Рабочая программа для 3 класса по окружающему миру Школа России
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа для 3 класса по окружающему миру Школа России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_okr_mir_3_shr.doc | 152.5 КБ |
ktp_okru_mir_3_sh_r.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел 1
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1. Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа. Сведения о программе (примерной/типовой или авторской).
Данная программа разработана в соответствии c:
- примерной программой начального общего образования, разработанной на основе стандарта второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться;
- примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А.Плешакова “Окружающий мир 1-4 класс”
2. Информация об учебно-методическом комплекте.
Программа обеспечена :
Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас.Учебник для 3 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 1.- М.: Просвещение, 2013.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас.Учебник для 3 класса начальной школы. В 2 частях. Часть 2.- М.: Просвещение, 2013.
.
3. Место и роль предмета в решении задач формирования УУД
В настоящей программе формирование УУД предполагает развитие, интеллектуальных, познавательных и организационных общеучебных умений, навыков и способов деятельности:
- осознание ребенком необходимости понимать смысл поставленной учебной задачи для ее успешного решения, способность сохранять учебную цель, умение ставить новые учебные цели и работать над их достижением; потребность в творческом самовыражении;
- формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами, организовывать сотрудничество;
- развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания, дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.
Данный курс ориентирован на формирование таких общеучебных интеллектуальных умений, как обобщение, классификация, переход от внешнего контроля к самоконтролю, от контроля по результату к контролю по способу действия, от констатирующего к опережающему.
4 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения окружающему миру является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Природа как одна из основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
Человечество как многообразие народов, культур религий.
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
5. Цели и задачи учебного предмета в области формирования личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мираи осознание места в нем человека на основе единства рационально- научного познания и эмоционально ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно- нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, в котором проживают дети, к России, ее природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
6. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа (в соответствии с учебным планом), в том числе о количестве обязательных часов для проведения лабораторно-практических, повторительно-обобщающих, контрольных уроков, экскурсий, проектов, исследований и др.
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 270 часов: в 3 классе 68 часов (34 учебные недели).
Период обучения | Количество часов | Практические работы | Проверочные работы | Диагностические работы | Тест |
1 четверь | 18 | 7 | 1 | 1 | - |
2 четверь | 14 | 2 | - | 1 | 1 |
3 четверь | 20 | 4 | 1 | - | 3 |
4 четверь | 16 | - | - | 1 | 1 |
Итого | 68 | 13 | 2 | 3 | 5 |
7. Информация о внесенных в примерную/типовую или авторскую программу изменениях, их обоснование
В авторскую программу изменения не внесены
8. Информация об используемых технологиях обучения, методах, формах организации учебной деятельности, о внеурочной деятельности по предмету
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно- поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно- образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и в парке, музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
- распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа определителя
- моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей)
- эколого- этическая деятельность (включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил)
Используемые методы обучения:
1 словесные
2 наглядные
3 практичкские
4 игровые
В процессе обучения предполагается применение таких технологий обучения как технология проектного обучения, технология проблемного обучения, игровые технологии.
Раздел 2
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР за 3 класс
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, россий-ский народ и историю России, осоз-нание своей этнической и нацио-нальной принадлежности; формиро-вание ценностей многона-циональ-ного российского общества; станов-ление гуманистических и демокра-тических ценностных ориентаций; - формирование целостного, социально ориентированного взгля-да на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; - формирование уважительного от-ношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - формирование процессов принятия и освоения социальной роли обуча-ющегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич-ностного смысла учения; - развитие самостоятельности и лич-ной ответственности за свои поступ-ки, в том числе в информиционной деятельности, на основе представ-лений о нравственных нормах, соци-альной справедливости и свободе; - формирование эстетических пот-ребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, доб-рожелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, пони-мания и сопереживания чувствам других людей; - развитие навыков сотрудничества со взрослымии сверстниками в раз-ных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; - формирование установки на безо-пасный, здоровый образ жизни, на-личие мотивации к творческому труду, работе на результат, береж-ному отношению к материальным и духовным ценностям. | - процесс овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; - процесс освоения способов решения проблем творческого и поискового характера; - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с постав-ленной задачей и условиями ее реа-лизации; определять наиболее эф-фективные способы достижения результата; - формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности кон-структивно действовать даже в ситуациях неуспеха; - процесс освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии; - формирование умения использовать знаково- символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объек-тов и процессов, схем решения учебных и практических задач; - формирование умения активно использовать речевые средства и средства информационных и комму-никационных технологий для реше-ния коммуникативных и познава-тельных задач; - формирование умения использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, пе-редачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и тех-нологиями учебного предмета «Окружающий мир»; - процесс овладения логическими действиями; - формирование умения слушать со-беседника и вести диалог; готовность признавать возможность сущест-вования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; - формирование умения определять общую цель и пути ее достижения; умение договариваться о распре-делении функций и ролей в совмест-ной деятельности; осуществлять вза-имный контроль в совместной дея-тельности, адекватно оценивать соб-ственное поведение и поведение окружающих; - процесс овладения начальными све-дениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений дей-ствительности в соответствии с со-держанием учебного предмета; - процесс овладения базовыми пред-метными и межпредметными поня-тиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; - формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образо-вания в соответствии с содержанием учебного предмета. | - понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы; - уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, исто-рии, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни; -осознавать целостность окружа-ющего мира, осваивать основы эко-логической грамотности, элементар-ных правил нравственного поведе-ния в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде; - осваивать доступные способы изу-чения природы и общества; - устанавливать и выявлять при-чинно- следственные связи в окру-жающем мире. |
Раздел 3
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
- Разделы, темы курса, количество часов, основные дидактические единицы
Как устроен мир 6 часов
Природа. Человек. Проект «Богатства отданные людям». Общество. Что такое экология. Природа в опасности
Эта удивительная природа 18 час
Тела, вещества, частицы.Разнообразие веществ. Воздух и его охрана. Вода. Превращения и круговорот воды в природе. Берегите воду! Как разрушаются камни. Что такое почва. Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Размножение и развитие растений. Охрана растений. Разнообразие животных. Кто есть кто? Проект «Разнообразие животных родного края». Размножение и развитие животных. Охрана животных. В царстве грибов. Великий круговорот жизни
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Обнаружение крахмала в продуктах питания. Свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды в природе. Состав почвы. Размножение и развитие растений
Мы и наше здоровье 10 часов
Организм человека. Органы чувств. Надежная защита организма. Опора тела и движение. Наше питание. Проект «Школа кулинаров». Дыхание и кровообращение. Презентация проектов «Богатства отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса
Наша безопасность 6 часов
Огонь, вода и газ. Чтобы путь был счастливым. Дорожные знаки. Проект «Кто нас защищает». Опасные места. Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.
