урок окружающего мира «Аквариум – искусственная экосистема»(проект «Создание аквариума»)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Цель | на основе приобретенных знаний об экосистеме аквариума, «запустить аквариум» |
Задачи | Ø познакомить с содержанием ключевых понятий «аквариум», «аквариумист»; Ø опытным путем определить живые организмы, неживые компоненты экосистемы аквариума, показать взаимосвязь живых и неживых компонентов аквариума; Ø рассмотреть возможные ошибки начинающего аквариумиста, научить поддерживать экосистему аквариума;- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации; |
Планируемые результаты |
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок окружающего мира "Экосистема аквариума" | 75.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Смирнова Ирина Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска «Гимназия № 2»
Предмет: окружающий мир
Класс: 3 класс
Тип урока: урок открытия новых знаний
Вид урока: урок-проект(фрагмент)
Время проведения: ноябрь
Технологическая карта изучения темы
Этапы урока | Ход урока |
I.Организационный момент | |
II.Актуализация знаний | Опираясь на опыт детей, вспоминаем, что такое аквариум, для чего нужен, виды аквариумов, компоненты искусственной экосистемы, выясняем значение понятия аквариумист. |
III.Создание проблемной ситуации | 1) - На мою электронную почту пришло видео. Давайте вместе его посмотрим.(СЛАЙД №1 первоклассник обращается с просьбой, помочь в создании аквариума «Мало аквариум купить, его надо еще и "запустить"). 2) – Что значит «запустить аквариум»? Поможем малышу? |
IV. Формулирование проблемы | 1) – Как назовем наш проект? (СЛАЙД 2 «Аквариум для малышей»). 2) - Вспомните как создать проект? (СЛАЙД 2 П – проблема; П – проектирование; П - поиск информации; П – продукт; П – презентация продукта. 3) - Какую проблему будем решать? (СЛАЙД 2 ) Собери части предложения. - Как создать экосистему аквариума? 4) - Второй этап проектирование. (СЛАЙД 3) - Давайте составим проект обустройства аквариума: Мы узнали, чтобы эта искусственная экосистема существовала необходимы: (дети называют) производители, потребители, разрушители. Неживые компоненты: вода, свет, воздух, почва. (СЛАЙД 3) Составим план работы: сначалаузнаем кто и что живет в аквариуме, потом попробуем «запустить» аквариум. |
V. Открытие нового знания | 1) - Вы догадались, что будем работать в группах. Подберите им названия: (таблички с названиями групп на столе учителя «почвоведы», «ботаники», «зоологи», «санитары», «математики»). Группа №1 будет работать с почвой. Как эту группу назовем? (ставлю карточку с названием «Почвоведы»). Группа №2 будет подбирать в аквариум производителей. Это кто? («Ботаники») Почему? Группа №3 будет подбирать потребителей. Кто они? («Зоологи»). Индивидуальное задание: будет искать разрушителей. Их назовем? («Санитары»). Группа №4 будет заниматься подсчетами. Это? («Математики»). Напомните правила работы в группах. Выберите командира. 5)- Следующий этап - поиск информации, здесь вам помогут исследования. - Что такое исследование? - Я заказчик проекта, вы должны будете подтвердить или опровергнуть, выдвинутую мной гипотезу, используя различные источники информации. Не забудьте о грамотной презентации, в этом вам помогут инструкции и план ответа. - Ученые готовы?Командиры подойдите, возьмите задания. - Прочитайте задания, распределите роли. - Можно начинать работу, время для работы 5 минут. 6) – Презентация продукта (сообщение о результатах работы). - Будьте внимательны. Спикерывыступают, а вы слушаете и…(слышите), смотрите и…(видите), думаете и…(оцениваете). (СЛАЙД 4) 7) - Всех ли жителей мы обнаружили? Ваши предположения? С помощью чего мы можем заглянуть в невидимый мир аквариума? (микроскоп) Исследование
|
VI. Применение нового знания | «Запускаем аквариум». 1. Песок. 2.Вода (отстоявшаяся неделю, смешать с аквариумной). 2. Производители: элодея, риччия. 3. Можно сразу рыбок?(нет) 4. Разрушителей? (улитка - ракушка) 5. Чего не хватает, чтобы искусственная существовала? Воздух, свет. Как человек помогает снабжать аквариум воздухом, светом? Подробнее узнайте дома. |
VII.Итог урока | - Проект создали? Помогли мальчику? - Можно ли в наш класс поставить аквариум? (проверка индивидуального задания «Исследование «Есть ли в нашем классе ученики с аллергией ?» (СЛАЙД 6) - Обычно в решении проблем в классе мы пользуемся принципом «меньшинство подчиняется большинству». Этот принцип здесь уместен? ( нет, здоровье каждого человека – важно). |
VIII. Рефлексия | -Давайте войдем в виртуальную лабораторию и насладимся видом аквариума, ведь он помогает нам расслабиться, отдохнуть. |
№1 Почвоведы.
