РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УМК «ГАРМОНИЯ»
статья (окружающий мир) по теме
Статья "РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УМК «ГАРМОНИЯ»"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_fgos_umk_garmoniya_novaya_statya.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УМК «ГАРМОНИЯ»
О.Е.Усова МБОУ Подойницынская СОШ
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и сформирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности в дальнейшем.
Поэтому актуальным становится вопрос о том, какие учебно-методические комплекты соответствуют идеологии ФГОС, а в частности, принципам системно-деятельностного подхода и формирования средствами УМК основы умения учиться и способности к организации собственной учебной деятельности обучающихся в начальной школе.
К дидактическим средствам, которые могут быть источником самостоятельного приобретения знаний относятся учебники, рабочие тетради. Современные учебники начальной школы, таким образом, становятся навигаторами в потоке существующей информации, помогают достичь тех результатов, которые заложены в стандарте.
На основании проведенного опроса, педагогами, работающими по УМК «Гармония», сделаны следующие выводы:
1. Комплект «Гармония» реализует деятельностный подход, это проявляется в подаче учебного материала и системе заданий.
2. Проблемный характер изложения содержания в данном УМК наблюдается эпизодически: иногда ставится проблема.
3. Групповая работа, работа в парах заложена в заданиях, в самой системе.
4. В разнообразии форм организации учебной деятельности, представленных в УМК, есть система.
5. УМК обеспечивает сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных) освоения программы.
6. Данный УМК отражает интересы и потребности современного ребенка. Это выражено в подборе материала, в структуре учебников.
7. УМК в полной мере не предлагает механизм оценивания, который позволяет отследить динамику личных достижений учеников.
8. Большая часть заданий – на формирование познавательных учебных действий.
9. В учебниках заложены задания, которые дети должны выполнить самостоятельно или в группах (расскажи дома, составь словарный диктант, объясни родителям), придумать сказку, составить вопросы по докладам, составить карту-путешествие «В поисках клада».
10. В УМК формируются действия контроля через отдельные задания, например, сверить слова со словарем, проверь товарища, взаимопроверка, самооценка работы.
11. Данный УМК действительно создает условия для мотивации ученика к учению. Задания построены так, что многие дети заглядывают дальше или стараются найти дополнительный материал самостоятельно.
12. В задания учебников включены примеры из реальной жизни.
13. Данный УМК частично обеспечивает условия для индивидуального развития всех обучающихся.
Я согласна с мнением педагогов. Таким образом, потребности в смене УМК у меня нет.
Работаю по программе «Гармония» восьмой год.
УМК «Гармония» - это учебно- методический комплект под ред. профессора Н.Б.Истоминой. В основе этого УМК лежат принципы проблемно-развивающего обучения.
Учебники УМК «Гармония» составлены с опорой на деятельностную парадигму обучения. В них нет готовых ответов на сложные вопросы, зато есть интересные и увлекательные задания, выполняя которые ребята сами формулируют тему урока, ставят проблему, открывают новые знания, действуют творчески, а не по шаблону. При этом задача учителя - организовать исследовательскую деятельность учащихся так, чтобы они поэтапно дошли до решения ключевой проблемы урока (через создание проблемной ситуации), объяснили, как надо ее решать.
К каждому учебнику комплекта «Гармония» имеются рабочие тетради. Они вносят разнообразие в работу над учебным материалом и снимают усталость детей от письма.
В чём же сущность деятельностного подхода? Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Китайская мудрость гласит: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты.
Для учителя принцип деятельностного подхода требует понимания того, что обучение - это совместная деятельность (учителя и учащихся) основана на началах сотрудничества и взаимопонимания. При таком подходе у ребенка будет право на ошибку и возможность исправить или даже избежать ее. Задача учителя – создавать для каждого ситуацию успеха, не оставляя места для скуки и страха ошибиться – того, что тормозит развитие.
В своей статье рассмотрю реализацию ФГОС при изучении курса «Окружающий мир» УМК «Гармония».
Группировка учебного материала по трем стержневым линиям изучения окружающего мира такова: окружающий мир многогранен, интересен и все время изменяется - наблюдай его, интересуйся тем, каким он был; опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни - уважай и изучай его; природа жизненно необходима тебе и ранима - знай об этом и береги ее красоту и гармонию.
Система заданий составлена с учётом разных уровней усвоения знаний, что даёт возможность варьировать индивидуальную нагрузку, обеспечивая развитие всех учащихся.
