Рабочая программа УМКА "Перспективная начальная школа" по Окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме

Апурина Любовь Дмитриевна

      Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе Федерального госу­дарственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции ду­ховно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых ре­зультатов начального общего образования (с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться), Закона Российской Федерации «Об образовании», учебного плана МКОУ Нагорненская основная общеобразовательная школа Россошанского муниципального района Воронежской области, утвержденного Приказом от 31.08.2013г. № 96-общ., примерной программы начального общего образования и авторской программы О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой и С. А. Трафимова «Окружающий мир» (1-4 классы), ориентированной на работу по УМК «Перспективная начальная школа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzh_mir.docx91.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Нагорненская основная общеобразовательная школа

Россошанского муниципального района Воронежской области

                   Рассмотрена                                                                    Согласована                                                              Утверждена

                   на заседании МО                                                     Зам. директора по УВР                                                  Директор школы                                                                                                                                          

                      Протокол № 1                                                      ____________Е. А. Шишлова                                 ___________И. Г. Соболева

               от «27» __08__2013г.                                                     «29»   августа    2013г.                                          «29»    августа      2013г.

Рабочая программа

по курсу «Окружающий мир» 2 класс

(Обществознание и естествознание)

на 2013 – 2014 учебный год

УМК «Перспективная начальная школа »

Авторы О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова и др.

                                                                                                                                                     Составитель  Апурина Л. Д..                                                                                                                                                                                            учитель начальных классов

                                                                                                                                                               МКОУ  Нагорненская оош

                                                                                                                                                                                                                                                                           

1.Пояснительная записка

      Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться), Закона Российской Федерации «Об образовании», учебного плана МКОУ Нагорненская основная общеобразовательная школа Россошанского муниципального района Воронежской области, утвержденного Приказом от 31.08.2013г. № 96-общ., примерной программы начального общего образования и авторской программы О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой и С. А. Трафимова «Окружающий мир» (1-4 классы), ориентированной на работу по УМК «Перспективная начальная школа».

 Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе Федерального государственного образовательного

стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования (с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться) и авторской программы  Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Цели

-  формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности;

- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

 Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.

Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствии с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования второго поколения.  Это прежде всего:

-  сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта: опыта сельской жизни – с естественно-природным ритмом жизни и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;

-  последовательное формирование у школьников универсальных учебных действий, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений -  работы с научно-популярной, справочной литературой;

-   проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;

-  изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества, получение знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;

-  воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;

- охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

2. Общая характеристика учебного предмета

    Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.

    Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.

    Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие.

    Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и обще - культурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса в формировании у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.

     Во 2-м классе все знания, полученные в 1-м, систематизируются и углубляются на основе знакомства с источниками информации об окружающем мире. Дети уже умеют читать и общаться со взрослыми. Способ познания может быть расширен за счет работы с адаптированными научными источниками, справочной литературой, наглядными пособиями, за счет первичных умений «собирать» информацию самостоятельно (в беседах с информированными взрослыми — родителями, педагогами школы, агрономами, экологами, на уроках информатики и т.д.).

        Важнейшая роль в развитии ребенка в течение всех четырех лет обучения предмету отводится социализации — усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике. Задача первых двух лет обучения — вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской федерации», «Красная книга края», «государственные символы: флаг, герб, гимн», «права и обязанности гражданина».

3. Описание места предмета в учебном плане

На изучение математики во 2 классе базисным учебным планом  МКОУ Нагорненской основной общеобразовательной школы отводится 2 часа в неделю, 68часов в год (34 учебные недели) за счет часов  федерального компонента.

Количество часов в   1 четверти – 18

Количество часов во 2 четверти –  14

Количество часов в   3 четверти –  21

Количество часов в   4 четверти –  15

                                                 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

    Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся осваивают основы адекватного природного и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Данный курс наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном развитии и  воспитании личности, формирует вектор культурно–ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

     Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

     Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.

     Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

     Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.

     Человечество как многообразие народов, культур, религий.

     Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

     Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

     Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

     Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.

     Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

      Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

      Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.

      ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно -  и социально – нравственное.

      Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям/

5. Личностные, метапредметные и предметные  результаты изучения курса

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:

 - оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях  отмечать конкретные поступки, которые можно  оценить как хорошие или плохие;

 -  объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

Обучающиеся получат возможность научиться:

 -  самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);

 - в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

   Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

   Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).

   Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

   Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Обучающиеся получат возможность научиться:

   Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

   Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).

Познавательные УУД:

   Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения учебной  задачи в один шаг.

   Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.

   Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  -  добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  -  перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Коммуникативные УУД:

  Слушать и понимать речь других.

  Выразительно читать и пересказывать текст.

  Вступать в беседу на уроке и в жизни.

  Совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Обучающиеся получат возможность научиться:

 -  донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

 -  вступать в беседу на уроке и в жизни.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений.

В результате изучения раздела «Человек и природа»

обучающиеся научатся:

 -  характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли;

 -  обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой (например, влияние Солнца – источника тепла и света - на смену времен года, растительный и животный мир);

 -  объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года;

 -  демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца  на моделях;

 -  сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;

 - группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые–рыбы–птицы–земноводные–пресмыкающиеся–млекопитающие (животные);

 -  сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве;

 -  называть признаки, отличающие  домашних животных от диких;

 -  характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;

 -  группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные–дикорастущие растения, однолетние–двулетние–многолетние растения; цветковые–хвойные–папоротники, мхи, водоросли; выделять их отличия;

 -  характеризовать роль грибов в природе и жизни людей;

 -  ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений, делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;

 -  наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;

 -  на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;

 -  выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);

 -  использовать оглавление, словарь и тексты учебника и хрестоматии, интернет для поиска необходимой информации;

 -  обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;

 - определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;

 -  понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);

 -  находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звездах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 -  извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;

 -  осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;

 -  соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детенышам диких животных);

 -  пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

 -  выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

В результате изучения раздела «Человек и общество» 

обучающиеся научатся:

 -  оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;

-  называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;

 -  различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);

 -  ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День Города, села, поселка)

 -  описывать достопримечательности Московского Кремля;

 - использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);

 -  работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы, День Конституции России).