Практическая работа: Устройство и работа бытового фильтра для очистки воды
Чему учит экономика 12 часов
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей- основа экономики. Полезные ископаемые. Растениеводство. Животноводство. Какая бывает промышленность. Проект «Экономика родного края». Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет. Экономика и экология
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами
Путешествия по городам и странам 14 часов
Золотое кольцо Россиии. Проект «Музей путешествий». Наши ближайшие соседи. На севере Европы. Что такое Бенилюкс. В центре Европы. По Франции и Великобритании. На юге Европы. По знаменитым местам мира. Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий»
Резерв 2 часа
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов по программе | Содержание учебного материала (основные дидактические единицы) | Требования к уровню освоения материала по РАЗДЕЛУ | Перечень контрольных мероприятий |
1 | Как устроен мир | 6 | Природа и ее разно-образие. Растения, животные, грибы, бактерии- царства живой природы. Свя-зи в природе. Роль природы в жизни лю-дей. Человек- часть природы, разумное существо. Внутрен-ний мир человека. Общество. Семья, на-род, государство- час-ти общества. Человек- часть общества. Чело-вечество. Мир глаза-ми эколога. Что такое окружающая среда. Роль экологии в сох-ранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу. Меры по охране природы | Анализировать текст учебника. Сравнивать объекты живой и не-живой природы. Классифицировать их по признакам. Называть экологичес-кие связи. Приводить примеры взаимосвязи живого и неживого. Называть положитель-ные и отрицательные влияния человека на природу. | Стартовая диагностика |
2 | Эта удивительная природа | 18 | Тела, вещества, час-тицы. Разнообразие веществ. Твердые ве-щества, жидкости и газы. Воздух, его сос-тав, свойства. Значе-ние воздуха. Источ-ники загрязнений, ох-рана воздуха. Вода, ее свойства, состояния. Круговорот воды в природе. Значение во-ды. Источники загряз-нений и охрана воды. Экономия воды в бы-ту. Разрушение твер-дых пород в природе. Почва, ее состав. Жи-вые существа почвы. Образование почвы и роль живых организ-мов в этом процессе. Охрана почвы. Расте-ния, их разнообразие. Группы и виды расте-ний. Дыхание и пита-ние растений. Размно-жение и развитие рас-тений. Роль растений в природе и жизни че-ловека. Охрана расте-ний. Влияние челове-ка на растительный мир. Красная книга. Животные и их разно-образие. Цепи питания, экологичес-кая пирамида. Влия-ние человека на жи-вотный мир. Размно-жение и развитие жи-вотных. Грибы. Роль грибов в природе и жизни человека. Представление о кру-говороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни. | Различать тела и ве-щества. Описывать вещества по предло-женному плану. Называть правила ох-раны воздуха. Различать три состоя-ния воды, формулиро-вать на основе наблю-дения вывод о причи-нах образования обла-ков и выпадении дождя. Характеризовать про-цесс разрушения гор-ных пород. Модели-ровать связь почвы и растений. Характеризовать про-цесс образования и разрушения почвы. Приводить примеры растений разных групп и видов. Называть разные спо-собы распространения плодов и семян. Рассказывать о раз-витии и размножении животных разных групп. Называть меры по охране животных. Рассказывать о круго-вороте веществ на земле | Проверочная работа 1 Тест 1 |
3 | Мы и наше здоровье | 10 | Организм человека. Органы и системы ор-ганов. Нервная систе-ма. Органы чувств. Кожа, ее значение и гигиена. Первая по-мощь. Опорно- двига-тельная система. Осанка. Питательные вещества. Пищевари-тельная система. Ги-гиена питания. Дыха-тельная и кровенос-ная системы. Закали-вание. Инфекцион-ные болезни. Аллергии. ЗОЖ. Враги здоровья | Называть органы чувств человека, меры первой помощи при повреждении кожи. Характеризовать сред-ства гигиены и ухода за кожей. Рассказывать о роли опорно- двигательной, дыхательной, крове-носной систем. Формулировать правила ЗОЖ | Промежуточная диагностика |
4 | Наша безопасность | 6 | Как действовать при возникновении ЧС. Правила безопасного поведения в городе, в лесу, на воде. Дорож-ные знаки, их виды. Опасные места в квартире. Экологи-ческая безопасность | Формулировать действия при ЧС. Называть правила поведения в различных местах. Называть дорожные знаки. | Тест 2 Тест 3 Проверочная работа 2 |
5 | Чему учит экономика | 12 | Потребности людей. Что такое товары и услуги. Природные богатства – основа экономики. Физичес-кий и умственный труд. Полезные иско-паемые, их разнооб-разие, роль в эконо-мике.Способы добы-чи полезных ископа-емых. Растениевод-ство и животновод-ство- отрасли сель-ского хозяйства. Про-мышленность и ее основные отрасли. Роль денег в эконо-мике. Денежные еди-ницы разных стран. Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Эко-логические прогнозы- их сущность и значе-ние. Построение безо-пасной экономики. | Называть полезные ископаемые важные для экономики. При-водить примеры ис-пользования природ-ных богатств и труда в процессе производства товаров. Классифици-ровать растения. На-зывать продукты и от-расли животновод-ства. Называть виды денежных знаков. Анализировать доходы и расходы бюджета. Понимать взаимосвязь экономики и экологии | Тест 4 |
Путешествия по городам и странам | 14 | Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, достопримечательности, охрана памятни-ков культуры. Стра-ны, граничащие с Россией- наши бли-жайшие соседи. Стра-ны зарубежной Евро-пы, их многообразие, расположение на кар-те, особенности куль-туры, природы, эко-номики, основные достопримечательности, знаменитые люди. Знаменитые места мира. Бережное отно-шение к культурному наследию человечства. | Рассказывать о дос-топримечательностях Золотого кольца. На-зывать государства, граничащие с Россией, их столицы. Называть страны Бенилюкса. Описывать достопри-мечательности Фран-ции и Великобри-тании, Греции и Италии. | Промежуточная диагностика Тест 5 | |
Резерв | 2 | ||||
Итого | 68 |
- Контроль уровня достижения планируемых результатов
Основная цель контроля по окружающему миру- проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Текущий контроль осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль проводится в устной форме. Для тематических проверок выбирают узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдения учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.
- Формируемые универсальные учебные действия за 3 класс
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.
