Открытый урок по теме "Вода и её значение на Земле"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Данный урок одиннадцатый в системе уроков по предмету, первый по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira_1_klass_voda_i_ee_znachenie_na_zemle.doc | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
средняя образовательная школа № 9
с. Воздвиженское, Апанасенковского района, Ставропольского края
Конспект урока
окружающего мира
Тема: «Вода и её значение на Земле»
(1 класс)
Открытый урок провел: учитель начальных классов Попкова А. В.
Дата проведения: __________________ 2013г.
Присутствовали: _____________________________________________
Тема урока: Вода на Земле и её значение.
Данный урок одиннадцатый в системе уроков по предмету, первый по данной теме.
Тип урока: открытие новых знаний.
Цели:
1. Личностные:
- проявлять интерес к изучаемому материалу;
- проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников;
2. Регулятивные:
- называть тему урока и определять цель с помощью учителя, соотносить свои действия с поставленной целью;
- осуществлять самопроверку ответов и взаимопроверку работ;
- оценивать правильность выполненного задания;
3. Познавательные:
а) общеучебные:
- ориентироваться в системе знаний, отличать полученные знания от новых;
- работать с информационным материалом – учебником и тетрадью.
б) логические:
- анализировать, устанавливать причинно – следственные связи (на доступном уровне);
в) воспитательные:
- Формирование бережного отношения к окружающей среде, к водным ресурсам, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать.
4. Коммуникативные:
- читать вслух и про себя текст учебника и текст на экране;
- умение высказать свою точку зрения;
- умение договариваться и приходить к общему решению (работа в группе);
- соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод.
Средства обучения: мультимедиапроектор, физическая карта полушарий.
Лабораторное оборудование: пробирки, штативы для проведения практической работы.
ХОД УРОКА
- Организационный момент. Актуализация опорных знаний.
- Дети, сегодня мы продолжим разговор об окружающем нас мире о природе.
- Кто сможет дать точное грамотное определение? Что такое природа?
(Природа – все то, что нас окружает, кроме предметов сделанных руками человека, или это все что существует независимо от человека).
- На какие две группы можно разделить всю природу?
(Живую и неживую).
- Что относится к живой природе?
(Все то, что рождается, растет и погибает).
- А что относится к неживой природе?
(Явления природы, вода, солнце, земля…)
- Подготовка к основному этапу. Сообщение темы урока.
Природа необыкновенна.
Блистают звёзды, цвет меняют горы,
Снега сползают, розы опадают.
Мне очень жаль людей, которых
На свете ничего не удивляет.
- Дети, а чему вы удивляетесь в окружающем нас мире?
(Деревьям, погоде, природе…)
- Сегодня на уроке нас будет удивлять одна особа. А кто она, вы узнаете, отгадав загадку.
Загадка:
Я бегу струёй из крана,
Бью ключом из-под земли.
Я качаю в океанах
Великаны корабли. (Вода)
- Так о чём же мы будем говорить на уроке?
Слайд № 2.
- Тема нашего урока «Вода и её значение на Земле». Мы поговорим о воде, как о части неживой природы, но такой важной и необходимой для всего живого на Земле.
- Готовясь, к сегодняшнему уроку, я прочитала интересное стихотворение. Послушайте его!
Слайд № 2.
Спросил на днях
Малыш - сосед
У струйки,
Льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ:
- Издалека,
Из океана!
Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
- Откуда ты? – спросил росу.
- Поверь, и я из океана!
- Ты, газировка,
Что шипишь?
И из бурлящего стакана
донесся шепот:
- Знай,
Малыш,
И я пришла из океана!
На поле лег туман седой
Малыш спросил и у тумана:
- Оттуда ты?
- Ты кто такой?
- И я,
Дружок,
Из океана.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И в слезинке,
И в дождинке,
И в росинке –
Нам откликнется всегда
Океанская вода!
А. Дитрих
- А как бы вы ответили на этот вопрос, откуда вода в кране?
Слайд № 4.
Зарядка для глаз.
3. Открытие новых знаний.
Работа над темой.
Работа по учебнику.
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике и скажите, как человек использует воду? (стр,12).
(Пьёт, ловит рыбу, купается, гидроэлектростанция – электричество)
- Дети, приведите примеры, где мы еще используем воду.
- Тепло в дом приходит с горячей водой (батареи).
- Человек пьёт воду – охлаждается.
Слайд № 5.
- Кровь человека – 98 % вода.
Слайд № 6.
- Человек – 9 частей из 10 – вода.
Слайд № 7.
