Урок- проект « Мир чувств и эмоций» по окружающему миру в 4 классе по УМК «Начальная школа ХХІ века»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Представленная разработка урока является итогом проекта « Мир чувств и эмоций» по окружающему миру в 4 классе по УМК «Начальная школа ХХІ века»
Цель: Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувств и эмоций». Формирование навыков культурного поведения и управления своими эмоциями и чувствами. Воспитание бережного отношения к чувствам окружающих людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-proekt_mir_chuvstv_i_emociy_po_okruzhayushchemu_miru_v_4_klasse_isaeva_n._i.docx | 42.61 КБ |
Предварительный просмотр:
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Балаково
Аннотация
Представленная разработка урока является итогом проекта « Мир чувств и эмоций» по окружающему миру в 4 классе по УМК «Начальная школа ХХІ века»
В ходе работы развивались
Познавательные универсальные учебные действия учащихся:
- Формирование проектных и исследовательских действий.
- Формирование умений проводить теоретическое исследование.
- Умение выдвигать гипотезу и доказывать ее.
- Умение формирования замыслов будущих исследований и проектов.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- Формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- Общение и взаимодействие
- Работа в группе (совместно-творческая деятельность).
- Организация и планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.
- Публичные выступления.
Урок-проект по окружающему миру в 4 классе
Тема: «Мир чувств и эмоций»
Цель: Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувств и эмоций». Формирование навыков культурного поведения и управления своими эмоциями и чувствами. Воспитание бережного отношения к чувствам окружающих людей.
Оформление: Плакаты о чувствах и эмоциях, презентации учащихся, рисунки учащихся, запись песни Ю.Энтина «Улыбка», запись песни Ю.Антонова «От печали до радости»
Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник «Окружающий мир 4 класс» Н.В.Виноградова, тетрадь «Рабочая тетрадь «Окружающий мир №1»
Предварительная работа: подготовка презентации учеников, творческих работ, анкетирование
План проведения урока-проекта
1. Вступительное слово классного руководителя.
2. Высказывания известных людей о чувствах и эмоциях
3. Немного интересных фактов о чувствах и эмоциях
4. Постановка темы и целей урока
Исследовательский этап
5. Выступление группы «Исследователи»
Выступление учащегося с презентацией
«Что отличает человека от машины-робота?»
Выступление учащегося с презентацией «Почему человек смеётся?»
6.Выступление группы «Биологи»
Выступление учащегося с презентацией «Есть ли эмоции у животных?»
Выступление учащегося с презентацией
«Реагируют ли растения на эмоции человека?»
7.Выступление группы «Искусствоведы»
Выступление учащегося с презентацией «Мир чувств и эмоций в искусстве»
Физминутка
Творческий этап
8.Выступление группы «Историки» с сообщением «Чувства и эмоции в мифах Древней Греции»
9.Выступление группы «Литераторы» Чтение пословиц и поговорок о чувствах и эмоциях
10.Выступление группы «Художники» выставка работ на тему «Фразеологизмы о чувствах и эмоциях»
Круглый стол «Почему у меня плохое настроение?»
11. Беседа «К чему приводит проявление негативных эмоций: или как поднять себе настроение?»
Физминутка
Практический этап
12. Работа в тетради «Окружающий мир №1» стр. 19-20 №53-55
Аналитический этап
13. Анализ предварительно проведенной анкеты
Выводы
14.Рефлексия
15.Домашнее задание
I. Мотивация на изучение нового материала.
Создание учителем в начале урока положительного настроя на работу.
Звучит запись песни Ю.Антонова «От печали до радости»
2.Высказывания известных людей о чувствах и эмоциях (слайд 4)
Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным. Лукреций.
Сочувствуя, мы переходим в душевное состояние другого человека. Смайлс С.
Самое неприятное чувство — это чувство собственного бессилия. Карлейль Т.
Человеку необходимо изведать сильные чувства, чтобы в нем развились благородные. Бальзак О.
Если человек никогда не владеет своими чувствами, он должен владеть своими выражениями. Аристотель
Все страсти хороши, когда мы владеем ими; все – дурны, когда мы им подчиняемся. Ж.Ж. Руссо
Человек, оказавшийся в плену своих чувств, свободным быть не может. Пифагор
3. Актуализация субъектного опыта учащихся. (слайд 5)
-Познакомимся с интересными фактами. (рассказывают подготовленные ученики)
- Одна минута здорового смеха обеспечивает расслабление организма на последующие 45минут, а продолжительный смех дает организму физическую нагрузку, сопоставимую с 10минутами занятий на тренажере!
