Открытый урок." Прошедшее время глагола, его значение,приметы и особенности изменения."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Боброва Екатерина Александровна

Открытый  урок. "Прошедшее  время  глагола, его  значение,  приметы  и  особенности  изменения."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proshedshee_vremya_glagola.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект урока по теме: «Прошедшее время глагола: его значение, приметы

и особенности изменения: понятие о родовых окончаниях

(«Размышляем о прошедшем времени»)»

                                                                                                                          Выполнил: учитель начальных классов МБОУ

                                                                                                                              СШ №7 города Няндома Архангельской  области

                                                                Боброва Е.А.                                                                  

Проект урока

Учебный предмет: Русский язык

Тема урока: «Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения: понятие о родовых окончаниях («Размышляем о прошедшем времени»)»

Тип урока: объяснение нового материала

Задачи урока: обучение детализации действий наблюдения за изменением глаголов прошедшего времени по родам (продолжение работы) и работа над правописанием суффиксов и родовых окончаний (новое).

Ожидаемые результаты: 

Предметные:

Выделять глаголы среди других частей речи, определять морфологические признаки, изменять форму слова, выявлять различия по смыслу и по форме; осознавать значение, передаваемое родовыми и личными окончаниями; понимать смысл соответствующих терминов.

Сравнивать, классифицировать, преобразовывать слова по указанным признакам.

Наблюдать за особенностями значений, передаваемых разными формами.

Выявлять роль временных форм глаголов в речи; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность.

Использовать формы глагола в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности.

Выявлять слова, требующие уточнения лексического значения; пользоваться словарём для его выяснения.

Соблюдать литературные нормы в употреблении отдельных глаголов.

Применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными непроверяемыми орфограммами.

Метапредметные:

Познавательные (П):

Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений; пользоваться для тех же целей словарями учебника.

Понимать информацию, представленную в изобразительной форме переводить её в словесную.

Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.

Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения.

 

Коммуникативные (К):

Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.

Высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения.

Строить небольшие устные и письменные высказывания стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации.

Регулятивные (Р):

Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.

Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя,  адекватно воспринимать её.

Личностные (Л):

Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи.

Элементы коммуникативного мотива изучения предмета «Русский язык», осознанного отношения к качеству своей речи.

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.

Оборудование: Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса, тетрадь на печатной основе, презентация к уроку

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

Дети имеют понятие о самостоятельных и служебных частях речи: им. сущ., им. прил., им. числ., мест., глаголе, союзе, частице, предлоге; о грамматических категориях: род, число; об изменении глаголов по временам, названия времён. Умеют решать следующие практические задачи: определять самостоятельные части речи; определять время глагола по вопросам;

Этапы урока и хронометраж:

№ п/п

Этап урока

Хронометраж

Мотивация к УД.

3 мин.

Минутка  каллиграфии.

8  мин.

Постановка учебной задачи.

3 мин.

Актуализация  знаний и фиксация индивидуальных затруднений.

7 мин.

Работа  над  темой  урока:

1)Исследовательская  работа.

2) Работа  в  дополнительной  тетради.

15 мин.

Рефлексия УД.

2 мин.

Домашнее  задание.

2 мин

1.

2.

№ Этап урока

Мотивация  к  УД

Цель: создание

условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД,

Деятельность учителя  и  обучающихся

Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Совсем  недавно у нас с  вами  совместно  с  Няндомским  центром  «Забота»  для  детей  с  ОВЗ прошел  урок  доброты. И именно  поэтому я  хочу  начать  наш урок  вот с таких слов:

        (Внимание  на  экран)

      « Прикоснись ко мне добротой.

       И болезни смоет волной,

       И печаль обойдет стороной,

       Озарится душа красотой»

 Как вы понимаете «Прикоснись ко мне добротой»

(улыбнись, скажи доброе слово)

Оказывается для счастья надо очень мало, просто нести добро

Формируемые  УУД

Определять и высказывать правила поведения при совместной работе.

