Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса (система Л.В.Занкова)
рабочая программа (окружающий мир, 3 класс) на тему

Широких Ирина Геннадиевна

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой 2011 года с учётом требований ФГОС (система Л.В.Занкова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_okruzh._mir_3.doc220.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

учителей начальных классов

__________/ Широких И. Г./

Протокол № 1

«30»августа 2013 г.

«Согласовано» 

Заместитель директора по УВР

________/Асташкина С.Г./

«02» сентября 2013 г.

«Утверждаю»

Директор МАОУ

 «Медико-биологический лицей» г.Саратова

_____________/Сыромолотова Т.Я./

Приказ № 166

 «02» сентября 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Широких Ирины Геннадиевны

высшей квалификационной категории

 по курсу  «Окружающий мир»

3 класс

2013 – 2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» разработана на основе программы Н.Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир», -  Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011,  в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта для начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения (Л.В. Занкова).

           Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.

МЕСТО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

            На предмет «Окружающий мир» в 3 классе базисным учебным планом начального общего образования отводится 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

«Окружающий мир» - это мировоззренческий курс, который формирует основы мировоззрения ребёнка, способствует осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, воспитанию экологической культуры, безопасного поведения, этических норм поведения, предоставляет возможность каждому ребёнку найти сферу своих интересов.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.

Основные задачи учебного предмета:

  1. На основе предметных знаний и умений подвести учащихся к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и изменчивости окружающего мира, его противоречивости;
  2. Развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность;
  3. Формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь, делать обобщения и выводы; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы.
  4. Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; на ознакомительном уровне представит науки, помогающие познавать окружающий мир.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.

Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА В 3 КЛАССЕ

             В 3 классе на первый план выходит знание о человеке и человеческом обществе. Содержание курса 2 класса, в том числе сведения о солнечной тепловой энергии, о наличии воды на разных территориях Земли и т.д., подводит учеников 3 класса к пониманию причин формирования разных природных зон. Сначала они получают представление о природных зонах Земли, о появлении человека и его расселении на Земле. Затем вместе с нашими предками путешествуют по территории Древнерусского государства, открывают новые земли, знакомятся с природными зонами России и ее историей при постоянном сравнении с историей развития других стран мира.

             В историческом плане в 3 классе прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природных сил и усиливалось его обратное влияние на природу. Особое место в этих классах отводится истории России. Нашей задачей является ознакомление младших школьников с основными событиями истории родной страны в связи с общим развитием человечества – познанием им природы, открытием мира, трудным и долгим путем становления современного человечества, так как многие современные социальные явления не могут быть поняты без сравнения с жизнью людей в других странах, в другие эпохи.

Столь же значимой является связь истории России с историей малой родины. Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания.

             Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми.

             В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий,

проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией. Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания»

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 3 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 3 класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Товпинец И.П. Уроки здоровья. Книга для чтения в 3-4 классах. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».

Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».

Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».

Чутко Н.Я. Я - гражданин России: Учебное пособие для 3, 4 классов. - Самара: Корпорация «Федоров»:  Издательство «Учебная литература».

Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.

2. Специфическое сопровождение (оборудование)

Наглядные пособия:

■натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего;

■изобразительные:

-  муляжи плодов, животных и отдельных органов человека;

-  таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;

- физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;

- атлас для начальных классов;

-  настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;

- рисунки, слайды, диафильмы;

■самодельные наглядные пособия;

■компьютер;

■интерактивная доска;

■мультимедийный проектор.

Учебно-тематический план 

№ п/п

Наименование

раздела программы

Тема урока 

Элементы

содержания урока

Планируемые результаты обучения

Измерители,

виды и формы контроля

Домаш- нее задание

Сроки проведения

Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

план

факт

I четверть  (15 ч.)

1

1.Природные условия (10 часов)

Приглашение к путешествию. Особенности планеты Земля.

Знакомство с новым учебником.

Иметь представление о при-родных условиях Земли

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию окружающего мира;

– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;

– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению,понимания необходимости учения,выраженных учебно-познавательных

мотивов;

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Обучающийся получит возможность научиться:

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;

– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;

– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 3 -5

сентябрь

2

Промежуточные географические направления. Карты.

Промежуточные географические направления. Виды карт.

Иметь представление
о промежуточных

географических

направлениях

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 6 - 7

сентябрь

3

Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки

Понятие «погода», факторы, влияющие на погоду.

Уметь называть характерные признаки сезонов года родного края

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 8 - 11

сентябрь

4

Народные приметы погоды

Познакомить с разнообразием народных примет.