Гипотеза: предположим, что не любой грунт пригоден для аквариума.
Инструкция по исследованию грунта
- Источник информации: статья о грунте для аквариума в книге В. Михайлова «Аквариум. Практические советы» с.73.
- Изучите статью.
- Рассмотрите 3 образца грунта.
- Обсудите в группе, какой должен быть грунт для аквариума.
- Сделайте вывод и дайте ответ по плану.
План ответа:
- Была выдвинута гипотеза: не любой грунт пригоден для аквариума.
- Источник информации: статья из книги В. Михайлова «Аквариум. Практические советы».
- Мы узнали, что для дна аквариума используют грунт (какого?)___________________цвета, он не должен иметь краёв (каких?) ____________________.
4.Обычно используют (подчеркни правильные ответы): песок, гравий, глину, чернозем .
5.Исследовав образцы грунта, мы выбрали ___________.
6.Гипотеза не любой грунт пригоден для аквариума (выбери верное утверждение): (не) подтвердилась.
№2 Ботаники.
Гипотеза: возможно, что в аквариуме могут жить не только водоросли.
Инструкция по исследованию растений
1.Источник информации: живые растения; атлас-определитель А. Плешакова «От Земли до неба».
2.Внмательно рассмотрите образцы растений. Что сразу не отнесете к растениям, живущим в аквариуме?
3. Используя атлас-определитель, выбери те растения, которые можно заселить в аквариум (найдите в содержании атласа страницу про аквариумные растения). Все из этих растений водоросли?
План ответа:
1. Была выдвинута гипотеза: возможно, что в аквариуме могут жить не только водоросли.
2. Мы провели исследование растений и по атласу-определителю выбрали для аквариума:
А)___________________ - это (подчеркни правильный ответ) водоросль, цветковое растение, мох.
Б)___________________ - это (подчеркни правильный ответ) водоросль, цветковое растение, мох.
Гипотеза: возможно, что в аквариуме могут жить не только водоросли (выбери верное утверждение): (не) подтвердилась.
№3 Зоологи.
Гипотеза: возможно, не все рыбки могут сосуществовать в аквариуме.
Инструкция по изучению рыбок
1.Источник информации: учебник «Окружающий мир» 3 класс; таблица рыб.
2. Изучите материал в учебнике с.75 -76.
3. Запомните совет для начинающих аквариумистов: проще разводить тепловодных рыбок.
