конспект урока окружающего мира в 3 классе "Органы чувств"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Цель урока: создать условия для ут

 

 

 

На уроке были используются следующие методы обучения: по виду источника информации: словесные, наглядные, практические; по виду учебной деятельности: проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед обучающимися проблем).

Урок построен в соответствии с ФГОС, в рамках системно- деятельностного подхода. Применяются следующие формы познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга. Урок строится так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя творцом, исследователем, чтобы в нем раскрылись все таланты и способности.  Этапы урока тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности. Умственные действия опираются и подкрепляются практическими.очнения представлении об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств самый главный.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_organy_chuvstv.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Тема: « Органы чувств».

Цель (предметные результаты): создать условия для уточнения представлении об органах чувств и для выяснения, какой орган чувств самый главный.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1.Ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;

2.Строить небольшие природоведческие сообщения в устной форме; строить рассуждения о доступных наглядно-воспринимаемых  природоведческих отношениях.

Регулятивные УУД:

1.Принимать учебнуюзадачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные ориентиры учителем действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

2.Принимать разнообразные учебные задачи; находить варианты решения учебной задачи в сотрудничестве с учителем; первоначальному умению выполнять учебные действия в устной и письменной речи; осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.

Личностные УУД:

1.положительное отношение к изучению математики; уважение к мыслям и настроениям другого человека.

2.Первичных умений оценки ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

1.Принимать работу парами и группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы; контролировать свои действия;

2.Применять простые речевые средства для передачи своего мнения; следить за действиями других участников учебной деятельности.

Задачи:

  • Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека;
  • Развивать интеллектуальные и практические умения детей; развивать валеологические навыки, связанные с заботой о собственном здоровье;
  • Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы;
  • Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.

Методы: 

Рассказ, беседа, самонаблюдение, экспериментирование, игра, логические рассуждения.

Материалы и оборудование: интерактивная доска, ПК,  презентация, материалы для  экспериментов (3 стакана с водой, соль ,сахар; 4 коробки, резиновый мячик, пластмассовый  кубик, желез- ная  вилка,  деревянная  ложка и тп); плакаты: «Строение уха», «Строение глаза»;  духи, цветы, банка кофе, лимон; таблички с названиями команд, таблички с номерами для команд.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока:  урок – исследование.

Основные понятия: органы чувств

Форма работы :фронтальная, групповая

Планируемый результат  :

Знать

 - названия органов чувств;    

- признаки органов чувств

Уметь:

- определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя;

- различать группы органов чувств;

- ставить опыты с помощью учителя;

- формулировать результат опыта;

- устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока


1.Организация начала урока.

– Рада всех вас видеть на уроке окружающего мира. Сегодня копилка  знаний каждого из нас вновь пополнится. Для этого мы все должны постараться.

II. Актуализация знаний учащихся Создание проблемной смтуации.

- Сегодня на урок к нам пришёл очень странный человек. Что в нём странного? У него нет лица, у него нет ушей, нет глаз, носа, рта                                                                                             -А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем?                                                       Если бы не было глаз, мы не смогли бы видеть.
Человек мог бы попасть под машину. Мы бы не пришли в школу
Если бы у нас не было бы носа, то мы не смогли бы дышать. Не различали бы запахи.
Рот нужен нам для еды  
Человеку нужны уши, а то бы он ничего не слышал.

-А что вы чувствуете, когда на улице мороз?

Мы чувствуем холод.

- Так кто же они, наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире?

-Можем ли мы их назвать одним словом? (Органы чувств) слайд 2

- Кто сформулирует  тему урока?(- «Органы чувств».) слайд3

- Какую цель вы поставите перед собой на уроке?

Познакомиться с …

Узнать…. (для чего они нужны)

Наша цель – доказать: можно или нельзя выделить из органов чувств самый важный.

«Открытие» детьминового знания

- А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи?

 -Значит, и мы можем назвать себя исследователями. Так что же будет предметом нашего исследования?

- Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Давайте приступим к исследованию.

IV.    Изучение нового материала.

1.Исследование органа зрения.                                                                                                  

А)  - Закройте глаза. Что у меня в руках? /Учитель держит в руках игрушку, но дети не могут ответить на вопрос./

- Откройте глаза. Почему вы не ответили на мой вопрос?  /Глаза были закрыты, и мы ничего не видели

Каждая группа проведёт исследование  предметов и сделает вывод: что  мы можем увидеть при помощи глаз?

