеме. Уметь ориентироваться | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: – интерес к познанию окружающего мира; – принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения; – понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. Обучающийся получит возможность для формирования: – учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; – способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – реализации основ гражданской идентичности в поступках. Регулятивные УУД Обучающийся научится: – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности; – вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью. Обучающийся получит возможность научиться: – на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов. Познавательные УУД Обучающийся научится: – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Обучающийся получит возможность научиться: – создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; – строить сообщения в устной и письменной форме; – находить разнообразные способы решения учебной задачи. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - строить сообщение в соответствии с учебной задачей; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию. Обучающийся получит возможность научиться: – стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – использовать речь для регуляции своего действия. | Коллективное чтение, беседа. Коллективное чтение, беседа. Коллективное чтение, беседа. | Стр. 34 – 36 Стр. 36 - 37 Стр. 38 - 45 | март март март | |
2 | Что такое природное сообщество | Разнообразие природных сообществ. | ||||||
3 | Законы лесной жизни | Представление о видах леса и ярусности в них. | ||||||
4 | Луг | Дикорастущие и культурные растения родного края | Уметь сравнивать и делать выводы. Иметь представление о луге как о природном сообществе | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 45 - 49 | март | ||
5 | Озеро. Основы безопасности жизнедеятельности. Правила поведения на воде | Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана | Знать об озерах нашей Родины, о естественных | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 49 - 56 | март | ||
6 | Поле | Растительный и животный мир полей. | Знать о природном сообществе «Поле», о животном | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 56 - 59 | март | ||
IV четверть (16 ч.) | ||||||||
7 | Возвышение Москвы | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, традиций людей в разные исторические времена Российского государства | Знать исторические события, связанные с объединением земель вокруг Москвы. Уметь пересказывать изучаемый материал | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 60 - 63 | апрель | ||
8 | Куликовская битва | Куликовская битва, князь Дмитрий Донской. | Знать основные моменты Куликовской битвы, особенности действий русского войска, о князе Дмитрии Донском | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 63 - 66 | апрель | ||
9 | Стояние на угре | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 66 - 68 | апрель | ||||
10 | Создание Московского государства | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 68 - 71 | апрель | ||||
11 | Развитие русской культуры | История восстановления русской культуры. | Знать:– особенности ориентирования по физической карте и карте природных зон; – о занятиях, образе жизни предков; – исторические события Уметь ориентироваться по исторической карте | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 72 - 79 | апрель | ||
12 | Проверочная работа. | Проверочная работа. | Стр. 72 - 79 | апрель | ||||
Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: – интерес к познанию окружающего мира; – осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; – принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения. Обучающийся получит возможность для формирования: – выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; – следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям; – установки на здоровый образ жизни; – ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Регулятивные УУД Обучающийся научится: – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – отбирать адекватные средства достижения цели деятельности. Обучающийся получит возможность научиться: – самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях. | ||||||||
1 | 6. Какая она, Азия (8 часов) Русские первопроходцы | Покоритель Сибири – Ермак. | Знать о разнообразии природы Севера: тундра, Арктика. Уссурийский край. Коренное население Сибири. Уметь ориентироваться – пересказывать изученный материал | Коллективное чтение, беседа. Коллективное чтение, беседа. Коллективное чтение, беседа. Коллективное чтение, беседа. Коллективное чтение, беседа. Коллективное чтение, беседа. Проверочная работа. | Стр. 80 – 83 Стр. 83 – 85 Стр. 86 – 87 Стр. 88 – 92 Стр. 93 – 97 Стр. 98 – 103 Стр. 98 - 103 | апрель апрель апрель май май май май | ||
2 | Географическое положение Азии | |||||||
4 | Сибирь. Природные условия Сибири. | Местонахождение Сибири, особенности, растительный и животный мир. | ||||||
5 | Тайга | Определение тайги, разнообразие обитателей. | ||||||
6 | Природное сообщество болото. ОБЖ. Правило поведения при обморожении | Роль болот в жизни человека, экологические проблемы болот. | ||||||
7 | Хождение за три моря | |||||||
8 | Проверочный тест по теме: «Какая она, Азия» | |||||||
1 | 6. Россия в XVII веке (6 часов) Смутное время | Знать о разнообразии природы Севера: тундра, Арктика. Уссурийский край. Коренное население Сибири. Уметь ориентироваться – пересказывать изученный материал | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 104 - 106 | май | |||
2 | Спасители земли русской | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 106 - 108 | май | ||||
3 | Расширение пределов страны | Значение открытия Семёна Дежнёва. | Познавательные УУД Обучающийся научится: – строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; – проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 109 - 111 | май | ||
4 | Природа тундры Люди в тундре | Особенности природы тундры. Деятельность человека в тундре. | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 112 - 122 | май | |||
5 | Арктическая пустыня Народы Сибири | Особенности природы арктической пустыни. Жизнь народов Сибири. | Обучающийся получит возможность научиться: – создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя; – строить сообщения в устной и письменной форме; – находить разнообразные способы решения учебной задачи. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: - строить сообщение в соответствии с учебной задачей; – ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию. Обучающийся получит возможность научиться: – стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – использовать речь для регуляции своего действия. | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 122 – 131 | май | ||
6 | Заключительный урок Проверочный тест по теме: «Россия в XVII веке» | Знать: – основные понятия курса; – о занятиях образе жизни предков; – исторические события Уметь: – ориентироваться по физической карте и карте природных зон; – ориентироваться по исторической карте | Проверочная работа. | Стр. 131-136 | май | |||
Экскурсия | Знать особенности природы родного края и исторические события, связанные с историей родного края | Беседа. | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (система Л. В. Занкова)
В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс система Занкова
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост.Н.В.Нечаева, С....
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (Система Л.В. Занкова)
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Н.Я. Дмитриевой (система развивающего об...
Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс. Система Л. В. Занкова.
Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс. Система Л. В. Занкова....
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс(система Л.В.Занкова)
Рабочая программа 2 вида по учебному курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образов...
рабочая программа по окружающему миру 3 класс, система Л.В.Занкова
рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...
рабочая программа по окружающему миру 4 класс Система Л.В. Занкова
Рабочая программа предназначена для работы по ФГОС в 4 классе основной общеобразовательной школы....