Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира через внеурочную деятельность.
статья на тему
Из опыта работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира и через внеурочную деятельность.
Теремязева Светлана Юрьевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 1 с УИОП имени
княжны Ольги Николаевны Романовой»
г.Новый Оскол Белгородской области
В современных условиях, когда все большую актуальность приобретают проблемы экологии, важной задачей педагогики является формирование экологической грамотности личности, способной постигать многообразие и сложность природных, социальных и нравственных проблем, находить свое место в мире, адекватно реагировать на изменения в жизни, принимать осознанные, ответственные, мотивированные решения. Человек будущего — это личность, живущая в гармонии с окружающим миром и собой, действующая в рамках экологической необходимости.
В младшем школьном возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, переживаний, развития способностей и интересов. Отзывчивость и восприимчивость являются важнейшей особенностью учащихся.
Младший школьный возраст - это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. В период обучения в начальных классах ребенок учится учиться, и в этот период, стоит еще раз отметить, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее. Поэтому особая и значимая роль в экологическом воспитании и образовании принадлежит преподавателю начальных классов. Общение с природой вызывает у детей эмоциональный отклик, так как она своей яркостью, многообразием, динамичностью воздействует на все чувства. Проявляется симпатия и влечение к окружающему миру. Ребята радуются зеленой травке, щебетанию птиц, полету бабочек и стрекоз, запахам и ярким цветкам растений. Многие из детей наделяют живую природу чертами человеческого осмысленного поведения. Наблюдается любопытство, стремление приблизить к себе, познать, понять.
Но в тоже время есть дети, которые относятся к природе потребительски, жестоко (ловят насекомых, разоряют муравейники и птичьи гнезда, рвут без нужды растения и цветы). Иногда наносят вред природе не по злому умыслу, а по незнанию, не задумываясь над своими поступками и их последствиями.
Это говорит о сложности взаимоотношений природа – дети. Очень важно приучить детей восхищенно - уважительно смотреть на все, что растет, цветет, движется, с тревогой и переживанием воспринимать факты грубого отношения к природе. Природа должна стать для каждого школьника не только живой лабораторией, где можно наблюдать и изучать жизнь ее обитателей, но и школой разумного пользования, умножения и сохранения ее богатств.
Одно из ведущих мест в воспитании ответственного отношения к природе принадлежит ознакомлению учащихся с окружающим миром, которое позволит систематизировать процесс приобретения знаний о природе, ее взаимосвязях, подробнее познакомить с характером природных особенностей родного края и страны, мероприятиями по охране окружающей среды.
Изучение экологии ведется на уроках окружающего мира (“Окружающий мир” по программе А.А. Плешакова “Зеленый дом”). Здесь на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. Изучение этих взаимосвязей способствует повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без знания экологических связей трудно представить возможные последствия вмешательства человека в природные процессы. Без этого невозможно полноценное экологическое воспитание школьников.
На уроках окружающего мира мы с учащимися ведем наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняем практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводим дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира.
Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром.
Особая роль в формировании экологической культуры младших школьников отводится экскурсиям. На экскурсиях учащиеся вместе с учителем наблюдают за сезонными изменениями в природе в живом и неживом мире. Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка. Уроки-экскурсии позволяют организовать с детьми интереснейшую работу, которая не только расширяет кругозор учеников, но и развивает, воспитывает их. У детей меняется отношение к живому и неживому вокруг них, к их собственным поступкам, к высказываниям и действиям других людей. Дети начинают мыслить экологически, видят окружающий мир не так, как привыкли видеть многие из нас. Во время уроков-экскурсий дети приучаются к практическому участию в охране родного края. (Слайд 2,3) Так осенью мы ходили к реке Оскол. Дети вели свои наблюдения, а очень любознательные даже делали записи по ходу экскурсии. В рамках акции «Покормите птиц зимой!» мы ходили в городской парк и на деревьях вешали кормушки для птиц, а заодно наблюдали за природой (Слайд 4, 5). Весной мы планируем совершить экскурсию под названием «В гости к весне».
Таким образом, можно заключить, что экскурсия является оптимальной формой для становления у школьников прочных экологических понятий, так как у детей повышается познавательный интерес к природе, навыки взаимодействия с ней.
Формирование экологической культуры младших школьников осуществляется как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности, на классных часах.
На занятиях кружка «Я - исследователь» в прошлом учебном году учащиеся
1 «В» Ермоленко Матвей и Пирогов Кирилл выращивали из желудей саженцы дуба (Слайд 6). А весной высадили их в открытый грунт. Идея выращивания такого дерева возникла, когда ребята принимали участие в акции «Зеленая столица» (Слайд 7). Ребята собирали семена желудей и каштанов. Теперь у нас в планах вырастить каштан.
Одним из элементов экологической культуры является правильное питание.
В этом учебном году в первых классах во внеурочной деятельности введен курс «Разговор о правильном питании». Цель курса «Разговор о правильном питании» - формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда.
Преимущество курса заключается в том, что его материал носит практико-ориентированный характер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.
Курс «Разговор о правильном питании» предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Ребята очень активно участвуют во всевозможных экологических акциях: «Зеленая столица», «Покормите птиц зимой», «Живи, елка!», «Берегите первоцветы» и другие.
На классных часах я провожу беседы, игры, викторины, конкурсы рисунков, праздники «День Земли», «День воды», «День птиц». (Слайд 8,9,10,11).
Таким образом, воспитание экологической культуры в школе реализуется через систему занятий, внеклассных мероприятий, исследовательской, проектной, внеурочной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Воспитание экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира"
Опыт работы по данной теме обобщен и размещен в региональной базе данных ВИПКРО...
Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира.
В методической разработке раскрыта тема экологического воспитаниямладших школьников на уроках окружающего мира в 3 классе по рзделу "Как устроен мир "...
Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира через внеурочную деятельность.
Из опыта работы....
Формирование исследовательской культуры младшего школьника на уроках окружающего мира
Исследовательская деятельность является одним из наиболее эффективных средств, обеспечивающих развитие мотивации учащихся и формирование универсальных учебных действий.Учебное исследование р...
Формирование исследовательской культуры младших школьников на уроках окружающего мира
В отчете по самообразовании на тему: "Форомирование исследовательской культуры младших школьников на уроках окружающего мира" обосновывается необходимость усовершенствования, формирования и ...
Мастер-класс «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира, через исследовательскую деятельность»
В настоящее время первостепенное внимание уделяется экологическому воспитанию школьников. Этот процесс непрерывен, так как обучение, воспитание и развитие продолжается на протяжении всей жизни человек...
Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность»
Статья на тему «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и через внеурочную деятельность»...