Знать распространенные народные приметы о погоде

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 11 - 13

сентябрь

5

Представление о климате

Понятие «климат», дифференцировать понятия «погода и климат».

Знать основные климатические пояса

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 13 - 17

сентябрь

6

Практическая работа «Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов, фиксация показателей погоды»

Ориентирование по физической карте.

Знать материки.

Уметь видеть и показывать материки на географической карте

Практическая работа с

картой.

Рабочая тетрадь

Стр. 6 -7

сентябрь

7

Почва. Состав почвы (практическая работа)

Почва. Охрана природных богатств

Знать имя выдающегося ученого-почвоведа
В. В. Докучаева.

Уметь выполнять последовательно опыты, записывать наблюдения

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию;

– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре).

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

– допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

Практическая работа.

Стр. 18 - 20

сентябрь

8

Образование почв
на Земле. Плодородие почв. Охрана почв

Виды почв, их состав.

Знать состав почв и их образование

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 20 - 24

сентябрь

9

Природная зона
как взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой.

Тестовая работа по теме: «Природные условия Земли»

Понятие «природные зоны», причины их образования.

Иметь представление
о природных зонах Земли

Коллективное чтение,

беседа.

Проверочная работа.

Стр. 25 - 28

октябрь

1

2.Человек в далёком прошлом (7 часов)

Природные условия, в которых появился человек

Версии происхождения человека.

Иметь представление
об истории человека в древ-ние времена.

Знать, что общего и чем от-личаются люди и животные

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– реализации основ гражданской идентичности в поступках.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научиться:

– на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Обучающийся получит возможность научиться:

– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– находить разнообразные способы решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

– контролировать действия партнера.

Обучающийся получит возможность научиться:

– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

– использовать речь для регуляции своего действия.

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 29 – 31

Стр. 31 - 45

октябрь

октябрь

октябрь

октябрь

2

Особенности жизни древних людей. Климат и природные зоны.

Познакомить с жизнью древних людей.

3–4

Наследие Древнего мира

Понятие «государство», первые рабовладельческие государства.

Иметь представление 
о древних государствах.

Знать о наследии Древнего мира – письменности, технике, искусстве

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 46 – 53

Стр. 54-63

5

Расширение знаний о мире.

Понятие «материк», «континент»

Знать материки и части света.

Уметь ориентироваться
на карте

Практическая работа с картой.

Проверочная работа.

 Стр. 64-74

октябрь

6-7

Первые шаги в изучении природы.

Духовная жизнь древнего человека.

Тестовая работа по теме: «Человек в далёком прошлом»

Беседа.

Стр. 74-77

Стр. 78-86

октябрь

октябрь

II четверть (15 ч.)  

1

3. Земли восточных славян (18 часов)

Первые люди на нашей планете

История Древнего мира.

Знать об истории человека,

гипотезы о происхождении восточных славян

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

- ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;

– интерес к познанию окружающего мира;

– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;

– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;

– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– реализации основ гражданской идентичности в поступках;

– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– установки на здоровый образ жизни;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научиться:

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-

образным и словесно-логическим материалом;

– на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 89 - 90

ноябрь

2

Восточно-Европейская равнина

Гипотезы происхождения восточных славян. Природные условия Восточно – Европейской равнины.

Уметь ориентироваться
на карте природных зон России

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 91 - 92

ноябрь

3

Степи. Растительность

Местонахождение зоны степей, особенности, растительность.

Иметь представление
о единстве почв, растительности и животном мире степи

Коллективное чтение,

беседа.

Коллективное чтение,

беседа.

Коллективное чтение,

беседа.

Проверочная работа.

Стр. 92 – 95

Стр. 96 – 102

Стр. 102 – 107

Рабочая тетрадь

Стр. 27 №49, 50

ноябрь

ноябрь

ноябрь

ноябрь

4

Животный мир

Особенности животного мира степей.

5

Люди в степи

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

6

Обобщающий урок по теме «Степи»

Проверочная работа.

7

Лесная зона. Основы безопасности жизнедеятельности. Правила поведения и безопасности в лесу

Местонахождение зоны лесов, особенности, растительный и животный мир.

Знать об особенностях лесной зоны

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;

– умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

– осуществлять синтез как составление целого из частей;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– находить разнообразные способы решения учебной задачи;

– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);

– строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 109 - 114

ноябрь

8

Смешанные леса

Понятие «ярусность», природа зоны лесов.

Уметь ориентироваться
на карте природных зон

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 114 - 117

декабрь

9

Животный мир леса. ОБЖ: поведение людей при экологической катастрофе

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения. Взаимосвязь растений и животных

Знать животных лесной зоны

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 118 - 124

декабрь

10

Сезонные изменения в лесу. Осень

Осенние изменения в природе.

