конспект урока окружающего мира в 3 классе "Органы чувств"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Цель урока: создать условия для ут
На уроке были используются следующие методы обучения: по виду источника информации: словесные, наглядные, практические; по виду учебной деятельности: проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед обучающимися проблем).
Урок построен в соответствии с ФГОС, в рамках системно- деятельностного подхода. Применяются следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга. Урок строится так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя творцом, исследователем, чтобы в нем раскрылись все таланты и способности. Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Умственные действия опираются и подкрепляются практическими.очнения представлении об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств самый главный.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_organy_chuvstv.docx | 28.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: окружающий мир
Тема: « Органы чувств».
Цель (предметные результаты): создать условия для уточнения представлении об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств самый главный.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
1.Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;
2.Строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме; строить рассуждения о доступных наглядно-воспринимаемых природоведческих отношениях.
Регулятивные УУД:
1.Принимать учебнуюзадачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры учителем действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;
2.Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Личностные УУД:
1.положительное отношение к изучению математики; уважение к мыслям и настроениям другого человека.
2.Первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
1.Принимать работу парами и группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия;
2.Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.
Задачи:
- Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
- Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
- Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы;
- Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.
Методы:
Рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения.
Материалы и оборудование: интерактивная доска, ПК, презентация, материалы для экспериментов (3 стакана с водой, соль ,сахар; 4 коробки, резиновый мячик, пластмассовый кубик, желез- ная вилка, деревянная ложка и тп); плакаты: «Строение уха», «Строение глаза»; духи, цветы, банка кофе, лимон; таблички с названиями команд, таблички с номерами для команд.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок – исследование.
Основные понятия: органы чувств
Форма работы :фронтальная, групповая
Планируемый результат :
Знать
- названия органов чувств;
- признаки органов чувств
Уметь:
- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;
- различать группы органов чувств;
- ставить опыты с помощью учителя;
- формулировать результат опыта;
- устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока
1.Организация начала урока.
– Рада всех вас видеть на уроке окружающего мира. Сегодня копилка знаний каждого из нас вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться.
II. Актуализация знаний учащихся Создание проблемной смтуации.
- Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человек. Что в нём странного? У него нет лица, у него нет ушей, нет глаз, носа, рта -А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем? Если бы не было глаз, мы не смогли бы видеть.
Человек мог бы попасть под машину. Мы бы не пришли в школу
Если бы у нас не было бы носа, то мы не смогли бы дышать. Не различали бы запахи.
Рот нужен нам для еды
Человеку нужны уши, а то бы он ничего не слышал.
-А что вы чувствуете, когда на улице мороз?
Мы чувствуем холод.
- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?
-Можем ли мы их назвать одним словом? (Органы чувств) слайд 2
- Кто сформулирует тему урока?(- «Органы чувств».) слайд3
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?
Познакомиться с …
Узнать…. (для чего они нужны)
Наша цель – доказать: можно или нельзя выделить из органов чувств самый важный.
«Открытие» детьминового знания
- А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи?
-Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования?
- Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Давайте приступим к исследованию.
IV. Изучение нового материала.
1.Исследование органа зрения.
А) - Закройте глаза. Что у меня в руках? /Учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос./
- Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос? /Глаза были закрыты, и мы ничего не видели
Каждая группа проведёт исследование предметов и сделает вывод: что мы можем увидеть при помощи глаз?
Каждая группа получит своё задание.
Выступление представителей от групп:
1-я – приходит к мнению, что глазами мы различаем форму, величину и цвет предмета.
2-я - с помощью глаз мы можем наблюдать движение предметов.
- с помощью глаз мы можем читать журналы и книги.
Вывод:
-Так что такое глаза? слайд
Дорисуем девочке глаза.
