ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
статья
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Ломоносовская гимназия»
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Методическая разработка
Бородатова Ольга Владимировна
учитель начальных классов
педагог-психолог
Введение
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Что нужно современному человеку для того, чтобы чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях жизни? Какую роль должна играть школа, и какой она должна быть в XXI веке, чтобы подготовить молодого человека к полноценной жизни и труду? Совершенно очевидно, что, используя только традиционные методы обучения, решить эту проблему невозможно. Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации все шире используются электронные средства.
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки учащегося к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда [8].
В концепции модернизации Российского образования сказано, что главная задача образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. При этом одна из главных задач модернизации – достижение нового современного качества школьного образования, и чтобы быть действительно нужной, информатизация образования должна помогать решению двух основных задач школы: образование - для всех и новое качество образования – каждому [8].
Под информатизацией начальной школы понимается включение в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в качестве средства обучения, воспитания и развития младших школьников, а также средства управления образовательным процессом и обеспечения профессиональной деятельности учителя.
Необходимость рассмотрения информатизации начальной школы не только в контексте информатизации общего образования, а в качестве самостоятельной научной и практической проблемы обусловлена особенностями организации процесса обучения в начальной школе, необходимостью учета возрастных и психолого-педагогических отличий младших школьников при осуществлении любых инновационных воздействий [10].
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Поэтому возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов, разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.
В условиях современного общества информационно-коммуникационная компетентность педагога, его способность решать профессиональные педагогические задачи с привлечением ИКТ становится важной составляющей его профессионализма.
В связи с этим все большую актуальность приобретает проблема выявления педагогически обоснованных возможностей использования информационно-коммуникационных технологий в качестве эффективного средства формирования учебных умений.
Цель данной работы: разработать методические рекомендации и представить возможные варианты использования информационно-коммуникационных технологий в процессе изучения курса «Окружающий мир» по программе Н. Ф. Виноградовой, УМК «Начальная школа ХХI века».
Задачи:
- Определить условия, способствующие эффективному использованию информационно-коммуникационных технологий в начальной школе.
- Выявить возможности применения ИКТ при изучении курса «Окружающий мир» (программа Н. Ф. Виноградовой, УМК «Начальная школа ХХI века»).
- Включить возможные варианты использования ИКТ в календарно-тематическое планирование курса «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградовой
в 1 – 4 классах.
- Разработать методические рекомендации к использованию ИКТ при изучении курса «Окружающий мир».
- Отследить динамику развития учебных умений.
ГЛАВА 1. Теоретические основы использования информационно-коммуникационных технологий в начальных классах
- Обоснование необходимости использования информационно-коммуникационных технологий на уроках окружающего мира в начальных классах
Система образования XXI века развивается в условиях радикальных перемен. Уже сегодня необходимо знать, какие требования к образованию предъявляют стандарты нового поколения, и использовать новые подходы в работе. В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования дан портрет выпускника начальной школы. Наиболее значимыми для изучения курса «Окружающий мир» являются следующие характеристики:
- Активно познающий мир, умеющий учиться, способный к организации своей деятельности, готовый к преодолению трудностей;
- Ориентированный в событиях, происходящих в мире, стране, своём городе, школе.
Поэтому стало необходимым появление разнообразных личностно-ориентированных технологий, базирующихся на активизации деятельности учащихся и повышении эффективности учебного процесса.
Все это возможно при условии активного использования в учебном процессе современных технических средств обучения и информационно-коммуникационных технологий.
Актуальность их использования подтверждается тем, что современный уровень развития компьютерных технологий требует нового качества знаний и практических навыков во всех областях жизни от школьников до работающих специалистов.
Под использованием «новых информационных технологий» в начальной школе следует понимать не обучение адаптированным для начальной школы «основам информатики», а комплексное преобразование «среды обитания» учащегося.
Информационными технологиями обучения называют все технологии обучения, использующие специальные технические информационные средства.
Информационно-коммуникационные технологии - это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Информационно-коммуникационная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:
- как “проникающая” технология (применение ИКТ к отдельным темам, разделам, для решения отдельных дидактических задач).
- как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.
- как монотехнология (когда всё обучение, всё управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение ИКТ)[15].
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе необходимо, так как позволяет:
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
- перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
- осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
- организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями.
Необходимость использования информационно-коммуникационных технологий обусловлена физиологическими и психологическими особенностями детей младшего школьного возраста: в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик активно участвует в процессе. У младшего школьника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, учебный материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у школьника положительные эмоции. Психологами доказано, что при проведении занятий с использованием новых информационных технологий активизирует правое полушарие мозга, отвечающее за ассоциативное мышление, рождение новых идей, интуицию, психоэмоциональное состояние обучаемого.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе необходимо при смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира. Информационно-коммуникативные технологии как обучающее средство могут выполнять различные функции:
информационная | Поиск и получения современной информации по конкретной тематике. Реализуется информационная функция в самостоятельной работе учащихся при подготовке сообщений; а также учителем при подготовке к уроку. |
коммуникативная | Компьютерные коммуникации предоставляют возможность быстрой передачи учебных материалов, создания виртуального класса, общения в режиме реального времени, для реализации обратной связи. |
демонстрационная | Используются как средство предъявления учащимся учебного материала (иллюстраций, фотографий, видео), обеспечивая его наглядность |
мотивирующая | Создание проблемной ситуации, которая возникает, когда новый факт, воспринятый обучаемым, вступает в противоречие со сложившейся системой знаний. Психологический конфликт в этом случае является мотивом для интеллектуальной деятельности, результатом которой станет более целостная система знаний. |
развивающая | Применение имитационных моделей дает возможность использовать исследовательское обучение, проектную деятельность Визуализация явления, интерактивность, хранение и обработка результатов развивают исследовательские навыки школьников. |
Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе необходимо, так как играет ключевую роль в формировании учебных умений через мотивацию, устойчивую концентрацию и развитие навыков мышления, улучшает образовательный процесс, делают его более интересным, результативным. В традиционном начальном образовании позволяет дифференцировать процесс обучения младших школьников с учётом их индивидуальных особенностей, даёт возможность творчески работающему учителю расширить спектр способов предъявления учебной информации, позволяет осуществлять гибкое управление учебным процессом, является социально значимым и актуальным. Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.
1.2 Определение условий, способствующих эффективному использованию информационно-коммуникационных технологий в начальных классах.
Информационно-коммуникационные технологии становятся сегодня одним из основных видов современных образовательных технологий. Их применение позволяет разнообразить формы деятельности ученика на уроке, предоставить ребенку возможность самостоятельно постигать новое, осуществлять компетентностный подход в обучении.
Формы применения информационно-коммуникационных технологий в школе развиваются в направлении уменьшения дидактической роли учителя как единственного носителя информации и все более широкого вовлечения ученика в учебный процесс. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Исследования проблем информатизации начальной школы ведутся более пятнадцати лет. Анализ современного состояния информатизации начальной школы показывает необходимость ряда условий, способствующих эффективному использованию информационно-коммуникационных технологий в начальных классах. Для нас наиболее важными являются следующие:
- Материально – техническое обеспечение школ компьютерной техникой. Речь идет о размещении в каждой классной комнате одного компьютера для организации индивидуальной и групповой работы, проекционной аппаратуры для коллективной работы с электронными учебными материалами.
- Наличие подготовленных преподавателей. Повышение квалификации учителя в области компьютерных технологий чрезвычайно своевременно. Настоящий момент характеризуется насущной необходимостью для преподавателей использовать технические средства и технологии так, чтобы не испытывать затруднений при работе со школьниками, уметь помочь и направить их действия для самостоятельной работы с использованием техники. Поэтому учителю необходимо овладеть рядом умений. Основными являются технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения; методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников; технологические, т.е. умения необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.
- Умение учеников обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий. От того, насколько ученики хорошо знают приемы работы с компьютерными программами, с мышью и клавиатурой, зависит темп и, в конечном счете, успех урока.
