Урок -исследование "Органы чувств человека" ОС "Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Володина Татьяна Валентиновна

Прописаны цель, задачи в соответствии с ФГОС, план взаимодействия с учащимися, приложены инструкционные карты для исследования каждого органа чувств в процессе групповой работы, памятка по распределению ролей в группе, лист самооценки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_issledovanie_organy_chuvstv_4_kl.docx40.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                   Урок-исследование по окружающему миру «Органы чувств человека».

Программа «Школа 2100», 4 класс, МБОУ СОШ №15

Учитель: Володина Татьяна Валентиновна

Тема урока: Окна в окружающий мир

(Учебник «Окружающий мир»  А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов)

Цель урока:

формирование образовательных компетенций: информационных, коммуникативных, рефлексивных учащимися 4класса в предметной области окружающий мир по теме:«Окна в окружающий мир».

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • формирование уважения к иному мнению;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметныхрезультатов обучения:

(регулятивные УУД)

- формирование  умения принимать и сохранять учебные задачи;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

(познавательные УУД)

-   формирование умения работать с информацией: использовать различные способы поиска информации; работать с несколькими источниками информации (учебником, планом, иллюстрациями, статьями);

- развитие операционного мышления;

(коммуникативные УУД)

-формирование умения слушать и слышать;

-формирование умения ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать ее;

-формирование умения работать в группах, распределять роли и функции совместной деятельности; выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

-формирование умения работать в подготовленной среде, осуществлять выбордополнительнойинформации, форм презентации;

-формирование умения связно выражать свои мысли, готовить полные речевые высказывания.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

-закрепление знаний об органах чувств человека

- формирование умений: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, инструкции и правила при проведении экспериментов; делать выводы на основании полученных результатов; использовать при выполнении задания материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания.

-формирование в ходе работы ценностного отношения к органам чувств;

- подготовкана основании опытов сообщения об органе чувств.

- формирование умения описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.

-развитие познавательного интереса к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работ

Оборудование:

1. Лабораторное:

2. Интерактивное: интерактивная доска, ноутбук.

3. Инструкционные карты: памятки распределения ролей , листы А3для каждой группы, индивидуальные карточки «Я узнал о том, что…» и листы самооценки, , картинки, иллюстрации, карточки с названиями органов чувств для игры «Разведчики».

 

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Этапы урока 

Эмоциональное начало урока.

Актуализация знаний учащихся через  загадки на интерактивной доске.

Выход на тему  урока после чтения вступительного слова

Целеполагание, планирование деятельности.

Постановка проблемы.

-Планирование деятельности.

Исследование, работа в статичных  группах.

Осуществление исследовательской деятельности. Самостоятельная работа учащихся. Оформление результатов и подготовка презентации.

Презентация результатов исследования.

Первичное закрепление материала

Постановка проблемы к следующему уроку.

Подведение итогов.

Оценивание эмоциональной сферы учащихся

Деятельность учителя 

Организует эмоциональный настрой учащихся на работу .

Открывает на интерактивной доске задания из программы «Уроки Кирилла и Мефодия» (загадки).

Выдаёт карточки с названиями  для игры «Разведчики»

Открывает на интерактивной доске задания

Предлагает  предположить, что будет происходить на уроке, цели и задачи, план действий.

- Что мы должны узнать во время исследования об органах чувств?

-Где мы найдём подсказку как исследовать органы чувств?

Заранее раздаёт каждому ученику карточки с номерами.

Сообщает каждой группе об объекте исследования.

Учитель  в  качестве   эксперта  наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Мотивирует учащихся, создаёт ситуацию успеха. При необходимости консультирует учащихся  по вопросам подготовки презентации.

Учитель организует презентацию результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, давая возможность группам оценить свою работу, подводит итоги работы каждой группы.

Учитель проводит блиц-опрос для групп,

Мотивирует учащихся на дальнейшее изучение через  мини-опрос «Я узнал о том, что…»

Предлагает заполнить листы самооценки каждому учащемуся.

Предлагает проиллюстрировать наглядно эмоциональный настрой от урока Спрашивает учащихся об их впечатлениях от урока.

Деятельность учащихся 

Хоровое проговаривание, внутренний настрой на урок.

