Конспект урока Окружающего мира во 2 классе "Животные живого уголка"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок проводится в помещении городской станции юннатов, если нет такой возможности – с использованием мультимедийного оборудования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira.docx | 38.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Рудакова Т. А.,
учитель начальных классов
МБОУ « СОШ № 106»
Методическая разработка учебного занятия по курсу
окружающий мир во 2 классе УМК «Школа России»
Тема: Животные живого уголка.
Оборудование: урок проводится в помещении городской станции юннатов, если нет такой возможности – с использованием мультимедийного оборудования.
Технологическая карта изучения темы
Тема | Животные живого уголка |
Тип урока по целеполаганию | Урок «открытия новых знаний» путём наблюдения за животными |
Цель урока | Создание условий для формирования представлений детей о животных живого уголка |
Задачи урока | 1) образовательные: узнать на какие группы можно разделить животных; 2) развивающие: уметь выделять и сравнивать признаки этих групп, условия их содержания, делать выводы на основании рассуждений; 3) воспитательные: учиться замечать и ценить особенности мира животных, воспитывать любовь к природе и её обитателям, чувство ответственности за жизнь комнатных животных, домашних животных. |
Основные термины и понятия | Животные живого уголка, аквариум, террариум. |
Личностные результаты | Развитие личной ответственности за свои поступки, формирование этических чувств, доброжелательности, отзывчивости, сопереживания, бережного отношения к домашним животным. |
Предметные результаты | Учащиеся получат представление о животных живого уголка, повторят материал о домашних и диких животных. |
Метапредметные результаты | Учащиеся совершенствуют навыки осмысления чтения текста, умение строить речевые высказывания, учатся логическим операциям классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей. |
1 этап: Самоопределение к деятельности | |
Цель этапа: подготовка учеников к предстоящей работе на уроке. Формируемые УУД: позитивное отношение к предстоящей деятельности, включение в учебную деятельность. | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
На сегодняшнем уроке я желаю вам сделать большие и маленькие открытия, узнать много нового и интересного, работать дружно и уважать мнение друг друга. (3 мин) | Ученики настраиваются на работу. Дети были в помещениях станции неоднократно, поэтому по приходе туда, проходим в комнату для классных занятий и проверяем домашнее задание по тетрадям А. Плешакова по теме «Комнатные растения». |
2 этап: Актуализация знаний (беседа на основе имеющихся знаний учащихся по подготовке к постановке цели урока) | |
Цель этапа: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний учащихся. Формируемые УУД: овладение действием обобщения, построение рассуждений. | |
Мы изучаем разные виды животных.
А) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жилье, выводят потомство, называются … Б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются … О каких животных разговор пойдёт сегодня, вы узнаете, отгадав данный кроссворд: 1. Среди двора стоит копна: Спереди вилы, сзади метла. 2. Четыре ноги, Пятый хвост, Шестая грива. 3. С бородой, а не старик, С рогами, а не бык. Доится, а не корова, Лыко дерёт, а лаптей не плетёт. 4. Ноги тонки, голос звонкий, А хвост – закорючкой. Какое слово получилось в выделенной строчке? Как назвать всех этих животных? Какие из них могут жить и в городских квартирах? (4 мин) |
Дикие Домашние 1. Корова 2. Лошадь 3. Коза 4. Собака Кошка Домашние животные Собаки и кошки |
3 этап: Постановка учебной задачи | |
