КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «БЕРЕГИТЕ ВОДУ! БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ».
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
На данном уроке расширяются знания учащихся о воде, её роли в природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам. На уроке закладываются основы понимания взаимосвязи окружающего мира и самого себя, бережного отношения к природе и своему здоровью, ответственности каждого человека за экологическое состояние планеты, формируется умение правильно вести себя на воде. В начале урока дети закрепляют знания о воде, узнают о причинах её загрязнения, сталкиваются с необходимостью беречь воду – источник жизни. Во второй части урока дети вспоминают о том, что вода – источник опасности и учатся безопасному поведению на воде. На примере сценки кукольного театра, кадров презентации ребята закрепляют знания о том, что воды, пригодной для питья, на планете становится всё меньше: воду необходимо беречь, от чистоты воды зависит здоровье человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_na_konkurs.docx | 42.88 КБ |
om_i_obzh_3_klass_kratko.ppt | 1.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Ж.В.Замалдинова, учитель начальных классов
Муниципальное образовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа №82 с углубленным изучением отдельных предметов» Приволжского района г. Казани республики Татарстан
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ «БЕРЕГИТЕ ВОДУ! БЕЗОПАСНОСТЬ НА ВОДЕ».
На данном уроке расширяются знания учащихся о воде, её роли в природе, в жизни человека, о необходимости бережного отношения к водным ресурсам. На уроке закладываются основы понимания взаимосвязи окружающего мира и самого себя, бережного отношения к природе и своему здоровью, ответственности каждого человека за экологическое состояние планеты, формируется умение правильно вести себя на воде. В начале урока дети закрепляют знания о воде, узнают о причинах её загрязнения, сталкиваются с необходимостью беречь воду – источник жизни. Во второй части урока дети вспоминают о том, что вода – источник опасности и учатся безопасному поведению на воде. На примере сценки кукольного театра, кадров презентации ребята закрепляют знания о том, что воды, пригодной для питья, на планете становится всё меньше: воду необходимо беречь! От чистоты воды зависит здоровье человека.
Цели: 1. Рассмотреть причины загрязнения водоёмов;
2. Ознакомить детей с мерами охраны водоёмов от загрязнения;
3. Учить бережному и экономному отношению к воде.
4. Познакомить с Правилами безопасного поведения на воде.
Оборудование:
- Схема «Круговорот воды в природе»;
- Карточка с индивидуальными заданиями для учащихся;
- Кроссворд;
- Памятка о безопасном поведении на воде.
- Компьютер, мультимедийный проектор, экран, магнитофон (каждый этап урока сопровождается кадрами презентации).
- Ширма изображающая водоём, желтая, красная, черная, фиолетовая рыбки на тростях (длинных спицах).
Ход урока
Организационный момент. Сообщение темы урока.
Учитель: | Вы слыхали о воде? Говорят она везде! |
1 капелька: | В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране. Как сосулька замерзает, В лес туманом заползает. |
2 капелька | Ледником в горах зовётся, Лентой серебристой вьётся. |
3 капелька: | На плите у нас кипит, Паром чайника шумит, Растворяет сахар в чае. Мы её не замечаем. Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда. |
Все вместе капельки: | Без меня вам не умыться, Ни наесться, ни напиться! Смею я вам доложить – без неё нам не прожить! |
- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тема нашего урока «Берегите воду! Безопасность на воде».
- Оказывается, вода находится в опасности. Почему? (Выслушиваются ответы детей).
- Чистой воды на земле становится всё меньше и меньше, а потребность в ней возрастает.
Индивидуальная работа выполняется пока идёт фронтальная работа
с классом (4 учащихся).
1. Составь схему «Круговорот воды в природе».
2. Заполни таблицу:
№ | Состояния воды | Причины разных состояний воды |
3. Лёд легче воды. Превращаясь в лёд, вода расширяется. Какое значение имеет это свойство льда в природе? Ответ напишите.
4. Реши кроссворд:
1, 2, 3 – различные состояния воды.
4 – условие, при котором вода может менять своё состояние.
Ответы: 1.Жидкое, 2.Твёрдое, 3.Газообразное, 4.Температура
Проверка домашнего задания.
1. Сейчас мы выполняем тест по пройденному материалу. (Приложение 1)
2. Учитель проводит краткий фронтальный опрос по вопросам раздела учебника «Проверь себя»:
Устные ответы на вопросы учителя:
- В каких трёх состояниях бывает вода?
