Урок окружающего мира на тему "Экологическая безопасность"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Конспект урока окружающего мира на тему "Экологическая безопасность" 3 класс (автор Плешаков) с применением сингапурской методики и применением смарт -доски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskaya_bezopasnost._3_klass.docx | 31.9 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1
им. В.Ф.Ежкова с углубленным изучением
отдельных предметов»
Урок окружающего мира
на тему:
«Экологическая безопасность»
3 класс
Урок подготовила :
Ахунова Г.Г.
Тема: Экологическая безопасность.
Цели: ознакомить детей с терминами «экологическая безопасность», «экологическое равновесие»,» цепь загрязнения»; доказать детям, то Земля- наш дом: бережём дом- бережём здоровье; определить правила личной экологической безопасности; развивать речь, мышление, обогащать словарный запас; воспитывать бережное отношение к природе и чувство ответственности.
Оборудование: мультимедийное оборудование, Красная книга, карточки для работы в парах(на каждую парту), карточки-«помогайки» для составления памяток в групповой работе ( для 3-х групп); словарь С.И.Ожегова.
Ход урока.
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: « Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар.
Слайд 1
Это- Земля. Жизнь начинается… Мир переливается разными красками. И как важно, чтобы это продолжалось вечно». Эпиграфом сегодняшнего урока я предлагаю строчку из стихотворения Роберта Рождественского: «Сохранить природу – сохранить жизнь».
-А без чего невозможна жизнь?
-Как мы называем то, что окружает человека? ( окружающая среда)
- Сегодня на уроке мы узнаем, что такое экологическое равновесие, экологическая безопасность, познакомимся с правилами личной экологической безопасности.
II. Изучение нового материала.
1. Актуализация опорных знаний.( понятия «Экология», «эколог»)
Слайды 3-8
Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов, могуществом гор и яркой зеленью лесов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного – бережного доброго отношения. Когда-то человек подчинялся власти природы, но постепенно он стал освобождаться от этой зависимости. Он становился хозяином.
Чтобы всему живому было комфортно, т.е удобно, приятно, хорошо, нужно , чтобы вокруг царило спокойствие, чистота и красота. Многие действия людей наносят большой ущерб природе, и природа подаёт сигнал о спасении.
Для наведения и поддержания порядка в окружающей нашей среде нужна целая наука и хорошо подготовленные специалисты.
-Как же называется эта наука? (экология)
- А кто может сказать, что изучает экология?
-Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.
2. Знакомство с понятием «экологическое равновесие».
Сейчас я зачитаю стихотворение Владимира Высоцкого «Натянутый канат», а вы подумайте, о ком идёт речь.
« Посмотрите – вот он
без страховки идёт.
Чуть правее наклон –
упадёт, пропадёт!
Чуть левее наклон-
всё равно не спасти…
Но должно быть, ему очень нужно пройти
четыре четверти пути.»
-О ком это стихотворение?
Слайд 9
- В чём опасность его профессии?
- Что важно для канатоходца? (соблюдать равновесие)
-А что такое равновесие?
-Давайте найдём значение этого слова в толковом словаре С.И.Ожегова (Состояние покоя, в котором находится какое то тело под воздействием равных, противоположно направленных и потому взаимно уничтожающих сил) Значит равновесие - это устойчивое соотношение между чем-нибудь.
Слайд 10
-Если взять весы, то равновесием будет такое положение, когда его чаши на одном уровне.
-В окружающем нас мире есть равновесие?
-Как вы думаете, что нужно положить на чаши экологических весов, если мы знаем, что экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой)( человек и природа)
-Когда человек бережно относится к природе и его действия не наносят природе вред , то можно говорить, что соблюдается экологическое равновесие. Если же нет, тут начинаются беды.
- Давайте посмотрим мультфильм «Как дед равновесие нарушил».
Просмотр отрывка мультфильма по мотивам сказки В. Бианки «Как дед великое равновесие нарушил»
- Какой вывод можно сделать? ( В природе всё взаимосвязано)
-Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа…Люди сами, своими руками загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву.
