Конспект урока по окружающему миру в3 классе
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»
https://sites.google.com/site/klybnayka
Урок окружающего мира «Ориентирование на местности. Компас »
Предметы начальной школы (Окружающий мир)
Андронова Ирина Григорьевна
Учитель начальных классов
МБОУ « СОШ №4» Чистопольского муниципального района РТ
Тема: «Ориентирование на местности. Компас»
Цели и задачи:
- познакомить учеников с прибором для определения сторон горизонта – компасом и правилами работы с ним;
- учить определять стороны горизонта на местности по разным признакам природы и с помощью компаса;
- формировать умение ориентироваться на местности при помощи компаса ;
- совершенствовать знание сторон горизонта;
- повторить понятия «горизонт», «линия горизонта», «основные и промежуточные стороны горизонта»
- воспитывать умение работать в коллективе, общаться .
Оборудование: компас у каждого ученика, таблички со словами, карточки с заданиями, мультимедийный проектор, презентация, музыка.
1.Организационный момент:
Цель: Проверка готовности учащихся, их настрой на работу, создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Улыбнемся друг другу, чтобы у всех на уроке было хорошее настроение.
(Под тихую мелодичную музыку)
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять»!
Над какой темой мы работали на прошлом уроке окружающего мира?
II. Актуализация знаний:
Цель: Активизировать имеющиеся у детей знания по теме урока.
1.Проверка домашнего задания:
а)работа по карточкам (несколько человек),
б)ответы на вопросы:
- Виден край, да не дойдешь. Что это?
Верно, это горизонт.
2.Что такое горизонт?
Пространство-которое мы видим вокруг себя – называют горизонтом.
3.Что такое линия горизонта?
Линия, где кажется, небо соприкасается с землей или водной поверхностью.
4. Можно ли дойти до линии горизонта? ( нет, это воображаемая линия.)
5. Какие стороны горизонта вы знаете?( С,Ю,В,З)
6.Есть еще промежуточные стороны. Кто запомнил? (C-В, С- З, Ю – В, Ю-З)
7. Какая сторона противоположна югу, западу?
8. Как определить стороны горизонта в солнечный день?
(В северном полушарии в12ч дня солнце находится на юге. Миша встал спиной к солнцу. От мальчика падает тень. Она показывает на север.)
2.Обобщение пройденного материала на мультимедиа.
3.Игра - физминутка ( Под тихую музыку.)
Встанем. Представим, что окна- это солнце. Спереди у нас будет север, сзади будет юг, слева - запад, справа – восток. Поиграем. Я называю сторону горизонта, а вы поворачиваетесь в эту сторону.
III. Изучение нового учебного материала..
1Целеполагание:
Цель: Учить учащихся определять тему и цели урока.
Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Ориентирование)
Чему мы будем учиться на уроке?
2.Фаза вызова:
Цель: Подвести учеников к необходимости добывания новых знаний.
Назовите предметы в классе, которые находятся в Северном направлении, Южном, Западном, Восточном?
Легко, ли нам было определить? ( Не очень, не видно Солнца)
Какие у вас возникли трудности? (приблизительно определяем, догадываемся, где какая сторона.)
3.Осмысление:
Людей всегда влекут путешествия . Как же найти дорогу в незнакомом месте?
4.Формирование новых знаний:
Оказывается это не проблема, вокруг нас много помощников, зная о которых можно исследовать окружающий нас мир.
А сейчас Миша нам расскажет о местных признаках, по которым можно определять стороны горизонта.
5.Самостоятельная работа с учебником с.38-40
Цель: Учить самостоятельно добывать знания, строить речевые высказывания в устной форме.
Про каких помощников рассказал нам Миша?(Дети тезисно читают или пересказывают)
Чтение на слайде с объяснением «Ориентирование по местным признакам».
А как найти путь в открытом море, если небо затянуто тучами. Если ориентироваться по полярной звезде невозможно?
(Мнение, высказывания детей.)
Вывод: Необходим прибор для определения сторон горизонта.
На ладонь он ляжет весь.
Не часы, а стрелка есть.
Он в дороге пригодится –
С ним нигде не заблудиться.(компас)
Работа с мультимедиа.
Компас- прибор для определения сторон горизонта.
Слайд9
Устройство компаса.
Слайд 10
Правила работы с компасом
Слайд11.
6.Практическая работа:
а)Дети учатся пользоваться компасом.
в)Определять при помощи компаса стороны горизонта в классе.
В какой стороне находится учительский стол, доска, шкафы.
7.Самостоятельная работа в тетради:
Игра « Ориентирование».
Как на карте и плане обозначают стороны горизонта?
(Обычно на картах обозначают сверху север, внизу юг, запад - слева, восток справа.)
За 1 день мы проходим расстояние в 1 клетку. Выйдя из точки О мы шли на север1и2-день, 3 и 4 день- на восток, 5день -сев, 6 день -восток, 7,8 день-юг, 10,11,12 день - восток, 13 день - север,14 день -восток,15, 16,17, 18 день- юг, 19, 20 день-запад, 21,22 день – север, 23 день –запад, 24, 25 день – юг. 26,27день – запад, 28. 29 день – север, 30, 31 день-запад.
Слайд13- взаимопроверка.( поменяйтесь тетрадями с соседом.)
Посмотрите , какая фигура должна получиться, если вы шли внимательно слушая.
7. Итог урока.
С какой новой темой мы сегодня познакомились?
-Что нового для себя узнали? Какие трудности вам встретились?
Сможем ли мы сейчас правильно ориентироваться.
Для чего предназначен компас?
Рефлексия:
Цель:организовать ученикам самооценку собственной учебной деятельности.
Оцените свою работу при помощи фонариков.
Домашнее задание:
В тетради на стр.№22,подписать на картинке устройство компаса.
Перечитать учебник, уметь пересказывать.
Выучить правила пользования компасом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: открытие нового знанияЦели: - познакомить учащихся с млекопитающими животными; - показат...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна
Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)
Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличительные признаки. Эти признаки помогают распознавать деревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»
Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...