Урок на тему "Органы чувств"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Чернякова Любовь Васильевна

Описание методической разработки учителя начальных классов МОУ «СОШ №31» г. Череповца Л.В. Черняковой

 

1.     Урок по теме «Органы чувств. Мозг».

2.     Данный урок проводится в 3 классе в разделе «Мы и наше здоровье» второй урок (УМК «Мир вокруг нас» автор А.А. Плешаков).

3.     Окружающий мир.

4.     Уровень образования обучающихся: начальные классы класс 3.

5.     Форма учебной работы классно-урочная.

6.     Полное описание разработки:

1. приобретаемые навыки детей: обучающиеся учатся работать с научным текстом и выделять главное, совершенствуется умение работать в парах.

2. особенности роли учителя: учитель ставит перед детьми проблемные вопросы, проводит опыты, организует работу по учебнику и печатной тетради, добивается от детей выводов по теме.

3. технологические особенности: перед проведением урока необходимо приготовить: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, предметы для опытов: мяч, 3 стакана с водой (простая, сладкая, солёная), духи, музыкальная шкатулка, вата. Необходимо распечатать на листе бумаги , задание на карточках для проверки домашнего задания, задания на карточках для последующего домашнего задания. Для работы на уроке понадобится учебник и печатная тетрадь по данному предмету.

4. организация работы: в начале урока после организационного момента проводится актуализация знаний. Работа по новой теме проходит в форме проведения опытов, в результате которых ученики делают первоначальные выводы, подтверждая или опровергая их, прочитав учебные статьи в учебнике. В конце урока учитель добивается от учеников, чтобы они самостоятельно сделали выводы по теме. Перед записью домашнего задания и оцениванием проводится рефлексия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №31»

Урок к семинару «Роль учителя в формировании ключевых компетенций обучающихся»

Окружающий мир по теме «Как мы воспринимаем окружающий мир. Органы чувств и их значение для человека. Мозг»

Урок составил учитель начальных классов

Любовь Васильевна Чернякова

декабрь 2008 г.

Цель урока:

  1. Сформировать знания об органах чувств человека, как источниках информации об окружающем мире;
  2. Продолжить формирование умения соотносить вербальную информацию со схематическим рисунком;
  3. Воспитывать внимательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к своим органам чувств, прививать навыки соблюдения правил личной гигиены для сохранения здоровья, органов чувств.

Оборудование:

  1. Учебник «Мир вокруг нас» 3 класс 1 часть А.А. Плешаков;
  2. Толковый словарь С.И. Ожегов
  3. Слайды с изображениями органов чувств;
  4. Персональный компьютер;
  5. Проектор.

Оборудование для опытов:

  1. Музыкальная шкатулка;
  2. Туалетная вода;
  3. Три стакана с водой (Соль, сахар, кипяченная вода);
  4. Мяч;
  5. Вата.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I Организационный момент

  Встали все красиво, поздоровались учтиво. Мысленно пожелали друг другу и гостям всего доброго.

II Актуализация знаний, сообщение темы, постановка целей.

1. Проверка домашнего задания.       Какой раздел учебника мы изучаем?

Вспомним материал предыдущего урока.

  Два ученика работают по карточкам, а нам помогут загадки:

  Два воздушных лепестка, розовых слегка, важную работу выполняют, дышать нам помогают.

  К какой системе органов относятся легкие?

  Легкие – это главный орган дыхания.      Какие еще органы составляют систему дыхания?

  День и ночь стучит оно, словно бы заведено. Будет плохо если вдруг прекратиться этот стук.

«Мы и наше здоровье»

Карточка №1: Закончи фразу.

Работу органов человека изучает наука……………………….

Строение тела человека изучает наука…………………………

Наука о сохранении и укрепления здоровья называется……………………………….

Карточка №2: Впиши какую систему организма составляют эти органы

Нервы, головной мозг, спинной мозг.____________

Скелет, мышцы._________________________

Рот, пищевод, желудок, печень, кишечник.________

Легкие

К системе органов дыхания

Носоглотка, гортань, трахея,  глотка.

Сердце

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  К какой системе органов относится сердце?

   Какие органы составляют кровеносную систему?

  2. А знаете ли вы, какие органы выполняют роль информаторов, помогают нам познавать окружающий мир?

  Все согласны? У кого другое мнение?

  Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?

  Сколько их? Давайте уточним.