- Для каждого человека длительность непрерывного смеха строго индивидуальна. История сохранила факты, когда смех в течении даже 2 минут приводил к смерти человека.
- По подсчетам экспертов, женщины проливают слезы 30-64 раза в год, в то время как мужчины – не более 17. Активный, от всей души плач в течение 15 минут способен снять напряжение, накопившееся за целый год.
- Страхи обнаруживаются у каждого третьего жителя нашей планеты. Если сложить все страхи «нормального человека», то мы получим силу тревоги, измеряемую в тысячах ампер!
- Если кричать в течение 8 лет, 7 месяцев и 6 дней, то можно выработать достаточно энергии для разогрева одной чашки кофе.
- Мы улыбаемся первый раз между 30-м и 45-м днем жизни, самое позднее — в три месяца.
-Как вы думаете, зачем человеку чувства и эмоции? (ответы учащихся)
4.Формулировка учащимися темы урока с помощью эпиграфа.
Кто властвовать желает над собой, тот должен чувства сдерживать порой. Д. Чосер
-Сформулируйте тему урока. (Мир чувств и эмоций)
-Давайте поставим задачи на сегодняшний урок (высказывания учащихся) (слайд 8)
- Изучить, когда и какие чувства может испытывать человек и почему это происходит;
- Описать факторы, влияющие на ухудшение эмоционального состояния человека;
- Рассказать о способах улучшения настроения человека;
- Показать значимость проблемы управления своими эмоциями и чувствами;
- Обсудить вопрос бережного отношения к чувствам окружающих людей.
Ученики выдвигают гипотезу- зная причины проявления негативных эмоций и чувств, можно научиться контролировать свои чувства и эмоции (слайд 9)
-Чтобы узнать, когда и какие чувства может испытывать человек и почему это происходит, нам предстоит ответить на вопросы: (слайд 10)
- Чем человек отличается от робота?
- Почему человек смеётся?
- Есть ли эмоции у животных?
- Могут ли растения реагировать на эмоции человека?
- Как люди выражают свои чувства в искусстве?
-Для этого мы: (слайд 11,12)
- Сформировали группы
Исследователи
Биологи
Искусствоведы
Историки
Литераторы
Художники
- Составили план работы группы
- Нашли необходимую информацию
- Провели исследование
- Сделали выводы
-И теперь каждая группа готова представить результаты работы.
5. Выступление группы «Исследователи» (слайд 13)
Выступление учащегося со своей презентацией «Что отличает человека от машины-робота?»
Выступление учащегося со своей презентацией «Почему человек смеётся?»
6.Выступление группы «Биологи» (слайд 14)
Выступление учащегося со своей презентацией «Есть ли эмоции у животных?»
Выступление учащегося со своей презентацией «Реагируют ли растения на эмоции человека?»
7.Выступление группы «Искусствоведы» (слайд 15)
Выступление учащегося со своей презентацией «Мир чувств и эмоций в искусстве»
ФИЗМИНУТКА
8.Выступление группы «Историки» с сообщением «Чувства и эмоции в мифах Древней Греции» (слайд 16)
9.Выступление группы «Литераторы» Чтение пословиц и поговорок о чувствах и эмоциях(слайд 17)
- Пословицы о печали и грусти
- Пословицы об испуге и страхе
- Пословицы о счастье и веселье
- Пословицы о любви, нежности и доброте
10.Выступление группы «Художники» выставка работ на тему «Фразеологизмы о чувствах и эмоциях» (слайд 18-23)
-А теперь я приглашаю вас посетить выставку, которую подготовила нам группа «Художники»
-Внимательно рассмотрите рисунки. Узнайте фразеологизм. Дайте ему толкование.
