Конспект урока "Аквариум - маленькая искусственная экосистема", УМК "Школа 2100", 3 класс.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Mizga_OB_konspect.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мизга Ольга Борисовна, учитель начальных классов МОУ – СОШ № 156
«Аквариум – маленькая искусственная экосистема»
Вид урока: комбинированный урок.
Цели урока:
- познакомить учащихся с компонентами экосистемы на примере аквариума;
- проверить степень усвоения учащимися ранее изученной экосистемы поля;
- развивать логическое мышление через сравнение и установление причинно – следственных связей;
- научить учащихся поддерживать экосистему аквариума;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- компьютер;
- медиапроектор;
- презентация;
- карточки с тестами (открытыми и закрытыми);
- учебник – тетрадь для 3 класса «Обитатели Земли», часть I. (Авторский коллектив: А.А. Вахрушев, О.В. Бурский, А.С.Раутиан).
Базовые понятия:
- экосистема;
- цепь питания;
- три профессии;
- аквариум;
- растения аквариума;
- животные аквариума;
- значение аквариумов.
Определение понятий урока:
Экосистема – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных «профессий» способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.
Цепь питания – последовательность видов организмов, каждый следующий из которых ест предыдущего.
Тип профессии:
- производители («кормильцы») – живые организмы (главным образом, растения), создающие органические вещества из неорганических, минеральных веществ;
- потребители («едоки») – живые организмы (главным образом, животные), использующие в качестве пищи готовые органические вещества;
- разрушители («мусорщики») – живые организмы (главным образом, бактерии и грибы), использующие для питания остатки умерших организмов. Они перерабатывают органические вещества, разлагая их на более простые органические и минеральные вещества.
Аквариум – сосуд с водой, населенный водными обитателями.
План урока:
Этапы урока | Виды и формы работы |
| Приветствие Стихотворение |
| Блиц – опрос Тест «Экосистема поля» (дифференциация) Развитие навыков самоконтроля |
| Блиц – опрос Эвристическая беседа с опорой на личный опыт детей |
| Эвристическая беседа с опорой на личный опыт детей Объяснение нового материала Работа с учебником Сообщения детей |
| Комплекс упражнений |
| Обучение способам самостоятельного применения знаний Беседа Работа с учебником Рефлексия |
| Рефлексия Составление модели «Экосистема аквариума» |
| Дифференциация |
| Просмотр видеофильма |
Ход урока
- Орг. момент
- Ребята, начать сегодня наш урок мне бы хотелось со стихотворения русского поэта Р.А.Кудашова (звучит тихая музыка):
В летний день летал в округе
Лекгокрылый ветерок
И подслушал на досуге
Как хвалился мотылек:
«Весь я синий, весь я яркий,
Всюду виден в спелой ржи;
Для меня и в полдень жаркий
Ходят дети вдоль межи.
На меня садится мушка,
И пчела ко мне летит;
Маленькая мышь – вострушка
Мне вреда не причинит.
И меня, кружась по воле,
Навещает мотылек,
Я – краса ковра ржаного,
Ярко – синий василек!»
Слышит ветер: вдруг раздался
Чей – то тихий голосок;
Разогнулся, закачался
Полный зерен колосок:
«Правда! Весь я желтый, ломкий
Я рядиться не люблю
И простой моей соломкой
Никого не удивлю.
Я не жду гостей крылатых:
Чем принять, чем встретить их?
Лишь для мышек небогатых
Сыплю зернышек моих.
Я ращу, в тиши хранимый,
Хлеб насущный, хлеб ржаной,
Люди нежно собирают,
Наклоняясь надо мной.
- Как вы думаете, где происходит то, что описано в стихотворении? (Учащиеся: в поле).
- Что такое поле?
(Учащиеся: экосистема).
- Проверка знаний учащихся.
- Блиц – опрос
Учитель | Учащиеся |
- Что такое экосистема? | Экосистема – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. |
- Из каких частей состоит экосистема? | Воздух, вода, почва, производители, потребители, разрушители. |
- Какие бывают экосистемы? | Природные и искусственные. |
- Что такое искусственная экосистема? | Экосистема, созданная человеком. |
- С какой экосистемой мы познакомились на прошлом уроке? | Экосистема поля. |
- Тест «Экосистема поля»
- Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Выполним тест «Экосистема поля» (листы с тестами на партах).