Отгадывают загадки.

.(игра «Разведчики»)

Распределяют их в 5 групп

Дети читают, высказывают предположения о теме урока «Исследование органов чувств человека»..

Высказывают предположения о задачах урока. Совместно составляют план работы..

Делятся на группы в соответствии с номером на карточке.

Распределяют роли в группе; планируют свою деятельность; выбирают форму и способ презентации предполагаемого результата.

Учащиеся работают над исследованием: осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ информации с использованием различных источников;

самостоятельно выполняют опыты, консультируясь по мере необходимости с учителем и товарищами по группе.  

Оформляют отчёт.

Презентуют результаты исследования. Дают оценку деятельности своей группы (Соответствует ли их выступление плану?Довольны ли своей работой?).

Отвечают на вопросы блиц -опроса (встают всей группой, если узнали свой орган чувств). Весь класс контролирует правильность ответа группы.

Отвечают на вопросы в таблице и делают вывод: о том, что ораны чувств надо беречь, на уроках ещё не говорили. Это и будет темой следующего урока.

Заполняют листы самооценки, где оценивают свою работу и работу группы в целом.

Выбирают круги по цвету настроения  и наклеивают их на 1 лист. Делятся своими впечатлениями от урока: что понравилось, что не понравилось…

Материалы  оборудование

Интерактивная доска, ноутбук, диск с программой «Уроки Кирилла и Мефодия. Окр. мир. 4 класс»

Карточки с названиями органов чувств и действий человека

На доске план:

Строение и функции органа

Это интересно

Памятка по сохранению органа чувств

Листы распределения ролей для каждой группы.

Картинки с изображением разных органов чувств, подборка литературы, ножницы, клей, лист А3.

Карточки с заданиями мини-опроса «Я узнал о том, что…»

Листы самооценки.

Вырезанные из цветной бумаги круги и лист А4.

Результаты: формируемые УУД 

личностные

(самоопределение)

Коммуникативные (умение осуществлять выбор необходимой информации) познавательные (умение работать с интерактивной доской)

Коммуникативные(умение работать в группах сменного состава, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле)

коммуникативные познавательные (умение работать с интерактивной доской и ноутбуком

регулятивные (целеполагание, прогнозирование),

познавательные (умение работать с учебником)

регулятивные (целеполагание, планирование, алгоритмизация действий)

Коммуникативные: (инициативное сотрудничество:умение работать в  группе – распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле)

Познавательные (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, практические действия, умение работать с несколькими источниками информации: учебниками, текстами и иллюстрациями).

Личностные(развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы)

коммуникативные (полные ответы уч-ся, готовые речевые высказывания, использование средств языка и речи для получения и передачи информации)

Личностные(развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы)

коммуникативные

(самовыражение: монологические высказывания разного типа)

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка).

коммуникативные

(самовыражение: монологические высказывания разного типа)

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка).

Памятка. Распределение ролей.

  1. Руководитель (чтец)

Читает задания, памятки, следит за процессом выполнения заданий, помогает секретарю в составлении отчёта.

  1. Исследователь.

Выполняет все исследования, указанные в плане, который читает руководитель.

Если надо, демонстрирует результаты во время выступления докладчика.

  1. Докладчик 1

Выступает с отчётом о работе группы. Сообщает все результаты исследования.

До выступления помогает участникам группы добывать информацию к выступлению. Ищет необходимое в учебнике или вспоминает. Читает составленный текст о строении глаза

  1. Докладчик 2  Читае т интересную информацию
  2. Докладчик 3  Читает памятку «Берегите______»

  1. Художник - оформитель.

Придумывает, как оформить отчёт о проделанной работе. Готовит презентацию: рисует, выполняет аппликацию и т. п. Во время выступления докладчика показывает всем лист с презентацией.

Лист самооценки

(Варианты ответов: очень, да, не очень, нет)

Фамилия,

имя

Роль в группе

Доволен ли ты своей работой?

Доволен ли ты работой группы в целом?

Удалось ли группе провести исследование?

Смогла ли группа записать результаты исследования?

Доволен ли ты отчётным выступлением группы?

Какую отметку ты поставишь своей работе?

