Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира через внеурочную деятельность.
статья на тему

Теремязева Светлана Юрьевна

Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира и через внеурочную деятельность.

Теремязева Светлана Юрьевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 1 с УИОП имени

княжны Ольги Николаевны Романовой»

 г.Новый Оскол Белгородской области

В современных условиях, когда все большую актуальность приобретают проблемы экологии, важной задачей педагогики является формирование экологической грамотности личности, способной постигать многообразие и сложность природных, социальных и нравственных проблем, находить свое место в мире, адекватно реагировать на изменения в жизни, принимать осознанные, ответственные, мотивированные решения. Человек будущего — это личность, живущая в гармонии с окружающим миром и собой, действующая в рамках экологической необходимости.

В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся.

Младший школьный возраст - это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. В период обучения в начальных классах ребенок учится учиться, и в этот период, стоит еще раз отметить, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее. Поэтому особая и значимая роль в экологическом воспитании и образовании принадлежит преподавателю начальных классов. Общение с природой вызывает у детей эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Ребята радуются зеленой травке, щебетанию птиц, полету бабочек и стрекоз, запахам и ярким цветкам растений. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения. Наблюдается любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.

Но в тоже время есть дети, которые относятся к природе потребительски, жестоко (ловят насекомых, разоряют муравейники и птичьи гнезда, рвут без нужды растения и цветы). Иногда наносят вред природе не по злому умыслу, а по незнанию, не задумываясь над своими поступками и их последствиями.

Это говорит о сложности взаимоотношений природа – дети. Очень важно приучить детей восхищенно - уважительно смотреть на все, что растет, цветет, движется, с тревогой и переживанием воспринимать факты грубого отношения к природе. Природа должна стать для каждого школьника не только живой лабораторией, где можно наблюдать и изучать жизнь ее обитателей, но и школой разумного пользования, умножения и сохранения ее богатств.

Одно из ведущих мест в воспитании ответственного отношения к природе принадлежит ознакомлению учащихся с окружающим миром, которое позволит систематизировать процесс приобретения знаний о природе, ее взаимосвязях, подробнее познакомить с характером природных особенностей родного края и страны, мероприятиями по охране окружающей среды.

Изучение экологии ведется на уроках окружающего мира (“Окружающий мир” по программе А.А. Плешакова “Зеленый дом”). Здесь на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. Изучение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.

На уроках окружающего мира мы с учащимися ведем наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняем практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводим дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.

Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром.

Особая  роль в формировании экологической культуры младших школьников отводится экскурсиям. На  экскурсиях учащиеся вместе с учителем наблюдают за сезонными изменениями в природе в живом и неживом мире. Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. Уроки-экскурсии позволяют организовать с детьми интереснейшую работу, которая не только расширяет кругозор учеников, но и развивает, воспитывает их. У детей меняется отношение к живому и неживому вокруг них, к их собственным поступкам, к высказываниям и действиям других людей. Дети начинают мыслить экологически, видят окружающий мир не так, как привыкли видеть многие из нас. Во время уроков-экскурсий дети приучаются к практическому участию в охране родного края. (Слайд 2,3) Так  осенью мы ходили к реке Оскол. Дети вели свои наблюдения, а очень любознательные даже делали записи по ходу экскурсии. В рамках акции «Покормите птиц зимой!»  мы ходили в городской парк  и на деревьях вешали кормушки  для птиц, а заодно наблюдали за природой (Слайд 4, 5). Весной мы планируем совершить экскурсию под названием «В гости к весне».

Таким образом, можно заключить, что экскурсия является оптимальной формой для становления у школьников прочных экологических понятий, так как у детей повышается познавательный интерес к природе, навыки взаимодействия с ней.

Формирование экологической культуры младших школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеурочной  деятельности, на классных часах.

На занятиях кружка «Я - исследователь» в прошлом учебном году учащиеся

1 «В» Ермоленко Матвей и Пирогов Кирилл выращивали из желудей саженцы дуба (Слайд 6). А весной высадили их в открытый грунт. Идея выращивания такого дерева возникла, когда ребята принимали участие в акции «Зеленая столица» (Слайд 7). Ребята собирали семена желудей и каштанов. Теперь у нас в планах вырастить каштан.

  Одним из элементов экологической культуры является правильное питание.

В этом учебном году в первых классах во внеурочной деятельности введен курс «Разговор о правильном питании». Цель курса «Разговор о правильном питании» - формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда.

         Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер,  актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.

     Курс «Разговор о правильном питании» предполагает активное  участие и  максимальное вовлечение детей начальных классов  в  поисковую работу, в  отработку знаний,  навыков в определении продуктов правильного питания,  понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей  своего региона.

           Ребята очень активно участвуют во всевозможных экологических акциях: «Зеленая столица», «Покормите птиц зимой», «Живи, елка!», «Берегите первоцветы» и другие.

На классных часах я провожу беседы, игры, викторины, конкурсы рисунков, праздники «День Земли», «День воды», «День птиц». (Слайд 8,9,10,11).

Таким образом,  воспитание экологической культуры в школе реализуется через систему занятий, внеклассных мероприятий, исследовательской, проектной, внеурочной  деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира"

Опыт работы по данной теме обобщен и размещен в региональной базе данных ВИПКРО...

Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира.

В методической разработке раскрыта тема экологического воспитаниямладших школьников  на уроках окружающего мира  в 3 классе по рзделу "Как устроен мир "...

Формирование исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира

Исследовательская деятельность является одним из наиболее эффективных средств, обеспечивающих развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий.Учебное исследование р...

Формирование исследовательской культуры младших школьников на уроках окружающего мира

В отчете по самообразовании на тему: "Форомирование исследовательской культуры младших школьников на уроках окружающего мира" обосновывается необходимость усовершенствования, формирования и ...

Мастер-класс «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира, через исследовательскую деятельность»

В настоящее время первостепенное внимание уделяется экологическому воспитанию школьников. Этот процесс непрерывен, так как обучение, воспитание и развитие продолжается на протяжении всей жизни человек...

Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность»

Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность»...