Урок окружающего мира в 1 классе "Органы чувств и необходимость бережного отношения к ним"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме
Разработка урока окружающего мира для обучающихся 1 класса по теме "Органы чувств и необходимость бережного отношения к ним"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок «Мы и окружающий мир» и ОБЖ.
Тема: Органы чувств и необходимость бережного отношения к ним.
Цели:
Дать общее представление об органах чувств, их значении в жизни человека;
формировать умение участвовать в разнообразной поисковой, творческой, практической деятельности, работать
в группе и самостоятельно;
развивать восприятие как умение наблюдать, воображение как основу для решения творческих задач, мышление
как умение анализировать, сравнивать, обобщать, речь как умение характеризовать объект окружающего мира,
описывать, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
воспитывать чувство удивления возможностями организма человека, желания беречь и сохранять эти возможности.
Оборудование урока:
-плакат с человеком без лица
-рисунки глаз, носа, ушей, рта с языком
-карточка с надписью кожа и ?
-конверты с заданием для каждой группы
-наборные полотна для каждой группы
-карточки с надписями: орган осязания, орган вкуса, орган зрения, орган обоняния, орган слуха
-карточки для индивидуальной работы
-предметы для практической работы: лимон, сахар, соль, перец, апельсин, чеснок.
-предметы для практической работы: 4 мешка, прихватки, мяч, клубок, яблоко, картофель, колокольчик, книга
-жёлтые, синие, зелёные шары для рефлексии
-плакат с пучком ниток
-жетоны
-клей
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание |
Организация на урок (1 мин.) Привлечь внимание обучающихся, готовность к уроку | Вот книжки на столе, а вот тетрадки, Не хочется играть сегодня в «прятки», И некогда дуть на корабль бумажный- Сегодня у ребят урок уж очень важный. |
Актуализация знаний. Введение в тему урока и целеполагание. Постановка проблемы.(7 мин.) | - А какой у нас сейчас урок? - А что такое окружающий мир? - А мы это кто? - Значит что мы изучаем на уроках «Мы и окружающий мир»? Посмотрите на человечка, изображенного на этом рисунке. - Почему у вас такие удивлённые лица? Что не так? Открыть. -Что общего у этих предметов? -Как их можно назвать одним словом? -Ребята, а сможет ли этот человек жить? -А легко ли ему будет? Почему? -Значит, с помощью этих органов человек чувствует, что происходит в окружающем мире. -Как эти органы можно назвать? Вы наверное уже догадались, что это тема сегодняшнего урока. Открыть. -Что бы вы хотели узнать об органах чувств? Будем учиться наблюдать и делать выводы и поможем человечку вернуть органы чувств. Работать мы будем в группах, потому что делать что-то вместе – это приятно, интересно и можно делать то, с чем невозможно или очень сложно справиться самостоятельно. В каждой группе есть руководитель, которого вы выбрали заранее. Давайте на них посмотрим. Руководитель отвечает за слаженность работы всей группы. Садитесь. Я надеюсь, что все будут работать дружно, быстро, активно и мы откроем новые знания. После каждого задания группа будет получать жетон за хорошую работу, а в конце урока подведём итоги и выясним: какая группа была самая организованная. Итак, первое задание. | Я, Саша, Вера,…. Себя, общество, мир вокруг нас. Нет глаз, ушей, носа, рта Принадлежат человеку органы Органы чувств. Узнаем какие органы чувств есть у человека? Зачем они нужны? Как к ним нужно относиться? |
Открытие новых знаний. (28 мин.) | Организация наблюдения за органами зрения. - Ребята, закройте глаза (только не подглядывайте). Скажите, какой предмет появился у меня на столе? - Откройте глаза. Почему не смогли ответить на мой вопрос? Итак, благодаря глазам, мы можем видеть и различать предметы. Продолжим наблюдение. Второе задание. На столе каждой группы лежат конверты №1. Возьмёте по моей команде, сначала слушаем задание. В конверте лежат предметы, их надо будет достать, рассмотреть, найти отличия, сделать вывод. Один представитель от группы озвучит ваши выводы. Начинайте работать 1 гр. (один размер, разный цвет) 2 гр. (один размер, один цвет, разная форма) 3 гр. (разный размер) 4гр. (открытки, журналы, заводные игрушки) Общий вывод: Глаза помогают различать цвет, форму, размер, сам предмет и даже движение предметов. Глаза – это часть организма человека, т.е. орган. Может, вы догадались орган чего? Открыть табличку. С его помощью мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире. Недаром говорят: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Как понимаете? -Как же нужно относиться к органу зрения? | Были закрыты глаза и не могли увидеть. Вывод: глаза помогают различать разный цвет. Вывод: глаза помогают различать разную форму. Вывод: глаза помогают различать разный размер. Вывод: глаза помогают читать книги, видеть красивые картины, предметы, движение предметов. Глаза – это орган зрения Зрение надо беречь, потерянный глаз ничем не заменить. Смотреть телевизор следует на расстоянии не ближе 2-3 метров. При письме свет должен падать слева. |
Физкультминутка для глаз.(1 мин.) | жетоны |
