Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass_68_chasov_2_chasa_v.doc | 73.95 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
3 класс 70 часов (2 часа в неделю)
УМК «Перспективная начальная школа»
(авторы: Трафимова Г.В., Трафимов Г.А., Федотова О.Н.; «Академкнига» - 2011)
2013– 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру О.Н.Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой (УМК «Перспективная начальная школа
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. В программе представлены три содержательных блока: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни»
Предмет «Окружающий мир» имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных коммуникативных, регулятивных).
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта (опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации);
- последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;
- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
- охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
В 3-м классе расширяются знания школьников об источниках информации. Учащиеся могут быть ознакомлены с устройством простейших измерительных приборов (лупа, микроскоп как система увеличительных стекол, песочные часы, часы, термометр, осадкомер, флюгер) и моделей (географическая карта, глобус).
Одной из задач обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучении свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.
Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.
Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Программу обеспечивают:
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник в 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир: тетради для самостоятельной работы №1 и №2. 3 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
4Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.
Материально- техническое обеспечение учебного предмета
Учебно-методические комплекты по окружающему миру УМК «Перспективная начальная школа» для 1-4 классов (программа, учебники, рабочие тетради на печатной основе)
Примерная программа начального общего образования по окружающему миру.
Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по предмету (в том числе и в цифровой форме)
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
Магнитная доска.
Видеомагнитофон.
Телевизор.
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор. Сканер, принтер, цифровая фотокамера, цифровая видеокамера. Видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие темы курса окружающий мир.
Видеофильмы соответствующего содержания
Слайды соответствующего содержания
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения
К концу третьего года обучения по курсу «Окружающий мир» учащиеся должны в разделе «Человек и природа» знать/понимать:
- устройство и назначение термометра, фильтров, флюгера, компаса;
- различать понятия «тела» и «вещества», неживые и живые тела на уровне первичных представлений;
- различать три состояния веществ в природе;
- основные свойства воды и воздуха;
- источники загрязнения и простейшие способы очистки воды;
- некоторые свойства твердых веществ на примере твердых полезных ископаемых (мрамор, песок, глина);
- полезные ископаемые родного края;
- значение почв в жизни человека, называть мероприятия по охране почв;
- положение России и своего края на карте;
- особенности своего природного края: поверхность, водоемы, природные сообщества, использование и охранные меры родного края;
уметь
- соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
- пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупа, термометр, компас, флюгер);
- ориентироваться на местности по Солнцу, местным признакам и по компасу;
- проводить простейшие опыты при изучении свойств воды, воздуха, почвы;
- измерять температуру воды и воздуха;
- письменно фиксировать результаты наблюдений за погодой, другими природными явлениями;
- узнавать в окружающем их мире изученные растения и животных;
- показывать на карте, глобусе материки, океаны, моря, горы, равнины, реки (без названий), некоторые города России (город Санкт-Петербург, города Золотого кольца, родной город).
В разделе «Человек и общество» знать/понимать
- города Золотого кольца России (названия трех-четырех городов) и их достопримечательности;
- достопримечательности Санкт-Петербурга;
уметь
описывать историю возникновения и строительства Санкт-Петербурга.