Курс нацелен на становление ребёнка как личности. Содержательная база направлена на формирование ценностно-смысловой и нравственно-этической ориентации младших школьников.
Формирование универсальных личностных действий осуществляется разными методическими приёмами: через название темы, ориентирующей ученика на значимость изучаемого материала лично для него («Твоя семья», «Твоя Родина», «Твоё здоровье», «Твои друзья» и др.); через погружение ученика в различные социальные, межличностные, экологические ситуации, разрешая которые ему предлагается высказать личное мнение по изучаемой проблеме («Как ты думаешь ... ?», «Согласен ли ты с мнением .. ?», «Оцени, как вели себя дети...», «Как ты поступаешь в таких случаях?» и т. п.).
Формированию регулятивных учебных действий способствуют различные методические приемы. Особое внимание уделяется развитию способности к постановке (принятию) обучающимся учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые ставятся в учебнике перед изучением раздела, темы, чтением смыслового блока текста, выполнением заданий, перед проверкой знаний и умений в рабочей и тестовой тетрадях. Помощь ученику в осознании цели оказывается словесно, графически, с помощью иллюстраций, условных знаков («вспоминаем изученное ранее», «узнаём новое», «наблюдаем» и др.). Планирование учебных (исследовательских) действий ученик осваивает, наблюдая объекты, готовя о них сообщения, выполняя опыты в классе или в домашних условиях, участвуя в проектной работе (в учебнике предложены варианты проектных работ, исследований, подсказки к их планированию и презентации). Способность к контролю, самоконтролю и коррекции формируется при подведении итогов урока (проверить правильность своих выводов можно по содержанию «копилки знаний»), при выполнении заданий в рабочих и тестовых тетрадях, в которых дана установка («Проверь, научился ли ты пользоваться схемами», «Оцени свою работу соответствующим значком», «Подумай, что тебе нужно повторить, чтобы справиться со всеми заданиями» и др.).
Развитие познавательных действий, положительного отношения к учению формируется по-разному: через включение в содержание учебников дополнительных материалов, не входящих в образовательный минимум; через задания разного уровня сложности, — репродуктивного, продуктивного и креативного (задания более сложного уровня помечены специальным значком); через предоставление возможности выбора учеником своей траектории учения, что отражено в формулировках заданий («Можешь ли объяснить...», «Если хочешь, выполни творческую работу...», «Выбери три задания из тестовой работы.,.», «Придумай задание для одноклассников...», «Выбери объект для наблюдения, исследования...» и др.). Развитие, эстетического восприятия природы и объектов культуры осуществляется через содержание тем («Творения людей вокруг тебя», «Красота природная и рукотворная», «Путешествие по залам музеев» и др.) и систему заданий, которые нацеливают учащихся на наблюдение прекрасного в окружающем их мире. В учебнике предлагаются стихотворения, репродукции картин, фотографии, а учащимся предоставляется возможность создать свои творческие работы, отражающие собственное восприятие мира. Учащимся предлагаются такие задания: собрать информацию о предмете изучения, непосредственно наблюдая его, рассматривая иллюстрацию, рисунок-схему, карту и др.; сравнить, распределить на группы изучаемые объекты; выявить взаимосвязи между объектами; обобщить, систематизировать информацию в словесной, табличной, схематической форме; преобразовать информацию, данную в изобразительной, схематической и модельной форме в словесную и наоборот; расшифровать условные знаки (состояния погоды, карты и др.); сделать модель; выполнить опыт (по изучению свойств воздуха, воды и др.).
Для развития коммуникативных способностей в учебнике предложены задания, выполняя которые обучающийся получает возможность вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Приглашение к сотрудничеству обозначено специальными значками («работаем в паре», «вместе со взрослыми», «в группе») и соответствующими словами («обсудите», «предположите», «оцените», «выполните»), которые нацеливают учащихся на достижение результата именно через общение и сотрудничество друг с другом или с группой ребят («разыграйте сценки приветствия, прощания...», «составьте сообщение от имени...» и др.).
Примечать, сравнивать, улавливать закономерности и связи явлений природы – вот те задачи, которые решаю и раскрываю перед детьми на уроках. Включение ценностей и традиций русской народной культуры в процесс обучения дает возможность решать задачи по духовно- нравственному воспитанию.
Формы организации учебного процесса разнообразны: урок-игра, уроки в музее, уроки-исследования, уроки-путешествия, уроки-конференции, уроки-праздники и др. Учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной.
Например, урок окружающего мира по теме «Россия-страна лесов» (4кл.) провела в форме пресс – конференции.