- Информационно-коммуникационные технологии должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и психическому развитию ребёнка. Следовательно, информационно-коммуникационные технологии должны выполнять определённую образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить.
- Соблюдение установленных санитарно-гигиенических норм и правил организации рабочего места, оборудование кабинетов начальной школы безопасной техникой, соблюдение регламентированного времени работы учащихся за компьютером. Для занятий допустимо использовать лишь такую компьютерную технику, которая имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о ее безопасности для здоровья детей. Санитарно-эпидемиологическое заключение должна иметь не только вновь приобретенная техника, но и та, которая находится в эксплуатации. Учащиеся должны заниматься в помещении, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана, дозирована и носить щадящий характер. Использование компьютера не должно длиться подряд более 20 минут. Для уменьшения зрительного напряжения важно следить за тем, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. При работе с текстовой информацией предпочтение следует отдавать позитивному контрасту: темные знаки на светлом фоне. Расстояние от глаз до экрана компьютера должно быть не менее 50 см, уровень глаз должен приходиться на центр экрана или на 2/3 его высоты. С целью профилактики зрительного утомления детей после работы на персональных компьютерах рекомендуется проводить комплекс упражнений для глаз.
- Разъяснительная работа с учащимися и их родителями необходима для предупреждения компьютерной зависимости, которая часто является следствием бесконтрольного пребывания детей за компьютером [прил. 1].
- Ресурсное обеспечение. В настоящее время при изучении курса «Окружающий мир» осуществляется нехватка не только мультимедийных программ, но и других наглядных средств обучения, посвященных национальным, культурным, природным особенностям родного края, что существенным образом влияет на качество учебного процесса и характер познавательной деятельности. Одним из решений данной проблемы может быть организация творческих коллективов, работающих над созданием электронных ресурсов. При разработке электронных учебных материалов по окружающему миру и его применении необходимо руководствоваться следующими аспектами:
психологическим - как повлияет данное издание на мотивацию учения, на отношение к предмету, повысит или снизит интерес к нему, не возникнет ли у учащихся неверие в свои силы из-за трудных, непонятно сформулированных или нетрадиционных требований, предъявляемых машиной;
педагогическим – насколько издание отвечает общей направленности школьного курса и способствует формированию у учащихся правильных представлений об окружающем мире;
методическим – способствует ли издание лучшему усвоению материала, оправдан ли выбор предлагаемых учащимся заданий, правильно ли методически подается материал; организационным – рационально ли спланированы уроки с применением компьютера и новых информационных технологий, достаточно ли предоставляется учащимся машинного времени для выполнения самостоятельных работ [16].
Определив наиболее важные условия и проанализировав техническое и ресурсное обеспечение школы, можно сделать вывод о возможностях эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в начальных классах.
В настоящее время продолжается реализация проекта, направленного на создание единого информационного пространства школы (ЕИП). Это потребовало внедрения следующих организационных моделей учебной деятельности с использованием ИКТ:
- Один компьютер в классе на рабочем месте учителя, подключенный к проектору (в большинстве кабинетов)
- Пять компьютеров в рабочей зоне класса (в кабинетах математики, русского языка, иностранного языка, физики)
Представленные модели существенно расширяют возможности учителя, а ребёнку позволяют продвигаться по индивидуальному образовательному маршруту.
В мультимедийном кабинете начальной школы находится компьютер, проекционная аппаратура, интерактивная доска, система голосования для проведения тестирования. Компьютерная техника имеет санитарно-эпидемиологическое заключение о безопасности для здоровья детей. Учащиеся занимаются в кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы.
При изучении курса «Окружающий мир используются наглядно-дидактические пособия для использования с интерактивной доской, развивающие программы, электронные книги, учебники, энциклопедии, развивающие игры, Интернет, электронные пособия, разработанные учителями школы. Создан список электронных ресурсов, но возникла проблема систематизации собранного материала, поэтому в настоящее время коллектив начальной школы работает над этой задачей.
ГЛАВА 2. Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования учебных умений в процессе изучения младшими школьниками курса «Окружающий мир»
2.1. Анализ УМК Н. Ф. Виноградовой с точки зрения возможности и эффективности использования информационно-коммуникационных технологий
Ориентировка обучения только на формирование у младших школьников знаний-умений, связанных с усвоением учебного предмета, не может привести к серьезным результатам в развитии личности ученика; необходимо чтобы в поле зрения учителя постоянно находилась деятельность, которой занимается ребенок, - ее цель, мотив, конкретные учебные действия и операции. Только в этом случае учащиеся становятся активными участниками деятельности. Вот почему в стандартах второго поколения на решение задачи формирования учебной деятельности обращается особое внимание: на ступени начального общего образования должно быть осуществлено формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.
Эти позиции отражены авторами комплекта «Начальная школа ХХI века» в соответствующих программах. Так была предложена программа «Учебная деятельность», в которой выделены основные учебные умения: планировать и решать учебную задачу, анализировать, сравнивать, классифицировать изучаемые объекты, работать с моделями, осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
В пояснительной записке к программе подчеркивается, что успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика, так как являются общеучебными, т.е. не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе особое место.
В курсе «Окружающий мир» по программе Н. Ф. Виноградовой выделяется несколько ведущих содержательных линий:
- Человек как биологическое существо.
- Человек и другие люди.
- Человек и мир природы.
- Человек и общество.
- История родной страны.
Проанализируем данные содержательные линии с точки зрения возможности и эффективности использования информационно-коммуникационных технологий.
При изучении тем: «Родная природа» (1 класс), «Мы – жители Земли» (2 класс), «Земля – наш общий дом» (3 класс), «Человек – биологическое существо (организм)» (4 класс), представляющих содержательную линию «Человек и мир природы», возможно использование наглядно-дидактического пособия по естествознанию «Мир природы». Программа состоит из шести модулей, которые охватывают важные и наиболее сложные для усвоения темы. Яркие анимации, динамические рисунки, красочные фотографии используются для формирования умения анализировать, сравнивать, классифицировать объекты, устанавливать причинные связи и зависимости. Содержание модулей позволяет строить и преобразовывать модели, решать учебные задачи, планировать действия по их решению, выбирать решение из нескольких предложенных и его обосновывать. Оценка правильности выполнения чужой и собственной работы осуществляется с помощью сравнения с эталоном.
Мультимедийное пособие «Мир природы» позволяет визуализировать учебный процесс, проводить уроки в активной диалоговой форме, организовать интерактивное обучение, сосредоточить усилия прежде всего на организации и координации познавательной деятельности учащихся. Это особенно важно для начальной школы, где средствами мультимедиа обеспечивается эффективное воздействие на развитие речи, познавательных процессов, эмоциональной сферы и творческих способностей.
Материалы пособия могут быть использованы на различных этапах урока: изучение нового материала, закрепление изученного, обобщение и выводы, актуализация опорных знаний [прил.2]. Возможна также и самостоятельная работа ученика с предлагаемыми материалами с целью повторения, закрепления пройденного при подготовке к уроку, к контрольной работе.
При изучении тем: «Ты первоклассник», «Твое здоровье» (1 класс); «Кто ты такой» (2 класс); «Земля – наш общий дом» (3 класс); «Человек – биологическое существо (организм)» (4 класс), представляющих содержательную линию «Человек как биологическое существо», может быть использована развивающая программа «Природа и человек». Развивающая программа для учащихся 1-4 классов предлагает 250 интерактивных заданий, выполняя которые учащиеся будут анализировать, сравнивать, классифицировать объекты, принимать и решать учебные задачи. Данное пособие позволяет осуществить переход к полному самостоятельному решению учебной задачи.
