Конспект урока по окружающему миру на теме «Опора тела и движение» 2 класс
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме

Конспект урока по окружающему миру на теме "Опора тела и движение" по рограмме "Школа России" 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_okr_miru4.doc186.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. «Опора тела и движение».

Цели. Ознакомить детей с опорно-двигательным аппаратом;

 формировать у них представление о здоровом образе жизни;

укреплять гигиенические навыки.

Учебные материалы. Учебник «Окружающий мир» (2 класс, ч. 2) (авт. А.А. Плешаков); плакаты «Скелет человека», «Скелетные мышцы», «Нарушение осанки»; карточки с индивидуальными разноуровневыми заданиями; рисунки детей; белые халаты.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Чтобы узнать тему урока и проверить, как вы приготовили домашнее задание, надо разгадать кроссворд.

Вопросы. 1. Главный орган системы кровообращения. 2. Всегда во рту, а не проглотишь. 3. Когда сыт, он молчит, когда голоден – урчит. 4. Орган зрения. 5. Органы дыхания человека. 6. Орган, с которого начинается путь пищи в организме.

Ответы

1. Сердце. 2. Язык. 3. Желудок. 4. Глаз. 5. Легкие. 6. Рот.

У. Какое слово получилось в выделенной строчке?

Дети. Скелет.

У. Тема нашего урока: «Опора тела и движение». Мы постараемся ответить на вопросы: что служит опорой для органов человеческого организма, поддерживает форму тела? Благодаря чему человек может двигаться?

III. Знакомство с опорно-двигательным аппаратом

У. Существует ли под мягкими тканями нашего тела твердая основа? Ощупайте части своего тела: голову, грудь, ноги, руки. Что прощупывается под кожей?

Д. Кости.

У. Твердые части тела – это кости, мягкие части – это мышцы.

К нам в гости пришли три доктора. Они хотят рассказать вам об этом подробнее.

Рассказывают ученицы в белых халатах.

Доктор 1. Все кости вместе составляют скелет – каркас нашего тела. Он придает ему форму, служит внутренней опорой, поддержкой для мягких тканей. Кроме того, кости защищают внутренние органы от повреждений. Скреплены кости так, чтобы человек мог двигаться.

Доктор 2. Скелет состоит из нескольких групп костей. Это череп, кости туловища (позвоночник с грудной клеткой), кости рук и кости ног. Череп состоит из наиболее прочных костей. Они защищают самый сложный орган – головной мозг. Кости позвоночника защищают спинной мозг, который находится внутри него.

Доктор 3. Головной мозг – центр управления нашим организмом. По его команде сокращаются и расслабляются мышцы. Мышцы приводят в движение кости, а значит, и наше тело. Поэтому именно от них зависят красота и плавность наших движений, правильная осанка.

У. Действительно, осанка человека зависит от развития скелета и мышц. Не случайно нам помогали врачи, чья специальность – хирург-ортопед. Именно эти специалисты занимаются профилактикой и лечением различных нарушений опорно-двигательного аппарата – того, что дает человеческому телу опору и движение, то есть скелета.
Почему это так важно? Потому, что осанка имеет важное значение не только для внешности, красоты тела, но и для здоровья, так как влияет на расположение и работу внутренних органов. При неправильном положении тела труднее дышать, хуже работают сердце и другие внутренние органы. Послушайте об этом.

Разыгрывается сценка.

Автор. Как-то раз Сережа сидел за столом и делал уроки. Он писал большое упражнение по русскому языку. Тут в комнату вошла мама, посмотрела на мальчика и спросила:
Мама. Ты, сынок, наверное, хочешь вырасти горбатым?
Сережа. Нет. А почему ты так решила?
Мама. Потому что ты сидишь так, что у тебя вполне может вырасти горб.
Сережа. А как же мне надо сидеть?
Мама. Соблюдай правильную осанку! Сиди прямо, слегка наклонив голову вперед. Расстояние между тобой и краем стола должно равняться ширине ладони. Опирайся на спинку стула. Обе ноги поставь на пол ровно. Не закидывай ногу на ногу. И ни в коем случае не горбись.
Сережа. Неужели это так важно?
Мама. Да! Особенно в твоем возрасте. Твои кости сейчас растут. Если ты будешь горбиться, позвоночник будет искривляться, и сформируется неправильная осанка.
Сережа. А позвоночник – это разве кость?
Мама. Не совсем. Это группа костей, состоящая из позвонков.
Сережа. А можно ли исправить осанку?
Мама. Конечно! Специальной лечебной физкультурой, самоконтролем. Но гораздо лучше с самого детства следить за своей осанкой: делать утреннюю зарядку, заниматься спортом, играть в подвижные игры, а делая уроки, правильно сидеть за столом.
Сережа. Я буду внимательно следить за своей осанкой!