Цель этапа: создание условий для формулирования детьми цели урока. Формируемые УУД: умение осознавать и формулировать цель с помощью учителя. | |
Как называются животные, которые живут с человеком в квартире, комнате? Каких ещё животных можно увидеть у горожан? Для чего они нужны человеку? Что бы вы хотели узнать об этих животных? (1 мин) | комнатные Птиц, черепах, хомячков и т. д. Они интересные, красивые и т. д. Их особенности, повадки, в каких условиях их содержат. |
4 этап: Изучение новой темы (решение учебной задачи) | |
Цель этапа: создание условий для решения учебной задачи и нахождения путей её решения. Формируемые УУД: овладение сведениями о животных живого уголка. | |
У всех ли людей есть домашние питомцы? Где можно на этих животных посмотреть? Поэтому мы и пришли сюда. На станцию юннатов, здесь есть такой уголок. Те, у кого живут дома животные, которых мы увидим и дети, посещающие станцию юннатов, помогут нам провести экскурсию. (При необходимости можно воспользоваться методической помощью педагогов станции) Экскурсия. (Если урок проводится в классе, то используется презентация) А) Помещение для зверей, птиц, пресмыкающихся. Рассмотрите всех животных. На какие группы вы бы разделили их. Рассматривание отдельных животных, заслушивание рассказов детей и дополнения учителя.(20 мин) | Нет, могут быть разные причины В живых уголках Птицы (канарейки, попугаи) Звери (хомяки, морские свинки, мыши, ёжики, кролики) Пресмыкающиеся (черепаха, ящерица)
|
КАНАРЕЙКА. В природе обычная птица на Канарских островах, Азорских островах и на острове Мадейра. В 15 веке завезена в Европу и одомашнена. Выведено много пород декоративных и красиво поющих канареек. Питается преимущественно мелкими семенами, нежной зеленью и сочными плодами инжира. Очень любит купаться. Птицы стайками слетают к воде, чтобы попить и искупаться, при этом они сильно смачивают оперение. Гнезда устраивают на деревьях. В кладке 3-5 яиц. Насиживает самка. Самец же весь гнездовой период обычно сидит на концах ветвей и поет. Песня дикой канарейки приятная, но беднее и менее звучная, чем домашней. Дикие формы, по сравнению с домашними, не имеют такого разнообразия окраски и пения. Домашняя канарейка в нормальных условиях поет почти круглый год, за исключением периода линьки (август). Самое лучшее пение бывает весной, начиная с февраля — марта. У канареек поет самец — кенарь. Самки поют очень редко и с большими дефектами, к тому же недолго. ПОПУГАИ. Живут главным образом в тропиках. Длина от 9,5 см до 1 м. У многих хорошая память и способность к звукоподражанию. Большие полушария головного мозга у попугаев крупнее, чем у других птиц, их даже называют приматами среди птиц. Их природный язык наиболее развит среди пернатых. Попугаев люди держат в неволе с глубокой древности. Первыми были, вероятно, древние индийцы, в их представлении каждый благородный человек должен был научить говорить хотя бы одного попугая. Европейцы впервые познакомились с попугаями в Индии во время походов Александра Македонского. Птицы быстро завоевали популярность в Греции, а позднее и в Риме. Эти птицы, к своему несчастью, «вошли в моду», их чучелами украшали высокие прически, неразлучников, как символ верности, непременно дарили возлюбленным и т. д. Уже в 20 веке исчезли крупные и особенно яркие виды. ХОМЯКИ. Из отряда грызунов; включает около 390 видов, в том числе южноафриканский хомяк, золотистые хомячки, карликовые хомячки, белоногие хомячки, высокогорные хомяки, южноамериканские полевые хомячки, мохноногие хомячки, соневидные хомяки, скорпионовые хомячки, хомячки Томаса, гигантские рисовые хомяки, хлопковые хомяки, рыбоядные хомяки, хомячки, шиншиллы, хомяк Пуны. Длина тела 5-50 см, хвост от едва заметного до превышающего длину тела. Для хомяков характерны голые защечные мешки, у некоторых видов