Урок окружающего мира в 1 классе "Органы чувств"
методическая разработка (окружающий мир, 1 класс) на тему
Урок создан для использования на учебно-лабораторном оборудовании "Живой опрос".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira.rar | 608.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 1 классе
Тема: "Органы чувств"
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний
Цели:
Образовательные: формирование понятия «органы чувств»; положить начало формированию знаний о роли органов чувств в познании окружающего мира; показать роль и специфику разных органов чувств;
Развивающие: способствовать развитию интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления; развивать устную речь;
Воспитывающие: воспитывать навыки самостоятельной работы, умения работать в парах, мотивацию к учению; воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе
УУД
Личностные умения: проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Регулятивные УУД: определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Познавательные УУД: использовать различные способы обработки, анализа и представления информации; строить монологическую речь в устной форме
Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им
Основные понятия: органы чувств
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, математика
Формы работы: фронтальная, групповая
Ход урока:
- Актуализация знаний
В классе оформлена выставка детских рисунков «Портрет моего товарища»
- Вы нарисовали такие замечательные портреты! Я тоже захотела создать портрет моей знакомой девочки. Вот он. (Картина – портрет девочки, у которой не прорисовано лицо)
- Что-то не так?
Дети при помощи пультов для голосования выбирают варианты ответа
1. Чего не хватает у девочки?
- лица,
- волос,
- имени,
- шляпки.
2. Что это значит (нет лица)?
- нет глаз,
- нет носа,
- нет рта,
- нет всего вышеперечисленного
На доске учитель вывешивает картинки – изображения газ, носа, ушей, рта, ладони.
- Что общего у этих частей?
- Можем ли мы их назвать одним словом?
II. Формулирование темы и целей урока
- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?
- Как и почему их так называют, нам и предстоит узнать сегодня на уроке.
III. Открытие детьми нового знания
- Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование. Кто такие исследователи?
Дети при помощи пультов для голосования выбирают варианты ответа
3. Кто такие исследователи?
- люди, которые следят за другими людьми,
- люди, которые куда-то следуют,
- люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.
- Мы тоже можем назвать себя исследователями.
- Кто будет предметом нашего исследования?
Дети при помощи пультов для голосования выбирают варианты ответа
4. - Кто будет предметом нашего исследования?
- птицы,
- животные,
- человек.
- Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм (вы, наверное, уже слышали это слово). Глаза, рот, уши, нос – это всё части организма, его органы.
- Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы - молодые учёные. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе.
Повторим правила работы в группе
1.Умей выслушать собеседника, не перебивай.
2. Не согласен – объясни, почему.
3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо.
4. Говори только по делу.
5. Работайте дружно, помогайте друг другу.
-Итак, приступим.
1. Исследование органа зрения.
- Закройте глаза. Что у меня в руках? (Учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос.)
- Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос? (Глаза были закрыты, и мы ничего не видели.)
Вывод. Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.
- А что мы можем увидеть с помощью глаз? (Цвет, размер, форму, картинки)
- После проведённого исследования дадим научное определение.
Глаза – это часть организма, то есть орган. Может быть, вы догадались орган чего? (Орган зрения)
На доске появляется запись ОРГАН ЗРЕНИЯ рядом с картинкой - изображением глаз.
- Зрение надо беречь. Какие правила охраны зрения вы знаете?
(Свет при работе должен падать слева, нельзя читать лёжа, не наклоняться низко при письме, смотреть телевизор, сидя перед экраном на расстоянии 2-3 метра.)
Физ. минутка для глаз
2. Исследование органа слуха.
- Приступаем к следующему исследованию. Закрываем ушки.
(Учитель тихо поизносит какую-либо фразу.)
- Что я сказала? Какой вывод можно сделать? (Уши нужны, чтобы слышать)
- Уши помогают людям ориентироваться в разнообразном мире звуков. Дайте научное определение.
Уши – это орган чего? (Орган слуха)
На доске появляется запись ОРГАН СЛУХА рядом с картинкой - изображением ушей.
Физ. минутка (массаж ушных раковин – активизация деятельности мозга)
3. Исследование органа обоняния.
- Для следующего исследования нам необходимо поставить опыт с использованием стаканчиков с крышечкой.
- Определите, что внутри, не снимая крышечки. (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.)
- Нужен новый опыт. При проведении его надо соблюдать правила техники безопасности, ведь мы не знаем, что внутри. (Учитель показывает, как правильно открыть стаканчик.)
Опыт №1.
Оборудование: 4 стакана, плотно закрытые крышкой. Внутри стаканов по 1 ватному диску, пропитанному ароматами: 1) духов, 2) лимона, 3) чеснока, 4) лука.