Обучающиеся получат возможность научиться:

 -  различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;

 -  проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;

 -  использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в интернете (интернет-адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);

 -  проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;

 -  оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»

 обучающиеся научатся:

 -  понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;

 -  понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;

 -  пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;

 -  работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 -  пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;

 -  соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;

 -  выполнять правила безопасного поведения в природе.

Требования к уровню подготовки учащихся

К концу второго года обучения учащиеся должны знать/понимать:

– различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире;

– название нашей планеты;

– форму Земли;

– глобус – модель Земли, ось Земли – воображаемая линия;

– смена дня и ночи – следствие вращения Земли вокруг Солнца;

– Солнце – ближайшая к Земле звезда;

– общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

– основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;

– разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;

– группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);

– дикорастущие и культурные растения своей местности;

– сельскохозяйственные растения своей местности;

– названия растений Красной книги (не менее 2–3);

– группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);

– об особенностях диких и домашних животных;

– названия животных Красной книги России (не менее 2–3);

– о значении природы для здоровья и жизни человека;

– об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;

– средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);

– фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;

– основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);

– названия государственных праздников, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитника Отечества);

– название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);

– государственную символику России;

– правила безопасного поведения в природе;

Уметь в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы:

– работать с оглавлением и справочниками учебника;

– различать объекты неживой и живой природы;

– устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

– приводить примеры разнообразных жизненных форм растений (деревья, кустарники, травянистые растения) и грибов своей местности;

– раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений;

– называть растения своего края, внесенные в Красную книгу России (не менее 2–3);

– приводить примеры животных (насекомых, рыбы, птицы, звери), не менее 2–3 представителей каждой группы;

– раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных;

– называть животных своего края, занесенных в Красную книгу России;

– называть своих ближайших родственников;

– описать портрет своего друга;

– приводить простейшие опыты;

– выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде;

– работать в группе (умение договариваться, распределять работу, получать общий результат, оценивать личный вклад);

– описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война).

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для:

-- демонстрации с помощью глобуса вращения Земли вокруг своей оси;

-- демонстрации с помощью глобуса и настольной лампы обращения Земли вокруг Солнца;

-- нахождение самостоятельно в учебнике, справочнике и книге для дополнительного чтения сведений по определенной теме урока;

-- ухода за комнатными растениями;

-- ухода за домашними животными;

-- соблюдения правил безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;

-- узнавания в окружающей природе изученных растений и животных;

-- выполнение изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

-- выполнение правил поведения в природе и участия в ее охране;

-- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

-- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.

6. Содержание учебного предмета курса

Человек и природа

Звезды и планеты. Солнце — ближайшая звезда к планете Земля, источник тепла и света для всего живого на планете Земля. Земля – планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус — модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.  Обращение Земли вокруг Солнца — причина смены времен года. Смена времен года в нашем крае на основе наблюдений.

 Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля.

Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

Практические работы: обнаружение и изучение свойств воздуха (прозрачный, бесцветный). Определение свойств воды (прозрачность, отсутствие цвета, запаха, вкуса, вода — растворитель, текучесть).

Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух).  Дыхание и питание растений. Роль растений в жизни человека.

Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.

 Дикорастущие и культурные растения. Размножение растений (семенами, усами,  листьями, клубнями). Продолжительность жизни растений.

Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы.

Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, их краткая характеристика на основе наблюдений.

Практические работы, наблюдения, экскурсии: опыты по выяснению условий, необходимых для прорастания семян и развития растений. Знакомство с разделами Красной книги России. Выращивание плесневых грибов на кусочке белого хлеба. Наблюдение за домашними животными (питание, рост, повадки). Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе для первоклассников.

Человек и общество

Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.

Семья – самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье. Семейные традиции.

Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.

Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественно полезный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.

Человек - член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.

Родной край – частица России. Родное село: название и его связь с историей возникновения, с занятием людей,  основные достопримечательности.

Наша Родина – Россия. Конституция России – основной закон страны. Важнейшие права граждан России – право на жизнь, на образование,  на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.

Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.

Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).

Правила безопасного поведения

Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Чистота – залог здоровья. Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний; правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.

Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставленные вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.

Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставленные вещи). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.

7 Тематическое планирование

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Где и как найти ответы на вопросы (6 часов)

Знакомство с письмами как средством информации (письмо экологов). Структура учебника «Окружающий мир»: оглавление, иллюстрации, система значков - пиктограмм, шрифтовые и цветовые выделения, словарик, иллюстрированный словарик.

Обмен письмами как одно из средств информации.

Книга как основной источник информации об окружающем мире.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. Знать географические и биологические объекты родного края.

Планеты и звёзды (5 часов)

Знакомство с планетой Земля. Вращение Земли вокруг оси - причина смены дня и ночи. Полярная звезда. Север как направление на Полярную звезду. Солнце - ближайшая звезда к планете Земля. Вращение Земли вокруг Солнца - причина смены сезонов на нашей планете. Взаимосвязь живой и неживой природы (на конкретных примерах).

Общие представления о воздухе как смеси газов. Вода - источник жизни на Земле. Роль воды в природе и жизни человека.

Земля. Вид Земли из космоса. Глобус-уменьшенная модель Земли. Ось вращения. Звёзды. Созвездия. Планеты. Солнце. Условия жизни на планете Земля: вода, воздух, свет, тепло.

Самостоятельно дифференцировать известное и неизвестное, формулировать цель учебной задачи. Знать лунные фазы, компас, стороны горизонта.

Живая природа Земли (39 часов)

Знакомство с развитием растений. Дыхание и питание растений.

Разнообразие растений Земли. Продолжительность жизни растений: однолетние, двулетние, многолетние. Значение растений в жизни человека. Сельское хозяйство своей местности. Растения из Красной книги России. Грибы. Виды грибов.

Разнообразие животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. Охрана животного мира. Охраняемые животные своей местности.

Условия, необходимые для развития растений (вода, воздух, тепло, свет). Развитие растений из семени. Дыхание и питание растений.

Разнообразие растений Земли. Цветковые и хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли. Дикорастущие и культурные растения. Размножение растений. Грибы. Строение, питание, место обитания, размножение. Виды грибов. Животные Земли. Разнообразие животных. Особенности внешнего вида, питания, условий жизни.