очень объемистые. Эти грызуны распространены в Южной и Северной Америке (наибольшее число видов), в умеренном поясе Евразии, на Мадагаскаре и только один вид в Южной Африке. Сирийские хомячки – резвятся как кошки и собаки, не кусаются, не грызут мебель, им можно позволить бегать по комнате. Ухаживать за ними очень легко. МОРСКАЯ СВИНКА родом из северной части Южной Америки, где обитает в пампасах и заболоченных лесных окраинах. Морские свинки были одомашнены инками, которые использовали их мясо. В 16 веке были завезены в Европу (отсюда название — заморская свинка, измененное позже на морская свинка). Длина тела морской свинки до 35 см; хвост малозаметен. Природная окраска коричневато-сероватая, с более светлым брюшком. Выведено много пород, различающихся размерами и окраской меха, в том числе декоративный длинношерстный вариант ангорская морская свинка. Жесткошерстные свинки называются розеттами. В природе морские свинки живут в норах, которые роют сами, но могут занимать норы и других животных. Они активны в сумерки и ночью. Это растительноядные животные. Морские свинки широко распространены в неволе; их содержание безопасно, просто и доступно ребенку 7-9 лет. Они не выносят сквозняков и сырости, реагируя на такие изменения, которые не замечает человек. Беременность возможна круглый год, длится 65 дней. Детеныши, в отличие от подавляющего большинства грызунов, появляются уже сформировавшимися, и сразу вдобавок к молоку нуждаются во взрослом корме. БЕЛЫХ МЫШЕЙ держат в доме издавна. Живут они в специальных клетках. Эти зверьки очень умны, хорошо приручаются и дрессируются. Домашняя мышь-альбинос — классическое лабораторное животное. Самый маленький вид — мышь-малютка — длина тела до 7 см, масса всего до 5 г. Обитатель лесных, пойменных и горных лугов. В природе строят замечательные гнездышки наподобие птичьих, сплетенных из стебельков травы. Зимуют в норах, но никогда в них не размножаются. ЕЖИ, семейство млекопитающих отряда насекомоядных. 7 родов. Около 20 видов. Населяют Евразию, Африку, Юго-Восточную Азию. Отсутствуют в Японии, Шри-Ланке и Мадагаскаре. Длина тела от 10 до 44 см. Хвост от 1 до 20 см. Большинство видов имеют вид типичных ежей с коротким хвостом, широко расставленными ногами, иглами на спине и боках. Другая группа видов похожа на мышевидных грызунов (гимнуры). В лесах средней полосы России распространен еж обыкновенный. Более экзотичен, но не редок еж ушастый, обитатель жарких степей и полупустынь юго-востока страны. Длина тела 20-25 см. Спина и бока ежей покрыты иглами. При опасности животные мгновенно свертываются в шар. Ежи средних широт на зиму впадают в спячку. На воле ежи активны в сумерках и ночью, днем дремлют в укрытиях; хорошо плавают. Зимой впадают в спячку. Еж активно поедает насекомых, ловит лягушек, мышей и изредка змей. Позволяет себе стащить с огорода какой-нибудь овощ. Гон начинается ранней весной и продолжается 2 месяца. Ежата (их бывает до 8) родятся голыми и слепыми, с мягкими иголками. На молочном вскармливании ежата находятся до 1 месяца. КРОЛИК, млекопитающее семейства зайцев. Длина тела 35-44 см, весит до 2,2 кг. Родина — Юж. и Центр. Европа, Сев. Африка. Завезен в Великобританию, Нов. Зеландию, Австралию, Америку, на юго-запад Украины. Объект охоты. Там, где многочислен, наносит вред сельскому хозяйству. Родоначальник пород кролика домашнего. Разводят ради мяса (тушки 2-3-месячных кроликов весят 1,8-3 кг), пуха (среднегодовой начес 300-700 г), шкурок. 