- Глаза - самый загадочный орган. Это разведчики всего увиденного. Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. . Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»
Рассмотрите глаза друг друга. Каким бывает цвет глаз (карие, голубые, синие, серые, зелёные, янтарные, болотные)? По цвету глаз можно узнать характер человека. У глаза есть свои стражи. Они оберегают от пыли, грязи, ветра. Догадались, о каких стражниках идет речь? Брови, веки, ресницы. На каждом веке у нас по 80 ресниц, каждая ресница живет 100 дней. Погладим брови. Они отводят пот, стекающий со лба. Человек моргает 3 раза в минуту. Зачем? При моргании у человека глаз смачивается слезной жидкостью, это предохраняет от высыхания и очищает от пыли.
Что нужно делать, чтобы сберечь зрение нам расскажет Коля
Вот и мы сейчас проведём гимнастику для глаз:
– Встаньте.
1) Быстро поморгайте, закройте глаза, постойте спокойно, медленно считая до пяти. Повторите 4–5 раз.
2) В среднем темпе проделайте 3–4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую. Расслабив глазные мышцы, посмотрите вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.
– Садитесь.
Вот вы совершили первое открытие. Глаза – самые уникальные и самые загадочные органы в нашем организме. Через них мы больше всего узнаем окружающий нас мир. Зрение нужно беречь! Орган зрения важен.
– Для следующего открытия закройте глаза (хлопаю).
– Что изменилось? (слышали хлопок.)
– Какой орган вам помог это понять? (Ухо.)
На доске: Ухо – орган слуха. слайд
потрогайте уши. Наши уши похожи на морские раковины. Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Она улавливает звук и направляет в слуховой канал, который заканчивается барабанной перепонкой. За ней находится среднее ухо и от него звуковые колебания проходят во внутреннее ухо.
– Как мы воспринимаем окружающий мир с помощью уха? (С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.)
Посмотрите на экран и скажите, как надо беречь слух. слайд
. Давайте послушаем спокойную музыку, полезную для наших ушей. слайд
(Слайд- зимняя природа; магнитофон - Чайковский .Времена года. Январь
– Сделаем вывод, что же такое ухо? Ухо – орган слуха и равновесия.
– Какую роль выполняет орган слуха? (Помогает воспринимать речь, слышать звуки и ориентироваться в окружающем мире.)
Рисуем человечку уши. слайд
Орган обоняния.
-А сейчас вы все закроете глаза, я загадаю загадку. (Желательно достать апельсин или мандарин, у них стойкий запах)
-Чему принадлежит этот запах?
Какой орган чувств вам помог?
- Как называется этот орган чувств? слайд
Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.
Проведём опыт. Вы должны с закрытыми глазами определить по запаху предметы.
/Приглашаются представители от групп. Дети закрывают глаза и определяют по запаху чеснок, апельсин, лук, кофе/.
-Вы хорошо справились с заданием.
А когда мы чувствуем запахи?
Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох.
Поднесите к носу пахучее вещество. При нормальном дыхании вы будете ощущать его запахи. Задержите дыхание на некоторое время, и запаха чувствовать не будете, хотя источник его находится у самого носа.
Как сохранить обоняние?
1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.
2. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.
Вывод:Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган обоняния очень важен.) Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи. Запах гари может предупредить об опасности -о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху.
Рисует нос слайд 4.Орган вкуса
Отгадайте загадку и вы узнаете о каком органе чувств пойдёт речь
Всегда во рту, а не проглотишь
Язык-орган вкуса. слайд.
Прочитайте самостоятельно текст об этом органе и задайте друг другу вопросы.( Благодаря чему мы различаем вкус пищи?
Как надо беречь язык?
Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Проверим опытным путём, какой участок языка определяет сладкую пищу, кислую пищу.
Указать данный участок на схеме:
Сделать вывод: ___________________________________________________________
_________________________________________________________________________
Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.
Кто знает, что слово язык обозначает ещё?
г) Язык - слово многозначное. Нашли зрительные метки (в уголках - картинки язык орган человека, языки пламени, язык колокола, русский язык) рисуем рот
Вывод:Из всего, что мы увидели, услышали и попробовали, какой вывод мы сделаем? (Орган вкуса тоже очень важен.)
Рисуем язык слайд
5. Орган осязания.