4. Рассмотрите таблицу и выбери тех рыбок, которые смогут жить в нашем аквариуме:
Название рыбки | тепловодные | холодноводные | особенности |
золотая рыбка | + | довольно неприхотливые, выносливые и не столь чувствительные к изменению условий содержания; на одну рыбку необходимо до 10 л воды | |
гуппи | + | живость и мирный нрав позволяют гуппи хорошо уживаться в аквариуме | |
сомики | + | неприхотливы, миролюбивы, поедают любой корм со дна; очищают остатки корма, несъеденного другими обитателями, санитары аквариума; предпочитают донный образ жизни и легко уживаются с другими видами | |
меченосцы | + | очень красивая рыбка, не требующая особых условий и конкретных размеров аквариума | |
бойцовая рыбка петушок | + | очень агрессивна |
План ответа:
1. Была выдвинута гипотеза: возможно, не все рыбки могут сосуществовать в аквариуме.
2. Мы изучили информацию о рыбках в учебнике и по таблице, и вот к каким выводам пришли:
- лучше начинающему аквариумисту разводить(подчеркни верные утверждения):неприхотливых, прихотливых; агрессивных, миролюбивых: тепловодных, холодноводных рыбок;
- в наборе мы нашли: (запиши названия) _________________________________________________________________________
- особенно интересная рыбка ___________________________________, он «мусорщик» и дышит воздухом атмосферы.
3. Гипотеза: возможно, не все рыбки могут сосуществовать в аквариуме (выбери верное утверждение) (не) подтвердилась.
Индивидуальное задание
Гипотеза: допустим всех разрушителей, жителей пресных водоемов, можно поселить в маленький аквариум.
Инструкция по исследованию разрушителей
1.Источник информации: фотографии разрушителей.
2.Рассмотри набор фотографий.
2. Подумай, почему только одного из этих разрушителей можно поселить в аквариум?
План ответа:
1. Я должен был опровергнуть или подтвердить гипотезу: допустим всех разрушителей, жителей пресных водоемов, можно поселить в маленький аквариум.
2. Пришел к такому выводу: можно заселить в этот аквариум только__________, потому что _____________.
Гипотеза: допустим всех разрушителей, жителей пресных водоемов, можно поселить в маленький аквариум
(выбери верное утверждение) (не) подтвердилась.
№4 Математики
Гипотеза: возможно не любое количество рыбок можно содержать в данном аквариуме.
Инструкция
1. Подсчитай объем аквариума (вспомни формулу объема параллелепипеда).
Условие: на каждую рыбку до 1 см требуется 1 л воды.
2. Сделай вывод, сколько рыбок можно поселить в этот аквариум.
План ответа:
Гипотеза: возможно не любое количество рыбок можно содержать в данном аквариуме.
Мы измерили высоту, ширину и длину аквариума. Нашли объем. Получилось_________________.Значит в этот аквариум можно поселить ____ рыбок.
Гипотеза:возможно не любое количество рыбок можно содержать в данном аквариуме
(выбери верное утверждение) (не) подтвердилась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3-кл.«Аквариум –маленькая искусственная экосистема».
Урок окружающего мира в 3-кл. по программе «Школа2100». Урок разработан учителем начальных классов МБОУ СОШ №2 города Балаково Саратовской области Субботиной Ольгой Валерьевной .Тема урока «Аква...
Урок окружающего мира "Аквариум-искусственная экосистема"
Рабочий урок....
презентация к уроку окружающего мира Аквариум-искусственная экосистема
пособие для урока...
Конспект урока окружающего мира в 3 класса, программа "Школа 2100" Аквариум- маленькая искусственная экосистема"
Урок окружающего мира, раздел "Обитатели Земли" , тема урока " аквариум - маленькая искусственная экосистема"...
Конспект урока окружающего мира 3 класс :"Искусственная экологическая система - аквариум" УМК "Школа2100"
Урок разработан в соответствии с ФГОСами второго поколения....
Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Урок окружающего мира в 3 классе.(ОС " Школа 2100)
Урок имеет структуру, традиционную для Образовательной системы «Школа 2100»: актуализация знаний и создание проблемной ситуации на основе опыта, совместное открытие детьми знаний и самостоятельное их ...
Урок окружающего мира по теме: "Аквариум - маленькая экосистема"
Данный урок проводится в 3 классе по программе "Школа 2100"...