В разделе «Правила безопасного поведения» знать/понимать
- необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
- необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
уметь
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях, для сохранения своего здоровья;
- соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
- соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования ученик может использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы
- ориентироваться на местности по компасу;
- принимать посильное участие в охране и защите природы;
- использовать термометр для измерения температуры воздуха;
- оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное);
- выполнять правила поведения в природе;
- рассказывать о родном крае, родной стране, Красной книге, правилах поведения в природе;
- удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска дополнительных источников информации в словарях, справочниках, литературных источниках.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела | Содержание программы |
1. | Изображение Земли на глобусе (13 ч) | Глобус — модель Земли. Экватор. Параллели и меридианы. Географическая карта как еще один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте. Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе). План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта. Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Компас. Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие. Практические работы: работа с физической и контурной картами России, с планом местности. Крупные равнины и горы (3–5 названий), моря, реки, озера (3–5 названий). Работа с компасом (знакомство и устройство), определение сторон. Определение горизонта по компасу. Сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты. Экскурсия: знакомство с основными формами поверхности родного края. |
2. | Неживая природа (22 ч) | Первоначальные представления о веществе. Примеры твердых, жидких, газообразных веществ. Вода. Свойства воды в жидком состоянии (ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода — растворитель. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии. Три состояния воды. Вода в природе. Туман, облака, осадки. Кругооборот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Охрана водоемов, бережное отношение к воде. Воздух — смесь газообразных веществ (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха (ранее изученные и новые). Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при расширении нагревается, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений. Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Твердые вещества. Свойства твердых тел (на примере полезных ископаемых). Горные породы. Полезные ископаемые. Использование и охрана полезных ископаемых. Практикум: Наблюдения за погодой: облачность, ветер, осадки, температура воздуха. Практические работы. Изучение свойств воды в жидком и твердом состоянии. Измерение температуры воды и воздуха с помощью термометра. Изучение свойств полезных ископаемых (известняка, мрамора, песка, глины). Расширение твердых тел при нагревании. Сравнение минералов по твердости. Изучение свойств воздуха (расширение при нагревании, сжатие при охлаждении и др.). Доклады для первоклассников и второклассников о безопасном поведении во время гололеда. Изготовление модели термометра, компаса. |
3. | Тайна недр пород. Почва (10ч) | Разрушение твердых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха. Почва — единство живого и неживого, ее примерный состав, свойства, значение для жизни. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы. Почвы родного края. Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв. Экскурсия по родному краю: «Почвы родного края». Практические работы: определение примерного состава почвы. |
4. | Природные сообщества (8 ч) | Лес, луг, водоем, поле, болото. Взаимосвязи в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие животных (на примере появления из яйца и развитие бабочки- капустницы). Растения и животные природных сообществ родного края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества. Взаимосвязи в природном сообществе (на примере своей местности): растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот). Человек — защитник природы. Наблюдения за животными в ближайшем природном окружении. Экскурсии по родному краю (лес, луг, водоем). Практические работы. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка птиц, озеленение школьного двора и др.). Работа с гербариями растений природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания. Работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями. |
5. | Человек и природные сообщества (9 ч) | |
6. | Путешествие в прошлое (8 ч) | Лента времени. Города России — Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности — памятники зодчества и живописи (межпредметные связи с уроками литературного чтения). Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План-карта Санкт-Петербурга XVIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Памятник Петру I — Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж). Практикум Практические работы: работа с картой — города Золотого кольца России, расположение Санкт-Петербурга. Определение последовательности исторических событий (раньше, позже), соотнесение века с годами по ленте времени. Экскурсия в краеведческий, художественный музей. |
Программа рассчитана на 70 часов в год.
Количество часов в неделю – 2.
Количество часов в 1-й четверти- 18.
Количество часов во 2-й четверти-16.
Количество часов в 3-й четверти-18.
Количество часов в 4-й четверти-18.