У третьеклассника продолжают формироваться регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения
- учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему
- составлять план решения проблемы совместно с учителем
- работая по плану, сверять свои действия с целью и , при необходимости, исправлять ошибкис помощью учителя
- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы остальных учеников, исходя из имеющихся критериев
Познавательные УУД:
- ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельного предполагать, какая информация нужна для решения проблемы в один шаг
- отбирать необходимые для решения учебной задачиисточники информациисреди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.)
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий; делать выводы на основе обобщения знаний
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно- научного текста; представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы
- работать с текстом
Коммуникативные УУД:
- донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций; высказыать свою точку зрения и пытаться обосновать, приводя аргументы
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения
- договариваться с людьми
- учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться
Предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории
- уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории и культуре нашей страны
- осознание целостности окружающего мира
- освоение доступных способов изучения природы и общества
- установление и выявление причинно- следственных связей в окружающем мире
Раздел 4
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
- Учебно-методическая литература для учителя
1.Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». Универсальное планирование. 2 класс. Изд.3-е переработанное и дополненное. М.: «ВАКО», 2006.-368с.- (В помощь школьному учителю). ISBN 5-94665-288-5. usportal.ru
2. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч.1-2-е изд.- М.:Просвещение, 2009.- 317с.- (Стандарты второго поколения). ISBN 978-5-09- 021421-6. window.edu/ru
3. Школа России. Концепция и программы для нач.кл. Ш67 В 2ч. Ч.1/ [М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др.]. -4-е изд.-М.: Просвещение, 2009.-158с.- ISBN 978-5-09- 020619-8. www.pandia.ru
Литература для обучающихся
1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для третьего класса начальной школы. В 2 частях М.: Просвещение, 2012.
Раздел 5
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Красная книга; энциклопедии, справочники.
Карта полушарий, мира, России
2. Компьютерные и информационно-коммуникационные средства
3. Перечень интернет ресурсов
4. Технические средства обучения
Классная доска с креплением для таблиц.
Настенная доска.
Телевизор (по возможности).
Видеоплеер (по возможности).
Аудиоцентр.
Мультимедийный проектор (по возможности).
Экспозиционный экран (по возможности).
Компьютер (по возможности). Принтер (по возможности).
5. Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с программой обучения. Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по окружающему миру.
6. Оборудование класса
Ученические двухместные столы с набором стульев.
Стол учительский.
Шкафы для хранения пособий.
Настенные доски.
Держатели для таблиц.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
по окончании каждого учебного года, ступени образования в соответствии с ФГОС, целями и задачами образовательной программы ОУ, в соответствии с требованиями ЕГЭ и ГИА
Обучающиеся к концу 3 класса должны
знать:
- что такое тела, вещества, частицы
- компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые, их основные свойства
- компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы
- группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; органы растений; растениеводство как составная часть сельского хозяйства
- группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства
- некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными)
- взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе
- строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены
уметь:
- различать наиболее распространённые в данной местности растения, животных
- устно описывать объекты природы
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком
- подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников
- измерять температуру воздуха с помощью термометра
- проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты
- оперировать с моделями, указанными в программе
- изготавливать кормушки двух- трёх конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы
- выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость
- в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы
- выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи
Приложение 1 к рабочей программе по окружающему миру
для 3 класса, учителя Куприяновой Н.А. на 2014- 2015 учебный год
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс (Школа России)
№ уро-ка | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Вид контроля | ИКТ, ТСО | Дата проведения | |
план | факт | ||||||
Как устроен мир (6 часов) | |||||||
1 | Природа | УОМН | Ознакомление с учебником,пособиями, целями и задачами раздела. Раскрытие ценности природы для людей. Осуществление самопроверки. | текущий | |||
2 | Человек | Урок-игра | Наблюдение над проявлениями внутреннего мира человека. Богатство внутреннего мира человека,его возникновение. | текущий | |||
3 | Проект «Богатства отданные людям» | Урок-проект | Распределение обязанностей в группе. Подборка материала по теме проекта. Презентация проекта. Оценка своего результата. | текущий | |||
4 | Общество | УОМН | Определение места человека в мире. Формирование выводов из изученного материала. Оценка своих достижений. | текущий | |||
5 | Что такое экология | КУ | Анализ текста учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе .Излагать текст с опорой на схему. Оценка своих достижений на уроке. | текущий | |||
6 | Природа в опасности! | Урок исследования КУ | Установление причинно-следственных связей между поведением людей,их деятельностью и состоянием окружающей среды. Положительное и отрицательное влияние человека .Сравнение заповедника и национального парка. | текущий | презентация | ||
Эта удивительная природа (18 часов) | |||||||
7 | Тела, вещества, частицы | Урок-исследования КУ | Понимание учебной задачи раздела и данного урока и их выполнение. Классификация тел и веществ. Проведение опыта на основе растворимых веществ. | текущий практичес-кая работа 1 | |||
8 | Разнообразие веществ. | Урок-исследования КУ | Характеристика свойств поваренной соли,сахара,крахмала, кислоты. Опыты по обнаружению крахмала в продуктах .Фиксация наблюдений в рабочих тетрадях. | текущий практичес-кая работа 2 | |||
9 | Воздух и его охрана | КУ | Анализ схемы с целью определения состава воздуха. Проведение опытов ,способствующих определить свойства воздуха. | текущий практичес-кая работа 3 | |||
10 | Вода. | КУ | Исследование по учебнику свойства воды. Вода -растворитель. | текущий практичес-кая работа 4 | |||
