Урок "Экосистема аквариума"
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс) на тему
Урок и презентация по предмету Окружающий мир по программе "Система 2100" 2 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
akvariumnt_microsoft_word.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Вид урока: комбинированный урок Цели урока:
Оборудование:
Базовые понятия урока:
Определение понятий урока: Экосистема – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных “профессий” способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Цепь питания– последовательность видов организмов, каждый следующий из которых ест предыдущего. Три профессии:
Аквариум – сосуд с водой, населённый водными обитателями. План урока:
ХОД УРОКА Слайд 1
1. Блиц-опрос
2. Тест “Экосистема поля” Проверим, как вы усвоили материал прошлого урока. Выполним тест “Экосистема поля” (листы с тестами на партах)
Проверьте свою работу. Слайды 2-5 Оцените. После урока работы проверю и оценю я. Подведём итог: - Каковы главные отличия полей от природных экосистем? (Огромная зависимость от человека. Круговорот веществ на полях незамкнут, поэтому поле не может жить без помощи человека. Эта экосистема искусственная) - Какие “профессии” в круговороте на полях приходится выполнять человеку? (разрушителей -(внесение минеральных веществ, вспашка полей, прополка, борьба с вредителями; производители; потребители -собирает урожай) Молодцы! Тему “Экосистема поля” вы усвоили хорошо.
1. Блиц-опрос 2. Постановка проблемы Каждый человек при желании может создать небольшую экологическую систему. Для этого не надо быть волшебником. Попробуем определить тему и задачи урока. Отгадайте загадку. Слайд 6 Этот дом не деревянный, щелчок
1. Эвристическая беседа Слайд 8
2. Объяснение нового материала. Слайд 9 (Просмотр презентации) - В аквариуме разводят разнообразных красивых рыбок. Но чтобы рыбки жили долго да ещё могли размножаться, необходимо подготовить для них соответствующую среду обитания. Слайд 10 - С чего же начать? (С подготовки грунта.) Слайд 11 - С подготовки грунта. Для этого специально подбирают промытый, крупнозернистый песок или гальку (слой 4-6 см). Класть на дно аквариума ракушки не следует, так как вода от них становится жёсткой. Водопроводную воду для аквариума отстаивают 5-7 дней. Затем в специальную стеклянную ёмкость наливают воду и укладывают грунт. Слайд 12 Через пару дней в аквариум высаживают водные растения. Они составляют основу создаваемой экосистемы, обеспечивая производство кислорода, поглощение углерода и создание органических веществ, необходимых рыбкам для питания. Так же растения служат декоративным целям. Слайд 13 Круглый год хорошо растут в тепловодных и холодноводных аквариумах валлиснерия, элодея, риччия. Слайд 14 Из тропических растений распространены: криптокорины с разноцветными листьями, стрельчатый эхинодорус, глянцевитая людвигия, пушистый мириофиллю, ротала, роголистник, кабомба, пистия. Затем необходимо ввести в водную среду микроорганизмы – различные бактерии, простейшие, микроскопические водоросли. Они являются важнейшим элементом экосистемы, обеспечивающим восстановление среды обитания. Слайд 15 Теперь условия среды позволяют помещать в рукотворный водоём и более крупных обитателей – рыбок. Для аквариума подбирают таких рыб, которые обитают в природе в одних районах (географический принцип), либо таких, которые живут в одинаковых условиях окружающей среды (биологический принцип). Рекомендуется холодноводных рыб содержать отдельно от тепловодных, хищных – от нехищных. В домашних условиях легче создать режим тепловодного аквариума, чем холодноводного. Поэтому рыбки тропиков – более частые обитатели комнатных аквариумов. Слайд 16 В тепловодном аквариуме содержат породы американских рыб: гуппи, Слайд 17 меченосцев, Слайд 18 сомиков, пецилий, лимий, Слайд 19гирардинусов. Часто в одном аквариуме поселяют азиатских рыбок данио, барбусов, кардиналов или южно-американских светящихся рыбок неонов, светлячков и других. Слайд 20 В холодноводном аквариуме живут рыбы, обитающие в водоёмах России: верховка, карась, горчак, мелкие особи щиповки, карпа, линя. Слайд 21 А также содержат породы золотых рыбок: вуалехвостов, телескопов, Слайд 22 львиноголовок. Слайд 23 В аквариум иногда поселяют других животных: моллюсков, рачков, черепах, улиток. - У кого из вас есть аквариум с его обитателями? - Какие советы вы могли бы дать тем ребятам, которые хотят иметь аквариум и заниматься разведением рыб? Самое главное – нужно понимать, что создать искусственную экосистему, даже маленькую, трудно. Для этого нужны знания, терпение, любовь к маленьким друзьям. Если вы всерьёз хотите сделать свою маленькую искусственную экосистему, найдите книгу об аквариумах и внимательно прочитайте её. Или посетите специальный сайт в Интернете. 3. Работа с учебником - Рассмотрите рисунок в задании 2 на стр.72. - Найдите составные части экосистемы: неживые части экосистемы аквариума и “профессии” живых организмов. (Рассматривают рисунок: 1 – грунт;2 – вода;3 – водоросли-производители;4 – рачки-потребители;5 – рыбы – потребители;6 – улитки- разрушители;7 – микробы-разрушители)
4. Сообщения учащихся - Некоторые ребята подготовили сообщения об обитателях аквариума. Послушаем их.