Календарно – тематическое планирование
Дата | № урока | Тема (раздел) | Тип урока | Планируемые результаты обучения | Возможные виды деятельности учащихся//формы контроля | Вид контроля | |
освоение предметных знаний (базовые понятия) | универсальные учебные действия | ||||||
I четверть(18ч) | |||||||
Наш мир знакомый и загадочный. | Комби-ниро-ванный | Ознакомление с учебником, тетрадью | смыслообразование и самоопределение | коллективная | |||
Изображение Земли на глобусе и карте Глобус - модель земного шара. | Изучение нового | Модель Земли – глобус. Понятия «меридиан», «нулевой меридиан», «параллели», «экватор». Работа с глобусом: меридианы, параллели, Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария. | Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели (глобус) для наблюдений, выявления признаков и свойств объектов. | коллективная, работа в паре | |||
Материки и океаны на глобусе. | Комби-ниро-ванный | Термины «океан», «материк». Работа с глобусом: океаны, материки. | Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели (глобус) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. | коллективная, индивидуаль-ная | |||
Формы поверхности Земли. | Комби-ниро-ванный | Глобус как источник информации. Формы поверхности – равнины, горы. | Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | коллективная, работа в паре | |||
О чем рассказала географическая карта Географическая карта. | Изучение нового. | Разнообразие карт (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.). Умение работать с картой. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. | работа с картой, работа в паре | |||
Учимся читать карту. | Комби-ниро-ванный | Карта полушарий. Формирование умения находить и показывать на карте физические объекты | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. | работа с картой | |||
7-8 | План местности. | Практикум | Понятие «план местности». | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели (условные знаки, план, план-карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. | коллективная, работа в паре | ||
9999 | Холмы и овраги. | Комби-ниро-ванный | Способы изображения земной поверхности. Понятия «холмы», «овраги». | Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы выполнения задания. | чтение по цепочке | ||
10 | Стороны горизонта. | Комби-ниро-ванный | Горизонт. Линия горизонта. Определение сторон горизонта на местности с помощью солнца. | Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. | коллективная, индивидуаль-ная | ||
11 | Ориентиро-вание на местности. Компас. | Изучение нового. Практикум | Определение сторон горизонта на местности по различным признакам природы. Устройство компаса. Определение сторон горизонта с помощью компаса. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков. Проводить несложные наблюдения, используя простейшие измерительные приборы, следовать инструкциям при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. | работа в паре, практическая работа | ||
12 13 | Экскурсия. «Ориентирование на местности». Урок – соревнование по теме «Изображение Земли на карте и глобусе. Ориентирование на местности». | Урок-экскурсия Урок-игра | Закрепление знаний по основным вопросам изученных тем. Формирование практических умений. | Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. Работать с картой: находить и показывать на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион, главный город своего региона, сухопутные и морские границы России; показывать и называть страны, граничащие с Россией и др. | работа в группе | ||
14 | из чего все на свете Тела, вещества, частицы. | Изучение нового. | Тела, вещества, частицы | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | работа в паре, практическая работа | ||
15 | Твердые вещества, жидкости и газы. | Комби-ниро-ванный | Тела, вещества, частицы (молекулы) | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов. | практическая работа | ||
16 | Вода – необыкновенное вещество. | Комби-ниро-ванный | Свойства воды. Три состояния воды | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов. | практическая работа | ||
17 | Вода и ее свойства Свойства воды в жидком состоянии. | Комби-ниро-ванный | Свойства воды при нагревании и охлаждении. проведение опытов и фиксация их результатов. | Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов. Использовать дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | работа в группе, практическая работа | ||
18 | Термометр и его устройство. | Изучение нового.Практикум. | Устройство термометра. Использование термометра. | Проводить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. | работа в паре, практическая работа | ||
19 | Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда). | Комби-ниро-ванный | Свойства льда | Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. | работа в группе, практическая работа | ||
20 | Свойства воды в газообразном состоянии. | Комби-ниро-ванный | Три состояния воды. Свойства водяного пара | Использовать словарь учебника, доп. материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | коллективная, индивидуаль-ная | ||
21 | Чудесные превращения воды в природе Круговорот воды в природе. | Изучение нового. Практикум. | Три состояния воды. Круговорот воды в природе. | Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. | коллективная, работа в паре | ||
22 | Туман и облака. | Комби-ниро-ванный | Превращения воды в природе (туман, облака). Виды облаков. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. | коллективная, работа в паре | ||