Знать о взаимосвязях смены времен года и изменениях в природе

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 124 - 126

декабрь

11

Ядовитые растения леса. ОБЖ. Знание ядовитых растений
и грибов

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Знать ядовитые растения, опасные для человека

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 127 - 130

декабрь

12

Сезонные изменения в лесу. Зима. ОБЖ. Действие человека при обморожении

Зимние изменения в природе.

Знать о взаимосвязях смены времен года и изменениях в природе

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 130– 134

Стр. 135 - 138

декабрь

декабрь

13

Весна. Лето

Жизнь леса и его обитателей весной и летом.

14

Обобщающий урок по теме «Лес»

Проверочная работа.

Уметь обобщать, находить дополнительную информацию

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);

– контролировать действия партнера;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

– использовать речь для регуляции своего действия;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

– понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;

– оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;

– использовать речь для планирования своей деятельности.

Проверочная работа.

Рабочая тетрадь

Стр.31 № 56 - 58

декабрь

III четверть (19 ч.)

15

Как жили наши далекие предки

Формирование представления о жизни восточных славян.

Уметь использовать знания для объяснения образа жизни предков

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 139- 144

январь

16

Путь «из варяг
в греки»

Развитие торговых путей, возникновение городов и их названий.

Уметь ориентироваться
по исторической карте

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 145 – 147

Стр. 148 - 150

январь

17

Обожествление природы

Верования древних славян.

Знать причины обожествления природы предками

Коллективное чтение,

беседа.

январь

18

Составление схемы «Значение леса»

Тестовая работа по теме: «Земли восточных славян»

Знать и понимать причины исчезновения лесов, как охранять лес

Проверочная работа.

Вопросы на стр. 150

январь

1

4. Образование древнерусского государства

 (9 часов)

Первые русские князья и русские витязи

Киевская Русь, первые русские князья и витязи.

Знать имена первых русских князей

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– интерес к познанию окружающего мира;

– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению,понимания необходимости учения,выраженных учебно-познавательных мотивов.

– установки на здоровый образ жизни.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научиться:

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 3 - 8

январь

2

Принятие Русью христианства

Знать имена выдающихся русских  государственных деятелей: князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван Грозный, князь Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин; исторические события в России.

Уметь рассказывать о первых русских князьях

Коллективное чтение, беседа.

Коллективное чтение, беседа.

Коллективное чтение, беседа.

Стр. 8– 14

Стр. 14 – 16

Стр. 17 – 18

Стр. 19 – 24

Стр.24-25

февраль

февраль

февраль

февраль

февраль

3–5

Древнерусская культура:

1. Строительство.

2. Устное народное творчество.

3. Сборники вечной мудрости

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, традиций людей в разные исторические времена. Древняя Русь

6

Ослабление Киевской Руси

7

Ордынское нашествие

Знать о мужестве русских людей в борьбе с монголо-татарами

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 26 - 29

февраль

8–9

Ледовое побоище. Проверочная работа по теме: «Образование Древнерусского государства»

Знать об эпизодах защиты Родины от иноземных захватчиков, о полковод-ческом таланте князя Александра Невского

Коллективное чтение,

беседа.

Проверочная работа.

Стр. 29– 33

Вопросы на стр. 33

февраль

февраль

1

5. Объединение русских земель вокруг Москвы

 (12 часов)

Залесская земля

Жизнь славян под игом Орды.

Знать:

– названия основных сообществ (лес, луг);

– наиболее типичных представителей растений и животных природных, сообществ России;

– правила поведения и безопасности в лесу и на водоеме.

Уметь ориентироваться
на карте природных
 зон

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– интерес к познанию окружающего мира;

– принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;

– понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

– реализации основ гражданской идентичности в поступках.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;

– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся получит возможность научиться:

– на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– находить разнообразные способы решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию.

Обучающийся получит возможность научиться:

– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– использовать речь для регуляции своего действия.

Коллективное чтение,

беседа.

Коллективное чтение,

беседа.

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 34 – 36

Стр. 36 - 37

Стр. 38 - 45

март

март

март

2

Что такое природное сообщество

Разнообразие природных сообществ.

3

Законы лесной жизни

Представление о видах леса и ярусности в них.

4

Луг

Дикорастущие и культурные растения родного края

Уметь сравнивать и делать выводы.

Иметь представление

о луге как о природном сообществе

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 45 - 49

март

5

Озеро. Основы безопасности жизнедеятельности. Правила поведения на воде

Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана

Знать об озерах нашей Родины, о естественных
и искусственных водоемах

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 49 - 56

март

6

Поле

Растительный и животный мир полей.

