Рабочая программа по окружающему миру УМК ПНШ 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе программы по курсу «Окружающий мир» О.Н.Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой, разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения и с учётом основной идеи УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности, отражая единство и целостность научной картины мира и образовательного процесса.
Среди принципов УМК «Перспективная начальная школа», обеспечивающих разработку содержания завершённой предметной линии по окружающему миру, приоритетными стали:
· принцип целостности картины мира, предполагающий отбор интегрированного содержания образования, которое поможет обучаемому удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями;
· принцип практической направленности, предусматривающий формирование УУД, возможность применять полученные знания в условиях решения учебных задач и практической деятельности;
· принцип охраны и укрепление психического и физического здоровья, который базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, активного участия детей в оздоровительных мероприятиях, реализуемых на уроках и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_okruzhayushchiy_mir.docx | 80.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа курса «Окружающий мир. 2 класс»
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы по курсу «Окружающий мир» О.Н.Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой, разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения и с учётом основной идеи УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей в условиях специально организованной аудиторной и внеурочной деятельности, отражая единство и целостность научной картины мира и образовательного процесса.
Среди принципов УМК «Перспективная начальная школа», обеспечивающих разработку содержания завершённой предметной линии по окружающему миру, приоритетными стали:
- принцип целостности картины мира, предполагающий отбор интегрированного содержания образования, которое поможет обучаемому удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями;
- принцип практической направленности, предусматривающий формирование УУД, возможность применять полученные знания в условиях решения учебных задач и практической деятельности;
- принцип охраны и укрепление психического и физического здоровья, который базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, активного участия детей в оздоровительных мероприятиях, реализуемых на уроках и во внеурочной деятельности.
Цели и задачи курса
Целями изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Основными задачами реализации содержания, в соответствии со Стандартом, являются:
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
- последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
- развитие умений работы с научно-популярной и справочной литературой, проведения фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование экологической культуры, навыков нравственного поведения;
- формирования уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Приоритетная задача курса 2-го класса - вызвать интерес к изучению родного края, дать первоначальное представление о Родине, познакомить с терминами «государство», «государственные символы: «герб», «гимн», «флаг», «Красная книга», «права и обязанности граждан», «законы страны».
Общая характеристика предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной форме формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, проектно - исследовательское обучение, ИКТ. Для развития устойчивого интереса к учебному процессу на уроках окружающего мира используются электронные образовательные ресурсы. Каждая новая тема начинается с вводного вопроса (или задания), цель которого – повторение и углубление учебного материала. Заканчивается тема заданиями или вопросом для системного обобщения материала. Предусмотрены задания повышенной сложности. Кроме того, курс предусматривает 4 экскурсии и 3 практических занятия.
Реализуя принцип деятельностного подхода, УМК по курсу «Окружающий мир» в развивающей личностно-ориентированной системе «Перспективная начальная школа» рассматривает процесс учения не только как усвоение системы предметных ЗУНов, составляющих инструментальную основу компетентности учащихся, но и как процесс познавательного развития и развития личности учащихся. В связи с этим предметное содержание и планируемые для усвоения детьми способы действий представлены в УМК во взаимосвязи и взаимозависимости через систему вопросов и заданий.
Проблемный характер изложения учебных текстов в учебниках достигается посредством:
- демонстрации не менее двух точек зрения при объяснении нового материала;
- выходом за пределы учебника в зону словарей, справочников и Интернет;
- системой наблюдений, опытных и экспериментальных исследований явлений окружающего мира;
- специальным местоположением вопросов-заданий, нацеливающих учеников на творческую работу исследователей-открывателей закономерностей и правил;
- иллюстративным материалом (фотографии, таблицы, карты, произведения живописи и др.).
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами НОО второго поколения и представлены тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
Система разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.
Для формирования у школьников общеучебного умения «поиск (проверка) необходимой информации в словарях и справочниках» недостаточно того, чтобы словари и справочники разного толка были включены во все учебники. В связи с этим в учебниках 1 – 4 классов системно создаются ситуации, когда применение словарей, справочников, Интернета действительно необходимо (без их использования изучение нового материала или решение конкретной проблемной ситуации невозможно).
Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребёнка, предлагает ему:
- на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги, журналы в библиотеке, сайты в Интернете, справочники и словари из учебников по другим предметам; дополнительный материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»);
- участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность посредством переписки с активом клуба или выхода в Интернет (внеурочная деятельность);
- социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя научного клуба младшего школьника и др.).
Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива. В образовательном процессе используются: наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Новая форма организации учебного занятия – заседание школьного клуба – позволяет учителю передать ученикам функции ведения урока, а впоследствии – и самого урока. Практически это обуславливает организацию на уроках специального семантического пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры – к чтению, от экспериментирования – к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала – к исследованию.
Описание места предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями стандарта второго поколения, курс окружающего мира представлен в предметной области «Обществознание и естествознание», изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. При этом во 2 классе курс рассчитан на 68 часов (34 учебных недели).
Учитывая учебный потенциал учебного предмета в решении задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, определены следующие ценностные ориентиры содержания «Окружающего мира»:
- природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
- наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
- человечество – мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество;
- труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
- патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
- социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства игражданского общества;
- гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;
- семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям;
- личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, достоинство, любовь к жизни и человечеству;
- традиционные религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.
Содержание предмета
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
1 | Источники информации об окружающем нас мире. Где и как найти ответы на вопросы | 5 |
2 | Планеты и звёзды | 5 |
3 | Неживая и живая природа Земли | 2 |
4 | Свойства воздуха и воды | 4 |
5 | Солнце, воздух, вода и … растения. | 4 |
6 | Разнообразие растений | 4 |
7 | Культурные растения. Продолжительность жизни растений | 7 |
8 | Грибы | 3 |
9 | Животные | 8 |
10 | Человек и животные | 6 |
11 | Человек разумный – часть природы | 6 |
12 | Как уберечь себя от беды? | 5 |
13 | В родном краю | 9 |
Итого | 68 |
Система контрольных и проверочных работ
№ урока | Дата проведения | Вид работы | Тема |
5 | 18.09.2013 | Стартовая диагностика по ФГОС | |
29 | 18.12.2013 | Проверочная работа | Проверочная работа за I полугодие |
62 | 07.05.2014 | Итоговая стандартизированная диагностика | Итоговая комплексная работа |
65 | 21.05.2014 | Проверочная работа | Проверочная работа за II полугодие |
Календарно-тематическое планирование образовательной программы по окружающему миру
Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа:
количество часов в I четверти – 16;
количество часов во II четверти – 16;
количество часов в III четверти – 20;
количество часов в IV четверти – 16.
График прохождения программы по окружающему миру
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания или характеристика деятельности | Требования к уровню подготовки (знать, уметь) | Применение ИКТ | Дата проведения | |
По плану | По факту | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1 четверть | |||||||
Источники информации об окружающем нас мире (5 часов) | |||||||
1 | Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьникам. | Комбинированный урок | Взаимосвязь живой и неживой природы. Воздействие человека на природу | Знать различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь выделять отличительные признаки живой природы, распределять объекты в группы по общим признакам | + | 02.09.13 | |
2 | Урок-экскурсия «Мир живой и неживой природы родного края». Мишины вопросы. | Урок-экскурсия | Разнообразие природы. Наблюдения тел живой и неживой природы | Уметь находить взаимосвязи живой и неживой природы, узнавать растения и животных своей местности | 06.09.13 | ||
3 | Уроки-экскурсии на школьный учебно-опытный участок. | Урок-экскурсия | Наблюдения явлений природы по сезонам года | Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе, работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать) | 09.09.13 | ||
4 | Где и как найти ответы на вопросы. Книги – наши друзья.