У. Ребята, так что же называют правильной осанкой?

Д. Это правильное положение тела при ходьбе, стоянии и сидении.

У. Давайте еще раз вспомним правила посадки за столом.

Работа с плакатом.

  • Сиди прямо, слегка наклонив голову.
  • Расстояние между грудью и столом должно быть равно ширине ладони.
  • Ноги ставь на пол всей ступней.

– Как проверить расстояние от парты до глаз?

Д. Надо поставить руку на локоть, пальцами дотронуться до глаз.

У. Хорошо! Вспомните вашу дорогу в школу. Как еще ученик может испортить осанку?

Д. Когда несет книги в школу.

У. Да, вам действительно приходится приносить в школу много учебных вещей. В чем их удобнее носить?

Д. В ранце.

У. Давайте проверим!

Учитель дает одному ученику в руки пакет с книгами, другому надевает ранец. Затем меняет вещи местами.

– Что удобнее?

Дети отвечают.

– Действительно, в ранце носить учебные вещи удобнее, так как тяжесть равномерно распределяется по всему телу.
Туристы, которым приходится носить очень много вещей, используют рюкзак. Он надевается на спину и снижает нагрузку.
А что нужно делать, когда вы почувствовали усталость, когда, как мы говорим, у вас «затекли мышцы», особенно если вы долго находились в одном положении?

Д. Сделать несколько упражнений, то есть провести физкультминутку.

Учитель проводит физкультминутку.

У. Тихонько сели, соблюдая правила посадки! Конечно, хорошей осанки никогда не будет у того, у кого слабые мышцы. Ведь именно мышцы поддерживают и спину, и плечи, и голову в правильном положении. А что нужно делать, чтобы мышцы были крепкими?

Д. Заниматься физическим трудом, физкультурой и спортом, делать зарядку!

У. Хочешь быть здоровым, сильным,
Молодым, красивым, стройным,
С атлетической фигурой?
Занимайся...

Д. Физкультурой!

У. Что такое атлетическая фигура? Как вы это понимаете?

Д. Это человек, у которого хорошо развиты мышцы.

У. Какие виды спорта помогают развивать мышцы?

Учитель обращается к рисункам, на которых дети изобразили свои любимые виды спорта.

– Кто самый внимательный? Подумайте: какие виды спорта не представлены на выставке?

Д. Плавание, футбол, борьба, тяжелая атлетика, бокс, фигурное катание, баскетбол, волейбол.

IV. Закрепление знаний

У. Спортсмены и много двигающиеся люди обладают хорошей осанкой, имеют хорошо развитые мышцы, а значит, и хорошее здоровье.
Выберите, какие слова подходят для характеристики здорового человека с правильной осанкой. Лишние зачеркните.

На доске: красивый, статный, сильный, стройный, ловкий, крепкий, румяный, подтянутый.

– Молодцы! Какие части речи мы использовали в этом задании? Почему?

Д. Прилагательные, так как они позволяют кого-либо или что-либо описывать.

У. Давайте подведем небольшой итог, прочитаем в учебнике вывод.

Дети читают вывод в учебнике на с. 145.

– Из каких основных частей состоит скелет человека?

Д. Из черепа, костей туловища, костей рук и костей ног.

У. Какое значение для человека имеют мышцы?

Д. Они приводят в движение кости.

У. Что нужно делать для того, чтобы развивать свои мышцы?

Д. Заниматься физкультурой.

V. Первичная проверка знаний

Дети выполняют разноуровневые индивидуальные задания.

Уровень 1

Разгадай кроссворд:

По горизонтали. 2. Часть скелета, внутри которой проходит спинной мозг.

По вертикали. 1. Орган, расположенный внутри черепа. 3. Часть скелета, которая защищает головной мозг.

Ответы

По горизонтали. 2. Позвоночник.