Какую отметку ты поставишь за работу всей группы?

Твоё настроение

Инструкционная карта для группы исследователей глаза

  1. Проведите исследование

- почитайте текст сильно приблизив его к глазам, удалив от глаз.

Сделайте вывод на каком расстоянии глазу легче всего воспринимать информацию

- 15 см

- 30 см

- 60 см

Сделайте вывод ___________________

  1. Вспомните строение глаза

Подпишите части органа зрения, сходные  с деталями фотоаппарата (тетрадь с. 18)

  1. Посмотрите на предмет правым глазом, левым глазом. Одинаковое изображение или разное ?

Сделайте вывод__________________________________

  1. Пользуясь учебником, справочной литературой составьте сообщение о глазах

Глаз – орган _______________. С его помощью человек определяет _________________________предметов.

Шарообразная тёмная камера __________________.

На её задней стенке находится__________________ .

Впереди глаз защищён ___________________________.

Под роговицей  цветная__________________________.

Она регулирует отверстие для проникновения света___________.

В темноте он ____________ ,а на свету___________________.

За зрачком расположении похожий на линзу_________________.

Через него проходят лучи, достигают ___________, которая посылает сигнал

К___________________________ и мы получаем представление о предмете.

Глаз нуждается в защите. От пыли и пота его спасают________________________

  1. В дополнительной литературе найдите  интересные сведения о глазе

  1. Составьте памятку «Берегите зрение»
  2. На листе – плакате поместите

- рисунок глаза

- сведения о строении глаза

- интересную информацию о глазах

- памятку «Берегите зрение»

  1. Подготовьте выступление

Исследователь       Мы исследовали орган зрения- глаз.

                                 Провели опыты …..и сделали выводы.

Докладчик 1   Читает составленный текст о строении глаза

Докладчик 2  Читае т интересную информацию о глазах

Докладчик3   Читает памятку«Берегите зрение»

Художник показывает получившийся плакат.

Руководитель даёт оценку выступлению группы

Инструкционная карта для группы исследователей  кожи

  1. Проведите исследование

Тетрадь с. 19

Вывод:  На руке наибольшей чувствительностью обладают_____________________________

  1. Проведите опыт

Дотрагиваясь до стекла, батареи, кактуса, игрушки, парты, наждачной бумаги,  воды сделай вывод

Вывод: Клетки кожи ощущают   ____________________________________

  1. Кожа состоит из нескольких слоёв ___________________. Изнутри слой клеток всё время  ___________ , а снаружи  ____________________ .Первый слой – наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры.

Второй слой – сама кожа. В ней находятся специальные сальные и потовые железы, кровеносные сосуды и нервы.

Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.

Кожа водонепроницаема, защищает от солнечной радиации.

 Если на какой то участок кожи оказывается давление , образуется _____________. Кожа мягкая и эластичная , чтобы она не теряла своих свойств  её надо ______________ .

В коже расположены _____________железы. Они вырабатывают _____________________ , если они засоряются  пылью с микробами, то образуются  __________________.

Кожа  помогает сохранять постоянную__________________________________ . От перегрева нас предохраняют________________________ . Пот испаряется и тело __________________________.

Чувствительных клеток больше расположено ___________________________.

  1. В дополнительной литературе найдите  интересные сведения о коже

  1. Составьте памятку «Берегите кожу»
  2. На листе – плакате поместите

- рисунок

- сведения о  коже

- интересную информацию о коже

- памятку «Берегите кожу»

  1. Подготовьте выступление.

Исследователь       Мы исследовали орган осязания- .

                                 Провели опыты …..и сделали выводы.

Докладчик 1   Читает составленный текст о строении кожи

Докладчик 2  Читае т интересную информацию

Докладчик3   Читает памятку «Берегите кожу»

Художник показывает получившийся плакат.

Руководитель даёт оценку выступлению группы

Инструкционная карта для группы исследователей  носа

  1. Проведите исследование

Понюхайте разные предметы и составьте таблицу запахов

  • Существует  9  различимых групп запахов:
  • Ароматные
  • Эфирные
  • Душистые
  • Чесночные
  • Горелые
  • Потовые
  • Зловонные

Вывод:

  1. Чувствительные клетки носа определяют ________________ и сообщают об этом в _________.

