Урок – кейс “Ограны чувств”
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Кейс-метод - эфективный метод повышения качества образования школьников в условиях ФГОС. Применение этой технологии на уроках позволяет сформировать у детей высокую мотивацию к учебе. Работа в малых группах позволяет развивать такие личностные качества, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы. Полученная подобным образом информация усваивается прочнее и запоминается на более длительный срок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
содержание кейсов | 255.24 КБ |
конспект урока | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кейс №1.
- Правила работы в группах. - http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/pravila-raboty-v-gruppe
Источник №1: Загадки
Алмаз в гнезде, Быть беде, | Брат с братом через дорожку живут, |
http://zagadka.pro/slovo-10.html
Источник №2: Учебник (Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А.А.3-е изд. - М.: 2012.) стр.126
Источник №3:
Зрение – способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их расположение.
Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.
Нуждина Т.Д. «Чудо - всюду: Мир людей: Энциклопедия для малышей». – М., Изд. Академия и К, Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г.
Источник №4:
http://www.myshared.ru/slide/219197/
Предварительный просмотр:
Конкурс “Использование современных образовательных технологий в воспитательно-образовательном процессе”
Номинация: “Лучшая методическая разработка в развитии начального школьного образования”
Урок – кейс “Органы чувств”
3 класс
(УМК “Школа России”)
Автор: Михальченко Анастасия Петровна,
учитель начальных классов, МОУ СОШ №289
г. Заозерск
2016г.
Предмет | Окружающий мир | ||||||||
Класс | 3 | ||||||||
УМК | «Школа России» | ||||||||
Методическая информация Кейс-урок - одна из форм современного урока, соответсвующих новому ФГОС НОО. Предполагает групповую работу, где учащиеся сами добывают информацию из предложенных источников - кейсов. | |||||||||
Тема | «Органы чувств» | ||||||||
Кол-во уроков по теме | 1 | ||||||||
Цель | формирование у учащихся новых понятий об органах чувств, о строении и роли органов зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. | ||||||||
Список источников | Нуждина Т.Д. «Чудо - всюду: Мир людей: Энциклопедия для малышей». – М., Изд. Академия и К, Академия Развития, Академия Холдинг, 2006 г. http://www.myshared.ru/slide/219197/ Учебник (Окружающий мир. 3 класс. В 2 частях. Плешаков А.А. 3-е изд. - М. «Просвещение»: 2013.) | ||||||||
Планируемые результаты | Личностные: мотивация учебной деятельности, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. Метапредметные Регулятивные: – самостоятельно формулировать и удерживать учебную задачу; – составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; – работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; – в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: – строить рассуждения.
Коммуникативные: – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владеть монологической и диалогической формами речи; – высказывать и обосновывать свою точку зрения; – слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Предметные: - определять органы чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания), - объяснять их роль в организме человека; - применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т.д.); - формировать бережное отношение к своим органам чувств. | ||||||||
Оборудование | Интерактивная доска, мобильный класс для работы групп учеников с материалами кейсов, оценочные листы. | ||||||||
Подробный конспект урока. | |||||||||
Этапы урока | Содержание | Описание действий участников образовательного процесса | УУД | ||||||
Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | Фронтальный опрос по материалам прошлого урока. - Прежде, чем приступить к изучению нового, вспомните, пожалуйста, что нам уже известно об органах человека. Как вы поняли, что такое система органов? Приведите примеры. Что изучает анатомия, физиология, анатомия? - А сейчас мы немного расслабимся и перенесемся совсем в другое место. Предлагается яркий иллюстративный материал с изображением хвойного леса в сопровождении звуков леса, можно использовать аромолампу с маслом сосны или пихты. - Все догадались, что перед нами лес. Давайте уточним какой? - Представьте, что пока мы были в лесу, пробежал ёж. Какой он? - Вот мы попробовали ягодку-земляничку. Какая она? - А как мы смогли это определить? - Можете ли вы назвать, какие органы помогли нам получить информацию? | Ученики дают устные ответы. Хвойный Колючий Сладкая Увидели, услышали, почувствовали Глаза, уши, нос, язык | Личностные Коммуникативные | ||||||
Подведение к цели урока | – Сколько же на самом деле у человека органов чувств? Как они помогают нам воспринимать мир, если их так много? – Можете определить тему сегодняшнего урока? – «Как мы воспринимаем окружающий мир». – Давайте составим план работы.