Совместно договариваться о правилах поведения и следовать им .

Продумывать последовательность действий на уроке. Осуществлять действия самоконтроля, оценивать свои достижения и трудности .

Минутка каллиграфии.

На минутке каллиграфии мы будем отрабатывать написание элементов букв  д и б и  одновременно развивать память и внимание.

1)Стрелочка вверх – б (На слух зрительное  восприятие)

Стрелочка вниз – д

(показ на доске),

 

б   б   д   д

2) Расшифруйте  слова.

          егала             умал       олело        ышали

   3) Обучение  звукопроизношению.

-Произнесите  громко  и  четко  слова  выделяя  звук «л»

Использование имеющихся знаний.

Оформление своей мысли в устной  речи

Обучение  звукопроизношению

 3.

Постановка учебной задачи

Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог

Прочитайте  слова.

-По  какому  признаку  мы  можем  объединить  эти  слова

в  одну  группу.

-Как  вы  думаете  над  какой  темой  мы  будем  работать  сегодня  на  уроке?

- Правильно. Мы  будем  работать  с  глаголами.

--Посмотрите  по  какому  признаку мы эти  глаголы  можем объединить  в  одну  группу.

- Уточните  тему  урока.

-Что подсказало  вам  что  перед  вами  глаголы  прошедшего  времени?

-На  что  указывают  нам  глаголы  прошедшего  времени?

Вопрос  для  самых  внимательных  ребят:

-Чем  различаются  эти  глаголы?

4.

Актуализация

знаний и фиксация индивидуальных затруднений

Цель: активировать обучающихся на получение новых знаний

Работа  с  презентацией.

Работа  в  парах:

Внимание  на  экран.

93 года  назад  вышло  в свет  замечательное  произведение

К. Чуковского «Бармалей»

-Вспомните героев  этого произведения. На  экране  выписаны  действия  этих  героев.( Выходила кусать подобрело  обижать  убежал кушает говорила  помилело  ревел)

1-)Выберите  и  выпишите  из  слов  помещенных  на  экране  глаголы  прошедшего  времени.

Взаимопроверка.

2)-На  какие  три  группы  мы  можем  разделить  выписанные  глаголы.

Выходила  к  ним  Горилла. Им  Горилла  говорила

Обучение  звукопроизношению.

- Прохлопаем  глаголы  прошедшего  времени. Не  забывайте  о  четкости  произношения.

Не  стерпел  такой  обиды  Бармалей  

Убежал  за  пирамиды  и  ревел

А  лицо  у  Бармалея  подобрело   помилело

-На  что  указывают  окончания  глаголов  прошедшего  времени?

-Как вы  думаете  почему  ученые  стали  их  называть  

« родовые «?

3) Разберите  глаголы  м.р.  и  ж.р.  по  составу.

Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу .

Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них информацию

Соблюдать правила речевого поведения, участвуя в коллективном обсуждении .

5.

Работа  над  темой  урока

1)Исследовательская

работа.

2) Работа  в  дополнительной  тетради. Закрепление  способа  действия.

Работа  в  группах:

-Сядьте по  группам.

-Как  мы  работаем в  группах? (Один  за  всех  и  все  за  одного)

-Перед  вами  на  партах  лежат  карточки. Ваша  задача изучить  их  ответить  на  вопросы  написанные  на  карточках  и  сделать  вывод.

1ГРУППА

Произменяйте  глагол  играл(А)  по  лицам

                     Ед.ч.                      Мн.ч.

1лицо… я                                    мы  

2лицо…ты                                   вы

3лицо…он                                   они

               она

               оно

Ответьте  на  вопрос:

-Изменяются  ли глаголы  прошедшего  времени  по лицам?