11 | Превращения и круговорот воды в природе. | КУ | Три состояния воды в природе. Образование капель при охлаждении пара. | текущий практичес-кая работа 5 | презентация | ||
12 | Берегите воду! | Урок-исследования | Нахождение числовых данных в учебнике. Экономное использование воды .Загрязнение воды. | текущий | |||
13 | Как разрушаются камни | Урок-исследования | Причины разрушения горных пород в природе. Зависимость частиц тел от изменения температуры. | текущий | |||
14 | Что такое почта. | КУ | Выдвижение гипотезы о плодородие почв. Исследование состава почвы. | текущий практичес-кая работа 6 | |||
15 | Разнообразие растений | УПЗиУ | Знакомство с группами растений по материалам учебника. Классификация растений. Использование информации при характеристике групп растений. | текущий | презентация | ||
16 | Солнце,растения и мы с вами | УОМН | Сходства и различия процессов питания и дыхания у растений и животных. Рассказ о этих процессах с опорой на схему. | текущий | |||
17 | Размножение и развитие растений. | КУк | Характеристика необходимых условий для размножения растений. Выявление роли животных в процессе размножения растений. | текущий практичес-кая работа 7 | |||
18 | Охрана растений | УОЗ | Актуализация сведений об исчезающих и редких растений. Характеристика факторов отрицательного воздействия человека на мир растений. | текущий проверочная работа 1 | |||
19 | Разнообразие животных. | УПЗиУ | Классификация животных. Понимание учебной задачи и её выполнение. | текущий | презентация | ||
20 | Кто есть кто? Проект «Разнообразие природы родного края». | Урок-проект | Характеристика животных по типу питания. Анализ схемы питания. Характеристика защитных форм растений и животных. Роль искусства в поддержке равновесия в природе. Составление и презентация книги «Книга природы родного края» | тематический | |||
21 | Размножение и развитие животных. | УПЗиУ | Характеристика животных по способу размножения. Рассказы о животных(забота о потомстве) | текущий | |||
22 | Охрана животных. | Урок-конфе-ренция КУ | Актуализация знаний о редких исчезающих животных. Характеристика факторов отрицательного воздействия человека на мир растений. Создание книжки-малышку «Береги животных» | текущий | |||
23 | В царстве грибов. | УПЗиУ | Характеристика строения шляпочных грибов. Моделирование различий грибов-двойников. | текущий | |||
24 | Великий круговорот жизни. | УКЗ | Организмы-разрушители ,производители. потребители их характеристика. Звенья круговорота веществ в природе. Моделирование круговорота веществ в природе. | текущий тест 1 | |||
Мы и наше здоровье (10 часов) | |||||||
25 | Организм человека | УОМН | Актуализация знаний по анатомии и физиологии человеческого организма .характеристика системы органов человека .Обсуждение взаимосвязи наук анатомии,физиологии, гигиены. Формирование знаний о местонахождении органов. Измерение роста и веса (работа в паре) | текущий | |||
26 | Органы чувств | Урок-исследования КУ | Самостоятельное изучение темы и подготовка рассказа пот предложенному плану. Распознавание предметов на ощупь и по запаху вс ходе учебного эксперимента. Формирование правил гигиены органов чувств. | текущий | |||
27 | Надёжная защита организма | Урок практика КУ | Практическая работа по изучению свойства кожи. Освоение приёмов оказания первой помощи при повреждении кожного покрова. Подготовка рассказа об уходе за кожей. | текущий практичес-кая работа 8 | |||
28 | Опора тела и движения | УПЗиУ | Роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма. Роль правильной осанки. | текущий | |||
29 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | Урок -проект КУ | Определение наличия питательных веществ в продуктах питания. Моделирование строения пищеварительной системы. Правила рационального питания. Меню здорового питания. | текущий | |||
30 | Дыхание и кровообращение | Урок-практика КУ | Актуализация знаний о лёгких и сердце. Характеристика строения дыхательной системы и её роль в организме. Моделирование строения дыхательной системы. Характеристика кровеносной системы и роль крови в организме .Измерение пульса на запястье при разной нагрузке. | текущий практичес-кая работа 9 | |||
31 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. | УКЗ | Выполнять задания .поверять свои знания | итоговый | |||
32 | Презентация проектов «Богатства отданные людям» Разнообразие природы родного края» « Школа кулинаров» | Урок-конфе-ренция КУ | Выступление с подготовленными сообщениями. Обсуждение. Оценивание достижений. | текущий | |||
33 | Умей предупреждать болезни | УПЗиУ | Характеристика и формирование факторов закаливания. Составление памятки по закаливанию. Составление инструкции по предупреждению инфекционных заболеваний. | текущий | презентация | ||
34 | Здоровый образ жизни | УПиСЗ | Обсуждение и формирование правила здорового образа жизни и выполнение их в жизни. | текущий | |||
Наша безопасность (6 часов) | |||||||
35 | Огонь,вода и газ | УОМН | Понимание учебной задачи раздела и данного урока и их выполнение. Актуализация знаний об опасности в быту .Моделирование схем различных ситуациях. Анализ схемы эвакуации из школы и моделирование в ходе учебной тревоги | текущий | |||
36 | Чтобы путь был счастливым | УОЗ | Актуализация правил безопасного поведения на улице. Изучение по материалам учебника правил поведения на улице и в транспорте,подготовка сообщения .Обсуждение предложенных ситуаций,которые являются наиболее опасными. Моделирование своих действий через ролевую игру. | текущий тест 2 | |||
37 | Дорожные знаки | УКЗ | Актуализация знаний дорожных знаков. .Типы знаков. модель со знаками «Путь домой» Выполнение тестов с выбором ответа. | текущий тест 3 | презентация | ||
38 | Проект «Кто нас защищает» | Урок-проект КУ | Поиск информации сведений о Вооружённых Силах России,деятельности полиции,службы пожарной безопасности.,МЧС. Оформление стендов,альбомов. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. | тематический | |||
39 | Опасные места | УПиСЗ | Актуализация полученных знаний о потенциально опасных местах. Составление схемы своего двора с обозначением опасных мест. | текущий | |||
40 | Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность | УОЗ | Характеристика опасности в природе. Нахождение информации о ядовитых растениях и грибах. Различие гадюки и ужа авила гигиены при общении с домашними животными. Анализ цепей загрязнений,примеры таких цепей. Обсуждение проблемы экологической безопасности и мер по охране окружающей среды. Знакомство с устройством бытового фильтра для очистки воды. | текущий проверочная работа 2 практичес-кая работа 10 | |||
Чему учит экономика (12 часов) | |||||||
41 | Для чего нужна экономика | УОМН | Понимание учебной задачи раздела .Различие товаров и услуг. Характеристика труда. Анализ покупок дома. | текущий | |||
42 | Природные богатства и труд людей-основа экономики | УОМН | Раскрытие роли природных богатств и труда людей пр предложенному плану. Связь профессий между собой .Выяснять роль профессий родителей в экономике. | текущий | |||