Развивающая программа «Природа и человек» может использоваться в трех режимах. Для фронтальной и групповой работы необходимо использовать режимы «Свободный» и «Обучение», позволяющие пользоваться дополнительной информацией в виде кратких текстов, схем, таблиц, а для индивидуальной - «Без подсказок». Программа, осуществляющая обучение в режиме тестирования, фиксирует результаты, позволяет самостоятельно находить ошибки, определять их причины, оценивать выполнение каждой операции. Содержит сборник наглядных пособий, интересные и забавные задания, загадки, кроссворды, может быть использована при изучении содержательной линии «Человек и мир природы».
С целью пропаганды здорового образа жизни при изучении содержательной линии «Человек как биологическое существо» целесообразно использовать презентации, созданные учителями и учениками, так как данная работа способствует выполнению важного требования стандарта: воспитание у младшего школьника осознания ценности человеческой жизни, необходимости заботиться о здоровом образе жизни.
При изучении тем: «Ты – первоклассник», «Мы и вещи», Родная природа» (1 класс); «Кто ты такой», «Кто живет рядом с тобой», Мы жители Земли» (2класс); «Земля – наш общий дом», «Растительный мир Земли», «Животный мир Земли», «Грибы» (3 класс), «Человек – живое существо (организм) (4 класс) дети знакомятся с нормами безопасной жизни. Чтобы дать возможность учащимся самим познавать мир, но в то же время делать это без риска для здоровья, можно использовать мультсериал «Смешарики. Азбука безопасности» и пособие «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы. Темы занятий раскрываются в видеофрагментах, актуализация знаний происходит путем выбора правильного ответа на предложенные вопросы. Данные пособия позволяют формировать умение принимать и решать учебные задачи, планировать действия по их решению, решать учебные задачи, не имеющие однозначного решения, осуществлять контроль и самооценку. Оценка правильности выполнения викторины к мультсериалу «Смешарики. Азбука безопасности» и тестов, разработанных к каждому из 9 уроков пособия «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы, осуществляется с помощью сравнения с эталоном. Пособия могут быть использованы для индивидуальной, групповой, парной, фронтальной работы.
Использование мультсериала «Смешарики. Азбука безопасности», пособия «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» позволяют внести существенный вклад в решение другой важнейшей задачи образования, определенной стандартом: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
При изучении тем: «Родная страна» (1 класс), «Твоя Родина – Россия» (2 класс), «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3класс), «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс), раздела «Путешествие в прошлое (исторические сведения)», который имеется во всех темах программы 2 класса, «Каким был человек в разные исторические времена (исторические эпохи)», «Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи)» (3 класс); «Человек и общество, в котором он живет» (4 класс) представляющих содержательные линии «Человек и общество», «История родной страны», «Человек и другие люди» возможно использование программы «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Уроки курса представляют собой наборы тематически организованных интерактивных слайдов для анализа, сравнения, классификации различных объектов, тренировки навыков и контроля успешности выполнения заданий. Преимущество слайдовой структуры представления учебного материала заключается в возможности преподавателя отобрать из серии слайдов нужные для урока, без необходимости показывать все интерактивы, входящие в серию, подготовить свою презентацию урока.
При изучении данных содержательных линий возможно использование мультимедийной энциклопедии «Ярославский край: с древних времен до начала ХХ века». Программа содержит более 600 статей, 1000 фотографий по разделам: история, карты, развитие губернии, гербы уездных городов, природа и населенные пункты; персоналии, выдающиеся люди Ярославского края: культура, искусство и литература; храмы и религии, чудотворные и религиозные праздники; промышленность и сельское хозяйство. Энциклопедию можно использовать для расширения детского кругозора, развития общей культуры и интереса к родной стране, и это, безусловно, поможет решить задачи, поставленные в новом стандарте: формирование уважительного отношения к своей стране, родному краю, своей семье, истории, культуре, ее современной жизни, формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других людей [11].
«Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» и энциклопедия «Ярославский край: с древних времен до начала ХХ века» могут быть использованы с целью проверки умения планировать и решать учебные задачи. Среди них: умение рассказывать о родной стране, столице, о наиболее важных событиях в истории Отечества. Такие задания способствуют формированию умений учебной деятельности: анализировать текст, раскрывать значение того или иного факта, явления, события, устанавливать причинно-следственные связи, составлять рассказ, осуществлять контроль и самоконтроль.
С целью контроля при изучении всех содержательных линий может быть использована система голосования, компьютерные тесты [прил. 3]. Система голосования рассчитана на пять различных вариантов проведения тестов. Работа с системой требует предварительной подготовки учителя: необходимо ввести вопросы, указать сложность каждого вопроса, время прохождения теста, а также ряд других параметров. Данная система сразу выводит результат каждого тестируемого, и сохраняет эти результаты для дальнейшей работы в виде таблиц и диаграмм.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что в процессе изучения курса «Окружающий мир» по программе Н. Ф. Виноградовой при разумном подходе возможно эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии при изучении всех содержательных линий. Информационно-коммуникационные технологии позволяют визуализировать учебный процесс, представить учебный материал более доступно и понятно. Способствуют организации и координации познавательной деятельности учащихся, развитию речи, познавательных процессов, эмоциональной сферы и творческих способностей. Информационно-коммуникационные технологии могут быть использованы на различных этапах урока. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит учителю получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Информационно-коммуникационные технологии способствуют формированию учебных умений: планировать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать, классифицировать; работать с моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку. Такая позиция весьма перспективна, так как сегодня она полностью согласуется с новым стандартом начального образования:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- освоение способов решения проблем поискового характера;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, классификации по родовидовым признакам, установление причинно-следственных связей;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей [11].
2.2. Варианты включения ИКТ в календарно-тематическое планирование уроков курса «Окружающий мир» (программа Н. Ф. Виноградовой, УМК «Начальная школа ХХI века»)
При разработке вариантов включения информационно-коммуникационных технологий в календарно-тематическое планирование уроков курса «Окружающий мир» (программа Н. Ф. Виноградовой, УМК «Начальная школа ХХI века») была выбрана структура, позволяющая определить:
- при изучении какой темы возможно использование ИКТ
- информационные ресурсы, необходимые для изучения темы
- учебную задачу
- учебные умения, формируемые средствами ИКТ.