Значение диких и домашних животных в жизни человека. Животные из Красной книги России.

Самостоятельно или с помощью учителя определять то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению. Самостоятельно или с помощью учителя определять основную и второстепенную информацию. Определять лечебные и ядовитые растения. Знать Красную книгу родного края и историю культурных растений.

Выяснить значение грибов в природе и жизни человека. Выявлять признаки животных разных групп. Знать животных из Красной книги.

Человек разумный - часть природы (10 часов)

Понятие о человеке как части природы. Индивидуальность человека (черты лица, цвет волос, кожи и пр.). Портрет твоего друга. Понятие о здоровье. Режим питания. Режим дня школьника.

Правила безопасного поведения в быту, на улице, при встрече с незнакомыми людьми.

Человек разумный - часть природы. Условия, необходимые для жизни человека. Разнообразие внешности человека. Питание и здоровье. Режим дня школьника. Правила организации домашней учебной работы. Личная гигиена. Предупреждение простудных заболеваний. Дорога от дома до школы. Правила безопасного поведения.

Самостоятельно или с помощью учителя планировать учебное сотрудничество со сверстниками. Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. Знать органы чувств человека, калорийность пищи. Знать службы спасения: МЧС, полиция, скорая помощь.

Наша Родина - Россия (8 часов)

Семья ребёнка. Уважение к старшим членам семьи, к ветеранам труда и Великой Отечественной войны. Знакомство с государственной символикой РФ. Государственные праздники и памятные даты. Москва - столица России. История Московского кремля.

Семья ребёнка. Родословная семьи. Уважение к окружающим. Я - гражданин России, Россия - наша Родина. Государственная символика России.

Государственные праздники и памятные даты. Конституция - основной закон РФ. Москва - столица России.

Родной город. Влияние практической деятельности человека на природу.

Демонстрировать чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества. Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. Знать народные промыслы России, особенности труда людей родного края.

8. Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 2 класс

п/п

в теме

Дата

календ.

Дата

факт.

Тема урока

Дом.  задание

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

личностные

Источники информации об окружающем нас мире, или  Где и как найти ответы на вопросы (6ч)

1

1

02.09

Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьникам.

Взаимосвязь живой и неживой природы. Воздействие человека на природу.

Уметь различать объекты живой и неживой природы, устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.

П:  ориентироваться в учебнике; выделять необходимую информацию.

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

К: оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; договариваться о правилах поведения и общения и следовать им, работать в паре, группе.

Самостоятельно подбирать аргументы для оценки предлагаемого материала или ситуации.

2

2

07.09

Мир живой и неживой природы. Мишины  вопросы.

Разнообразие природы. Наблюдение тел живой и неживой природы.

Уметь находить взаимосвязи живой и неживой природы; узнавать растения и животных своей местности.

П: выделять и формулировать познавательную цель.

 Р: выполнять задания в соответствии с поставленной целью,  ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника, рабочей тетради.

К: рассказывать о мире с опорой на материалы учебника и собственные представления.

Подбирать аргументы      Подбирать

 аргументы для оценки предлагаемого материала и ситуации              

3

3

09.09

Мир живой и неживой природы. Советы старших.

Неживая и живая природа. Воздействие человека на природу.

Уметь различать объекты живой и неживой природы; работать с хрестоматией «Окружающий мир», энциклопедической и справочной литературой; искать нужную информацию.

П: ориентироваться  в системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи.

Р: учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

К: доносить свою позицию до других.

Проявлять положительное отношение к учебной деятельности (знакомство с  героями интриги как способ вхождения в урок); готовность к сотрудничеству, дружбе.

4

4

14.09

Осенние работы на пришкольном участке.

Наблюдения явлений природы по сезонам года.

Уметь кратко характеризовать сезонные изменения,  устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе.

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

П: выделять и формулировать познавательную цель, применять для решения задач логические действия.

К: строить понятные для партнера высказывания, оказывать взаимопомощь.

Оценивать  эмоционально-эстетические впечатления от встречи с коллективом, одноклассниками, отмечать в окружении то, что нравится, принимать ценность мира.                                                  

5

5

16.09

Книги – наши друзья. Ищем ответы на вопросы в учебнике.

Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений.

Уметь выделять важнейшие особенности расположения сведений в изданиях справочного характера, находить необходимые сведения в словаре, справочнике, определять тип справочной, научно-познавательной литературы.

П: различать изученные объекты и явления живой и неживой природы,

Р: презентовать научно-популярную книгу: называть автора и заглавие, обобщать и раскрывать содержание, демонстрировать иллюстрации по теме.

К: строить сообщения в соответствии с учебной задачей, конструировать игровые и учебные ситуации.  

Проявлять ценностное отношение к природному миру; осознавать значение книг в жизни человека.

6

6

21.09

Опыт и наблюдение.

Разные источники информации, необходимой для изучения географических и биологических объектов и явлений.

Знать понятия «опыт», «наблюдение»; различие между наблюдением и опытом как разными способами получения ответов на вопросы об окружающем мире. Уметь проводить опыты и наблюдения по плану.

Р: оценивать свои успехи при выполнении практических работ; делать вывод об ответственности человека за свои действия при исследовании окружающего мира.

П: различать этапы исследования.

К: вступать в беседу на уроке, слушать и понимать речь других.

Проявлять интерес к  изучению окружающего мира.

Планеты и звезды   (5 ч)

7

1

23.09

Земля. Модель Земли.

(У. с. 17-19,

отв.на вопр.)

Форма и размеры Земли. Глобус. Северный и Южный полюсы.

Получат представления, что Земля имеет шарообразную форму и постоянно движется, что глобус – модель земли; научатся проводить простейшие доказательства шарообразности нашей планеты. Использовать глобус.

П: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли.

Р: отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке, понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить.

К: выдвигать предположения и доказывать их.

Осознание необходимости бережного отношения к планете Земля.

8

2

28.09

Почему на Земле день сменяется ночью?

(У. с. 20-23, опыт)

Северное и Южное полушария. Суточное вращение Земли.

Знать особенности движения Земли вокруг своей оси; что смена дня и ночи – следствие вращения Земли вокруг своей оси. Уметь демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси.