- Все растения пьют воду и с нею получают нужные вещества.
- Вода содержится в листьях, коре, стеблях, плодах.
Слайд № 8.
- Что случилось с растением?
- Для своего роста растения расходуют много воды.
Например: для выращивания 1 кг картофеля расходуется 300 л воды.
Из всего вами сказанного можно сделать вывод:
Вывод: вода – самое нужное вещество. Она нужна для питания, охлаждения всем растениям, животным и людям. Без воды погибнет вся жизнь.
- Где же бывает вода? Предлагаю прочитать и отгадать загадку.
Слайд № 9. Загадка.
Течет, а не вытечет,
Бежит, а не выбежит - что это?
( Река)
Слайд № 10.
- Правильно. Дети, нашу землю часто называют голубая планета. Почему?
- Кроме рек, где еще находится вода?
Слайд № 11.
(Океаны, моря, озера)
Работа с картой полушарий.
- Посмотрите на карту полушарий.
На нашей Земле океанов – четыре:
Индийский – самый соленый в мире,
Океан Атлантический славен сельдями.
Ледовитый все время спит подо льдами.
А Тихий, конечно же, вовсе не тихий –
А буйный, глубокий и самый великий.
А. Усачев
- Ребята, если воды на Земле так много, то почему ее не хватает людям, животным, растениям. Даже есть страны, где ведут строгий учет расходованию воды.
Опыт.
Чтобы ответить на вопрос: почему – предлагаю провести опыт.
Перед вами на столе штатив с двумя пробирками, в которых находится вода.
- Проведем сравнение воды в пробирках. Что вы можете о ней сказать? Опишите ее. Какая она? (Она прозрачная, бесцветная, жидкая).
- А теперь попробуйте ее на вкус.
(Ученики пьют воду и обнаруживают, что в одной пресная, а в другой пробирке – соленая вода.)
- Скажите, дети, какая же вода нужна людям, животным и растениям?
(Пресная)
Отгадайте загадку.
Кругом вода, а с питьем беда. (Океан, море)
- Так почему же беда, ведь вокруг столько воды? (В море вода соленая ее пить нельзя).
Вывод:
Вы правы. Воды на Земле много, но в большей степени она соленая. Пресной же воды на Земле мало, поэтому ее нужно беречь. Так как нет ни одного продукта или изделия на Земле, для изготовления или использования которого не расходовалась бы чистая пресная вода.
Работа в тетради.
(СТР.13 № 15)
- Дети, рассмотрите иллюстрации. Скажите, что могли бы рассказать о значении воды повар, художник, водитель автомобиля, лягушка, подсолнечник? Поделитесь своими мыслями с одноклассниками и с нами.
- Молодцы. Вода необходима всем.
Это интересно.
Слайд №12 .
Дети, кто знает какое самое глубокое пресное озеро в мире?
(Озеро Байкал)
- Правильно. Его глубина – 1940м, длина – 620м, ширина – 32 – 74км.
- А еще в каком виде в природе вы встречали воду?
(Лужи, роса на траве, облака, туман, лед, снег, иней, гололед – это вода в природе.)
Слайд №13 .
Самая крупная капля дождя около 1см. ее наблюдали в США 17 августа 1953 г.
Самый сильный дождь шел в Индии 12 месяцев с 1 августа 1860г. по 31 июля 1861 г.
Самая крупная градина: 1кг. Это было в Бангладеш 14 апреля 1986г. От града погибло 92 человека.
Величайший снегопад продолжался 24 часа на Серебряном озере в США 14-15 апреля 1921 г.
4. Закрепление знаний.
Шутник
Как-то раз средь бела дня
Обманул шалун меня:
Спрятал поле, луг, стога,
Речку, лес и берега.
Показалось мне вначале,
Что они гурьбой сбежали.
Лишь седой шутник исчез –
Объявились луг и лес.
Обнаружились стога,
Поле, речка, берега.
Прояснились небеса,
Вновь видна земли краса.
Это ли не чудеса?
В. Кремнев
- Это о чем рассказывалось в загадке? (о тумане)
- Туман – это тоже вода, только в виде пара.
- А где вы еще видели пар? (Чайник кипит.)
- А зимой река чем покрывается? (Льдом)
- А лед какой? (Твердый)
- А в облаке вода какая? (Пар)
- А в реке? (Жидкая)
- Какой же вывод мы можем сделать? В каком состоянии бывает вода?
Вывод: значит, вода бывает в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном.
Физминутка.
Игра «Три вида»
- А сейчас давайте поиграем. Встали.