43 | Полезные ископаемые | КУ | Актуализация знаний о полезных ископаемых. Определение полезных ископаемых. Характеристика добычи полезных ископаемых | текущий практичес-кая работа 11 | презентация | ||
44 | Растениеводство | Урок-практика КУ | Актуализация знаний о дикорастущих и культурных растениях. Исследование сельскохозяйственного растения и описание его по плану. Значение растениеводства. Характеристика роли растений в экономике .Связь растениеводства и промышленности. | текущий практичес-кая работа 12 | презентация | ||
45 | Животноводство | Урок-исследование КУ | Актуализация знаний о диких и домашних животных. Классификация домашних сельскохозяйственных животных Роль животных в экономике. Продукты животноводства в нашем доме. | текущий | презентация | ||
46 | Какая бывает промышленность | Урок-исследование КУ | Характеристика отрасли промышленности. Выявление взаимосвязи в промышленности. | текущий | |||
47 | Проект «Экономика родного края» | Урок-проект УК | Сбор информации о экономике своего края. Оформление стендов, альбомов. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. | текущий | |||
48 | Что такое деньги. | Урок-практика КУ | Характеристика видов обмена товарами(бартер и купля-продажа) | текущий практичес-кая работа 13 | |||
49 | Государственный бюджет | УОМН | Характеристика государственного бюджета ,его доходы и расходы. Люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета | текущий | |||
50 | Семейный бюджет | УОМН | Характеристика семейного бюджета ,его доходы и расходы .Источники дохода в семье. Моделирование семейного бюджета. | текущий | |||
51 | Экономика и экология | УОЗ | Актуализация знаний о влиянии человека на окружающую среду. Раскрытие взаимосвязей между экономикой и экологией. | текущий тест 4 | |||
52 | Экономика и экология | Урок-исследование КУ | Обсуждение,почему при осуществлении любого экономического проекта осуществляется экологическая экспертиза .Меры экологической безопасности в своем регионе. | текущий | |||
Путешествия по городам и странам (14 часов) | |||||||
53 | Золотое кольцо России. | Урок-пу-тешест-вие КУ | Прослеживание маршрута путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. Моделирование маршрута Золотого кольца,используя фотографии и сувениры | текущий | презентация | ||
54 | Золотое кольцо России. | УОЗ | Составление вопросов к викторине по Золотому кольцу .Составление сообщения о любом городе Золотого кольца. | текущий | |||
55 | Проект «Музей путешествий» | Урок-проект КУ | Сбор экспонатов ,составление этикетки. Оформление экспозиции музея. Подготовка сообщения с демонстрацией экспонатов. | текущий | |||
56 | Наши ближайшие соседи | Урок-путешествие КУ | Ознакомление по карте России с границами нашего государства,с нашими соседям,.со странами имеющие границы только с Калининградской областью. Подготовка сообщений о наших соседях. Обсуждение значения добрососедских отношений. | текущий | |||
57 | На Севере Европы | Урок-путешествие КУ | Самостоятельное изучение материала учебника о странах северной Европы. Соотношение государств и их флагов. Составление вопросов к викторине по странам севера Европы. Выяснение какие товары поступают к нам из этих стран. | текущий | презентация | ||
58 | Что такое Бенилюкс | Урок-путешествие КУ | Самостоятельное изучение материала учебника о странах Бенилюкса. Подготовка сообщения о стране с показом местоположения на карте. Составление вопросов к викторине по странам Бенилюкса Выяснение какие товары поступают к нам из этих стран. | текущий | |||
59 | В центре Европы | Урок-путешествие КУ | Самостоятельное изучение материала учебника о странах Европы. Подготовка сообщения о стране с показом местоположения на карте. Составление вопросов к викторине по странам Европы Выяснение какие товары поступают к нам из этих стран. | текущий | |||
60 | По Франции и Великобритании(по Франции) | Урок-путешествие КУ | Самостоятельное изучение материала учебника о Франции. Подготовка сообщения о стране с показом местоположения на карте. Составление вопросов к викторине по Франции Выяснение какие товары поступают к нам из этой страны | текущий | презентация | ||
61 | По Франции и Великобритании(по Великобритании) | Урок-путешествие КУ | Самостоятельное изучение материала учебника о Великобритании. Подготовка сообщения о стране с показом местоположения на карте. Составление вопросов к викторине по Великобритании. Выяснение какие товары поступают к нам из этой страны | текущий | |||
62 | На юге Европы | КУ | Самостоятельное изучение материала учебника о Греции и Италии. Подготовка сообщения о стране с показом местоположения на карте. Составление вопросов к викторине по Греции и Италии Выяснение какие товары поступают к нам из этой страны | текущий | |||
63 | По знаменитым местам мира | КУ. | Соотнесение памятника архитектуры и исскуства с той страной, в которой они находятся. Обсуждение темы международного туризма. Поиск информации о достопримечательностях разных стран. Подготовка сообщений. | текущий тест 5 | презентация | ||
64 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие | УКЗ | Выполнение задания;проверим свои знания. | итоговый | |||
65 | Презентация проектов «Кто нас защищает» «Экономика родного края» «Музей путешествий» | Урок-конференция КУ | Выступление с подготовленными сообщениями,иллюстрирование наглядными материалами. Обсуждение выступления учащихся .Оценивать свои достижения и достижения других участников. | текущий | |||
66 | Презентация проектов «Кто нас защищает» «Экономика родного края» «Музей путешествий» | Урок-конференция УОЗ | Выступление с подготовленными сообщениями,иллюстрирование наглядными материалами. Обсуждение выступления учащихся .Оценка достижений. | текущий | |||
67, 68 | Резерв |
Приложение 2 к рабочей программе по окружающему миру
для 3 класса, учителя Куприяновой Н.А. на 2014- 2015 учебный год
КОНТРОЛЬНО ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Проверочная работа 1
1 Назови 2 растения, которые занесены в Красную книгу
2 Что является причиной исчезновения растений (назови на менее двух)
3 Что человеку дают растения?
Проверочная работа 2
1 Экологическая безопасность это…
2 Назови правила безопасного поведения в лесу
3 Что может быть источником посступления загрязняющих веществ в организм человека?
4 Как защититься от загрязненного воздуха?
Тест 1 по теме Великий круговорот жизни
А 1 Кто является организмами- производителями?
1 растения
2 бактерии
3 грибы
4 хищники
А 2 Кто относится к организмам- разрушителям?
1 растения
2 хищники
3 бактерии
4 животные
А 3 Кто относится к организмам- потребителям?
1 растения
2 грибы
3 бактерии
4 животные
А 4 Какое звено в круговороте жизни наиболее важно?
1 потребители
2 производители
3 разрушители
4 все звенья
В 1 Какова роль растений в круговороте жизни?
1 они потребляют углекислый газ
2 они выделяют кислород
3 они производят питательные вещества
4 они всасывают из почвы воду с минеральными солями
В 2 Какова роль бактерий в круговороте жизни?
1 они разрушают останки мертвых животных и растений
2 они разрушают жилище человека
3 они истребляют растения
4 они вызывают болезни животных
С 1 Кто контролирует численность растительноядных животных?