  Тема урока «Органы чувств»

  Цель урока. ( см. слайд 1 приложение 1 на диске)

  Сегодня у нас необычный урок, урок научного исследования, на котором мы, как настоящие ученные будем проводить опыты находить ответы на свои вопросы. Сейчас вы узнаете какие органы относятся к органам чувств. ( см. слайд 2 приложение 1 на диске).

  Начинаем делать открытие. Закройте глаза. Включаю музыку.

  Что изменилось?

  Какой орган чувств помогает вам это понять? ( см. слайд 3 приложение 1 на диске).

 

К кровеносной системе.

Сердце, кровеносные сосуды.

Глаза, уши, нос, язык, кожа.

Органы чувств.

Уточняют

Обучающиеся закрывают глаза

Звучит музыка

Уши

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  Ухо состоит из наружного ухо (ушная раковина), слухового канала, который заканчивается тонкой эластичной барабанной перепонкой.

  Какую роль выполняет орган слуха?

  Какой орган является органом слуха?  

  Физическая минутка «Цапля».

  Очень трудно так стоять;

  Ногу на пол не спускать,

  И не падать, не качаться,

  За соседа не держаться.

  Что вы пытались сохранить?

  Оказывается органы равновесия находятся во внутреннем ухе и отвечают за наше равновесие. Что такое равновесие?

  Благодаря какому органу мы слышим и сохраняем равновесие?

  Мы с вами сделали первое открытие.

  Для следующего открытия снова необходимо закрыть глаза.

Слух-способность организма воспринимать звуковые волны. Звуковые волны поступают в определенный участок мозга и перерабатываются там таким образом: мы слышим и понимаем слова.

Слух тесно связан с речью. Ребенок сначала слышит и понимает речь, а затем уже учится говорить. Отсутствие слуха значительно обедняет мир человека, лишает его возможности общения.  Люди, которые потеряли слух, могут общаться на особом языке с помощью мимики и жестов.

При помощи органа слуха мы слышим.

Уши

Обучающиеся стоят на одной ноге.

Равновесие

Равновесие – это способность определять положение тела в пространстве, различать вверх, низ.

Орган слуха. Уши

Обучающиеся закрывают глаза.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  Учитель распыляет туалетную воду.

  Что изменилось?

  С помощью какого органа вы определили изменения?

  Слайд 4 приложения 1

  Что такое обоняние?

  Орган обоняния находится в носовой полости. Вдыхая, мы определяем что это за частички растворились в воздухе. В этом помогают нервные окончания, которые передают сигнал в мозг.

  Какой орган чувств помогает ориентироваться в мире запахов?

  А органом обоняния является ……….

  Молодцы вы, делаете одно открытие за другим!

  Слайд 6 приложения 1

  Можете ли вы сказать вкусное яблоко или нет?

  Почему?

  С помощью какого органа чувств мы определим вкус.

  Язык орган вкуса.

  Практическая работа:

  На столе три стакана с водой. Можете ли вы используя органы слуха,

Появился запах

Носа

Обоняние – это способность человека чувствовать запахи.

  С запахами у человека связаны многие ассоциации.

  Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Если человек теряет обоняние, то для него пища теряет вкус, и такие люди чаще отравляются, так как не могут определить не качественной пищи.

Орган обоняния

Нос

Нет

Надо попробовать

Языка

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

обоняния, определить в каком стакане солёная, сладкая, простая вода?

  Какая вода находится в каждом стакане?

  В этом тебе помогли вкусовые сосочки, расположенные на языке. Они отвечают за определенный вкус. (см слайд 6 приложение 1)

  При помощи какого органа мы ощущаем вкус?

  Язык орган…………

  Для следующего открытия проведем опыт: держу в руках мяч.

  Что у меня в руке?

  Какой он по форме?

  Какого размера?

  Какого цвета?

  Какой орган помог в данном опыте?

  Слайд 7 приложение 1

  Человеческий глаз имеет форму шара, похожий на яблоко (глазное яблоко). Подробно об этом органе расскажет ученик.

Надо попробовать.

Вызывается ученик.

Соленая, сладкая, простая

Языка

Вкуса

Мяч

Круглый

Маленький

Желтый

Глаза

 

Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение. Человечески глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь цветовые волны. Эта информация передается в определенный участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определенных предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком цвете. Зрение надо беречь. Дефекты зрения – это близорукость и дальнозоркость.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  Глаз очень хрупкий орган чувств, имеет хорошую защиту: брови, веко, ресницы (см слайд 7 приложение 1).