Если я называю вещество и вода в нем жидкая, вы изображаете руками плывущего человека, если в виде пара, то вы дуете, если в твердом состоянии, то вы топаете ногами.
(Река, лед, озеро, облако, море, чайник кипит, океан, туман, снег, пруд, сосулька, мороз на окне, ручей, иней, лужа, роса, березовый сок.)
Беседа о необходимости охраны воды.
- Ребята, мы много говорили сегодня о воде и пришли к выводу, что без воды не будет жизни на Земле.
- Послушайте стихотворение, в котором скрыт глубокий смысл.
Слайд №14 .
На планете год от года
Человек вредит природе,
И не понял он, чудак.
Что природа – не пустяк.
Он зверей и пташек
Жестоко истребляет,
Мусором, отходами
Речки засоряет.
Слайд №15 . Слайд №16 .
- О чем должен задуматься человек?
Задача.
- И продолжение разговора об экономии воды, предлагаю решить такую задачу.
За 1 час из незакрытого до конца крана по каплям набирается одна литровая банка воды. Пока вы сидите в школе четыре урока и еще перемены, пройдет 4 часа. Сколько банок воды выльется зря из крана за эти 4 часа?
- Дети, нужно экономно расходовать воду. Человек должен беречь природу и водные запасы. Ведь они небезграничны. Всем жителям планеты надо бережно относиться к чистой воде, чтобы ее запасов хватало и для грядущих поколений.
Слайд № 17 .
5. Итог. Оценка за работу.
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- В каких трех состояниях встречается вода на Земле?
- Как человек использует воду?
- Почему нужно бережно использовать воду?
Пожелания.
6. Домашнее задание.
- Нарисовать места, где бывает вода.
Аспектный анализ урока ООМ
Тема урока: «Вода на Земле и её значение».
Данный урок одиннадцатый в системе уроков по предмету, первый по данной теме.
Тип урока: первичное предъявление новых знаний.
Основные дидактические (обучающие) задачи урока: обеспечение осознания и усвоения понятий, законов, правил, алгоритмов, закономерностей.
Усвоение = понимание + запоминание , правильное воспроизведение материала.
Цели:
1. Личностные:
- проявлять интерес к изучаемому материалу;
- проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников;
2. Регулятивные:
- называть тему урока и определять цель с помощью учителя, соотносить свои действия с поставленной целью;
- осуществлять самопроверку ответов и взаимопроверку работ;
- оценивать правильность выполненного задания;
3. Познавательные:
а) общеучебные:
- ориентироваться в системе знаний, отличать полученные знания от новых;
- работать с информационным материалом – учебником и тетрадью.
б) логические:
- анализировать, устанавливать причинно – следственные связи (на доступном уровне);
в) воспитательные:
- Формирование бережного отношения к окружающей среде, к водным ресурсам, умение видеть красоту природы, восторгаться ею, защищать.
4. Коммуникативные:
- читать вслух и про себя текст учебника и текст на экране;
- умение высказать свою точку зрения;
- умение договариваться и приходить к общему решению (работа в группе);
- соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения.
Средства обучения: ноутбук, экран, презентация, учебники, тетради, карточки (для работы в группах).
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приёмы: создание ситуации успеха; методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод, проблемный метод.
Лабораторное оборудование: пробирки, штативы для проведения практической работы.
Ход урока
Ход урока.
I ЭТАП: Организационный. Актуализация знаний.
Задачи этапа: подготовка учащихся к работе (мотивация, эмоциональный настрой на работу); создание положительной эмоциональной атмосферы.
Методы и приёмы: создание ситуации успеха, словесный метод.
Формы организации деятельности: фронтальная + индивидуальная.
Быстрое включение учащихся в работу, организация внимания всех учащихся, стимуляция деятельности учащихся.
II ЭТАП: Подготовка к основному этапу. Сообщение темы урока.
Задачи этапа: обеспечение понимания учащимися цели учебно-познавательной деятельности. Постановка специальной проблемной задачи, в которой отображается практический смысл темы.
Методы и приёмы: словесный и проблемный методы.
Формы организации деятельности: фронтальная.
На данном этапе учащиеся внимательно слушали учителя, правильно отгадали загадку, определив тем самым объект исследования. Стихотворение А.Дитриха было предложено детям для объяснения, откуда вода в кране. Средства ИКТ, на данном этапе, служат активизации познавательной деятельности учащихся, повышают эффективность учебной деятельности. На данном этапе была своевременной корректирующая информация со стороны учителя, дети давали правильные обоснованные ответы. Своевременно была проведена зарядка для глаз с целью снятия напряжения.