П: добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в словарях, энциклопедиях.

Р: определять цель деятельности на уроке.

К: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за ее сохранение.

9

3

30.09

Звезды и созвездия.

(У. с.23-28)

Звезды, созвездия. Полярная звезда. Большая и Малая Медведицы

.

Знать, что Солнце – ближайшая к Земле звезда. Уметь характеризовать звезды и планеты; находить на небе известные небесные тела.

П: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

К: вступать в беседу на уроке; учиться выполнять различные роли в группе.

Осознавать красоту окружающей природы.

10

4

05.10

Планеты.

(У. с. 29-32,

отв.на вопр.)

Планеты Солнечной системы. Планеты земной группы.

Научиться сравнивать небесные тела – планеты, находить сходства и различия между ними, находить планеты на рисунке – схеме.

П: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельно выводы.

Р: планировать учебную деятельность на уроке.

К: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Осознавать значимость полученных знаний о планетах.

11

5

07.10

Движение Земли вокруг Солнца.

(У. с. 33-34,

Хр. С.21-24, чит.)

Годовое движение Земли. Високосный год.

Знать особенности движения Земли вокруг Солнца; что смена времен года – следствие вращения Земли вокруг Солнца. Уметь объяснять причину смены времен года; демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца.

П: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи.

Р: высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.

К: слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст.

Осознавать значимость смены времен года для живых организмов.

Живая природа Земли (39 ч)

Неживая  и живая природа Земли (2ч)

12

1

12.10

Как связаны живая и неживая природа?

(У. с. 35-41,

2-3 приметы)

Тела природы. Планета Земля и ее положение в Солнечной системе.

Уметь использовать при выполнении заданий иллюстрированный материал учебника как план, отображающий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения заданий.

П: делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков.

Р: использовать учебник, работая по предложенному плану.

К: слушать и понимать речь других; учиться выполнять  различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Проявлять познавательную инициативу на основе жизненного опыта

13

2

14.10

Условия жизни на планете Земля.

(У. с.41-44, отв.на вопр.

Хр.с.27-29)

Природа как важнейшее условие жизни человека. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода.

Уметь описывать на основе иллюстраций или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки.

П: использовать словарь учебника, определители растений, дополнительный материал в изучении нового материала.

Р: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

К: вступать в беседу на уроке; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Делиться эмоционально-эстетическим впечатлением от восприятия природы.

Свойства воздуха и воды (4 ч)

14

1

19.10

Свойства воздуха.

(У. с. 45-49,

отв. на вопр.)

Вещества, смеси. Состав воздуха. Газообразные вещества.

Научиться наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, называть основные, легко определяемые свойства воздуха.

П: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и  самостоятельно.

К:  учиться выполнять  различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)

Осознавать необходимость внимательного, вдумчивого и бережного отношения к природе; понимать необходимость охраны природы.

15

2

21.10

Кому и для чего нужна вода.

(Хр. с. 31-32)

Состояние веществ: твердое, жидкое, газообразное.

Научиться наблюдать и делать выводы по изучению свойств воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.

П: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы.

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

К: слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст.

Понимать необходимость соблюдения правил поведения у воды.

16

3

26.10

Вода и ее свойства

(У. с. 52-58, опыты)

Круговорот воды в природе. Три состояния воды.

Научиться ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды, называть основные, легко определяемые свойства воды.

П: различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков.

Р: планировать учебную деятельность на уроке.

К: вступать в беседу на уроке.

Осознавать необходимость охраны природы, всего живого и неживого.

17

4

28.10

Обобщение по теме «Свойства воздуха и воды».

(У.с. 59-60)

Свойства воздуха и воды.

Научиться систематизировать знания по данной теме, делать выводы относительно свойств воды и воздуха, работать со справочной литературой.

П: делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Р: высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.

К: учиться  выполнять различные роли в группе.

Проявлять к собеседнику внимание, терпение, использовать вежливые слова в общении.

Солнце, воздух и… растения (4ч)

18

1

02.11

Условия, необходимые для развития растений.

(У. с. 61-62,

Хр. с. 33-34)

Теневыносливые, светолюбивые растения.

Научиться наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений, анализировать результаты опытов. Формулировать выводы.

П: добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в словарях, энциклопедиях.

Р: работать по предложенному плану, использовать необходимые средства.

К: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Проявлять ценностное отношение к природному миру.

19

2

16.11

Корень, стебель и лист.

Хр. с. 35, учить)

Значение корня, стебля, листьев в жизни растений.

Научиться различать части растений, делать выводы о значении корня, стебля, цветка.

П: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Р: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

К: слушать и понимать речь других, выразительно читать и пересказывать текст.

Осознавать ценность совместной деятельности.

20

3

18.11

Питание растений

(У. с. 69,

Хр. с. 36-37)

Фотосинтез; почвенное питание; воздушное питание.

Научиться использовать книгу как источник информации, наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений.

П: добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в словарях, энциклопедиях.

Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и  самостоятельно.

К: вступать в беседу на уроке.

Проявлять ценностное отношение к природному миру, осознавать важность процесса питания растений для всего живого.

21

4

23.11

Обобщение по теме «Солнце, воздух, вода и… растения»

Разнообразие растений.

Научиться  приводить примеры разнообразия жизненных форм растений и грибов.

П: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы.

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

К: слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке.

Проявлять к собеседнику внимание, терпение, использовать вежливые слова в общении.

Разнообразие растений (4 ч)

22

1

25.11

Цветковые и хвойные растения.

(У. с. 73-75, учить,

Хр. с. 43-45. чит.)

Растения цветковые и нецветковые. Цветок – орган растения.

Научиться называть группы растений по их характерным признакам, использовать дополнительные средства информации, работать с оглавлением в учебнике.

П: различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков.

Р: планировать учебную деятельность на уроке.

К: вступать в беседу на уроке.

Осознавать ценность дружбы, единства, взаимовыручки.

23

2

30.11

Папоротники мхи и водоросли.

(У. с. 76-80)

Разнообразие дикорастущих растений, места их обитания.

Научиться называть группы растений по их характерным признакам (папоротники, мхи, водоросли), работать со справочной литературой.