2ГРУППА

Понаблюдайте. Перед  вами  2  группы  глаголов  подумайте  и  напишите  по  какому  признаку  глаголы   помещены  в  группу. Подпишите группу. Добавьте  в  каждую  группу свои  глаголы

        ________                                        ______________

   Читал (читала  читало)                        читали

   Бегал (бегала  бегало)                          бегали

   Думал (думала  думало)                      думали

_______________________                  _______________

3 ГРУППА

Разнесите  глаголы  прошедшего  времени    по  столбикам.

Он  (…род)          Она (…род)          Оно (…род)

…                            ….                        …..

Ответьте  на вопрос:

-Как изменяются  глаголы  прошедшего  времени ?

4 ГРУППА

Произменяйте  глаголы – играл играли  по родам.

Ответьте на вопрос:

-В  каком  числе глаголы изменяются  по  родам?

ОБЩИЙ  ВЫВОД:

  1. Глаголы  прошедшего  времени не  изменяются  по  лицам.
  2. Глаголы  прошедшего  времени  изменяются  по  числам.

3.        Глаголы  прошедшего  времени  изменяются  по  родам.

4.        Глаголы  прошедшего  времени  изменяются  по  родам  только  в  единственном  числе.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Внимание  на  экран.

- Какой  персонаж  изображен на иллюстрации.

Обучение  звукопроизношению.

(Произнесем  с  удивлением  вопросом  грустью  восхищением)

- Для дальнейшей  работы  вспомним отрывок  из  произведения  К.Чуковского  «Бармалей».

Добрый доктор Айболит

Крокодилу говорит:

«Ну, пожалуйста, скорее

Проглотите Бармалея,

Чтобы жадный Бармалей

Не хватал бы,

Не глотал бы

Этих маленьких детей!»

Повернулся, Улыбнулся,

Засмеялся Крокодил

И злодея Бармалея,

Словно муху, Проглотил!

-Откройте дополнительную  тетрадь. Найдите  упражнение  №374. Прочитайте  задание  на  стр.22

Работа  по  вариантам.

1        вариант работает  со 2  столбиком.

2        вариант  работает  с  3  столбиком.

Дети изменяют глаголы в соответствии с установкой, рассуждают, действуют по установленному способу действия.

-Ребята вы работали  исследователями.  Изучали  материал  делали самостоятельно выводы. Сейчас я  думаю  вы  безошибочно  справитесь  с  морфологическим  разбором  глаголов прошедшего  времени.

-Найдите  в  1  столбике  самое  доброе  слово(улыбнулся). Выполним  морфологический  разбор.

Представление о богатых возможностях русского языка .

Проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану. Осуществлять действия контроля и самоконтроля .

Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме .

Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, делать умазаключения, выводы, обобщения .

Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи .

Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, планировать общий способ для её решения, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля .

Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя .

Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила речевого этикета, высказывать свое мнение, выслушивать и понимать другие точки зрения .

6.

Рефлексия УД

Цель: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию собственной учебной деятельности

 «Не прячьте доброты своей,

 Откройте сердце всем наружу

 Тем, что имеете, щедрей

 Делитесь, распахните душу!»

Дополните предложения:

Урок привлёк меня тем, что…

Урок показался мне…

Урок заставил задуматься о…

Дети, отвечая на эти вопросы, систематизируют знания, выявляют новые сведения, выявляют трудности.

Элементы способности оценивать свои достижения и трудности .

Оценивать свои достижения и трудности .

Выполнять анализ, умение делать выводы .

Соблюдать правила речевого этикета при коллективном обсуждении .

7.

Домашнее задание

Цель: систематизация и дополнение знаний

У.: Новые знания помогут выполнить упр. №375 в  дополнительной  тетради

Дома дети систематизируют знания, , наблюдают над использованием  глаголов  в тексте. Дети анализируют слова, осознают учебные задачи, планируют способ действия для их решения, выполняют его. Выявляют и осмысливают секреты писателей, обобщают и систематизируют их.

Ставить, понимать и сохранять учебную задачу. осуществлять действие самоконтроля .

Читать и понимать информацию, применять общий способ действия для решения конкретных практических задач .