– К сожалению, окружающий нас мир не может с нами говорить, а сколько могла бы нам сказать. Давайте представим, что они обрели дар речи и выслушаем их.
Выступление учеников о воздухе, воде, почве, растениях и животных. Слайды 11-18
Выступление обвинителя «Воздух».
– За год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается 5 млрд тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра – над Антарктидой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся – над Арктикой, Европой. Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания.
К и с л о р о д . Его становится на Земле всё меньше и меньше. А выхлопные газы заводов чёрной и химической промышленности, котельных, транспорта?
Выступления обвинителя «Вода».
– Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. В результате деятельности человека в реках Европы – Сене, Дунае, Рейне, Волге – нельзя купаться. Озеро Байкал, который содержит 1/3 мировых запасов пресной воды, в результате работы целлюлозно-бумажного комбината ныне потеряло способность самоочищаться. Но ведь человеку нужна вода. Чтобы получить 1 т стали, необходимо израсходовать 150 т воды, а чтобы получить 1 т бумаги, нужно 250 т воды. В некоторых странах начали строить предприятия с замкнутым циклом производства. На таких предприятиях вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и снова используют. У нас таких предприятий, к сожалению, мало.
Выступление обвинителя «Растения. Почва».
Демонстрация Красной книги.
– Вам знакома эта книга? Как вы думаете, почему она такого цвета?
(Высказывания детей.)
– Почему же исчезают растения? В чем причина?
Я хотела бы ответить так:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны,
И не будет красоты
Давайте представим, что в лес пришли горе-туристы. Что произойдёт? Что останется после них?
Выступление обвинителя Почва образуется очень медленно, для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить её можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушено примерно третья часть всех плодородных почв. Неправильно внося минеральные удобрения, люди во многих местах испортили почвы.
У нас в стране произрастает 18 тыс. видов травянистых растений. Многие из них занесены в Красную книгу. Среди них подснежник, тюльпаны, ландыш, зверобой, пион. Цветы, травы уменьшают содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, газов и дыма – в 2 раза.
А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25 тыс. видов растений. А без растений нет жизни многим видам насекомых.
- Что вы можете сказать об экологическом равновесии после всего услышанного?
3. Знакомство с понятием «Экологическая безопасность»
Учитель.
- Нам прищлось выслушать неприятные, но справедливые слова.
- Как вы думаете, как ответит нам природа на всё это?
Чтение текста на с.29 1-й абзац.
-Давайте рассмотрим по рисунку на с.29 цепь загрязнения.
Дети работают на интерактивной доске. Составляют и объясняют цепи загрязнения. Слайды 19-20
-С помощью данных рисунков попробуйте составить цепи загрязнения и объяснить их.
Слайд 21 (воздух, вода, продукты питания)
-Так откуда же в организм человека поступают загрязняющие вещества?
-Значит, загрязнённая окружающая среда оказывает вредное воздействие на человека, т.е. это для нас опасность.
- А как вы понимаете слово безопасность? Давайте прочитаем определение и узнаем, что такое экологическая безопасность.
Чтение текста в учебнике на с.30 2-й абзац.
Вывод: Мы доказали, что негативное воздействие человека на окружающую среду, возвращается к человеку, делая его слабым и больным.
- Теперь, зная об опасностях окружающей среды, давайте составим памятки нашей экологической безопасности. Разделитесь на группы. Поможет вам учебник.
Практическая работа. Работа в группах. (3 группы)
1 группа. Составить памятку защиты от загрязнённого воздуха.
2 группа. Составить памятку защиты от загрязнённой воды.
3 группа. Составить памятку защиты от продуктов, содержащих вредные вещества.
ПАМЯТКИ
Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
• Не собирай ягоды и грибы недалеко от автомобильных дорог, свалок и промышленных предприятий.
• Всегда тщательно мой овощи и фрукты.
• Не ешь рыбу, выловленную в загрязненной реке.
• В магазине выбирай экологически чистые продукты.