П: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы.

Р: высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.

К: слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке.

Проявлять ценностное отношение к природному миру.

24

3

02.12

Красная книга России. Правила поведения в природе.

(У. с.82-85, правила)

Растения, находящиеся под угрозой исчезновения. Влияние деятельности человека на природу.

Уметь определять характер  взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу.

П: добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в словарях, энциклопедиях.

Р: использовать учебник при работе по предложенному плану.

К: совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать им.

Осознавать важность и необходимость  Красной книги России для сохранения редких исчезающих видов животных и растений.

25

4

07.12

Обобщение по теме

«Разнообразие растений»

Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения родного края.

Научиться группировать растения по их признакам и свойствам, работать с научной литературой для удовлетворения познавательного интереса.

П: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы.

Р: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

К: учиться  выполнять различные роли в группе.

Проявлять к собеседнику внимание, терпение, использовать вежливые слова в общении.

Культурные растения. Продолжительность жизни растений (8 ч)

26

1

09.12

Для чего люди выращивают культурные растения.

(Хр. с. 50)

Группы культурных растений (овощные, плодовые, прядильные и др.)

Уметь выделять группы культурных растений, называть характерные признаки культурных растений, отличающие их от  дикорастущих.

П: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи в один шаг.

Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и  самостоятельно.

К: вступать в беседу на уроке.

Осознавать ценность дружбы, единства, взаимовыручки.

27

2

14.12

Какие части культурных растений используют люди.

(У. с. 92-93,

сообщения об овощах)

Расселение семян растений. Выращивание культурных растений.

Научиться выделять  характерные признаки культурных растений, отличающие их от  дикорастущих, выделять группы культурных растений.

П: различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков.

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

К: слушать и понимать речь других, доносить свою позицию до других.

Проявлять ценностное отношение к природному миру, осознавать необходимость  выведения и выращивания культурных растений.

28

3

16.12

Можно ли все огородные растения высаживать одновременно.

(У. с. 94-97)

Рассада. Растения. Сеянцы. Сроки посадки огородных растений.

Научиться ухаживать за огородными растениями, правильно подбирать рассаду или семена, наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений.

П: добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в словарях, энциклопедиях.

Р: планировать учебную деятельность на уроке.

К: слушать и понимать речь других,   вступать в беседу на уроке.

Проявлять ценностное отношение к окружающему миру, осознавать необходимость выращивания огородных растений.

29

4

21.12

От чего зависит урожай зерновых.

(Хр. с. 59-60,

учить )

Значение зерновых культур в жизни человека.

Научиться понимать важность зерновых культур в жизни человека, наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни

растений.

П: добывать новые знания.

Р: высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.

К: доносить свою позицию до других.

Осознавать ценность дружбы, единства, взаимовыручки.

30

5

23.12

Растения сада.

(У. с. 100-102, отв. на вопр.)

Садовые растения. Труд людей в саду.

Научиться находить и определять садовые растения, ухаживать за растениями, называть основные растения сада.

П: добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в словарях, энциклопедиях.

Р: работать по предложенному плану, использовать средства.

К: слушать и понимать речь других,   вступать в беседу на уроке.

Проявлять ценностное отношение к растениям сада.

31

6

28.12

Сколько живут растения.

(У. с. 102-104, отв. на вопр.)

Сроки жизни растений; расселение растений на новые места.

Научиться определять возраст растений, выяснять признаки однолетних, двулетних и многолетних растений.

П: различать изученные объекты и явления живой и неживой природы.

Р: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

К: выразительно читать и пересказывать текст,

Проявлять ценностное отношение к природному миру, осознавать важность  знаний о возрасте растений.

32

7

13.01

Размножение растений своими частями.

(У. с 105-106. отв.на вопр.)

Вегетативное размножение растений.

Ознакомиться с понятиями «черенок», «отросток», «семя», «плод»; получить представление о возможности вегетативного размножения растений.

П: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи в один шаг.

Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и  самостоятельно.

К: совместно договариваться о правилах поведения в природе и следовать им.

Осознавать ценность дружбы, единства, взаимовыручки; проявлять осознанное отношение к необходимости размножения растений разными способами.

33

8

18.01

Обобщение по теме «Культурные растения. Продолжительность жизни растений»

Культурные растения. Продолжитель-

ность жизни растений.

Научиться обобщать знания о дикорастущих и культурных, в том числе сельскохозяйственных, растениях, называть особенности внешнего вида и жизни растений.

П: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы.

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

К:  учиться выполнять  различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), вступать в беседу на уроке.

Проявлять к собеседнику внимание, терпение, использовать вежливые слова в общении; проявлять ценностное отношение к природному миру.

Грибы (3 ч)

34

1

20.01

Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба?

(У. с. 109-112)

Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов.

Получить представление, почему грибы выделены в особое царство живой природы; научиться отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых.

П: делать предварительный отбор источников информации

для решения учебной задачи.

Р: планировать учебную деятельность на уроке.

К: слушать и понимать речь других,   вступать в беседу на уроке.

Осознавать необходимость

бережного отношения к грибам.

35

2

25.01

(У. с. 109-112) (У. с.113-114)

Съедобные и ядовитые грибы.

Научиться характеризовать роль грибов в жизни человека, различать съедобные и несъедобные грибы, выявлять условия, необходимые для жизни грибов.

П: добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в словарях, энциклопедиях.

Р: высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.

К: слушать и понимать речь других.

Осознавать ценность дружбы, единства, взаимовыручки.

36

3

27.01

Как правильно собирать грибы.

(У.с. 115-116, правила)

Правила сбора грибов.

Научиться различать грибы своей местности, выявлять условия, необходимые для жизни грибов; получить представление о значении природы для здоровья и жизни человека.

П: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Р: работать по предложенному плану, использовать необходимые средства.

К: доносить свою позицию до других, вступать в беседу на уроке.

Проявлять к собеседнику внимание, терпение, использовать вежливые слова в общении.

Животные (8ч)

37

1

01.02

Разнообразие животных.

(У. с. 5-8, отв. на вопр)

Многообразие животных по способу питания. Дикие и домашние животные.

Научиться группировать объекты по их признакам (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие).

