Формирование исследовательской культуры младших школьников на уроках окружающего мира
материал по окружающему миру (3, 4 класс)

Ольга Александровна Огаркова

В отчете по самообразовании на тему: "Форомирование исследовательской культуры младших школьников на уроках окружающего мира" обосновывается необходимость усовершенствования, формирования и модернизации исследовательских возможностей на уроках окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию учителя Огарковой Ольги Александровны

на тему: «Формирование исследовательской культуры младших школьников на уроках окружающего мира»

Цель: усовершенствование умственно - творческих возможностей младших школьников посредством формирования и модернизирования исследовательских возможностей и способностей на уроках окружающего мира;

Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

  • совершенствовать у учащихся умение аналитически размышлять: систематизировать, сопоставлять, подводить итог на основе собранного материала;
  • познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании;
  • обучить основам оформления работ;
  • познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности;
  • формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи;

Методы:

  • Теоретический анализ;
  • Педагогическое наблюдение;
  • Игровая деятельность:
  1. Задание «Сколько значений у предмета»;
  2. Задание «Назовите как можно больше признаков предмета»;
  3. Задание «Наблюдение очевидного»;

Технология формирования исследовательских умений:

  • Развитие учебно-логических умений детей;
  • Включение заданий проблемного характера;
  • Проведение уроков-исследований.

У – удивление

У – удовольствие

У – удовлетворение

У - успешность

Этапы исследовательской деятельности:

  1. Сформулировать проблему исследования;
  2. Выбор темы;
  3. Актуальность;
  4. Постановка цели и задач;
  5. Гипотеза исследования;
  6. Организация исследования;
  7. Подготовка к защите и защита работы.

Учитель становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся – из «контролирующего органа» учитель превращается в более опытного товарища, играющего в одной команде с обучающимися.

Условия формирования исследовательских умений младших школьников:

  • Целенаправленность и систематичность;
  • Мотивированность;
  • Творческая среда;
  • Психологический комфорт;
  • Личность педагога;
  • Учет возрастных особенностей.

Виды исследований в начальной школе:

  • По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные;
  • По месту проведения: урочные и внеурочные;
  • По времени: кратковременные и долговременные;

В исследовании определяется учено-исследовательские умения как система интеллектуальных и практических умений, связанных с самостоятельным выбором, а также применением методов и приемов на доступном для применения материале и этапах учебного исследования.  

На основе анализа работ одного из отечественных исследователей Н. В.Летовченко, выделяются критерии и показатели сформированности исследовательских умений младших школьников.

  • Организационные умения – применение приемов организации, планирование, самоанализ и самоконтроль, регулирование своих действий.
  • Практические умения – осуществлять экспериментальное исследования, наблюдение, обрабатывать полученные результаты.
  • Информационные умения – самостоятельно осуществлять поиск, структурирование и преобразование информации.

№ п/п

Критерий

Показатель

Диагностические задания

1

2

3

4

1

Операционные умения

Выдвижение гипотезы

Прочитать текст и ответить на вопросы. «Какое предложение представляет собой вывод из опыта Саши?» напиши номер предложения. «Какое предложение проверял

Саша в своем опыте?»

2

Организационные умения

Планирование исследовательской деятельности

Вам необходимо провести наблюдения за изменением вида Луны в течении месяца. Выберите из предложенных словосочетаний те, которые составят верный план проведения наблюдения.

3

Практические умения

Проведение наблюдений и экспериментальных исследований

Вам поручили сделать прибор для измерения силы ветра. У вас имеются пластиковые стаканчики, дощечки и длинный шест. Предложите конструкцию такого прибора. Сделайте рисунок. Напишите, как работает прибор.  

На рисунке предложено девять листьев различных растений. Предложите свою классификацию этих листьев. Укажите общий признак, по которому вы относите данный лист к определенной группе и запишите все номера листьев, которые вы к группе.

4

Информационные умения

Анализ литературных

источников

Прочитайте текст         и

ответьте на вопросы

Формируемы УУД:

Личностных УУД

  • адекватная самооценка;
  • испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;
  • формируется мотивационная основа учебной деятельности;
  • вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивных УУД:

  • дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Познавательных УУД:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ.

Коммуникативных УУД:

  • строить понятные для партнёра высказывания;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Использованные источники:

  1. Инфоурок: официальный сайт. – г. Южно – Сахалинск, 2017. – URL:https://infourok.ru/prezentaciya-formirovanie-issledovatelskoy-kulturi-u-mladshih-shkolnikov-na-urokah-okruzhayuschego-mira-2060790.html

(дата обращения 16.10.2022)

2. Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся //Исследовательская работа школьников. 2006. №18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование проектно-исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира в рамках УМК «Гармония»

На современного ученика обрушивается лавина информации, которую необходимо уметь анализировать, интерпретировать и принимать решение о том, как ее использовать. И здесь безусловное первенство за инфор...

Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира.

В методической разработке раскрыта тема экологического воспитаниямладших школьников  на уроках окружающего мира  в 3 классе по рзделу "Как устроен мир "...

Формирование исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира

Исследовательская деятельность является одним из наиболее эффективных средств, обеспечивающих развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий.Учебное исследование р...

Мастер-класс «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира, через исследовательскую деятельность»

В настоящее время первостепенное внимание уделяется экологическому воспитанию школьников. Этот процесс непрерывен, так как обучение, воспитание и развитие продолжается на протяжении всей жизни человек...