Урок окружающего мира на тему "Экологическая безопасность"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Конспект урока окружающего мира на тему "Экологическая безопасность" 3 класс (автор Плешаков) с применением сингапурской методики и применением смарт -доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_bezopasnost._3_klass.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1

им. В.Ф.Ежкова с углубленным изучением

 отдельных предметов»

Урок окружающего мира

на тему:

«Экологическая безопасность»

3 класс

Урок подготовила :

Ахунова Г.Г.

Тема: Экологическая безопасность.

Цели: ознакомить детей с терминами «экологическая безопасность», «экологическое равновесие»,» цепь загрязнения»; доказать детям, то Земля- наш дом: бережём дом- бережём здоровье; определить правила личной экологической безопасности; развивать речь, мышление, обогащать словарный запас; воспитывать бережное отношение к природе и чувство ответственности.

Оборудование: мультимедийное оборудование,  Красная книга, карточки для работы в парах(на каждую парту), карточки-«помогайки» для составления памяток в групповой работе ( для 3-х групп); словарь С.И.Ожегова.

Ход урока.

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

-Сегодня на уроке мне понадобится ваше внимание, поддержка и помощь Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: « Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было, кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар.

Слайд 1

Это- Земля. Жизнь начинается… Мир переливается разными красками. И как важно, чтобы это продолжалось вечно». Эпиграфом сегодняшнего урока я предлагаю строчку из стихотворения Роберта Рождественского: «Сохранить природу – сохранить жизнь».

-А без чего невозможна жизнь?

-Как мы называем то, что окружает человека? ( окружающая среда)

    - Сегодня на уроке мы узнаем, что такое экологическое равновесие, экологическая безопасность, познакомимся с правилами личной экологической безопасности.

II.  Изучение нового материала.

1. Актуализация опорных знаний.( понятия «Экология», «эколог»)

 

Слайды 3-8

Природа украшает нашу жизнь. Она доставляет нам много радости. Мы с удовольствием слушаем песни птиц, журчание ручейка, таинственный шёпот лесов. Мы с наслаждением любуемся раздольем полей, зеркальной гладью рек, красотой цветов, могуществом гор и яркой зеленью лесов. Всё это нам щедро дарит планета Земля. А взамен просит только одного – бережного доброго отношения. Когда-то человек подчинялся власти природы, но постепенно он стал освобождаться от этой зависимости. Он становился хозяином.

Чтобы всему живому было комфортно, т.е удобно, приятно, хорошо, нужно , чтобы вокруг царило спокойствие, чистота и красота. Многие действия людей наносят большой ущерб природе, и природа подаёт сигнал о спасении.

Для наведения и поддержания порядка в окружающей нашей среде нужна целая наука и хорошо подготовленные специалисты.

-Как же называется эта наука? (экология)

- А кто может сказать, что изучает экология?

-Эколог пытается определить, какое влияние оказывают друг на друга человек и природа и как добиться взаимопонимания и сотрудничества между ними.

2. Знакомство с понятием «экологическое равновесие».

Сейчас я зачитаю стихотворение Владимира Высоцкого «Натянутый канат», а вы подумайте, о ком идёт речь.

     « Посмотрите – вот он

                            без страховки идёт.

Чуть правее наклон –

                           упадёт, пропадёт!

Чуть левее наклон-

                           всё равно не спасти…

Но должно быть, ему очень нужно пройти

                          четыре четверти пути.»

 -О ком это стихотворение?

Слайд 9 

- В чём опасность его профессии?

- Что важно для канатоходца? (соблюдать равновесие)

-А что такое равновесие?

-Давайте найдём значение этого слова в толковом словаре С.И.Ожегова (Состояние покоя, в котором находится какое то тело под воздействием равных, противоположно направленных и потому взаимно уничтожающих сил) Значит равновесие - это устойчивое соотношение между чем-нибудь.

Слайд 10

-Если взять весы, то равновесием будет такое положение, когда его чаши на одном уровне.

-В окружающем нас мире есть равновесие?

-Как вы думаете, что нужно положить на чаши экологических весов, если мы знаем, что экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой)( человек и природа)

-Когда человек бережно относится к природе и его действия  не наносят природе вред , то можно говорить, что соблюдается  экологическое  равновесие. Если же нет, тут начинаются беды.

- Давайте посмотрим мультфильм «Как дед равновесие нарушил».

