урок окружающего мира «Аквариум – искусственная экосистема»(проект «Создание аквариума»)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Смирнова Ирина Евгеньевна

Цель

на основе приобретенных знаний об экосистеме аквариума, «запустить аквариум»

Задачи

Ø  познакомить с содержанием ключевых понятий «аквариум», «аквариумист»;

Ø  опытным путем определить живые организмы, неживые компоненты экосистемы аквариума, показать взаимосвязь живых и неживых компонентов аквариума;

Ø  рассмотреть возможные ошибки начинающего аквариумиста, научить поддерживать экосистему аквариума;- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве; 

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- воспитание готовности вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- воспитание толерантности к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и готовность к их обсуждению.

 

Регулятивные  УУД:

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности.

 

Познавательные УУД:

-        - ориентироваться в своей системе знаний;

-        - извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;

-        - извлекать информацию, представленную в разных формах(текст,таблица,  иллюстрация);

-        - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы.

Коммуникативные УУД:

-        - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

-        - оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;

-        - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

-        - совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

-        - осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

-   уметь объяснять значение терминов «аквариум»,  «аквариумист», «производители», «потребители», «разрушители»;

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Смирнова Ирина Евгеньевна, учитель начальных классов МБОУ г. Мурманска «Гимназия № 2»

Предмет: окружающий мир

Класс: 3 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний

Вид урока: урок-проект(фрагмент)

Время проведения: ноябрь

Технологическая карта изучения темы

Тема

«Аквариум – искусственная экосистема»(проект «Создание аквариума»)

Цель

на основе приобретенных знаний об экосистеме аквариума, «запустить аквариум»

Задачи

  • познакомить с содержанием ключевых понятий «аквариум», «аквариумист»;
  • опытным путем определить живые организмы, неживые компоненты экосистемы аквариума, показать взаимосвязь живых и неживых компонентов аквариума;
  • рассмотреть возможные ошибки начинающего аквариумиста, научить поддерживать экосистему аквариума;- использовать различные способы обработки, анализа и представления информации;

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;  

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- воспитание готовности вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- воспитание толерантности к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и готовность к их обсуждению.

Регулятивные  УУД:

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности.

Познавательные УУД:

  • - ориентироваться в своей системе знаний;
  • - извлекать и перерабатывать информацию для открытия новых знаний;
  • - извлекать информацию, представленную в разных формах(текст,таблица,  иллюстрация);
  • - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы.

Коммуникативные УУД:

  • - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • - оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
  • - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • - совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
  • - осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы.

-   уметь объяснять значение терминов «аквариум»,  «аквариумист», «производители», «потребители», «разрушители»;

Основные понятия

Искусственная экосистема, производители, потребители, разрушители, проект, исследование

Межпредметные связи

окружающий мир, математика

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Вахрушев А.А. Окружающий мир. (Обитатели Земли). 3 кл.: учеб. Для общеобразоват.учреждений: в 2 ч. Ч. 1/А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан. – 4-е изд.,переаб. – М: Баллас; Издательство Школьный дом, 2013. – 144с.

- флипчарт;

- А. Плешаков. Атлас-определитель «От Земли до неба»;

- В. Михайлов.«Аквариум. Практические советы»;

-  наборы с изображением рыб (меченосец, бойцовая рыбка петушок, гуппи, золотая рыбка, сомик);

- образцы грунта(песок, мел, чернозем);

- образцы водных растений (элодея(цветковое растение), риччия (мох), укроп);

- образцы разрушителей(рак, улитка-ракушка, черепаха);

- задания группам (Приложение №1)

Условные обозначения

Формы работы

фронтальная, групповая

Этапы урока

Ход урока

I.Организационный момент

II.Актуализация знаний

Опираясь на опыт детей, вспоминаем, что такое аквариум, для чего нужен, виды аквариумов, компоненты искусственной экосистемы, выясняем значение понятия аквариумист.

III.Создание проблемной ситуации        

1) - На мою электронную почту пришло видео. Давайте вместе его посмотрим.(СЛАЙД №1 первоклассник обращается с просьбой, помочь в создании аквариума «Мало аквариум купить, его надо еще и "запустить").

2) – Что значит «запустить аквариум»?  Поможем малышу?        

IV. Формулирование проблемы

1) – Как назовем наш проект? (СЛАЙД 2 «Аквариум для малышей»).

2) - Вспомните как создать проект? (СЛАЙД 2 П – проблема; П – проектирование; П -  поиск информации; П – продукт; П – презентация продукта.

3) - Какую проблему будем решать? (СЛАЙД 2 ) Собери части предложения.

- Как создать экосистему аквариума?

4) - Второй этап проектирование. (СЛАЙД 3)

- Давайте составим проект обустройства аквариума:

Мы узнали, чтобы эта искусственная экосистема существовала необходимы: (дети называют) производители, потребители, разрушители. Неживые компоненты: вода, свет, воздух, почва. (СЛАЙД 3)

 Составим план работы: сначалаузнаем кто и что живет в аквариуме, потом попробуем «запустить» аквариум.