По вертикали. 1. Мозг. 3. Череп.

Уровень 2

Дополни схему. Напиши основные части скелета человека.

Уровень 3

Докажи, что организм – единое целое. Ответ напиши.

VI. Творческая работа в парах

Работа для сильных детей «Пословицы рассыпались». . Кость да жилы – в них вся сила. . Были бы кости, а мясо нарастет. . Здоровье дороже денег. . От лени болеют, а от труда здоровеют. . Крепок телом – богат делом. . Здоров будешь – всего добудешь.

У. Сейчас некоторые из вас получат индивидуальные задания и будут работать в парах. Им нужно собрать пословицы, объяснить их смысл и придумать ситуацию, когда можно применить пословицу. (Пока ребята выполняют задание, учитель рассказывает об истории возникновения спортивных состязаний.) Первые наскальные рисунки с изображением спортивных состязаний относятся к VI веку до нашей эры. Это было очень-очень давно. По этим рисункам можно проследить, как меняется роль физической культуры в жизни людей.
Если в первобытном обществе занятия физкультурой были необходимы для того, чтобы выжить (защититься от хищников, добыть пищу), то уже в более поздние времена, когда больше внимания стали уделять красоте человеческого тела, физкультурой начали заниматься не только потому, что это необходимо для сохранения здоровья и силы, но и потому, что это доставляло удовольствие.

Работавшие в парах ученики читают пословицы и объясняют их смысл.

VII. Итог урока

У. Что вы изучали на уроке? Что вам особенно запомнилось? Какие выводы вы для себя сделали?
Прочитайте статью в учебнике (с. 141–145), ответьте на вопросы.

Дети получают задание трех уровней сложности.

Уровень 1. Сделать аппликацию в тетради.

Уровень 2. Ответить на вопросы рубрики «Подумай!» (с. 144).

Уровень 3. Придумать сказку или рассказ, который заканчивался бы пословицей.

МБОУ «Чуевская средняя общеобразовательная школа»

Велосипед как средство здорового образа жизни

        

Урок

подготовила и провела

 учитель 1 класса

Чуева Т. Н.

        Чуево 2012

Тема. «Велосипед как средство здорового образа жизни».

Цели. Приобщать школьников к проблеме сохранения своего здоровья; составить Кодекс юного велосипедиста на основе имеющихся знаний и жизненного опыта; повторить Правила дорожного движения, учить детей использовать на практике полученные знания; развивать творческое мышление, воображение, память, смекалку, речь; воспитывать ответственность за собственное здоровье.

Учебные материалы. Конверты с заданиями; клей; карточки; загадки; дорожные знаки; цветы; шары; велосипеды.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Вступительная часть

Учитель. Добрый день, юные друзья и уважаемые гости! Предлагаю вам принять участие в деловой игре. Тема игры: «Велосипед – не только средство передвижения, но и средство здорового образа жизни».

В игре принимают участие три команды. Подсчет правильных ответов будет вести счетная комиссия в составе четырех человек.

Сегодня наша задача – написать и утвердить Кодекс юного велосипедиста. Активным участникам игры, давшим наибольшее количество правильных ответов, будет предоставлено почетное право подписаться на составленном документе. Они получат высшую отметку.

Но сначала нам предстоит уточнить три момента:

  • Что такое кодекс?
  • Что такое здоровый образ жизни?
  • Почему велосипед является средством здорового образа жизни?

Команда 1 работает со словарем; команды 2 и 3 устно рассуждают, выступает представитель от каждой команды. Задания командам написаны на карточках и помещены в конверт № 1.

Задания

Команда 1. Что такое кодекс? Найдите в толковом словаре значение этого слова.

Команда 2. Что такое здоровый образ жизни?

Инструкция

1. О чем необходимо заботиться с раннего детства?
2. Что не купишь ни за какие деньги?

Команда 3. Почему велосипед является средством здорового образа жизни?

Инструкция

1. Почему люди ездят на велосипеде?
2. Какие части тела укрепляет езда на велосипеде?

После выступления представителя от каждой команды учитель подводит итог.

У. Езда на велосипеде укрепляет мышцы и позвоночник, а также улучшает работу сердца, удлиняет продолжительность жизни человека при условии соблюдения всех правил езды.

