Открытый урок." Прошедшее время глагола, его значение,приметы и особенности изменения."
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Открытый урок. "Прошедшее время глагола, его значение, приметы и особенности изменения."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proshedshee_vremya_glagola.doc | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект урока по теме: «Прошедшее время глагола: его значение, приметы
и особенности изменения: понятие о родовых окончаниях
(«Размышляем о прошедшем времени»)»
Выполнил: учитель начальных классов МБОУ
СШ №7 города Няндома Архангельской области
Боброва Е.А.
Проект урока
Учебный предмет: Русский язык
Тема урока: «Прошедшее время глагола: его значение, приметы и особенности изменения: понятие о родовых окончаниях («Размышляем о прошедшем времени»)»
Тип урока: объяснение нового материала
Задачи урока: обучение детализации действий наблюдения за изменением глаголов прошедшего времени по родам (продолжение работы) и работа над правописанием суффиксов и родовых окончаний (новое).
Ожидаемые результаты:
Предметные:
Выделять глаголы среди других частей речи, определять морфологические признаки, изменять форму слова, выявлять различия по смыслу и по форме; осознавать значение, передаваемое родовыми и личными окончаниями; понимать смысл соответствующих терминов.
Сравнивать, классифицировать, преобразовывать слова по указанным признакам.
Наблюдать за особенностями значений, передаваемых разными формами.
Выявлять роль временных форм глаголов в речи; замечать в художественном тексте языковые средства, создающие его выразительность.
Использовать формы глагола в своей речи, стремиться к повышению её точности и выразительности.
Выявлять слова, требующие уточнения лексического значения; пользоваться словарём для его выяснения.
Соблюдать литературные нормы в употреблении отдельных глаголов.
Применять весь комплекс орфографических умений, правильно писать слова с освоенными непроверяемыми орфограммами.
Метапредметные:
Познавательные (П):
Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них определённую информацию; читать учебник и слушать учителя для приобретения, уточнения и перепроверки сведений; пользоваться для тех же целей словарями учебника.
Понимать информацию, представленную в изобразительной форме переводить её в словесную.
Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач.
Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, конструирование; находить примеры указанных фактов языка в тексте; делать умозаключения, выводы, обобщения.
Коммуникативные (К):
Участвовать в совместной деятельности, в коллективном обсуждении вопросов, соблюдать правила речевого поведения.
Высказывать своё мнение, стремиться к пониманию других точек зрения.
Строить небольшие устные и письменные высказывания стараться выбирать средства языка с учётом конкретной речевой ситуации.
Регулятивные (Р):
Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, сознательно выполнять действия для её решения.
Планировать общий способ действия для решения конкретных задач, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Оценивать свои достижения, трудности, соотносить свою оценку с оценкой учителя, адекватно воспринимать её.
Личностные (Л):
Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи.
Элементы коммуникативного мотива изучения предмета «Русский язык», осознанного отношения к качеству своей речи.
Элементы способности оценивать свои достижения и трудности.
Оборудование: Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса, тетрадь на печатной основе, презентация к уроку
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
Дети имеют понятие о самостоятельных и служебных частях речи: им. сущ., им. прил., им. числ., мест., глаголе, союзе, частице, предлоге; о грамматических категориях: род, число; об изменении глаголов по временам, названия времён. Умеют решать следующие практические задачи: определять самостоятельные части речи; определять время глагола по вопросам;
Этапы урока и хронометраж:
№ п/п | Этап урока | Хронометраж | |||
Мотивация к УД. | 3 мин. | ||||
Минутка каллиграфии. | 8 мин. | ||||
Постановка учебной задачи. | 3 мин. | ||||
Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений. | 7 мин. | ||||
Работа над темой урока: 1)Исследовательская работа. 2) Работа в дополнительной тетради. | 15 мин. | ||||
Рефлексия УД. | 2 мин. | ||||
Домашнее задание. | 2 мин | ||||
1. 2. | № Этап урока Мотивация к УД Цель: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД, | Деятельность учителя и обучающихся Дорогие ребята, сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Совсем недавно у нас с вами совместно с Няндомским центром «Забота» для детей с ОВЗ прошел урок доброты. И именно поэтому я хочу начать наш урок вот с таких слов: (Внимание на экран) « Прикоснись ко мне добротой. И болезни смоет волной, И печаль обойдет стороной, Озарится душа красотой» Как вы понимаете «Прикоснись ко мне добротой» (улыбнись, скажи доброе слово) Оказывается для счастья надо очень мало, просто нести добро | Формируемые УУД Определять и высказывать правила поведения при совместной работе. Совместно договариваться о правилах поведения и следовать им . Продумывать последовательность действий на уроке. Осуществлять действия самоконтроля, оценивать свои достижения и трудности . | ||
Минутка каллиграфии. | На минутке каллиграфии мы будем отрабатывать написание элементов букв д и б и одновременно развивать память и внимание. 1)Стрелочка вверх – б (На слух зрительное восприятие) Стрелочка вниз – д (показ на доске),
б б д д 2) Расшифруйте слова. егала умал олело ышали 3) Обучение звукопроизношению. -Произнесите громко и четко слова выделяя звук «л» | Использование имеющихся знаний. Оформление своей мысли в устной речи Обучение звукопроизношению | |||