Знать о природном сообществе «Поле», о животном
и растительном мире полей

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 56 - 59

март

IV четверть (16 ч.)

7

Возвышение Москвы

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, традиций людей в разные исторические времена Российского государства

Знать исторические события, связанные с объединением земель вокруг Москвы.

Уметь пересказывать изучаемый материал

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 60 - 63

апрель

8

Куликовская битва

Куликовская битва, князь Дмитрий Донской.

Знать основные моменты

Куликовской битвы, особенности действий русского войска, о князе Дмитрии Донском

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 63 - 66

апрель

9

Стояние на угре

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 66 - 68

апрель

10

Создание Московского государства

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 68 - 71

апрель

11

Развитие русской культуры

История восстановления русской культуры.

Знать:– особенности ориентирования по физической карте и карте природных зон;

 о занятиях, образе жизни предков;

– исторические события
в России.

Уметь ориентироваться по исторической карте

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 72 - 79

апрель

12

Проверочная работа.

Проверочная работа.

Стр. 72 - 79

апрель

Личностные УУД

У обучающегося будут сформированы:

– интерес к познанию окружающего мира;

– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

– принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

– установки на здоровый образ жизни;

– ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

– следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;

– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;

– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

– самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях.

1

6. Какая она, Азия

(8 часов)

Русские первопроходцы

Покоритель Сибири – Ермак.

Знать о разнообразии природы Севера: тундра, Арктика. Уссурийский край. Коренное население Сибири.

Уметь ориентироваться
на физической карте;

– пересказывать изученный материал

Коллективное чтение,

беседа.

Коллективное чтение,

беседа.

Коллективное чтение,

беседа.

Коллективное чтение,

беседа.

Коллективное чтение,

беседа.

Коллективное чтение,

беседа.

Проверочная работа.

Стр. 80 – 83

Стр. 83 – 85

Стр. 86 – 87

Стр. 88 – 92

Стр. 93 – 97

Стр. 98 – 103

Стр. 98 - 103

апрель

апрель

апрель

май

май

май

май

2

Географическое положение Азии

4

Сибирь. Природные условия Сибири.

Местонахождение Сибири, особенности, растительный и животный мир.

5

Тайга

Определение тайги, разнообразие обитателей.

6

Природное сообщество болото. ОБЖ. Правило поведения при обморожении

Роль болот в жизни человека, экологические проблемы болот.

7

Хождение за три моря

8

Проверочный тест по теме: «Какая она, Азия»

1

6. Россия в XVII веке

(6 часов)

Смутное время

Знать о разнообразии природы Севера: тундра, Арктика. Уссурийский край. Коренное население Сибири.

Уметь ориентироваться
на физической карте;

– пересказывать изученный материал

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 104 - 106

май

2

Спасители земли русской

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 106 - 108

май

3

Расширение пределов страны

Значение открытия Семёна Дежнёва.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 109 - 111

май

4

Природа тундры

Люди в тундре

Особенности природы тундры.

Деятельность человека в тундре.

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 112 - 122

май

5

Арктическая пустыня

Народы Сибири

Особенности природы арктической  пустыни.

Жизнь народов Сибири.

Обучающийся получит возможность научиться:

– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;

– строить сообщения в устной и письменной форме;

– находить разнообразные способы решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– учитывать другое мнение и позицию.

Обучающийся получит возможность научиться:

– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– использовать речь для регуляции своего действия.

Коллективное чтение,

беседа.

Стр. 122 – 131

май

6

Заключительный урок

Проверочный тест по теме: «Россия в XVII веке»

Знать:

 основные понятия курса;

– о занятиях образе жизни предков;

– исторические события
в России.

Уметь:

 ориентироваться по физической карте и карте природных зон;

– ориентироваться по исторической карте

Проверочная работа.

Стр. 131-136

май

Экскурсия

Знать особенности природы родного края и исторические события, связанные с историей родного края

Беседа.

май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (система Л. В. Занкова)

В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс система Занкова

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост.Н.В.Нечаева, С....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (Система Л.В. Занкова)

Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по окружающему миру  для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Н.Я. Дмитриевой (система развивающего об...

Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс. Система Л. В. Занкова.

Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс. Система Л. В. Занкова....

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс(система Л.В.Занкова)

Рабочая программа  2 вида по учебному курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом начального общего образов...

рабочая программа по окружающему миру 3 класс, система Л.В.Занкова

рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...

рабочая программа по окружающему миру 4 класс Система Л.В. Занкова

Рабочая программа предназначена для работы по ФГОС в 4 классе основной общеобразовательной школы....