| Иллюстративный урок-практикум | Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений | Знать, что такое оглавление, как ориентироваться по оглавлению в содержании учебника, понятия «опыт», «наблюдение», различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь проводить опыты и наблюдения, работать с книгой как с источником информации, ориентироваться в словарях, словарных статьях, находить ответы на свои вопросы с помощью словаря | 13.09.13 | ||
5 | Стартовая диагностика по ФГОС. Опыт и наблюдение. | Урок развивающего контроля | Стартовая диагностика | Уметь выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде | 16.09.13 | ||
Планеты и звёзды (5 часа) | |||||||
6 | Земля. Модель Земли. Почему на Земле день сменяется ночью? | Урок «открытия» нового знания | Форма и размеры Земли. Глобус. Северный и Южный полюсы. Суточное вращение Земли | Знать название нашей планеты, форму Земли, глобус – модель Земли, ось Земли – воображаемая линия, особенности движения Земли вокруг своей оси, что смена дня и ночи – следствие вращения Земли вокруг своей оси. Уметь находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор, демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси | 20.09.13 | ||
7 | Обобщающий урок-практикум | + | 23.09.13 | ||||
8 | Звёзды и созвездия. | Урок-игра | Звезды, созвездия. Полярная звезда. Большая и Малая Медведицы | Знать, что Солнце – ближайшая к Земле звезда. Уметь характеризовать звезды и планеты. Находить на небе известные небесные тела | + | 27.09.13 | |
9-10 | Планеты. Движение Земли вокруг Солнца. | Урок «открытия» нового знания | Планеты Солнечной системы. Планеты земной группы. Годовое движение Земли. Високосный год. | Иметь представление о планетах Солнечной системы. Знать, как отличить планеты от звезд Как можно отыскать планету на звездном небе Особенности движения Земли вокруг Солнца Что смена времен года – следствие вращения Земли вокруг Солнца Уметь объяснять причину смены времен года. Демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца | + | 02.10.13, 04.10.13 | |
Неживая и живая природа Земли (2 часа) | |||||||
11 | Как связаны неживая и живая природа? | Комбинированный урок | Тела природы. Планета Земля и ее положение в Солнечной системе | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь сравнивать предметы живой и неживой природы. Планировать и проводить несложные опыты | 09.10.13 | ||
12 | Условия жизни на планете Земля. | Комбинированный урок | Природа как важнейшее условие жизни на человека. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода | Знать определение понятия атмосфера, условия, необходимые для жизни на Земле. Уметь объяснить, с помощью чего растения, грибы, животные Земли дышат, растут, размножаются, питаются | 11.10.13 | ||
Свойства воздуха и воды (4 часа) | |||||||
13 | Свойства воздуха (первое заседание клуба). | Урок-практикум. Заседание клуба | Вещества, смеси. Состав воздуха. Газообразные вещества | Знать основные, легко определяемые свойства воздуха. Значение воздуха в природе. Уметь проводить простейшие опыты, фиксировать результаты и их анализ | 16.10.13 | ||
14 | Кому и для чего нужна вода? (второе заседание клуба) | Заседание клуба | Состояние веществ: твердое, жидкое и газообразное | Знать основные, легко определяемые свойства воды, как эти свойства человек использует в хозяйстве. Значение воды в природе ТБ и соблюдать правила поведения у воды | 18.10.13 | ||
15 | Вода и её свойства (третье заседание клуба). | Обобщающий урок-практикум. Заседание клуба | Круговорот воды в природе. Три состояния воды | Знать основные, легко определяемые свойства воды, как эти свойства человек использует в хозяйстве. Значение воды в природе. ТБ и соблюдать правила поведения у воды. Уметь проводить опыты с водой и фиксировать в таблице результаты своих наблюдений. Сравнивать свойства воды и воздуха | 23.10.13 | ||
16 | Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды» | Комбинированный урок | Свойства воздуха и воды | Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды и воздуха. Характеризовать свойства воды и воздуха. Оценивать чистоту воды и воздуха. | 25.10.13 | ||
2 четверть | |||||||
Солнце, воздух, вода и … растения (4 часа) | |||||||
17 | Условия, необходимые для развития растений. | Комбинированный урок | Теневыносливые, светолюбивые растения | Знать условия, необходимые для развития растений. Уметь анализировать опыты. Формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде | 06.11.13 | ||
18 | Корень, стебель, лист. | Исследова тельский урок-практикум | Значение корня, стебля и листьев в жизни растений | Уметь различать части растений. Из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля цветка растения | 08.11.13 | ||
19 | Питание растений. | Комбинированный урок | Разнообразие растений | Знать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности. Уметь приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения) | 13.11.13 | ||
