Конспект урока окружающего мира "Человек - часть живой природы" (УМК " Школа России" 3 класс)
материал по окружающему миру (3 класс)

Сайфуллина Эвелина Ринатовна

Цели деятельности учителя: определить место человека в окружающем мире

 

Планируемые результаты

Предметные: :

§  формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром;

§  учить работать самостоятельно и в паре, применяя самоконтроль и взаимоконтроль;

Личностные.

§  сравнить признаки человека с различными группами животного мира, продолжить формирование понятия "отличительный признак";

§  дать первоначальные сведения о системах органов человека.

 

Тип урока: «Открытие нового знания»

Оборудование  : учебник Окружающий мир 3 класс УМК «Школа России»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура урока «Открытие нового знания»

Дата:        14.09.2020                                                                                                        ФИО учителя Сайфутдинова Разифа С.

Школа:МОУ Курмановская СШ                                                                                ФИ студента Сайфуллина Эвелина Р.

Класс:3                                                                                                                ФИО методиста Боева С.З.

Кабинет: 3

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру

                                        (дисциплина)

Тема: «Человек - часть живой природы».

Цели деятельности учителя: определить место человека в окружающем мире

Планируемые результаты

Предметные: : 

  • формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающими миром;
  • учить работать самостоятельно и в паре, применяя самоконтроль и взаимоконтроль;

Личностные.

  • сравнить признаки человека с различными группами животного мира, продолжить формирование понятия "отличительный признак";
  • дать первоначальные сведения о системах органов человека.

Тип урока: «Открытие нового знания»

Оборудование  : учебник Окружающий мир 3 класс УМК «Школа России»

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

- Здравствуйте, ребята. На столах у нас порядок, все учебники убраны на край стола, сверху лежит пенал, посадка правильная. Давайте друг другу улыбнёмся и начнём наш урок окружающего мира.  В течении урока я буду давать вам вот такие жеточники за вашу активность на уроке и правильные ответы

Приветствовать учителя, организовывать рабочее место

Л: самоопределение;

II. Актуализация знаний и мотивация

Проверка домашнего задания: по рабочей тетради (с. 3-5)

- Что значат слова из словаря: организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп?

- Ребята, а давайте еще раз вернемся к царствам живой природы. Как вы думаете, о каком представителе живой природы мы еще с вами не говорили?

(О человеке)

К: строят речевое высказывание

III. Постановка учебной задачи

- Докажите, что человек – это часть живой природы - Чем человек отличается от растений и грибов? От  животных?

- Человек – существо разумное. Что такое разум?

- Кто может назвать тему нашего урока?

- Какие цели поставим?

(Человек дышит, питается, растет, размножается и умирает)

(Человек умеет говорить, мыслить, трудиться, регулировать свое поведение)

(Умение мыслить, вести себя подобающим образом и изменять свое поведение, делать выводы, планировать свою жизнь)

П: строят рассуждение

Р: целеполагание

Р: принимают и со храняют учебную  задачу

IV. Открытие нового знания

- Сегодня тема нашего урока «Человек – часть живой природы», мы будем говорить о внутреннем мире человека и исследовать его.

- Итак, мы с вами выяснили, что человек отличается от животных наличием разума. А где «живет», где «помещается» разум человека?

- Давайте определим место человека в окружающем мире живой природы.

Работа по группам:

1 группа: сравнить признаки человека с признаками рыб

2 группа: с признаками птиц

3 группа: с признаками насекомых

4 группа: с признаками млекопитающих

Составление кластера:

ЖИВАЯ ПРИРОДА

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

ЧЕЛОВЕК

-В чем же главное отличие человека от животных?

- Человек воспринимает мир через органы чувств: глаза, уши, нос, язык, кожу.

- Давайте проведем эксперимент.

Восприятие через органы слуха.

А) Один ученик выходит к доске. Поворачивается спиной к классу. По сигналу учителя кто-то из учеников произносит какие-либо звуки. Ученик у доски отгадывает, кто произнес звук.

Б) Учитель включает аудиозапись со звуками животных, ученики угадывают, какое это животное.

Восприятие через орган обоняния.

Ученик выходит к доске. Ему завязывают глаза и подносят к носу кусочек лимона, сыра, духи. Ученик отгадывает предметы.

Восприятие через орган осязания.

Ученик выходит к доске. Ему завязывают глаза и дают в руки карандаш, ручку, линейку, треугольник. Ученик отгадывает предметы.

Восприятие через орган вкуса.

Ученик выходит к доске. Ему завязывают глаза и кладут в рот кусочек сыра, яблока. Ученик отгадывает предметы.

Восприятие через орган зрения.

Задание: посмотрите на шкаф, посмотрите на доску, посмотрите на учителя. Ученики следят глазами.

Микро вывод: вот мы с вами и доказали, что действительно человек воспринимает окружающий мир через органы чувств. Перечислите их.

Память

- Ребята, а какое сегодня число? Когда у вас День рождения? Сколько будет дважды два? Какого цвета рябина? Как мяукает кошка? Какой номер телефона у твоей мамы? Где ты живешь? В какой школе учишься? Что такое квадрат?

- Откуда вы это знаете? Мы сегодня об этом не говорили

- Отлично. И все это совершается с помощью памяти.