1 человек
2 грибы
3 растения
4 хищники
Тест 2 по теме Чтобы путь был счастливым
А 1 Что опасно делать на тротуаре?
1 стоять
2 играть в футбол
3 везти коляску
4 разговаривать
А 2 С какого возраста можно ездить на велосипеде по дороге?
1 с 10 лет
2 с 14 лет
3 с 7 лет
4 с 11 лет
А 3 Найди неверное утверждение
1 Автобус надо ждать на краю остановки
2 Дорогу можно переходить на зеленый сигнал светофора
3 Дорогу можно переходить, если все машины затормозили
4 Дорогу надо перехолить там, где есть знак перехода и светофор
А 4 Кому разрешается ездить по тротуару на велосипеде?
1 всем
2 детям с 14 лет
3 меленьким детям
4 взрослым
С 1 Чего нельзя делать, если ты пассажир?
1 прислоняться к дверям в общественном транспорте
2 трогать оставленные без присмотра вещи
3 отвлекать водителя разговорами и вопросами
4 держаться за поручни
Тест 3 по теме Дорожные знаки
А 1 Синие круги с белыми рисунками- это знаки
1 предписывающие
2 предупреждающие
3 сервиса
4 запрещающие
В 1 Какую работу выполняют дорожные знаки?
1 помогают пешеходам
2 помогают водителям
3 обеспечивают безопасность движения
4 помогают дорожным службам
С 1 Какие знаки относятся к знакам сервиса?
1 пункт питания
2 автозаправочная станция
3 место остановки трамвая
4 пункт первой медицинской помощи
Тест 4 по теме Экономика и экология
А 1 Что такое экологическая катастрофа
1 крушение самолета
2 столкновение транспорта
3 кораблекрушение
4 нанесение тяжкого вреда природе
А 2 Какая хозяйственная деятельность загрязняет воду?
1 добыча полезных ископаемых
2 выброс воды, используемой в быту
3 строительство электростанций
4 производство химических веществ
А 3 Какая хозяйственная деятельность загрязняет почву?
1 борьба насекомых в полях химическими методами
2 производство химических веществ
3 выброс отходов при добыче полезных ископаемых
4 выброс выхлопных газов транспортом
А 4 Что является причиной загрязнения воздуха?
1 перевозка нефти водным транспортом
2 увеличение количества транспорта в мире
3 строительство электростанций
4 добыча полезных ископаемых
В 1 Что нужно делать, чтобы экономика приносила меньше вреда?
1 закрывать фабрики и заводы
2 выпускать меньше продукции
3 составлять экологические прогнозы, принимать охранные меры
4 не строить новые заводы
В 2 Чем занимаются ученые- экологи?
1 устраняют последствия экологических катастроф
2 рассчитывают затраты на защиту окружающей среды
3 изучают редкие растения
4 решают задачу безопасности хозяйственной деятельности
С 1 Что произойдет, если на берегу озера построить завод?
1 загрязнение воды отходами производства
2 загрязнение почвы ядохимикатами
3 исчезновение животных, обитающих в этих местах
4 загрязнение воздуха- пострадают растения
Тест 5 по теме По знаменитым местам мира
А 1 Какая достопримечательность является символом Индии?
1 пирамиды
2 Тадж- Махал
3 Пизанская башня
4 Парфенон
А 2 В какой стране находится пирамида Хеопса?
1 в Англии
2 в Индии
3 в Египте
4 в Австралии
А 3 Какая достопримечательность находится в Австралии?
1 пирамиды
2 Тадж- Махал
3 Сиднейская опера
4 Колизей
А 4 Какое сооружение является символом США?
1 пирамиды
2 Парфенон
3 Тадж- Махал
4 статуя Свободы
В 1 Что отличает здание Сиднейской оперы?
1 высота 50- этажного дома
2 крыша в виде парусов
3 она сильно наклонена
4 она сделана из мрамора
В 2 Для чего построены египетские пирамиды?
1 это крепости, чтобы защищаться от врагов
2 это храмы, чтобы приносить жертву богам
3 это гробницы фараонов
4 это место, где показывали зрелища
С 1 Какие достопримечательности есть в России?
1 собор Святого Петра
2 Московский Кремль
3 Эрмитаж
4 Кижи
Приложение 3 к рабочей программе по окружающему миру
для 3 класса, учителя Куприяновой Н.А. на 2014- 2015 учебный год
ТЕМЫ ПРОЕКТОВ
1 Богатства отданные людям
2 Разнообразие природы родного края
3 Кто нас защищает
4 Экономика родного края
5 Музей путешествий
Предварительный просмотр:
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс (Школа России)
№ уро-ка | Тема урока | Тип уро-ка | Элементы содержания | Вид контроля | ИКТ, ТСО | Дата проведения | |
план | факт | ||||||
1 | Природа | УОМН | Ознакомление с учебником,пособиями, целями и задачами раздела. Раскрытие ценности природы для людей. Осуществление самопроверки. | текущий | |||
2 | Человек | Урок-игра | Наблюдение над проявлениями внутреннего мира человека. Богатство внутреннего мира человека,его возникновение. | текущий | |||
3 | Проект «Богатства отданные людям» | Урок-проект | Распределение обязанностей в группе. Подборка материала по теме проекта. Презентация проекта. Оценка своего результата. | текущий | |||
4 | Общество | УОМН | Определение места человека в мире. Формирование выводов из изученного материала. Оценка своих достижений. | текущий | |||
5 | Что такое экология | КУ | Анализ текста учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе .Излагать текст с опорой на схему. Оценка своих достижений на уроке. | текущий | |||
6 | Природа в опасности! | Урок исследования КУ | Установление причинно-следственных связей между поведением людей,их деятельностью и состоянием окружающей среды. Положительное и отрицательное влияние человека .Сравнение заповедника и национального парка. | текущий | |||
7 | Тела, вещества, частицы | Урок-исследования КУ | Понимание учебной задачи раздела и данного урока и их выполнение. Классификация тел и веществ. Проведение опыта на основе растворимых веществ. | текущий | |||
8 | Разнообразие веществ. | Урок-исследования КУ | Характеристика свойств поваренной соли,сахара,крахмала, кислоты. Опыты по обнаружению крахмала в продуктах .Фиксация наблюдений в рабочих тетрадях. | текущий | |||
9 | Воздух и его охрана | КУ | Анализ схемы с целью определения состава воздуха. Проведение опытов ,способствующих определить свойства воздуха. | текущий | |||
10 | Вода. | КУ | Исследование по учебнику свойства воды. Вода -растворитель. | текущий | |||
11 | Превращения и круговорот воды в природе. | КУ | Три состояния воды в природе. Образование капель при охлаждении пара. | текущий | |||
12 | Берегите воду! | Урок-исследования | Нахождение числовых данных в учебнике. Экономное использование воды .Загрязнение воды. | текущий | |||
13 | Как разрушаются камни | Урок-исследования | Причины разрушения горных пород в природе. Зависимость частиц тел от изменения температуры. | текущий | |||
14 | Что такое почта. | КУ | Выдвижение гипотезы о плодородие почв. Исследование состава почвы. | текущий | |||