- Поле – это…
а. природная экосистема;
b. искусственная экосистема.
- Культурные растения – это…
а. одуванчик, вьюнок, осот;
b. подсолнечник, лён, рис.
- Василёк, осот, вьюнок в экосистеме поля – это…
а. сорняки;
b. яркие цветы.
- Биологическая борьба – это способ защиты с использованием…
а. ядохимикатов;
b. живых помощников.
(Более сильным учащимся дается открытый вариант теста).
- Проверьте свою работу.
- Оцените работы друг друга (обмен работами и оценивание по вариантам).
- После урока ваши работы проверю я и сравню результаты
самопроверки, взаимопроверки и проверки учителя.
- Подведем итог. Каковы главные отличия полей от других природных экосистем? (Огромная зависимость от человека. Круговорот веществ на полях незамкнут, поэтому поле не может жить без помощи человека. Эта экосистема – искусственная).
- Какие «профессии» в круговороте на полях приходится выполнять человеку? (Разрушителей – внесение минеральных веществ, вспашка полей, прополка, борьба с вредителями. Производителей. Потребителей – сбор урожая).
-Молодцы! Тему «Экосистема поля» вы усвоили хорошо.
3. Проблемная ситуация и актуализация знаний
1. Блиц – опрос
Учитель | Учащиеся |
- Вспомним ещё раз основные понятия темы (Слайд 2). | Выстраивается тема (по мере получения ответов на вопросы). Экосистема Круговорот веществ
Цепи питания Неживые Живые компоненты организмы воздух производители вода потребители почва разрушители
природная искусственная |
- Что такое экосистема? (Слайд 3). | Экосистема – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. |
- Назовите составные части экосистемы. | Неживые компоненты: воздух, вода, почва. Живые организмы: производители, потребители, разрушители. |
- Какие «профессии» живых организмов необходимы, чтобы круговорот в экосистеме был замкнут? | Нужны производители («кормильцы»), потребители («едоки»), разрушители («мусорщики»). |
- Что такое искусственная экосистема? | Экосистема, созданная человеком. |
- Легко ли создать искусственную экосистему? Что для этого нужно? |
2. Постановка проблемы
Каждый человек при желании может создать небольшую экологическую систему. Для этого не надо быть волшебником.
Попробуем определить тему и задачи урока. Отгадайте загадку:
(Слайд 4).
Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом.
Он прозрачный,
Он стеклянный,
Нет и номера на нем…
И жильцы в нем не простые,
Не простые, золотые.
Эти самые жильцы
Знаменитые пловцы.
Учитель | Учащиеся |
- Что это? | Аквариум |
- К какой экосистеме вы считаете его можно отнести? | Искусственная экосистема. |
- Что можно сказать о размерах этой экосистемы? | Она маленькая. |
- Сформулируйте тему урока. | Аквариум – маленькая искусственная экосистема (Слайд 5) |
- Назовите учебные задачи. | Что такое экосистема. Доказать, что аквариум – это искусственная экосистема. Познакомиться с обитателями аквариума, разделить их на три «профессии». |
4. Совместное открытие знаний
1. Эвристическая беседа
(Слайд 6)
Учитель | Учащиеся |
- Наша помощница – Лена попробовала создать искусственную экосистему, но у нее возникли проблемы. Помогите ей их разрешить. | Рассматривают рисунки. |
- Какую экосистему создала Лена? | Лена создала экосистему – аквариум. |
- Какая она – природная или искусственная? Почему? | Аквариум – это искусственная экосистема, потому что ее создает человек. |
- Почему в аквариуме Лены рыбам трудно дышать? - Чего не хватает в другом аквариуме, ведь там есть растения? | - У Лены в аквариуме нет растений – производителей. Они насыщают воду кислородом. - В нем нет потребителей – рыб и разрушителей. |
- Какие компоненты экосистемы мы находим в аквариуме? | Неживые компоненты экосистемы: воздух, вода, почва. Живые организмы: производители, потребители, разрушители. |
2. Объяснение нового материала
- В аквариуме разводят разнообразных красивых рыбок. Но чтобы рыбки жили долго, да еще могли размножаться, необходимо подготовить для них соответствующую среду обитания.
- С чего же начать? (Слайд 7).
