Конспект урока по окружающему миру 2 кл. "Начальная школа 21 века"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Васильева Ирина Юрьевна

Конспект урока по окружающему миру во  2 классе  по программе "Начальная школа 21 века". Тема урока "Наши помощники – органы чувств". Урок - объяснение нового материала.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока20.83 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ №4 г. Тосно»

                                                                              КОНСПЕКТ

                           Урока по окружающему миру во 2 классе.

Тема:  Наши помощники – органы чувств.

Тип урока: объяснение нового материала.

Учитель начальных классов: Васильева Ирина Юрьевна

Образование: высшее

Стаж: 15 лет

Первая квалификационная категория

УМК «Начальная школа ХХI века»

                                                     2012/2013 учебный год

Цель:  уточнить представления об органах чувств  (слух, зрение, обоняние,

            осязание).

Задачи:  - обобщить знания учащихся о значении для человека зрения и слуха

                 - познакомить с новым научным термином «внешние чувства»

                 (ощущения)

                     - развивать речь учащихся, мыслительные операции  (сравнение,

                 анализ, обобщение)

                - воспитывать у ребят бережное отношение к органам чувств .

                                                     Материалы:

  1. Учебник «Окружающий мир» - Виноградова Н.Ф.  2006 г.
  2. Тетрадь на печатной основе №1 «Учимся думать и фантазировать» -Виноградова Н.Ф. 2008 г.
  3. Магнитофонная запись, предметные картинки, предметы с разными свойствами, продукты с разными вкусами.

                                         

                                              Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Для проверки домашнего задания предлагается блиц-опрос (ответить «Да» или «Нет») на листочках:

  1. человек – это живое существо
  2. организм имеет особенности, которые отличают его от неживого предмета
  3. человек, как и другие организмы, дышит, питается, двигается, растет
  4. люди не отличаются от животных
  5. мозг животного, как и человека, может мыслить, придумывать что-то новое
  6. физические качества – это рост, цвет глаз и волос, строение тела (ног, рук, лица)
  7. организм – это твои физические качества и различные органы, которые работают слаженно.

( да, да, да, нет, нет, да, да)

Дети сдают листочки на проверку.

  1.  Обобщение знаний.

- На прошлом уроке мы узнали, что такое организм и что его образует различные органы и физические качества.

- Сегодня на уроке вспомним известные нам органы чувств  и узнаем о новых «внешних чувствах».

1. – Окружающий мир полон разных звуков. Какие звуки мы можем услышать вокруг нас?

(Ответы детей были самые разные: шум, пение птиц, разговоры, стук, …)

Включается магнитофонная запись (плеск морского прибоя, пение разных птиц, шум ветра и дождя), и ученики называют, какие звуки они услышали.

- А что помогло вам это слышать?  (уши)

- Ухо – орган слуха. Оно помогает слышать различные звуки в окружающем мире.

2. - Посмотрите на картинки на доске (цветы, ваза, солнце, стол, книга).

- Какого цвета цветы?

- Какую форму имеют остальные предметы?

- А теперь закройте глаза. Смогли бы вы ответить на мои вопросы с закрытыми глазами?

- Что помогло вам?

- Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас.

-Так какое значение имеет для человека зрение и слух?

4.Знакомство с новым материалом.

1. Знакомство с органами обоняния.

Один ученик вызывается к доске. Предлагается с закрытыми глазами определить, что это  за запах (кофе, апельсин, духи).

Денис легко определяет запах кофе, апельсина, а запах духов называет запахом цветов.  

- Молодец, Денис. Почти правильно, ведь духи действительно с цветочным запахом.

- Что же помогло Денису определить запахи даже с закрытыми глазами?

- А что такое нос? (Лиза - Это орган……?)

- Откроем учебник и прочитаем об этом органе чувств, страница 19.

- Как называется эта глава?  (Обоняние)

- Читает Дима.

- Так как мы распознаем запахи? (Соня – мельчайшие частички пахучих веществ попадают к нам в нос, и мы распознаем запах.)