1 класс
№ № | Тема урока | Учебная задача | Ресурсное обеспечение | Основные учебные действия |
1. | Нас окружает удивительный мир. | Осознание понятий: «окружающий мир», «объект природы», «живая и неживая природа», формулирование выводов. | Программы «Мир природы», презентация в программе PowerPoint На этапе открытия нового знания проводится демонстрация объектов природы, на этапе закрепление изученного - дидактическая игра «живое», «неживое» | Высказывание предположений, наблюдение, сравнение, классификация объектов, формулирование выводов. Оценка правильности выполнения работы на основе сравнения с образцом. |
6. | Что нам осень подарила. | Обобщение и систематизация знаний. Формулирование вывода об особенностях внешнего вида, вкусовых качествах, способах употребления разных овощей и фруктов. | Презентация в программе PowerPoint На этапе закрепление изученного проводится дидактическая игра «Узнай по описанию» | Наблюдение, сравнение, составление описательного рассказа. Самоконтроль за правильностью выполнения каждой операции, самооценка выполнения каждой операции. |
9. | Грибная пора. Чем богат осенний лес. | Осознание понятий «съедобные грибы», «несъедобные грибы», «плод». Формулирование вывода о времени появления различных грибов и плодов в лесу. | Презентация в программе PowerPoint На этапе открытия нового знания проводится демонстрация наглядных объектов. | Наблюдение, сравнение и описание внешнего вида грибов, плодов разных кустарников и деревьев. Выявление особенностей объектов изучения, объединение в группы по существенному признаку: высказывание доказательств проведенной классификации. Оценка правильности выполнения чужой работы: самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин. |
11. | Человек и домашние животные. | Решение проблемной ситуации: «Кого называют домашним животным?» Выявление признаков, по которым животное относят к домашним. | Презентация в программе PowerPoint. На этапе создания проблемной ситуации проводится демонстрация объектов для организации проблемного диалога | Наблюдение, формулирование выводов. Практическая работа с использованием интерактивной доски. Оценка правильности выполнения своей работы: самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин. |
16. | Правила дорожного движения. | Уточнение, расширение знаний о правилах дорожного движения и дорожных знаках. | Программа «Смешарики. Азбука безопасности». На этапе открытия нового знания проводится демонстрация объектов, на этапе закрепление изученного - викторина. | Наблюдение, установление причинно- следственных связей, классификация объектов, формулирование выводов. Выбор решения практической задачи из нескольких предложенных и его обоснование. Оценка правильности выполнения работы на основе сравнения с образцом |
21. | К нам осень пришла (музыкально-литературный урок). | Организация восприятия объекта с разных точек зрения (музыка, живопись, поэзия) Осознание понятия «сезонные изменения в природе» | Программа «Мир природы», «TeachPro ИЗО» На уроке проводится слушание музыкальных, поэтических произведений, организуется работа с рубрикой «Картинная галерея» | Практическая работа с использованием интерактивной доски: слушание музыкальных произведений и соотнесение их характера с настроением, переданным художником. Осознание уровня владения тем или иным способом действия. |
26. | Что мы знаем о птицах. | Уточнение знаний о зимующих и перелетных птицах, формирование умения классифицировать объекты природы по существенным признакам (зимующие – перелетные) | Презентация в программе PowerPoint На этапе открытия нового знания проводится демонстрация объектов | Наблюдение, классификация объектов, обоснование выбора решения учебной задачи, установление причинно- следственных связей, осознание уровня владения тем или иным способом действия. |
38 | Наша страна – Россия. | Расширение представлений о родной стране как предпосылки воспитания положительного отношения и интереса к ней. | Презентация в программе PowerPoint. На этапе открытия нового знания проводится демонстрация символики России, слушание гимна, слайд – экскурсия по Москве. | Наблюдение, слушание, анализ, формулирование выводов, составление рассказа о Родине. Самоконтроль и самооценка действий по решению учебной задачи. |
43 | Звери – Млекопитающие. | Формирование понимания, что термины «звери» и «млекопитающие» - синонимы. Формулирование выводов об особенностях млекопитающих. | Программа «Живая планета» На этапе открытия нового знания проводится демонстрация объектов, на этапе закрепление изученного - дидактическая игра «Накорми животного» | Наблюдение, установление причинно- следственных связей, формулирование выводов. Планирование действий при решении учебной задачи в паре. Осознание уровня владения тем или иным способом действия. |
51 | Здоровая пища. | Осознание понятия «полезная пища». Формулирование выводов, о том, как правильно питаться. | Презентация в программе PowerPoint. На этапе открытия нового знания проводится демонстрация объектов для организации анализа различных ситуаций | Наблюдение, высказывание предположений, формулирование выводов. Построение моделей в парах «Будем правильно питаться». Оценка правильности выполнения чужой работы: самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин. |
57 | Кто работает на транспорте. | Расширение и уточнение знаний о различных видах транспорта, формирование умения классифицировать объекты по названному признаку | Презентация в программе PowerPoint. На этапе открытия нового знания проводится демонстрации объектов. | Наблюдение, сравнение, анализ. Классификация объектов по названному признаку. Самооценка и самоконтроль работы. |
62 | Животное – живое существо. | Обобщение полученных представлений: любое животное - живет, дышит, питается, передвигается, спит, строит жилище, дает потомство. | Программа «Мир природы» На этапе открытия нового знания проводится демонстрация объектов. | Наблюдение, анализ, фиксация выводов. Построение модели «Животное живое существо». Оценка правильности выполнения работы на основе сравнения с образцом. |
65 | Правила безопасного поведения на природе. | Уточнение, расширение знаний об опасных растениях и животных. Формулирование правил поведения на природе.
| Программа «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» На этапе открытия нового знания проводится демонстрация различных ситуаций. | Наблюдение, установление причинно- следственных связей, классификация объектов, формулирование выводов. Выбор решения практической задачи из нескольких предложенных и его обоснование. Оценка правильности выполнения работы на основе сравнения с образцом |
2 класс
1. | Что такое окружающий мир. | Уточнение понятий «объект природы», «объект живой (неживой природы)», «изделие», введение термина «тело». | Программа «Мир природы». На этапе актуализация опорных знаний проводится работа с динамическими таблицами «природа живая и неживая», демонстрация явлений природы, на этапе закрепление изученного - дидактическая игра «Подумай» | Сравнение, классификация по существенному отличию, решение учебных задач, содержанием которых являются социальные объекты и явления. Оценка правильности выполнения каждого этапа работы на основе сравнения с образцом. |
6. | Чтобы меньше болеть. | Осознание понятия «здоровье». Обсуждение проблемной задачи: Какого человека можно назвать здоровым?» | Презентация в программе PowerPoint На этапе создания проблемной ситуации проводится презентация для организации проблемного диалога. | Наблюдение, сравнение, установление причинно-следственных связей, формулирование выводов. Оценка правильности выполнения своей работы: самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин. |
13. | Чтобы избежать неприятностей. | Формирование представления о правилах поведения в незнакомом месте, с чужими людьми, а так же дома при действиях с огнем, газом, электричеством, водой. | Программы «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы». На этапе открытия нового знания проводится демонстрация различных ситуаций, раскрывающих правила поведения при опасных жизненных ситуациях. | Наблюдение, анализ, установление причинно-следственных связей. Планирование действий учебных задач, выбор решения из нескольких предложенных и его обоснование в парах. Контроль и оценка действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом. |
15. | Что такое семья. | Формирование понятий «семья», «семейный коллектив», «поколение», «старшее поколение», «среднее поколение», « младшее поколение» | Презентация в программе PowerPoint На этапе применения нового знания учащиеся представляют итоги своей работы | Построение и преобразование моделей, сравнение, классификация, формулирование вывода. Выделение этапов собственной работы и их последовательности, оценивание меры освоения. |
21. | Умеешь ли ты общаться? | Ознакомление с правилами использования мимики и жестов, формулирование вывода | Презентация в программе PowerPoint На этапе открытия нового знания проводится демонстрация объектов. | Наблюдение, сравнение, анализ, формулирование вывода. Групповая и индивидуальная работа по построению и преобразованию моделей. Оценка правильности выполнения чужой работы. |