А еще велосипед является экологически чистым видом транспорта и, по статистике ООН, – одним из самых распространенных. Только в Японии и Китае, по данным последних лет, 120 млн педальных машин. А всего на Земле 400–500 млн велосипедов. Это намного больше, чем легковых автомобилей.

Каждый человек с раннего детства должен заботиться о своем здоровье. Здоровье позволяет нам интересно жить и лучше учиться. Поэтому вас учат вести здоровый образ жизни. Сегодня о пользе физкультуры и закаливания знает каждый.

Наступило время игры. Что прежде всего должен знать велосипедист? Нам поможет ответить на этот вопрос правильно выполненное задание.

II. Что мы знаем о велосипеде?

Ученики рассказывают о том, что им известно о велосипедах. Затем они получают конверт № 2 с заданиями.

Задания

Команда 1. Составьте рассказ о трехколесном велосипеде.
Команда 2. Составьте рассказ о велосипеде «Школьник».
Команда 3. Наклейте на лист карточки из конверта с деталями спортивного велосипеда. Составьте рассказ о спортивном велосипеде.

План (для всех команд)

1. Устройство вашего велосипеда.
2. С какого возраста можно управлять этим велосипедом?

После выступления и обсуждения в Кодекс записывают: возраст (указывается возраст велосипедиста для каждого вида спортивной машины).

III. Правила езды на велосипеде

У. Чтобы избежать неприятностей и травм во время езды на велосипеде, вам предстоит выполнить еще несколько практических заданий и составить правила езды на велосипеде.
Учитель достает конверт № 3.

Задания

Команда 1. Подберите одежду для велосипедиста. Объясните свой выбор. (В конверте – рисованные куклы девочек и мальчиков и различные виды одежды.)
Команда 2. Велосипедист – ваш ровесник. Выберите для него места катания. (В конверте – карточки со словами:
стадион, сквер, дорога, тротуар, двор.)
Команда 3. Из этих дорожных знаков выберите те, которые предназначены велосипедистам. Дайте их характеристику. (В конверте – знаки: «Движение велосипедов запрещено», «Велосипедная дорожка», «Движение запрещено».)

После обсуждения в Кодекс записывают: одевайся (и наклеивают человечков в соответствующей одежде), катайся (и наклеивают карточки со словами: стадион, парк, сквер, двор), выучи (и наклеивают карточки с дорожными знаками).

IV. Игровые ситуации

У. Итак, мы составили четыре правила для велосипедиста. Но в жизни бывают разные ситуации, и, оказавшись в них, надо уметь находить правильное решение.

Учитель достает конверт № 4.

www.photosight.ru

Задания

Команда 1. Вы катаетесь на велосипеде и увидели друга. Он стоит на другой стороне улицы, радостно машет рукой и кричит: «Езжай сюда, будем кататься в моем дворе!» Ваши действия? Объясните их.

Дети. Езда по дороге и пересечение дорог запрещаются.

Команда 2. Вы катаетесь на велосипеде. К вам подходит ваш одноклассник и просит: «Покатай меня, пожалуйста, на велосипеде!» Ваш ответ? Ваши действия? Объясните их.

Д. Перевозка пассажиров запрещается.

Команда 3. Ваш друг катается на велосипеде. Он решил показать свое мастерство и отпустил руки с руля, снял с педалей ноги. Чем может закончиться такая езда?

Дети отвечают. После обсуждения в Кодексе записывают:

Запрещаются:

  • перевозка пассажиров;
  • езда по дороге и пересечение дорог;
  • езда с отпущенными с руля и педалей руками и ногами.

У. Сегодня мы написали Кодекс юного велосипедиста. А сейчас утвердим его голосованием, опираясь на ваши знания и жизненный опыт.

После голосования слово предоставляется счетной комиссии.

– Этот Кодекс надо знать
И законы соблюдать,
И тогда велосипед
Не принесет здоровью вред!

V. Остановка «Игровая»

У. Предлагаю вам отдохнуть и сыграть в игру «Это я, это я, это все мои друзья!». Я читаю вопрос, а вы, если так делаете, отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья!»

Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?

Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?

Знает кто, что красный свет
Означает: хода нет?

Знает кто, что свет зеленый
Означает: путь открыт?

Желтый свет, когда горит,
Нам «Внимание!» говорит.

VI. Остановка «И что нам горе, когда пословиц море!»

У. Это конкурс пословиц о здоровье. Наши участники готовились к этому конкурсу, они искали пословицы о здоровье.

