«Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира в рамках УМК «Гармония»
статья по окружающему миру по теме
На современного ученика обрушивается лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать. И здесь безусловное первенство за информационной компетентностью, которую и должны сформировать учителя начальной школы.
Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира
в рамках УМК «Гармония»
( выступление на заседании круглого стола
городского методического объединения
учителей начальных классов)
Тишина Елена Анатольевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №6 г. Георгиевска
2014 год
«Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира в рамках
УМК «Гармония»
I Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности младших школьников
Проблемные вопросы:
-Почему возникла необходимость формирования проектно-исследовательской культуры у младших школьников?
-Что представляет собой учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося и учителя?
Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Поэтому и назрела необходимость в новых стандартах образования, включающая в себя компетентностный подход в обучении. Вы все, наверное, знаете о ключевых компетенциях.
- Информационная
- Коммуникативная
- Кооперативная
- Проблемная
Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?» На современного ученика обрушивается лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать. И здесь безусловное первенство за информационной компетентностью, которую и должны сформировать учителя начальной школы.
Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.
Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект или исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:
- проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
- целеполаганию и планированию содержательной деятельности ученика;
- самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
- представлению результатов своей деятельности и хода работы;
- презентации в различных формах, с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
- поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
- практическому применению школьных знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
- выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;
- проведению исследования (анализу, синтезу, выдвижению гипотезы, детализации и обобщению).
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. А именно: темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития. Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.
Важно при этом ставить вместе с детьми и учебные цели по овладению приёмами проектирования и исследования как общеучебными умениями. Целесообразно в процессе работы над темой включать экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции, работу с различными текстовыми источниками информации, подготовку практически значимых продуктов и широкую общественную презентацию (с приглашением старших ребят, родителей, коллег педагогов и руководителей).
Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира включает в себя следующие элементы:
мыследеятельностные - выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
презентационные - построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
коммуникативные – умение слушать и понимать других, выражать свои мысли, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
поисковые - находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
информационные - структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
В основе исследовательской и проектной деятельности лежат:
- развитие познавательных умений и навыков учащихся;
- умение ориентироваться в информационном пространстве;
- умение самостоятельно конструировать свои знания;
- умение интегрировать знания из различных областей наук;
- умение критически мыслить.
Исходя из всего вышесказанного, можно выделить следующие задачи исследовательской деятельности:
- Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы.
- Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования.
- Воспитательные: создать такой продукт, который будет интересен и востребован другими.
В свою очередь, вся исследовательская деятельность делится на несколько этапов, которые способствую реализации данных задач:
№ этапа | Название | Цель |
1этап | Актуализация проблемы | выявить проблему и определить направление будущего исследования. |
2 этап | Определение сферы исследования | сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти |
3 этап | Выбор темы исследования. | обозначить границы исследования |
4 этап | Выработка гипотезы | разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи |
5 этап | Выявление и систематизация подходов к решению. | выбрать методы исследования |
6 этап | Определение последовательности проведения | исследование |
7 этап | Сбор и обработка информации | зафиксировать полученные знания |
8 этап | Анализ и обобщение полученных материалов | структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приемы |
9 этап | Подготовка отчета | дать определения основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования |
10 этап | Доклад | защитить его публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы |
11 этап | Итоги | Обсуждение итогов завершенной работы |
Делая общий вывод, можно отметить, что проектная и исследовательская деятельность младших школьников способствует повышению уровня предметных, личностных и метапредметных результатов развития каждого ребёнка, позволяет наиболее успешно реализовать важнейшие задачи образования в начальной школе, способствует формированию информационной, коммуникативной, социальной компетенций. Каждый ученик становится исследователем, в результате чего открывает для себя новые знания, учится анализировать и сравнивать.
II Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира в рамках
УМК «Гармония»
Условия, способствующие развитию ребенка, - это совместная работа его ума, сердца и рук. Именно эта триада положена в основу учебного пособия по курсу “Окружающий мир” УМК “Гармония” (авторы: О.Т. Поглазова и другие.).
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 70 ч (35 учебных недель).
Курс “Окружающий мир” является интегративным курсом для четырёхлетней общеобразовательной начальной школы, обеспечивающий обучение по образовательным областям “Естествознание” и “Обществознание”.
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:
1. Поглазова О. Т. Программы для 1–4 классов, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2010
2. Поглазова О. Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012г.
для учащихся:
1. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.
2. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Тестовые задания, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.
3. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 2 класс. Учебник. Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012
Авторами выпущены тетради для самостоятельных работ, которые можно использовать как на уроке, так и в домашних условиях.
Отличительной чертой данного курса является и то, что возможности заниматься исследовательской и проектной деятельностью заложены уже в самой программе.
Поскольку проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта, то доля самостоятельной работы ребёнка над проектом должна последовательно увеличивается от 1 класса к 4.
Одним из достоинств данного УМК как раз и является то, что он предусматривает поэтапное вхождение школьников в данный вид деятельности. В процессе изучения курса, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности младших школьников, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира.
В 1 и 2-м классах школьники учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира Учатся находить внешние отличительные признаки предметов и явлений, выделять среди них существенные и по ним объединять предметы в группы. Осваивают умения представлять отношения предметов окружающего мира в простых схемах, систематизировать признаки предметов в таблицах. Развивается их интуитивное, ассоциативное, эмоциально-образное мышление, речь, произвольное внимание, наблюдательность, эстетические чувства, умения оценивать поступки человека с позиций добра и зла. (демонстрация проектов обучающихся, их анализ)
Так как первоклассники еще не готовы самостоятельно заниматься этим видом деятельности, призываем на помощь их родителей и близких. Тем самым создаем единое образовательное пространство в школе и дома
В 1 классе в результате такой коллективно-творческой работы созданы проекты: «Мои домашние питомцы», «Комнатные растения», Как растёт фасоль (горох)?