П: различать изученные объекты и явления живой и неживой природы;

Р: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

К: выразительно читать и пересказывать текст, слушать и понимать речь других.

Демонстрировать навыки культурного поведения при общении.

38

2

03.02

Насекомые

(У. с.9-11,

Хр. с. 69-71,)

Растительнояд-

ные, хищные и всеядные насекомые

Научиться называть характерные признаки насекомых, группировать виды насекомых.

П: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и  самостоятельно.

К: доносить свою позицию до других, вступать в беседу на уроке.

Проявлять ценностное отношение к природному миру, осознавать необходимость  существования насекомых для других живых организмов.

39

3

08.02

Рыбы

(У. с. 12-14, отв.на вопр.

Хр.с. 73-74)

Приспособления рыб для жизни в воде.

Научиться называть характерные признаки рыб, рассказывать о строении рыб в зависимости от условий обитания, группировать виды рыб.

П: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи в один шаг

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

К: слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке и в жизни.

Проявлять ценностное отношение к природному миру, осознавать необходимость  классифицировать виды рыб, находить их общие и отличительные признаки.

40

4

10.02

Земноводные.

(У. с. 15-16,

Хр. с. 79-80)

Жизнь лягушек, жаб, тритонов. Амфибии и их признаки.

Научиться называть характерные признаки земноводных, рассказывать о жизни лягушек, жаб, тритонов.

П: добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в словарях, энциклопедиях.

Р: планировать учебную деятельность на уроке.

К: выразительно читать и пересказывать текст.

Осознавать ценность дружбы, единства, взаимовыручки.

41

5

15.02

Пресмыкаю-щиеся.

(У. с. 18-20, отв.на вопр.

Хр. с.83-85, читать)

Отличительные признаки пресмыкающихся. Правила поведения при встрече со змеями.

Научиться называть характерные признаки пресмыкающихся, сравнивать присущие тем или иным животным способы питания.

П: делать предварительный отбор источников информации

для решения учебной задачи.

Р: высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.

К: доносить свою позицию до других, слушать и понимать речь других.

Проявлять к собеседнику внимание, терпение, использовать вежливые слова в общении, проявлять ценностное отношение к природному миру.

42

6

17.02

Птицы

(У. с.21-23, отв. на вопр.,

Хр. с.89-91, читать)

Признаки птиц. Значение перьевого покрова. Способы добычи пищи птенцам.

Научиться определять понятия «дикие», «домашние», «перелетные»    

и «оседлые» птицы, выделять общие и отличительные особенности птиц.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.

К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Проявлять готовность и способность к саморазвитию, ценностное отношение к природному миру.

43

7

22.02

Звери

(У.с. 24-25. отв. на вопр.,

Хр. с.100-102, читать)

Отличительные признаки млекопитающих.  Группы млекопитающих.

Научиться сравнивать внешний вид и характерные особенности зверей, получить возможность научиться называть группы животных по их характерным признакам.

П: добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в словарях, энциклопедиях.

Р: работать по предложенному плану.

К: вступать в беседу на уроке.

Демонстрировать навыки культурного поведения при общении, проявлять ценностное отношение к природному миру.

44

8

24.02

Как животные защищаются.

(У. с. 26-28,

Хр. с. 105-106, читать)

Различные группы животных.

Научиться распределять животных по группам, рассказывать о способах защиты животных от врагов.

П: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация.

Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и  самостоятельно.

К: вступать в беседу на уроке.

Иметь положительное отношение к учебной деятельности на основе имеющегося опыта.

Человек и животные (6 ч)

45

1

01.03

Домашние животные.

(У. с. 29-31,

Хр. с. 111-113, читать)

Домашние животные.

Научиться называть отличительные признаки домашних животных, распределять животных по систематическим группам.

П: описывать на основе иллюстрации объекты живой природы; подводить под понятие на основе выделения существенных признаков.

Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

К: строить монологическое высказывание о домашнем животном.

Проявлять положительное отношение к учебной деятельности на основе занимательного содержания и имеющихся знаний.

46

2

03.03

Живой уголок.

(У. с. 32-34,

сообщения об обитателя жив. уголка)

Обитатели живого уголка.

Научиться описывать отдельных представителей животного и растительного мира уголка природы, выполнять приемы выращивания растений из черенка, листа, семени, луковицы.

П: осознанно строить сообщения в устной форме; знакомиться с животными и растениями уголка природы.

Р: выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

К: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Осознавать ответственность человека за общее благополучие, проявлять ценностное отношение к природному миру.

47

3

10.03

Урок – экскурсия на животновод -

ческую ферму

Знакомство с жизнью животных на фермах.

Научиться наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни животных на животноводческой ферме, рассказывать о профессиях людей, которые работают на ферме.

П: проводить несложные наблюдения за домашними животными, делать выводы на основе полученных результатов.

Р: уметь следовать инструкциям при проведении наблюдений.

К: сотрудничать со сверстниками; договариваться о распределении функций и ролей

Иметь положительный интерес к учебной деятельности на основе имеющихся знаний, ориентироваться на их практическое применение.

48

4

15.03

Значение диких животных.

(У. с. 35-38, отв. на вопр.)

Расширить знания о диких животных

Научиться называть  признаки, отличающие домашних животных от диких, сравнивать харак –

терные для животных способы питания, опреде-

лять характер взаимо-отношений человека и природы,  называть представителей животного мира.

П: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Р: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

К: вступать в беседу на уроке, слушать и понимать речь других.

Демонстрировать навыки культурного поведения при общении, проявлять ценностное отношение к природному миру.

49

5

17.03

Человек в ответе не только за тех, кого приручил.

(У. с. 39-40,

Хр. с. 119-124, читать)

Забота человека о дикой природе. Охранная деятельность человека.

Получить представление о природе как среде оби-тания  всех живых существ на Земле, о том что нужно беречь природу, о значении Красной книги России.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Р: следовать установленным правилам в планировании способа решения.

К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Осознавать ответственность человека за общее благополучие, проявлять навыки сотрудничества в разных ситуациях.

50

6

22.03

Заповедники или заказники родного края. Обобщение по теме «Человек и животные»

Охранная деятельность человека на территории родного края. Экологические правила поведения человека в природе.