15 | Разнообразие растений | УПЗиУ | Знакомство с группами растений по материалам учебника. Классификация растений. Использование информации при характеристике групп растений. | текущий | |||
16 | Солнце,растения и мы с вами | УОМН | Сходства и различия процессов питания и дыхания у растений и животных. Рассказ о этих процессах с опорой на схему. | текущий | |||
17 | Размножение и развитие растений. | КУк | Характеристика необходимых условий для размножения растений. Выявление роли животных в процессе размножения растений. | текущий | |||
18 | Охрана растений | УОЗ | Актуализация сведений об исчезающих и редких растений. Характеристика факторов отрицательного воздействия человека на мир растений. | текущий | |||
19 | Разнообразие животных. | УПЗиУ | Классификация животных. Понимание учебной задачи и её выполнение. | текущий | |||
20 | Кто есть кто?Проект «Разнообразие природы родного края». | Урок-проект | Характеристика животных по типу питания. Анализ схемы питания. Характеристика защитных форм растений и животных. Роль искусства в поддержке равновесия в природе. Составление и презентация книги «Книга природы родного края» | тематический | |||
21 | Размножение и развитие животных. | УПЗиУ | Характеристика животных по способу размножения. Рассказы о животных(забота о потомстве) | текущий | |||
22 | Охрана животных. | Урок-конференция КУ | Актуализация знаний о редких исчезающих животных. Характеристика факторов отрицательного воздействия человека на мир растений. Создание книжки-малышку «Береги животных» | текущий | |||
23 | В царстве грибов. | УПЗиУ | Характеристика строения шляпочных грибов. Моделирование различий грибов-двойников. | текущий | |||
24 | Великий круговорот жизни. | УКЗ | Организмы-разрушители ,производители. потребители их характеристика. Звенья круговорота веществ в природе. Моделирование круговорота веществ в природе. | текущий | |||
25 | Организм человека | УОМН | Актуализация знаний по анатомии и физиологии человеческого организма .характеристика системы органов человека .Обсуждение взаимосвязи наук анатомии,физиологии, гигиены. Формирование знаний о местонахождении органов. Измерение роста и веса (работа в паре) | текущий | |||
26 | Органы чувств | Урок-исследования КУ | Самостоятельное изучение темы и подготовка рассказа пот предложенному плану. Распознавание предметов на ощупь и по запаху вс ходе учебного эксперимента. Формирование правил гигиены органов чувств. | текущий | |||
27 | Надёжная защита организма | Урок практика Ку | Практическая работа по изучению свойства кожи. Освоение приёмов оказания первой помощи при повреждении кожного покрова. Подготовка рассказа об уходе за кожей. | текущий | |||
28 | Опора тела и движения | УПЗиУ | Роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма. Роль правильной осанки. | текущий | |||
29 | Наше питание. Проект «Школа кулинаров» | Урок -проект КУ | Определение наличия питательных веществ в продуктах питания. Моделирование строения пищеварительной системы. Правила рационального питания. Меню здорового питания. | текущий | |||
30 | Дыхание и кровообращение | Урок-практика КУ | Актуализация знаний о лёгких и сердце. Характеристика строения дыхательной системы и её роль в организме. Моделирование строения дыхательной системы. Характеристика кровеносной системы и роль крови в организме .Измерение пульса на запястье при разной нагрузке. | текущий | |||
31 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие. | УКЗ | Выполнять задания .поверять свои знания | итоговый | |||
32 | Презентация проектов «Богатства отданные людям» Разнообразие природы родного края» « Школа кулинаров» | Урок-конференция КУ | Выступление с подготовленными сообщениями. Обсуждение. Оценивание достижений. | текущий | |||
33 | Умей предупреждать болезни | УПЗиУ | Характеристика и формирование факторов закаливания. Составление памятки по закаливанию. Составление инструкции по предупреждению инфекционных заболеваний. | текущий | |||
34 | Здоровый образ жизни | УПиСЗ | Обсуждение и формирование правила здорового образа жизни и выполнение их в жизни. | текущий | |||
35 | Огонь,вода и газ | УОМН | Понимание учебной задачи раздела и данного урока и их выполнение. Актуализация знаний об опасности в быту .Моделирование схем различных ситуациях. Анализ схемы эвакуации из школы и моделирование в ходе учебной тревоги | текущий | |||
36 | Чтобы путь был счастливым | УОЗ | Актуализация правил безопасного поведения на улице. Изучение по материалам учебника правил поведения на улице и в транспорте,подготовка сообщения .Обсуждение предложенных ситуаций,которые являются наиболее опасными. Моделирование своих действий через ролевую игру. | текущий | |||
37 | Дорожные знаки | УКЗ | Актуализация знаний дорожных знаков. .Типы знаков. модель со знаками «Путь домой» Выполнение тестов с выбором ответа. | текущий | |||
38 | Проект «Кто нас защищает» | Урок-проект КУ | Поиск информации сведений о Вооружённых Силах России,деятельности полиции,службы пожарной безопасности.,МЧС. Оформление стендов,альбомов. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. | тематический | |||
39 | Опасные места | УПиСЗ | Актуализация полученных знаний о потенциально опасных местах. Составление схемы своего двора с обозначением опасных мест. | текущий | |||
40 | Природа и наша безопасность | УОЗ | Характеристика опасности в природе. Нахождение информации о ядовитых растениях и грибах. Различие гадюки и ужа авила гигиены при общении с домашними животными. | текущий | |||
41 | Экологическая безопасность | Урок практика КУ | Анализ цепей загрязнений,примеры таких цепей. Обсуждение проблемы экологической безопасности и мер по охране окружающей среды. Знакомство с устройством бытового фильтра для очистки воды. | текущий | |||
42 | Для чего нужна экономика | УОМН | Понимание учебной задачи раздела .Различие товаров и услуг. Характеристика труда. Анализ покупок дома. | текущий | |||
43 | Природные богатства и труд людей-основа экономики | УОМН | Раскрытие роли природных богатств и труда людей пр предложенному плану. Связь профессий между собой .Выяснять роль профессий родителей в экономике. | текущий | |||
44 | Полезные ископаемые | КУ | Актуализация знаний о полезных ископаемых. Определение полезных ископаемых. Характеристика добычи полезных ископаемых | текущий | |||
45 | Растениеводство | Урок-практика КУ | Актуализация знаний о дикорастущих и культурных растениях. Исследование сельскохозяйственного растения и описание его по плану. Значение растениеводства. Характеристика роли растений в экономике .Связь растениеводства и промышленности. | текущий | |||
