Урок окружающего мира в 1 классе "Органы чувств"
методическая разработка (окружающий мир, 1 класс) на тему

Шепелева Людмила Вячеславовна

Урок создан для использования на учебно-лабораторном оборудовании "Живой опрос". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.rar608.54 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 1 классе

Тема: "Органы чувств" 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний

Цели: 

Образовательные: формирование понятия «органы чувств»; положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира; показать роль и специфику разных органов чувств;

Развивающие: способствовать  развитию    интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления; развивать устную речь;

Воспитывающие:  воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах, мотивацию к учению; воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе

УУД

Личностные умения: проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

 Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные УУД: использовать различные способы обработки, анализа и представления информации; строить монологическую речь в устной форме

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им

Основные понятия: органы чувств

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, математика

Формы  работы: фронтальная, групповая

Ход урока:

  1. Актуализация знаний  

   В классе оформлена выставка детских рисунков «Портрет моего товарища»

- Вы нарисовали такие замечательные портреты! Я тоже захотела создать портрет моей знакомой девочки. Вот он.  (Картина – портрет девочки, у которой не прорисовано лицо)    

- Что-то не так?  

Дети при помощи пультов для голосования выбирают варианты ответа

1. Чего не хватает у девочки?

- лица,

- волос,

- имени,

- шляпки.

2.  Что это значит (нет лица)?

- нет глаз,

- нет носа,

- нет рта,

- нет всего вышеперечисленного

На доске учитель вывешивает картинки – изображения газ, носа, ушей, рта, ладони.     

-  Что общего у этих частей?

- Можем ли мы их назвать одним словом?

II. Формулирование темы и целей  урока

- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?

- Как и почему их так называют, нам и предстоит узнать сегодня на уроке.

III. Открытие детьми нового знания

- Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование. Кто такие исследователи?

Дети при помощи пультов для голосования выбирают варианты ответа

3. Кто такие исследователи?  

- люди, которые следят за другими людьми,

- люди, которые куда-то следуют,

- люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.

- Мы тоже можем назвать себя исследователями.

- Кто будет предметом нашего исследования?

Дети при помощи пультов для голосования выбирают варианты ответа

4.   - Кто будет предметом нашего исследования?

- птицы,

- животные,

- человек.

- Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его органы.

- Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы - молодые учёные. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.

Повторим правила работы в группе

1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.

2. Не согласен – объясни, почему.

3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.

4. Говори только по делу.

5. Работайте дружно, помогайте друг другу.

-Итак, приступим.

1. Исследование органа зрения.

- Закройте глаза. Что у меня в руках?   (Учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос.)

- Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос? (Глаза были закрыты, и мы ничего не видели.)

Вывод.  Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.

- А что мы можем увидеть с помощью глаз? (Цвет, размер, форму, картинки)

- После проведённого исследования дадим научное определение.

Глаза – это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего? (Орган зрения)    

На доске появляется запись ОРГАН ЗРЕНИЯ рядом с картинкой - изображением глаз.

- Зрение надо беречь.  Какие правила охраны зрения вы знаете?  

(Свет при работе должен падать слева, нельзя читать лёжа, не наклоняться низко при письме, смотреть телевизор, сидя перед экраном на расстоянии 2-3 метра.)

  Физ. минутка для глаз

2. Исследование органа слуха.

- Приступаем к следующему исследованию. Закрываем ушки.

  (Учитель тихо поизносит какую-либо фразу.)

- Что я сказала? Какой вывод можно сделать?  (Уши нужны, чтобы слышать)

-  Уши помогают  людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. Дайте научное определение.

Уши – это орган чего? (Орган слуха)

На доске появляется запись ОРГАН СЛУХА рядом с картинкой - изображением ушей.

    Физ. минутка (массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга)

3. Исследование органа обоняния.

- Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт с использованием стаканчиков с крышечкой.

- Определите, что внутри, не снимая крышечки.  (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.)

- Нужен новый опыт. При проведении его надо соблюдать правила техники безопасности, ведь мы не знаем, что внутри.  (Учитель показывает, как правильно открыть стаканчик.)

Опыт №1.

Оборудование: 4 стакана, плотно закрытые крышкой. Внутри стаканов по 1 ватному диску, пропитанному ароматами: 1) духов, 2) лимона, 3) чеснока, 4) лука.