3-6 окролов в год; в помете по 6-8 крольчат. НАЗЕМНЫЕ ЧЕРЕПАХИ распространены на всех материках (кроме Антарктиды), преимущественно в степях и пустынях, и на многих островах. У многих черепах под панцирь прячутся голова, хвост и конечности. Хорошо развиты зрение и обоняние, слух слабый. Челюсти зубов не имеют, покрыты роговыми пластинками. Большинство черепах ведет полуводный образ жизни. Яйца откладывают на суше. В холода и засуху могут впадать в зимнюю и летнюю спячку. Черепахи сухопутные и морские в основном растительноядны, пресноводные — обычно плотоядны (едят рыбу, земноводных, беспозвоночных). Могут месяцами обходиться без пищи. ЯЩЕРИЦЫ, подотряд пресмыкающихся отряда чешуйчатых. 20 семейств, среди них гекконы, агамы, игуаны, вараны, ядозубы, хамелеоны и другие, более 3900 видов. Обитают на всех континентах, кроме Антарктиды, преимущественно в тропиках и субтропиках; в степях, пустынях и лесах. Тело длиной от 3,5 см до 4 м (комодский варан), покрыто ороговелыми чешуйками. Туловище уплощенное, сжатое с боков (или цилиндрическое), разнообразной окраски. Язык у гекконов и агам широкий, мясистый, у варанов — длинный, слегка раздвоенный, утолщенный на конце. Веки подвижные или сросшиеся (у гологлазов), образуют «очки». Конечности у большинства хорошо развитые, у некоторых редуцированные или вовсе отсутствуют. Многие виды ящериц способны отбрасывать хвост (автотомия). Некоторые ядовиты (ядозубы). Большинство ведет наземный образ жизни, некоторые обитают в почве, на деревьях, на скалах; морская игуана живет у воды и заходит в море. Некоторые способны к планирующему полету. Мелкие ящерицы питаются беспозвоночными, главным образом насекомыми, иногда мелкими позвоночными; реже встречаются растительноядные или всеядные. Гигантский комодский варан нападает на различных млекопитающих. В основном яйцекладущие, есть яйцеживородящие и живородящие. Некоторым видам свойствен партеногенез. Мясо ящериц съедобно, кожа используется для различных поделок. Многие виды и подвиды ящериц охраняются. (физминутка) Чтобы продолжить нашу экскурсию и узнать, о каких животных пойдёт речь, отгадайте загадку: Вот стеклянный дом, Воды полон он. Хозяева молчат, На гостей в окно глядят. (Аквариум с рыбками) Б) Помещение с аквариумными рыбками. Рассматривание рыбок, заслушивание рассказов детей о своих рыбках. Информация учителя: СОМИКИ. Длина до 8 см. Тело в панцире из костных пластинок. Обитают в водоемах тропиков всех материков, кроме Австралии. Св. 20 видов разводят в аквариумах (анциструсы, лорикарии и др.) Чаще всего в аквариумах содержат МЕЧЕНОСЦА Геллера, пецилию пятнистую и пецилию трехцветную, реже — меченосца Монтесумы, Клеменсии, Кортеса, карликового и оливкового меченосцев. Мирные, стайные рыбы. Неприхотливы, выносливы, подходят для содержания в общих аквариумах. Всеядны, употребляют все виды корма, важную часть рациона составляет растительная пища. Рождают сформировавшихся мальков, выкармливание которых не представляет сложности. ВУАЛЕХВОСТ, одна из форм аквариумной золотой рыбки, выведенная в результате длительного отбора мутантных форм серебряного карася. Одна из самых красивых разновидностей золотых рыбок. Долгое время разводились лишь в скрытых от глаз европейцев садах японских императоров-микадо и выдающихся богачей. Тело короткое, яйцеобразной формы. Главная отличительная особенность породы — огромный хвост из двух и более сросшихся между собой плавников. При длине тела 8-10 см хвост может достигать и 30 см (и более у особо редких экземпляров). Хвост и плавники почти прозрачны, в идеале спинной плавник рыбка должна держать развернутым. Окраска разнообразная. ГУППИ. Обитает в пресных и солоноватых водоемах Венесуэлы, Гвианы, северной части Бразилии, на островах Барбадос и Тринидад. Акклиматизирована на всех континентах. Гуппи — самая распространенная и популярная рыба среди аквариумистов всего мира. Тело вытянутое, у самцов обычно до 4 см, у самок — до 6 см длиной. Выведено множество форм гуппи, различающихся как по окраске, так и по форме плавников. Существуют формы с голубой, кремовой, серебристой, белой окраской и альбиносы. Самцы гуппи селекционных форм отличаются красивыми веерообразными хвостовыми и вытянутыми спинными плавниками. Различают веерохвостые, юбочные, лирохвостые, иглохвостые и др. формы. Мирные, стайные, неприхотливые рыбы. Всеядны. Живородящие. Плодовитость до 150 мальков, но обычно 50-60. Продолжительность жизни в неволе самцов до 3 лет, самок — до 4 лет. | |
