Практические методы изучения младшими школьниками темы «Человек» в предмете «Окружающий мир»
статья по окружающему миру
Особенностью изучения человека состоит в том, чтобы использовать особый вид наблюдения – самонаблюдение, которое играет важную роль в формировании аппарата самопознания и самоконтроля личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 40.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Практические методы изучения младшими школьниками темы «Человек» в предмете «Окружающий мир»
Программа по курсу «Окружающий мир» обладает большими возможностями для использования на уроках практических методов.
Метод обучения – это способ обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных задач, направленных на овладение изучаемым материалом.
Классификация методов по источнику знаний:
- Словесные (рассказ, лекция, беседа, дискуссия, работа с текстом);
- Наглядные (демонстрация картин, таблиц, географических карт и демонстрация опытов, видео и аудиозаписей);
- Практические (дидактические игры, практические работы, моделирование, опыты и эксперименты).
Как и К.Д. Ушинский, А.Я. Герд возводит наглядность в важнейший принцип преподавания естествознания, главным образом начального, когда у детей еще недостаточно развито логическое мышление. А.Я. Герд разработал методические правила, согласно которым руководящая роль предоставлялась учителю. Учитель определяет содержание и цель наблюдений, заготавливает необходимый материал, обеспечивая им каждого ученика, организует наблюдения так, чтобы они шли постепенно, были связаны между собой и не ограничивались изучением лишь внешних признаков, а раскрывали бы сущность изучаемого явления или предмета.
Наблюдение – это метод познания, представляющий собой активную форму чувственного познания. Наиболее часто этот метод используют при изучении учебных предметов естественнонаучного цикла. Наблюдения различного характера могут проводиться как под руководством учителя, так и самостоятельно учащимися по заданию учителя. При использовании данного метода требуется тщательная подготовка: необходимо предупредить учащихся о правилах безопасности, научить их фиксировать и обрабатывать данные наблюдений и пр. Этот метод способствует выработке навыков самостоятельной работы учащихся, имеет большое познавательное и воспитательное значение в процессе обучения в школе.
Виды наблюдений: в классе или на природе; за объектами неживой природы; за явлениями неживой природы; за объектами живой природы; фронтальный, групповые или индивидуальные. Дети наблюдают самостоятельно или под непосредственным контролем учителя. Основные требования к проведению наблюдений: конкретность и систематичность.
Главные особенности:
- Определяются задачи, выделяются объекты, разрабатывается наблюдения;
- результаты обязательно фиксируются;
- полученные данные обрабатываются, сопоставляются с уже известными, перепроверяются с помощью других методов.
Для большей эффективности наблюдение должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным Подчеркивая важность метода наблюдения, его доступность распространенность, необходимо вместе с тем указать и на его недостатки: он не вскрывает внутренние стороны педагогических явлении. а значит обеспечить полную объективность информации. Поэтому наблюдение чаще всего применяется на начальных этапах исследования в сочетании с другими методами.
Опыты – метод познания окружающей действительности, имеют большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, развиваются познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного подхода, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника. По сравнению с опытом, эксперимент, как правило, отличается большей продолжительностью.
Такое наблюдение, так же как опыт и эксперимент, может быть проведено на уроке, дома, на экскурсии, на школьном учебно-опытном участке. Оно выполняется обучающимися по устному или письменному заданию, инструкции.
Учебные таблицы неотъемлемая часть любого учебного процесса. Они относятся к средствам реализации принципа наглядности и делятся на следующие виды:
- познавательные (содержат преимущественно новые сведения или материал, углубляющий и дополняющий имеющиеся у учащихся знания);
- инструктивные (содержат в себе краткие указания, инструктивные рисунки для выполнения работы на определённую тему);
- справочные (содержат сведения, уже известные учащимися и облегчающие выполнение определённых учебных работ);
- тренировочные (имеют тренировочный характер и помогают закреплению приобретаемы учащимися знаний).