  Чтобы сохранит зрение на уроках мы делаем гимнастику для глаз.

  Физическая минутка: гимнастика для глаз.

  Прочитаем что нам советуют авторы учебника по сохранению зрения.

  Что мы можем определить с помощью зрения?

  Глаза это орган…………….

  Исследования продолжаются. Слайд 8 приложение 1. Что это?

  Почему не можем определить?

  Опыт: вызываю ученика за спиной в руки даю кусочек ваты. Что же это?

  Какой орган помог определить предмет?

  Руки и все тело человека покрыты

  Видимость предметов меняется с возрастом человека: десятилетний ребенок видит хорошо на расстоянии 3 сантиметров, 45 лет – на расстоянии 33 сантиметров, а в 70 лет необходимы очки для рассматривания близких предметов. У человека развивается дальнозоркость.

  Близорукость чаще развивается от длительного напряжения при плохой освещенности помещения.

Читают учебник стр. 132, 2 абзац.

Цвет, размер, форму и где расположен предмет.

Зрения

Предположения детей (облако, снег…….)

Надо потрогать

Вата

Руки

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

кожей, значит что тебе помогло определить?

  Слайд 9 приложение 1.

  Кожа – это орган осязания. Что такое осязание?

  Кожные рецепторы ощущают холод, жару, боль, прикосновения и давление. Полученная информация по нервной системе поступает в мозг для обработки.(см. слайд 9)

  А вот какую роль играет кожа в жизни человека прочитайте.

  И так поведем итог какие органы чувств мы открыли?

 

Как вы думаете, благодаря чему человек может чувствовать вкус, запах, распознавать предметы на ощупь, слышать?

  Все сигналы по нервным окончаниям поступают в головной мозг.

  Слайд 10 приложение 1.

  Почему так говорят ученные?

  Что такое мозг? За что он отвечает?

Кожа

Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.

Читают учебник стр. 135, 2 абзац.

Кожа может «рассказать» человеку о том, что его окружает.

Орган слуха, орган обоняния, орган вкуса, орган осязания, орган зрения.

Нервным окончанием

Потому что все сигналы от органов чувств поступают в мозг.

Головной  мозг отвечает за мысли и чувства, он похож на компьютер – принимает информацию, звуки, запахи, изображения; распознает и

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

 

  Слайд 11 приложение 1.

  Мозг состоит из центров, которые отвечают за тот или иной орган.

  Какой орган управляет всеми органами чувств?

  Все органы чувств действуют совместно. Они помогают и дополняют друг друга. Все органы чувств имеют память. Например: Вкус яблока никто не спутает со вкусом огурца.

  1. Итог

  Вернемся к цели урока слайд

  Достигли мы цели урок?

  Какие органы чувств есть у человека?

  Как человек получает информацию?

  Что помогает каждому органу?

  Какую роль в жизни человека имеют органы чувств?

  Какой орган управляет всеми органами чувств?

  На сегодняшнем уроке мы мало говорили о гигиене, поэтому вопросу поработайте дома.

  Рефлексия:

  О чем было интересно узнать?

  Что понравилось больше всего?

  На столах у вас лежат солнышко,

запоминает их.

Мозг

Помогают воспринимать окружающий мир.

  Мозг.

Приложение 2

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

тучка, зонтик. Поднимите ту картинку какое у вас сейчас настроение.

  Наш класс осветился солнечными лучами. Значит настроение у вас хорошее и наш урок удался.

  Оценивание.

  Домашнее задание.

 

стр.132-135 читать, работа в группах.

Список используемой литературы

  1. Рыбьяков О.В. Информационные технологии на уроках в начальной школе – Волгоград: Учитель, 2008 – 223 с.
  2. Ожигов С.И. «Толковый словарь»
  3. Терешина Л.В., Корбакова И.Н. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1-4 классы – Волгоград: Учитель, 2008 – 118 с.

Приложения

Приложение 2

Уши - орган слуха.

Что полезно?                                                       Что вредно?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Нос – орган обоняния.

Что полезно?                                                       Что вредно?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

Продолжение приложения 2

Язык - орган вкуса.

Что полезно?                                                       Что вредно?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Глаза - орган зрения.

