Пути реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях обновленных ФГОС
учебно-методический материал
Пути реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях обновленных ФГОС
из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovnost.docx | 18.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути реализации духовно-нравственного воспитания младших школьников в условиях обновленных ФГОС
(из опыта работы)
В настоящее время духовно-нравственное воспитание становится направляющим ориентиром развития молодого поколения. Материальные ценности преобладают над духовными. Поэтому молодое поколение неверно истолковывает понятия о добре, справедливости, патриотизме, милосердии. Перед школой, семьёй обновленный ФГОС ставит задачу воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.
В рамках новых стандартов усилилась воспитательная составляющая образования. В моей работе это всегда носило приоритетный характер. За многие годы сложилась система воспитательной работы, в которой значительное место занимало духовно-нравственное направление.
Азы большой работы по воспитанию духовности начинаются в начальной школе, именно здесь закладывается фундамент будущей личности. Ребенок в школе развивается в процессе разнообразной учебно-воспитательной деятельности : в процессе взаимоотношений с окружающими, в игре, в труде, на уроках, во внеурочной деятельности».
Для духовно-нравственного воспитания благоприятные условия создаются по нескольким путям их реализации:
Урочная деятельность:
На уроках литературного чтения. В процессе чтения рассказов, стихотворений, сказок у детей складывается представление о добре и зле.
На уроках русского языка знакомлю детей с пословицами, поговорками, объясняю их нравственный смысл. Дети, путем подбора интересных примеров, усваивают правила русского языка, расширяют свой словарный запас.
На уроках окружающего мира вместе знакомимся с устным народным творчеством своего и других народов, разучиваем старинные народные игры. Именно в них отображается образ жизни людей, труд, уклад, представление о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат ребёнка обретать гармонию с окружающим миром.
Внеурочная деятельность:
- общешкольные или семейные праздники;
- коллективные творческие дела;
- квесты;
- интеллектуальные викторины;
- конкурсы;
- диспуты;
- ток-шоу.
- киноуроки
Данное направление включает также организацию работы различных форм дополнительного образования:
- кружков;
- клубов по интересам;
- секций.
Внешкольная деятельность
Воспитательный процесс духовно-нравственного развития школьников в рамках ФГОС должен включать организацию для них социальной практики. Смысл таких мероприятий заключается в том, что дети привлекаются к решению важных социальных и общественных задач. Это будет способствовать формированию у них активной гражданской позиции и социальных компетентностей, получению опыта конструктивного гражданского поведения. Например, дети могут участвовать в реализации социальных проектов «Дети вместо цветов», «Чистота моих улиц» и т.д.
В раздел воспитательного плана, касающегося внешкольной деятельности, можно включить следующие мероприятия:
- трудовые и экологические десанты;
- экскурсии;
- благотворительные или гражданские акции; (Волонтеры Победы)
- военно-патриотические мероприятия. (Зарница)
Семейное воспитание
Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается в семье и школа не заменяет, а усиливает этот процесс. Поэтому необходимо, соблюдая принцип преемственности и сотрудничества, устанавливать тесные взаимосвязи между семьей и школой. Для этого рекомендуется:
- проводить семейные праздники;
- использовать систему творческих домашних заданий, при выполнении которых ребенку будет необходима помощь родителей;
- приобщать родителей к участию во внеурочных школьных мероприятиях;
Также следует уделять внимание изучению уровня воспитательного потенциала семей школьников и содействовать духовно-нравственному и гражданскому воспитанию родителей. Для этого можно организовывать тематические лекции, диспуты и семинары для родителей, использовать нестандартные формы проведения родительских собраний.
В подведении итога, могу с уверенностью сказать, что школа даёт не только общее образование, очень важное и значимое, но и развитие личности, раскрытию его способностей, духовно-нравстенному воспитанию, именно через урочную систему и дополнительное образование во внеурочной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Духовно- нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования"
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ц...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Цель моей работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для форми...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условия внедрения ФГОС.
Воспитательный потенциал современного урока. Статья практика образования, в которой рассматриваются вопросы духовно-нравственного просвещения и роль современного урока в реализации воспитательных зада...
Педагогический проект «Духовно – нравственное воспитание младших школьников в условиях обновления содержания образования»
«Управлять развитием личности, формированием нравственных установок, усвоением духовных ценностей – это не покушение на свободу выбора ребёнка, свободу воли. Это лишь осознание того, что нравственное ...
Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС по программе «Гармония». "
Тема основана на идее народного воспитания известного русского педагога, Константина Дмитриевича Ушинского.Заключается она в том, что " как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов всл...
Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС по программе «Гармония». "
Тема основана на идее народного воспитания известного русского педагога, Константина Дмитриевича Ушинского.Заключается она в том, что " как ни разнообразны человеческие типы у образованных народов всл...
«Формирование духовно-нравственных основ у младшего школьника в рамках требования ФГОС»
Обобщение опыта «Формирование духовно-нравственных основ у младшего школьника в рамках требования ФГОС»....