Конспект урока по окружающему миру в3 классе
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Андронова Ирина Григорьевна

"Ориентирование на местности. Компас"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okr.mira_.docx477.5 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на сайте педагогического клуба «Наука и творчество»

https://sites.google.com/site/klybnayka

Урок окружающего мира «Ориентирование на местности. Компас »

Предметы начальной школы (Окружающий мир)

Андронова Ирина Григорьевна

Учитель начальных классов

МБОУ « СОШ №4» Чистопольского муниципального района РТ

Тема: «Ориентирование на местности. Компас»

 Цели и задачи:

  • познакомить учеников с прибором для определения сторон горизонта – компасом и правилами работы с ним;
  • учить определять стороны горизонта на местности по разным  признакам природы и с помощью компаса;

  • формировать умение  ориентироваться на местности при помощи компаса ;
  • совершенствовать знание сторон горизонта;
  • повторить понятия «горизонт», «линия горизонта», «основные и промежуточные стороны горизонта»

  • воспитывать умение работать в коллективе, общаться .

Оборудование: компас у каждого ученика, таблички со словами, карточки с заданиями, мультимедийный проектор, презентация, музыка.

1.Организационный момент: 

Цель: Проверка готовности учащихся, их  настрой на работу, создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Улыбнемся друг другу, чтобы у всех  на уроке было хорошее настроение.

(Под тихую мелодичную музыку)

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «пять»!

Над какой темой мы работали на прошлом уроке окружающего мира?

II. Актуализация знаний:

Цель: Активизировать имеющиеся у детей знания по теме урока.

1.Проверка домашнего задания:

а)работа по карточкам (несколько человек),

б)ответы на вопросы:

  1. Виден край, да не дойдешь. Что это?

             Верно, это горизонт.

     2.Что такое горизонт?

           Пространство-которое мы видим вокруг себя – называют горизонтом.

     3.Что такое линия горизонта?

 Линия, где кажется, небо соприкасается с землей или водной                       поверхностью.

       4. Можно ли дойти до линии горизонта? ( нет, это воображаемая линия.)

 5. Какие стороны горизонта вы знаете?( С,Ю,В,З)

 6.Есть еще промежуточные стороны. Кто запомнил? (C-В, С- З, Ю – В,       Ю-З)

  7. Какая сторона противоположна  югу, западу?

8. Как определить стороны горизонта в солнечный день?

(В северном полушарии в12ч дня солнце находится на юге. Миша встал спиной к солнцу. От мальчика падает тень. Она показывает на север.)

2.Обобщение пройденного материала на мультимедиа.

3.Игра - физминутка ( Под тихую музыку.)

  Встанем. Представим, что окна- это солнце. Спереди у нас будет север, сзади будет юг, слева - запад, справа – восток.  Поиграем. Я называю сторону горизонта, а вы поворачиваетесь в эту сторону.

III. Изучение нового учебного материала..

1Целеполагание:

 Цель: Учить учащихся определять тему и цели урока.

Как вы думаете,  какова тема нашего урока? (Ориентирование)

Чему мы будем  учиться на уроке?

2.Фаза вызова:

Цель: Подвести  учеников к необходимости добывания новых знаний.

 Назовите предметы в классе, которые находятся в Северном направлении, Южном, Западном, Восточном?

Легко, ли нам было определить? ( Не очень, не видно Солнца)  

Какие у вас возникли трудности? (приблизительно определяем,  догадываемся,  где какая сторона.)

3.Осмысление:

Людей  всегда влекут путешествия .  Как же найти дорогу в незнакомом месте?

4.Формирование новых знаний:

      Оказывается это не проблема, вокруг нас много помощников, зная о которых можно исследовать  окружающий нас мир.

   

    А сейчас  Миша  нам расскажет о местных признаках, по которым  можно определять стороны горизонта.

5.Самостоятельная работа  с учебником  с.38-40

Цель: Учить самостоятельно добывать знания, строить речевые высказывания в устной форме.

Про каких помощников рассказал нам Миша?(Дети тезисно читают или пересказывают)

 Чтение на слайде  с объяснением  «Ориентирование по местным признакам».

А как найти путь в открытом море, если небо затянуто тучами. Если ориентироваться по полярной  звезде невозможно?

(Мнение, высказывания  детей.)

Вывод: Необходим прибор для определения сторон горизонта.

На ладонь он ляжет весь.

Не часы, а стрелка есть.

Он в дороге пригодится –

С ним нигде не заблудиться.(компас)

Работа  с мультимедиа.

Компас- прибор для определения сторон горизонта.

Слайд9

Устройство компаса.

Слайд 10

Правила работы с компасом

Слайд11.

6.Практическая работа:

а)Дети учатся пользоваться компасом.

в)Определять при помощи компаса стороны  горизонта в классе.

В какой стороне находится учительский стол, доска, шкафы.

7.Самостоятельная работа в тетради:

 Игра « Ориентирование».

Как на карте и плане обозначают стороны горизонта?

(Обычно на картах обозначают сверху север, внизу юг, запад - слева, восток справа.)

За 1 день мы проходим расстояние в 1 клетку. Выйдя из точки О мы шли на север1и2-день, 3 и 4 день- на восток, 5день -сев, 6 день -восток, 7,8 день-юг, 10,11,12 день - восток, 13 день - север,14 день -восток,15, 16,17, 18 день- юг, 19, 20 день-запад, 21,22 день – север, 23 день –запад, 24, 25 день – юг. 26,27день – запад, 28. 29 день – север, 30, 31 день-запад.

Слайд13- взаимопроверка.( поменяйтесь тетрадями с соседом.)

Посмотрите , какая фигура должна получиться, если вы шли внимательно слушая.

7. Итог урока.

 С какой новой темой мы сегодня познакомились?

-Что нового для себя узнали? Какие трудности вам встретились?

Сможем ли мы сейчас  правильно ориентироваться.

Для чего предназначен компас?

Рефлексия:

Цель:организовать ученикам самооценку собственной учебной деятельности.

 Оцените свою работу при помощи фонариков.

Домашнее задание:

 В тетради на стр.№22,подписать на картинке устройство компаса.

Перечитать учебник, уметь пересказывать.

Выучить правила пользования компасом.

                             

                                         

                     

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»

Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...