25. | Родной край - частица родины. | Расширение представлений о родной крае, ознакомление с достопримечательностями родного города, формирование уважительного отношения к своей стране, родному краю | Презентация в программе PowerPoint На этапе применения нового знания учащиеся представляют итоги своей работы | Анализ, установление причинно-следственных связей, составление описательного рассказа. Планирование действий учебных задач. Контроль и оценка действий по решению учебной задачи в соответствии с намеченным планом. |
30. | Урок - путешествие по городам «Золотого кольца» | Формирование уважительного отношения к к своей стране. Ознакомление с достопримечательностями городов Золотого кольца. | Презентация в программе PowerPoint На этапе применения нового знания учащиеся представляют итоги работы в группе. | Принятие учебной задачи, планирование действий, решение. Самоконтроль, оценка правильности выполнения чужой работы. |
34. | Проверочная тестовая работа по теме: «Россия - твоя Родина. | Проверка процесса формирования знаний и умений, связанных с изучением природы, общественных явлений | Дидактический электронный материал. | Самостоятельное решение учебной задачи, преобразование моделей. Самоконтроль, оценка правильности выполнения чужой работы. |
37. | Глобус – модель Земли. | Формирование представлений о глобусе как модели Земли, расширение знаний о формах земной поверхности – морях и суше. | Программа «Мир природы» На этапе открытия нового знания проводится демонстрация объектов. | Наблюдение, анализ, высказывание предположений, формулирование выводов, практическая работа с глобусом. Оценка правильности выполнения каждого этапа работы на основе сравнения с образцом. |
40. | Какие животные живут на Земле. | Расширение и уточнение представлений о разнообразии животных, выявление особенностей того или иного класса животных | Программа «Живая планета» На этапе открытия нового знания проводится игра – путешествие по карте. | Принятие учебной задачи, выбор решения из нескольких предложенных и его обоснование. Классификация объектов. Контроль и оценка, действий по решению учебной задачи. |
45. | Какие бывают растения. | Расширение представлений о разнообразии флоры на нашей планете. | Презентации в программе PowerPoint На этапе открытия нового знания проводится демонстрация объектов. | Наблюдение, анализ, фиксация результатов, построение моделей в паре. Оценка правильности выполнения своей работы: самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин. |
49 | Как развивается Растение. | Развитие наблюдательности, умения замечать происходящие в объекте изменения. | Программа «Мир природы» На этапе открытия нового знания проводится демонстрация опыта: развитие растения из семени. | Наблюдение, фиксация результатов, соотнесение результатов урочных и внеурочных самостоятельных наблюдений. Выделение этапов своей работы их последовательности, оценивание меры освоения этих этапов. |
53 | Лесная аптека. | Обобщение знаний о лекарственных свойствах растений, классификации растений по признаку «деревья – кустарники – травы» | Презентация в программе PowerPoint. На этапе применения нового знания учащиеся представляют итоги групповой работы. | Принятие учебной задачи, планирование действий, решение. Самоконтроль, оценка правильности выполнения чужой работы. |
58. | Мы пришли в лес…. | Формулирование правил поведения на природе. | Программа «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» На этапе открытия нового знания проводится демонстрация различных ситуаций, раскрывающих правила поведения в лесу. | Наблюдение, анализ, фиксация результатов, составление моделей в группе, формулирование выводов. Оценка правильности выполнения чужой работы: нахождение ошибок, определение их причин. |
59. | Путешествие капельки. | Осознание понятия «круговорот воды в природе», обобщение знаний о разных состояниях воды: твердом, жидком, газообразном. | Программа «Мир природы» На этапе открытия нового знания проводится демонстрация объектов, явлений. | Наблюдение, анализ, фиксация результатов. Построение и преобразование моделей. Оценка правильности выполнения работы на основе сравнения с образцом. |
61 | Рыбы - обитатели водоемов. | Обобщение и систематизация знаний о водоемах и их главных обитателях - рыбах. Выделение особенностей внешнего вида рыб. | Программа «Живая планета» На этапе закрепления изученного проводится дидактическая игра | Принятие и решение учебной задачи. Классификация объектов. Оценка правильности выполнения своей работы: самостоятельное нахождение ошибок, определение их причин. |
3 класс
3. | Солнечная система. | Уточнение, расширение знаний о солнечной системе | Программа «Мир природы», презентация в программе PowerPoint На этапе открытия нового производится демонстрация объектов. С целью расширения кругозора школьников используется презентация, изображающая представление древних цивилизаций о происхождении Земли. | Наблюдение, анализ, сравнение, фиксация наблюдений, формулирование выводов, моделирование. Оценка правильности выполнения работы на основе сравнения с образцом. |
4. | Условия жизни на Земле. Солнце - источник тепла и света. | Освоение принципа существования жизни на на планете Земля, формирование представления о том, как распределяется солнечное тепло на Земле. Решение проблемной ситуации: «Почему без Солнца не было бы жизни?» | Программа «Мир природы» На этапе открытия нового знания проводится демонстрация опытов, объектов. | Наблюдение, анализ, обсуждение результатов опытов: распространение тепла от его источника, смена сезонов, смена дня и ночи. Установление причинно-следственных связей, формулирование выводов. Контроль и оценка, действий по решению учебной задачи. |
10 | Изображение Земли. | Уточнение и расширение знаний о глобусе как модели Земли, введение понятий «условные обозначения на карте», «масштаб». Развитие наблюдательности, умения замечать происходящие в объекте изменения. | Программа «Мир природы», «ДЭ Кирилла и Мефодия». На этапе открытия нового знания проводится демонстрация опыта, объектов. | Наблюдение, обсуждение результатов опыта, доказывающего шарообразность планеты Земля, формулирование выводов. Практическая работа с картой. Самоконтроль и самооценка, действий по решению учебной задачи. |
17. | Растения родного Края. | Расширение и уточнение представлений о разнообразии растений родного края. | Презентация в программе PowerPoint. На этапе применения нового знания учащиеся представляют итоги групповой работы. | Принятие учебной задачи, планирование действий, решение. Самоконтроль, оценка правильности выполнения чужой работы. |
20. | Размножение растений. | Обобщение и систематизация знаний о способах размножения растений, распространении плодов и семян в природе. Решение проблемной ситуации: «Бывают ли у растения дети?» | Программа «Мир природы» На этапе создания проблемной ситуации проводится демонстрация объектов для организации проблемного диалога. | Наблюдение, анализ, установление причинно-следственных связей, формулирование выводов. Принятие учебной задачи, планирование действий, решение. Самоконтроль, самооценка правильности выполнения работы. |
24. | Обобщающий урок по теме: «Растительный мир Земли» | Проверка процесса формирования знаний и умений, связанных с изучением природы, общественных явлений | Дидактический электронный материал, программа «Родная природа» Создание заданий для разных групп учащихся. | Самостоятельное решение учебной задачи, преобразование моделей. Самоконтроль, самооценка правильности выполнения работы. |
33 | Жизнедеятельность животных. | Формирование знаний о том, что животное существо организованное. Решение проблемной ситуации: «Чем растения и животные похожи (непохожи)?» | Программа «Мир природы» На этапе создания проблемной ситуации проводится демонстрация объектов для организации проблемного диалога. | Наблюдение, анализ, сравнение, установление аналогий, формулирование выводов. Оценка правильности выполнения работы на основе сравнения с образцом. |
36 | Проверочная работа по теме: «Животный мир Земли». | Проверка процесса формирования знаний и умений, связанных с изучением природы, общественных явлений | Система голосования | Самостоятельное решение учебной задачи, преобразование моделей. Самоконтроль, самооценка правильности выполнения работы |
38 | Московская Русь. Древние города (Москва). | Формирование представлений о древней Москве, развитии строительства. Развитие наблюдательности, умения замечать происходящие изменения. | Презентация в программе PowerPoint. На этапе актуализации опорных знаний проводится слайд – экскурсия по Древней Москве. | Наблюдение, сравнение, анализ, установление причинно-следственных связей, формулирование выводов. Оценка правильности выполнения работы на основе сравнения с образцом. |
45 | Характер славянина. | Определение качеств характера славянина: патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство. | Презентация в программе PowerPoint., программа «TeachPro ИЗО» На этапе открытия нового знания организуется работа с рубрикой «Картинная галерея», на этапе закрепление изученного – слушание народных песен. | Наблюдение, сравнение, анализ, формулирование выводов. Слушание народных песен, классификация, высказывание доказательств проведенной классификации. Осознание уровня владения тем или иным способом действия.