С выбора аквариума. Его выбирают просторный, чтобы рыбкам было не тесно.
Затем готовят грунт. Для этого специально подбирают промытый, крупнозернистый песок или гальку (слой 4-6 см). Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жесткой. Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. Затем в специальную стеклянную емкость наливают воду и укладывают грунт.
Через пару дней в аквариум высаживают водные растения. Они составляют основу создаваемой экосистемы, обеспечивая производство кислорода, поглощение углерода и создание органических веществ, необходимых рыбкам для питания. Так же растения служат декоративным целям.
Круглый год хорошо растут в тепловодных и холодноводных аквариумах валлиснерия, элодея, риччия. (Слайд 8).
Из тропических растений распространены: криптокорины с разноцветными листьями, стрельчатый эхинодорус, глянцевитая людвигия, пушистый мириофиллюм, ротала, роголистник, кабомба, пистия.
Затем необходимо ввести в водную среду микроорганизмы – различные бактерии, простейшие, микроскопические водоросли. Они являются важнейшим элементом экосистемы, обеспечивающим восстановление среды обитания. Теперь условия среды позволяют помещать в рукотворный водоем и более крупных обитателей – рыбок. Для аквариума подбирают таких рыб, которые обитают в природе в одних районах (географический принцип), либо таких, которые живут в одинаковых условиях окружающей среды (биологический принцип).Рекомендуется холодноводных рыб содержать отдельно от тепловодных, хищных – от нехищных.
В домашних условиях легче создать режим тепловодного аквариума, чем холодноводного. Поэтому рыбки тропиков – более частые обитатели комнатных аквариумов.
В тепловодном аквариуме содержат породы американских рыб: гуппи, меченосцев, сомиков, пецилий, лимий, герардиусов.(Слайд 10).
Часто в одном аквариуме поселяют азиатских рыбок данио, барбусов, кардиналов или южно – американских светящихся рыбок – неонов, светлячков и других. (Слайд 11).
А так же содержат породы золотых рыбок:вуалехвостов, телескопов, львиноголовок. (Слайд 12).
В аквариум иногда поселяют других животных: моллюсков, рачков, черепах, улиток.
- Ребята, у кого из вас есть дома аквариум с его обитателями?
- Какие советы вы могли бы дать тем детям, которые хотят иметь аквариум и заниматься разведением рыб? (Учащиеся высказываются).
Самое главное – нужно понимать, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям. Если вы всерьез хотите сделать свою маленькую искусственную экосистему, найдите книги об аквариумах и внимательно их прочитайте (можно посетить специальные сайты в Интернете).
3. Работа с учебником
- Рассмотрите рисунок в задании 2 на стр.72.
- Найдите составные части экосистемы: неживые компоненты аквариума и «профессии» живых организмов. (Учащиеся рассматривают рисунок: 1 – грунт; 2 – вода; 3 – водоросли – производители; 4 – рачки – потребители; 5 – рыбы – потребители; 6 – улитки – разрушители; 7 – микробы – разрушители).
Учитель | Учащиеся |
- Почему в аквариуме должны быть организмы разных «профессий»? Понять это поможет задание 3 на стр. 73. - Что дают производители другим организмам, а что получают? - А что дают потребители? - Чем могут быть полезны разрушители? | Заполняют таблицу. Производители дают кислород и органические вещества, а получают углекислый газ и минеральные вещества. Потребители дают углекислый газ и органические вещества, а получают кислород и органические вещества. Разрушители дают углекислый газ и минеральные вещества, а получают кислород и органические вещества. |
4. Сообщения учащихся
- Некоторые ребята подготовили сообщения об обитателях аквариума. Послушаем их.
5. Физкультминутка
Рыбки плавают в пруду
Я одну из них найду.
Руки в воду опущу.
Руки в стороны, вперед,
А потом наоборот.
Рыбку к солнцу подниму
И желание шепну.
(Учащиеся выполняют движения из стихотворения).
6. Первичное закрепление изученного материала
1. Беседа
- Почему аквариум называют маленькой искусственной экосистемой? (Аквариум – экосистема, потому что в нем есть все компоненты экосистемы. Ее называют искусственной, потому что она создается человеком).
- Перечислите всех участников круговорота веществ в аквариуме.
(Производители – водоросли (растения). Потребители – рыбы. Разрушители – сомики (рыбы), микробы, улитки.)