Научиться определять признаки зимы в неживой и живой природе в ходе экскурсии.

П: осуществлять рефлексию способов и условий действий; уточнять признаки сезона в живой и неживой природе.

Р: использовать речь для регуляции своего действия; предвосхищать результат.

 К: определять цели, функции участников коммуникации, способы взаимодействия.

Выражать позитивное отношение к живой и неживой природе родного края, проявлять интерес к целенаправленным экскурсиям для расширения знаний о природе.

Человек разумный – часть природы ( ч)

51

1

31.03

Про тебя.

(У. с. 43-48, отв. на вопр.)

Живое существо. Живые организмы. Основные расы человека.

Научиться объяснять понятия «живые существа», «живые организмы», понимать, чем человек отличается от других живых существ, осознавать ответственность человека за общее благополучие.

П: использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Р: следовать установленным правилам  планирования  способа решения.

К: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Осознавать ответственность человека за общее благополучие;  проявлять навыки сотрудничества в разных ситуациях.

52

2

05.04

Что умеет человек.

(У. с. 49-53, отв. на вопр.)

Человек – существо социальное, член общества.

Научиться различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта, приводить примеры различных профессий, классифицировать предметы по принадлежности

П: научиться использовать общие приемы решения задач.

Р: различать способ и результат действия.

К: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Соблюдать правила бережного отношения к вещам и предметам, проявлять уважение к труду взрослых.

53

3

07.04

Расти здоровым.

(У. с. 54-59, правила)

Условия, необходимые для жизни на Земле. Здоровье человека. Общее представление о строении и основных функциях организма человека.

Научиться понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдение режима дня, личной гигиены, правильного питания); получат возможность научиться осознанно выполнять режим дня.

П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осуществлять смысловое чтение.

Р: планировать  свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; регулировать  свое эмоциональное состояние для решения учебных задач.

К: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Следовать  нормам здоровье сберегающего поведения; осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

54

4

12.04

Питание и здоровье.

(У. с.60-65, отв. на вопр.)

Режим питания.

Научиться соблюдать правила питания, объяснять понятия «здоровая пища», «вредные продукты», «полезные продукты», соблюдать культуру поведения за столом.

П: осуществлять рефлексию способов и условий действий.

Р: выполнять задания в соответствии с целью, отвечать на поставленный вопрос.

К: строить понятные для партнера высказывания.

Принимать установку на здоровый образ жизни.

55

5

14.04

От кого зависит твой режим дня.

(У. с. 66-69, отв. на вопр.)

Режим дня школьника. Условия жизни, влияющие на здоровье человека.

Научиться составлять и соблюдать режим дня, понимать его необходимость для человека.

П: использовать общие приемы решения задач.

Р: контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным материалом.

К: строить монологические высказывания.

Принимать образ «хорошего ученика»; осознавать значение учебной деятельности.

56

6

19.04

Чистота – залог здоровья.

(У. с.71-76,

отв. на вопр.)

Личная гигиена. Правила домашней учебной работы.

Научиться демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды.

П: ориентироваться в разнообразии способов решения задач, осуществлять смысловое чтение; уточнить знания о предметах гигиены.

Р: планировать  свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить.

К: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Следовать нормам здоровье сберегающего поведения; осуществлять самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

57

7

21.04

Берегись простуды!

(У. с.77-79, учить)

Охрана и укрепление здоровья.

Научиться соблюдать правила закаливания, осознавать необходимость развития силы, ловкости и быстроты.

П: использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня.

Р: действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

К: предлагать помощь в сотрудничестве; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Следовать нормам здоровье сберегающего поведения, проявлять навыки сотрудничества в разных ситуациях, находить выход из спорных ситуаций.

58

8

26.04

Твоя безопасность на улице.

(У.с.80-85, правила)

Дорога от дома до школы. Правила дорожного движения. Опасности, подстерегающие ребенка при общении с незнакомыми людьми.

Научиться различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице, применять знания о безопасном пребывании на улицах, научиться анализировать дорогу то школы до дома.

П: анализировать путь от дома до школы: замечать опасные участки, знаки дорожного движения; воспроизводить домашний адрес, правила дорожного движения.

Р: принимать и сохранять учебную задачу.

К: реализовывать в процессе парной работы правила совместной деятельности; обсуждать правила поведения пешехода на дороге из дома в школу и обратно.

Осознавать ответственность человека за общее благополучие.

59

9

28.04

Твоя безопасность дома.

(У.с. 86-90, отв. на вопр.)

Правила безопасного обращения с электроприборами, газовыми установками, лекарствами.

Научиться соблюдать правила безопасного поведения дома, в том числе правила обращения с электроприборами, газовыми установками, правила общения через закрытую дверь с незнакомыми людьми.

П: ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация для решения учебной задачи.

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу.

К: вступать в беседу на уроке и в жизни, совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Понимать необходимость соблюдения правил безопасности.

60

10

03.05

Обобщение по теме «Человек разумный – часть природы»

Живые существа. Живые организмы. Основные расы человека

Научиться понимать необходимость вести здоровый образ жизни, использовать для сохранения и укрепления своего здоровья средства личной гигиены, режим труда и отдыха, физкультуру.

П: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать выводы.

Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и  самостоятельно.

К: выполнять  различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика  

Демонстрировать навыки культурного поведения при общении, выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья.

Наша Родина – Россия (8 ч)

61

1

05.05

Имя города, села, поселка.

(У.с. 93-97, отв. на вопр.)

Россия – наша Родина.

Научиться различать понятие «город», «село», называть, чем похожи и чем различаются эти населенные пункты.

П: осознанно строить сообщения в устной и письменной форме; работать с картой: находить и показывать на карте свой регион, главный город своего региона.

Р: оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия поставленной задачи.

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Осознавать свою этническую принадлежность.

62

2

10.05

Семья и родословная.

Семья ребенка. Родословная семьи.

Знать родословную своей семьи. Рассказывать о старших членах своей семьи. Уметь работать с различными источниками информации.

П: перерабатывать полученную информацию

Р: планировать  свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

Осознавать свою этническую принадлежность

63

3

12.05

История Московского Кремля.