Сейчас в течение трех минут поочередно игроки из каждой команды будут громко называть найденные ими пословицы о здоровье. За каждую пословицу команда получает одно очко.

VII. Повторение пройденного за год

У. Кто же следит за тем, чтобы не нарушались законы улиц и дорог?

Д. Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД).

У. Это особые подразделения работников милиции – людей зорких и внимательных. Они следят за порядком на дорогах нашей страны, берегут жизнь и здоровье людей.

На доске – изображение инспектора и машины ГИБДД.

– Вот он, самый главный человек на дороге – инспектор ГИБДД. Посмотрите, как он одет. Даже костюм помогает ему регулировать движение. Непромокаемая куртка, защитный шлем, белый пояс, полосатые нарукавники, а в руках – полосатый жезл. Полоски не простые: в темноте они светятся. Это для того, чтобы водители и ночью видели инспектора.
Есть у него и радиотелефон, чтобы разговаривать с другими автоинспекторами.
А вот и машина, которая все видит и все слышит. Для этого у нее есть самые разные приспособления. Командам, подаваемым машиной ГИБДД, должны подчиняться все водители и пешеходы. Послушайте стихотворение.

Подготовленный ученик читает стихотворение «Скверная история»:

www.photosight.ru

Движеньем полон город –
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.

Но кто при красном свете
Шагает напрямик?
А это мальчик Петя –
Хвастун и озорник.

Волнуются шоферы,
Во все гудки гудят,
Колеса и моторы
Остановить хотят.

Свернул водитель круто,
Вспотел, как никогда:
Еще б одна минута –
Случилась бы беда.

– О чем говорится в стихотворении? Почему оно называется «Скверная история?»

Д. С Петей чуть не случилась беда, потому что он не соблюдал Правила дорожного движения.

У. Что такое Правила дорожного движения и для чего они нужны?

Дети отвечают.

– Начинаем разговор
Про трехглазый...

Д. Светофор.

Выходит Светофор.

Светофор. Скажите, почему меня так назвали?

Выслушиваются ответы детей.

– Слово это состоит из двух частей: свет и фор. Свет и есть свет, а фор? Слово фор произошло от греческого слова форос, что означает несущий или носитель. А все вместе – светофор – значит «носитель света, несущий свет». Светофор несет свет, причем трех разных цветов. Каких?

Д. Красного, желтого, зеленого.

Светофор. А кто знает, почему для светофора были выбраны три цвета: красный, желтый, зеленый?

Дети отвечают.

– Для запрещающего сигнала красный цвет взяли потому, что он хорошо виден и днем, и ночью. Такой сигнал не меняет цвета даже в туман.
Зеленый виден несколько хуже, но зато его нельзя спутать с красным.
А желтый цвет в радуге как раз между ними.

Каждая команда раскрашивает свой светофор.

У. Через улицу, словно мостик, перекинут пешеходный переход. Полосатую дорожку пешеходного перехода расстилают поперек улицы там, где нет светофора. Водитель, еще издали заметив такую «зебру», убавит скорость, притормозит: иди спокойно, пешеход!
Вот и подошел к концу наш праздник. Давайте посмотрим, с какими результатами мы закончили его.

Жюри подводит итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме:"Опора тела и движение".

На этом уроке ребята повторяют значение кожи для организма человеа, а затем узнают о значение скелета в опоре и движении тела человека....

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Какими бывают горы" 2 класс

Урок построен на основе приёмов технологии развития критического мышдения: "Знаю, Хочу узнать, Узнал"и игры"Как ты думаешь?". Ребята узнают о разновидностях гор, их отличительных особенностях от холмо...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Организм человека" для 3 класса

Конспект урока по окружающему миру: "Организм человека". Данный конспект урока был составлен для учащихся 3 класса имеющих тяжелые нарушения речи....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Строение тела человека"

Конспект урока по окружающему миру + презентация к уроку....

Конспект урока по окружающему миру по теме: «Строение тела человека» 3 класс УМК «Перспектива»

Конспект урока по окружающему мирупо теме: «Строение тела человека»3 класс УМК «Перспектива»...

Конспект урока окружающего мира по теме "Опора тела и движение"

Конспект урока окружающего мира по теме "Опора тела и движение" 3 класс...