Сорваться с цепи- стать злым
Лезть в бутылку- раздражаться, возмущаться
Залиться краской- испытывать стыд
Как в воду опущенный- сделаться расстроенным
Закипает кровь- нервничать, злиться
Повесить нос- огорчиться
Душа ушла в пятки- испытывать страх, испуг
Глаза на лоб лезут- удивиться
Волосы встали дыбом- испугаться
Надувать губы- обижаться
11. Беседа «К чему приводит проявление негативных эмоций: или как поднять себе настроение?» (слайд 24-26)
-Ребята, все вы, конечно, не раз испытывали плохое настроение. Почему это происходит? (ответы учащихся)
-Сделаем вывод. На плохое настроение влияет:
- Повышенный уровень шума и света
- Ухудшение экологической обстановки
- Неправильное питание
- Употребление большого количества лекарств
- Малоподвижный образ жизни
- Неправильный режима дня
- Плохой сон
- Вредные привычки
- Плохая успеваемость
-Как вы думаете, к чему приводит проявление негативных эмоций? (ответы учащихся)
- Если человек грустит, скучает- он часто болеет, быстро устает, может впасть в депрессию
- Если человек завидует другому человеку- он может начать ненавидеть всех и потерять друзей
- Если человек часто испытывает тревогу- у него может нарушиться сон, аппетит, режим дня
- Если человек часто испытывает страх- у него могут возникнуть фобии
- Если человек раздражен, несдержан- он может вступить в конфликт, затеять ссору
- Если человек озлоблен- он может спровоцировать драку и хулиганство
(Чтение подготовленным учащимся стихотворения)
***
Не может человек прожить без чувства,
Ведь это ценность для его души,
Но если чувства нет, в душе той пусто,
И нет в ней ни тепла, ни доброты.
Лишь добрыми словами боль отводят, -
А тёплые слова для всех важны,
Отзывчивость, как помощь, к нам приходит,
Благие чувства - лекари души.
Мы - разные, но Богом мы хранимы,
У каждого свой Ангел и судьба,
Обидчивы бываем и ранимы
От грубых слов, от зависти и зла.
Случается, что чувства пропадают,
Душа пуста, и только боль утрат...
От добрых слов все чувства оживают,
Боль затихает - снова жизни рад!
-Ребята, что мы можем сделать, чтобы поднять себе настроение? (ответы учащихся)
- Вспомни что-то приятное
- Посмотри забавный фильм
- Почитай юмористическое произведение
- Рассмеши себя у зеркала
- Сходить на прогулку
- Пообщайся с другом
- Поиграть в интересную игру
- Заведи домашнее животное
- Начни выращивать растения
- Послушай любимую музыку
- Займись спортом
-Почему нужно бережно относиться к чувствам окружающих людей? (ответы учащихся)
(Чтение подготовленными учащимися стихотворений)
***
Как больно получать обиды не заслуженно.
Порой от самых близких и родных.
Обиды — как ужасные пощечины.
В душе оставят боль, обиду, страх.
И ты поймёшь вдруг ясно и отчётливо
Что позабыть не сможешь их никак.
Что всё, что было с болью пройдено
В дороге жизни сложной, не простой.
На дно души как камни будет сложено
И веки вечные останется с тобой
Теплые слова... Они нужны!
Для каждого из нас необходимы.
Они прекрасны, чувственны, важны,
Звучат по-разному всегда, неповторимо.
***
Теплые слова... В них столько силы!
Могучим делают они наш дух.
Чтоб в мире не было все тускло и уныло,
Мы произносим молча их и вслух.
Теплые слова... согреют сердце,
Растопят лед, оставшийся с зимы.
И в их лучах так хочется согреться,
Как будто в днях весенней кутерьмы.
Теплые слова... Без вас мы тени.
Нет ярких красок, солнца тоже нет.
А хочется желанных впечатлений,
Чтобы в душе горел от счастья свет.
Теплые слова... Вы не скупитесь
Их говорить друг другу... невзначай.
В любимые глаза сейчас вглядитесь -
От теплых слов сверкают два луча!
ФИЗМИНУТКА
12. Работа в тетради «Окружающий мир №1» стр 19-20 №53-55 (слайд 27-30)
-А теперь я предлагаю поработать в тетради и выполнить интересные задания.
- Запиши положительные эмоции, противоположные перечисленным
ненависть- любовь
зависть- восторг
гнев- ликование
печаль- радость
- Напиши, какие чувства испытывают герои сказок А.С.Пушкина. Объясни, какие слова в тексте помогают нам понять это.
* * *
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?..
Грусть-тоска меня съедает-
Диво б дивное хотел
Перенесть я в свой удел... _______________________
* * *
В кухне злится повариха,
Плачет у станка ткачиха,
И завидуют оне
Государевой жене... ________________________
* * *
И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней... ___________________
- Раскрась круги- передай эмоциональное состояние человека
1)плачет 2) пугается 3) болеет 4) подрался
5) получил пятерку 6) победил в соревновании
7) потерял деньги 8) встретил друга
(Чтение подготовленного учащегося стихотворения)
***
Имеют ли чувства какой-нибудь цвет,
Когда они в душах кипят и зреют?