Просмотр отрывка мультфильма по мотивам сказки В. Бианки «Как дед великое равновесие нарушил»

- Какой вывод можно сделать? ( В природе всё взаимосвязано)

-Природа переживает сегодня немалые потрясения. Чаще звучат слова: неблагоприятная экология, экологический кризис, экологическая катастрофа…Люди сами, своими руками загрязняют окружающую среду: воздух, воду, почву.

– К сожалению, окружающий нас мир  не может с нами говорить, а сколько могла бы нам сказать. Давайте представим, что они обрели  дар речи и выслушаем их.

Выступление учеников о воздухе, воде, почве, растениях и животных. Слайды 11-18

Выступление обвинителя «Воздух».

– За год в атмосферу только углекислого газа выбрасывается 5 млрд тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры. Постоянная озоновая дыра – над Антарктидой, временами расширяющаяся и уменьшающаяся – над Арктикой, Европой. Москвой. В эти дыры устремляются ультрафиолетовые лучи, от которых у людей возникают раковые заболевания.

К и с л о р о д . Его становится на Земле всё меньше и меньше. А выхлопные газы заводов чёрной и химической промышленности, котельных, транспорта?

Выступления обвинителя «Вода».

– Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов. В результате деятельности человека в реках Европы – Сене, Дунае, Рейне, Волге – нельзя купаться. Озеро Байкал, который содержит 1/3 мировых запасов пресной воды, в результате работы целлюлозно-бумажного комбината ныне потеряло способность самоочищаться. Но ведь человеку нужна вода. Чтобы получить 1 т стали, необходимо израсходовать 150 т воды, а чтобы получить 1 т бумаги, нужно 250 т воды. В некоторых странах начали строить предприятия с замкнутым циклом производства. На таких предприятиях вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и снова используют. У нас таких предприятий, к сожалению, мало.

Выступление обвинителя «Растения. Почва».

Демонстрация Красной книги.

– Вам знакома эта книга? Как вы думаете, почему она такого цвета?

(Высказывания детей.)

– Почему же исчезают растения? В чем причина?

Я хотела бы ответить так:

 Если я сорву цветок,

 Если ты сорвёшь цветок,

 Если мы сорвём цветы –

 Опустеют все поляны,

 И не будет красоты

Давайте представим, что в лес пришли горе-туристы. Что произойдёт? Что останется после них?

Выступление обвинителя  Почва образуется очень медленно, для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить её можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле разрушено примерно третья часть всех плодородных почв. Неправильно внося минеральные удобрения, люди во многих местах испортили почвы.

У нас в стране произрастает 18 тыс. видов травянистых растений. Многие из них занесены в Красную книгу. Среди них подснежник, тюльпаны, ландыш, зверобой, пион. Цветы, травы уменьшают содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, газов и дыма – в 2 раза.

А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25 тыс. видов растений. А без растений нет жизни многим видам насекомых.

- Что вы можете сказать об экологическом равновесии после всего услышанного?

3. Знакомство с понятием «Экологическая безопасность»

Учитель.

- Нам прищлось выслушать неприятные, но справедливые слова.

- Как вы думаете, как ответит нам природа на всё это?

Чтение текста на с.29 1-й абзац.

-Давайте рассмотрим по рисунку на с.29 цепь загрязнения.

Дети работают на интерактивной доске. Составляют и объясняют цепи загрязнения. Слайды 19-20

-С помощью данных рисунков попробуйте составить цепи загрязнения и объяснить их.

Слайд 21  (воздух, вода,  продукты питания)

-Так откуда же в организм человека поступают загрязняющие вещества?

-Значит, загрязнённая окружающая среда оказывает вредное воздействие на человека, т.е. это для нас опасность.

- А как вы понимаете слово безопасность? Давайте прочитаем определение и узнаем, что такое экологическая безопасность.

Чтение текста в учебнике на с.30 2-й абзац.

Вывод: Мы доказали, что негативное воздействие человека на окружающую среду, возвращается к человеку, делая его слабым и больным.
- Теперь, зная об опасностях окружающей среды, давайте составим памятки нашей экологической безопасности. Разделитесь на группы. Поможет вам учебник.

Практическая работа. Работа в группах. (3 группы)

1 группа. Составить памятку защиты от загрязнённого воздуха.

2 группа. Составить памятку защиты от загрязнённой воды.

3 группа. Составить памятку защиты от продуктов, содержащих вредные вещества.