46 | Животноводство | Урок-исследование КУ | Актуализация знаний о диких и домашних животных. Классификация домашних сельскохозяйственных животных Роль животных в экономике. Продукты животноводства в нашем доме. | текущий | |||
47 | Какая бывает промышленность | Урок-исследование КУ | Характеристика отрасли промышленности. Выявление взаимосвязи в промышленности. | текущий | |||
48 | Проект «Экономика родного края» | Урок-проект УК | Сбор информации о экономике своего края. Оформление стендов, альбомов. Презентовать и оценивать результаты проектной деятельности. | текущий | |||
49 | Что такое деньги. | Урок-практика КУ | Характеристика видов обмена товарами(бартер и купля-продажа) | текущий | |||
50 | Государственный бюджет | УОМН | Характеристика государственного бюджета ,его доходы и расходы. Люди каких профессий получают зарплату из государственного бюджета | текущий | |||
51 | Семейный бюджет | УОМН | Характеристика семейного бюджета ,его доходы и расходы .Источники дохода в семье. Моделирование семейного бюджета. | текущий | |||
52 | Экономика и экология | УОЗ | Актуализация знаний о влиянии человека на окружающую среду. Раскрытие взаимосвязей между экономикой и экологией. | текущий | |||
53 | Экономика и экология | Урок-исследование КУ | Обсуждение,почему при осуществлении любого экономического проекта осуществляется экологическая экспертиза .Меры экологической безопасности в своем регионе. | текущий | |||
54 | Золотое кольцо России. | Урок-пу-тешест-вие КУ | Прослеживание маршрута путешествия по карте в учебнике и настенной карте России. | текущий | |||
55 | Золотое кольцо России. | Урок-путешествие КУ | Моделирование маршрута Золотого кольца,используя фотографии и сувениры | текущий | |||
56 | Золотое кольцо России. | УОЗ | Составление вопросов к викторине по Золотому кольцу .Составление сообщения о любом городе Золотого кольца. | текущий | |||
57 | Проект «Музей путешествий» | Урок-проект КУ | Сбор экспонатов ,составление этикетки. Оформление экспозиции музея. Подготовка сообщения с демонстрацией экспонатов. | текущий | |||
58 | Наши ближайшие соседи | Урок-путешествие КУ | Ознакомление по карте России с границами нашего государства,с нашими соседям,.со странами имеющие границы только с Калининградской областью. Подготовка сообщений о наших соседях. Обсуждение значения добрососедских отношений. | текущий | |||
59 | На Севере Европы | Урок-путешествие КУ | Самостоятельное изучение материала учебника о странах северной Европы. Соотношение государств и их флагов. Составление вопросов к викторине по странам севера Европы. Выяснение какие товары поступают к нам из этих стран. | текущий | |||
60 | Что такое Бенилюкс | Урок-путешествие КУ | Самостоятельное изучение материала учебника о странах Бенилюкса. Подготовка сообщения о стране с показом местоположения на карте. Составление вопросов к викторине по странам Бенилюкса Выяснение какие товары поступают к нам из этих стран. | текущий | |||
61 | В центре Европы | Урок-путешествие КУ | Самостоятельное изучение материала учебника о странах Европы. Подготовка сообщения о стране с показом местоположения на карте. Составление вопросов к викторине по странам Европы Выяснение какие товары поступают к нам из этих стран. | текущий | |||
62 | По Франции и Великобритании(по Франции) | Урок-путешествие КУ | Самостоятельное изучение материала учебника о Франции. Подготовка сообщения о стране с показом местоположения на карте. Составление вопросов к викторине по Франции Выяснение какие товары поступают к нам из этой страны | текущий | |||
63 | По Франции и Великобритании(по Великобритании) | Урок-путешествие КУ | Самостоятельное изучение материала учебника о Великобритании. Подготовка сообщения о стране с показом местоположения на карте. Составление вопросов к викторине по Великобритании. Выяснение какие товары поступают к нам из этой страны | текущий | |||
64 | На юге Европу | КУ | Самостоятельное изучение материала учебника о Греции и Италии. Подготовка сообщения о стране с показом местоположения на карте. Составление вопросов к викторине по Греции и Италии Выяснение какие товары поступают к нам из этой страны | текущий | |||
65 | По знаменитым местам мира | КУ. | Соотнесение памятника архитектуры и исскуства с той страной, в которой они находятся. Обсуждение темы международного туризма. Поиск информации о достопримечательностях разных стран. Подготовка сообщений. | текущий | |||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие | УКЗ | Выполнение задания;проверим свои знания. | итоговый | |||
67 | Презентация проектов «Кто нас защищает» «Экономика родного края» «Музей путешествий» | Урок-конференция КУ | Выступление с подготовленными сообщениями,иллюстрирование наглядными материалами. Обсуждение выступления учащихся .Оценивать свои достижения и достижения других участников. | текущий | |||
68 | Презентация проектов «Кто нас защищает» «Экономика родного края» «Музей путешествий» | Урок-конференция УОЗ | Выступление с подготовленными сообщениями,иллюстрирование наглядными материалами. Обсуждение выступления учащихся .Оценка достижений. | текущий |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи (окружающему миру) "Школа России" 4 класс
Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 2 учебных часа в неделю....
Рабочая программа 1 класса по окружающему миру УМК "Школа 21 века"
Рабочая программа 1 класса по окружающему миру УМК "Школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класса по окружающему миру Школа России
Рабочая программа для 4 класса по окружающему миру Школа России...
Рабочая программа 4 класса по окружающему миру УМК "Школа XXI века"
Программа начального общего образования утвержденного приказом 2009 года (в редакции от 31.12.2015) по окружающему миру составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требо...
Рабочая программа для 1 класса по окружающему миру .Школа России
Рабочая программа...
Рабочая программа 1 класса по окружающему миру УМК "Школа XXI века"
Программа начального общего образования утвержденного приказом 2009 года (в редакции от 31.12.2015) по русскому языку составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требова...
Рабочая программа и КТП по окружающему миру "Школа России", 1-4 классы
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторских программ....