|
52 | Во что верили славяне. | Осознание понятия «христианская вера», Формирование представлений о народных и христианских праздниках | Мультимедийная энциклопедии «Ярославский край: с древних времен до начала ХХ века». На этапе применения нового знания учащиеся представляют итоги групповой работы. | Принятие учебной задачи, планирование действий, решение. Самоконтроль, самооценка правильности выполнения работы. |
53 | Проверочная работа по теме: «Каким был человек в разные времена». | Проверка процесса формирования знаний и умений, связанных с изучением общественных явлений | Дидактический электронный материал | Самостоятельное решение учебной задачи, преобразование моделей. Самоконтроль, самооценка правильности выполнения работы |
65 | Развитие техники в России (на примере авиации). Освоение космоса. | Формирование представления о достижениях науки и техники. Обсуждение проблемы «Почему человек мечтал летать как птица?» | Презентация в программе PowerPoint. На этапе создания проблемной ситуации проводится презентация для организации проблемного диалога. На этапе применения нового знания учащиеся представляют итоги работы. | Наблюдение, анализ, формулирование выводов. Принятие учебной задачи, планирование действий, решение. Самоконтроль, самооценка правильности выполнения работы. |
67 | Урок – обобщения по теме: «Россия 20 века ( основные исторические события) | Систематизация и обобщение знаний, соотнесение их с определенной исторической эпохой. | Система голосования, дидактический электронный материал. Создание заданий для разных групп учащихся | Самостоятельное решение учебной задачи, построение моделей. Самоконтроль, самооценка правильности выполнения работы. |
4 класс
1. | Организм человека.. | Уточнение понятия «тело природы», осознание понятия «организм» Формирование представлений об общем строении организма | Программа «Родная природа» На этапе актуализация опорных знаний организуется работа с моделями «Животное - живое существо», «Растение- живое существо» | Построение моделей, сравнение, установление аналогий, формулирование выводов. Коллективное составление модели «Живое существо (организм). Самоконтроль, самооценка правильности выполнения работы. |
4. | Пищеварительная система.. | Осознание понятия «пищеварительная система», формулирование вывода о значении питания. | Презентация в программе PowerPoint. На этапе применения нового знания учащиеся представляют итоги индивидуальной и групповой работы на тему: «Значение питания в жизни растений, животных, человека». | Наблюдение, сравнение, анализ, установление аналогий, формулирование выводов. Принятие учебной задачи, планирование действий, решение. Самоконтроль, самооценка правильности выполнения работы. |
6. | Кровеносная система. | Осознание понятия «кровеносная система», формулирование вывода о значении сердца в кровеносной системе. | Программа «Родная природа» На этапе обобщение и выводы организуется составление коллективного рассказа «Сердце главный орган кровеносной системы» | Наблюдение, анализ, формулирование выводов. Принятие учебной задачи, планирование действий, решение. Самоконтроль, самооценка правильности выполнения работы. |
9. | Наши помощники - органы чувств. Зрение. | Обобщение и систематизация знаний об органах чувств, их значении. Формулирование правил охраны зрения. | Презентация в программе PowerPoint. На этапе обобщение и выводы организуется работа с моделями, проводится физкультминутка для глаз. | Построение моделей, формулирование выводов, составление коллективно правил охраны зрения. Оценка правильности выполнения чужой работы: нахождение ошибок, определение их причин. |
16. | Память. | Формирование представлений о роли памяти в жизни человека, необходимости ее и возможных путях ее развития. | Презентация в программе PowerPoint. На этапе закрепление изученного проводятся: дидактическая игра «Кто быстрее и лучше запомнит», упражнения «Улучшаем свою память» | Принятие и решение учебной задачи, планирование действий, решение. Осознание уровня усвоения тем или иным способом действия. |
20. | Здоровье человека. Вредные привычки. | Уточнение и расширение понятия «здоровье», воспитание у младшего школьника осознания ценности человеческой жизни, необходимости заботиться о здоровом образе жизни. | Презентация в программе PowerPoint. На этапе применения нового знания учащиеся представляют итоги индивидуальной и групповой работы на тему: «Вред курения и употребления алкоголя». | Наблюдение, анализ, установление причинно-следственных связей, формулирование выводов. Принятие учебной задачи, планирование действий, решение. Самоконтроль, самооценка правильности выполнения работы. |
22. | Проверочная работа по теме: «Человек живое существо (организм)». | Проверка процесса формирования знаний и умений, связанных с изучением организма человека. | Система голосования, дидактический электронный материал. Создание заданий для разных групп учащихся | Самостоятельное решение учебной задачи, преобразование моделей. Самоконтроль, самооценка правильности выполнения работы |
26. | Что такое культура. | Расширение представлений о родной крае, ознакомление с памятниками культуры родного города, формирование уважительного отношения к своей стране, родному краю | Презентация в программе PowerPoint. На этапе применения нового знания учащиеся представляют итоги индивидуальной и групповой. | Наблюдение, анализ, формулирование выводов. Составление описательного рассказа. Самоконтроль, самооценка правильности выполнения работы. |
31 | Художественное ремесло в Древней Руси. | Формирование элементов исторического мышления, понимание того, что происходило давно, что не относится к современности, выделение особенностей древнерусского искусства | Программа «TeachPro ИЗО» На этапе открытия нового знания организуется игра «Если бы мы жили в Древней Руси, какие бы бы предметы могли нас окружать?»
| Наблюдение, анализ, установление причинно-следственных связей, формулирование выводов. Оценка правильности выполнения работы на основе сравнения с образцом. |
33. | Музыка в Древней Руси. | Формирование представлений о музыкальном искусстве. Формирование умения использовать чувственный опыт в учебно-познавательной деятельности | На этапе открытия нового знания проводится слушание отрывков духовной музыки, народных песен. | Слушание, сравнение, анализ, определение настроения народных жанровых песен. Самоконтроль, самооценка правильности выполнения работы. |
38. | О художниках 18 века. | Формирование общего представления о культуре России 18 века, выделение основных признаков, которые отличают искусство этой исторической эпохи от предыдущей. Формирование умения использовать чувственный опыт в учебно-познавательной деятельности | Программа «TeachPro ИЗО» На этапе открытия нового знания проводится демонстрация репродукций портретов кисти Боровиковского, Венецианова, Тропинина. | Наблюдение, анализ, сравнение, установление причинно-следственных связей, формулирование выводов. Осознание уровня владения тем или иным способом действия. |
47. | И. И. Левитан. | Организация восприятия объекта с разных точек зрения (музыка, живопись), уточнение представлений учащихся о жанрах изобразительного искусства, формирование умения использовать чувственный опыт в учебно- познавательной деятельности | Программа «TeachPro ИЗО» На этапе закрепление изученного проводится слушание музыкальных произведений, организуется работа с рубрикой «Картинная галерея» | Практическая работа: слушание музыкальных произведений и соотнесение их характера с настроением, переданным художником. Осознание уровня владения тем или иным способом действия. |
50 | Поэзия 20 века. | Формирование общего представления о культуре России 20 века, выделение основных признаков, которые отличают искусство этой исторической эпохи от предыдущей. | Презентации в программе PowerPoint. На этапе закрепления изученного проводится литературная викторина: «Знаем ли мы стихи» | Принятие учебной задачи, выбор решения их нескольких предложенных и его обоснование. Оценка правильности выполнения работы на основе сравнения с образцом. |
53 | Почему люди воюют? | Обсуждение предположения «Почему люди воюют?» Раскрытие основных причин возникновения войны, воспитание патриотических чувств. | Презентация в программе PowerPoint. На этапе открытия нового знания организуется работа с моделями, с рубрикой «Картинная галерея» | Наблюдение, анализ, установление причинно-следственных связей, работа с моделями, формулирование выводов. Самоконтроль, самооценка правильности выполнения работы. |
60 | Великая Отечественная война 1941-1945гг. | Воспитание патриотических чувств, осознание того, что защита Родины – долг каждого гражданина. | Презентация в программе PowerPoint. На этапе открытия нового знания проводится демонстрация памятников славы, орденов и медалей ВОВ. На этапе применения нового знания учащиеся представляют итоги индивидуальной и групповой работы | Наблюдение, анализ, установление причинно-следственных связей, формулирование выводов. Принятие учебной задачи, планирование действий, решение. Самоконтроль, самооценка правильности выполнения работы. |
Такой вариант включения ИКТ в календарно-тематическое планирование уроков курса «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградовой позволяет реализовать программу УМК «Начальная школа ХХI века» «Учебная деятельность» и отследить динамику развития основных учебных умений.
2.3. Методические рекомендации к использованию ИКТ при изучении курса «Окружающий мир»
Особое внимание при изучении «Окружающего мира» уделяется накоплению чувственных представлений о природе, обществе и человеке. Проведение урока окружающего мира по программе Н. Ф. Виноградовой предполагает использование определенных образовательных методик. Одна из них - методика рассматривания иллюстративного материала. Главная ее цель – подведение школьников к пониманию замысла художника и тех средств выразительности, которые он использовал. Могут использоваться творческие задания с использованием музыки и живописи: сопоставление характера музыкального произведения с настроением пейзажа; определение характера и настроения музыкального произведения, создание воображаемой картины к нему; определение характера произведения живописи и создание воображаемого музыкального произведения к нему. Для выполнения творческих заданий можно использовать наглядно - дидактическое пособие «Мир природы» и мультимедийное издание «TeachPro ИЗО».