| Ученики выдвигают предполагаемые названия темы урока. Учитель план размещает на доске. | Познавательные Личностные | ||||||
Освоение нового материала | II. Организация работы с кейсами. - Представьте, что вы специалисты, изучающие органы чувств. Мы разделимся на 5 групп в соответствии с поставленными перед нами вопросами. На столах у каждой группы имеется свой кейс с документами, которые нужно изучить. Вы проводите исследование по плану: 1) название органа чувств; 2) как он устроен; 3) что воспринимает; 4) как беречь. Ваша работа будет оцениваться по 3 пунктам. Слаженность работы группы, т. е. участие каждого ученика. Полнота информации (на все ли вопросы будут найдены ответы), презентация выступления, т. е. насколько эмоционально и доходчиво вы сможете выступить. Оценивать работу группы мы будем по 5-ти бальной шкале. После каждого выступления мы обсудим и выставим в таблицу баллы по каждой группе. Суммировав баллы, получаем итоговый балл, который будет переведен в оценку. Причем отметка выставляется по следующей схеме: группа, набравшая от 15 до 10 баллов получают «5», 9 - 7 баллов- «4», низшие отметки на данном уроке выставлять нецелесообразно. (Приложение1) Группы, заработавшие менее 7 баллов выслушивают словесную оценку выступления с указанием ошибок и получают возможность заработать отметку путем создания газеты к следующему уроку на свою тему с учетом ошибок, допущенных при выступлении. | Состав групп учеников определяется с помощью жетонов. | Познавательные Регулятивные Личностные | ||||||
Применение освоенного в практической деятельности | ΙII. Работа в группах Каждая группа учеников работает со своим кейсом. Кейс представляет собой полный комплект учебно-методических материалов, разработанных на основе учебных ситуаций, формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов решения учебных задач. IV. Презентация результатов - Попросим наших специалистов выступить со своим докладом. - Мы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. Но ответили ли мы на поставленный в начале урока вопрос? (Сколько же на самом деле у человека органов чувств? Как они помогают нам воспринимать мир, если их так много?) - Ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!». | Ученики вспоминают правила работы в группах. Группы самостоятельно знакомятся с материалами, используя кейс –источники информации в специальных папках. Учитель выступает в роли консультанта. Выступление учеников Мы воспринимаем мир всеми органами чувств сразу, а наш мозг обрабатывает эту информацию и составляет единое впечатление о мире. | Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные | ||||||
Оценивание планируемых достижений | V. Итог урока. Вопросы к ученикам, выступившим с результатом совместной работы: – Что вам нужно было сделать? – Удалось выполнить задание? - Сделали всё правильно или были недочёты? | – Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу. | Регулятивные Личностные | ||||||
Домашнее задание | Учебник – стр. 129 | ||||||||
Дополнительная справка. Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей. Кейс представляет собой описание конкретной реальной ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. | |||||||||
Использование деятельностных технологий | На уроке использовались активные методы обучения, позволяющие обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление поискового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся, уверенности и мотивированности учителя, соответствия результатов деятельности школы ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества. Работа в команде, совместная проектная и исследовательская деятельность, отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению, принятие ответственности за себя и команду формируют качества личности, нравственные установки и ценностные ориентиры школьника. | ||||||||
Практическая и социальная значимость урока | Практически все уроки этого предмета непосредственно связаны с жизнью вокруг и имеют социальную значимость, что, безусловно, важно при выборе кейс–технологии. Усвоение знаний и формирование умений выступает как результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в итоге чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. |
Приложение 1
Оценочный лист работы на уроке
Полнота информации | Слаженность работы группы | Презентация выступления | Итого | |
1 группа | ||||
2 группа | ||||
3 группа | ||||
4 группа | ||||
5 группа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-кейс. Обобщающий по теме "Вода".
Обобщающий урок окружающего мира по теме "Вода". Создан в соответствии с кейс-технологией. Цель урока: создать условия для развития исследовательской, аналитической деятельности через коллективное обу...
Урок-кейс по окружающему миру.Разнообразие растений.
Урок по учебнику А. А. Плешакова «Мир вокруг нас» 3 класс, 1 ч....
УРОК – КЕЙС по математике «Что узнали, чему научились во 2 классе. Сказка Колобок.»
https://nsportal.ru/nikitina-natalya-sergeevna Данный урок с применением интерактивной доски ACTIV BOARD и с применением SCRATCH технологии. На уроке дети закрепляют знания геометриче...
Окружающий мир, урок-кейс "Многогранный мир чувств"
Окружающий мир, урок-кейс "Многогранный мир чувств"...
Урок-кейс. Тема: "Лес и его обитатели". (УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс)
Урок-кейс. Тема: Лес и его обитатели УМК «Перспективная начальная школа» 3 класс. Индивид(уальный проект кейс-урока слушателя КПК «Инновационные технологии организации уч...
Районный семинар. Открытый урок "Строение тела человека" Нетрадиционная форма урока ,кейс-урок.
Открытый урок - нетрадиционный формы работы....
УРОК - КЕЙС. ИСТОРИКО – МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС . ПИРАМИДА . Тема урока: «Устные приёмы сложения и вычитания вида: 35-7»
Урок – экскурс по математике на тему «Устные приёмы сложения и вычитания вида: 35-7» для 2 класса гармонично объединяет в себе исторические аспекты с математическими ...