ПАМЯТКИ

Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

• Не собирай ягоды и грибы недалеко от автомобильных дорог, свалок и промышленных предприятий.
• Всегда тщательно мой овощи и фрукты.
• Не ешь рыбу, выловленную в загрязненной реке.
• В магазине выбирай экологически чистые продукты.

Как защититься от загрязненного воздуха.

• Выбирай такую дорогу, где автомобилей поменьше, а зелени побольше.
• Не останавливайся возле автомобиля с работающим двигателем.
• Не гуляй по улице во время тумана – это может быть смог.
• Попроси взрослых не курить в квартире.
• Разводи комнатные растения, которые очищают воздух.
• Охраняя растения, сбережешь чистый воздух.

Как защититься от загрязненной воды.

• Нельзя купаться возле промышленных стоков.
• Пей только кипяченую воду.
• Очищай воду в домашних условиях с помощью специального бытового фильтра.

1 представитель каждой группы зачитывает памятки.

III. Закрепление материала. Тест «Проверь себя»

  1. Что такое цепь загрязнения?

Движение загрязняющих веществ по цепочке

Влияние загрязняющих веществ на цепь питания

Влияние загрязняющих веществ на питание человека

Загрязнение окружающего мира

  1. Что такое экологическая безопасность?

Наука об охране окружающего мира

Правила безопасности

Защита от вредного воздействия окружающей среды

Наука об охране человека от природы

  1. Как защититься от загрязнённого воздуха?

Реже дышать на улице

Всё время ходить по городу в маске

Выбирать дорогу, где меньше движение транспорта

Носить с собой прибор для очищения воздуха

  1. Какую воду полезно пить для здоровья?

Газированную

Из-под крана

Очищенную питьевую

Кипячёную

  1. Какие продукты содержат вредные для организма добавки?

Каша                                      борщ

Овощи                                   чипсы

  1. Что может быть источником поступления загрязняющих веществ в организм человека?

Микробы                               вода

Воздух                                   продукты питания

Работа в парах  по карточкам.

Каждому ученику выдаётся карточка с заданием: соедини начало фраз и их окончание, и ты получишь правила бережного отношения к природе.

- Экономно относясь к продуктам,

-Включая свет,

-Сортируя мусор,

Починив протекающий кран,

-Покупая товары со знаком с вторичной переработки упаковки.

-Изучая природу,

-Охраняя растения,

…экономишь и сберегаешь воздух от загрязнения.

…бережёшь чистую воду.

…узнаешь, как её сберечь.

…даёшь возможность снова сделать полезные вещи.

…бережёшь плодородные земли и труд людей.

…бережёшь чистый воздух.

…сохраняешь леса.

 Проверка. Дети прочитывают по одной фразе.

IV. Итог урока.

- В заключение  давайте прочитаем следующие строки:

…Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей.

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей!

Не жги ее напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни, истину простую:

Вас много , а она (СЛАЙД с планетой) – одна!

Итог урока.

Д/з рабочая тетрадь с.17-19 задания 1-4, ответить на вопросы с.34( учебник)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «БЕРЕГИТЕ ВОДУ! БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ».

На данном уроке расширяются знания учащихся о воде, её роли в природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам. На уроке закладываются основы понимания взаимосвязи окру...

Урок окружающего мира: Заседание клуба "Безопасное поведение в лесу"

Новая форма урока - Заседание клуба. Дети вспоминают ориентирование на местности, сами выводят правила, работают в группах, составляют сообщение для первоклассников о безопавном поведении в лесу....

Урок окружающего мира по теме: "Безопасное поведение в лесу"

Изучение данной темы входит в раздел "Здоровье и безопасность" ....

Урок окружающего мира. Здоровье и безопасность. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Материал может быть использован для внеурочной деятельности. Сценарий урока + презентаци + викторина по правилам дорожного движения....

Урок окружающего мира "Природа и безопасность". 3 класс

Урок окружающего мира "Природа и безопасность". 3 класс. УМК "Школа России"....

Конспект урока окружающего мира + презентация «Твоя безопасность на улице» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умений применять теоретические правила безопасного поведения на улице.Планируемые результатыПредметные:знать, правила безопасного поведения...

Конспект урока окружающего мира + презентация «Твоя безопасность дома» (УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс)

Цели деятельности учителя: обсуждение проблемы, связанные с безопасностью в своем доме; составление правила безопасного обращения с электроприборами, с газовыми установками, правилами общения чер...