3. | Постановка учебной задачи Цель: организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог | Прочитайте слова. -По какому признаку мы можем объединить эти слова в одну группу. -Как вы думаете над какой темой мы будем работать сегодня на уроке? - Правильно. Мы будем работать с глаголами. --Посмотрите по какому признаку мы эти глаголы можем объединить в одну группу. - Уточните тему урока. -Что подсказало вам что перед вами глаголы прошедшего времени? -На что указывают нам глаголы прошедшего времени? Вопрос для самых внимательных ребят: -Чем различаются эти глаголы? | |||
4. | Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений Цель: активировать обучающихся на получение новых знаний | Работа с презентацией. Работа в парах: Внимание на экран. 93 года назад вышло в свет замечательное произведение К. Чуковского «Бармалей» -Вспомните героев этого произведения. На экране выписаны действия этих героев.( Выходила кусать подобрело обижать убежал кушает говорила помилело ревел) 1-)Выберите и выпишите из слов помещенных на экране глаголы прошедшего времени. Взаимопроверка. 2)-На какие три группы мы можем разделить выписанные глаголы. Выходила к ним Горилла. Им Горилла говорила… Обучение звукопроизношению. - Прохлопаем глаголы прошедшего времени. Не забывайте о четкости произношения. Не стерпел такой обиды Бармалей Убежал за пирамиды и ревел… А лицо у Бармалея подобрело помилело… -На что указывают окончания глаголов прошедшего времени? -Как вы думаете почему ученые стали их называть « родовые «? 3) Разберите глаголы м.р. и ж.р. по составу. | Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу . Коллективно вести целенаправленные наблюдения, извлекать из них информацию Соблюдать правила речевого поведения, участвуя в коллективном обсуждении . | ||
5. | Работа над темой урока 1)Исследовательская работа. 2) Работа в дополнительной тетради. Закрепление способа действия. | Работа в группах: -Сядьте по группам. -Как мы работаем в группах? (Один за всех и все за одного) -Перед вами на партах лежат карточки. Ваша задача изучить их ответить на вопросы написанные на карточках и сделать вывод. 1ГРУППА Произменяйте глагол играл(А) по лицам Ед.ч. Мн.ч. 1лицо… я мы 2лицо…ты вы 3лицо…он они она оно Ответьте на вопрос: -Изменяются ли глаголы прошедшего времени по лицам? 2ГРУППА Понаблюдайте. Перед вами 2 группы глаголов подумайте и напишите по какому признаку глаголы помещены в группу. Подпишите группу. Добавьте в каждую группу свои глаголы ________ ______________ Читал (читала читало) читали Бегал (бегала бегало) бегали Думал (думала думало) думали _______________________ _______________ 3 ГРУППА Разнесите глаголы прошедшего времени по столбикам. Он (…род) Она (…род) Оно (…род) … …. ….. Ответьте на вопрос: -Как изменяются глаголы прошедшего времени ? 4 ГРУППА Произменяйте глаголы – играл играли по родам. Ответьте на вопрос: -В каком числе глаголы изменяются по родам? ОБЩИЙ ВЫВОД:
3. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам. 4. Глаголы прошедшего времени изменяются по родам только в единственном числе. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Внимание на экран. - Какой персонаж изображен на иллюстрации. Обучение звукопроизношению. (Произнесем с удивлением вопросом грустью восхищением) - Для дальнейшей работы вспомним отрывок из произведения К.Чуковского «Бармалей». Добрый доктор Айболит Крокодилу говорит: «Ну, пожалуйста, скорее Проглотите Бармалея, Чтобы жадный Бармалей Не хватал бы, Не глотал бы Этих маленьких детей!» Повернулся, Улыбнулся, Засмеялся Крокодил И злодея Бармалея, Словно муху, Проглотил! -Откройте дополнительную тетрадь. Найдите упражнение №374. Прочитайте задание на стр.22 Работа по вариантам. 1 вариант работает со 2 столбиком. 2 вариант работает с 3 столбиком. Дети изменяют глаголы в соответствии с установкой, рассуждают, действуют по установленному способу действия. -Ребята вы работали исследователями. Изучали материал делали самостоятельно выводы. Сейчас я думаю вы безошибочно справитесь с морфологическим разбором глаголов прошедшего времени. -Найдите в 1 столбике самое доброе слово(улыбнулся). Выполним морфологический разбор. | Представление о богатых возможностях русского языка . Проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану. Осуществлять действия контроля и самоконтроля . Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме . Проводить целенаправленные наблюдения, выполнять анализ, сравнение, преобразование, делать умазаключения, выводы, обобщения . Представление о богатых возможностях русского языка, о способах повышения точности и выразительности речи . Коллективно ставить, понимать и сохранять учебную задачу, планировать общий способ для её решения, последовательно выполнять все операции, использовать речь для регуляции своих действий. Осуществлять действия контроля и самоконтроля . Применять общий способ действия для решения конкретных практических задач. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя . Участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила речевого этикета, высказывать свое мнение, выслушивать и понимать другие точки зрения . | ||
6. | Рефлексия УД Цель: зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию собственной учебной деятельности | «Не прячьте доброты своей, Откройте сердце всем наружу Тем, что имеете, щедрей Делитесь, распахните душу!» Дополните предложения: Урок привлёк меня тем, что… Урок показался мне… Урок заставил задуматься о… Дети, отвечая на эти вопросы, систематизируют знания, выявляют новые сведения, выявляют трудности. | Элементы способности оценивать свои достижения и трудности . Оценивать свои достижения и трудности . Выполнять анализ, умение делать выводы . Соблюдать правила речевого этикета при коллективном обсуждении . | ||
7. | Домашнее задание Цель: систематизация и дополнение знаний | У.: Новые знания помогут выполнить упр. №375 в дополнительной тетради Дома дети систематизируют знания, , наблюдают над использованием глаголов в тексте. Дети анализируют слова, осознают учебные задачи, планируют способ действия для их решения, выполняют его. Выявляют и осмысливают секреты писателей, обобщают и систематизируют их. | Ставить, понимать и сохранять учебную задачу. осуществлять действие самоконтроля . Читать и понимать информацию, применять общий способ действия для решения конкретных практических задач . |