5 этап: Первичное закрепление (фронтальная работа и в парах) | |
Цель этапа: осознание и применение знаний, полученных при решении учебной задачи. Формируемые УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. | |
Для закрепления материала можно выполнить задания 1 и 2 в тетради «Проверь себя» (стр. 15) (7 мин) | |
6 этап: Рефлексия. Итог урока | |
Цель этапа: проверка достижений собственной цели, оценка эмоционального состояния и активности на уроке каждого учащегося. Формируемые УУД: умение излагать своё мнение, закрепление положительной мотивации на учебную деятельность. | |
Ребята, вспомните, какую цель вы каждый ставили для себя. На какой вопрос хотели найти ответ. Какие животные вам понравились? В сказке «Маленький принц» можно прочитать такую фразу: «Мы в ответе за тех, кого приручили». Как вы её понимаете? О каких животных не успели поговорить? Это и будет темой нашего следующего урока. (2 мин) | В течение 2 минут дети высказываются. О кошках и собаках |
7 этап: домашнее задание
|
Аннотация урока окружающего мира
Урок подготовлен для учеников разного уровня развития, в том числе и детей с ОВЗ. Занятие включает иллюстративный, текстовый и видеоматериал, который призван актуализировать знания детей по теме и стимулировать речь учеников, иллюстрирует сообщения, которые делают дети (если урок проходит в классе). Как показывает опыт работы, лучше провести экскурсию в живой уголок, так как такие занятия хорошо запоминаются детьми и несут большую развивающую и воспитательную направленность.
Подобранный материал способствует развитию интереса к предмету, позволяет изучать животный мир последовательно и выстраивает информацию в логической последовательности, на уроке создаётся благоприятная психологическая атмосфера.
Источники:
- Максимова Т. Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»:2 класс. – М.: ВАКО, 2012.- 336с.
- http://ru.wikipedia.org
- http://shkola-abv.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Живое и неживое".
Целью этого урока является систематизация представлений детей о живой и неживой природе.На уроке используется проблемно-диалогическая технология....
Конспект урока окружающего мира "Насекомые - часть живой природы."
Урок для учащихся 1 класса...
Конспект урока окружающего мира"В мире живой природы"
Урок окружающего мира во 2 классе построен в соответствии с ФГОС с использованием информационно-комунникативных технологий...
Конспект урока окружающего мира "Человек - часть живой природы" (УМК " Школа России" 3 класс)
Цели деятельности учителя: определить место человека в окружающем мире Планируемые результаты Предметные: :§ формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром;&sec...
Конспект урока окружающего мира на тему "Живая и неживая природа" (1 класс)
Конспект урока окружающего мира на тему "Живая и неживая природа" для 1 класса. Программа "Школа России"...
Конспект урока по окружающему миру. Тема:«Животные живого уголка». (УМК "Школа России", 2 класс)
Цели деятельности учителя: познакомить с обитателями живого уголка, с правилами ухода за этими животнымиПланируемые результатыПредметные:Развитие личной ответственности за свои поступки, формирование ...
Конспект урока окружающего мира. 2 класс. Тема: Животные живого уголка
Конспект урока окружающего мира. 2 класс. Тема: Животные живого уголка...