урок Многогранный мир чувств
методическая разработка по окружающему миру на тему

формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir_v_4_klasse.doc353 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

РАЗДЕЛ I. КАК РАБОТАЕТ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Тема: Многогранный мир чувств

Цели:

 –  формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания.

Оборудование: иллюстрации с изображением строения органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания; различные предметы (лимон, лук, мяч, кубик, цветные карандаши, камертон и т.п.), фитолампа.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

4  3

Обсуждение творческих вопросов прошлого урока

– Прочитайте диалог на с. 46.

– Какие мнения высказывают наши герои? Какой у вас возникает вопрос?

Рассмотрите рисунок вверху слева.

– Сколько же на самом деле у человека органов чувств? Как они помогают нам воспринимать мир, если их так много?

Прежде чем ответить на проблемный вопрос, надо выяснить с учениками, что они уже знают.

– Когда зрения бывает недостаточно для представления о предмете?

– Сколько органов чувств у человека? Назовите их.

– Какие органы чувств у человека отсутствуют?

– Сядьте поудобнее, возьмите в руки комочек ваты, закройте глаза. (Учитель включает приятную музыку с голосами птиц, зажигает фитолампу, даёт детям время на восприятие ощущений.)

– А теперь давайте обсудим, что почувствовали, что представили.

Отвечают на вопросы.

– Можете определить тему сегодняшнего урока?

 «Многогранный мир чувств».

Давайте составим план работы на основе этих вопросов.

План.  3

Учитель вместе с детьми составляет план урока.

– Что мы сейчас с вами делали? (Планировали нашу деятельность.)

 Какое умение формировали?

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

4  3  7  2  3  3  2

Работа в рабочей тетради.

– Выполните задание 6 на с. 20 в рабочей тетради. Почему с некоторыми словами возникли трудности? (Эти слова мы можем применять при описании наших ощущений разными органами чувств, ведь мир такой разный.)

– Как же мы воспринимаем окружающий нас мир? (Мы воспринимаем мир целостным, не разделяя на отдельные восприятия.)

Показ различных предметов и определение органа чувств, который помогает их опознать.

– Работаем в группах. Представьте, что вы специалисты, изучающие органы чувств. Вы проводите исследование по плану:

1) название органа чувств;

2) как он устроен;

3) что воспринимает.

Выполнение заданий: орган слуха – задание на с. 47 учебника, орган равновесия – задание 2 в рабочей тетради; орган обоняния – задание на с. 47 учебника; орган вкуса – задание на с. 48 учебника; орган осязания – задание 5 в рабочей тетради.

Делятся на 5 групп. Каждая группа по окончании работы представляет результаты своего исследования.

– Почему мозг не путает сигналы от разных органов чувств?

– Каждый сигнал идёт в определённую область мозга. Мы говорили, что большие полушария мозга помогают нам запоминать, сравнивать, обобщать,

связывать в единое целое, устанавливать причины.

Задание 1 в рабочей тетради. Выполняют задание.

2. Игра «Путаница».

1. «Может ли ухо воспринимать свет, а глаз – звук?»

2. «Что было бы, если бы у нас не было органа слуха?» (далее по цепочке).

Играют в одну из игр.

– Как мы ответим на вопрос урока?

– Мы воспринимаем мир всеми органами чувств сразу, а наш мозг обрабатывает эту информацию и составляет единое впечатление о мире.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

– Что мы сейчас делали?

– Какие умения формировали?

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

  1. 1  2  3  1

1. Работа в учебнике. 

Вопросы на с. 45.

2. Работа в рабочей тетради.

Задания из рабочей тетради на выбор.

Выполняют задания.

3. Проверочная работа № 6.

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ТОУУ

ΙV. Домашнее задание.

Читать учебник (тема 11). Подобрать слова, имеющие отношение к разным органам чувств.

V. Итог урока.

4

– Почему мир чувств так многогранен?

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научились?

– Кто с ней справлялся легко?

– Кому пока было трудновато?

– Кто или что вам помогло справиться?

– Кто доволен сегодня своей работой?

– Кто хотел бы что-нибудь исправить? Что? Что для этого нужно сделать?

– Какую бы отметку вы себе поставили?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающий мир "Многогранный мир чувств"

Конспект урока и презентация к уроку окружающего мира в 4 классе по программе "Школа 2100". Тема урока "Многогранный мир чувств"...

«МНОГОГРАННЫЙ МИР ЧУВСТВ» урок окружающего мира, 4 класс, школа 2100

Данный урок разработан  в  соответсвии с  требованиями  ФГОС....

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...

Урок по окружающему миру на тему Многогранный мир чувств 4 класс

Многогранный мир чувств (урок по окружающему миру, 4  класс)Выполнил: учитель начальных    классов МБОУ СОШ № 6 с уиоп, г.Подольск, мкр.Климовск...

Окружающий мир, урок-кейс "Многогранный мир чувств"

Окружающий мир, урок-кейс "Многогранный мир чувств"...

План – конспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Многогранный мир чувств.

Тип урока: комбинированный, урок-исследование.Цель:1) Обучающая:-формировать у учащихся новые понятия об органах чувств, о строении и роли органов слуха, равновесия, обоняния, вкуса и осязания, ...