23 | Осадки. | Комби-ниро-ванный | Осадки, выпадающие из облаков (дождь, снег, град). Осадки, выделяющиеся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморось) | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. | коллективная, индивидуаль-ная | ||
24 | Вода – растворитель. | Комби-ниро-ванный | Вода как растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. | Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. | работа в группе, практическая работа |
| |
25 | Растворы в природе. | Урок-практикум. | Вода как растворитель. Значение природных растворов. | Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. | практическая работа | ||
26 | Почему воду надо беречь. | Комби-ниро-ванный | Значение воды в жизни человека. Способы очистки воды. | Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение. | работа в паре | ||
27 | Воздух и его свойства Океан, которого нет на карте и глобусе. | Комби-ниро-ванный. Урок-практикум. | Атмосфера – воздушный океан Земли. | Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов. | практическая работа | ||
28 | Воздух – это смесь газов. | Комби-ниро-ванный | Воздух – смесь газов. Свойства кислорода и углекислого газа. | Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. | практическая работа |
| |
29 | Свойства воздуха. | Комби-ниро-ванный | Проведение опытов: воздух занимает пространство; воздух можно сжать; воздух можно взвесить; свойства воздуха при охлаждении и нагревании. | Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов. | работа в группе, индивидуаль-ная, практическая работа |
| |
30 |
| ||||||
31 | Температура воздуха. | Комби-ниро-ванный | Почему земная поверхность нагревается неодинаково. Измерение температуры воздуха с помощью термометра. | Проводить несложные наблюдения, используя измерительные приборы, делать выводы на основании полученных результатов. | коллективная, работа в паре | ||
32 | Ветер. | Комби-ниро-ванный | Причина движения воздуха вдоль поверхности Земли. Созидательная и разрушительная работа ветра. Приборы: флюгер и анемометр. | Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. | коллективная, индивидуаль-ная | ||
33 | Что такое погода. | Комби-ниро-ванный | Понятие о погоде. Наблюдение за погодой, фиксация их в дневнике наблюдений. | Использовать готовые модели (глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков. | работа в паре, индивидуаль-ная |
| |
34 | Проверочная работа по теме «Вода и воздух» | Урок проверки знаний | Проверка и закрепление знаний о воде, воздухе, их свойствах, их значении в природе и жизни человека. | ||||
35 | Заключительный урок по теме: «Вода и воздух». | Комби-ниро-ванный | Повторение и закрепление знаний о воде, воздухе, их свойствах, их значении в природе и жизни человека. | Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. | работа в группе | ||
III четверть (20 ч) | |||||||
36 | Тайны недр земли Горные породы. | Комби-ниро-ванный | Горные породы как природные тела. Виды горных пород, их происхождение. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Описывать на основе предложенного плана изученные объекты неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. | коллективная, индивидуаль-ная | ||
37 | Разрушение горных пород. | Комби-ниро-ванный | Образование осадочных горных пород. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. | практическая работа, индивидуаль-ная | ||
38 | Что такое минералы. | Комби-ниро-ванный | Минералы как составная часть горных пород. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | групповая | ||
39 | Полезные ископаемые. | Комби-ниро-ванный. | Понятия: «полезные ископаемые», «месторождение», «руда», «сплавы». Горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | работа в паре, индивидуаль-ная |
| |
40 | Свойства полезных ископаемых. | Урок-практикум | Выявление (с помощью опытов) свойств известняка, мрамора, песка, глины. | Описывать на основе предложенного плана изученные объекты неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. Использовать готовые модели (условные знаки, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. | практическая работа, групповая |
| |
41 | Почему надо беречь полезные ископаемые. | Комби-ниро-ванный | Необходимость охраны полезных ископаемых. | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровее и безопасность человека. | коллективная, индивидуаль-ная | ||
42 | Почва Как образуется почва. | Комби-ниро-ванный | Почва как единство живой и неживой природы. Цепи питания. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | работа в паре | ||
43 | Почва и её состав. | Урок-практикум | Состав почвы | Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Проводить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. | практическая работа |
| |
44 | Зачем и как люди заботятся о почве. Обобщение по теме: «Почва». | Комби-ниро-ванный | Мероприятия по охране почв в родном крае. | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровее и безопасность человека. | групповая | ||
45 | Проверочная работа «Горные породы и почва» | Урок проверки знаний. | |||||
46 | Природные сообщества Лес и его обитатели. | Комби-ниро-ванный | Многообразие растительного и животного мира леса, возможность их совместного обитания.Лес как природное сообщество. Цепи питания. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), определители растений, дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | работ в паре | ||
