Конспект урока по окружающему миру во 2 класе по теме "Россия-многнациональная страна".Программа "Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Урок знакомит учащихся с народами,живущими на территории России,воспитывает уважительное отношение к людям разных национальностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rossiya-mnogonacionalnaya_strana.doc42 КБ
Office presentation icon rossiya-mnogon.strana.ppt874 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Окружающий мир – 2 класс

(УМК «Начальная школа ХХI века»)

За неделю до урока обучающиеся были поделены на группы. Каждому было дано домашнее задание: подготовить доклад на  одну из тем (одна тема на группу): «Русские», «Народы Северного Кавказа», «Народы Сибири и Дальнего Востока», «Алтайцы», «Народы Крайнего Севера».

Тема:  Россия - многонациональная страна.

Цель: ознакомление учащихся с народами, живущими в России, их единством, особенностями жизни людей разных национальностей, развитие внимания, памяти, речи учащихся, воспитание уважения к людям разных национальностей., к мнению другого человека.

Задачи:

формировать познавательный интерес к различным сторонам окружающего мира;

осуществлять  направленный поиск, обрабатывать и использовать информацию;

осуществлять общение в совместной деятельности

формировать личностные результаты:

положительное отношение к познавательной деятельности, участие в коллективном  творческом процессе; осознание себя как  индивидуальности и как члена общества, способность к самооценке своих действий;

регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, действовать по плану; вносить необходимые коррективы;

познавательные УУД:

умения читать и слушать, извлекая нужную информацию, использовать знаково-символичные средства для решения различных  учебных задач, осуществлять операции  анализа, синтеза;  

коммуникативные УУД:

вступать в учебный диалог с одноклассниками, участвовать в общей беседе, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах.)

Оборудование (средства обучения): учебник «Окружающий мир – 2 класс, 1 ч.; рабочая тетрадь «Окружающий мир – 2 класс, 1 ч.; магнитные карточки с условными знаками обозначения погоды, иллюстрации с изображением явлений природы, доклады обучающихся, 4 цветных маркера у каждого обучающегося, презентация «Россия – многонациональная страна».

Ход урока.

  1. Организационный момент (мотивационный этап)

(мотивация на успех, формирование интереса к предмету)

«Минутка погоды».

-Кто хочет рассказать одноклассникам о погоде сегодня?

Фиксирование погоды в «Дневнике наблюдений» и на доске с помощью магнитных карточек.

Составление высказываний о календарном периоде зиме и соответствующих изменения в природе и жизни человека.

Составление высказываний о красоте Родины в разные времена года.

- А что такое Родина?

II. Актуализация знаний.

Звучит песня «С чего начинается Родина».

- Как называется наша Родина?  (Россия)

- Откуда же она начинается?

- Как вы думаете, сколько народов населяет Россию? (Слайд 1.)

- Кто догадался, какова будет тема сегодняшнего урока?

Сообщение темы урока.

- Сегодня мы совершим заочное путешествие по нашей стране, познакомимся с  разными национальностями, узнаем где и как они живут.

Работа с текстом учебника с.147.

- Разные народы живут в России.

- Знаете ли вы, кто вы по национальности?

- Мы с вами живём в России, но каждый из нас принадлежит ещё к какому-нибудь народу. Все народы отличаются друг от друга, а вот чем поможет ответить рисунок-схема.(Слайд 2)

1. У каждого народа свой язык. (Рассмотреть как здороваются люди разных народов )

Проблемный вопрос:

- Если язык у народов разный, как же они понимают друг друга?

- Почти все в России знают русский язык. Но если русский человек долго живёт, например, среди татар, он, конечно. Должен выучить их язык. Изучая язык другого народа, ты проявляешь к нему уважение.

3. У каждого народа есть свой национальный костюм.

4. Отличаются народы и чертами лица.

5. Различна и культура народов (сказки, игры, песни).

6. Отличаются народы и национальной кухней.

IV. Физкультминутка.

VI. Аналитическая работа с докладами (работа с информацией)

  1. Деление класса на подгруппы в зависимости от темы доклада (5 групп по 5 человек)
  2. Чтение докладов в группе

– Какую информацию вы услышали друг у друга? О чём? На какие подтемы (микротемы - маленькие темы) мы можем её разделить?

     3. Подбор подтем для корректировки докладов (коллективно, весь класс)

    - Численность народа.

    - В каком районе России проживает.

    -Национальная одежда.

    - Национальные традиции,обычаи.

    - Интересные сведения о народе.

     4. Выбор условного обозначения подтемы.

 (выслушав мнения детей, учитель предлагает новый вид обработки информации – цветные маркеры)  

     - Численность народа – красный маркер.

    - В каком районе России проживает – жёлтый маркер.

    -Национальная одежда – зелёный маркер.

    - Национальные традиции,обычаи – синий маркер.

    - Интересные сведения о народе – простой карандаш.

IV. Работа с докладами по корректировке содержания (аналитический этап)

  1. Индивидуальная работа с докладами по отбору материала с использованием цветных маркеров и условных линий.
  2. Выбор и устное озвучивание подходящего материала по подтемам в подгруппе.
  3.  Выступление подгруппы

 Чтение материалов «по цепочке» из докладов в соответствии с подтемами.

(выступление группы иллюстрируется слайдами, изображающими народы России,в их национальных костюмах. )

Обсуждение новых сообщений:

- Что удалось?

- Какого материала у кого было недостаточно?

- Какая лишняя или очень сложная информация была в докладе?

4. Отслеживание лишнего материала в докладах.

- Какая лишняя или очень сложная информация была в докладе?

V. Подведение итогов (рефлексия)

  1. Подведение к выводу «Россия – многонациональная страна»Слайд 8.

– Как понимаете слова «Народы нашей страны дружбой сильны» Слайд 9.

 

  1.  При написании доклада необходимо сначала составить подтемы (план) доклада и писать его в соответствии с планом.
  2. Запись домашнего задания. Приготовить пересказ отредактированного доклада.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Национальная кухня Национальный костюм Убранство дома Сказки. песни. игры Игрушки. украшения Черты лица Салам алейкум! Здравствуйте! Здоровеньки булы! Язык

Слайд 3

Русские национальные костюмы

Слайд 5

алтайцы

Слайд 6

Якутский шаман Эвенский праздник «День оленевода»

Слайд 8

Россия - многонациональная страна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК: «Начальная школа ХХI века» План - конспект урока по окружающему миру в 1 классе. Тема: «Наша страна - Россия».

План - конспект открытого урока по окружающему миру в 1 классе на тему "Наша страна - Россия". УМК "Начальная школа 21 века"...

Презентация к уроку по окружающему миру "Круговорот воды в природе" 2 кл. "Начальная школа 21 века"

Данная презентация может быть использована на уроке окружающего мира по теме "Круговорот воды в природе" во 2 классе в 4 четверти по программе "Начальная школа 21 века".На уроке ведется учебный диалог...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Путешествие в дальние страны", 2 класс

Конспект урока по окружающему миру по теме "Путешествие в дальние страны", 2 класс...

Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Воздушная оболочка Земли" УМК "Начальная школа 21 века"

Технологическая карта урока по предмету окружающий мир 3 класс....

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе по теме "Страна, открывшая путь в космос"

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе. Урок ставит следующие цели:1) познакомить с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране, 2) расширять кругозор, развивать устную речь, 3) ф...

Конкурсный урок по окружающему миру 2 класс по теме: "Разнообразие растений" (ФГОС "Школа 21 века")

Тип урока: урок "открытия новых знаний". Цель: познакомить учащихся с разнообразием растительного мира. Данный урок соответствует ФГОС....