Проведение опыта: каждый ученик в своей группе берёт стакан с предварительно снятой крышкой и, соблюдая правила работы с неизвестным предметом, определяет, что находится внутри по запаху.
- Так что же внутри? Какой орган помог почувствовать запах? (Нос)
Вывод: В носовой полости расположены особые клетки, которые воспринимают различные запахи.
Умение человека различать запахи получило название обоняние. Дайте научное определение.
На доске появляется запись ОРГАН ОБОНЯНИЯ рядом с картинкой - изображением носа.
Физ. минутка (дыхание: вдох в 2 раза короче выдоха, «медуза» - релаксация)
4. Исследование органа вкуса.
- Для продолжения работы нам нужны стаканчики.
(Стаканчики стоят на отдельном столике.)
- Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали? (Затруднение в ответе)
- Нужно провести ещё один опыт.
Опыт №2
Оборудование: по 1 стаканчику на каждого ученика с бесцветной прозрачной жидкостью без запаха и по бумажной салфетке для гигиенических нужд. Жидкость может быть как одного вкуса для всех, например, лимонад, так и разных вкусов по количеству групп. Например, 1) сладкая, 2) кислая, 3) солёная, 4) минеральная вода без газа или обычная фильтрованная вода.
Проведение опыта: ученики пытаются определить, что в стакане по цвету, запаху, но это невозможно. В результате обсуждения делается вывод о необходимости попробовать на вкус. Дети пробуют жидкость, называют, что было в стакане, и приходят к выводу о роли органа вкуса.
- Попробуйте. Что ощущаете? Какой орган помог определить вкус? (Язык)
- Дайте научное определение этому органу. (Орган вкуса)
На доске появляется запись ОРГАН ВКУСА рядом с картинкой - изображением рта с высунутым язычком.
Физ. минутка (вращение языком внутри рта – для повышения тонуса)
IV. Первичное закрепление
Общий вывод.
- Вот и подходит к концу наше исследование. Теперь мы можем ответить на вопрос, кто же они, наши верные помощники?
Дети при помощи пультов для голосования выбирают варианты ответа
5. – Найди лишнее:
- глаза,
- уши,
- зрение,
- нос.
6. – Найди лишнее:
- слух,
- обоняние,
- вкус,
- язык.
7. Всегда во рту, а не проглотить.
- уши,
- язык,
- нос,
- глаза.
8. Брат с братом через дорогу живут, а друг друга не видят
- уши,
- язык,
- нос,
- глаза.
9. Меж двух светил в середине я один.
- уши,
- язык,
- нос,
- глаза.
10. У зверушки на макушке, а у нас ниже глаз
- уши,
- язык,
- нос,
- глаза.
V. Итог урока
- А когда мы придём кушать в столовую, какие органы чувств нам помогут узнать, что мы будем есть? (Орган зрения – увидеть блюдо, орган обоняния – почувствовать запах, орган вкуса – узнать вкус)
- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире? (Органы чувств)
- Назовите их. (Хоровой ответ)
- Ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока?
- А теперь, если мы правильно выполнили все задания, то девочка нам улыбнётся. (Открывается такая же картина с портретом девочки, но уже с нарисованным улыбающимся лицом)
- Мы – молодцы. Всем спасибо. Наш урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 1 классе. Тема урока: "Органы чувств".
Урок окружающего мира в 1 классе по программе ОС "Школа 2100". Тип урока - урок-исследование. Формаа работы - групповая. Конспект урока, предлагаемый по данной теме, подходит ко всем пр...
Урок окружающего мира. Как изучают окружающий мир. Органы чувств человека. Зрение и слух.
Урок окружающего мира для обучающихся 2 класса. Как изучают окружающий мир. Органы чувств человека. Зрение и слух.Настоящий урок был разработан для обучающихся второго класса. Его особенности зак...
Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...
Урок окружающего мира на тему "Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств" (1 класс, Перспективная начальная школа)
Место урока: Урок получения новых знаний. Цель: создать условия для формирования знаний об органах чувств и их роли в жизни человека.Задачи:1. Открыть и осознать богатство возмо...
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)» УМК «Школа России»Подготовила: Кадурина С.М. учитель начальных классов.
Тема. Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)....
КЕЙС – УРОК УМК «Перспективная начальная школа» Урок окружающего мира по теме: Обобщение по теме: «Органы чувств».
Обобщение знаний детей об органах чувств, их роли при восприятии человеком окружающего мира....
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)»
На этом уроке дети знакомятся с органами чувств, изучая материал в групповой работе....