20 | Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и …растения» | Комбинированный урок | Разнообразие растений | Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений. Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа). | 15.11.13 | ||
Разнообразие растений (4 часа) | |||||||
21 | Разнообразие растений. Цветковые и хвойные растения. Папоротники, мхи и водоросли. | Урок «открытия» нового знания | Растения цветковые и нецветковые. Цветок – орган растения | Знать группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли) | + | 20.11.13 | |
22 | Исследова тельский урок-практикум | Разнообразие дикорастущих растений, места их обитания | Знать группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли). Уметь группировать растения по их признакам и свойствам. Работать с научной литературой. Оформлять свои наблюдения | 22.11.13 | |||
23 | Красная книга России. Правила поведения в природе. | Урок с дидактиче ской игрой | Растения, находящиеся под угрозой исчезновения. Влияние деятельности человека на природу | Знать названия растений Красной книги (не менее 2-3). Правила поведения в природе. Уметь кратко характеризовать средства сохранения природы. Выполнять простейшие инструкции. Называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3) | + | 27.11.13 | |
24 | Обобщение по теме «Разнообразие растений» | Комбинированный урок | Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения родного края | Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников. | 29.11.13 | ||
Культурные растения. Продолжительность жизни растений (7 часов) | |||||||
25 | Для чего люди выращивают культурные растения? (четвёртое заседание клуба) Какие части культурных растений используют люди? (пятое заседание клуба) | Комбинированный урок | Группы культурных растений (овощные, плодовые, прядильные и др.) | Знать чем отличаются дикорастущие растения от культурных, группы культурных растений. Уметь выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих, приводить свои примеры культурных растений каждой группы | 04.12.13 | ||
26 | Заседание клуба | Расселение семян растений. Выращивание культурных растений | 06.12.13 | ||||
27 | Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? (шестое заседание клуба) | Заседание клуба | Рассада. Растения. Сеянцы. Сроки посадки огородных растений | Знать основные растения огорода, части растений (листья, плоды, корнеплоды, клубни, семена). Уметь ухаживать за огородными растениями, правильно подбирать рассаду или семена | 11.12.13 | ||
28 | От чего зависит урожай зерновых? (седьмое заседание клуба) | Заседание клуба | Значение зерновых культур в жизни человека | Знать названия (изображения) зерновых растений, важность зерновых культур в жизни человека | 13.12.13 | ||
29 | Растения сада. Проверочная работа за I полугодие | Урок обобщения и систематиза ции знаний | Садовые растения. Труд людей в саду | Знать основные растения сада. Уметь находить и определять садовые растения, ухаживать за растениями | + | 18.12.13 | |
30 | Сколько живут растения? (восьмое заседание клуба) | Иллюстратив ный урок-практикум. Заседание клуба | Значение комнатных растений в жизни человека, правила ухода за ними. Сроки жизни растений. Расселение растений на новые места | Знать основные комнатные растения, признаки однолетних, двулетних и многолетних растений. Уметь правильно ухаживать за растениями, определять возраст растений, составлять таблицу однолетних, двулетних и многолетних растений; характеризовать сходство и различие однолетних, двулетних и многолетних растений. Работать с научной литературой. Оформлять свои наблюдения | 20.12.13 | ||
31 | Размножение растений своими частями (девятое заседание клуба). | Исследова тельский урок-практикум. Заседание клуба | Вегетативное размножение растений | Знать понятия «черенок», «отросток», «семя», «плод». Иметь представление о возможности размножения растений | 25.12.13 | ||
Грибы (3 часа) | |||||||
32 | Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? | Открытие новых знаний | Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов | Знать свойства и признаки грибов, взаимосвязь живой и неживой природы, чем питаются грибы | + | 27.12.13 | |
3 четверть | |||||||
33-34 | Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Как правильно собирать грибы. | Урок-путешествие | Съедобные и ядовитые грибы | Знать отличительные признаки съедобных грибов. Съедобные грибы, растущие в родном крае. Несъедобные (ядовитые) двойники шляпочных съедобных грибов | + | 15.01.14, 17.01.14 | |
Животные (8 часов) | |||||||
35 | Разнообразие животных. | Урок-игра | Многообразие животных по способу питания. Дикие и домашние животные | Знать животных и их признаки. Уметь приводить примеры животных (насекомые, птицы, звери), не менее 2-3 представителей каждой группы, раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных | + | 22.01.14 | |
Насекомые. | Комбинированный урок | Растительноядные хищные и всеядные насекомые | Знать отличительные признаки насекомых и деление их на группы, названия насекомых родного края | + | 24.01.14 | ||