2. Выполнение задания 4 на стр. 76.
- Что нужно сделать в задании 4? (Нужно исправить ошибки, допущенные в содержании аквариумных рыбок).
- Какую ошибку допустил хозяин первого аквариума? (В аквариуме мало растений).
- Какая ошибка допущена в содержании рыбок на втором рисунке? (В аквариуме очень много рыбок. Нужно приобрести аквариум большего размера или отсадить часть рыбок в другой аквариум).
- Главное условие успешного содержания рыб в холодноводном аквариуме, каждую рыбку не менее 5 литров воды. Воду в таких аквариумах необходимо продувать и фильтровать. (Соотносят размер пятилитровой банки и рыбки (5 см).
3. Выполнение задания 5 на стр. 76.
- Ребята, вам нужно определить, в каких частях света находится родина аквариумных рыб, затем подписать названия рыб. (Слайд 14).
Сомик родился в Южной Америке (Бразилия, Уругвай).
Меченосец – в Северной Америке (Гайана, Венесуэла).
Родина гуппи – Южная Америка.
Барбус родился в Южной Азии (Индия).
Родиной львиноголовки является Китай.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
- Какое условие нужно соблюдать, чтобы аквариум существовал? (Нужно, чтобы в нем присутствовали все компоненты экосистемы, а его обитатели поддерживали круговорот веществ).
Моделирование аквариума (Слайд 15 – чтобы ускорить работу эффективнее использовать колесико мыши).
- Ребята, что нового вы узнали на уроке?
- Что запомнилось?
- О чем бы хотели еще поговорить на уроках окружающего мира?
8. Домашнее задание:
- устное задание: читать учебник – тетрадь (стр. 72-76);
- письменное задание: ответить на вопросы 10, 11, 12, 13 в учебнике – тетради (стр. 77);
- дифференцированное задание: подготовить небольшое сообщение о живых обитателях аквариума или составить кроссворд из 5-6 слов (вид работа учащиеся выбирают самостоятельно).
9. Рефлексия
(Видеофрагмент фильма «Коралловый рай».
- Мы заканчиваем знакомство с экосистемой – аквариум, его прекрасными растениями, разнообразными животными. Аквариум является как бы частицей подводного мира, перенесенного в комнату. Он таит немало загадок, а наблюдения за ним необычайно увлекательны. В то же время аквариум – искусственно вырванный кусок подводного царства, который обречен влачить жалкое существование во имя удовлетворения прихотей его обладателя. Оба эти утверждения верны, потому что, с одной стороны, никогда не удается в точности скопировать все детали природных водоемов, а с другой – благополучие аквариумного мира целиком в руках владельца. Экологически грамотное обращение с аквариумом максимально приблизит условия обитания питомцев к естественным, а незнание законов жизни подводного мира приведет к нарушению гармонии и гибели питомцев. Надеюсь, что урок был интересным для вас, вы узнали много нового об аквариуме. Давайте улыбнемся на пощание всем обитателям аквариума, улыбнемся друг другу, понаблюдаем за обитателями аквариума в их естественной среде обитания – коралловых рифах и порадуемся нашей чудесной природе.
- Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аквариум – маленькая искусственная экосистема.
Аквариум – маленькая искусственная экосистема....
Урок окружающего мира в 3-кл.«Аквариум –маленькая искусственная экосистема».
Урок окружающего мира в 3-кл. по программе «Школа2100». Урок разработан учителем начальных классов МБОУ СОШ №2 города Балаково Саратовской области Субботиной Ольгой Валерьевной .Тема урока «Аква...
Конспект урока окружающего мира в 3 класса, программа "Школа 2100" Аквариум- маленькая искусственная экосистема"
Урок окружающего мира, раздел "Обитатели Земли" , тема урока " аквариум - маленькая искусственная экосистема"...
Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Урок окружающего мира в 3 классе.(ОС " Школа 2100)
Урок имеет структуру, традиционную для Образовательной системы «Школа 2100»: актуализация знаний и создание проблемной ситуации на основе опыта, совместное открытие детьми знаний и самостоятельное их ...
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Аквариум – маленькая искусственная экосистема»
Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого исп...
Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "Аквариум – маленькая искусственная экосистема"
Аквариум – маленькая искусственная экосистема....