- Как называется это чувство? ( На доске появляется табличка с названием - ОБОНЯНИЕ.)

- А сейчас Саша Т.  расскажет нам о людях, которые придумывают запахи. (Саша готовил сообщение заранее по просьбе учителя на основе материала учебника.)

                             Физкультминутка.

 

2. Речевая разминка.

- Можно ли говорить о запахах лета, осени, весны, зимы?

- Начните ответ так: « Я вошел в осенний лес. Меня окружили запахи осени….»

( Заслушиваются ответы детей. Особенно интересным был этюд Юли, в котором говорилось и о запахе грибов, запахе осенней листвы, запахе еще теплого ветра.)

-Какие правила надо выполнять, чтобы сберечь обоняние? Прочитайте на стр.20.

3. Знакомство с органами вкуса.

Работа в парах. Дети получили заранее задание принести кусочки разных фруктов, кусочек сахара, соль, конфету, перец, кусочек селедки. Ребята с закрытыми глазами на вкус  определяли, что это, фрукт, овощ или что-то другое .

-Так каковы на вкус лимон, сахар, соль, яблоко?

-Что помогает вам определить вкус?

-Прочитаем, что об этом написано в учебнике, стр. 21.

-Так, что такое вкус? Как мы определяем вкус?

4. Знакомство с осязанием.

Один ученик закрывает глаза, а другой дотрагивается до его кожи то одним, то другим предметом. Ученик с закрытыми глазами пытается определить эти предметы. (Предлагается узнать стакан с теплой водой, вату, тяжелую книгу, щетку, бархатную ткань, кожаную ткань, гвоздь.)

- Давид, что ты чувствуешь? (Описание ощущений ученика: тепло, мягкое что-то, тяжелое, колючее, мягкое и приятное, мягкое и холодное, острое и холодное.)

- Как вы думаете, что Давиду помогло определить, какой это предмет?

(Миша ответил – руки, а Надя – кожа.)

-Молодцы. С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган ОСЯЗАНИЯ. (На доске появляется табличка.)

                                    Физкультминутка.

5.Работа в тетради.

  - Выполним задания в тетради №1,с.        ,№          ,          ,          . Самостоятельная работа учащихся.

-Проверка в парах. Если правильно, ставим плюс около номера.

- У кого все 3 плюса – «5». Молодцы. У кого 2 плюса – «4». Хорошо. Остальные подойдете ко мне показать работу.

6. Домашнее задание.

Подготовить пересказ текста учебника об обонянии, вкусе, осязании. Подготовить правила сохранения: 1 вариант – зрения; 2 вариант – слуха.

7.Итог урока.

-Перечислите «помощников» человека, с которыми вы сегодня познакомились.

- Какую роль для человека они выполняют?

(Паша – они помогают нам жить, чувствовать, радоваться окружающему миру.)

- Да, этими органами мы чувствуем окружающий мир. К органам чувств надо относиться бережно. Для органов чувств вредны простудные заболевания, курение, поэтому оберегайте себя от простуды, закаляйте свой организм, ведите только здоровый образ жизни.

-Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по окружающему миру (УМК «Начальная школа XXI века», под редакцией Н. Ф. Виноградовой) 4 класс

Тема:  Человек – защитник своего Отечества. Цели урока: создать условия для расширения знаний учащихся о борьбе за свободу и независимость; раскрыть основные причины возникновения войн; восп...

Конспект урока по окружающему миру в начальной школе "Наши пернатые друзья"

Конспект урока  можно использовать во внеурочной деятельности...

Конспект урока по окружающему миру (УМК «Начальная школа XXI века) «Мир чувств и эмоций»

Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувств и эмоций».  Формирование навыков культурного поведения и управления своими эмоциями и чувствами....

Конспект урока по окружающему миру. УМК «Начальная школа XXI века». Тема: « Слух. Орган слуха - ухо», 4 класс.

Цели:Образовательные: -Формирование  у обучающихся потребности в работе с информацией, с различными источниками информации;- формирование умений  выбирать и работать со средствами ИТ;- позна...