- При каких условиях образуется лёд?
- Отчего лёд тает?
- Как образуется пар?
- При каком условии пар превращается в жидкую воду?
- Как происходит круговорот воды в природе?
- Вода – самое удивительное и полное тайн вещество. Мы встречаемся с ней каждый день. Человеку в сутки требуется примерно 2л воды. Слону – 90л. Чтобы вырастить 1кг яблок нужно 30 вёдер воды, 1 кг картофеля – 100 вёдер. Человек без еды может прожить 1 месяц, а без воды - 4 дня. Верблюд – самое терпеливое животное, он может обойтись без воды 21 день.
- Сколько воды содержится в человеке?
Наш организм в основном состоит из воды. Она входит в состав крови, слюны, желудочного сока. С помощью воды из организма удаляются вредные вещества.
А много ли воды на Земле? Всем ли её хватит?
На глобусе синим цветом изображена вода. Космонавты, наблюдавшие её из космоса, назвали «голубой планетой».
- Чего больше на нашей планете – суши или воды?
Вода есть в морях и океанах, реках, ручьях и озёрах. Есть в атмосфере в газообразном состоянии - в виде пара, тумана, облака, осадков, это град, снег, дождь. Есть она и в твёрдом состоянии – ледники в горах, в Антарктиде и в Арктике в виде снега и льда.
Но из всей воды на Земле лишь 30% приходится на долю пресной воды (пригодной для питья). Морскую и океанскую воду мы не употребляем в пищу, т.к. в ней содержится большое количество разных солей.
- Кто пробовал морскую воду на вкус? Понравилась?
Работа по теме.
- Беседа «Почему надо беречь воду?».
Вода – добрый друг и помощник человека. Но повсеместно можно наблюдать загрязнение природы промышленными отходами, сточными водами, сельскохозяйственной деятельностью.
Бурное развитие промышленности в начале ХХ века привело к значительному загрязнению водоёмов. А какая нам нужна вода? (Чистая.)
Воды на Земле одновременно и много, и мало. Её много в морях и океанах, но морская вода непригодна для питья, а также для многих технических производств и сельского хозяйства.
Пресной воды существенно меньше и треть населения Земли испытывают в ней недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Ограниченные запасы пресной воды ещё больше сокращаются из-за их загрязнения.
В последние столетия помимо естественного загрязнения природных источников частицами почвы, горными породами, минеральными солями так далее, возникла проблема промышленного, коммунального, сельскохозяйственного загрязнения воды.
2. Кукольный театр со сценкой «Разноцветная речка»
Жёлтая рыбка: Соседка! Ты почему такая красная?
Красная рыбка: На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала красной от сточных вод. А ты почему такая жёлтая?
Жёлтая рыбка: Жила я на мелководье, плескалась, играла с подружками. Но однажды сильный дождь прошёл. Чего он только с собой не принёс: отходы, ядохимикаты, удобрения. Пожелтела наша заводь. А ты, подружка, чего фиолетовая?
Фиолетовая рыбка: Видела бы ты, какой на мне груз лежал! Прошёл корабль и сбросил на меня банки, бутылки, колёса и даже брёвна. От натуги я краснела, синела, зеленела. Еле выбралась! Вот и стала фиолетовой!
Красная рыбка: Ой! Смотрите, кто это?
Фиолетовая рыбка: Среди моих сородичей я таких не видела.
Чёрная рыбка: Не пугайтесь, подружки! Я такая же рыбка, как и вы! Только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду. Стало нечем дышать, нечем питаться. От горя я почернела
Обсуждение сценки по вопросам:
- Ребята, Вы внимательно слушали рыбок. Отчего речка стала цветной?
- О чём рассказали рыбки?
(На доске записи закрыты. После ответов детей записи открываются)
сточные воды заводов | |||
источники загрязнения воды | кислотные дожди | ||
мусор с кораблей | |||
разливы нефти |
- Приведите примеры бесполезного расходования воды.
- Как же сохранить чистой воду в речке?
экономия воды
постройка очистных сооружений и отстойников
контроль за уровнем загрязнения
использовать для очистки воды живые организмы (моллюски)
высаживать растения по берегам водоёмов
- Чем каждый из нас может помочь нашей речке?