Каждая группа получит своё задание.

Выступление представителей от групп:

1-я – приходит к мнению, что глазами мы различаем форму, величину и цвет предмета.

2-я  - с помощью глаз мы можем наблюдать движение предметов.

- с помощью глаз мы можем читать журналы и книги.

Вывод:

-Так что такое глаза? слайд

Дорисуем девочке глаза.

- Глаза - самый загадочный орган. Это разведчики всего увиденного. Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. . Недаром говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

 Рассмотрите глаза друг друга. Каким бывает цвет глаз (карие, голубые, синие, серые, зелёные, янтарные, болотные)? По цвету глаз можно узнать характер человека. У глаза есть свои стражи. Они оберегают от пыли, грязи, ветра. Догадались, о каких стражниках идет речь? Брови, веки, ресницы. На каждом веке у нас по 80 ресниц, каждая ресница живет 100 дней. Погладим брови. Они отводят пот, стекающий со лба. Человек моргает 3 раза в минуту. Зачем? При моргании у человека глаз смачивается слезной жидкостью, это предохраняет от высыхания и очищает от пыли.

Что нужно делать, чтобы сберечь зрение нам расскажет Коля

Вот и мы сейчас проведём гимнастику для глаз:

– Встаньте.

1) Быстро поморгайте, закройте глаза, постойте спокойно, медленно считая до пяти. Повторите 4–5 раз.

2) В среднем темпе проделайте 3–4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую. Расслабив глазные мышцы, посмотрите вдаль на счет 1–6. Повторить 1–2 раза.

– Садитесь.

Вот вы совершили первое открытие.  Глаза – самые уникальные и самые загадочные органы в нашем организме. Через них мы больше всего узнаем окружающий нас мир. Зрение нужно беречь! Орган зрения важен.

– Для следующего открытия закройте глаза (хлопаю).

– Что изменилось? (слышали хлопок.)

– Какой орган вам помог это понять? (Ухо.)

На доске: Ухо – орган слуха.   слайд 

потрогайте уши.  Наши уши похожи на морские раковины. Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Она улавливает  звук и направляет в слуховой канал, который заканчивается барабанной перепонкой. За ней находится среднее ухо и от него звуковые колебания проходят во внутреннее ухо.

–  Как мы воспринимаем окружающий мир с помощью уха? (С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку.)

Посмотрите на экран и скажите, как надо беречь слух.  слайд

. Давайте послушаем спокойную музыку, полезную для наших ушей.  слайд

(Слайд- зимняя природа; магнитофон - Чайковский .Времена года. Январь

– Сделаем вывод, что же такое ухо? Ухо – орган слуха и равновесия.

– Какую роль выполняет орган слуха? (Помогает воспринимать речь, слышать звуки и ориентироваться в окружающем мире.)

Рисуем человечку уши.    слайд

Орган обоняния.

-А сейчас  вы все закроете глаза, я загадаю загадку. (Желательно достать апельсин или мандарин, у них стойкий запах)

-Чему принадлежит этот запах?

Какой орган чувств вам помог?

- Как называется этот орган чувств?  слайд

Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.

Проведём  опыт. Вы должны с закрытыми глазами определить по запаху предметы.

/Приглашаются представители от групп.  Дети закрывают глаза и определяют по запаху чеснок, апельсин, лук, кофе/.

-Вы хорошо справились с заданием.

А когда мы чувствуем запахи?

Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох.

Поднесите к носу пахучее вещество. При нормальном дыхании вы будете ощущать его запахи. Задержите дыхание на некоторое время, и запаха чувствовать не будете, хотя источник его находится у самого носа.

Как сохранить обоняние?  

1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.

2. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.

Вывод:Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган обоняния очень важен.) Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов, вкусной пищи. Запах гари может предупредить об опасности -о пожаре. То, что мы не  видим и не слышим, мы можем различить по запаху.

Рисует нос слайд                                                                                                                                              4.Орган вкуса

Отгадайте загадку и вы узнаете о каком органе чувств пойдёт речь

 Всегда во рту, а не проглотишь

Язык-орган вкуса.  слайд.

Прочитайте самостоятельно текст об этом органе и задайте друг другу вопросы.( Благодаря чему мы различаем вкус пищи?

Как надо беречь язык?

Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус.  Проверим  опытным путём, какой участок языка определяет сладкую пищу, кислую пищу.

 Указать данный участок на схеме:

hello_html_m6608d72b.png

Сделать вывод: ___________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.