47 | Лес и его обитатели. | коллективная, индивидуаль-ная | |||||
48 | Луг и его обитатели. | Комби-ниро-ванный | Луг как природное сообщество. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), определители растений, дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | Индивидуаль-ная | ||
49 | Поле и его обитатели. | Комби-ниро-ванный | Поле как природное сообщество, искусственно созданное человеком для культурных растений. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Описывать на основе иллюстрации изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника (словари УМК), определители растений, дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | работа в паре | ||
Искусственные и естественные водоемы, их использование человеком. Пресный водоем как природное сообщество. | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. | работа в паре | |||||
50-51 | Пресные водоемы и его обитатели. | Комби-ниро-ванный | работа в паре | ||||
52 53 | Болото и его обитатели. Обобщающий урок по теме: «Природные сообщества» Проверочная работа | Комби-ниро-ванный | Болото как природное сообщество | Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы выполнения задания. | коллективная, индивидуаль-ная | ||
54 | Человек и природные сообщества Значение лесов. | Комби-ниро-ванный | Необходимость бережного отношения к лесным богатствам. | Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. | работа в паре | ||
55 | Безопасное поведение в лесу. | Комби-ниро-ванный | Способы ориентирования на местности. Правила безопасного поведения в лесу. | Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. | работа в группе, индивидуаль-ная | ||
56 | Луг и человек. | Комби-ниро-ванный | Значение луга в жизни человека, мероприятия по его охране. Правила поведения в природе | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. | коллективная, индивидуаль-ная |
| |
57 | Надо ли охранять болота. | Комби-ниро-ванный | Необходимость бережного отношения ко всем природным сообществам. | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. | коллективная, индивидуаль-ная | ||
58 | Дары рек и озёр. | Комби-ниро-ванный | Реки и озера родного края, их практические использование людьми. | Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план выполнения задания. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. | работа с картой | ||
59 | Безопасное поведение у водоемов. | Комби-ниро-ванный | Безопасное поведение у водоемов в разное время года. | Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. | коллективная, индивидуаль- ная | ||
60 | Человек-защитник природы. | Комби-ниро-ванный | Заповедные места России. Растения и животные из Красной книги России. | Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. | коллективная, индивидуаль- ная | ||
61 | Природа будет жить. Обобщающий урок по теме: «Человек и природные сообщества». | Комби-ниро-ванный | Развитие (размножение) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих. | Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. | работа в паре | ||
62 | Проверочная работа «Водоёмы» | Урок проверки знаний. | самостоятельная работа | ||||
63 | Путешествие в прошлое Лента времени. | Комби-ниро-ванный | Лента времени (месяц, год, век). Основные события, связанные с изменением облика Московского Кремля. | Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени. | работа в паре | ||
64 | Золотое кольцо России. | Комби-ниро-ванный | Наследие городов Золотого кольца России | Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план выполнения задания. Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов Золотого кольца. Различать прошлое, настоящее и будущее, ориентироваться в важнейших для страны событиях, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени. | работа в паре, групповая, индивидуаль- ная | ||
65 | Золотое кольцо России. | ||||||
66 | Золотое кольцо России. | Комби-ниро-ванный | Наследие городов Золотого кольца России | Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов Золотого кольца. Различать прошлое, настоящее и будущее, ориентироваться в важнейших для страны событиях, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени. | работа в паре, групповая, индивидуаль- ная | ||
67 | Путешествие по Санкт-Петербургу. | Комби-ниро-ванный | Значимость деяний Петра Великого. Исторические достопримечательности Санкт-Петербурга. | Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе составлении плана рассказа. Использовать готовые модели (условные знаки, план, план-карту) для выявления признаков и свойств объектов. Работать с картой: находить и показывать на карте г.Санкт-Петербург. Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности Санкт-Петербурга. Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, находить место изученных событий на ленте времени. | групповая, индивидуаль- ная | ||
68 | Путешествие по Санкт-Петербургу. | ||||||
69 | Достопримечательности родного края. | Урок-экскурсия. | Работать с картой: находить и показывать на карте свой регион, главный город своего региона. Описывать достопримечательности своего края. Соотносить изученные исторические события с датами, находить место изученных событий на ленте времени. | работа в группе | |||
70 | Заключитель-ный урок. | Комби-ниро-ванный | Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту. | коллективная, индивидуаль- ная |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...