Давайте проведем эксперимент.

Выбирается учащийся для эксперимента. Задание: посмотреть на класс и выйти за дверь. В это время некоторые ребята пересаживаются. Задача ученика вспомнить, как все было, и рассадить всех на свои места.

Микро вывод: человек запоминает и накапливает информацию в мозгу.

Мышление

- Давайте исследуем еще один психический процесс. Перед вами фрагменты рисунка. Сложите пазлы и получить картинку. Кто быстрее?

- Как и с помощью какого психического процесса вам удалось «построить» картинку?

Микро вывод. Верно, с помощью мышления мы получаем сведения об окружающем мире, решаем задачи, отвечаем на вопросы, обдумываем, сравниваем, делаем выводы.

Воображение

- Еще один эксперимент.

- Упражнение – релаксация «Игра с песком».

Инструкция.

Сядьте удобно. Обопритесь на спинку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий. Наберите в руки воображаемый песок. (Вдох) Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уронить обессилено руки вдоль тела: лень двигать тяжёлыми руками. Немножко спокойно посидим.

- Удалось ли вам представить картинки? В этом нам помогает психический процесс, называемый «воображение». С помощью воображения, мы видим целые фильмы, когда читаем или слушаем книги, рассказы, может придумать любые сказочные и реальные картины, путешествовать по планете, рассматривая карту, гулять в прошлое и будущее.

Микро вывод: восприятие, память, мышление и воображение работают вместе. С их помощью мы познаем окружающий мир, трудимся и творим.

(В головном мозге)

Делятся на группы

(Человек - разумное существо. Он мыслит, общается, умеет устно и письменно излагать свои мысли. он передвигается на двух ногах, трудится, умеет изготавливать приспособления для облегчения своего труда.)

(ребята отвечают)

(запомнили).

П: строят речевое высказывание

К: ориентируются на партнера во взаимодействии

К: контролируют действия партнера

П: строят речевое высказывание

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей

П: осмысленно читают текст

П: развитие умения анализировать познавательный объект (текст), выделять главное в тексте

П: строят речевое высказывание

П: анализируют объекты с выделением сущ-х  признаков;

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей

П: осмысленно читают текст

П: развитие умения анализировать познавательный объект (текст), выделять главное в тексте

П: строят речевое высказывание

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей

V.Первичное закрепление во внешней речи

- Сейчас мы  с вами закрепим полученные знания, отгадывая вот этот кроссворд.

1. Чем человек выражает свои эмоции?

2. Крошечные организмы, живущие везде и по всюду?

3. Наука, изучающая душевный мир человека?

4. Где «помещается» человеческий разум?

5. Ученые-биологи, все живое делят на … А какие еще царства есть?

6. Одно из царств живой природы?

7. Увеличительный прибор, позволяющий увидеть все до мелочей?

8. Часть природы, ее животного мира, от остальных отличается разумом?

(Чувства)

(Бактерии)

(Психология)

(Мозг)

(Царства)

(Растения)

(Микроскоп)

(Человек)

Р: планируют свое действие в соответ. с задачей

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

А сейчас , вы откроете свои словари и запишите самостоятельно слова, которые видите на доске.

Заполнение словаря

- Откройте словарь (с. 68 рабочей тетради) – запишите в словарь слова: психология, восприятие, память, мышление и воображение, - и дайте им объяснение

Открывают свои словари и записывают слова

П: развитие умения анализировать познавательный объект (текст), выделять главное в тексте

VII. Включение в систему знаний

- Сегодня мы исследовали внутренний мир человека.  С помощью каких психических процессов мы это делали?

Отвечают на вопросы

Р: осуществляют итоговый контроль

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

- Что нового мы сегодня узнали на уроке?

-Что запомнилось больше всего?

Оцените себя , насколько вы усвоили урок?

Оценивают себя, говорят что запомнили, отвечают на вопросы

Р: осуществляют итоговый контроль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Растения - часть живой природы"

На уроке использовались разные виды деятельности учащихся: работа в паре, работа в группе, ученики отвечают на вопросы, высказывают предположения, беседуют по иллюстрации, работают с учебником, тетрад...

Конспект урока окружающего мира «Горные породы» (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова)

Цели деятельности учителя: формирование понятия горные породы, ознакомление с различными видами горных пород и со сферами их применения в жизни человека.Планируемые результаты:Предметные: знакомиться ...

Конспект урока окружающего мира на тему "Живая и неживая природа" (1 класс)

Конспект урока окружающего мира на тему "Живая и неживая природа" для 1 класса. Программа "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира "Неживая и живая природа" (УМК "Школа России", 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о неживой и живой природе и связи между ними....

Технологическая карта урока по окружающему миру «Неживая и живая природа» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цель урока:формирование представлений у обучающихся о неживой и живой природе.Задачи урока:   Дидактические:1. Сформировать у обучающихся общее представление о неживой и живой природе;2....

Технологическая карта урока окружающего мира "Неживая и живая природа" (УМК "Школа России", 2 класс)

ТИП УРОКА: «открытие» нового знания.ЦЕЛЬ УРОКА: формирование у обучающихся представления о природе посредством изучения объектов живой и неживой природы.ЗАДАЧИ:Дидактические:1. Обобщить зн...