Младший школьник должен приобрести не только богатый чувственный опыт, у него должны развиваться универсальные умения познавательной деятельности (анализировать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы), т. е. то, что делает ребенка умнее, сообразительнее, любознательнее [11].
Основной текст, с которым работают дети, находится в учебнике. Вместе с тем учитель может использовать электронные научно-познавательные книги, прежде всего словари, энциклопедии, справочники: «Современные чудеса света», «Живая планета», «Ярославский край: с древних времен до начала ХХ века», «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия». Работа с дополнительными источниками углубляет интерес младших школьников к окружающему миру; уточняет их представления о явлениях природы и социального мира; учит самостоятельно работать с познавательной, справочной электронной литературой.
Работа с дополнительными источниками используется с разными целями: индивидуальное задание для сильных учеников (прочти текст, ответь на вопросы, расскажи всему классу), познавательные минутки (обсуждение интересных фактов из жизни природы, из истории, из современной жизни страны), часть урока отводится знакомству с электронной справочной литературой и работе с ней. Темы домашних заданий согласуются с основным содержанием урока. Учитель сам может рассказать об интересных фактах.
Использование упражнений, развивающих воображение, инициативность, творческую индивидуальность, является обязательным условием проведения уроков окружающего мира по программе Н. Ф. Виноградовой. С этой целью используется творческое рассказывание детей. Творческий рассказ: включает передачу собственного индивидуального мнения школьника по поводу конкретного события или объекта окружающего мира; выходит за рамки изучаемого в классе материала; «скрывает» проблему, требует от рассказчика размышления, сочинения, высказывания предположения, творческого раздумья. Благодаря введению основ изучения информационной грамотности со 2 класса начальной школы, учащиеся способны выполнять элементарные задания, связанные с работой в текстовом редакторе, поисковой сети Интернет, составлять простейшие мультимедийные презентации в программе Power Point, которые могут сопровождать творческий рассказ [прил. 4] .
При изучении курса окружающий мир по программе Н. Ф. Виноградовой используются практические методы изучения окружающего мира Участие или самостоятельное проведение элементарной опытной и экспериментальной работы является показателем высокого уровня развития умения вести наблюдения. Перед экспериментом обязательно выдвигается гипотеза. По ходу эксперимента и по его окончании учащиеся обсуждают, какая гипотеза оказалась верной, какие для этого есть доказательства. Наглядно дидактическое пособие по естествознанию «Мир природы» позволяет продемонстрировать опыты, явления природы и общения, которые в обыденной жизни увидеть практически невозможно или они занимают длительное время. Например, период развития растения «от семени до семени», «жизнь человека от рождения до старости», «влияние солнечного света на цвет листьев». Сравнение результатов наблюдений, опытов, экспериментов проведенных на уроке и во внеурочное время, способствуют осознанию уровня владения тем или иным способом действия.
Дидактическая игра – очень важный метод обучения младших школьников, так как она имеет огромное значение для уточнения и систематизации знаний детей, для развития основных компонентов учебной деятельности - умения действовать в соответствии с правилами, подчинять свои действия действиям других участников игры. Для организации дидактических игр используется программа «Живая планета», «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия».
Учебное сотрудничество на уроках окружающего мира по программе Н. Ф. Виноградовой предполагает создание проблемных ситуаций. Информационно-коммуникационные технологии могут использоваться на всех этапах проблемного урока: постановка проблемы, поиск решения, выражение решения, реализация продукта.
Учебную проблему можно поставить заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока. Для этого существуют специальные приемы условно называемые «яркое пятно» и «актуальность». В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки, легенды, фрагменты из художественной литературы, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но связанный с темой урока. Прием «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы урока для учащихся. Иногда эти приемы сплетаются воедино. Например, при изучении в 3 классе темы: «Круговорот веществ в природе» учитель может использовать фрагмент сказки «Король лев», который заканчивается словами: ««Таким образом, все мы являемся частицей большого круговорота жизни!». Учитель: «Что такое круговорот жизни?»
Следующий прием - побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Урок окружающего мира во 2 классе по теме «Дорожные знаки» [прил. 5].
При осуществлении поиска решения проблемы целесообразно использовать информационно-коммуникационные технологии с целью выявления уже имеющихся знаний и тех знаний, которых не хватает для выполнения новых заданий, фиксации планирования деятельности. Необходимо использовать различные программы, целью которых является обучение учащихся самостоятельному поиску материала. Это позволит организовать на уроке исследовательскую деятельность, осуществить дифференцированный подход, придать деятельности учащихся поисковый характер, активизировать познавательный интерес учащихся, развивать их творческие способности, стимулировать умственную деятельность.
Информационно-коммуникационные технологии могут быть использованы при составлении опорного сигнала. Опора – это зрительный образ, выражающий знание в предельно абстрактном, концентрированном виде (символ, схема, таблица, опорные слова) [прил. 6].
Наиболее эффективным является использование мультимедийных презентаций на этапе - реализация продукта. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Сочетание устного материала с демонстрацией слайдов позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала, рассказывать о результатах выполненной работы с использованием наглядных материалов.
Использование на уроках окружающего мира дидактических игр-тренажеров позволяет существенно интенсифицировать работу учащихся, увеличить количество повторений действий за счет повышения мотивации, так как работу на компьютере младшие школьники воспринимают как игру. Учащимся, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера. На уроках закрепления и обобщения полученных знаний можно использовать игры – тренажеры для организации промежуточного контроля.
Диагностика школьной успеваемости с помощью ИКТ позволяет: сократить время на проверку работы, обеспечить возможность проведения объективного контроля. Среди способов проверки и учёта знаний учащихся тест обладает рядом достоинств. Он эффективен с точки зрения массовости и частоты проверки знаний, скорости оценки его результатов. Систематическое проведение тестов оказывает на учащихся благотворное психологическое и воспитательное воздействие. Они приучаются к более серьёзному и вдумчивому изучению материала. Привыкают к мысли, что знания каждого из них будут тщательно проверены и оценены.
ИКТ способствуют автоматизации процесса коррекции знаний, основанной на диагностике пробелов знаний учащихся.
Познание детьми окружающего мира не должно ограничиваться рамками урока. Внеклассная и внеурочная работа с учащимися по ознакомлению с окружающим миром должна быть посвящена темам, которые изучаются на уроках в соответствии с программой, но содержание этих мероприятий должно выходить за рамки установленных требований. Основная цель внеклассной работы – развитие детского интереса, эрудиции, интеллектуальной, эстетической и эмоциональной культуры младших школьников.
Уже в начальных классах возможно привлечение детей к выполнению доступных работ на компьютере. В этой связи можно выделить несколько ситуаций, в которых ученики могут самостоятельно или с помощью взрослых участвовать в освоении информационных ресурсов. Во-первых, это различные виды домашних заданий, направленные на поиск определяемой учителем информации по конкретной теме. При этом поиск может проводиться как в свободном режиме, так и по ресурсам, определяемым педагогом. Результатом подобной работы может быть как сообщение по теме, так и подготовка собственных презентаций [прил. 7]. Во-вторых, это проектная работа: сравнительное изучение, исследование тех или иных явлений, фактов, событий для выявления тенденций или принятия решений, разработки предложений. Результатом такой работы может стать презентация [прил. 8]. В - третьих, это участие в дистанционных олимпиадах, конкурсах, играх и турнирах.
Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы.
Использование на уроках окружающего мира информационно-коммуникационных технологий позволяет развивать познавательные интересов и способности учащихся, формировать общие учебные умения, навыки и способы деятельности, создать условия для расширения чувственного опыта и практической деятельности школьников.