Использование на уроках окружающего мира практических работ позволяет добиться понимания важнейших закономерностей устройства природы и общества, так как каждый ученик не просто получает эту информацию и воспроизводит её, но открывает её сам, выполняя опыты самостоятельно.
Выбор формы работы зависит от степени подготовки учащихся, темпа работы, психологических особенностей детей, в практической деятельности преобладает индивидуальная форма работы, так как исследовательское обучение, прежде всего, направлено на формирование личности, готовой к исследовательской деятельности, умеющей искать, анализировать, синтезировать, делать выводы и т.д.
А.Я. Герд писал: «Все реальные знания приобретены человечеством путем наблюдений, сравнений и опытов, путем расширяющихся выводов и обобщений. Только таким путем, а не чтением статей могут быть с пользой переданы эти знания детям».
Таким образом, практическая работа является успешным способом изучения информации для детей младшего школьного возраста.
Организацию практической работы можно разделить на этапы:
- Подготовительный этап для педагога (выбор, сбор и подготовка оборудования). Подготовительный этап для обучающихся (знакомство с теоретической частью: чтение статьи и т.д.). Совместное составление плана практической работы.
- Непосредственное выполнение практической работы.
- Подведение итогов работы и фиксация выводов.
- Важным этапом является рефлексия. Обсудить мнения о работе, собрать данные и проанализировать их. Главное, чтобы обучающиеся сами могли оценить свои действия.
Проведение практических работ и опытов на уроках окружающего мира помогает учащимся лучше усвоить изучаемый материал. У них развивается познавательный интерес. Появляются вопросы, на которые им хочется найти ответ, что в итоге ведёт к развитию исследовательской деятельности обучающихся.
Важно отметить, что для эффективного усвоения материала такие методы должны использоваться на уроках окружающего мира регулярно.
Литература:
- Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования пед. Профиля. М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2011.- 240 с.
- Аквилева Г.Н. Наблюдения и опыты на уроках по «Окружающему миру» / Г.Н. Аквилева, З.А. Клепинина. – Москва: Просвещение, 2013. - 256 с.
- Воронцов А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе: Методические рекомендации // Серия «Новые образовательные стандарты». –Москва : Вита-Пресс, 2011. - 72 с.
- Гафитулин М.С. Проект «Исследователь». Методика организации исследовательской деятельности учащихся // Педагогическая техника. - 2015. -№3. - С. 26.
- Горощенко В.П. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» / В. П. Горощенко, И. А. Степанов. – Москва : Просвещение, 2014. – 345 с.
- Добротин Д. Ю. Методика преподавания предмета «Окружающий мир»: учебник и практикум для вузов/под общей редакцией М.С. Смирновой— 2-е издание, исправленное и дополненное. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 380 с.
- Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям- Москва: Концептуал, 2018.-320 с.
- Тимошкина Н.В., Черткоева Е.Г. наблюдение как метод изучения окружающего мира в начальной школе // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – URL: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=14338 (дата обращения: 03.05.2024).- Режим доступа: свободный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: " Учебные исследования – эффективный метод развития младших школьников"
В докладе очень подробно раскрываются возможности исследовательской и проектной деятельности в рамках реализации требований ФГОС НОО на уроках русского языка в начальной школе. Использованы методическ...
Развитие у младших школьников эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру в процессе изучения эколого-краеведческого материала
Данный материал был подготовлен к конкурсу "Учитель года".Включает в себя методику и конспекты уроков по теме....
РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УМК «ГАРМОНИЯ»
Статья "РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС ПРИ ИЗУЧЕНИИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УМК «ГАРМОНИЯ»"...
Урок на тему: "Строение тела человека" по предмету "Окружающий мир" + презентация
Урок «Строение тела человека» проводится в 3 классе в разделе «Дом как мир» в 3 четверти.Цель урока:1.Обучающие. Ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека, познакомить...
Доклад на тему: "Активные методы обучения младших школьников"
Активные методы обучения младших школьников. Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление е...
Экскурсия как важная форма изучения младшими школьниками окружающего мира в начальной школе
Экскурсия как форма учебно-воспитательной работы...
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену прио...