не бросать в воду мусор.
не мыть в водоёмах велосипеды и т.д.
3. Работа с учебником «Мир вокруг нас» на с. 57-59.
– Почему надо беречь воду?
- Для чего человеку нужна вода?
- Почему нельзя пить воду из реки, озера, ручья?
- Почему нельзя пить морскую воду?
Физкультминутка.
Рыбки серые плескались
В чистой тёпленькой воде.
То нырнут, то вынырнут.
То зароются в песке.
Беседа по теме:
- Не расходуй воду напрасно!
- Чтение стихотворения Б. Заходера «Течёт река».
Течёт река издалека… Течёт река…. Течёт река… Как хорошо, когда река И широка, и глубока! Над ней - пышнее облака, Свежей дыханье ветерка, Стройней и выше лес над ней, И луг прибрежный зеленей! Течёт река…. Течёт река… Поит поля и города, Несёт и лодки и суда, И рыбы ходят в глубине, И раки ползают на дне… Ты хороша, река весной, И осенью, и в летний зной! Купанье! Что за благодать! Кому, попробуй, передать! Приятней плыть в живой волне Ребятам или ребятне? Вся живность счастлива вполне! Но что такое? Караул! Нет, нет, никто не утонул, Нет, нет, как раз наоборот, | На мель садится пароход Средь бела дня, какой скандал! Наверно, лоцман маху дал! Да нет, далёко до буйка, Тут глубока была река. Была. Вот именно – была. Была, да видимо сплыла. Ах, реку мы не узнаём… Река становится ручьём! Уже и лодки на мели… Пловцы вдруг посуху пошли. А рыбы? В горе и тоске Бедняжки бьются на песке. Так что же с ней стряслось, с рекой? Увы, друзья, ответ такой: Дошкольник Сидоров Иван Забыл закрыть на кухне кран. Вы скажете: какой пустяк. Пустяк. Добро б ручей иссяк, А то вон из-за пустяка Пропала целая река! |
- О чём стихотворение?
- Почему в реке исчезла вдруг вода?
- Что случилось после того, как в реке стало меньше воды?
- О чём напоминает каждому это стихотворенье?
- Не расходуйте воду напрасно! Берегите её!
- Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!
Безопасное поведение на воде.
1. Рассмотрите страницу 61 учебника «ОБЖ» и скажите:
– Как безопасно вести себя на воде?
- Где можно купаться?
- Можно ли купаться в незнакомом месте?
- Можно ли купаться без взрослых?
- Можно ли купаться в болоте?
- Чем это грозит?
- Спасение утопающих дело рук самих утопающих.
2. Чтение памятки по безопасному поведению на воде.
Первичное закрепление
1. - Что нового вы знаете о значении воды для людей?
- Отчего загрязняется вода в реках, озёрах, морях?
- Чем опасно загрязнение воды?
- Как люди охраняют воду от загрязнений?
- Как каждый человек должен беречь воду?
- Как спастись на воде?
- Чтение вывода в учебнике «Окружающий мир» на с. 61.
«Загрязнение водоёмов опасно для всего живого. Чтобы уберечь водоёмы от загрязнения, сточные воды предприятий, ферм пропускают через очистные сооружения. Строятся и такие предприятия, на которых вообще не бывает сточных вод. Каждый человек должен беречь воду!»
Итог урока. Выставление оценок.
Учащийся читает стихотворение:
Пусть на Земле не умирают реки, Пусть стороной обходит их беда, Пусть чистой остаётся в них навеки Студёная и чистая вода. | Пусть никогда не зарастает тиной Тот берег, на котором я стою. Большие дяди, взрослые мужчины, Храните речку чистую мою! |
Домашнее задание
С. 57-61 читать учебник «Окружающий мир», пересказывать, отвечать на вопросы учебника;
С. 47-61 читать по учебнику «ОБЖ» памятку о безопасном поведении на воде.
Приложение 1.
Тест. Вода. Превращения и круговорот воды.