Организация наблюдения за органом слуха В окружающем нас мире очень много звуков. Попробуйте определить, что это за звук, но сделать это нужно будет с закрытыми глазами. Для каждой группы свой звук, но слушаем все, может быть какой-нибудь группе понадобится помощь. 1 группа-шелест страниц 2 группа-звон колокольчика 3 группа-журчание воды 4 группа-стук предмета -Что помогло вам почувствовать это? Делаем вывод: Значит, уши – это орган чего? Именно он помогает нам ориентироваться в мире звуков, особенно опасных. Открыть табличку. Надо ли беречь орган слуха? Как? Организация наблюдения за органом вкуса - Каков вкус у этих предметов. Для каждой группы свой предмет, называете предмет, потом говорите о о вкусе. Все остальные тоже внимательно слушают, может быть вы будете не согласны. 1 группа-лимон 2 группа-сахар 3 группа-соль 4 группа-перец -Откуда вы знаете? Оказывается вы уже много знаете. У вас есть свой жизненный опыт, опираясь на него вы можете делать выводы -С помощью чего вы определяли вкус этих предметов, когда пробовали в первый раз? Итак, делаем вывод: Язык – это орган чего? Открыть табличку. -Есть ли какие-либо правила охраны органа вкуса? -Почему? | Уши Уши это – орган слуха Языка Язык это – орган вкуса Нельзя пробовать незнакомые продукты и вещества. | жетоны жетоны |
Физкультминутка (1мин.) | Вот шиповника цветы Просто чудо красоты Яркие, пахучие Ай-ай-ай! Колючие! Походили, посмотрели, И за парты снова сели. |
Организация наблюдения за органом обоняния -Что у меня в пакете? -Как узнали? -Значит мы можем определить предмет и по запаху? Что нам в этом помогает? -А надо ли беречь нос? Как правильно нюхать? Осталось две таблички. Прочтите. -А нос орган чего? Чтобы догадаться каким органом чувств является нос, надо выполнить следующее задание. Возьмите конверт №2, достаньте карточку. Прочтите значение этих слов. Выберете нужное. -Как вы думаете какая нам подходит? Итак, нос - это орган обоняния. Открыть табличку. Организация наблюдения за органом осязания Осталась последняя табличка. Давайте ещё раз прочитаем что на ней написано. - Кто знает, что называют органом осязания? Почему? Давайте убедимся в этом. Игра «Узнай, что в мешочке» Вызвать по одному представителю от группы. Каждый игрок надевает варежку. Опускает руку в мешок и пытается угадать, что за предметы в мешочке. Проделаем то же самое, но без варежки. -Ребята, почему в варежке вы затруднялись в определении предмета, а без варежки сразу определили? Что помогло почувствовать? Итак, орган осязания – это кожа. Открыть табличку. -Куда прикрепить табличку? -Надо ли беречь кожу? На коже нашего тела находится много клеток, которые чувствуют тепло, холод, форму, гладкий предмет или шершавый. Вот и закончились наши наблюдения. -Какие же органы чувств есть у человека? Прочитаем: орган зрения орган слуха орган вкуса орган обоняния орган осязания Мы вернули нашему человечку органы чувств! Как теперь он будет жить? | По запаху Нос Нельзя нюхать незнакомые вещества. Орган обоняния Орган осязания Нос - орган обоняния Орган осязания и ? Кожа Кожа - орган осязания Глаза, уши, нос, язык, кожа | жетоны жетоны |
Подведение итогов урока, Домашнее задание (1 мин.) Оценка работы групп и обучающихся (1мин.) | -Что важное для себя вы открыли на сегодняшнем уроке? -А что вам надо запомнить на всю жизнь? Домашнее задание поможет вам ещё раз вспомнить то самое важное, о чём говорили на уроке. Откройте тетрадь на с.8, найдите №12, отметьте галочкой, прочитайте задание (шёпотом). Кто не понял задание? Вы меня порадовали, были активными, дружно работали в группах. Наиболее организованная группа…. Особенно хорошо работали…. |
Рефлексия (3 мин.). | Давайте ещё раз посмотрим на человечка. У него есть все органы чувств. Он радуется тому, что теперь всё видит, слышит и чувствует. А у вас есть эти органы чувств? А что это значит? Значит, и вы тоже всё чувствуете. Давайте подарим человечку связку шариков и этим выразим свои чувства по отношению к уроку жёлтый шар - понравилось всё, зелёный – понравилось, но было трудно синий – не понравилось свой шар. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме "Органы чувств" 3 класс
Урок окружающего мира по теме "Органы чувств" 3 класс...
Урок окружающего мира по теме "ОРГАНЫ ЧУВСТВ" 3 класс "Школа России"
Технологическая карта урока и презентация...
Урок окружающего мира «Наши помощники – органы чувств» в 1 классе.
Урок окружающего мира в 1 классе. УМК «Начальная школа 21 века» Тема: «Наши помощники – органы чувств»....
Презентация к уроку окружающего мира на тему "Органы чувств". 3 класс.
Презентация к уроку окружающего мира в третьем классе на тему "Органы чувств"....
Урок окружающего мира (3 класс) «Органы чувств и их функции»
Урок помогает провести учебное исследование. Человек постоянно сталкивается с неизвестным. На этом уроке окружающего мира учащиеся освоят один из способов получения ответов на свои вопросы - наблюдени...
Урок окружающего мира. 3 класс. Органы чувств
Тема: Органы чувствЦель: Исследование и изучение особенностей органов чувств, их работы и восприятия....
Технологическая карта урока окружающего мира 3 класс "Органы чувств"
Разработка урока-исследования по теме "Органы чувств"...