V. Открытие нового знания

1) - Вы догадались, что будем работать в группах. Подберите им названия: (таблички с названиями групп на столе учителя «почвоведы», «ботаники», «зоологи», «санитары», «математики»).

Группа №1 будет работать с почвой. Как эту группу назовем? (ставлю карточку с названием «Почвоведы»).

Группа №2 будет подбирать в аквариум производителей. Это кто? («Ботаники») Почему?

Группа №3 будет подбирать потребителей. Кто они? («Зоологи»).

Индивидуальное задание: будет искать разрушителей. Их назовем? («Санитары»).

Группа №4 будет заниматься подсчетами. Это? («Математики»).

Напомните правила работы в группах. Выберите командира.

5)-  Следующий этап - поиск информации, здесь вам помогут исследования.

- Что такое исследование?

- Я заказчик проекта, вы должны будете подтвердить или опровергнуть, выдвинутую мной гипотезу, используя различные источники информации. Не забудьте о грамотной презентации, в этом вам помогут инструкции и план ответа.

- Ученые готовы?Командиры подойдите, возьмите задания.

- Прочитайте задания, распределите роли.

- Можно начинать работу, время для работы 5 минут.

6) – Презентация продукта (сообщение о результатах работы).

- Будьте внимательны. Спикерывыступают, а вы слушаете и…(слышите), смотрите и…(видите), думаете и…(оцениваете).  

(СЛАЙД 4)

7) - Всех ли жителей мы обнаружили? Ваши предположения? С помощью чего мы можем заглянуть в невидимый мир аквариума? (микроскоп)

Исследование

  • Работа с микроскопом. Напомните друг другу правила работы с микроскопом.
  • Вчера мы рассматривали воду из-под крана. Кого обнаружили? (никто не живет)
  • Рассмотрите воду из аквариума. Какого она цвета? Имеет запах? Рассмотрите в микроскоп? Что видите? (живут микроорганизмы). Это представители растений и мельчайших животных. В аквариуме свой микромир (корм, чистят воду, обогащают кислородом). Только в такой воде могут жить рыбки.

VI. Применение нового знания

«Запускаем аквариум».

1. Песок.

2.Вода (отстоявшаяся неделю, смешать с аквариумной).

2. Производители: элодея, риччия.

3. Можно сразу рыбок?(нет)

4. Разрушителей? (улитка - ракушка)

5. Чего не хватает, чтобы искусственная существовала? Воздух, свет. Как человек помогает снабжать аквариум воздухом, светом? Подробнее узнайте дома.

VII.Итог урока

- Проект создали? Помогли мальчику?

- Можно ли в наш класс поставить аквариум?

(проверка индивидуального задания «Исследование «Есть ли в нашем классе ученики с аллергией ?»

(СЛАЙД 6)

- Обычно в решении проблем в классе мы пользуемся принципом «меньшинство подчиняется большинству». Этот принцип здесь уместен? ( нет, здоровье каждого человека – важно).

VIII. Рефлексия

-Давайте войдем в виртуальную лабораторию и насладимся видом аквариума, ведь он помогает нам расслабиться, отдохнуть.

№1 Почвоведы.

Гипотеза: предположим, что не любой грунт пригоден для аквариума.

Инструкция по исследованию грунта

  1. Источник информации: статья о грунте для аквариума в книге В. Михайлова «Аквариум. Практические советы» с.73.
  2. Изучите статью.
  3. Рассмотрите 3 образца грунта.
  4. Обсудите в группе, какой должен быть грунт для аквариума.
  5. Сделайте вывод и дайте ответ по плану.


План ответа:

  1. Была выдвинута гипотеза: не любой грунт пригоден для аквариума.
  2. Источник информации: статья из книги В. Михайлова «Аквариум. Практические советы».
  3. Мы узнали, что для дна аквариума используют грунт (какого?)___________________цвета, он не должен иметь краёв (каких?) ____________________.

4.Обычно используют (подчеркни правильные ответы): песок, гравий, глину, чернозем .

5.Исследовав образцы грунта, мы выбрали ___________.

       6.Гипотеза не любой грунт пригоден для аквариума (выбери верное утверждение): (не) подтвердилась.

№2 Ботаники.

Гипотеза: возможно, что в аквариуме могут жить не только водоросли.

Инструкция по исследованию растений

  1.Источник информации: живые растения; атлас-определитель А. Плешакова «От Земли до неба».

  2.Внмательно рассмотрите образцы растений. Что сразу не отнесете к растениям, живущим в аквариуме?

3. Используя атлас-определитель, выбери те растения, которые можно заселить в аквариум (найдите в содержании атласа страницу про аквариумные растения). Все из этих растений водоросли?