А – твёрдое В – жидкое С - газообразное
А – белая В – голубая С - бесцветная
А - ничего не происходит В - вода расширяется С - вода сжимается 4. Что происходит с водой при охлаждении? А - ничего не происходит В - вода расширяется С - вода сжимается 5. Какая часть тела человека состоит из воды: А - 2/3 В - 1/3 С – 1/2 6. Проводит ли вода тепло? А - не проводит В - плохо проводит С - хорошо проводит 7. При какой температуре вода превратится в лёд? А - +2ºС В - 0ºС С - -5ºС 8. Какая вода испарится быстрее холодная или теплая? А - они испарятся одновременно В - быстрее испарится тёплая вода С - быстрее испарится холодная вода 9. В виде какого вещества вода поднимается вверх? А – снега В – дождя С - пара 10. Почему море не выходит из берегов? А - воду пьют рыбы В - вода испаряется С - вода вытекает из моря в реки |
Приложение 2.
Задание творческой группе №1. 1. Как образуются кислотные дожди? Составить из отдельных картинок схему образования кислотного дождя. Предложены разрезные картинки: (город, завод, лес, река, облака с дождем, преимущественное направление ветра) |
Задание творческой группе № 2.
Предложены разрезные картинки: Завод, река, лес, город, тучи с дождем, преимущественное направление ветра. |
Список литературы:
- Плешаков А.А., Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В 2ч. Ч.1 – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2008. – с. 57-61.
- Дмитриева О.И., Максимова Т.В., Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» - 3класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2007. – с. 76-80.
- Усачев А.А., Березин А.И. «Основы безопасности жизнедеятельности: 3-4 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений. - 3-е изд., перераб. – М.: Астрель, 2008. – с.61-63.
- Дитрих А.К., Юрмин Г.А., . «Разноцветная речка» - М.: Сталкер, 2005. – с.123.
- Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и ее охрана: Книга для учащихся – М.: Просвещение, 1985. – 192с.
- Тихомирова Е.М., Тесты по предмету «Окружающий мир». К учебному комплекту А.А.Плешакова «Мир вокруг нас. 3класс». - М.: Издательство «Экзамен», 2007. - с.29-31.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
70% планеты Земля занимает мировой океан. Лишь 3% всей воды пригодна для питья
Вода
Слону – 90 л Человеку в сутки требуется примерно 2л воды
Чтобы вырастить 1 кг нужно 100 вёдер воды 30 вёдер воды
Без еды Без воды 1 месяц 4 дня
Без воды 21 день Самое терпеливое животное - верблюд
Окружающий мир и ОБЖ Берегите воду! Безопасность на воде Тема урока:
Почему надо беречь воду? Вода – наш добрый помощник
Загрязнение водоёмов промышленными отходами
Загрязнение водоёмов и почвы кислотными дождями
Загрязнение водоёмов сточными водами
Загрязнение водоёмов сельскохозяйственной деятельностью
Загрязнение водоёмов нефтью
Главный виновник загрязнения воды Человек
Разноцветная речка
Будь осторожен на воде!
Плавай только в присутствии взрослых
Плавай в отведённых для этого местах!
Берегите свою жизнь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного урока окружающего мира и математики
Вашему вниманию предлагается разработка интегрированного урока окружающего мира и математики во втором классе на тему: «Научно-практическая конференция «День Земли». При подготовке к конферен...
Конспект интегрированного урока окружающего мира и ИЗО по теме "Снег и лед"
В течение всего урока ребята совершают путешествие в царство снега и льда вместе со Снежинкой и Льдинкой и доказывают, что они родные сестры. Знакомясь со свойствами снега и льда, ребята проделывают р...
Интегрированный урок окружающего мира и английского языка в 3 классе. автор: Масливченко Т.Ф. Тема: « Путешествие по Великобритании»
Этот урок интегрированный и проводится с применением элементов поисковой деятельности учащихся и с использованием деятельности учащихся....
Интегрированный урок окружающего мира и английского языка в 4 классе на тему:"Природные зоны нашего региона".
Конспект интегрированного урока окружающего мира и английского языка в 4 классе...
Конспект интегрированного урока окружающего мира и технологии во 2,3 классах учителей начальных классов
Цели и задачи темы:познакомить детей с содержанием и последовательностью трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани;закрепить представления детей о социально-нравственном значении сов...
Конспект интегрированного урока окружающего мира и изобразительного искусства. 1 класс. "Почему радуга разноцветная"
На уроке применяется технология проблемного обучения, ИКТ....
Конспект интегрированного урока окружающего мира и изобразительного искусства. 1 класс. "Почему радуга разноцветная"
На уроке использовалась технология проблемного обучения, групповая технология, ИКТ....