Урок основан на работе детей по группам. Учащиеся совместно планируют деятельность, распределяют роли, функции каждого члена группы, формы деятельности, корректируют ошибки.
- У нас в гостях лиственница. (ученик класса). Он отвечает на вопросы журналистов, представителей прессы (ученики класса, распределенные по группам). Вопросы журналистов:
- Как Вас зовут?
- Где Вы живете? Расскажите о себе.
-Что мешает Вам поселиться в степи?
-Рады ли Вы встретить у себя в лесу человека? и т.д.
При этом очень важно, чтобы на уроках каждый ребёнок имел возможность высказать свое мнение, зная, что это мнение примут.
Уже с первого класса включаю детей в исследовательскую деятельность, знакомлю с «методами исследования»:
1. «Подумать самостоятельно»;
2. «Спросить у другого человека (учителя или родителя)»;
3. «Посмотреть в книгах» ;
4. «Посмотреть по телевизору»;
5. «Получить информацию у компьютера»;
6. «Понаблюдать»;
7. «Провести эксперимент».
На начальном этапе урока актуализация знаний учащихся предполагает и личный опыт детей. Разные мнения детей ведут к выдвижению проблемы. Решение проблемы приводит к необходимости спланировать свои действия. И, наконец, полученные результаты нужно представить и защитить. Таким образом, обучающиеся самостоятельно определяют весь цикл исследовательской деятельности и выбирают метод исследования. Например, урок – исследование «Вода и ее свойства» (3 кл. «Гармония»)
Этап погружения в совместную деятельность | Актуализация проблемной ситуации, выбор темы исследования |
Этап разворачивания совместной деятельности |
- самостоятельно подумать; - спросить у учителя физики; - найти по Интернету; - провести эксперимент 3. Работа в группах |
Этап оформления и предъявления результатов совместной деятельности | Обоснование эффективности выбранного способа, контроль и оценка способа действий. |
Продолжением этой темы станет подготовка доклада «Что я знаю о воде».
В деятельности учителя должно обратить на себя внимание следующее положение стандарта.
«Начальное образование должно гарантировать «разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития».
Вот здесь приходят на помощь разноуровневые задания, позволяющие не затормозить развитие сильных учащихся и помочь слабым преодолеть трудности учения.
Таким образом, с помощью учебников образовательная система «Гармония» обеспечивает здоровый образ жизни через здоровые уроки, без психологических перегрузок с учётом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьного возраста. Учитель сможет организовать учебный процесс по формированию у обучающихся не только предметных умений, но и личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных действий, ученик же сможет осознать процесс учения, освоить комплекс предметных и метапредметных умений для успешного продолжения учёбы в основной школе.
Список литературы.
1.Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений/ Под редакцией Л.Е. Журовой.- Москва, ИЦ «Вентана-Граф», 2004 г.
2.«Начальная школа» приложение к газете «Первое сентября».
Интернет-ресурсы: www.festival.1septembr.ru
3.Окружающий мир: программа 1-4 классы/ О.Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2012.
4.Шоган В.В. Технология личностно- ориентированного урока. – Ростов н/Д: Учитель, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Обобщение педагогического опыта по теме Реализация системы оценивания достижений младших школьников в рамках внедрения ФГОС НОО"
Современное развитие нашего общества требует от школы формирования личности с полноценной жизненной самореализацией. Для решения этой основной задачи школы необходимо развитие способностей учащихся, ...
«Организация внеурочной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС НОО на примере программы курса «Маленькие исследователи»
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой ребёнок уже рождается исследователем. Любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать ...
Экскурсия как важная форма изучения младшими школьниками окружающего мира в начальной школе
Экскурсия как форма учебно-воспитательной работы...
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену прио...
Статья "ИЗУЧЕНИЕ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ НУМЕРАЦИИ ЧИСЕЛ ПО КУРСУ МАТЕМАТИКИ М. И. МОРО"
В данной статье рассматривается проблема формирования математических знаний у младших школьников. Подчеркивается роль выбора учебно-методического комплекса в формировании математических знаний. Рассма...
Пути реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях обновленных ФГОС
Пути реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях обновленных ФГОСиз опыта работы...
Практические методы изучения младшими школьниками темы «Человек» в предмете «Окружающий мир»
Особенностью изучения человека состоит в том, чтобы использовать особый вид наблюдения – самонаблюдение, которое играет важную роль в формировании аппарата самопознания и самоконтроля личности....