37 | Рыбы. | Приспособления рыб для жизни в воде | Знать отличительные признаки рыб, приспособление рыб к жизни в воде, группы рыб по признаку питания (хищники, растительноядные, всеядные) | + | 29.01.14 | ||
38 | Земноводные. | Комбинированный урок | Жизнь лягушек, жаб, тритонов. Амфибии и их признаки | Уметь высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма, называть земноводных родного края | + | 31.01.14 | |
39 | Пресмыкающиеся. | Урок «открытия» нового знания | Отличительные признаки пресмыкающихся. Правила поведения при встрече со змеями | Знать черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей; сходства и различия пресмыкающихся и земноводных, опасных для человека; пресмыкающихся и правила безопасности при встрече с ними | + | 05.02.14 | |
40 | Птицы. | Комбинированный урок | Признаки птиц. Значение перьевого покрова. Способы добычи пищи птенцам | Знать отличительные признаки птиц, группы птиц по признаку питания – зерноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. Уметь определять птиц среди других животных | 07.02.14 | ||
41 | Звери. | Комбинированный урок | Отличительные признаки млекопитающих. Группы млекопитающих | Знать значение понятий «звери», «млекопитающие», млекопитающие родного края. Уметь определять млекопитающих среди других животных, описывать млекопитающих (по выбору) | 12.02.14 | ||
42 | Как животные защищаются. | Урок обобщения и систематиза ции знаний | Различные группы животных | Знать группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие), способы защиты животных от врагов | 14.02.14 | ||
Человек и животные (6 часов) | |||||||
43 | Домашние животные. | Урок - игра | Домашние животные | Знать признаки домашних животных, об особенностях диких и домашних животных. Уметь раскрывать особенности домашних животных | 19.02.14 | ||
44 | Школьный живой уголок клуба «Мы и окружающий мир» (десятое заседание клуба). | Заседание клуба | Обитатели живого уголка | Уметь ухаживать за обитателями живого уголка (питание, безопасность). | 21.02.14 | ||
45 | Урок-экскурсия на станцию юннатов | Урок - экскурсия | Обитатели животноводческой фермы | Знать названия животных на ферме. Иметь представление о профессиях людей, которые работают на ферме. | 26.02.14 | ||
46 | Значение диких животных. | Урок обобщения и систематиза ции знаний | Расширить знания о диких животных | Знать диких животных родного края. Уметь определять значение диких животных в жизни человека | 28.02.14 | ||
47 | Человек в ответе за тех, кого приручил! | Открытие новых знаний | Забота человека о дикой природе. Охранная деятельность человека | Знать правила поведения в природе, правила обращения с дикими и домашними животными | + | 05.03.14 | |
48 | Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные». | Комбинированный урок | Охранная деятельность человека на территории родного края. Экологические правила поведения человека в природе | Знать названия животных Красной книги России (не менее 2-3), правила поведения в походах. Иметь представление о природоохранной работе, проводимой в родном крае. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. | 07.03.14 | ||
Человек разумный – часть природы (6 часов) | |||||||
49 | Про тебя. | Урок обобщения и систематиза ции знаний | Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека | Знать о значении природы для здоровья и жизни человека, об отдельных видах труда, связанных с природой, о значении данного труда, сходство и различие людей друг от друга | 12.03.14 | ||
50 | Что умеет человек? | Урок - игра | Человек – существо социальное, член общества | Уметь формировать выводы на основе своих наблюдений. | 14.03.14 | ||
51 | Расти здоровым. | Урок комплексного применения знаний и умений | Условия, необходимые для жизни на Земле. Здоровье человека. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать понятие «здоровье», причины простудных заболеваний и меры их предупреждения, компоненты, от которых зависит здоровье человека. Какие изделия могут нанести вред здоровью человека, как и почему? | 19.03.14 | ||
52 | Питание и здоровье. | Урок обобщения и систематиза ции знаний | Режим питания | Знать понятия «полезная пища», «разнообразная пища». Уметь работать с дополнительными источниками знаний | + | 21.03.14 | |
4 четверть | |||||||
53 | От кого зависит режим дня? (одиннадцатое заседание клуба) | Заседание клуба | Человек разумный – часть природы | Знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура) | 02.04.14 | ||
54 | Обобщение по теме «Человек разумный - часть природы». | Комбинированный урок | Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека. | Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях. Моделировать ситуации общения с людьми разных национальностей, религиозных принадлежностей. | 04.04.14 | ||
Как уберечь себя от беды (5 часов) | |||||||
55 | Чистота – залог здоровья. | Урок «открытия» нового знания | Личная гигиена. Правила организации домашней учебной работы | Знать значения понятия «микробы», где человека подстерегают микробы, основные правила личной гигиены. Уметь выполнять правила личной гигиены, рассказывать об обязанностях дежурного по классу, выполнять их добросовестно с целью борьбы с микробами, оказывать первую медицинскую помощь при порезах и царапинах | + | 09.04.14 | |