Как защититься от загрязненного воздуха.
• Выбирай такую дорогу, где автомобилей поменьше, а зелени побольше.
• Не останавливайся возле автомобиля с работающим двигателем.
• Не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог.
• Попроси взрослых не курить в квартире.
• Разводи комнатные растения, которые очищают воздух.
• Охраняя растения, сбережешь чистый воздух.
Как защититься от загрязненной воды.
• Нельзя купаться возле промышленных стоков.
• Пей только кипяченую воду.
• Очищай воду в домашних условиях с помощью специального бытового фильтра.
1 представитель каждой группы зачитывает памятки.
III. Закрепление материала. Тест «Проверь себя»
- Что такое цепь загрязнения?
Движение загрязняющих веществ по цепочке
Влияние загрязняющих веществ на цепь питания
Влияние загрязняющих веществ на питание человека
Загрязнение окружающего мира
- Что такое экологическая безопасность?
Наука об охране окружающего мира
Правила безопасности
Защита от вредного воздействия окружающей среды
Наука об охране человека от природы
- Как защититься от загрязнённого воздуха?
Реже дышать на улице
Всё время ходить по городу в маске
Выбирать дорогу, где меньше движение транспорта
Носить с собой прибор для очищения воздуха
- Какую воду полезно пить для здоровья?
Газированную
Из-под крана
Очищенную питьевую
Кипячёную
- Какие продукты содержат вредные для организма добавки?
Каша борщ
Овощи чипсы
- Что может быть источником поступления загрязняющих веществ в организм человека?
Микробы вода
Воздух продукты питания
Работа в парах по карточкам.
Каждому ученику выдаётся карточка с заданием: соедини начало фраз и их окончание, и ты получишь правила бережного отношения к природе.
- Экономно относясь к продуктам, -Включая свет, -Сортируя мусор, Починив протекающий кран, -Покупая товары со знаком с вторичной переработки упаковки. -Изучая природу, -Охраняя растения, | …экономишь и сберегаешь воздух от загрязнения. …бережёшь чистую воду. …узнаешь, как её сберечь. …даёшь возможность снова сделать полезные вещи. …бережёшь плодородные земли и труд людей. …бережёшь чистый воздух. …сохраняешь леса. |
Проверка. Дети прочитывают по одной фразе.
IV. Итог урока.
- В заключение давайте прочитаем следующие строки:
…Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни, истину простую:
Вас много , а она (СЛАЙД с планетой) – одна!
Итог урока.
Д/з рабочая тетрадь с.17-19 задания 1-4, ответить на вопросы с.34( учебник)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «БЕРЕГИТЕ ВОДУ! БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ».
На данном уроке расширяются знания учащихся о воде, её роли в природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам. На уроке закладываются основы понимания взаимосвязи окру...
Урок окружающего мира: Заседание клуба "Безопасное поведение в лесу"
Новая форма урока - Заседание клуба. Дети вспоминают ориентирование на местности, сами выводят правила, работают в группах, составляют сообщение для первоклассников о безопавном поведении в лесу....
Урок окружающего мира по теме: "Безопасное поведение в лесу"
Изучение данной темы входит в раздел "Здоровье и безопасность" ....
Урок окружающего мира. Здоровье и безопасность. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Материал может быть использован для внеурочной деятельности. Сценарий урока + презентаци + викторина по правилам дорожного движения....
Урок окружающего мира "Природа и безопасность". 3 класс
Урок окружающего мира "Природа и безопасность". 3 класс. УМК "Школа России"....
Конспект урока окружающего мира + презентация «Твоя безопасность на улице» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)
Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умений применять теоретические правила безопасного поведения на улице.Планируемые результатыПредметные:знать, правила безопасного поведения...
Конспект урока окружающего мира + презентация «Твоя безопасность дома» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)
Цели деятельности учителя: обсуждение проблемы, связанные с безопасностью в своем доме; составление правила безопасного обращения с электроприборами, с газовыми установками, правилами общения чер...