Что полезно?                                                       Что вредно?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

Продолжение приложения 2

Кожа – орган осязания

Что полезно?                                                       Что вредно?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

__________________________________________________________

1. Людям какой профессии нужно острое чувство обоняния?

2. Людям какой профессии нужно острое чувство вкуса?

3. Людям какой профессии нужно острое чувство слуха?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока «Органы чувств» Цель урока: Выявить, какие органы чувств есть у человека и как при их помощи человек получает информацию об окружающем мире.

Слайд 2

Органы чувств человека Глаза Уши Нос Язык Кожа

Слайд 3

Уши - орган слуха

Слайд 4

Нос - орган обоняния

Слайд 5

Язык - орган вкуса Горькое .. Кислое Солёное . Сладкое

Слайд 6

Глаза - орган зрения

Слайд 7

Что это?

Слайд 8

Кожа – орган осязания

Слайд 9

Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!!! Как же это понять?

Слайд 10

Мозг За орган зрения отвечает затылочная часть головного мозга За орган слуха отвечает височная часть головного мозга За органы обоняния, осязания, вкуса отвечает средняя часть головного мозга

Слайд 11

Тема урока «Органы чувств» Цель урока: Выявить, какие органы чувств есть у человека и как при их помощи человек получает информацию об окружающем мире.



Предварительный просмотр:

Описание методической разработки учителя начальных классов МОУ «СОШ №31» г. Череповца Л.В. Черняковой

  1. Урок по теме «Органы чувств. Мозг».
  2. Данный урок проводится в 3 классе в разделе «Мы и наше здоровье» второй урок (УМК «Мир вокруг нас» автор А.А. Плешаков).
  3. Окружающий мир.
  4. Уровень образования обучающихся: начальные классы класс 3.
  5. Форма учебной работы классно-урочная.
  6. Полное описание разработки:

1. приобретаемые навыки детей: обучающиеся учатся работать с научным текстом и выделять главное, совершенствуется умение работать в парах.

2. особенности роли учителя: учитель ставит перед детьми проблемные вопросы, проводит опыты, организует работу по учебнику и печатной тетради, добивается от детей выводов по теме.

3. технологические особенности: перед проведением урока необходимо приготовить: персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, предметы для опытов: мяч, 3 стакана с водой (простая, сладкая, солёная), духи, музыкальная шкатулка, вата. Необходимо распечатать на листе бумаги , задание на карточках для проверки домашнего задания, задания на карточках для последующего домашнего задания. Для работы на уроке понадобится учебник и печатная тетрадь по данному предмету.

4. организация работы: в начале урока после организационного момента проводится актуализация знаний. Работа по новой теме проходит в форме проведения опытов, в результате которых ученики делают первоначальные выводы, подтверждая или опровергая их, прочитав учебные статьи в учебнике. В конце урока учитель добивается от учеников, чтобы они самостоятельно сделали выводы по теме. Перед записью домашнего задания и оцениванием проводится рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки во II классе. Тема урока: Отражение мира чувств человека в искусстве.

II класс. Тема урока: Отражение мира чувств человека в искусстве.Тип урока: урок-обучение.Цель:  Сосредоточить внимание учеников на взаимосвязи разных видов искусства.Задачи:   Раз...

Урок- проект « Мир чувств и эмоций» по окружающему миру в 4 классе по УМК «Начальная школа ХХІ века»

Представленная разработка урока является итогом проекта « Мир чувств и эмоций»  по окружающему миру в 4 классе по УМК «Начальная школа ХХІ века»Цель: Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувст...

Урок -исследование "Органы чувств человека" ОС "Школа 2100"

Прописаны цель, задачи в соответствии с ФГОС, план взаимодействия с учащимися, приложены инструкционные карты для исследования каждого органа чувств в процессе групповой работы, памятка по распределен...

Урок литературного чтения "Чувства лирического героя и способы их передачи в стихотворении А.С.Пушкина "Няне", 3 класс

Публикация на Образовательном портале города Мурманска http://www.edu.murmansk.ru/www/no/ped_master/tkachenko1.htm...

Урок по теме "Чувства человека"

Научиться классифицировать чувства; видеть чувства человека в произведениях живописи и в поэзии....

урок Многогранный мир чувств

формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания....

Урок – кейс “Ограны чувств”

Кейс-метод - эфективный метод повышения качества образования школьников в условиях ФГОС. Применение этой технологии на уроках позволяет сформировать у детей высокую мотивацию к учеб...