Не знаю, смешно это или нет,
Но часто мне кажется, что имеют.
Когда засмеются в душе подчас
Трели, по-вешнему соловьиные,
От дружеской встречи, улыбок, фраз,
То чувства, наверно, пылают в нас
Небесного цвета: синие-синие.
А если вдруг ревность сощурит взгляд
Иль гнев опалит грозовым рассветом,
То чувства, наверное, в нас горят
Цветом пожара - багряным цветом.
Когда ж захлестнет тебя вдруг тоска,
Да так, что вздохнуть невозможно даже,
Тоска эта будет, как дым, горька,
А цветом темная, словно сажа.
Если же сердце хмельным-хмельно,
Счастье, какое ж оно, какое?
Мне кажется, счастье как луч. Оно
Жаркое, солнечно-золотое!
Назвать даже попросту не берусь
Все их - от ласки до горьких встрясок.
Наверное, сколько на свете чувств,
Столько цветов на земле и красок.
Эдуард Асадов
13. Анализ предварительно проведенной анкеты (слайд 31)
-Перед уроком мы провели анкету, ответили на следующие вопросы:
- Считаешь ли ты день удачным, если у тебя плохое настроение?
- Бывает ли тебе стыдно, если ты совершил некрасивый поступок?
- Чувствуешь ли ты облегчение на душе, признав свою вину?
- Завидуешь ли ты хорошей отметке друга?
- Можешь ли ты долго обижаться на других?
- Боишься ли ты оказаться в нелепой ситуации?
- Можешь ли ты сдерживать свои чувства?
-И получили такие результаты (слайд 32)
-Что же мы решим? Какой вывод из всей проделанной работы мы сделаем? (слайд 33)
Вывод: Нужно воспитывать в себе качества волевого и сильного человека, чтобы уметь контролировать и управлять своими эмоциями и чувствами и ценить чувства других.
(чтение учителем стихотворения)
***
У каждого из нас всегда с собой
Два ангела, невидимые глазу.
Есть справа ангел добрый,
Слева-злой,
Порой по их мы действуем указу.
Бывает, с добрым сердцем человек,
Он любит всех, не мыслит дело злое.
Но черный ангел слева вводит в грех
И дело доброе становится бедою…
Тут совесть мучает и капает слеза-
Ну, как же можно было это сделать?
И смотрит понимающе в глаза
Такому человеку ангел белый.
Ведь черного ему не победить,
Борьба добра со злом пребудет вечно,
Лишь совесть нашу может пробудить,
Остановить, когда мы бессердечны.
Два ангела незримо за спиной,
Мы каждого из них способны слушать.
Но что бы в жизни ни было порой,
Пусть белый ангел охраняет душу!
14.Рефлексия (слайд 34)
-Что интересного из сегодняшнего урока расскажите другу или родителям?
-Какое у вас сейчас настроение?
-Оцените свою работу на уроке смайликом.
15. Домашнее задание (слайд 35)
по выбору
- Перечитать статью учебника стр. 44-45. Составить памятку «Учитесь властвовать собой!»
- Подобрать фотографии и рисунки, которые рассказывают о разных чувствах. Сделать коллаж «Мир чувств и эмоций»
- Написать творческое сочинение «Какой у мамы смех?»
Звучит запись песни Ю.Энтина «Улыбка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс по программе "Начальная школа XXI века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века" под редакцией Н.Ф.Виноградовой....
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Начальная школа 21 века".
Планирование составлено на 68 часов в год ( 2 часа в неделю )....
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. Система учебников "Начальная школа XXI века"
Рабочая программа составлена в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО...
Тест по окружающему миру 2 класс по программе Начальная школа 21 века
Этот тест создан по программе Начальная школа 21 века.Тема -Звезды и планеты...
Итоговый тест по окружающему миру 3 класс по программе "Начальная школа XXI века".
Тест используется в качестве материала для промежуточной аттестации учащихся 3 класса по окружающему миру по программе "Начальная школа XXI века". Тест предполагает выбор одного из четырех вариантов о...
Жизнь птиц. Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по программе "Начальная школа 21 века"
Жизнь птиц. Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по программе "Начальная школа 21 века"...