56 | Берегись простуды! | Комбинированный урок | Охрана и укрепления здоровья | Знать знаки дорожного движения, сигналы регулировщика и светофора, правила поведения в природе, что такое опасная ситуация. Уметь составлять правила безопасного поведения на улице и правила действий в опасных ситуациях | 11.04.14 | ||
57 | Твоя безопасность на улице (двенадцатое заседание клуба). | Заседание клуба | Дорога от дома до школы. Правила дорожного движения. Опасности, подстерегающие ребенка при общении с незнакомыми людьми | Знать правила безопасного поведения дома. Уметь вызвать помощь, вести себя в нестандартных ситуациях | 16.04.14 | ||
58 | Твоя безопасность дома. | Урок обобщения и систематиза ции знаний | Правила безопасного обращения с электроприборами, газовыми установками, лекарствами | Знать знаки дорожного движения, сигналы регулировщика и светофора, правила поведения в природе, что такое опасная ситуация. Уметь составлять правила безопасного поведения на улице и правила действий в опасных ситуациях | + | 18.04.14 | |
59 | Обобщение по теме «Как уберечь себя от беды» | Комбинированный урок | Охрана и укрепление здоровья | Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих. | 23.04.14 | ||
В родном краю (9 часов) | |||||||
60 | Имя города, села, посёлка. | Комбинированный урок | Россия – наша Родина | Знать название родной страны, ее столицы, региона | 25.04.14 | ||
61 | История Московского Кремля. | Урок «открытия» нового знания | Москва – столица России. История Отечества: отдельные исторические картины быта, труда в истории Московского Кремля | Знать исторические факты о возникновении Москвы, достопримечательности Московского Кремля. Уметь описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война) | + | 30.04.14 | |
62 | Итоговая комплексная работа | Урок контроля знаний и умений | Итоговая стандартизированная диагностика | Уметь выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде | 07.05.14 | ||
63 | Урок-экскурсия в город (тринадцатое выездное заседание клуба). | Урок – экскурсия, выездное заседание клуба | Предприятия, обслуживающие жителей города. Наиболее важные объекты и достопримечательности микрорайона | Уметь работать с оглавлением и справочниками учебника, анализировать полученную информацию, соблюдать правила поведения во время экскурсии | 14.05.14 | ||
64-65 | Общий дедушка. Проверочная работа за 2 полугодие | Комбинированный урок | Младший школьник и семья. Правила взаимоотношения с взрослыми и сверстниками | Знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение, основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших). Уметь пользоваться средствами связи | 16.05.14, 21.05.14 | ||
66 | День Победы. Встреча с ветераном Великой Отечественной войны. | Комбинированный урок Урок-встреча | Государственные праздники. История Отечества во время ВОВ | Знать названия государственных праздников, дни памятных дат, название родной страны, ее столицы, региона, государственную символику России | + | 24.05.14 | |
67 | День Конституции России | Комбинированный урок | Государственные праздники | Знать названия государственных праздников, дни памятных дат, название родной страны, ее столицы, региона, государственную символику России | 28.05.14 | ||
68 | Обобщение по теме « В родном краю». | Урок-викторина | Человек разумный – часть природы | Уметь работать с различными источниками информации | + | 30.04.14 |
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения
Личностные результаты:
- смыслообразование и самоопределение: готовность и способность обучающихся к саморазвитию; умение планировать свою деятельность, оценивать свои действия, предвосхищать их результаты, аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Метапредметные результаты:
- Регулятивные УУД
- Планирование:
- применять установленные правила в планировании способа решения;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- Коррекция:
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;
- адекватно воспринимать предложения по исправлению допущенных ошибок.
- Контроль: использовать установленные правила в контроле способа решения.
- Коммуникативные УУД (управление коммуникацией): координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Метапредметные результаты по основной содержательной линии «Человек и природа» (Познавательные УУД):
- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
- описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лаборантское оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов;
- использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
- использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;
- использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснений явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение);
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту);
- использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при неотложных несчастных случаях.