Рассказ учителя с демонстрацией эксперимента.
– Для следующего открытия проведем эксперимент. Закройте глаза. Я буду подавать вам предметы. А вы с закрытыми глазами на ощупь определите, что это за предмет (на каждую парту – по одному предмету: вата, лед, щетка, зеркало).
– Какой орган чувств помог определить предметы?
– Кожа – орган осязания. слайд
Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения
– Закройте глаза, проведите рукой по столу, по своей одежде, потрогайте лицо.
- О чём может рассказать кожа?
Кожей мы чувствуем жару и холод, мягкое, и твёрдое, гладкое и пушистое, боль.
Она покрывает всю поверхность тела человека . Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов и обморожений. Соблюдай гигиену. Более подробно с этим органом мы познакомимся на следующем уроке.
Обобщение
Вот и подходит к концу наше исследование.
– какое открытие сделали? – С помощью органов чувств мы воспринимаем окружающий мир .Для того чтобы все органы чувств работали хорошо, надо правильно за ними ухаживать, соблюдать правила гигиены и вести здоровый образ жизни, закаляться
Сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. И все же ученые говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!” Как же это понять?
V. Закрепление изученного
Тест «Органы чувств» в тетради
1. Соедини линиями:
Глаза орган осязания
Уши орган вкуса
Нос орган зрения
Кожа орган обоняния
Язык орган слуха слайд
Самостоятельная работа
Графический диктант.
-Выполнить задания графического диктанта:
- Согласны ли вы с утверждениями?
1) Нос – орган обоняния
2) Брови и ресницы охраняют глаза от пыли и резкого света
3) Человек с помощью ушей различает голоса и звуки
4) Вкус пищи мы чувствуем с помощью органа осязания
5) Органы чувств помогают человеку воспринимать окружающий мир
6) У человека 6 органов чувств
7) Беречь и охранять твои органы чувств должны родители
8) Нельзя острыми предметами ковырять в ушах
-Проверьте свою работу, выставьте баллы
Итог урока.
А сейчас давайте вспомним, на какой вопрос мы должны ответить.
Ответы детей
Дёйствительно, все органы чувств важны. Они связывают наш организм с окружающей средой. Это наши окошки в большой мир, который нас окружает.
Слайд
Посмотрите на экран
Продолжите предложения-
На уроке я узнал...
- Меня удивило...
- Было трудно...
- Мне захотелось...
- Посмотрите на мандарин. Какой орган включается? Потрогайте кожу на ощупь. Почистим мандарин. Съедим.
VI Домашнее задание слайд
Учебник с. 60-63
Рабочая тетрадь с. 40-43, №2,3
По желанию: найти из различных источников интересные факты о наших органах чувств
Они всегда тебе помогут.
V Рефлексия учебной деятельности
Ребята, давайте подарим нашему человечку ожерелье. Выберите 1 из 3 кружочков. Красный кружочек- кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось, желтый кружочек- кто считает, что у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках, зеленый кружочек-кто считает, что у него ничего не получилось на уроке. Нанизываем кружочки на ниточку.
Оценки за урок.
- Я желаю всем вам быть здоровыми и радоваться жизни. Берегите свое здоровье!
,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира "Органы чувств" 3 класс
Урок разработан с требованиями ФГОС....
Конспект урока окружающего мира в третьем классе на тему "Органы чувств".
Конспект урока окружающего мира в третьем классе на тему "Органы чувств" с использованием деятельностного подхода....
Конспект урока окружающего мира по теме "Наши помощники - органы чувств"
Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используются ИКТ, групповая и парная работа....
Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»
Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...
Конспект урока окружающего мира "Органы чувств"
Разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России». Автор учебников А.А. Плешаков....
Конспект урока окружающего мира "Наши помощники-органы чувств"
Конспект урока окружающего мира. Урок - практикум....
Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)» УМК «Школа России»Подготовила: Кадурина С.М. учитель начальных классов.
Тема. Как мы воспринимаем окружающий мир (органы чувств)....