 Кто знает, что слово язык обозначает ещё?

г) Язык - слово многозначное. Нашли зрительные метки (в уголках - картинки язык орган человека, языки пламени, язык колокола, русский язык) рисуем рот

Вывод:Из всего, что мы увидели, услышали и попробовали, какой вывод мы сделаем? (Орган вкуса тоже очень важен.)

Рисуем язык слайд

5. Орган осязания.

Рассказ учителя с демонстрацией эксперимента.

– Для следующего открытия проведем эксперимент. Закройте глаза. Я буду подавать вам предметы. А вы с закрытыми глазами на ощупь определите, что это за предмет (на каждую парту – по одному предмету: вата, лед, щетка, зеркало).

– Какой орган чувств  помог определить предметы?

– Кожа – орган осязания. слайд

Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения

– Закройте глаза, проведите рукой по столу, по своей одежде, потрогайте лицо.

- О чём может рассказать кожа?

 Кожей мы чувствуем жару и холод, мягкое, и твёрдое, гладкое и пушистое, боль.

Она покрывает всю поверхность тела человека . Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов и обморожений. Соблюдай гигиену. Более подробно с этим органом мы познакомимся на следующем уроке.

Обобщение

Вот и подходит к концу наше исследование.

– какое открытие сделали?  – С помощью органов чувств мы воспринимаем окружающий мир .Для того чтобы все органы чувств работали хорошо, надо правильно за ними ухаживать, соблюдать правила гигиены и вести здоровый образ жизни, закаляться

Сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. И все же ученые говорят: “Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!” Как же это понять?

V. Закрепление изученного

Тест «Органы чувств» в тетради

1. Соедини линиями:

Глаза орган осязания

Уши орган вкуса

Нос орган зрения

Кожа орган обоняния

Язык орган слуха слайд

Самостоятельная работа

Графический диктант.

-Выполнить задания графического диктанта:

- Согласны ли вы с утверждениями?

1) Нос – орган обоняния

2) Брови и ресницы охраняют глаза от пыли и резкого света

3) Человек с помощью ушей различает голоса и звуки

4) Вкус пищи мы чувствуем с помощью органа осязания

5) Органы чувств помогают человеку воспринимать окружающий мир

6) У человека 6 органов чувств

7) Беречь и охранять твои органы чувств должны родители

8) Нельзя острыми предметами ковырять в ушах

-Проверьте свою работу, выставьте баллы

Итог урока.

 А сейчас давайте вспомним, на какой вопрос мы должны ответить.

Ответы детей

 Дёйствительно, все органы чувств важны. Они связывают наш организм с окружающей средой. Это наши окошки в большой мир, который нас окружает.

Слайд

Посмотрите на экран

Продолжите предложения-

На уроке я узнал...

- Меня удивило...

- Было трудно...

- Мне захотелось...

- Посмотрите на мандарин. Какой орган включается? Потрогайте кожу на ощупь. Почистим мандарин. Съедим.
VI Домашнее задание слайд

Учебник с. 60-63

Рабочая тетрадь с. 40-43, №2,3

По желанию: найти из различных источников интересные факты о наших органах чувств

Они всегда тебе помогут.

V Рефлексия учебной деятельности

Ребята, давайте подарим нашему человечку ожерелье. Выберите 1 из 3 кружочков. Красный кружочек- кто доволен собой, потому, что он был активным на уроке и у него всё получалось, желтый кружочек- кто считает, что  у него ещё не всё получается, и он обязательно будет стараться на следующих уроках, зеленый кружочек-кто считает, что у него ничего не получилось на уроке. Нанизываем кружочки на ниточку.

Оценки за урок.

- Я желаю всем вам быть здоровыми и радоваться жизни. Берегите свое здоровье!

,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира "Органы чувств" 3 класс

Урок разработан с требованиями ФГОС....

Конспект урока окружающего мира в третьем классе на тему "Органы чувств".

Конспект урока окружающего мира в третьем классе на тему "Органы чувств" с использованием деятельностного подхода....

Конспект урока окружающего мира по теме "Наши помощники - органы чувств"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке используются ИКТ, групповая и парная работа....

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Конспект урока окружающего мира "Органы чувств"

Разработка урока окружающего мира в 3 классе по программе «Школа России». Автор учебников А.А. Плешаков....

Конспект урока окружающего мира "Наши помощники-органы чувств"

Конспект урока окружающего мира. Урок - практикум....