Метапредметные результаты по основной содержательной линии «Человек и общество» (Познавательные УУД):
- работать с картой; находить и показывать на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, г. Санкт-Петербург, свой регион, главный город своего региона, города «Золотого кольца», сухопутные и морские границы России; показывать и называть страны, граничащие с Россией, и др.;
- различать государственную символику РФ символику городов России, описывать достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга, городов «Золотого кольца», своего края;
- различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами (ориентироваться в важнейших для страны событиях), конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени;
- используя дополнительные источники информации (словари учебника, словари русского языка УМК, Интернет, книги из школьной библиотеки, материалы краеведческого музея и др.), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество);
- соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместноустановленные договорённости и правила (в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы).
Предметные результаты
Обучающиеся должны знать/понимать:
- различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире;
- название нашей планеты;
- форму Земли;
- глобус-модель Земли, ось Земли – воображаемая линия;
- смена дня и ночи – следствие вращения Земли вокруг Солнца;
- Солнце - ближайшая к Земле звезда;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
- разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
- группы растений по их характерным признакам (цветковые, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
- дикорастущие и культурные растения своей местности;
- сельскохозяйственные растения своей местности;
- названия растений Красной книги (не менее 2-3);
- группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
- об особенностях диких и домашних животных;
- названия животных Красной книги России (не менее 2-3);
- о значении природы для здоровья и жизни человека;
- об отдельных видах труда, связанных с природой, о значении этого труда;
- средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
- фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
- названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитника Отечества);
- название родной страны, ее столицы, региона;
- государственную символику России;
- правила безопасного поведения в природе.
Обучающиеся должны уметь:
- работать с оглавлением и справочниками учебника;
- различать объекты неживой и живой природы;
- устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения) и грибов своей местности;
- раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;
- называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2-3);
- приводить примеры животных (насекомых, рыбы, птицы, звери) не менее 2-3 представителей каждой группы;
- раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных;
- называть животных своего края, занесенных в Красную книгу России;
- называть своих ближайших родственников;
- описать портрет своего друга;
- проводить простейшие опыты;
- выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;
- работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад);
- описывать изученные события из истории Отечества (истории Московского Кремля, Великой Отечественной войны).
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
- характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли;
- обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи времён года;
- демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;
- сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
- группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые – рыбы – птицы – земноводные – пресмыкающиеся – млекопитающие (животные);
- сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;
- называть признаки, отличающие домашних животных от диких;
- характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;
- группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные – дикорастущие растения, однолетние – двулетние - многолетние растения; цветковые – хвойные – папоротники, мхи водоросли; выделять их отличия;
- характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;
- ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
- наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;
- на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
- выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);
- использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, Интернет для поиска необходимой информации;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесённых в Красную книгу России;
- понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);
- находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звёздах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклад и обсуждать полученные сведения;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение;
- соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детёнышам диких животных);
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
- оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах ;
- называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;
- различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);
- ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День города);
- описывать достопримечательности Московского Кремля;
- использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);
- работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы; День Конституции России).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;
- проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;
- использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (Интернет - адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;
- оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
- понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правила личной гигиены;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;
- работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;
выполнять правила безопасного поведения в природе.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета «Окружающий мир» УМК «Перспективная начальная школа»
Учебно-методические пособия для учителя:
- Чуракова Р. Г. Пространствонатяжения смысла в УМК «Перспективная начальная школа»(Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения) – М.: Академкнига/Учебник.
- Чуракова Р. Г. Технология и аспектный анализсовременного урока в начальной школе. - М.: Академкнига/Учебник.
- Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения / Под ред. Р. Г. Чураковой) – М.: Академкнига/Учебник.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1, № 2. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Методическое пособие для учителя. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Методические пособия для учащихся
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Учебник. В 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1, № 2. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 2 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Специфическое сопровождение (оборудование):
- интерактивная доска
- классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
- магнитная доска;
- персональный компьютер;
- видеофрагменты и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса окружающего мира;
- компьютерные программы, соответствующие тематике программы по окружающему миру.
Наглядные пособия
- натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
- гербарии; семена и плоды растений; коллекции насекомых;
- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
- географические и исторические карты;
- приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа России " на 2012-2013 учебный год
Представлена примерная рабочая программа по окружающему миру на 2012 - 2013 уч. год, в которой предложены планируемые результаты обучения и возможные виды деятельности к каждому разделу....
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".
Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Школа 2100".
Планирование составлено на основе примерной программы начального общего образования и авторской учебной программы "Окружающий мир" (Авторы А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С.Раутиан, С.В.Тырин)...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6-10 лет целостного представления о мире и месте человека...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...