(У. с. 98-101, отв. на вопр.)

Москва – столица России. История Отечества: отдельные исторические картины быта, труда в истории Московского Кремля.

Научиться воспроизводить полное название страны, называть символы государства, достопримечательности столицы России.

П: учиться самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение.

Р; переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную; понимать выделенные  учителем ориентиры действия в учебном материале.

К: предлагать помощь в сотрудничестве.

Определять поступки, в которых будет проявляться любовь к Родине; учиться проявлять уважение к атрибутам государственной символики через соблюдение социально принятых норм поведения.

64

4

17.05

Экскурсия в город

Предприятия, обслуживающие жителей города.

Научиться соблюдать правила дорожного движения, поведения пешеходов, нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах, осознавать ответственность за свои поступки.

П: Использовать общие приемы решения учебных задач, осуществлять  рефлексию способов и условий действий; знать правила дорожного движения.

Р: контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом в сотрудничестве с учителем.

К: осуществлять взаимный контроль.

Демонстрировать самостоятельную и личную ответственность за свои поступки, установку на здоровый образ жизни; проявлять навыки сотрудничества в разных ситуациях.

65

5

19.05

Общий дедушка

У. с. 107-109, отв. на вопр.)

Младший школьник и семья. Правила взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Научиться называть своих ближайших родственников, рассказывать о семейных праздниках.

П: ориентироваться в своей системе знаний; различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами.

Р: высказывать свою версию, пытаться предлагать способ ее проверки.

К: вступать в беседу на уроке, слушать и понимать речь других.

Проявлять к собеседнику внимание, терпение, использовать вежливые слова в общении.

66

6

24.05

День Победы

(У.с. 110-113, отв. на вопр.)

Государственные праздники.

История Отечества во время Великой Отечественной войны.

Научатся принимать участия и знать важнейшее событие страны – День Победы, научатся рассказывать об этом государственном празднике.

П: делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

Р: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства.

К: доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

Демонстрировать навыки культурного поведения при общении.

67

7

26.05

День Конституции России

У. с. 114-117. отв. на вопр.)

Государственные праздники.

Научатся называть государственный праздник – День Конституции России, различать государственную символику РФ, символику городов России.

П: различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами.

Р: определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

К: слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке.

Проявляют уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила.

68

8

31.05

Обобщение по теме «Наша Родина- Россия»

Россия – наша Родина

Научатся называть регион, где живут, родное село, осуществлять поиск дополнительной информации о родном крае.

П: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Р: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

К: учиться выполнять различные роли в группе, вступать в беседу на уроке и в жизни, слушать и понимать речь других.

В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делают выбор, какой поступок совершить.

9. Материально-техническое обеспечение программы

1.   Классная доска с креплениями для таблиц.

2.   Магитная  доска.

3.   Персональный компьютер.

4.   Документ-камера.

5.   Интерактивная приставка «Mimio»

6.   CD\DVD-проигрыватель.

7.   Цифровой микроскоп «Микромед С-11» с адаптером и видеоокуляром.

Демонстрационные пособия:

1)   таблицы «Окружающий мир, 1-4 кл.»;

2)   учебные географические карты (карта полушарий, карта природных зон России. физическая карта России);

4)   коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;

5)   гербарии дикорастущих и культурных растений;

6)   живые объекты (комнатные цветы).

7)   глобус;

8)   теллурий.

 

Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом

Для учащихся

1. Федотова, О. Н. Окружающий мир: 2 кл.: учебник: в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

2. Федотова, О. Н. Окружающий мир: 2 кл.: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.:  Академкнига/Учебник, 2010.

3. Федотова, О. Н. Окружающий мир: 2 кл.: хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М.: Академкнига/Учебник, 2010.

Для учителя

       1. Программа четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Сост. Р. Г. Чуракова. – М.: Академкнига/ Учебник, 2009.

      2. Федотова, О. Н. и др. окружающий мир (Текст): 2 кл.: Методическое пособие / / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М.: Академкнига/ Учебник, 2010.

      3. Федотова, О. Н. Окружающий мир  2 кл.: система уроков по учебнику О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой, С. А. Трафимова/ авт.-сост. Т. С. Гулуева, Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель. 2013

8)   теллурий.

Интернет-ресурсы

dic.academic.ru  - Словари и энциклопедии on-line.

   ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь..

   www.referat.ru- Сайт Московской коллекции рефератов.

   www.kinder.ru - Интернет для детей. Каталог детских ресурсов.

   GeoMan.ru: Географическая энциклопедия

   nation.geoman.ru - Народы мира

   animal.geoman.ru - Животные

   bird.geoman.ru - Птицы

   invertebrates.geoman.ru - Насекомые

   fish.geoman.ru - Рыбы

   plant.geoman.ru - Растения

   forest.geoman.ru - Лесная энциклопедия

   istoric.Ru: Всемирная история


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа УМК "Начальная школа 21 век" Окружающий мир" 2 класс

Рабочая программа учителя по курсу окружающий мир УМК "Начальная школа 21 в" для учащихся 2-го класса  рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели) и разработана в соответствии:с т...

Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру, умк "начальная инновационная школа", 2 класс.

Рабочая программа и тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" для 2 класса, учебно-методический комплект "начальная инновационная школа"....

Рабочие программы по литературному чтению, математике, окружающему миру, технологии, изо УМК "Школа Росссии" для 2 класса

Рабочие программы сотавлены на основе авторской Л. Ф. Климановой,  М. И. Моро, А. А. Плешакова, О. А. Куревиной, Б. М. Неменского в соответствии с требованиями Федерального образовательного станд...

рабочая программа за 3 класс по окружающему миру УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа составлена по новым стандартам второго поколения...

Рабочая программа для 1 класса по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века" (ФГОС)

В учебном материале представлена рабочая программа для 1 класса на 2014-2015 учебный год, составленная в соответствии с требованиями ФГОС. В программе прилагается календарно-тематическое планирование ...

Рабочая программа для 3 класса по окружающему миру Школа России

Рабочая программа для 3 класса по окружающему миру Школа России...

Рабочая программа для 4 класса по окружающему миру Школа России

Рабочая программа для 4 класса по окружающему миру Школа России...