3 класс – составление письменного образца проекта; выявление логическое единства между темой, целями, задачами, результатом проекта и его продуктом.
4 класс – это целостная самостоятельная работа ребёнка над проектом, его оформление и защита, т. е. получение конечного результата, но под чутким руководством учителя.
Я рекомендую оборудовать стенд в классе, где следует разместить материалы, помогающие осуществить учебное исследование: это может быть примерная тематика исследований, различные памятки: "Как составить план?", "Как провести анкетирование?", "Как провести наблюдение?" и др.Правильно организованная подготовка должна превратиться в интересную игру. Мною разработана памятка «Начинающему исследователю».
- Выбери тему исследования.
- Подумай, на какие вопросы ты хотел бы найти ответы.
- Продумай варианты своих ответов.
- Реши, где ты будешь искать ответы.
- Поработай с источниками информации, найди ответы.
- Сделай выводы.
- Оформи результаты своей работы.
- Подготовь краткое выступление по представлению своего исследования
Формы представления результатов проектов:
- папки – раскладки,
- книжки-раскладушки;
- тематические стенды;
- макеты;
- компьютерные презентации;
- сценарии праздников, викторин и т.д.
Памятка
Методический паспорт проекта:
- По содержанию
- По форме организации
- По срокам выполнения
- По результатам выполнения
- Проект составлен в рамках темы:
- Учебник
- Авторы учебника:
- УМК
- Проблема:
- Гипотеза:
- Цель проекта:
- Задачи проекта:
- Объект исследования:
- Предмет исследования:
- План выполнения проекта и ход исследования
- Результаты проекта
- Вывод
Рассмотрим содержание учебного предмета «Окружающий мир» ,2 класс
(70 часов)
Тема урока | Наблюдения, практические, творческие и проектные работы работы: |
Человек и природа (10 ч) | -наблюдение природных явлений; -проверка остроты зрения и слуха, гимнастика для глаз, определение свойств тел осязанием; -оказание первой помощи; -разыгрывание сценок безопасного поведения |
Красота и разнообразие неживой природы (31 ч) | -наблюдение дневного и ночного неба, разных форм облаков, форм суши, видов водоёмов; -моделирование разных форм облаков (из бумаги, из ваты), форм суши (из пластилина, из песка и глины, гипса); -изготовление аппликаций «Ночное небо», «На море», «Озеро», «Болото»; -возможные варианты проектных работ: «Космическое путешествие», «Горы и люди», «Реки и люди». Экскурсия на местный водоём, по окрестностям города (посёлка). |
Человек и общество (9 ч) | Наблюдения, практические и творческие работы: -наблюдение взаимоотношений людей разного возраста; -составление карточки-определителя «Какой я», составление родословной семьи; -ролевая игра «Уроки вежливости»; -возможные проекты: «Мой лучший друг», «Моя семья», «Семейный альбом», «Памятная реликвия». |
Наша Родина – Россия (9 ч) | -наблюдение исторических и природных памятников родного края; -изготовление аппликации «Национальные одежды народов России»; -ролевая игра или проект «Я – экскурсовод» (по родному городу, по Москве и др.). |
Человек – творец (11 ч) | -выявление источников загрязнения двора, улицы, города (посёлка), составление проекта озеленения двора или улицы; -наблюдение симметричных узоров на предметах домашнего обихода, в городских сооружениях; -проверка симметричности плоских фигур и определение оси симметрии; -возможные проекты: «Город будущего», «Транспорт будущего», -ролевая игра «Я – эколог». Экскурсии: по городу, в парк, музей архитектуры, в старинную усадьбу, в исторический или краеведческий музеи, в музей истории техники (архитектуры), в художественный музей |
На сегодняшний день вместо простой передачи знаний от учителя к ученику приоритетными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются:
- социализация ребенка;
- развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;
- развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
- формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умение отбирать нужную информацию, систематизировать ее и представлять);
- воспитание любви к природе и к своему Отечеству;
- бережное отношение ко всему живому на Земле;
- сознательное отношение к своему здоровью и здоровью других людей;
- уважение к прошлому своих предков и желание сохранять культурное и историческое наследие.
Таким образом, окружающий мир как учебный предмет несёт в себе большой развивающий потенциал и позволяет реализовать 2 важных принципа в образовании - принцип непрерывного развития каждого ребёнка, так как работает на перспективу его дальнейшего обучения и принцип прочности знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира"
Опыт работы по данной теме обобщен и размещен в региональной базе данных ВИПКРО...
Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира.
В методической разработке раскрыта тема экологического воспитаниямладших школьников на уроках окружающего мира в 3 классе по рзделу "Как устроен мир "...
Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира через внеурочную деятельность.
Из опыта работы....
Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира через внеурочную деятельность.
Из опыта работы....
Формирование исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира
Исследовательская деятельность является одним из наиболее эффективных средств, обеспечивающих развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий.Учебное исследование р...
Формирование исследовательской культуры младших школьников на уроках окружающего мира
В отчете по самообразовании на тему: "Форомирование исследовательской культуры младших школьников на уроках окружающего мира" обосновывается необходимость усовершенствования, формирования и ...
Мастер-класс «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира, через исследовательскую деятельность»
В настоящее время первостепенное внимание уделяется экологическому воспитанию школьников. Этот процесс непрерывен, так как обучение, воспитание и развитие продолжается на протяжении всей жизни человек...