Проведение опыта: каждый ученик в своей группе берёт стакан с предварительно снятой крышкой и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находится внутри по запаху.

- Так что же внутри? Какой орган помог почувствовать запах? (Нос)

Вывод: В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.

Умение человека различать запахи получило название обоняние. Дайте научное определение.    

  На доске появляется запись ОРГАН ОБОНЯНИЯ рядом с картинкой - изображением носа.

Физ. минутка (дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха, «медуза» - релаксация)                                                    

4. Исследование органа вкуса.

- Для продолжения работы нам нужны стаканчики.

(Стаканчики стоят на отдельном столике.)

- Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали?   (Затруднение в ответе)

- Нужно провести ещё один опыт.

Опыт №2

Оборудование: по 1 стаканчику на каждого ученика с бесцветной прозрачной жидкостью без запаха и по бумажной салфетке для гигиенических нужд. Жидкость может быть как одного вкуса для всех, например, лимонад, так и разных вкусов по количеству групп. Например, 1) сладкая, 2) кислая, 3) солёная, 4) минеральная вода без газа или обычная фильтрованная вода.

Проведение опыта: ученики пытаются определить, что в стакане по цвету, запаху, но это невозможно. В результате обсуждения делается вывод о необходимости попробовать на вкус. Дети пробуют жидкость, называют, что было в стакане, и приходят к выводу о роли органа вкуса.

- Попробуйте. Что ощущаете? Какой орган помог определить вкус? (Язык)

- Дайте научное определение этому органу. (Орган вкуса)

На доске появляется запись ОРГАН ВКУСА рядом с картинкой - изображением рта с высунутым  язычком.

Физ. минутка (вращение языком внутри рта – для повышения тонуса)

IV. Первичное закрепление

Общий вывод.                                                                                                                                   

- Вот и подходит к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они, наши верные помощники?  

  Дети при помощи пультов для голосования выбирают варианты ответа

5.   – Найди лишнее:

- глаза,

- уши,

- зрение,

- нос.

6. – Найди лишнее:

- слух,

- обоняние,

- вкус,

- язык.

7. Всегда во рту, а не проглотить.  

- уши,

- язык,

- нос,

- глаза.

8. Брат с братом через дорогу живут, а друг друга не видят

- уши,

- язык,

- нос,

- глаза.

9. Меж двух светил в середине я один.

- уши,

- язык,

- нос,

- глаза.

 10. У зверушки на макушке, а у нас ниже глаз

- уши,

- язык,

- нос,

- глаза.

V.   Итог урока

- А когда мы придём кушать в столовую, какие органы чувств нам помогут узнать, что мы будем есть? (Орган зрения – увидеть блюдо, орган обоняния – почувствовать запах, орган вкуса – узнать вкус)

- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? (Органы чувств)

- Назовите их.   (Хоровой ответ)

- Ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока?

- А теперь, если мы правильно выполнили все задания, то девочка нам улыбнётся.  (Открывается такая же картина с портретом девочки, но уже с нарисованным улыбающимся лицом)

- Мы – молодцы.  Всем спасибо. Наш урок окончен.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 классе. Тема урока: "Органы чувств".

Урок окружающего мира в 1 классе по программе ОС "Школа 2100". Тип урока - урок-исследование. Формаа работы - групповая. Конспект урока, предлагаемый по данной теме, подходит ко всем пр...

Урок окружающего мира. Как изучают окружающий мир. Органы чувств человека. Зрение и слух.

Урок окружающего мира для обучающихся 2 класса. Как изучают окружающий мир. Органы чувств человека. Зрение и слух.Настоящий урок был разработан для обучающихся второго класса. Его особенности зак...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Урок окружающего мира на тему "Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств" (1 класс, Перспективная начальная школа)

Место урока: Урок получения новых знаний. Цель: создать условия для формирования знаний  об органах чувств и их роли в жизни человека.Задачи:1.   Открыть и осознать богатство возмо...

КЕЙС – УРОК УМК «Перспективная начальная школа» Урок окружающего мира по теме: Обобщение по теме: «Органы чувств».

Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....

Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)»

На этом уроке дети знакомятся с органами  чувств, изучая материал  в групповой работе....