III ЭТАП: Открытие новых знаний.
Задачи этапа: обеспечить открытие и усвоение учащимися новых знаний о роли воды для живых организмов, для природы.
Методы и приёмы: методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа, частично-поисковый метод.
Формы организации деятельности: фронтальная + групповая + индивидуальная.
На данном этапе детям предложено ответить на вопрос как человек использует воду, для этого детям было предложено поработать с иллюстрацией и привести примеры из собственного опыта.
Учащиеся продемонстрировали умение соотносить свои действия с поставленной целью, осуществлять самопроверку ответов, оценивать правильность ответов.
С целью активизации познавательной деятельности и с целью понимания темы и обогощения запаса знаний учащихся использовалась яркая презентация. Все это позволило детям сделать правильный вывод.
Использование наглядного материала: карты полушарий позволило детям сделать открытие о части воды на планете.
Используя лабораторное оборудование в ходе практической работы, учащиеся определили основные свойства воды и сделали правильный вывод, что живой природе необходима пресная вода.
В групповой форме работы учащиеся продемонстрировали умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности, соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения.
IV ЭТАП: Закрепление знаний.
Задачи этапа: закрепить усвоение учащимися новых знаний о роли воды для живых организмов, для природы.
Методы и приёмы: методы словесной и наглядной передачи информации, практическая работа.
Формы организации деятельности: фронтальная + групповая + индивидуальная.
На данном этапе детям было предложено прослушать и проанализировать стихотворение, и определить - о каком состоянии воды идет речь. Затем на примерах из личного опыта, учащиеся назвали три состояния воды. Учащиеся продемонстрировали умение соотносить свои действия с поставленной целью, осуществлять самопроверку ответов, оценивать правильность ответов.
Своевременно проведена физминутка, целью снятия физического напряжения. Она была направлена на основной этап урока целью развития и закрепления знаний и умений отличать состояния воды в природе проведена игра: «Три вида». В ходе игры дети продемонстрировали умение оценивать правильность выполненного задания.
Использовала воспитательный момент: стихотворение о бережном отношении к природе. На данном этапе учащимся было предложено решить задачу экологической направленности, с целью воспитания бережного отношения к мировым водным запасам. Учащиеся развивали умение читать вслух и про себя текст задачи на экране, умение решать задачу алгебраическим способом. Анализируя полученный при решении результат, учащиеся сделали правильный вывод о бережном отношении к водным ресурсам.
V ЭТАП: Подведение итогов.
Задачи этапа: провести анализ и дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Методы и приёмы: словесный метод.
Дети поняли тему урока, воспроизводили своими словами правила, выводы, правильно ответили на все вопросы по теме урока. Учитель поблагодарил детей за работу, высказал пожелания детям.
V I Домашнее задание.
Задачи этапа: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Методы и приёмы: словесный метод.
Форма организации деятельности: фронтальная.
Детям предложено выполнение творческого задания. Нарисовать места, где бывает вода.
Намеченные цели были достигнуты, поставленные дидактические задачи были выполнены. Структура урока соответствует основной дидактической задаче. Чередование видов деятельности, динамические паузы соответствуют гигиеническим требованиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку, УМК "Гармония", 2 класс "Поговорим о значении слов"
Материал содержит конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса (УМК "Гармония) "Поговорим о значении слов"....
Открытый урок по русскому языку во 2-ом классе. Тема: Слова, близкие по значению (синонимы).
Урок углубляет знания о словах, близких по значению, учит понимать возможные различия синонимов (по сфере употребления, по стилистической и эмоционально-экспрессивной окрашенности), подбирать синонимы...
Урок окружающего мира по теме: Значение воды для всего живого на земле. Загрязнение водоемов. 2 класс, Гармония
Цель: формировать представление о значении воды для человека и других живых существ, об экологических проблемах на водоёмах....
Открытый урок." Прошедшее время глагола, его значение,приметы и особенности изменения."
Открытый урок. "Прошедшее время глагола, его значение, приметы и особенности изменения."...
Конспект открытого урока "Земля-земля"
Конспект открытого урока по окружающему миру "Земля-земля"...
урок окружающий мир 1 класс "Значение воды на Земле"
На уроке даются условия дя формирования общего представления о воде как о важнейшем условии жизни на Земле и её свойствах....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА « Мир природы и человека» Тема урока: «Воздух. Значение воздуха».
Дать представление о воздухе, его свойствах. Раскрыть значение воздуха для растений, животных и человека...