1. Беседа - Почему аквариум называют маленькой искусственной экосистемой? (Аквариум – экосистема, потому что в нём есть все компоненты экосистемы. Её называют искусственной потому, что она создаётся человеком) - Перечислите всех участников круговорота веществ в аквариуме. (Производители – водоросли (растения). Потребители – рыбы. Разрушители – сомики (рыбы), микробы, улитки) 2. Выполнение задания 4 на стр.76. - Что нужно сделать в задании 4? (Нужно исправить ошибки, допущенные в содержании аквариумных рыбок.) - Какую ошибку допустил хозяин первого аквариума? (В аквариуме мало растений.) - Какая ошибка допущена в содержании рыбок на втором рисунке? (В аквариуме очень много рыбок. Нужно купить аквариум большего размера или отсадить часть рыбок в другой аквариум) - Главное условие успешного содержания рыб в холодноводном аквариуме, например, породы золотых рыбок – малая плотность их посадки, то есть на каждую рыбку длиной 5 см должно приходиться не менее 5 литров воды. Воду в таких аквариумах необходимо продувать и фильтровать. (Соотносят размер пятилитровой банки и рыбки (5см)) 3. Выполнение задания 5 на стр.76. - Ребята, вам нужно определить, в каких частях света находится родина аквариумных рыб, затем подписать названия рыб. Слайд 24, щелчок Сомик родился в Южной Америке (Бразилия, Уругвай). Слайд 25, щелчок Меченосец – в Северной Америке (Южная Мексика, Гватемала). Слайд 26, щелчок Родина гуппи – Южная Америка (Гайана, Венесуэла). Слайд 27, щелчок Родина скалярии – Южная Америка. Слайд 28, щелчок Барбус родился в Южной Азии (Индия). Слайд 29, щелчок Родиной львиноголовки является Китай.
- Какое условие нужно соблюдать, чтобы аквариум существовал? (Нужно, чтобы в нём присутствовали все компоненты экосистемы, а его обитатели поддерживали круговорот веществ.) Моделирование на доске (2 аквариума: тепловодный, холодноводный) - Что нового узнали на уроке? - Что запомнилось? - О чём хотели бы ещё поговорить на уроках окружающего мира?
1. Устное задание: читать учебник-тетрадь (А.Я. Вахрушев с.72-76) 2. Письменное задание: ответить на вопросы 10, 11, 12, 13 в учебнике на стр.77 3. Подготовить сообщения о живых обитателях экосистемы аквариум (по желанию)
Видеофрагмент “Коралловый рай” Учитель: Мы заканчиваем знакомство с экосистемой - аквариум, его прекрасными растениями, разнообразными животными. Аквариум является как бы частицей подводного мира, перенесенного в комнату. Он таит немало загадок, а наблюдения за ним необычайно увлекательны. В то же время аквариум - искусственно вырванный кусок подводного царства, который обречен влачить жалкое существование во имя удовлетворения прихотей его обладателя. Оба эти утверждения верны, потому что, с одной стороны, никогда не удастся в точности скопировать все детали природных водоемов, а с другой - благополучие аквариумного мира целиком в руках владельца. Экологически грамотное обращение с аквариумом максимально приблизит условия обитания питомцев к естественным, а незнание законов жизни подводного мира приведет к нарушению гармонии и гибели питомцев. Надеюсь, что урок был увлекательным и интересным для вас, вы узнали много нового об аквариуме. Давайте улыбнемся на прощание всем обитателям аквариума, улыбнемся друг другу, понаблюдаем за обитателями аквариума в их естественной среде обитания – коралловых рифах и порадуемся нашей чудесной природе. Спасибо за работу! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Аквариум - маленькая искусственная экосистема", УМК "Школа 2100", 3 класс.
Данный конспект урока разработан с применением ИКТ, что позволяет повысить интерес учащихся к данной теме....
Учебно-практическая работа "Природное сообщество-аквариум"
Учебно-практические работы в системе УМК "Перспективная начальная школа" - замечательная находка создателей нашнй программы. Дети учатся осознавать, что знания без практики - ничто....
Конспект урока по ИЗО в 3 классе на тему " Аквариум" (1 урок)
Представляю мой конспект урока по ИЗО для 3 класса. На этом уроке ребята работали творчески. Они пытались создать свой аквариум для своего интерьера..Тем, кто не мог нарисовать самостоятельно, б...
Тест по окружающему миру по теме "Аквариум"
Данный мини-тест помогает проверить знания учащихся по пройденной теме....
Проект "Аквариум". Окружающий мир 3 класс.
Проект по окружающему миру "Аквариум" 3 класс....
Аквариум- искусственная экосистема
По программе "2100" учебник А.А. Вахрушева изучаются различные экосистемы и одна из них "Аквариум- маленькая искусственная экосистема". Преддагаю справочный материал по данной теме....
урок окружающего мира «Аквариум – искусственная экосистема»(проект «Создание аквариума»)
Цельна основе приобретенных знаний об экосистеме аквариума, «запустить аквариум»Задачи Ø познакомить с содержанием ключевых понятий «аквариум», «аквариумист»;Ø опытным путем определить жив...