План ответа:

  1. Была выдвинута гипотеза: возможно, что в аквариуме могут жить не только водоросли.

  2. Мы провели исследование растений и по атласу-определителю выбрали для аквариума:

  А)___________________ - это (подчеркни правильный ответ) водоросль, цветковое растение, мох.

  Б)___________________ - это (подчеркни правильный ответ) водоросль, цветковое растение, мох.

Гипотеза: возможно, что в аквариуме могут жить не только водоросли (выбери верное утверждение): (не) подтвердилась.

№3 Зоологи.

Гипотеза: возможно, не все рыбки могут сосуществовать в аквариуме.

Инструкция по изучению рыбок

1.Источник информации: учебник «Окружающий мир» 3 класс; таблица рыб.

2. Изучите материал в учебнике с.75 -76.

3. Запомните совет для начинающих аквариумистов: проще разводить тепловодных рыбок.

4. Рассмотрите таблицу и выбери тех рыбок, которые смогут жить в нашем аквариуме:

Название рыбки

тепловодные

холодноводные

особенности

золотая рыбка

+

довольно неприхотливые, выносливые и не столь чувствительные к изменению условий содержания;

на одну рыбку необходимо до 10 л воды

гуппи

+

живость и мирный нрав позволяют гуппи хорошо уживаться в аквариуме

сомики

+

неприхотливы, миролюбивы, поедают любой корм со дна;

очищают остатки корма, несъеденного другими обитателями, санитары аквариума;

предпочитают донный образ жизни и легко уживаются с другими видами

меченосцы

+

очень красивая рыбка, не требующая особых условий и конкретных размеров аквариума

бойцовая рыбка петушок

+

очень агрессивна

План ответа:

1. Была выдвинута гипотеза: возможно, не все рыбки могут сосуществовать в аквариуме.

2. Мы изучили информацию о рыбках в учебнике и по таблице, и вот к каким выводам пришли:

  • лучше начинающему аквариумисту разводить(подчеркни верные утверждения):неприхотливых, прихотливых; агрессивных, миролюбивых: тепловодных, холодноводных рыбок;
  • в наборе мы нашли: (запиши названия) _________________________________________________________________________
  • особенно интересная рыбка ___________________________________, он «мусорщик» и дышит воздухом атмосферы.

3. Гипотеза: возможно, не все рыбки могут сосуществовать в аквариуме (выбери верное утверждение) (не) подтвердилась.

Индивидуальное задание

Гипотеза: допустим всех разрушителей, жителей пресных водоемов, можно поселить в маленький аквариум.

Инструкция по исследованию разрушителей

1.Источник информации: фотографии разрушителей.

2.Рассмотри набор фотографий.

2. Подумай, почему только одного из этих разрушителей можно поселить в аквариум?

План ответа:

1. Я должен был опровергнуть или подтвердить гипотезу: допустим всех разрушителей, жителей пресных водоемов, можно поселить в маленький аквариум.

2. Пришел к такому выводу: можно заселить в этот аквариум только__________, потому что _____________.

Гипотеза: допустим всех разрушителей, жителей пресных водоемов, можно поселить в маленький аквариум 

(выбери верное утверждение) (не) подтвердилась. 

№4 Математики

Гипотеза: возможно не любое количество рыбок можно содержать в данном аквариуме.

Инструкция

1. Подсчитай объем аквариума (вспомни формулу объема параллелепипеда).

Условие: на каждую рыбку до 1 см требуется 1 л воды.

2. Сделай вывод, сколько рыбок можно поселить в этот аквариум.

План ответа:

Гипотеза: возможно не любое количество рыбок можно содержать в данном аквариуме.

Мы измерили высоту, ширину и длину аквариума. Нашли объем. Получилось_________________.Значит в этот аквариум можно поселить ____ рыбок.

Гипотеза:возможно не любое количество рыбок можно содержать в данном аквариуме

(выбери верное утверждение) (не) подтвердилась. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 3-кл.«Аквариум –маленькая искусственная экосистема».

Урок окружающего мира в 3-кл. по программе «Школа2100». Урок разработан учителем начальных классов МБОУ СОШ №2 города Балаково Саратовской области  Субботиной Ольгой Валерьевной .Тема урока «Аква...

Конспект урока окружающего мира в 3 класса, программа "Школа 2100" Аквариум- маленькая искусственная экосистема"

Урок окружающего мира, раздел "Обитатели Земли" , тема урока " аквариум - маленькая искусственная экосистема"...

Аквариум - маленькая искусственная экосистема. Урок окружающего мира в 3 классе.(ОС " Школа 2100)

Урок имеет структуру, традиционную для Образовательной системы «Школа 2100»: актуализация знаний и создание проблемной ситуации на основе опыта, совместное открытие детьми знаний и самостоятельное их ...

Урок окружающего мира по теме: "Аквариум - маленькая экосистема"

Данный урок проводится в 3 классе по программе "Школа 2100"...