Так мы различаем ___________.Без обоняния мы не определим______________________________________ .

При насморке ____________________________. На свету обоняние _________, чем в темноте. Обонятельные клетки улавливают запахи, а затем передают их для дальнейшей обработки в мозг.

  1. В дополнительной литературе найдите  интересные сведения об обонянии

  1. Составьте памятку «Берегите нос»
  2. На листе – плакате поместите

- рисунок

- сведения о носе

- интересную информацию о обонянии

- памятку «Берегите нос»

  1. Подготовьтевыступление.

Исследователь       Мы исследовали орган - .

                                 Провели опыты …..и сделали выводы.

Докладчик 1   Читает составленный текст о строении

Докладчик 2  Читае т интересную информацию

      Докладчик  3   Читает памятку «Берегите нос»

Художник показывает получившийся плакат.

Руководитель даёт оценку выступлению группы

Инструкционная карта для группы исследователей  языка

  1. Проведите исследование

Пометьте участки языка, которые чувствуют вкус лимона, горчицы, соли, варенья Тетрадь с. 19

  1. Сделайте вывод на какое место надо класть горькую таблетку

Вывод:_____________________

  1. Язык – орган вкуса. Это мышечный орган и находится в ротовой полости человека. Язык снабжён_________________________, которые узнают вещества, попавшие в рот. Несъедобные вещества обычно_____________ на вкус. Оттенков вкуса _____. Но их достаточно, чтобы мы различали разные ________.
  2. В дополнительной литературе найдите  интересные сведения оязыке
  3. Составьте памятку «Берегите язык»
  4. На листе – плакате поместите

- рисунок

- сведения о Языке

- интересную информацию о языке

- памятку «Берегите нос»

  1. Подготовьтевыступление.

Исследователь       Мы исследовали орган - .

Провели опыты …..и сделали выводы.

Докладчик 1   Читает составленный текст о строении

Докладчик 2  Читает интересную информацию

       Докладчик 3   Читает памятку «Берегите язык»

Художник показывает получившийся плакат.

Руководитель даёт оценку выступлению группы

Инструкционная карта для группы исследователей  уха

  1. Проведите исследование

Встаньте со стула, покружитесь на месте с закрытыми глазами, вернитесь на место.

Сделайте вывод

Вывод:_____________________

  1. Слух – способность организма воспринимать __________волны. Ушная раковина не слышит, а только ______________ звуки и передаёт их по слуховому проходу к барабанной ____________ в среднее ухо, потом во внутреннее ухо и в определённый участок мозга. Там звуковые волны перерабатываются и таким образом мы слышим и понимаем слова. Во внутреннем ухе есть орган __________________, который отвечает за положение тела в пространстве

  1. В дополнительной литературе найдите  интересные сведения о слухе

  1. Составьте памятку «Берегите уши»
  2. На листе – плакате поместите

- рисунок

- сведения о слухе

- интересную информацию о слухе

- памятку «Берегите уши»

  1. Подготовьтевыступление.

Исследователь       Мы исследовали орган - .

Провели опыты …..и сделали выводы.

Докладчик 1   Читает составленный текст о строении

Докладчик  2  Читает интересную информацию

       Докладчик  3   Читает памятку «Берегите уши»

Художник показывает получившийся плакат.

Руководитель даёт оценку выступлению группы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира в 1 классе. Тема урока: "Органы чувств".

Урок окружающего мира в 1 классе по программе ОС "Школа 2100". Тип урока - урок-исследование. Формаа работы - групповая. Конспект урока, предлагаемый по данной теме, подходит ко всем пр...

Урок:"Органы чувств"

"ОРГАНЫ ЧУВСТВ"...

Технологическая карта урока "Органы чувств"

Урок  направлен на    знакомство  детей с органами чувств и их значением для человека....

Конспект урока "Органы чувств". Окружающий мир. 1 класс.

Полная разработка урока "Органы чувств" . Окружающий мир. 1 класс. УМК 21 век....

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...

Технологическая карта урока. Предмет: окружающий мир.Тема урока: "Органы чувств".

·        Упорядочить опыт учащихся.·        Сформировать понятие «органы чувств».·        Показ...