Деятельность, которой дети занимаются на уроках «Окружающего мира», способствует решению задач, поставленных в стандарте:
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве)
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и
оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
2.4. Отслеживание динамики развития учебных умений.
Критериями отслеживания динамики развития учебных умений можно считать следующее:
1. Позитивная школьная мотивация.
Для выявления уровня школьной мотивации было проведено анкетирование детей в первом, втором и третьем классах. Результат, представленный в таблице, показывает не только позитивную динамику, но и стабильный общий показатель.
1 класс | 2 класс | 3 класс | |
Очень высокая школьная мотивация | 7 | 7 | 10 |
Высокая школьная мотивация | 6 | 8 | 9 |
Средний уровень школьной мотивации | 8 | 6 | 7 |
Положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебной стороной | 8 | 7 | 5 |
Негативное отношение к школе | 1 | - | - |
2. Повышение познавательной активности
Учащиеся под моим руководством активно участвуют в конкурсах различного уровня: российского, областного и муниципального.
3. Для выявления уровня развития самоконтроля используются задания: «Найди ошибки», «Сравни свой ответ с текстом», «Сравни свой ответ с образцом» и прием «Разноцветные поправки». Учащимся предлагается выполнить задание. После выполнения задания сообщается, что у учащихся есть возможность сделать поправки (карандашом синего цвета), причем наличие или отсутствие поправки не будет сказываться на отметке. На следующий день учащимся сообщается, что у них есть возможность еще раз вернуться к заданию и улучшить его, сделать поправки (карандашом зеленого цвета), наличие или отсутствие поправок не скажется на отметке. Сопоставление поправок по ходу работы ручкой и разноцветных после работы, в том числе и отсроченных, позволяет выделить различные формы самоконтроля. При этом изучается, делают ли обучающиеся поправки в своей работе, улучшают ли ее.
Результаты, представленные в таблице [прил.9] позволяют сделать вывод, что у большинства детей отмечается положительная динамика и достаточно хорошо развит самоконтроль.
4. Для определения уровня развития самооценки были использованы задания, разработанные на основе методики, предложенной Богоявленским и Муравьёвой. Учащимся предлагается выполнить по выбору одно задание из трех: легкое, средней трудности, повышенной трудности. Адекватность самооценки определяется сопоставлением выбора школьника, его реальных возможностей и результатом выполнения задания. Также используется прием, предложенный Виноградовой Н. Ф.. Детям предлагается выбрать один из вариантов для самооценки: выполнил быстро и правильно; выполнил медленно, но правильно, выполнил с помощью других, выполнил быстро и неправильно. Результаты представленные на диаграмме позволяют сделать вывод, что у большинства учащихся адекватная самооценка, наблюдается положительная динамика развития, но в классе есть дети с завышенной и заниженной самооценкой.
5. Для определения умения планировать свою деятельность учащимся были предложены следующие упражнения:
3 класс. Составь план рассказа с опорой на рисунок на тему: «Почему без растений невозможна жизнь на Земле».
1 класс. Расположи картинки по порядку выполнения действий. Тема: «Как вырастить растение из семени»
Результаты представленные на диаграмме позволяют сделать вывод, что большинство учащихся умеют планировать свою деятельность, наблюдается положительная динамика развития, но в классе есть дети, у которых этот навык еще не сформирован.
- Принятие и решение учебных задач.
Уровень | 1 класс | 2 класс | 3 класс |
1.Отсутствие учебных действий | 9 | 5 | 2 |
2. Выполнение учебных действий совместно с учителем | 12 | 10 | 7 |
3. Самостоятельное выполнение учебных действий | 9 | 13 | 22 |
Данные представление в таблице позволяют сделать вывод, большинство учащихся умеют решать учебные задачи, но в классе есть дети, которым необходима помощь учителя.
- Умения сравнивать, анализировать, классифицировать, работать с моделями.
Для определения умения сравнивать, анализировать, классифицировать, работать с моделями используются рабочие тетради по окружающему миру Виноградовой Н. Ф. «Учимся думать и фантазировать» в 1 и во 2 классах, «Окружающий мир» в 3 и 4 классах.
Результаты наблюдений, позволяют сделать вывод, что наблюдается положительная динами развития этих умений.
Результаты проведенных исследований показали, что использование информационно-коммуникационных технологий в процессе изучения младшими школьниками курса «Окружающий мир» Н.Ф. Виноградовой способствует формированию учебных умений.
Заключение
Информатизация общества – это сегодняшняя реальность. В наши дни решающее значение в любой области человеческой деятельности имеет получение информации, ее отбор и применение. Поэтому развивать информационную культуру необходимо с начальной школы, ведь начальная школа - это фундамент образования, от того каким будет этот фундамент, зависит дальнейшая успешность ученика, а затем и выпускника в современном мире, который будет жить и трудиться в нынешнем тысячелетии.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе необходимо, так как способствует формированию основ умения учиться и способности к организации своей деятельности, развитию навыков мышления.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют визуализировать учебный процесс, расширить спектр способов предъявления учебной информации, представить учебный материал более доступно и понятно, создать условия для расширения чувственного опыта и практической деятельности школьников, дифференцировать процесс обучения с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
При использовании информационно-коммуникационных технологии следует учитывать возрастные особенности младших школьников, возможности образовательных программ, ресурсное обеспечение, изменение роли учителя, деловое сотрудничество детей, учителя и родителей.
В процессе изучения курса «Окружающий мир» по программе Н. Ф. Виноградовой возможно эффективное использование информационно-коммуникационные технологии при изучении всех содержательных линий. ИКТ могут использоваться на всех этапах урока и во внеурочной деятельности. Планомерное и разумное использование электронных дидактических материалов способствует расширению кругозора учащихся, формированию навыков целенаправленного использования средств ИКТ для самостоятельного получения новых знаний, что в свою очередь позволяет учащимся более уверенно ориентироваться в закономерностях окружающей действительности и активнее использовать знания в повседневной жизни.
Вариант включения ИКТ в календарно-тематическое планирование уроков курса «Окружающий мир» Н. Ф. Виноградовой позволяет реализовать программу УМК «Начальная школа ХХI века» «Учебная деятельность» и отследить динамику развития основных учебных умений.
Практика показала, что использование информационно-коммуникационных технологий в процессе образования младших школьников способствует развитию мотивов учебной деятельности, формированию личного смысла учения, основных учебных умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УМК «ГАРМОНИЯ»
Статья "РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УМК «ГАРМОНИЯ»"...
«ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УУД В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»
Указанные противоречия определяют проблему исследования, которая формулируется следующим образом: каковы психолого-педагогические и методические особенности формирования универсальных логических...
Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников по ОС "Школа 2100"
Проблема исследования: каковы возможности формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения по образовательной системе «Школа 2100».Объект исследования ...
Опыт работы: "Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников"
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которая включает: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные...
«Использование информационно-коммуникационных технологий как средства формирования учебно-предметных компетенций у младших школьников»
Современная школа призвана быть ориентированной на будущее, учитывать быструю смену “набора” знаний и умений, постоянную ориентацию на все новое и усвоение этого нового, необходимо научить подрастающе...
Методическая тема "Формирование орфографических умений и навыков у младших школьников при изучении словарных слов"
Вопрос обучения детей грамоте всегда стоял чрезвычайно остро, причём, не только в педагогической науке, но и в жизни социума, так как грамотность народа рассматривалась, как его оружие в борьбе за кул...
Пособие с методическими рекомендациями по изучению инновационных подходов к формированию вычислительных умений и навыков у младших школьников на уроках математики./Авт.- сост. Калашникова О. Г., Пазлиева Н.Р. (Стенникова Н.Р.)
Пособие содержит методические рекомендации по изучению инновационных подходов к формированию вычислительных умений и навыков у младших школьников на уроках математики.Данное пособие может быть рекомен...